Введение 3
1. Особенности продвижения услуг в области фитнес-индустрии 6
1.1. Специфика системы продвижения услуг в сфере физической культуры и
спорта 6
1.2. Современные инструменты продвижения фитнес-услуг 9
1.3. Опыт, тенденции и проблемы развития физкультурно-оздоровительного
бизнеса в России 13
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Гулливер» 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 26
2.3. Анализ спроса на фитнес-услуги по рыночным сегментам и отдельным видам 33
3. Разработка мероприятий по продвижению услуг в ООО «Гулливер» 39
3.1. Описание и характеристика проекта 39
3.2. Обоснование затрат на реализацию проектных мероприятий и расчет экономической эффективности проекта 55
Список использованных источников 66
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Развитие российской экономики дает возможность появиться на рынке новым, активно развивающимся: под влиянием времени индустриям. Так, в начале 90-х гг. XX в России появились первые фитнес-клубы, предоставляющие потребителям физкультурно-оздоровительные услуги. Фитнес-клубы начинают входить в потребительские привычки целевой аудитории, они позволяют людям поддерживать хорошую физическую форму.
Во всем мире в индустрию фитнеса и спорта вовлекаются большие финансовые средства, организуются новые физкультурно-оздоровительные клубы, с широким ассортиментом услуг. Центральным местом в успешной деятельности фитнес-клуба является удовлетворение потребностей людей в двигательной активности путем оказания физкультурно-оздоровительных услуг.
В современный период «Физическая культура» и «спорт» рассматриваются, во-первых, в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества (сфера физической культуры и спорта), включающая в себя физкультурно - оздоровительную, учебно-тренировочную, соревновательную и другого рода деятельность, а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, право, управление, развитие материально-технической базы, коммуникация, научно-исследовательская работа, подготовка и переподготовка кадров).
Во-вторых, с экономической точки зрения, как отрасль непроизводственной сферы, вид общественно полезной деятельности по оказанию населению различного рода услуг. Эта деятельность осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности и ведомственной принадлежности, а также частными лицами. Согласно действующей в Российской Федерации классификации отраслей народного хозяйства, физическая культура и спорт являются составной частью отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» Российский рынок фитнес-услуг имеет достаточный потенциал роста, если учесть, что у нас фитнесом занимается всего 2% населения, тогда как, скажем, в США - 14,1% населения, а в Великобритании - 6%. По оценкам экспертов рынок современных спортивных центров будет расти на 20 % в год, пока уровень проникновения не составит 10 % [41].
Развитие фитнес-индустрии в регионах стремительно развивается. Не исключение и Белгород. Мировые тенденции говорят об увеличении спроса на физкультурно-оздоровительные услуги, что влечет за собой огромный экономический потенциал, как прямого, так и косвенного характера.
Актуальность исследования не вызывает сомнения, так как, важно не только эффективное продвижение товара, сколько эффективность управления продвижением товара, так как первое зависит от второго. И в большинстве случаев предприятие для успешного управления продвижением товара (услуги) вынуждено обратиться к компетентному в этом вопросе специалисту или агентству, нежели полагаться на свой отдел маркетинга.
В связи с этим, целью данной выпускной квалификационной работы, является изучение развития системы продвижения услуг фитнес-центра на примере фитнес-клуба «Гулливер».
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены особенности продвижения услуг в сфере фитнеса;
-проведен анализ системы продвижения услуг финтес-центра «Гулливер»;
- проведен анализ выручки, спроса и предложения на рынке фитнес-услуг;
- выявлены положительные и отрицательные параметры в работе фитнес- клуба «Гулливер»;
- предложены мероприятия по развитию системы продвижения услуг в деятельности предприятия и дана оценка их эффективности.
Объектом исследования является фитнес-клуб «Гулливер», расположенный в городе Белгороде.
Предметом исследования является система продвижения услуг.
Теоретико-методологической базой выпускной квалификационной работы является научно-учебная и периодическая литература в области менеджмента, маркетинга, экономических исследований и анализа, а также исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как С. В. Сысоева, О. С. Зыбина, С. В. Иванова, Н. Д. Виданова, Т. Моргана.
Информационную базу исследований составили данные бухгалтерской (финансовой) отчетности исследуемого предприятия за 2015-2017 гг., нормативно-правовая документация, постановления и технические документы, регулирующие сферу услуг, а также источники периодической печати.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке стратегий по совершенствованию маркетинговой деятельности для дальнейшего использования в деятельности фитнес-клуба «Гулливер», а также при управлении физкультурно-оздоровительными услугами в г. Белгороде.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 49. - Ст. 5491.
2. Богданов, Е. И. Планирование на предприятии [Текст] : учеб. пособие. / Е. И. Богданов, О. Н. Кострюкова, В. П. Орловская, П. М. Фенин - СПб .: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2016. - 288 с.
3. Бабичева, Э. И. География фитнес-туризма [Текст] / Э. И. Бабичева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-6. - С. 120-121.
4. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст] : учеб. пособие. / А. В. Бабкин, - Ростов н/Д. : Советский спорт, 2014. - 208 с.
5. Волков, А. В. Развитие спортивного туризма за рубежом [Текст] /
А. В. Волков, С. В. Черемшанов // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 4 (22) - С. 30-35.
6. Виды фитнес программ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.fitness-tour.ru/Default.aspxtabid=231/(дата обращения 22.05.2017).
7. Велединский, В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис [Текст] : учебник / В. Г. Велединский, - М. : КНОРУС, 2014. - 216 с.
8. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст] : учеб. пособие. / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов, - М. : Академия, 2015 - 352 с.
9. Ванеева, И. В. Стратегическое планирование в индустрии туризма [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/van eeva2.htm/ (дата обращения 18.03.2017).
10. Виноградов, Д. А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] : учебник. / Д. А, Виноградов, - М. : Просвещение, 2015. - 213 с.
11. Галкин, В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес [Текст] : учеб. пособие. / В. В. Галкин, - М. : КНОРУС, 2015. - 320 с.
12. Горбашко, Е. А. Менеджмент качества и конкурентоспособности [Текст] : учеб. пособие / Е. А.Горбашко - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2016. - 256 с.
13. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни [Текст] : учеб-ник. / В. И. Дубровский, - М. : RETORIKA-А: Флинта, 2015. - 144 с.
14. Енченко, И. В. Анализ привлекательности услуг сферы физической культуры и спорта среди населения / И. В. Енченко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - №2. - С. 33-38.
15. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст] : учебник / М. А. Жукова - М. : КНОРУС, 2016. - 192 с.
16. Запесоцкий, А. С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика [Текст] : учебник. / А. С. Запесоцкий, - СПб. : СПБГУП, 2015. - 352 с.
17. Зарубина, И. В. Фитнес как вид деятельности [Текст] : учебник. / И. В. Зарубина, - М. : Финансы и статистика, 2015. - 296 с.
18. Ильяшова, Е. Н. Маркетинговая деятельность: понятия и основные направления [Текст] : учебник. / Е. Н. Ильяшова, - М.: Финансы и статистика, 2016. - 480 с.
19. Информационный туристический портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.infoturizm.info/(дата обращения 12.05.2017).
20. Кабановская, Е. С. Ассортиментная политика в сфере физкультурно-оздоровительных услуг / Е. С. Кабановская // Спорт Магазин. - 2015. - №2 (207). - С. 21-26.
21. Казначеева, С. Н. Проблема подготовки специалистов в сфере туризма [Текст] / С. Н. Казначеева, Е. А. Челнокова // Экономика и социум. - 2016. - № 3-4 (12). - С. 46-78.
22. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма [Текст] : учеб. пособие. / Г. А. Карпова. - М. : Герда, 2015. - 412 с.
23. Керимов, В. Э. Торгово-посредническое предпринимательство [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В. Э. Керимов.; Рец.: А. Д. Шеремет, В. В. Бурцев; МО РФ - 4 изд., изм. и доп. - М. : Дашков и К, 2015 - 359 с.
24. Купчинов, Р. И., Глазько Т. А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] : учебник. / Р. И. Купчинов, Т. А. Глазько, - Мн. : Книжный дом, 2016 . - 378 с.
25. Кройчук, Л. А. План маркетинга: товарная политика [Текст] / Л. А. Кройчук // Строительные материалы. - 2016. - № 2. - С. 44-45.
26. Кошелева, М. Тенденции развития фитнес-центров / М. Кошелева // Спорт Магазин. - 2015. - № 4 (209). - С. 13-16.
27. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www. demographia. ru/articles/ (дата обращения 15.04.2017)
28. Кризис корректирует перспективы развития фитнеса // Спорт Магазин. - 2014. - №8 (213). - С. 5.
29. Лифиц, И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг [Текст] : учеб. пособие / И. М. Лифиц - М. : Юрайт, 2016. - 360 с.
30. Матюхина, В. Е. Оздоровительный туризм [Текст] / В. Е. Матюхина // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9. Т. 79. - С. 41¬45.
31. Нестерова, Е. Тенденции развития физкультурно-оздоровительного сервиса в сфере туризма / Е. Нестерова // Теория и практика физической куль-туры. - 2015. - № 12. - С. 18-21.
32. Новые тенденции рынка спортивной индустрии // Спорт Магазин. - 2014. - № 6 (211). - С. 6.
33. Официальный сайт «Федерация спортивного туризма России» [Элек-тронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tssr.ru/(дата обращения 12.04.2017).
34. Основные фитнес-программы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www. fitnesspiter. ru/4_articles11. Html/ (дата обращения 15.06.2017).
35. Правосудов, В. П. Физическая культура и здоровье [Текст] : учебник. /
В. П. Правосудов, - М. : Просвещение, 2016. - 234 с.
36. Путин: Ситуация с туризмом внутри России улучшается, в том числе
за счет экономики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://
www.rosbalt.ru/main/2015/08/17/1430242.html/(датаобращения 09.04.2017)
37. Радионов А. В. Психология спорта высших достижений [Текст] : учеб-ник. / - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 326 с.
38. Редченков, Н. И. Спортивный туризм для каждого [Текст] : учебник / Н. И. Редченков - Тула : АСП, 2016. - 324 с.
39. Спортивно-оздоровительный туризм и методика проведения занятий в фитнес-туре [Текст] : материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. с между-народным участием, Хабаровск, 3-4 июл. 2014 г / В. В. Бритвин и др. - М. : ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2014. - 136 с.
40. Синько, В. И. Конкурентная среда, необходимая для производства конкурентоспособной продукции [Текст] : учеб. пособие / В. И. Синько - Киев : Стандарты и качество, 2016. - 156 с.
41. Соболева, Е. А. Финансово-экономический анализ деятельности фирмы [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Соболева, И. И. Соболев - М. : Издательство «Финансы и статистика», 2015. - 128 с.
42. Сомкин, А. А. Фитнес-туризм, как актуальный вид туристского сервиса [Текст] / А. А. Сомкин // Мир человека. - 2014. - № 1. - С. 104-109.
43. Степанова, О. Н. Конкуренция на рынке физкультурно-спортивных услуг: виды, особенности, стратегии / О. Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. - С. 22-25.
44. Степанова, О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта / О. Н. Степанова. - М. : Советский спорт, 2014. - 256 с.
45. Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/(дата обращения 22.05.2017).
46. Столяров, В. И. Новые формы физкультурно-спортивной работы с
учащейся молодежью [Текст] / В. И. Столяров, Н. В. Кудрявцева // Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка. - 2014. - №1. -С. 21-26.
47. Туризм и спортивно-оздоровительный сервис. Фитнес-тур как новый популярный вид туризма. [Текст] : стат. сб. / Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки. - М. : «МЦНО», - 2016. - 110 с.
48. Туризм в цифрах [Текст] : стат. сб. / Статистические данные в туризме -М. : ИИЦ Стат. Рос., 2015. - 42 с.
49. Туристско-спортивный союз России [Электронный ресурс] / Режим до-ступа: http://www.tssr.ru(дата обращения 12.04.2017).
50. Управление проектами разработки и реализации фитнес-туров туроператорами РФ [Текст] : материалы науч. конф. Современные тенденции развития науки и технологий, Красноярск, 4 мая, 2015 г Э. И. Бабичева - Красноярск : ГУК, 2015. - 160 с.
51. Уханова, А. Особенности регионального фитнес-бизнеса / А. Уханова // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. - 2014. - №3 (73). -С.58-63.
52. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм [Текст] : учебник / Ю. Н. Федотов, - М. : Спорт, 2014. - 328 с.
53. Фитнес как социокультурное понятие [Текст] : материалы науч.-практ. конф. Академии физ. культуры, посвященной 300-летию Санкт- Петербурга, Санкт-Петербург, 15-17 апр. 2013 г / В. Е. Борилкевич - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Часть 2, - СПб, 2013. - 328 с.
54. Фитнес и его разновидности [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www. sportobzor. ru/content/articles/index. Php/ (дата обращения
14.05.2017).
55. Фитнес и здоровый образ жизни. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. 3dorov. ru/definitions. Html/ (дата обращения 12.05.2017).
56. Фитнес - туры [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www. fitness-tour. ru/Default. aspx? tabid=231/ (дата обращения 10.05.2017).
57. Фитнес-туры - новинка для отечественного рынка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www. sportindustry. Ru/ (дата обращения 1.04.2017).
58. Шлозберг, С. Фитнес для «чайников» [Текст] : книга-инструктор. / С. Шлозберг, Л. Непорент, - М. : Диалектика, 2015. - 472 с.
Шухатович, В. Р. Здоровый образ жизни [Текст] : книжное издание / В. Р. Шухатович, - Мн. : Книжный Дом, 2014. - 198 с.