Введение 3
1 Анализ понятий «социальный статус» и «референтная группа» как категорий
социологической науки 6
1.1 Понятие «социальный статус» в рамках теории стратификации М.Вебера 6
1.2 Понятие «референтная группа» в рамках теории референтных групп Р.Мертона 10
1.3 Социальный статус как критерий вхождения в референтную группу 12
2 Престижное потребление и его роль в современном обществе 13
2.1 Основные теоретические подходы к изучению престижного (демонстративного)
потребления 13
2.2 Социологическая интерпретация понятия «престижное (демонстративное)
потребление» 22
3 Эмпирическое исследование престижного потребления на примере образовательных услуг 32
3.1 Престижное потребление образовательных услуг как объект эмпирического
исследования 32
3.2 Основные методы сбора и анализа первичной информации 38
3.3 Результаты эмпирического исследования и практические рекомендации 40
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
Учитывая социальные запросы современного общества большинство людей стремиться к демонстрации своей успешности, которую подчеркивают благодаря потреблению различных товаров и услуг.
Каждое время предлагает свои символы престижности, потребляя которые, человек стремиться повысить свой социальный статус. Конечно, стоит сразу отметить тот факт, что социальный статус человека не всегда реально изменяется за счет потребления того или иного товара или услуги. Это может быть и лишь только «мнимое» изменение социального статуса, которое направлено на окружающих, для признания со стороны.
Ведь для кого-то потребление определенного товара или услуги является действительно необходимым и нужным по индивидуальным соображения, в то время как кто-то другой потребляет этот же товар или услугу или их заменители, лишь для того, чтобы соответствовать модным течениям и таким образом приобщиться к определенной референтной группе и одновременно отделиться от других социальных групп.
Сегодня одним из модных течений является наличие у человека диплома о высшем образовании. Ведь, если раньше в высшие учебные заведения мог поступить каждый желающий, то сейчас ситуация несколько изменилась. И для того, чтобы стать счастливым обладателем символа престижности, который представлен в виде «бумажного носителя», наделенного определенной смысловой нагрузкой и именуемый дипломом, необходимо выступить в качестве потребителя определенной образовательной услуги.
Потребление образовательных услуг может быть реально нужным для дальнейшей трудовой деятельности и построения карьеры, а может выступать лишь только демонстративным символом, указывающим на определенные амбиции человека.
Проблема: обоснование высшего профессионального образования как одного из направлений престижного (демонстративного) потребления и средства изменения социального статуса.
Цель: определить высшее профессиональное образование как одного из направлений престижного (демонстративного) потребления и средства изменения социального статуса.
Задачи:
1) дать определение таким понятиям, как «социальный статус личности», «референтная группа», «потребление»;
2) рассмотреть основные теоретические подходы изучения престижного (демонстративного) потребления;
3) дать социологическую интерпретацию понятия «престижное (демонстративное) потребление»;
4) провести эмпирическое исследование престижного потребления на примере образовательных услуг;
5) рассмотреть престижное потребление образовательных услуг как объект эмпирического исследования;
6) описать основные методы сбора и анализа первичной информации для эмпирического исследования;
7) на основе результатов эмпирического исследования сделать вывод относительно гипотез, заявленных в дипломной работе;
8) привести рекомендации по возможному изменению проблемной ситуации в лучшую сторону.
Научная изученность престижного потребления.
Проблема престижного (демонстративного) потребления была впервые рассмотрена Эпикуром в его философском учении о наслаждении жизненными благами, еще в далеком античном времени. В XIX веке престижное (демонстративное) потребление уже стало предметом специального изучения.
Основной работой, отражающей престижное потребление принято считать «Теорию праздного класса» Т.Веблена, которая была издана в 1899 году [14]. Дальнейшее продолжение и развитие теория престижного (демонстративного) потребления получила в работах отечественных (А.Б. Гофман, В.В. Радаев, В.И. Ильин, В.Т. Лисовский и т.д.) и зарубежных (Г. Зиммель, П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, Дж. Ритцер и т.д.) ученых.
В ходе подготовки учебной работы были использованы следующие методы: теоретические, а именно анализ социологической литературы по проблеме, заявленной в исследовании. А также эмпирические методы, к которым относятся методы сбора первичных данных (анкетный опрос, интервью), а также методы статистической обработки первичной информации посредством компьютерных программ для статистического анализа SPSS, VORTEX.
Апробация работы. Отдельные положения работы были апробированы на:
1) III Студенческой международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки» http://nauchforum.ru/ru/node/765;
2) I Международном заочном симпозиуме, проводимом ассоциацией перспективных исследований и высшего образования «Восток-Запад» («East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH) Австрия, Вена.
3) IX Студенческой международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки».
При разработке дипломного исследования были поставлены определенные цели и задачи. Целью исследования было определение высшего профессионального образования как одного из направлений престижного (демонстративного) потребления и средства изменения социального статуса. Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, была поставлена задача дать определение таким понятиям, как «социальный статус личности», «референтная группа», «потребление». Под социальным статусом понимают определенное место или своеобразную позицию индивида, которые соотносятся с общественным положением остальных людей. «Потребление» - это процесс использования предметов для удовлетворения разнообразных экономических индивидуальных потребностей. Под референтной группой понимается реальная или мнимая определенная социальная группа, ценности и уставы которой являются эталоном для какого- либо человека.
Во-вторых, было необходимо рассмотреть основные теоретические подходы изучения престижного (демонстративного) потребления. В социологии, основы теоретических представлений о сущности и структуре престижного (демонстративного) потребления, отражаются в работах зарубежных (Т. Веблен, П. Бурдье, М. Вебер, Дж Ритцер, Г. Зиммель, И. Гоффман, Ж. Бодрийяр, Т. Парсонс, Э. Дюргейм и т.д.), а также отечественных (В.В. Радаев, Д.И. Иванов, Н. Е Покровский, А. Б. Гофман, В. И. Ильин, В. П. Терин и т.д.) ученых. Поглощение символов, имеющих значимость для общества, позволяет человеку взаимодействовать с окружающими без знакомства - на языке знаков и символов. Престижное (демонстративное, показное) потребление в современном обществе выступает способом самопрезентации человека.
Исследователи демонстративного потребления представляют вниманию разнообразные деления по временным периодам, в которых отмечены те свойства демонстративного потребления, которые были наиболее выражены в тот или иной момент времени.
В-третьих, было необходимо дать социологическую интерпретацию понятия «престижное (демонстративное) потребление». Престижное (демонстративное, показное) потребление, с социологической точки зрения - это сложный социальный процесс, который предполагает собой удовлетворение вторичных потребностей людей.
В-четвертых, стояла задача провести эмпирическое исследование престижного потребления на примере образовательных услуг. В рамках которого объектом было выбрано престижное потребление образовательных услуг. Для проведения данного эмпирического исследования были использованы следующие методы: теоретические методы, а именно анализ социологической литературы по проблеме, заявленной в исследовании. А также эмпирические методы, к которым относятся методы сбора первичных данных (анкетный опрос), методы статистической обработки первичной информации посредством компьютерных программ для статистического анализа SPSS, VORTEX.
В-пятых, на основе результатов эмпирического исследования было необходимо сделать вывод относительно гипотез, заявленных в дипломной работе, а также привести рекомендации по возможному изменению проблемной ситуации в лучшую сторону. В результате проведения эмпирического исследования престижного потребления образовательных услуг обе гипотезы, которые были заявлены получили подтверждение. Основной смысл представлен следующими формулировками: «Если человеком предполагается прямое потребление образовательной услуги, то его целью получения образования выступают знания, умения и навыки» и соответственно: «Если человеком предполагается демонстративное потребление образовательной услуги, то его целью получения образования выступают определенные амбиции».
Для того, чтобы соответствовать стандартам той или иной референтной (высшей) группы люди тратят практически последние денежные средства на приобретение определенных товаров, которые, в свою очередь, будут подчеркивать их «мнимый, престижный» статус. Престижное (демонстративное, показное) потребление представляет собой своеобразную манипуляцию символами и знаками, которые идут в «комплекте» с товарами и услугами.
По представленным в работе эмпирическим данным можно заметить, что большинство из опрошенных студентов высших учебных заведений, используют услуги агентств «помощи студентам» и считают, что несамостоятельное выполнение учебных работ ни коим образом не влияет на качество образования будущего специалиста. А некоторые, напротив указывают, на тот факт, что в несамостоятельной подготовке учебных работ гораздо больше плюсов, нежели минусов.
Ведь у человека появляется гораздо больше свободного времени, и не стоит переживать за нерешенные задачи, или недописанные отчеты. Агентства «помощи студентам» сделают всё в срок. Тем более, что по оценкам качества учебных работ, которые выполняют агентства «помощи студентам» на заказ, большинство респондентов довольны тем продуктом, который предоставляют подобные организации.
1. Алешина, И. Поведение потребителей / И. Алешина. - М.: Экономистъ,
2006. - 153 с.
2. Баханов, А. Г. Двойственная природа престижного потребления: социологический анализ / А.Г. Баханов. - 2006.
3. Берстенева, О. Г. Маркетинг и поведение потребителей / О. Г. Берестенева. - Тамбов, 2007. - 75 с.
4. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или конец
социального / Ж. Бодрийяр. - Издательство Уральского Университета. 2000
5. Бодрийяр, Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр. - М, 2006. -212 с.
6. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - Добросвет. 2006
7. Бодрийяр, Ж. Символический обмен или смерть / Ж. Бодрийяр. - Книжный дом «Университет». 2009
8. Бодрийяр , Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр - М.: Рудомино, 2008. - 172 с.
9. Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл. - СПб.: Питер,
2007. - 125 с.
10. Букин, В. П. Реклама качества & Качество рекламы: учеб. пособие / В. П. Букин, Н. П. Ординарцева. - Пенза: ЦНТИ, 2004. - 54 с.
11. Брэдбери, Р. 451 по Фаренгейту / Р. Брэдбери. - Эксмо. 2010
12. Бэкбедер, Ф. 99 франков / Ф. Брекбедер. - Иностранка. 2010
13. Васильев, Г.А. Поведение потребителей / Г.А. Васильев. - М.: Инфра- М, 2010. - 183 с.
14. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен - М.: Прогресс, 2011. - 367 с.
15. Вердыш, А.В. Что нового в показном поведении / А. В. Вердыш. - 2004.
16. Воат, А. А. Рекламно-информационное пространство в структуре информационного общества (социально-философский анализ) // Этносоциум и межнациональная культура. - 2010. - № 6. - С. 198-205.
17. Гладуэлл, М. Переломный момент / М. Гладуэлл. - Альпина- Паблишерс. 2010
18. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 4е изд., испр. и доп. М., 2010.
19. Грааф, Д.Д. Потребительство - болезнь угрожающая миру / Д.Д. Грааф. - Ультра. Культура. 2005
20. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор. - Логос. 2000
21. Джером-Джулер, А. Креативные стратегии в рекламе: Исскуство создания эффективной рекламы / А. Джером-Джулер, Л. Бонни, Л. Дрюниани. - СПб.: Изд-во: Питер, 2006. - 117 с.
22. Долгин, А. Экономика символического обмена / А. Долгин. - Фонд научных исследований «Прогматика». 2007
23. Дубровин, И.А. Поведение потребителей / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и Ко, 2010.
24. Елина, Е. А. Семиотика рекламы / Е. А. Елина. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 136 с.
25. Зотова, Т.А. Поведение потребителей: теория и практика / Т.А. Зотова. - Ростов- н/Д.: Феникс, 2008. - 138 с.
26. Иванов, Д.В. Феномен потребления: критический подход //
Социология и социальная антропология. Спецвыпуск. Социология потребления. -2001. С. 10-25.
27. Ильин, В.И. Поведение потребителей / В.И. Ильин. - СПб, 2000.- 232 с.
28. Кейплз, Д. Проверенные методы рекламы / Д. Кейплз. - М.: Карьера- Пресс, 2011. - 366 с.
29. Кинг, С. Нужные вещи / С. Кинг. - АСТ. 2010
30. Ковалева, A.B. Феномен референтности в рекламе / A.B. Ковалева // Социология. 2005. -№ 2. С.94-99.
31. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - СПб.: Вильямс, 2007. - 149 с.
32. Коупленд, Д. Рабы «Microsoft» / Д. Коупленд. - АСТ. 2009
33. Лебедев-Любимов, А. А. Психология рекламы / А. А. Лебедев- Любимов. - Спб.: Изд-во: Питер, 2007. - 267 с.
34. Логунов А.В. Престижное потребление в системе средств символического обмена и конструирования социальной идентичности в трансформирующемся российском обществе : Дисс. ... канд. социол. наук. Владивосток, 2003.
35. МакКоннелл, Б. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере / Б. МакКоннелл. - Вершина. 2007
36. Масловская, Д.Л. Молодежь зависит от СМИ Текст. / Д.Л. Масловская // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 2006, - № 2.С. 135-136.
37. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - АСТ Ермак. 2003
38. Мезенцев, Е. А. Реклама в коммуникационном процессе / Е. А. Мезенцев. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - 123 с.
39. Меликян, О.М. Поведение потребителей / О.М. Меликян. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 113 с.
40. Наоми, К. Люди против брендов / К. Наоми. - Добрая книга. 2008
41. Осянин, А.Н. Проблема выбора молодежью ценностных предпочтений / А.Н. Осянин // Социология. 2005, - № 1.
42. Панюшкин, В. Восстание потребителей / В. Панюшкин. - Астрель. 2012
43. Перек, Ж. Вещи / Ж. Перек. - Молодая гвардия. 1967
44. Пелевин, В. Generation «П» / В. Пелевин. - Эксмо. 2009
45. Просветов, Г.И. Поведение потребителей: задачи и решения / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2010. - 225 с.
46. Ритцер, Дж. Макдольдизация общества - 5 / Дж. Ритцер. - Москва, Праксис, 2011. - 592 с.
47. Саевец, А.Н., Поведение потребителей / А.Н. Саевец. - М.:
ТетраСистемс, 2010. - 142 с.
48. Савельева, О. О. Социология рекламного воздействия / О. О. Савельева. - М.: «РИП-холдинг», 2006. - 284 с.
49. Стил, Д. Правда, ложь и реклама / Д. Стил. - М.: ИД «Секрет фирмы», 2006. - 448 с.
50. Тапскотт, Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет всё / Д. Тапскотт. - Best Business Books. 2009
51. Трайндл, А. Нейромаркетинг. Визуализация эмоций / А. Трайндл. - Альпина Бизнес Букс. 2007
52. Фред, Р. Искренняя лояльность. Ключ к завоеванию клиентов на всю жизнь / Р. Фред, М. Роб. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 352 с.
53. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм. - АСТ Хранитель. 2007
54. Хиз, Дж., Поттер, Э. Бунт на продажу / Дж. Хиз, Э. Поттер. - Добрая книга. 2007
55. Хопкинс, К. Моя жизнь в рекламе / К. Хопкинс. - М.: Изд-во: Эксмо,
2008. - 352 с.
56. Цимерман Ю.А. Демонстративное потребление в современном обществе: институциональный анализ : Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2007.
57. Чаудхури, А. Эмоции и рассудок. Их влияние на поведение потребителей / А. Чаудхури. - М.: Группа ИДТ, 2007. - 387 с.
58. Шёнбург, А. Искусство стильной бедности: Как стать богатым без денег / А. Шёнбург. - Текст. 2009
59. Шугерман, Д. Искусство создания рекламных посланий / Д.
Шугерман. - М.: Эксмо, 2010. - 448 с.
60. Элтон, Б. Слепая вера / Б. Элтон. - Иностранка. 2009