Арт-рецензия в интенционально-стилистическом аспекте: творческий опыт Романа Должанского («Коммерсант») и Сюзанны Клэпп («The Guardian»)
|
Введение 3
Глава 1. Жанр рецензии в контексте арт-журналистики 8
1.1. Журналистский арт-текст: интенционально-речевая характеристика .... 8
1.2. Российская и британская арт-журналистика: сравнительная
характеристика 12
1.3. Арт-журналистика и критика в российской и британской традициях:
проблема разграничения дискурсов 18
1.4. Рецензия: институциональные характеристики ключевого жанра арт-
журналистики 26
Глава 2. Речевые средства выражения авторских интенций в рецензиях
Романа Должанского и Сюзанны Клэпп 36
1.1. Классическая рецензия: творческий опыт Романа Должанского и
Сюзанны Клэпп 40
1.2. Рецензия-аннотация: творческий опыт Романа Должанского и Сюзанны
Клэпп 50
1.3. Рекламная рецензия: творческий опыт Романа Должанского и Сюзанны
Клэпп 56
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения
Глава 1. Жанр рецензии в контексте арт-журналистики 8
1.1. Журналистский арт-текст: интенционально-речевая характеристика .... 8
1.2. Российская и британская арт-журналистика: сравнительная
характеристика 12
1.3. Арт-журналистика и критика в российской и британской традициях:
проблема разграничения дискурсов 18
1.4. Рецензия: институциональные характеристики ключевого жанра арт-
журналистики 26
Глава 2. Речевые средства выражения авторских интенций в рецензиях
Романа Должанского и Сюзанны Клэпп 36
1.1. Классическая рецензия: творческий опыт Романа Должанского и
Сюзанны Клэпп 40
1.2. Рецензия-аннотация: творческий опыт Романа Должанского и Сюзанны
Клэпп 50
1.3. Рекламная рецензия: творческий опыт Романа Должанского и Сюзанны
Клэпп 56
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения
С появлением кинематографа в конце XIX века и его резко возросшей популярностью в начале XX широко распространилось мнение, что театр как вид искусства устарел, что он не выдержит конкуренции с кино и перестанет существовать. Однако театр не исчез, он продолжает развиваться и находит все новые формы. Вместе с театром эволюционирует и театральная критика - культурный феномен и медиаявление, которое нуждается в научном осмыслении.
До сих пор исследователи не могут прийти к единому мнению: включается театральная критика в медийный дискурс или нет. Еще более спорным и менее изученным феноменом является арт-журналистика в целом. Лишь несколько исследователей массмедиа занимаются этим феноменом, среди них Н. С. Гаранина, Ю. Д. Кравченко, А. А. Сидякина, Н. С. Цветова.
Ситуацию в британской науке о массмедиа можно считать аналогичной, именно поэтому для нас важны работы зарубежных специалистов (К. Валь-Йоргенсен, Дж. Харрис, И. Уордл, Дж. Элсом). Их идеи мы попытаемся спроецировать на опыт, реалии российской арт- журналистики, чтобы точнее определить институциональные характеристики интересующего нас явления. Британская арт-журналистика имеет очень давнюю и мощную традицию, в теории журналистики уже предпринимались попытки осмысления феноменологичности данного дискурса. Важно и то, что британская традиция во многом определяет сегодняшнее состояние и логику развития европейской арт-журналистики, а российская журналистика, в свою очередь, испытывает решающее влияние европейской.
Не только состояние научного дискурса позволяет считать нашу работу актуальной. Весной 2016 года театральный критик, театровед Татьяна Москвина открыла сайт «Антикритика», где сами критики и другие деятели, имеющие непосредственное отношение к театру, анализируют тексты своих коллег. На сайте «Антикритика» о цели проекта говорится следующее: «“Антикритика” будет рассматривать конкретные тексты конкретных критиков. И отвечать на простые вопросы: что и как пишет автор, каковы его умственные возможности и литературные способности, насколько он выполняет свой профессиональный долг. Перед нами критика или бездарная болтовня? Критика или своего рода эскорт-услуги? Критика или личные галлюцинации индивидуума, решившего навязать их живому театру?» . Это один из фактов, говорящих о том, что арт-критика находится в состоянии кризиса, который ощущается представителями профессионального сообщества в полной мере.
Мы находим важным выяснить, какие цели преследуют арт- журналисты, когда пишут рецензии, каковы интенционально-стилистические особенности их произведений, которые характеризуются осведомительной, оценочной и побудительной интенциональностью. На практике все типы интенции переплетены, но можно говорить о степени проявления той или иной интенционально-стилистической характеристики. Как пишет Л. Р. Дускаева , если раньше для рецензента было важно оценить и проинформировать, то сегодня на первый план выходит побудительная интенция, т. к. целью современной арт-журналистики исследователи называют воздействие на общественную и индивидуальную аксиологию и формирование потребительской активности массовой аудитории.
Мы будем рассматривать театральную рецензию в арт-журналистике как жанр, в основе которого лежит оценочная интенция. Преобладание других видов интенций в тексте рецензии ведет к трансформации жанра. Рецензия, автор которой ставит перед собой задачу в первую очередь оценить художественное произведение, будет считаться нами классической. Рецензию, в которой превалирует осведомительная интенция, мы назовем рецензией-аннотацией. Рецензия с преобладанием побудительной интенции будет рассматриваться нами как рекламная рецензия.
Объектом исследования являются тексты арт-рецензий, посвященные театральным спектаклям, публикуемые в неспециализированных российских и зарубежных изданиях, предметом - речевые средства выражения авторской интенции в текстах театральных рецензий.
Цель данного исследования - выявить характер зависимости речевой формы журналистской арт-рецензии от авторской интенциональности текста.
Цель определила систему задач:
1. определить базовые теоретические понятия;
2. выявить феноменологические характеристики эмпирического
материала;
3. откорректировать уже существующий алгоритм описания
интенционально-стилистических характеристик медиатекста в зависимости от его жанровой принадлежности;
4. провести интенционально-стилистический анализ эмпирического материала;
5. типологизировать анализируемые рецензии в зависимости от интенционально-стилистических характеристик;
6. выявить ключевые тенденции в эволюции жанра, которые проявляются в российской и европейской арт-журналистике.
Теоретическую базу исследования составят работы Л. Р. Дускаевой, Е. С. Кара-Мурзы, В. И. Конькова, Н. С. Цветовой, в которых представлены общие положения современной российской интенциональной стилистики. При разработке теории арт-журналистики, мало изученной как в России, так и в Великобритании, мы обратимся к исследованиям Н. С. Гараниной, Ю. Д. Кравченко, А. А. Сидякиной, Н. С. Цветовой. В основе характеристики теории критики - работы Б. Ф. Егорова, М. С. Кагана, В. В. Перхина, а также театроведов (Н. В. Песочинский, Л. В. Тильга, М. Ю. Дмитревская), рассматривающих этот феномен с разных точек зрения. Для характеристики арт-журналистики и критики в реалиях Великобритании мы обратимся к работам К. Валь-Йоргенсен, Дж. Харрис, И. Уордла, Дж. Элсома. Исследования Н. С. Гараниной, Ю. Д. Кравченко, А. А. Тертычного стали базовыми при описании жанрообразующих признаков рецензии.
При формировании теоретической базы исследования мы используем методы сравнения, абстрагирования и обобщения. При анализе эмпирического материала будут использованы методы сравнения и дискурс- анализа, ключевым является метод интенционально-стилистического анализа медиатекста.
Эмпирической базой исследования являются рецензии Романа Должанского и Сюзанны Клэпп, опубликованные в онлайн-версиях изданий «Коммерсант» и «The Guardian» в период с октября 2016 года по март 2017 года. Эти издания имеют широкий тематический диапазон и не освещают исключительно события культуры. У них широкий круг читателей, они не ориентированы на профессионалов в области культуры и искусства. Это позволяет предположить, что рецензии, опубликованные в рассматриваемых газетах, относятся не к театральной критике, а к арт-журналистике.
Сравнивая работы Клэпп и Должанского, мы будем анализировать не только тексты двух индивидуальностей с разными подходами к созданию рецензии, с использованием различных средств; но, в то же время, мы будем исследовать работы представителей двух разных медиасистем: российской и британской.
Мы проанализируем 45 текстов Романа Должанского, 26 из которых являются театральными рецензиями. Из них выберем три, наиболее ярко представляющие каждый из типов рецензии (в соответствии с классификацией рецензий по интенциональности). Это тексты
«Патриотическое испытание. Марк Захаров поздравил зрителя с “Днем опричника”» (2 декабря 2016 года), «Спектакль с того света. "Наследство" в постановке Штефана Кэги» (29 декабря 2016 года), «Безблагодатный огонь. "Дракон" в МХТ имени Чехова» (2 марта 2017 года). Также мы проанализируем 59 текстов Сюзанны Клэпп, 43 из которых - театральные рецензии. Для более подробного анализа мы возьмем три рецензии, соответствующие одному из трех типов рецензии: «Рецензия на “Гамлета” - Эндрю Скотт - действительно милый принц» (5 марта 2017 года), «Рецензия на спектакль “Дети” - Тонкий подход Люси Кирквуд к поколению беби- бумеров» (4 декабря 2016 года), «Рецензия на “Кто боится Вирджинии Вульф?” - Рыдающие Стонтон и Хилл» (12 марта 2017 года).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава «Жанр рецензии в контексте арт-журналистики» представляет собой интенционально-речевую характеристику журналистского арт-текста. Также в ней представлена сравнительная характеристика российской и британской арт-журналистики, рассмотрен вопрос о разграничении дискурсов арт- журналистики и критики в двух странах. В первой главе проанализированы лингвостилистические особенности рецензии и выработана классификация рецензий, основанная на преобладающей в тексте авторской интенции.
Во второй главе «Речевые средства выражения авторских интенций в рецензиях Романа Должанского и Сюзанны Клэпп» представлен анализ конкретных рецензий, соответствующих каждому из выделенных нами типов рецензии: классической, рецензии-аннотации и рекламной. Мы
проанализируем речевые средства, которые использовали авторы для выражения генеральной интенции в текстах рецензий.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы.
До сих пор исследователи не могут прийти к единому мнению: включается театральная критика в медийный дискурс или нет. Еще более спорным и менее изученным феноменом является арт-журналистика в целом. Лишь несколько исследователей массмедиа занимаются этим феноменом, среди них Н. С. Гаранина, Ю. Д. Кравченко, А. А. Сидякина, Н. С. Цветова.
Ситуацию в британской науке о массмедиа можно считать аналогичной, именно поэтому для нас важны работы зарубежных специалистов (К. Валь-Йоргенсен, Дж. Харрис, И. Уордл, Дж. Элсом). Их идеи мы попытаемся спроецировать на опыт, реалии российской арт- журналистики, чтобы точнее определить институциональные характеристики интересующего нас явления. Британская арт-журналистика имеет очень давнюю и мощную традицию, в теории журналистики уже предпринимались попытки осмысления феноменологичности данного дискурса. Важно и то, что британская традиция во многом определяет сегодняшнее состояние и логику развития европейской арт-журналистики, а российская журналистика, в свою очередь, испытывает решающее влияние европейской.
Не только состояние научного дискурса позволяет считать нашу работу актуальной. Весной 2016 года театральный критик, театровед Татьяна Москвина открыла сайт «Антикритика», где сами критики и другие деятели, имеющие непосредственное отношение к театру, анализируют тексты своих коллег. На сайте «Антикритика» о цели проекта говорится следующее: «“Антикритика” будет рассматривать конкретные тексты конкретных критиков. И отвечать на простые вопросы: что и как пишет автор, каковы его умственные возможности и литературные способности, насколько он выполняет свой профессиональный долг. Перед нами критика или бездарная болтовня? Критика или своего рода эскорт-услуги? Критика или личные галлюцинации индивидуума, решившего навязать их живому театру?» . Это один из фактов, говорящих о том, что арт-критика находится в состоянии кризиса, который ощущается представителями профессионального сообщества в полной мере.
Мы находим важным выяснить, какие цели преследуют арт- журналисты, когда пишут рецензии, каковы интенционально-стилистические особенности их произведений, которые характеризуются осведомительной, оценочной и побудительной интенциональностью. На практике все типы интенции переплетены, но можно говорить о степени проявления той или иной интенционально-стилистической характеристики. Как пишет Л. Р. Дускаева , если раньше для рецензента было важно оценить и проинформировать, то сегодня на первый план выходит побудительная интенция, т. к. целью современной арт-журналистики исследователи называют воздействие на общественную и индивидуальную аксиологию и формирование потребительской активности массовой аудитории.
Мы будем рассматривать театральную рецензию в арт-журналистике как жанр, в основе которого лежит оценочная интенция. Преобладание других видов интенций в тексте рецензии ведет к трансформации жанра. Рецензия, автор которой ставит перед собой задачу в первую очередь оценить художественное произведение, будет считаться нами классической. Рецензию, в которой превалирует осведомительная интенция, мы назовем рецензией-аннотацией. Рецензия с преобладанием побудительной интенции будет рассматриваться нами как рекламная рецензия.
Объектом исследования являются тексты арт-рецензий, посвященные театральным спектаклям, публикуемые в неспециализированных российских и зарубежных изданиях, предметом - речевые средства выражения авторской интенции в текстах театральных рецензий.
Цель данного исследования - выявить характер зависимости речевой формы журналистской арт-рецензии от авторской интенциональности текста.
Цель определила систему задач:
1. определить базовые теоретические понятия;
2. выявить феноменологические характеристики эмпирического
материала;
3. откорректировать уже существующий алгоритм описания
интенционально-стилистических характеристик медиатекста в зависимости от его жанровой принадлежности;
4. провести интенционально-стилистический анализ эмпирического материала;
5. типологизировать анализируемые рецензии в зависимости от интенционально-стилистических характеристик;
6. выявить ключевые тенденции в эволюции жанра, которые проявляются в российской и европейской арт-журналистике.
Теоретическую базу исследования составят работы Л. Р. Дускаевой, Е. С. Кара-Мурзы, В. И. Конькова, Н. С. Цветовой, в которых представлены общие положения современной российской интенциональной стилистики. При разработке теории арт-журналистики, мало изученной как в России, так и в Великобритании, мы обратимся к исследованиям Н. С. Гараниной, Ю. Д. Кравченко, А. А. Сидякиной, Н. С. Цветовой. В основе характеристики теории критики - работы Б. Ф. Егорова, М. С. Кагана, В. В. Перхина, а также театроведов (Н. В. Песочинский, Л. В. Тильга, М. Ю. Дмитревская), рассматривающих этот феномен с разных точек зрения. Для характеристики арт-журналистики и критики в реалиях Великобритании мы обратимся к работам К. Валь-Йоргенсен, Дж. Харрис, И. Уордла, Дж. Элсома. Исследования Н. С. Гараниной, Ю. Д. Кравченко, А. А. Тертычного стали базовыми при описании жанрообразующих признаков рецензии.
При формировании теоретической базы исследования мы используем методы сравнения, абстрагирования и обобщения. При анализе эмпирического материала будут использованы методы сравнения и дискурс- анализа, ключевым является метод интенционально-стилистического анализа медиатекста.
Эмпирической базой исследования являются рецензии Романа Должанского и Сюзанны Клэпп, опубликованные в онлайн-версиях изданий «Коммерсант» и «The Guardian» в период с октября 2016 года по март 2017 года. Эти издания имеют широкий тематический диапазон и не освещают исключительно события культуры. У них широкий круг читателей, они не ориентированы на профессионалов в области культуры и искусства. Это позволяет предположить, что рецензии, опубликованные в рассматриваемых газетах, относятся не к театральной критике, а к арт-журналистике.
Сравнивая работы Клэпп и Должанского, мы будем анализировать не только тексты двух индивидуальностей с разными подходами к созданию рецензии, с использованием различных средств; но, в то же время, мы будем исследовать работы представителей двух разных медиасистем: российской и британской.
Мы проанализируем 45 текстов Романа Должанского, 26 из которых являются театральными рецензиями. Из них выберем три, наиболее ярко представляющие каждый из типов рецензии (в соответствии с классификацией рецензий по интенциональности). Это тексты
«Патриотическое испытание. Марк Захаров поздравил зрителя с “Днем опричника”» (2 декабря 2016 года), «Спектакль с того света. "Наследство" в постановке Штефана Кэги» (29 декабря 2016 года), «Безблагодатный огонь. "Дракон" в МХТ имени Чехова» (2 марта 2017 года). Также мы проанализируем 59 текстов Сюзанны Клэпп, 43 из которых - театральные рецензии. Для более подробного анализа мы возьмем три рецензии, соответствующие одному из трех типов рецензии: «Рецензия на “Гамлета” - Эндрю Скотт - действительно милый принц» (5 марта 2017 года), «Рецензия на спектакль “Дети” - Тонкий подход Люси Кирквуд к поколению беби- бумеров» (4 декабря 2016 года), «Рецензия на “Кто боится Вирджинии Вульф?” - Рыдающие Стонтон и Хилл» (12 марта 2017 года).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава «Жанр рецензии в контексте арт-журналистики» представляет собой интенционально-речевую характеристику журналистского арт-текста. Также в ней представлена сравнительная характеристика российской и британской арт-журналистики, рассмотрен вопрос о разграничении дискурсов арт- журналистики и критики в двух странах. В первой главе проанализированы лингвостилистические особенности рецензии и выработана классификация рецензий, основанная на преобладающей в тексте авторской интенции.
Во второй главе «Речевые средства выражения авторских интенций в рецензиях Романа Должанского и Сюзанны Клэпп» представлен анализ конкретных рецензий, соответствующих каждому из выделенных нами типов рецензии: классической, рецензии-аннотации и рекламной. Мы
проанализируем речевые средства, которые использовали авторы для выражения генеральной интенции в текстах рецензий.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы.
В основу нашего исследования легло сравнение работ представителей двух национальных арт-дискурсов: России и Великобритании. И театральная критика, и арт-журналистика - малоизученные явления не только в России, но и в Великобритании. Но в России особенно остро стоит проблема разграничения арт-журналистики и критики, без которого невозможно определить феноменальность театральной журналистики как одного из сегментов медийного арт-дискурса. В Великобритании эта проблема давно решена, т. к. критика рассматривается в контексте арт-журналистики и воспринимается как один из ее вариантов.
Британская арт-журналистика имеет очень давнюю и мощную традицию, в их теории журналистики уже предпринимались попытки осмысления феноменологичности данного дискурса. Важно отметить, что британская традиция во многом определяет сегодняшнее состояние и логику развития европейской арт-журналистики, а российская журналистика сегодня испытывает решающее влияние европейской. Но пути развития этих феноменов в России и Великобритании разные. Несомненно, у российской арт-журналистики есть своя специфика.
Мы сравнивали не только теоретические представления об арт- журналистике, но и анализировали практику. Рассматривая работы Клэпп и Должанского, мы обращались к российским и британским теоретическим работам, которые позволили нам осознать феноменальность действующих алгоритмов текстопорождения, обусловленную целой системой обстоятельств.
На предмет интенциональных составляющих мы анализировали рецензии Романа Должанского, опубликованные в онлайн-версии газеты «Коммерсант», и Сюзаннны Клэпп, опубликованные в онлайн-версии газеты «The Guardian». Всего мы проанализировали 45 текстов Романа Должанского, 26 из которых являются театральными рецензиями, и 59 текстов Сюзанны Клэпп, из которых театральные рецензии - 43. При этом преобладали классические арт-рецензии: четырнадцать среди текстов Должанского и восемнадцать - Клэпп.
Помимо классических рецензий, нами было выявлено шесть рецензий- аннотаций и шесть рекламных рецензий среди текстов Романа Должанского, а также четырнадцать рецензий-аннотаций и одиннадцать рекламных рецензий среди текстов Сюзанны Клэпп. Как видно из приведенных цифр, рекламные рецензии среди текстов названных авторов встречаются не чаще других типов рецензий. Однако это не противоречит высказанной идее о преобладающей сегодня рекламной функции арт-журналистики. С одной стороны, мы можем говорить, что высокий статус изданий («Коммерсант» и «The Guardian») и самих авторов позволяет им выбирать, о чем писать, что, на их взгляд, наиболее достойно внимания. Этот же факт может объяснять, почему так часто встречаются рецензии с преобладанием положительных оценок над отрицательными. С другой стороны, нельзя отрицать, что такие факторы, как запрос редакции и формат издания не могут не влиять на тексты рецензий.
Мы рассматривали театральную рецензию в арт-журналистике как жанр, речевую форму которого определяет оценочная интенция. Наш материал доказывает, что преобладание других видов интенции в тексте рецензии ведет к трансформации жанра.
Мы выделили три типа рецензии по признаку интенциональности. Рецензию, автор которой ставит перед собой задачу оценить художественное произведение, мы назвали классической. Рецензию, в которой превалирует осведомительная интенция, - рецензией-аннотацией. Рецензия с преобладанием побудительной интенции рассматривается нами как рекламная рецензия. Важно отметить, что все три соответствующих жанровых схемы в конкретной журналистской практике трансформируются.
Именно такие, трансформированные театральные рецензии мы чаще всего встречаем в сегодняшних средствах массовой информации. Встретить
классическую театральную рецензию на страницах газет и журналов сегодня практически невозможно. На наш взгляд, это связано с изменением функций арт-журналистики, когда на первый план выходит рекламная функция, а не культуроформирующая. Зачастую современный арт-журналист
рассматривает спектакль в первую очередь как товар, который нужно выгодно продать, заинтересовав в нем читателей.
Авторская интенциональность может выражаться по-разному. Так осведомительная интенция передается через описание и повествование. Побудительная интенция проявляется в информации, способной программировать, организовывать деятельность адресата. Даже общая положительная оценка спектакля может быть рассмотрена как проявление побудительной интенции. Оценочную интенцию авторы могут выражать как с помощью речевых средств (использование различных средств выразительности, тропов и фигур), так и неречевых (заполнение сильных текстовых позиций).
Важнейшим элементом любой рецензии является выражение авторской оценки как проявление основной ее интенциональности - оценочной. Ведь высказанная и доказанная оценка - это, то ради чего пишется рецензия. Даже в трансформированном жанре рецензии-аннотации, где доминирует осведомительная интенция, мы находим элементы оценочности. Воздействующий потенциал рецензионного текста, как убеждает наш материал, в значительной степени зависит от профессионализма отбора речевых средств и приемов. Тогда как отбор во многом определяется характером авторской интенциональности, соответствуя речевой форме журналистского произведения.
Британская арт-журналистика имеет очень давнюю и мощную традицию, в их теории журналистики уже предпринимались попытки осмысления феноменологичности данного дискурса. Важно отметить, что британская традиция во многом определяет сегодняшнее состояние и логику развития европейской арт-журналистики, а российская журналистика сегодня испытывает решающее влияние европейской. Но пути развития этих феноменов в России и Великобритании разные. Несомненно, у российской арт-журналистики есть своя специфика.
Мы сравнивали не только теоретические представления об арт- журналистике, но и анализировали практику. Рассматривая работы Клэпп и Должанского, мы обращались к российским и британским теоретическим работам, которые позволили нам осознать феноменальность действующих алгоритмов текстопорождения, обусловленную целой системой обстоятельств.
На предмет интенциональных составляющих мы анализировали рецензии Романа Должанского, опубликованные в онлайн-версии газеты «Коммерсант», и Сюзаннны Клэпп, опубликованные в онлайн-версии газеты «The Guardian». Всего мы проанализировали 45 текстов Романа Должанского, 26 из которых являются театральными рецензиями, и 59 текстов Сюзанны Клэпп, из которых театральные рецензии - 43. При этом преобладали классические арт-рецензии: четырнадцать среди текстов Должанского и восемнадцать - Клэпп.
Помимо классических рецензий, нами было выявлено шесть рецензий- аннотаций и шесть рекламных рецензий среди текстов Романа Должанского, а также четырнадцать рецензий-аннотаций и одиннадцать рекламных рецензий среди текстов Сюзанны Клэпп. Как видно из приведенных цифр, рекламные рецензии среди текстов названных авторов встречаются не чаще других типов рецензий. Однако это не противоречит высказанной идее о преобладающей сегодня рекламной функции арт-журналистики. С одной стороны, мы можем говорить, что высокий статус изданий («Коммерсант» и «The Guardian») и самих авторов позволяет им выбирать, о чем писать, что, на их взгляд, наиболее достойно внимания. Этот же факт может объяснять, почему так часто встречаются рецензии с преобладанием положительных оценок над отрицательными. С другой стороны, нельзя отрицать, что такие факторы, как запрос редакции и формат издания не могут не влиять на тексты рецензий.
Мы рассматривали театральную рецензию в арт-журналистике как жанр, речевую форму которого определяет оценочная интенция. Наш материал доказывает, что преобладание других видов интенции в тексте рецензии ведет к трансформации жанра.
Мы выделили три типа рецензии по признаку интенциональности. Рецензию, автор которой ставит перед собой задачу оценить художественное произведение, мы назвали классической. Рецензию, в которой превалирует осведомительная интенция, - рецензией-аннотацией. Рецензия с преобладанием побудительной интенции рассматривается нами как рекламная рецензия. Важно отметить, что все три соответствующих жанровых схемы в конкретной журналистской практике трансформируются.
Именно такие, трансформированные театральные рецензии мы чаще всего встречаем в сегодняшних средствах массовой информации. Встретить
классическую театральную рецензию на страницах газет и журналов сегодня практически невозможно. На наш взгляд, это связано с изменением функций арт-журналистики, когда на первый план выходит рекламная функция, а не культуроформирующая. Зачастую современный арт-журналист
рассматривает спектакль в первую очередь как товар, который нужно выгодно продать, заинтересовав в нем читателей.
Авторская интенциональность может выражаться по-разному. Так осведомительная интенция передается через описание и повествование. Побудительная интенция проявляется в информации, способной программировать, организовывать деятельность адресата. Даже общая положительная оценка спектакля может быть рассмотрена как проявление побудительной интенции. Оценочную интенцию авторы могут выражать как с помощью речевых средств (использование различных средств выразительности, тропов и фигур), так и неречевых (заполнение сильных текстовых позиций).
Важнейшим элементом любой рецензии является выражение авторской оценки как проявление основной ее интенциональности - оценочной. Ведь высказанная и доказанная оценка - это, то ради чего пишется рецензия. Даже в трансформированном жанре рецензии-аннотации, где доминирует осведомительная интенция, мы находим элементы оценочности. Воздействующий потенциал рецензионного текста, как убеждает наш материал, в значительной степени зависит от профессионализма отбора речевых средств и приемов. Тогда как отбор во многом определяется характером авторской интенциональности, соответствуя речевой форме журналистского произведения.
Подобные работы
- Арт-рецензия в интенционально-стилистическом аспекте: творческий опыт Романа Должанского («Коммерсант») и Сюзанны Клэпп («The Guardian»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



