Введение 5
Глава I. Теоретические предпосылки обучения английскому языку пожилых слушателей курсов 9
§ 1. Актуальные проблемы обучения пожилых слушателей в рамках
курсового обучения 9
1.1. Понятие ‘люди пожилого возраста’ и границы его периодизации 9
1.2. Изменение социально-культурной среды жителей Российской
Федерации как фактор изменения условий обучения пожилых людей английскому языку 13
1.3. Психолого-физиологические особенности пожилых слушателей
курсов 19
1.4. К вопросу о понятии ‘ложные начинающие’ при обучении
иностранным языкам 23
§2. Проблемы в обучении диалогической речи на английском языке
пожилых людей уровня ‘ложных начинающих’ 27
2.1. Особенности обучения диалогической речи пожилых слушателей
курсового обучения 27
2.1.1. Цель обучения пожилыми людьми диалогической речи на
английском языке 28
2.1.2. Характеристика диалогической речи с точки зрения обучения
людей пожилого возраста 30
2.1.3. Приоритетность в развитии механизмов говорения у пожилых
слушателей курсов 32
2.1.4. Виды диалога для обучения пожилых слушателей курсов
английского языка 36
2.2. Документы, регулирующие требования к уровню владения английским языком пожилыми слушателями для курсового обучения... 38
2.3. Перечень знаний, навыков и умений диалогической речи на
английском языке для пожилых слушателей курсов 43
Выводы по Главе 1 47
Глава II. Методика обучения диалогической речи пожилых людей в рамках курсового обучения
1.1. Понятие ‘содержание обучения’ и его компоненты 50
1.2. Единицы отбора языкового материала 52
1.3. Принципы отбора языкового материала 53
§ 2. Приемы обучения диалогической речи пожилых людей уровня ‘ложные начинающие’ 56
§3. Комплекс упражнений по развитию диалогических умений на
английском языке у пожилых слушателей курсов 58
Выводы по Главе II 67
Заключение 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение 1 78
Приложение 2 79
Приложение 3 86
Интерес к изучению иностранных языков (далее ИЯ), возникший ещё в древности, в последнее время охватывает всё более широкие слои взрослого населения различных стран мира. На современном этапе процессы глобализации повысили значимость ИЯ в качестве инструмента взаимодействия и вызвали у взрослых острую необходимость в их изучении, в том числе и в Российской Федерации (далее РФ).
Высокий статус английского языка (далее АЯ) как иностранного в современном мире объясняется рядом причин. Во-первых, процесс глобализации приводит к расширению культурных, политических и экономических связей между государствами, для реализации которых необходим единый язык общения. Во-вторых, современные информационные технологии открыли доступ к накопленному в мире опыту и знаниям. И, в-третьих, желание людей путешествовать и знакомиться с культурами других стран и представлять культуру своей собственной стало осуществимо благодаря развитию сообщения между странами и открытием границ.
Перечисленные факторы вызывают необходимость в едином международном языке общения, которым на данном этапе является английский. Сейчас он используется не только в дипломатических целях, в культуре и образовании, но и в области бизнеса и туризма. Именно поэтому изучение АЯ становится необходимым для широкого круга обучающихся - от государственных деятелей и бизнесменов до рядовых сотрудников различных компаний и людей, которым язык необходим лишь во время путешествий.
Не стоит забывать также и о мотивах к изучению АЯ взрослыми, обусловленных стремлением личности к самосовершенствованию, расширению жизненного кругозора и даже желанием просто получать удовольствие от процесса обучения и общения.
Развитие медицины и технологий приводит к тому, что доля пожилых людей растёт. В то же время увеличивается и продолжительность так называемой активной старости: теперь у пожилых людей появляется возможность в том числе путешествовать заграницу. Более того, для современного поколения пожилых людей данная возможность стала более доступной по сравнению с пожилыми людьми прошлых поколений благодаря современной социально-экономической и политической ситуации. Этим объясняется активное развитие такого направления в туризме как социальный туризм граждан пожилого возраста. Отсюда также возникает потребность в изучении пожилыми людьми ИЯ, в преимуществе английского.
Кроме того, в условиях современной экономики, владение АЯ повышает конкурентоспособность на рынке труда, что вызывает потребность в его изучении не только у молодежи, но и у старшего поколения. Причем некоторая часть современных пенсионеров вынуждена продолжать работать даже после выхода на пенсию для того, чтобы поддерживать достойный уровень жизни. Однако в данной ситуации пожилые люди сталкиваются с ситуацией, при которой им необходимо обладать некоторыми преимуществами, чтобы быть востребованными на рынке труда. К таким преимуществам помимо прочих относится владение АЯ. Ко всему вышеперечисленному, дискуссии о необходимости увеличения возраста выхода на пенсию делают вопрос о конкурентоспособности людей старшего поколения ещё более острым. При этом сопряженным оказывается факт возможности обучения пожилых людей АЯ.
Актуальность данной работы заключается в следующих факторах:
1) прежде пожилые люди не рассматривались в качестве субъекта обучения на языковых курсах; однако вследствие изменившейся социально-экономической ситуации, увеличению продолжительности жизни и расширению международных связей появилась острая необходимость в разработке методики обучения пожилых людей ИЯ в рамках краткосрочных курсов;
2) психологический аспект обучения пожилых людей неразрывно связан с понятием ‘ложные начинающие’, которое активно используется в работах зарубежных методистов, но крайне редко встречается в отечественной методике, в связи с чем, мы видим острую необходимость в рассмотрении данного понятия;
3) также мы полагаем, что развитие диалогических умений - ключевой момент в овладении ИЯ пожилыми людьми, поскольку они начинают их изучение именно с целью двустороннего общения, что предполагает наличие собеседника.
Цель данной работы мы видим в теоретическом обосновании методики обучения диалогической речи на АЯ пожилых людей уровня ‘ложных начинающих’: разработке комплекса упражнений и программы обучения АЯ в рамках краткосрочных курсов для пожилых людей.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) уточнить понятие ‘люди пожилого возраста’, границы его периодизации;
2) рассмотреть изменения социально-культурной среды жителей РФ как предпосылку к изменению условий обучения пожилых людей АЯ;
3) выделить основные психолого-физиологические особенности обучаемых пожилого возраста;
4) дать определение понятию ‘ложные начинающие’ и проанализировать причины выделения данной группы обучаемых;
5) рассмотреть документы, регулирующие требования к уровню владения АЯ пожилыми слушателями для курсового обучения;
6) разработать программу начального этапа обучения пожилых слушателей курсов АЯ;
7) составить перечень знаний, навыков и умений диалогической речи на АЯ для пожилых слушателей курсов;
8) осуществить отбор и организацию содержания обучения диалогической речи на АЯ пожилых людей уровня ‘ложные начинающие’ в условиях краткосрочных курсов;
9) описать основные приемы обучения диалогической речи пожилых слушателей курсов;
10) разработать комплекс упражнений на развитие диалогических умений пожилых слушателей курсов.
Объектом исследование является процесс обучения диалогической речи на АЯ пожилых людей уровня ‘ложных начинающих’.
В качестве предмета исследования выступает методика обучения диалогической речи на АЯ пожилых людей уровня ‘ложных начинающих’.
Теоретическая значимость данной работы заключается в анализе особенностей обучения диалогической речи пожилых людей в рамках краткосрочных курсов с опорой на их возрастные психолого-физиологические особенности.
Практическая значимость заключается в разработке методики обучения диалогической речи на АЯ пожилых людей уровня ‘ложных начинающих’ посредством создания программы начального этапа обучения и разработки комплекса упражнений по развитию диалогических умений как ее части.
Современная демографическая ситуация, увеличение продолжительности жизни и изменение отношения к пожилым людям приводят к тому, что вопросы обучения людей пожилого возраста становятся актуальными. Проанализировав возрастной состав слушателей курсов АЯ при СПР мы пришли к заключению, что целевая группа обучаемых представлена людьми в возрасте от 60 до 75 лет. Обобщая также работы различных исследователей по вопросу возрастной периодизации жизни человека, именно этот возраст и был обозначен нами как ‘пожилой возраст’.
Пожилой возраст характеризуется рядом психолого-физиологических особенностей, которые необходимо учитывать при обучении ИЯ. В результате анализа литературы по вопросам возрастных когнитивных изменений нами был сделан вывод о том, что эффективное обучение АЯ в пожилом возрасте возможно при соблюдении некоторых рекомендаций.
Кроме того, рассмотрению было подвергнуто определение понятия ‘ложные начинающие’ и причины выделения данной группы обучаемых. Новизна нашей работы по данному вопросу заключается в утверждении о том, что понятие ‘обучение пожилых людей’ синонимично понятию ‘обучение ложных начинающих’.
При проведении анкетирования слушателей курсов АЯ при СПР было установлено, что основными целями изучения АЯ в рамках курсового обучения является развитие памяти и его практическое использование в туристических поездках заграницу. Данное положение оказало непосредственное влияние на отбор СО.
Кроме того, анкетирование позволило установить, что говорение является наиболее востребованным видом речевой деятельности среди пожилых слушателей курсов АЯ. Принимая во внимание цель изучения АЯ - его использование во время путешествий - мы определили диалогическую речь как доминирующую при обучении пожилых людей.
Обучение реактивности и спонтанности являются важнейшим аспектом обучения диалогической речи данной возрастной группы. Среди механизмов диалогической речи, на которые необходимо сделать акцент при обучении пожилых людей АЯ, находятся механизм памяти, механизм комбинирования и механизм конструирования. В связи с этим в работе приводятся практические рекомендации по их развитию.
Ввиду цели изучения АЯ пожилыми людьми, нами было установлено, что на начальном этапе обучения первостепенным является обучение стандартным диалогам и диалогам-обмену информацией.
Отобранное нами СО включает в себя такие элементы, как сферы общения, темы, ситуации общения, тексты, языковой материал, знания, навыки и умения. В дополнение, перечисленные знания, навыки и умения были проанализированы с точки зрения их актуальности при обучении диалогической речи. За единицу отбора языкового материала мы принимаем диалогическое единство, а также лексические и грамматические единицы. Отбор СО был произведен эмпирически, основываясь на двухгодичном опыте обучения пожилых людей на курсах АЯ при СПР; в основу отбора был положен принцип коммуникативности.
В результате анализа положительных сторон индуктивного и дедуктивного способа обучения мы пришли к выводу о том, что начинать обучение АЯ эффективнее с использования индуктивного способа обучения; далее, мы рекомендуем постепенно вводить дедуктивный способ как наиболее подходящий для обучения стандартным диалогам. При этом после интуитивного усвоения обучаемыми общего содержания текста мы рекомендуем прибегнуть к разъяснению всех незнакомых лексико-грамматических структур и реплик по причине психологических особенностей обучаемых пожилого возраста.
Рассмотрев основные типы и виды упражнений в контексте психолого-физиологических особенностей пожилого возраста мы пришли к заключению о том, что имитационные упражнения и упражнения с элементом игры (в том числе ролевые игры) играют значительную роль при обучении стандартным диалогам.
Таким образом, все вышеперечисленные особенности обучения диалогической речи, а также разработанная нами программа обучения и комплекс упражнений представляют собой основу методики обучения диалогической речи на АЯ пожилых людей уровня ‘ложных начинающих’.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. Психологический журнал, Том 17, №6. М.: 1996. С. 60-71.
4. Анцыферова Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал, 1999, том 20, №1. С. 6-19.
5. Бодалев А. А. Актуальные проблемы изучения взрослых. Мир психологии, №2. М.:1999. С. 6-11
6. Вершловский С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена. СПб: АППО, 2008, 151 с.
7. Вольбром Н. Н. Университет третьего возраста. «Золотой век» в действии / Н. Н. Вольбром // Работник социальной службы, Выпуск № 3. М.: 2012. С. 23-27.
8. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти т. Т.З / Отв. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. С. 5-328.
9. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
10. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
11. Гегечкори Л. К. К проблеме интенсификации процесса обучения
взрослых иноязычной речи. Тбилиси: 1975. С. 133-147.
12. Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е, дополненное. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 112 с.
13. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке, 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
14. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
15. Ключарев Г.А. Непрерывное образование в условиях трансформации / Григорий Ключарев, Евгений Огарев, Рос. акад. наук, Ин-т комплекс, социал. исслед. М.: Франтэра, 2002. 108 с.
16. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005. С. 28.
1Т.Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Изд- во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ"», «Cambridge University Press», 2001. 224 с.
18. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития - 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
19. Ларионова Т. П. Университет третьего возраста: опыт создания и перспективы развития. Методические рекомендации по социальной геронтологии / Т. П. Ларионова. Казань: Академия управления «ТИСБИ», 2004. 66 с.
20. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков: учебное пособие для филол. фак. вузов. М.: Высш. шк., 1981. 159 с.
21. Марыкова Е. А. Университет пожилого человека - эффективная форма повышения качества жизни клиента социального обслуживания / Е. А. Марыкова // Работник социальной службы, Выпуск № 5. М.: 2012. С. 51-53.
22. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
23. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» М.: Просвещение, 1990. 224 с.
24. Назарова Н. К. Обучение грамматически правильной устной речи в интенсивном курсе // Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе. М: МГУ, 1987. 157 с.
25. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 276 с.
26. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного
обучения. М.: Высшая школа, 1987. 192 с.
27. Погодина А.Б. Основы геронтологии и гериатрии: учеб. Пособие / А.Б. Погодина, А.Х. Газимов. Ростов на Дону: 2007. 253 с.
28. Покровский В. И. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти т. АМН СССР - том 1. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 358.
29. Пурин В. Д. Педагогика среднего профессионального образования. Ростов на Дону: Феникс, 2006. 256 с.
30. Рассудова О. П. Вопросы методики обучения устной речи на
краткосрочных курсах русского языка // Проблемы краткосрочного обучения русскому языку иностранцев. М.: Русский язык, 1977. 176 с.
31. Семенова Т. В. «Университет третьего возраста» как эффективная форма вовлечения пенсионеров в активную социальную жизнь / Т. В. Семенова // Работник социальной службы, Выпуск № 12. М.: 2010. С. 12-17.
32. Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): Пособие для учителей. К.: Рад. шк., 1989. 158 с.
33. Смирнов Н. И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перс- раб., испр. и доп. М.: Логос, 2003. 304 с.
34. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. М.: Просвещение, 2006. 239 с.
35. Урланис Б. Ц. Эволюция продолжительности жизни. М.: Статистика, 1978. 310 с.
36. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 372 с.
37. Шай У. К. Интеллектуальное развитие взрослых. Психологический журнал / АН СССР, Том 19, №6. М.: Наука, 1998. С. 72-88.
38. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. яз.» - 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1986. 223 с.
39. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: Издательство Икар, 2011. 454 с.
40. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
41. Ярыгина В. Н., Мелентьева А. С., Руководство по геронтологии и гериатрии: в 4-х т. - Т. I. Основы геронтологии. Общая гериатрия. М.: ГОТАР-Медия, 2010. С. 31.
42. Bromley D. B. Human Ageing. An Introduction to Gerontology, 3rd edition. London: Pengiun, 1988. 325 p.
43. Burnside I. M., Ebersole P., Monea H. E. Psychosocial caring throughout the life span, 6th ed. NY.: McGraw-Hill, 1979. 655 p.
44. Christiansen M., Wu X. An individualized approach for teaching false beginners // Journal of the Chinese Language Teachers Association, Vol. 28, No.2: Chinese Language Teachers Association, 1993. P. 91-100.
45. Frantzen D., Magnan S. Anxiety and the True Beginner-False Beginner Dynamic in Beginning French and Spanish Classes // Foreign Language Annals Vol. 38, No. 2: 2005. P. 171-190.
46. Nakamura T. What Makes Language Learners False Beginners // 23rd Annual Meeting of the Japan Association for Language Teaching. Hamamatsu: 1997, 11 p.
47. Perlmutter M. What is memory aging the aging of? // Developmental Psychology, Vol. 14, Issue 4. Washington: American Psychological Association, 1978. P. 330-345.
48. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division, World Population Ageing, ST/ESA/SER.A/348. NY.: United Nations, 2013. 95 p.
49. Zachs R. Т., Hasher L., Li K. Z. H. Human memory // Craik F. I. M., T. A. Salthouse (Eds.), Handbook of aging and cognition (2nd ed.) Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2000. 755 p.
Интернет-источники:
50. Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия
[электронный ресурс] - URL: http://www.demographia.ru/articles_N/
index.html? idR=19&idArt=322 (18.05.2016)
51. Демография Федеральная служба государственной статистики
[электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/
rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/# (18.05.2016)
52. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (первая версия) (Проект) [электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации - URL: http://минобрнауки.рф/документы/4090 (22.05.2016)
53. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [электрон-ный ресурс] - URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html
(18.05.2016)
54. Основные направления и перспективы международного сотрудничества и
геронтологии [электронный ресурс] - URL: http://www.medline.ru/
public/art/tom3/art26. phtml (22.05.2016)
55. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации - URL: ЬИ:р://минобрнауки.рф/документы/2974 (18.05.2016)