Оптимизация ассортиментной политики торгового предприятия (на примере ООО «Тайга»)
|
Введение 3
1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики на
предприятии 7
1.1. Сущность и роль ассортиментной политики предприятия
в современных условиях 7
1.2. Показатели формирования ассортимента продукции 24
1.3. Особенности формирования ассортиментной политики на
предприятиях торговли 30
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Тайга» 39
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 39
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 48
2.3. Анализ ассортиментной политики и товарооборота предприятия 56
3. Разработка мероприятий по оптимизации ассортиментной
политики в ООО «Тайга» 65
3.1. Описание и характеристика проекта 65
3.2. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 77
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения
1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики на
предприятии 7
1.1. Сущность и роль ассортиментной политики предприятия
в современных условиях 7
1.2. Показатели формирования ассортимента продукции 24
1.3. Особенности формирования ассортиментной политики на
предприятиях торговли 30
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Тайга» 39
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 39
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 48
2.3. Анализ ассортиментной политики и товарооборота предприятия 56
3. Разработка мероприятий по оптимизации ассортиментной
политики в ООО «Тайга» 65
3.1. Описание и характеристика проекта 65
3.2. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 77
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения
Проблемы управления ассортиментной политикой предприятия остаются весьма актуальными и на сегодняшний день, поскольку товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются и другие решения, которые связаны с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.
Как известно, каждой организации необходима определенная политика для того, чтобы управлять своим ростом на рынке товарной продукции. Основой такой политики должна стать оценка реальных и потенциальных возможностей организации, чтобы любые вновь выводимые товары служили укреплению позиций фирмы и её конкурентному преимуществу.
В рамках товарной стратегии определяются запросы рынка и способы их удовлетворения. В этой связи ассортиментная политика базируется на изучении потребителей и их характеристик. Предприятие постоянно должно решать такие вопросы, как количество предлагаемых товаров, их модификации, количество товарных линий, количество марочного товара, позиция марок, а также вопросы стиля и дизайна в рамках определенных товарных линий. Важным вопросом является развитие (расширение) или сужение товарного ассортимента.
Любое изменение ассортимента, даже если вводится модификация товара, должно иметь ясную цель с точки зрения восприятия потребителями.
К решению задач ассортиментной политики на любом уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.
Ассортиментная политика в системе комплекса мер маркетингового воздействия на рынок занимает основное место, поскольку именно товар, его позиционирование, качество, ассортиментный набор, особенности жизненного цикла, новизна, торговая марка, упаковка, прежде всего, определяют конкурентные позиции фирмы и успех ее деятельности в рыночных условиях.
Ассортиментная политика, разработка новой продукции, ее торговой марки и упаковки - основа эффективности предпринимательской деятельности в рыночных условиях, гарантия высоких конкурентных позиций фирмы.
Важное значение в определении ассортиментной политики принадлежит разработке жизненного цикла товара и формированию его стадий, в частности по объему продаж, уровню прибылей, отношению покупателей, позиции конкурентов, построению сбытовой сети, маркетинговой и рекламной политике и т.д.
Современные тенденции сокращения жизненного цикла товара сталкиваются с серией маркетинговых мер, направленных на рациональное его продление.
Ассортиментная политика решает задачу оптимизации товарных групп и стратегических зон хозяйствования фирмы, с одной стороны, обеспечивая экономию за счет внутренней их связанности и возможности использования общей системы сбыта, научно-технической базы и др., с другой стороны, защищая за счет значительной диверсификации, «разбросанности» товарных позиций от возможных резких и отрицательных изменений условий рыночного развития.
Планы поступательного развития предприятия в средне- и долгосрочной перспективе должны основываться на реалистичной и хорошо продуманной стратегической программе обновления ассортимента продукции. В интересах сохранения объемов сбыта или достигаемого уровня рентабельности предприятию необходимо быть готовым к немедленной замене вырабатываемой продукции новыми видами сразу же, как только она становится нежизнеспособной и заканчивает свой жизненный цикл.
Однако в настоящее время нет четко выраженного понимания сущности ассортимента коммерческого предприятия сферы услуг. В работах описываются российские условия, но специфика прорабатываемых тем не дает достаточной полноты раскрытия всех проблем и путей обеспечения высокой эффективности управления ассортиментом на предприятиях сферы услуг. В основном, в работах исследуется ассортимент товаров в реальном исполнении, имеющих конкретные количественные показатели, которые легко сравнимы с базовыми, то есть, с аналогичными показателями товаров- конкурентов. Кроме этого, авторами уделено недостаточное внимание увязке содержания ассортимента коммерческого предприятия сферы услуг с требованиями и ожиданиями потребителей и с совокупностью управленческих мероприятий по обеспечению положительной динамики спроса на услуги и товары, включенных в ассортимент коммерческого предприятия сферы услуг, что и потребовало поиска новых решений. Все вышеизложенное, несомненно, подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является совершенствование ассортиментной политики на предприятии.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты формирования ассортиментной политики на предприятии;
- охарактеризована сущность и роль ассортиментной политики предприятия в современных условиях;
- проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия;
- проведена оценка ассортиментной политики предприятия;
- разработаны мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики предприятия.
Предметом исследования выступает система управления ассортиментной политикой на предприятии.
Объектом исследования является ООО «Тайга».
Теоретической базой выпускной квалификационной работы является научно-учебная и периодическая литература в области менеджмента, маркетинга, экономических исследованиях и анализа, а также труды таких ведущих отечественных ученых, как Горшкова Л.А., Анфилова В.С., Гинзбург А.И., Голубкова В.И., зарубежных ученых Котлер Ф., Эванс Дж, Карлоф Б. и других.
Информационную базу исследований составили данные бухгалтерской (финансовой) отчетности исследуемого предприятия за 2015-2017 гг., нормативно-правовая документация, постановления и технические документы, регулирующие сферу услуг, а также источники периодической печати.
Полученные в работе результаты представляют собой комплекс рекомендаций, направленных на оптимизацию ассортиментной политики на предприятии.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, приложений и списка используемых источников.
Как известно, каждой организации необходима определенная политика для того, чтобы управлять своим ростом на рынке товарной продукции. Основой такой политики должна стать оценка реальных и потенциальных возможностей организации, чтобы любые вновь выводимые товары служили укреплению позиций фирмы и её конкурентному преимуществу.
В рамках товарной стратегии определяются запросы рынка и способы их удовлетворения. В этой связи ассортиментная политика базируется на изучении потребителей и их характеристик. Предприятие постоянно должно решать такие вопросы, как количество предлагаемых товаров, их модификации, количество товарных линий, количество марочного товара, позиция марок, а также вопросы стиля и дизайна в рамках определенных товарных линий. Важным вопросом является развитие (расширение) или сужение товарного ассортимента.
Любое изменение ассортимента, даже если вводится модификация товара, должно иметь ясную цель с точки зрения восприятия потребителями.
К решению задач ассортиментной политики на любом уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.
Ассортиментная политика в системе комплекса мер маркетингового воздействия на рынок занимает основное место, поскольку именно товар, его позиционирование, качество, ассортиментный набор, особенности жизненного цикла, новизна, торговая марка, упаковка, прежде всего, определяют конкурентные позиции фирмы и успех ее деятельности в рыночных условиях.
Ассортиментная политика, разработка новой продукции, ее торговой марки и упаковки - основа эффективности предпринимательской деятельности в рыночных условиях, гарантия высоких конкурентных позиций фирмы.
Важное значение в определении ассортиментной политики принадлежит разработке жизненного цикла товара и формированию его стадий, в частности по объему продаж, уровню прибылей, отношению покупателей, позиции конкурентов, построению сбытовой сети, маркетинговой и рекламной политике и т.д.
Современные тенденции сокращения жизненного цикла товара сталкиваются с серией маркетинговых мер, направленных на рациональное его продление.
Ассортиментная политика решает задачу оптимизации товарных групп и стратегических зон хозяйствования фирмы, с одной стороны, обеспечивая экономию за счет внутренней их связанности и возможности использования общей системы сбыта, научно-технической базы и др., с другой стороны, защищая за счет значительной диверсификации, «разбросанности» товарных позиций от возможных резких и отрицательных изменений условий рыночного развития.
Планы поступательного развития предприятия в средне- и долгосрочной перспективе должны основываться на реалистичной и хорошо продуманной стратегической программе обновления ассортимента продукции. В интересах сохранения объемов сбыта или достигаемого уровня рентабельности предприятию необходимо быть готовым к немедленной замене вырабатываемой продукции новыми видами сразу же, как только она становится нежизнеспособной и заканчивает свой жизненный цикл.
Однако в настоящее время нет четко выраженного понимания сущности ассортимента коммерческого предприятия сферы услуг. В работах описываются российские условия, но специфика прорабатываемых тем не дает достаточной полноты раскрытия всех проблем и путей обеспечения высокой эффективности управления ассортиментом на предприятиях сферы услуг. В основном, в работах исследуется ассортимент товаров в реальном исполнении, имеющих конкретные количественные показатели, которые легко сравнимы с базовыми, то есть, с аналогичными показателями товаров- конкурентов. Кроме этого, авторами уделено недостаточное внимание увязке содержания ассортимента коммерческого предприятия сферы услуг с требованиями и ожиданиями потребителей и с совокупностью управленческих мероприятий по обеспечению положительной динамики спроса на услуги и товары, включенных в ассортимент коммерческого предприятия сферы услуг, что и потребовало поиска новых решений. Все вышеизложенное, несомненно, подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является совершенствование ассортиментной политики на предприятии.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты формирования ассортиментной политики на предприятии;
- охарактеризована сущность и роль ассортиментной политики предприятия в современных условиях;
- проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия;
- проведена оценка ассортиментной политики предприятия;
- разработаны мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики предприятия.
Предметом исследования выступает система управления ассортиментной политикой на предприятии.
Объектом исследования является ООО «Тайга».
Теоретической базой выпускной квалификационной работы является научно-учебная и периодическая литература в области менеджмента, маркетинга, экономических исследованиях и анализа, а также труды таких ведущих отечественных ученых, как Горшкова Л.А., Анфилова В.С., Гинзбург А.И., Голубкова В.И., зарубежных ученых Котлер Ф., Эванс Дж, Карлоф Б. и других.
Информационную базу исследований составили данные бухгалтерской (финансовой) отчетности исследуемого предприятия за 2015-2017 гг., нормативно-правовая документация, постановления и технические документы, регулирующие сферу услуг, а также источники периодической печати.
Полученные в работе результаты представляют собой комплекс рекомендаций, направленных на оптимизацию ассортиментной политики на предприятии.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, приложений и списка используемых источников.
Определение ассортиментной политики - одно из главных направлений деятельности предприятия. Умело проведенный анализ - залог успеха организации, потому что все чаще между схожими компаниями ассортимент становится ключевым элементом конкурентной борьбы. Обычно ассортиментная политика предприятия преследует долгосрочные цели. Грамотно подобранный ассортимент товаров обеспечивает наиболее эффективную почву для продуктивной деятельности организации в целом.
Хорошо продуманная ассортиментная политика позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента и вместе с тем служит для руководства организации своеобразным указателем общей направленности.
Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена изучению теоретических аспектов формирования ассортиментной политики на предприятиях сервиса в современных условиях, а именно рассмотрены: сущность и роль ассортиментной политики в современных условиях, показатели формирования ассортимента продукции, а также особенности формирования ассортиментной политики на предприятиях торговли. В данной главе также рассмотрены основные проблемы формирования ассортиментной политики на предприятии, поскольку в этом направлении присутствует наибольший разброс мнений.
Вторая глава выпускной квалификационной работы отражает результаты проведенного анализа экономической деятельности исследуемого предприятия, а также формирование оценки ассортиментной политики в деятельности предприятия.
Согласно проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время ООО «Тайга» основным видом деятельности выделяет розничную торговлю канцелярскими товарами. Данное предприятие функционирует с 1992 года. Основной объем продаж дает реализация бумаги для офисной техники различных форматов.
Для осуществления основной функции предприятие выполняет множество сопутствующих, дополнительных (по отношению к основной) функций, таких как: изучение спроса покупателей, заключение договоров на поставку товаров, организация продвижения товаров от производителей в места потребления, обеспечение хранения товаров, формирование торгового ассорти-мента, оказание дополнительных услуг в процессе продажи и послепродажной эксплуатации и т.д.
При рассмотрении основных аспектов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Тайга», а также на основании систематизации и анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что предприятие является в настоящее время прибыльным, рентабельным, поскольку результаты от продажи продукции покрывают издержки производства и образуют на конец 2017 года прибыль в размере 800 тыс. руб., выручка от реализации в 2016 г. увеличилась на 24411 тыс. руб. Уровень себестоимости реализованной продукции в 2016 г. также увеличился на 17221 тыс. руб., при этом, по сравнению с выручкой доля себестоимости в выручке снизилась с 80,4% до 70,3%.
Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена разработке мероприятий по оптимизации ассортиментной политике предприятия. Проведя исследование в данном направлении следует отметить, что проведённый нами анализ подтверждает предположение о необходимости разработки мероприятий по формированию ассортимента в рамках развития ее коммерческой деятельности. Предлагаемая нами ассортиментная группа «Товары для художественного рисования» - это одна их тех групп, которая всегда будет востребована у потребителей. Также, для продвижения и реализации ассортиментной группы «Художественные товары», необходимо усовершенствовать интернет-сайт магазина, особенно в части обратной связи и возможностью осуществления покупок-онлайн. использование инструментария Интернет-маркетинга позволяет существенно повысить эффективность взаимодействия с различными целевыми группами торгового предприятия и будет способствовать увеличению объемов продаж канцелярской продукции.
Проведенные расчеты говорят о том, что предложенные мероприятия эффективны и предприятие может инвестировать денежные средства в мероприятия по оптимизации ассортиментной политики ООО Тайга».
Хорошо продуманная ассортиментная политика позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента и вместе с тем служит для руководства организации своеобразным указателем общей направленности.
Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена изучению теоретических аспектов формирования ассортиментной политики на предприятиях сервиса в современных условиях, а именно рассмотрены: сущность и роль ассортиментной политики в современных условиях, показатели формирования ассортимента продукции, а также особенности формирования ассортиментной политики на предприятиях торговли. В данной главе также рассмотрены основные проблемы формирования ассортиментной политики на предприятии, поскольку в этом направлении присутствует наибольший разброс мнений.
Вторая глава выпускной квалификационной работы отражает результаты проведенного анализа экономической деятельности исследуемого предприятия, а также формирование оценки ассортиментной политики в деятельности предприятия.
Согласно проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время ООО «Тайга» основным видом деятельности выделяет розничную торговлю канцелярскими товарами. Данное предприятие функционирует с 1992 года. Основной объем продаж дает реализация бумаги для офисной техники различных форматов.
Для осуществления основной функции предприятие выполняет множество сопутствующих, дополнительных (по отношению к основной) функций, таких как: изучение спроса покупателей, заключение договоров на поставку товаров, организация продвижения товаров от производителей в места потребления, обеспечение хранения товаров, формирование торгового ассорти-мента, оказание дополнительных услуг в процессе продажи и послепродажной эксплуатации и т.д.
При рассмотрении основных аспектов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Тайга», а также на основании систематизации и анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что предприятие является в настоящее время прибыльным, рентабельным, поскольку результаты от продажи продукции покрывают издержки производства и образуют на конец 2017 года прибыль в размере 800 тыс. руб., выручка от реализации в 2016 г. увеличилась на 24411 тыс. руб. Уровень себестоимости реализованной продукции в 2016 г. также увеличился на 17221 тыс. руб., при этом, по сравнению с выручкой доля себестоимости в выручке снизилась с 80,4% до 70,3%.
Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена разработке мероприятий по оптимизации ассортиментной политике предприятия. Проведя исследование в данном направлении следует отметить, что проведённый нами анализ подтверждает предположение о необходимости разработки мероприятий по формированию ассортимента в рамках развития ее коммерческой деятельности. Предлагаемая нами ассортиментная группа «Товары для художественного рисования» - это одна их тех групп, которая всегда будет востребована у потребителей. Также, для продвижения и реализации ассортиментной группы «Художественные товары», необходимо усовершенствовать интернет-сайт магазина, особенно в части обратной связи и возможностью осуществления покупок-онлайн. использование инструментария Интернет-маркетинга позволяет существенно повысить эффективность взаимодействия с различными целевыми группами торгового предприятия и будет способствовать увеличению объемов продаж канцелярской продукции.
Проведенные расчеты говорят о том, что предложенные мероприятия эффективны и предприятие может инвестировать денежные средства в мероприятия по оптимизации ассортиментной политики ООО Тайга».



