ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО СПОРТА В
МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ
ЭКСТРЕМАЛЬНОГО СПОРТА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ 24
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ МОЛОДЁЖИ
ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Здоровый образ жизни будущего поколения это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно, а значит, занятия спортом должны стать доступными и интересными каждому.
В настоящее время спорт приобретает настолько высокую значимость в обществе, что появляются основания считать его одним из основных видов человеческой деятельности. В системе норм и ценностей общества он также играет большую роль. Занятия спортом, особенно любительские, довольно часто рассматриваются не только как способ укрепления и сохранения здоровья, но и как превентивная мера по предотвращению алкоголизации и наркотизации и других антисоциальных проявлений поведения, особенно в среде молодежи.
С каждым годом появляются и развиваются различные формы занятий физическими упражнениями, совершенствуются новые, необычные виды спорта,растет число приверженцев экстремальных видов спорта, этому способствует пропаганда здорового образа жизни и популяризация всех видов спорта в мире.
Учёные давно пытаются понять тягу любителей экстремальных видов спорта кпостоянному получению все новых и новых острых ощущений, зачастуюсвязанных с прямым риском для жизни. В научной литературе существует широкий спектр объяснения причин такого поведении: от врожденныхпатологий характера до неправильных генов или гендерных проблем.Склонность к риску представляет собой довольно устойчивую характеристику индивида и связана с такими личностными чертами, как импульсивность, независимость, стремление к успеху, склонность к доминированию. На рисковое поведение оказывает влияние также и культура и социальные условия .
Согласно международным данным, популярность экстремальных видов спорта быстрее всего растет п подростковой среде. Экстремалов притягивает не только желание заниматься спортом, их манит высокая степень риска, желание ощутить себя выше, сильнее, почувствовать кипение крови в жилах, поднять уровень адреналина. Также молодежь привлекает возможность самореализации в экстремальном спорте.
Несмотря на популярность видов спорта, связанных с повышенным риском, экстремальный спорт как целенаправленная деятельность в нашей стране пока не очень развит, тогда как за рубежом экстремальный молодежный спорт имеет хорошо организованную развитую структуру. В некоторых странах он финансируется за счет государства, в некоторых - за счет коммерческих организаций, однако везде он хорошо организован и доступен для молодежи. Такая тенденция поспособствовала тому, что некоторые виды экстрима были включены в состав Олимпийской программы.
Таким образом, актуальность темы дипломного исследования обусловлена, ростом числа молодых людей, занимающихся спортом, связанным с повышенным риском, и необходимостью организации структуры для занятия молодёжи экстремальными видами спорта.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования представляется нам довольно низкой, так как в России проводится довольно мало исследований, посвященных изучению экстремального спорта как сферы деятельности молодежи.
Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между необходимостью изучения условий для создания структуры необходимой для занятия молодёжи экстремальными видами спортаи недостаточной разработанностью данной темы.
Объектом дипломного исследования является занятие молодёжи экстремальными видами спорта.
Предметом дипломного исследования выступают условия необходимые для занятия молодёжи экстремальными видами спорта.
Цель дипломного исследования состоит в создании условий для формирования структуры необходимой для занятия молодёжи экстремальными видами спорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы становления и развития экстремального спорта в молодёжной среде.
2. Рассмотреть российскую практику развития экстремального спорта для молодёжи.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию структуры необходимой для занятия молодёжи экстремальными видами спорта.
Теоретико-методологическая основа дипломного исследования. В современной России исследования, посвященные экстремальному спорту единичны. Одним из основных элементов теоретико-методологической основы изучения экстремальных видов спорта являются существующие концепции, рассматривающие объект в рамках специфических молодежных субкультур.
Методологическую основу исследования составили: во-первых,
научные представления о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении (Л. Бергер, И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эмиров, A.A.Вербицкий, и др.), которые разработаны в русле личностно-деятельностного подхода (СЛ. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);во-вторых, работы спортивных психологов, затронувших тему экстремальности (В.Л. Апчел, В.Н.Цыган, Л.А. Китаев-Смык, и др.). В третьих, работы Ю. Козелецкого и В.В. Кочеткова, которые рассматривали риск в психологической теории решений, атакже В.А. Петровского, который сформулировал гипотезу о существовании надситуативного риска и рассматривал риск как особого рода активность, как свойство личности.
В процессе выполнения работы были использованы методы эмпирического исследования, в частности, опрос, анализ документов.
Эмпирическая база дипломного исследования:
1. Исследование А.С.Ганоль «Гендерные особенности и структура мотивации выбора экстремальных видов спорта».
2. Авторское исследование в дипломной работе на тему: «Выявление отношения молодёжи города Бирюча к экстремальным видам спорта».
3. Статистические данные и справочно-аналитические материалы Росстата, касающиеся молодежи.
Научно-практическая значимость дипломного исследования основывается на следующих положениях:
1) полученные в ходе дипломного исследования выводы могут быть использованы для корректировки и совершенствования структуры для занятия молодежи экстремальными видами спорта;
2) сформулированные общие рекомендации, предложенный проект, а также отдельные положения дипломного исследования могут использоваться для повышения эффективности деятельности государственных и общественных структур, администрации Красногвардейского района в сфере развития экстремального спорта.
3) разработанный автором инструментарий (анкета), может быть применен для оценки и изучения данной проблемы не только в Красногвардейском районе, но и в других районах области и в других регионах.
4) на основе полученных результатов можно будет снизить степень травматизма у спортсменов, путем создания благоприятных и безопасных условий для занятий экстремальными видами спорта.
Апробация результатов дипломного исследования. Полученный результат, включающий в себя проект, находится на стадии разработки отделом по делам молодежи управления культуры администрации Красногвардейского района и будет реализован на территории города Бирюча.
В современном мире всё больше и больше молодых людей увлекается экстремальными видами спорта. Эти виды спорта связанны с риском для жизни и выделением большой дозы адреналина.
Экстремальный спорт привлекает молодежь своей
нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной насыщенностью, возможностью совместить в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей спорт являются основным самореализации.
За рубежом экстремальный молодежный спорт имеет хорошо организованную развитую структуру. В некоторых странах он финансируется за счет государства, в некоторых - за счет коммерческих организаций, однако везде он хорошо организован и доступен для молодежи.
К сожалению, в нашей стране в течение долгого времени проблема развития экстремального молодежного спорта, а также инфраструктуры затрагивалась мало. В следствии чего молодым людям приходится заниматься в неприспособленных условиях, что чревато травмами для самих спортсменов. Отсутствует контроль за спортсменами, которые занимаются экстремальными видами спорта (преимущественно паркуром), что приводит к нанесению вреда инфраструктуре населенных пунктов.
В РФ должны развиваться все существующие виды спорта, в том числе и экстремальные, так как это способствует укреплению имиджа спортивного, а значит здорового государства на международной арене.
Экстремальный спорт - это лучший отдых от каждодневной рутины, своеобразный уход от реальности в мир, где твой статус зависит не от твоего интеллекта, а от отсутствия у тебя инстинкта самосохранения. То есть это достаточно простой способ самоутвердиться; не нужно ни стопки книжек читать, ни экзаменов сдавать, ни на работе с боссом препираться. Такая упрощённая модель мира получается, общество со своей субкультурой, неприемлемой для большинства взрослых людей.
Экстрим - это достижение предела, развитие своих физических возможностей, это «уход» от пассивного существования, от «серости» и однообразия, к которому склонна основная часть общества» . Это обобщение мне хотелось бы дополнить тем, что аналогично спорту в математической теории существует понятие «экстремума», которое характеризует максимальное или минимальное значение функции на заданном множестве.
Таким образом, спорт - это важнейший социальный институт, в котором осуществляются различные процессы культуры. Каждый человек в рамках социального института выполняет свои функции и роли, имеет свой статус, поэтому осуществлять выбор того или иного вида экстремального спорта нужно в зависимости от собственных врожденных или приобретенных параметров организма.
В результате проведённого анализа мы выяснили, что экстремальный спорт получает своё развитие только в крупных городах, маленькие же населенные пункты остаются в стороне. Наше исследование показало, что молодёжь города Бирюча считает экстремальные виды спорта более опасными, чем традиционные, но хочет, чтобы они развивались, ведь это обезопасит самих спортсменов, а также окружающих.
На решение этой проблемы и направлен проект, который будет реализован на территории города Бирюча отделом по делам молодежи физкультуры и спорта управления культуры администрации Красногвардейского района. Он поможет развиваться и реализовывать себя экстремалам из глубинки. Молодые люди получат полностью оборудованный современный центр в котором можно не только тренироваться, но и проводить различные соревнования не только на районном уровне, но и на областном, что несомненно повлияет на молодежь и привлечет в свои ряды не мало заинтересованных людей.
Экстремальные виды спорта способствуют физическому развитию молодежи, что является наиболее приоритетным направлением в реализации государственной молодежной политики, так как здоровье молодого поколения - это залог успешного развития всего государства.
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 4.
2. Агеевец, В.У. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях [Текст] / В.У. Агеевец. - М.: Физкультура, образование и наука, 1996. - 450 с.
3. Акимова, Л.Н. Психология спорта: Курс лекций [Текст] / Л.Н. Акимова. - Одесса: Студия «Негоциант», 2004. - 291 с.
4. Альгин, А.П. Риск и его роль в общественной жизни [Текст] / А.П. Альгин. - М.: Мысль, 1989. - 120 с.
5. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям [Текст] / В.В. Антипов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 31 с.
6. Апчел, В.Я. Стресс и стрессустойчивость человека [Текст] / В.Я. Апчел. - СПб.: Питер, 1999. - 86 с.
7. Бергер, П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая
перспектива [Текст] / П.Л. Бергер. - М.: Мысль, 1996. -168 с.
8. Бибрих, Р.Р. Мотивация и целеобразование в поведении с
закономерным и случайным исходом [Текст] / Р.Р. Бибрих. - М.: Наука, 1985. - 167 с.
9. Бихетина, Л.Д. Исследование зависимости поведения в экстремальных ситуациях от некоторых свойств личности [Текст] / Л.Д. Бихетина - М.: Мысль, 1977. - 21 с.
10. Блеер, А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник [Текст] / А.Н. Блеер. - М.: Академия, 2010. - 464 с.
11. Васильева, О.С. Экзистенциальный смысл экстремальных ситуаций// Материалы всерос. научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека» [Текст] / О.С. Васильева. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 711 с.
12. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер. - М.:
Просвещение, 1988. - 156 с.
13. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов [Текст] / И.П.Волков. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.
14. Вяткин, Б.А.Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях [Текст] / Б.А. Вяткин. - М.: КноРус, 1981. - 140 с.
15. Ганоль, A.C. Гендерные особенности структуры мотивации выбора экстремальных видов спорта [Текст] / A.C. Ганоль // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал НГУ им. П. Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2011. - № 2.
16. Гаськов, А.В. Физическая культура и спорт: история,
современность, перспективы [Текст] / А.В. Гаськов. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 158 с.
17. Гант, Е.Е. Особенности самооценки личности спортсменов в экстремальных ситуациях спортивной деятельности [Текст] / Е.Е. Гант // Слобожанский научно-спортивный журнал. - Харьков. - 2012. - С. 137-143.
18. Егоров, А.Ю. Использование экстремальных видов спорта для профилактики аддиктивного поведения [Текст] / А.Ю. Егоров, Ж.Ю. Чайка // Образование в России : медико-психологический аспект : материалы конф. / Калужский гос. пед. ун-т. - Калуга. -2003. - С. 186-192.
19. Зубков, В.И. Социологическая теория риска [Текст] / В.И.Зубков.
- М.: Академический Проект, 2009. - 384 с.
20. Иванов, Е. В. Субкультура экстремалов: операционализация понятия [Текст] / Е. В. Иванов // Теория и практика общественного развития.
- 2014. - № 6. - С. 37-43.
21. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория [Текст] / И.М.Ильинский. - М.: Голос, 2007. - 696 с.
22. Ильин, Е.П. Психология спорта [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 302 с.
23. Келишев, И.Г. Спортивная направленность личности [Текст] / И.Г. Келишев: Личность и спорт. - М.: Просвещение, 1975. - 111с.
24. Коган, Б.М. Стресс и адаптация [Текст] / Б.М. Коган. - М.: Знание, 2000. - 112 с.
25. Короленко, Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях [Текст] / Ц.П. Короленко. - Л.: Красное Знамя, 1978. - 67 с.
26. Лисовский, В.Т. Социология молодежи [Текст] / В.Т.Лисовский.
- СПб.: 2006. - 564 с.
27. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях [Текст] / В.И.Лебедев. - М.: Политиздат, 1989. - 304 с.
28. Лебедев, В.И. Экстремальная психология [Текст] / В.И.Лебедев.
- М.: Наука, 1998. - 368 с.
29. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: БЕК, 2001. - 87 с.
30. Лунева, Е.В. Молодежь в информационном обществе [Текст] / Е.В. Лунева. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 136 с.
31. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард.
- Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с.
32. Максачук, Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения [Текст] / Е.П. Максачук. - М.: Компания Спутник +, 2012. - 104 с.
33. Макеева, В.С. Физическая Культура [Текст] / В.С. Макеева. - М.: Академия, 2010. - 10 с.
34. Медик, В.А. Состояние здоровья, условия и образ жизни
спортсменов [Текст] / В.А. Медик. - М.: Медицина, 2001. - 144 с.
35. Малик, Я.К. Развитие личности в экстремальных видах спорта [Текст] / Я.К.Малик // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. - С. 45-50.
36. Никифорова, А. Ю. Эволюция экстремальных видов спорта [Текст] / А. Ю. Никифорова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. - 2014. - № 3. - С. 84-91.
37. Найт, Ф. Понятия риска и неопределённости [Текст] / Ф. Найт. - 1994. - №5. - С. 12-28.
38. Пельцман, Л.А. Спорт, Стресс, Экстрим [Текст] / Л.А. Пельцман.
- М.: БЕК, 2001. - 123 с.
39. Петровский, В.А.Активность субъекта в условиях риска [Текст] / В.А. Петровский. - М.: АПН, 1977.- 21 с.
40. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности [Текст] / Р.А. Пилоян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.
41. Прайс, Р. Ситуации риска [Текст] / Р. Прайс. - СПб.: Питер, 2001.
- 416 с.
42. Пряжникова, Е.Ю. Психология физической культуры и спорта [Текст] / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
43. Серова, Л.К. Психология личности спортсмена: учебное пособие [Текст] / Л.К. Серова. - М.: Советский спорт, 2007 - 116 с.
44. Синельникова, Э.М. Основы неврологического контроля в спорте [Текст] / Э.М.Синельникова. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 96 с.
45. Сингер, Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта [Текст] / Р.Н. Сингер. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 152 с.
46. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях [Текст] / Б.А. Смирнов. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 276 с.
47. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст] / В.М.Смирнов. - М.: Медицинское информационное агентство, 2012. - 544 с.
48. Солнцева, Г.Н. Психологическое содержание понятия риск [Текст] / Г. Н. Солнцева // Вестник. - М. - 1999. - №2. - С. 23-25.
49. Тарас, А.Е. Психология экстремальных ситуаций [Текст] / А.Е. Тарас. - М.: Харвест, 1999. - 78 с.
50. Тимофеев, А.И. Душа экстремала и мир экстрима (философско- антропологические аспекты спонтанной экстремальной деятельности) [Текст] / А.И. Тимофеев, В.В. Кузнецова. - СПб.: Изд-во Русск. христианск. гуманитар. акад., 2014. - 261 с.
51. Тимофеев, А.И. Экстремальная деятельность и проблема целостности субъекта [Текст] / А.И. Тимофеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7. - С. 25-29.
52. Тоноян, В. Х. Влияние экстремальных видов спорта на развитие молодежного движения в России [Текст] / В. Х. Тоноян // Власть. - 2011. - № 9. - С. 31-37.
53. Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Академия, 2012 - 480 с.
54. Хекалов, Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция [Текст] / Е.М. Хекалов. - М.: Советский спорт, 2003. - 64 с.