ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1 Понятие и сущность маркетинга персонала 6
1.2 Уровни и виды маркетинга персонала современных организаций
14
1.3 Методы и показатели оценки эффективности маркетинговой
деятельности персонала в организации 19
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА 31
2.1 Организационно - экономическая характеристика филиала АО «Газпром газораспределение Белгород» в г.Валуйки 31
2.2 Анализ действующей системы управления персоналом филиала АО
«Газпром газораспределение Белгород» в г.Валуйки 34
2.3 Анализ действующей системы маркетинга персонала филиала АО
«Газпром газораспределение Белгород» в г.Валуйки 43
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА
ПЕРСОНАЛА ФИЛИАЛА АО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОД» В Г.ВАЛУЙКИ 50
3.1 Разработка системы мероприятий по совершенствованию системы маркетинга персонала на филиале АО «Газпром газораспределение Белгород» в г.Валуйки 50
3.2 Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий в филиале АО «Газпром газораспределение Белгород» в г.Валуйки 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Маркетинговая деятельность в области управления персоналом представляет собой достаточно эффективный инструмент, позволяющий современным предприятиям не только эффективно удовлетворять потребности в подборе высококвалифицированного персонала, но и существенно повышать уровень собственных конкурентоспособных позиций на рынке труда.
Эффективная система маркетинга персонала может стать одним из ключевых факторов успеха любой организации, так как от специфики данного направления управленческой деятельности напрямую зависит степень соответствия действующей кадровой стратегии требованиям мирового рынка труда, а также возможность полного удовлетворения потребностей собственного персонала, выступающего в рамках данной концепции в виде внутренних и внешних клиентов организации.
С каждым годом возрастает полезность маркетинга персонала, потому что потребности людей безграничны, а ресурсы предприятия чаще всего ограничены. К каждой отдельной категории работников современных организаций необходим свой индивидуальный подход.
Актуальность исследования маркетингового подхода к управлению персоналом обусловлена динамичностью изменений во внешней среде функционирования организации и высоким уровнем конкуренции на рынке труда.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование системы развития персонала и разработка практических рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности в области управления персоналом в филиале АО «Газпром газораспределение Белгород» в г. Валуйки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические основы маркетинга персонала на предприятии (понятия, принципы);
- проанализировать методы маркетингового стимулирования на предприятии;
- разработать основные направления по совершенствованию маркетинговой деятельности в области персонала.
Объектом изучения выпускной квалификационной работы является филиал АО «Газпром газораспределение Белгород» в г. Валуйки.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются организационно-экономические и управленческие отношения, определяющие влияние системы управления маркетинга персонала на эффективность управления в филиале АО «Газпром газораспределение Белгород» в г. Валуйки.
Информационной базой исследования выпускной
квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых. Кроме того, в качестве информационной базы выступили бухгалтерские, финансовые и организационно-нормативные документы филиала АО «Газпром газораспределение Белгород» в г. Валуйки, а также результаты собственных исследований.
В данной выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
1) методы организации исследования - метод срезов;
2) эмпирические методы - анкетирование, архивный метод;
3) методы обработки данных - качественный и количественный анализ с применением методов математической статистики;
4) метод интерпретации результатов исследования - структурный.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические и методические основы в области маркетинга персонала.
Во второй главе рассмотрена характеристика филиала.
В третьей главе разработана система совершенствования маркетинга персонала в исследуемой организации.
В заключение представлены выводы по выпускной квалификационной работе.
Для того чтобы организация успешно процветала и развивалась руководителем должны учитываться масса параметров, причём касающихся не только экономических ситуаций. Руководитель предприятия должен точно понимать, кем руководит, на кого нужно обращать внимания больше, с кем и как он должен разговаривать.
Положительный уровень развития экономики не может быть, достигнут без эффективного использования персонала филиала.
Необходимо учитывать ряд факторов, воздействующих на эффективность работы коллектива. Наиболее эффективной группой считается такая, чьи цели соответствуют задачам предприятия. В состав которой входят работники с разными чертами характера. Их убеждения помогают организации достичь поставленных целей и поднять корпоративный дух, где степень конфликтности соответствует норме, преобладает хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где не доминируют члены группы, которые обладают значительным статусом.
При анализе системы управления персоналом филиала АО Газпром газораспределение Белгород» были выявлены следующие проблемы в управлении персоналом:
1. отсутствие кадрового резерва;
2. несправедливая модель компенсаций и вознаграждений каждого работника.
На основании проведенного в выпускной квалификационной работе анализа состояния системы управления персоналом в филиале АО Газпром газораспределение Белгород» в г. Валуйки, предлагаются следующие мероприятия по «Совершенствованию системы маркетинга персонала»:
1. Формирование кадрового резерва, улучшение системы набора, отбора и подготовки кадров.
2. Периодическое повышение квалификации работников.
3. Предоставление сотрудникам быстрого карьерного роста.
4. Формирование социального пакета.
5. Поднятие корпоративного духа.
6. Создание и содержание зоны отдыха.
Мероприятия по формированию кадрового резерва включают в себя расходы на внедрение новой штатной единицы (инспектор по кадрам), на ее поиски прием на работу на предприятие.
Учеба по повышению квалификации работников или профессиональная подготовка предусматривают затраты на заключение договоров с различными учебными заведениями и оплату для обучения работников предприятия.
Затраты на мероприятия возможного карьерного роста для работника связаны в основном с переоформлением документации.
Затраты на формирование социального пакета будут достаточно серьезными, так как включают в себя большое количество услуг таких как направления на медицинские осмотры, договора с курортами и санаториями.
Затраты на мероприятия для поднятия корпоративного духа ,не особо большие, они включают в себя расходы на кафе, обращение в специальные агентства по проведению праздников и организации вне штатных мероприятий.
Создание и содержание зоны отдыха включает в себя достаточно большие затраты, их составляющие, это приобретение мебели, для обустройства зоны отдыха, и приобретение минимального набора продуктов, для организации кофе-брейков.
Итоговая сумма затрат на внедрение мероприятий по совершенствованию системы управления составит 1399 тыс. руб. в год.
Срок окупаемости затрат составит 5 месяцев.
Финансовые результаты при проведении данных мероприятий стоит рассчитывать в момент внедрения мероприятий на предприятие. Совокупный эффект следует рассчитывать в каждой отдельно в разных ситуациях, при этом нужно учитывать состояние не только внешней среды, но и внутренней, т.к. любые неупомянутые обстоятельства могут кардинально повлиять на окончательный результат.
С экономической стороны совершенствование системы управления персоналом должно обеспечить рост эффективности. В социальном аспекте перемены в управлении персоналом необходимо направить на максимальное развитие и использование способностей персонала организации, а также на создание положительной психологической атмосферы. Эти социальные и экономические цели тесно взаимосвязаны между собой, и именно они обеспечивают развитие организации.
Внедрение мероприятий приведет к приросту выручки на 10317 тыс. руб. Затраты при этом составят 5460 тыс. руб.
Экономический эффект внедрения мероприятия составляет 4857 тыс. руб., а эффективность - 189%. При этом затраты на внедрение мероприятия окупятся через 5 месяцев.
К социальным результатам внедрения предлагаемых нами мероприятий можно отнести:
1. обеспечение предприятия квалифицированным персоналом;
2. обеспечение сотрудников необходимой, обоснованной и достоверной информацией;
3. формирование обратной связи между подчиненными и руководством компании;
4. создание благоприятного социально - психологического климата;
5. повышение производительности труда.
1. Герасимов, Б.Н., Чумак, В.Г., Яковлева, Н.Г. Менеджмент персонала: учебное пособие [Текст]/ Б.Н. Герасимов. — Ростов на Дону: Феникс,
2010. — 448с.
2. Грачев, М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации [Текст]/М.В. Грачев. — М.: Дело, 2011 — 342 с.
3. Деслер, Г. Управление персоналом [Текст] / Г. Деслер. — М.: Бином,2010.
— 322 с.
4. Егоршин, А. П. Управление персоналом [Текст]/А.П. Егоршин — Н. Новгород: НИМБ, 2010. — 214 с.
5. Железцов, А. В. Маркетинг персонала. Оценка трудовой деятельности [Текст] / Маркетинг.- 2011.- N 2. - С. 53-64.
6. Захаров, Д. Три составляющих персонал-маркетинга. - Служба кадров.-
2011. - N 10.- С. 28-31.
7. Иванцевич, Дж. М., Лобанов, А. А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом [Текст]/ А.А. Лобанов. — М.: Дело, 2010.
— 378 с.
8. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие [Текст]/Н.И. Кибушкин. — М.: Новое знание, 2011. — 348 с
9. Калюгина, С. Социальная сфера предприятия: вопросы стратегического управления [Текст]/С. Калюгина Проблемы теории и практики управления. — 2011. — №9. — с. 97-103.
10. Карташова, Л.В.. Никонова, Т.В.. Соломандина, Т.О. Организационное поведение: Учебник. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009.
— 384 с.
11. Кибанов,А.Я., Дураков И.Б Управление персоналом
организации:стратегия,маркетинг,инструментализация:Учеб.пособие- М.: ИНФРА-М,2009.-301 с.
12. Кибанов, А. Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии: Учебное пособие [Текст]/ А.Я. Кибанов. — М., 2009. — 374 с.
13. Королевский М.И. Поиск и отбор персонала. М.: Бизнес-школа «Интел- Синтез»,
14. Коул, Д. Управление персоналом в современных организациях [Текст]/ Д.Коулд. — М.: Вершина, 2009. — 324 с.
15. Липатов B.C. Управление персоналом предприятий и организаций: Учебник для вузов. М.: Люкс-арт, 2011
16. Малхорта К., Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание. Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2008. — 834 с.
17. Маркетинг: Учебник [Текст]/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Комаргов, С.А. Красильников и др. // Под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
18. Мартыненко, О. Маркетинг персонала [Текст]/ Маркетинг.- 2010.- N 3. - С. 68-76
19. Маркетинг. Учебник под ред. Васильева Г.А. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 389с.
20. Маркетинг. Учебник [Текст]/ под ред. Романова А.Н. -М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2010. — 342с.
21. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. Пособие [Текст]/ Под ред. П.В. Шеметова. М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ; Новосибирск, 2009 2009
22. Мастенбурк У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации [Текст]/ Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2011
23. Менеджмент малого бизнеса: Учебник [Текст]/под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. В.Я.Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2009. — 238 с.
24. Мерсер Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. Второе издание. — М.: Феникс, 2008. — 439 с.
25. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело 2007. — 694 с.
26. Мишурова, И.В., Кутелов, П.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие [Текст]/ И.В. Мишурова. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2011. — 224 с.
27. Моррис Р. Маркетинг ситуаций и примеры. Пер. с анг. Третье издание. — М.: Волтерс Кловер, 2009. — 411 с.
28. Организация производства и управление предприятием: Учебник [Текст] / Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родинов В.Б. и др.; Под ред. О.Г. Туровца. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2010 — 544 с.
29.Основы управления персоналом [Текст]/ Под ред. Б.М. Генкина. М.: Высшая школа,
30. Переверзев, М.П., Шайденко, Н.А., Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебник [Текст]/Под ред. М.П. Переверзева. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 288 с.
31. Платонов O.A. Повышение качества трудовой жизни. Опыт США. М.,
2010.
32. Поллард А. Практический маркетинг: книга 6. Реакция на факторы внешней среды. Второе издание. — М.: МЦДО ЛИНК, 2005. — 523 с.
33. Практикум в маркетинге. Учебное пособие. Синяева И.М. — Дашков и К, 2006. — 312с.
34. Полякова A.B. Технология карьеры: Практическое руководство. М.: Дело,2011.
35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО «Новое знание», 2008. - 736 с.
36. Самыгин С.И., Заиналабидов М.С., Макиев З.Г., Обухов Д.В. Основы управления персоналом. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009
37. Саруханов Э.Э., Сотникова С.И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2011.
38. Севрук . М.А. Система маркетинга: социально-экономический анализ, компьютеризациям.: Изд-во МГУ, 2010.
39. Силин А.Н. Управление персоналом: Учебник по кадровому
менеджменту. -2-е изд., испр. и доп. Тюмень: Вектор Бук, 2011.
40. Словарь маркетинговых терминов. — М.: Наука, 2007. — 316 с.
41. Сосновская J1.H. Основы теории рынка труда. СПб.: Изд-во СПбУЭФ,
2011.
42. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом: Учебно-практич. пособие. -5-е изд., перераб. и доп. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011.
43. Томилов В.В., Семеркова В.Л. Маркетинг рабочей силы. СПб., 2011.
44. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2010
45. Пугачев, В. П. Руководство персоналом: Учебник [Текст]/ В.П.
Пугачев.— М.: АспектПресс, 2009 — 416с..
46. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА- М, 2011. — 736 с.
47. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршева, З.П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009
48. Управление персоналом [Текст]/ Самыгин С.И. (и др.). Изд.2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 298 с.
49. Управление персоналом [Текст] /Под ред. Базарова Т.Ю. — М., 2010. — 342 с.
50. Управление персоналом. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов [Текст]/ А.С. Кочаргина. М.С. Клочкова. — М.:Издательство «Экзамен», 2009. — 264 с.
51. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: АКАЛИС, 2010
52. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 2007.
53. Хайдеггер М. О сущности истины [Текст]/ Разговор на проселочной
дороге. - М.: Высшая школа, 2008.
54. Хентце Й., Метснер Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике
[Текст]/ Пер. с нем. М.: Международные отношения, 2010.
55. Шарден Т. Феномен человека. - М.: Мир, 2007.
56. Шекшня C.B. Управление персоналом современной организации. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011
57. Шумахер Г. Издержки на персонал [Текст]/ Кадры, персонал .- 2012. - №
58. Щекин Г. Профессия менеджер по кадрам [Текст]/ Кадры, персонал -
2012. - №
59. Экономика предприятия: Учебник для вузов [Текст]/ Под ред. В.Я.Горфинкеля. - 3-изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 431 с.
60. Яковлев P.A. Оплата труда на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 2011.