Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Работа №70173

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
405
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7
1.1. Партнерская деятельность взрослых и детей дошкольного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Особенности развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия организации партнерской
деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 31
2.1. Диагностика исходного уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Апробация педагогических условий по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений старшего дошкольного возраста. 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


Огромную роль в психическом развитии ребенка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом: формирует приемы мыслительной деятельности, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Человек, обладающий математическими способностями, лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
В процессе развития математических представлений ребенок вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т.п.; познается смысл окружающей действительности; формируется целостная «картина мира». Проблема развития математических представлений у детей дошкольного возраста отражена в научных исследованиях А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, М.Н. Поляковой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой и др.
Важным фактором эффективного развития математических представлений у детей дошкольного возраста выступает взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательного процесса. Миры детства: конструирование возможностей В ФГОС ДО один из принципов предполагает организацию содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый - ребенок.
В настоящее время существует большое количество исследований, в которых с разных позиций описывается и изучается взаимодействие взрослого и ребенка (Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, B.C. Мухина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн и др.).
Изучая вопросы взаимодействия взрослого и ребенка, исследователи делают важный вывод о том, что развитие личности ребенка складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми, вполне адекватно и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности, которые исходят от окружающих и адресованы ребенку. Как следствие у ребенка формируется эмоционально-положительное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих (Т.В. Гуськова, М.И. Лисина и др.)
Анализ научных публикаций показал, что проблема партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у дошкольников недостаточно исследована. Мы выявили противоречие между необходимостью организации сотрудничества воспитателей и детей и недостаточностью методических разработок по проблеме организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Партнерская деятельность взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений. Целью исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: процесс организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений.
Предмет исследования: педагогические условия организации
партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений будет эффективным, если:
- способствовать развитию инициативы и активности детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми;
- создавать различную мотивацию математической деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- использовать технологию организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста «План-дело-анализ».
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть партнерскую деятельность взрослых и детей дошкольного возраста как педагогическую проблему.
2. Раскрыть особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические методы: анализ научной литературы;
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
Первый этап (май - сентябрь 2016 гг.) - теоретический этап: изучение научной литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
Второй этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - экспериментальный этап: констатирующий этап эксперимента - подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий этап эксперимента - обоснование гипотезы исследования; контрольный этап эксперимента - сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май-июнь 2018 г.) - заключительный этап: систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, оформление и защита выпускной квалификационной работы, определение перспектив исследования.
База экспериментального исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Жемчужинка» г. Короча Белгородской области», старшая группа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время одним из ведущих видов деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером. Согласно ФГОС ДО, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и обучения; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности.
Анализ научных публикаций показал, что проблема партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у дошкольников недостаточно исследована. В ходе исследования данной проблемы мы решили следующие задачи.
Мы рассмотрели партнерскую деятельность взрослых и детей дошкольного возраста как педагогическую проблему и пришли к выводу, то оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка, поскольку процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера. При этом совместная взросло-детская партнерская деятельность взрослого и детей рассматривается как деятельность двух и более участников образовательного процесса - взрослых и воспитанников по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Нами были раскрыты особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста, которые заключаются в том, что система развития математических представлений должна быть направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом. Эффективность развития математических представлений детей дошкольного возраста в большей степени определяется целенаправленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности.
В ходе обоснования и апробации педагогических условий организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений мы на констатирующем этапе эксперимента с целью проведения диагностики уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выявили исходный уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и их уровень развития партнерской деятельности. На основании полученных результатов мы определили содержание работы по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе эксперимента с целью организации партнерской деятельности у детей дошкольного возраста в процессе освоения математических представлений мы обеспечивали развитие инициативы и активности детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми, мотивировали математическую деятельность детей старшего дошкольного возраста и использовали технологию организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста «План-дело-анализ». На завершающем контрольном этапе эксперимента мы ставили своей целью проверить эффективность экспериментальной работы, направленной на апробацию педагогических условий по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выявили уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, провели качественный и количественный анализ полученных результатов педагогического эксперимента, который показал, что высокий уровень развития математических представлений отмечался у 8 детей (27%), после эксперимента - у 9 детей (30%): средний уровень до и после эксперимента показали 12 детей (40%), низкий уровень до эксперимента был у 10 детей (33%), после эксперимента - у 9 детей (30%). Нами были составлены методические рекомендации для воспитателей по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования решены и гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 16-25.
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
3. Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С.6-17.
4. Венгер Л. А. Психология. - М.: Просвещение, 2008. - 375 с.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
6. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1. - С.44-63.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Просвещение, 2009. - 541 с.
8. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 534 с.
9. Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе // Начальная школа плюс до и после. - 2012. -№6. - С. 46.
10. Галкина Л.Н. Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития // Начальная школа: Плюс до и после, 2009. - № 12. - С.1-4.
11. Гогоберидзе А.Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - С.29-37.
12. Гогоберидзе А.Г., Дергунская В.А К проблеме познания и понимания ребенка дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 156 с.
13. Деркунская В. К концепции воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения // Детский сад от А до Я. -
2011. - №2. - С. 66-76.
14. Детство: комплексная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2016. - 352 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
16. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v- rossij skoj -federacii
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
18. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 64 с.
19. Кашкарева Л.М., Пищаева Л.А. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы) // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 55-59.
20. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. - М.: Сфера, 2017. - 112 с.
21. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. - М.: Изд-во «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. - 208 с.
22. Крулехт М.В. Проблема целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности // Педагогика детства: Петербургская научная школа / Институт детства РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во «Адверта», 2005. - С. 114-120.
23. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта трудовой деятельности: автореферат дис. . докт. пед. наук. - СПб. - 1996. - 41 с.
24. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
25. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974. - 368 с.
26. Лопсонова З.Б. Модель развития детско-взрослого сообщества // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Амосова. - 2014. - Т.11. - № 2. - С. 129-135.
27. Миры детства. Конструирование возможностей. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Т.Н. Доронова, О.Е. Веннецкая, С.Г. Доронов, Г.В. Кузнецова, Л.А. Ремезова. - М., 2015. - 208 с.
28. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. - М.: Просвещение, 2015. - 95 с.
29. Михеева Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. -
2012. - № 1. - С. 64-70.
30. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Педагогика, 2008. - 431 с.
31. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий c детьми 5¬6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 112 с.
32. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.
33. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 368 с.
34. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. - Ростов-на-Дону, 1993. - 67 с.
35. Планирование в современном ДОУ: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
36. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 240 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
38. Ручий Н.П. Дошкольное образование. Новые формы работы // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 126¬129.
39. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: Правильный старт. - М.: Линка-Пресс, 2011. - 240 с.
40. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.
41. Суворова О.В. Модель полисубъектной коммуникативно-познавательной среды образовательного учреждения // Вестник университета (Государственный университет управления, Москва). - 2011. - № 14.
42. Суворова О.В. Субъектность воспитателя как фактор психологической безопасности среды дошкольного образовательного учреждения // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара. - 2011. - № 2(4). - Серия «Социальные науки». - Т. 13.
43. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.
44. Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Сфера, 2015. - 224 с.
45. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 384 с.
46. Тупичкина Е.А. Нестандартный подход к содержанию математического развития дошкольников / Е.А. Тупичкина, М.Я. Арест // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1. - С. 18-27.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
48. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра и др. - М.: Просвещение, 1988. - 303
49. Халикова В.В. Психолого-педагогические условия развития субъектности детей дошкольного возраста в детско-родительских отношениях. - М., 2011.
- 220 с.
50. Чепцова Н.А. Психолого-акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - С. 14.
51. Шадрова Е.В. Изучение уровня сформированности субъектной позиции воспитанника детского дома // Ярославский педагогический вестник. - 2010.
- №1. - С.39-43.
52. Шаталова Е.В. Освоение детьми позиции субъекта логико¬
математической деятельности как одно из условий успешного обучения в школе // Электронный ресурс. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/646470/
53. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2 -е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
54. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2006. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ