ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7
1.1. Партнерская деятельность взрослых и детей дошкольного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Особенности развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия организации партнерской
деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 31
2.1. Диагностика исходного уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Апробация педагогических условий по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений старшего дошкольного возраста. 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7
1.1. Партнерская деятельность взрослых и детей дошкольного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Особенности развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия организации партнерской
деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 31
2.1. Диагностика исходного уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Апробация педагогических условий по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений старшего дошкольного возраста. 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Огромную роль в психическом развитии ребенка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом: формирует приемы мыслительной деятельности, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Человек, обладающий математическими способностями, лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
В процессе развития математических представлений ребенок вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т.п.; познается смысл окружающей действительности; формируется целостная «картина мира». Проблема развития математических представлений у детей дошкольного возраста отражена в научных исследованиях А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, М.Н. Поляковой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой и др.
Важным фактором эффективного развития математических представлений у детей дошкольного возраста выступает взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательного процесса. Миры детства: конструирование возможностей В ФГОС ДО один из принципов предполагает организацию содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый - ребенок.
В настоящее время существует большое количество исследований, в которых с разных позиций описывается и изучается взаимодействие взрослого и ребенка (Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, B.C. Мухина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн и др.).
Изучая вопросы взаимодействия взрослого и ребенка, исследователи делают важный вывод о том, что развитие личности ребенка складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми, вполне адекватно и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности, которые исходят от окружающих и адресованы ребенку. Как следствие у ребенка формируется эмоционально-положительное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих (Т.В. Гуськова, М.И. Лисина и др.)
Анализ научных публикаций показал, что проблема партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у дошкольников недостаточно исследована. Мы выявили противоречие между необходимостью организации сотрудничества воспитателей и детей и недостаточностью методических разработок по проблеме организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Партнерская деятельность взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений. Целью исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: процесс организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений.
Предмет исследования: педагогические условия организации
партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений будет эффективным, если:
- способствовать развитию инициативы и активности детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми;
- создавать различную мотивацию математической деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- использовать технологию организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста «План-дело-анализ».
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть партнерскую деятельность взрослых и детей дошкольного возраста как педагогическую проблему.
2. Раскрыть особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические методы: анализ научной литературы;
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
Первый этап (май - сентябрь 2016 гг.) - теоретический этап: изучение научной литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
Второй этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - экспериментальный этап: констатирующий этап эксперимента - подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий этап эксперимента - обоснование гипотезы исследования; контрольный этап эксперимента - сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май-июнь 2018 г.) - заключительный этап: систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, оформление и защита выпускной квалификационной работы, определение перспектив исследования.
База экспериментального исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Жемчужинка» г. Короча Белгородской области», старшая группа.
В процессе развития математических представлений ребенок вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т.п.; познается смысл окружающей действительности; формируется целостная «картина мира». Проблема развития математических представлений у детей дошкольного возраста отражена в научных исследованиях А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, М.Н. Поляковой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой, Е.И. Щербаковой и др.
Важным фактором эффективного развития математических представлений у детей дошкольного возраста выступает взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательного процесса. Миры детства: конструирование возможностей В ФГОС ДО один из принципов предполагает организацию содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый - ребенок.
В настоящее время существует большое количество исследований, в которых с разных позиций описывается и изучается взаимодействие взрослого и ребенка (Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, B.C. Мухина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн и др.).
Изучая вопросы взаимодействия взрослого и ребенка, исследователи делают важный вывод о том, что развитие личности ребенка складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми, вполне адекватно и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности, которые исходят от окружающих и адресованы ребенку. Как следствие у ребенка формируется эмоционально-положительное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих (Т.В. Гуськова, М.И. Лисина и др.)
Анализ научных публикаций показал, что проблема партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у дошкольников недостаточно исследована. Мы выявили противоречие между необходимостью организации сотрудничества воспитателей и детей и недостаточностью методических разработок по проблеме организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Партнерская деятельность взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений. Целью исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: процесс организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений.
Предмет исследования: педагогические условия организации
партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений будет эффективным, если:
- способствовать развитию инициативы и активности детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми;
- создавать различную мотивацию математической деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- использовать технологию организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста «План-дело-анализ».
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть партнерскую деятельность взрослых и детей дошкольного возраста как педагогическую проблему.
2. Раскрыть особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические методы: анализ научной литературы;
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
Первый этап (май - сентябрь 2016 гг.) - теоретический этап: изучение научной литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
Второй этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - экспериментальный этап: констатирующий этап эксперимента - подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий этап эксперимента - обоснование гипотезы исследования; контрольный этап эксперимента - сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май-июнь 2018 г.) - заключительный этап: систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, оформление и защита выпускной квалификационной работы, определение перспектив исследования.
База экспериментального исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Жемчужинка» г. Короча Белгородской области», старшая группа.
В настоящее время одним из ведущих видов деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером. Согласно ФГОС ДО, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и обучения; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности.
Анализ научных публикаций показал, что проблема партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у дошкольников недостаточно исследована. В ходе исследования данной проблемы мы решили следующие задачи.
Мы рассмотрели партнерскую деятельность взрослых и детей дошкольного возраста как педагогическую проблему и пришли к выводу, то оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка, поскольку процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера. При этом совместная взросло-детская партнерская деятельность взрослого и детей рассматривается как деятельность двух и более участников образовательного процесса - взрослых и воспитанников по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Нами были раскрыты особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста, которые заключаются в том, что система развития математических представлений должна быть направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом. Эффективность развития математических представлений детей дошкольного возраста в большей степени определяется целенаправленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности.
В ходе обоснования и апробации педагогических условий организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений мы на констатирующем этапе эксперимента с целью проведения диагностики уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выявили исходный уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и их уровень развития партнерской деятельности. На основании полученных результатов мы определили содержание работы по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе эксперимента с целью организации партнерской деятельности у детей дошкольного возраста в процессе освоения математических представлений мы обеспечивали развитие инициативы и активности детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми, мотивировали математическую деятельность детей старшего дошкольного возраста и использовали технологию организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста «План-дело-анализ». На завершающем контрольном этапе эксперимента мы ставили своей целью проверить эффективность экспериментальной работы, направленной на апробацию педагогических условий по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выявили уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, провели качественный и количественный анализ полученных результатов педагогического эксперимента, который показал, что высокий уровень развития математических представлений отмечался у 8 детей (27%), после эксперимента - у 9 детей (30%): средний уровень до и после эксперимента показали 12 детей (40%), низкий уровень до эксперимента был у 10 детей (33%), после эксперимента - у 9 детей (30%). Нами были составлены методические рекомендации для воспитателей по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования решены и гипотеза нашла свое подтверждение.
Анализ научных публикаций показал, что проблема партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у дошкольников недостаточно исследована. В ходе исследования данной проблемы мы решили следующие задачи.
Мы рассмотрели партнерскую деятельность взрослых и детей дошкольного возраста как педагогическую проблему и пришли к выводу, то оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка, поскольку процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера. При этом совместная взросло-детская партнерская деятельность взрослого и детей рассматривается как деятельность двух и более участников образовательного процесса - взрослых и воспитанников по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Нами были раскрыты особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста, которые заключаются в том, что система развития математических представлений должна быть направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом. Эффективность развития математических представлений детей дошкольного возраста в большей степени определяется целенаправленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности.
В ходе обоснования и апробации педагогических условий организации партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений мы на констатирующем этапе эксперимента с целью проведения диагностики уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выявили исходный уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и их уровень развития партнерской деятельности. На основании полученных результатов мы определили содержание работы по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе эксперимента с целью организации партнерской деятельности у детей дошкольного возраста в процессе освоения математических представлений мы обеспечивали развитие инициативы и активности детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми, мотивировали математическую деятельность детей старшего дошкольного возраста и использовали технологию организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста «План-дело-анализ». На завершающем контрольном этапе эксперимента мы ставили своей целью проверить эффективность экспериментальной работы, направленной на апробацию педагогических условий по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы выявили уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, провели качественный и количественный анализ полученных результатов педагогического эксперимента, который показал, что высокий уровень развития математических представлений отмечался у 8 детей (27%), после эксперимента - у 9 детей (30%): средний уровень до и после эксперимента показали 12 детей (40%), низкий уровень до эксперимента был у 10 детей (33%), после эксперимента - у 9 детей (30%). Нами были составлены методические рекомендации для воспитателей по организации партнерской деятельности взрослых и детей в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования решены и гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с математической сказкой
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнерских отношений участников образовательного процесса
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с математической сказкой
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



