ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования политического имиджа региона 6
1.1 Феномен политического имиджа региона: проблема дефиниции 6
1.2 Компоненты и технологии формирования политического имиджа
региона 22
Глава 2. Практика формирования регионального политического имиджа 38
2.1 Российский и мировой опыт формирования имиджа территории 38
2.2 Практика формирования политического имиджа ЯНАО: состояние и
перспективы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Стремительное развитие процесса глобализации, увеличение взаимозависимости национальных экономик, обусловленное ограниченностью ресурсов, выводят на первый план региональные экономики, между которыми и разворачивается основная конкурентная борьба. В условиях конкуренции регионов за население, дополнительные инвестиции, производства, туристов, проведение глобальных мероприятий большое значение приобретает имидж территории. Региональный имидж является не только важным фактором упрочения конкурентоспособности территории, а также эффективным инструментом акцентирования региональной идентичности для успешного развития и процветания региона.
Тема данной работы является актуальной ввиду того, что формирование политического имиджа отдельного государства играет определяющую роль в сфере международных отношений: успех страны на мировой арене зависит от грамотно выстроенного имиджа. А политический имидж целой страны, в частности, России, зависит от политического имиджа каждого отдельного региона, в том числе и имиджа ЯНАО.
Объектом данного исследования является феномен имиджа региона.
Предметом исследования являются особенности формирования современного имиджа региона на примере Ямало-Ненецкого Автономного Округа.
Цель исследования: на основе различных источников и с помощью методов контент-анализа, сравнительного метода, метода опроса выявить, специфику и перспективы формирования политического имиджа российских регионов на современном этапе (на примере ЯНАО).
Задачами данного исследования являются:
1) уточнить понятия «имидж», «региональный имидж», «бренд территории»;
2) рассмотреть основные подходы к пониманию имиджа региона;
3) выявить основные методы и технологии, которые используются для формирования политического имиджа территории;
4) проанализировать российский опыт формирования имиджа территории;
5) выявить особенности региона ЯНАО;
6) исследовать современное состояние политического имиджа ЯНАО;
7) определить особенности и перспективы формирования политического имиджа ЯНАО.
Степень научной разработанности проблемы. Проблему формирования имиджа и маркетинга территории рассматривали многие зарубежные авторы, в том числе С. Анхольт, Дж. Хильдрет, Ф. Котлер. Среди российских исследователей феномена имиджа можно выделить Гравер А.А., Зайганов А.В., Почепцов Г.Г., Шепель В.М., региональный имидж изучали Баженова Е.Ю., Важенина И.С., Сузи А.М., Сушненкова И.А. Кроме того, можно выделить таких крупных российских ученых-регионалистов, как Туровский Р.Ф., Баранов А.В.
Теоретико-методологической основой исследования является системный подход к рассмотрению изучаемой проблемы.
Методы данного исследования: контент-анализ СМИ, сравнительный метод, метод опроса общественного мнения.
Эмпирическую базу исследования составляют данные государственной статистики, материалы периодических изданий (как международных, так и российских), а также результаты опроса общественного мнения.
Практическая значимость данного исследования состоит в проведенном контент-анализе СМИ, опросе общественного мнения, комплексного исследования характеристики ЯНАО, материалы которого могут быть полезны и вызывать интерес у представителей власти, различных работников средств массовой информации, исследователей данной проблематики. Кроме того, предложен логотип ЯНАО, разработанный на основе особенностей региона.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения, списка литературы, приложений.
Образ - это мысленный или вещественный конструкт, отражающий реальность, но зависящий как от субъективных характеристик - особенностей самого воспроизводящего, так и от объективных - условий, времени и обстоятельств воссоздания (представления) образа. В российской практике понятие «образ» почти тождественно понятию «имидж». Так, имидж - это идеализированный образ объекта, имеющий искусственную природу, это конструкт, созданный профессионалами на основе реального образа объекта.
Регион - это социально-политическая система, состоящая из следующих частей: исторические особенности, этнокультурное разнообразие, природно-климатические условия, поселения и трудовые ресурсы, производственно-экономическая база, единая социальная инфраструктура, местные СМИ, политические элементы (органы власти и местного самоуправления). Региональный имидж - это конструкт, созданный на основе существенных характеристик данной территории. Основная цель формирования территориального имиджа - увеличение степени привлекательности региона по определенным параметрам. Субъектами регионального имиджа могут быть местная власть, региональные и федеральные СМИ, общественные организации, различные учреждения, бизнес-структуры, а также отдельные личности. Политический имидж региона представляет собой комплексный образ территории в массовом сознании, состоящий из всех перечисленных компонентов. Именно политический аспект имиджа региона позволяет территории как субъекту Российской Федерации развиваться и достигать поставленных целей во всех сферах жизни общества.
Региональный имидж включает в себя и бренд территории - совокупность уникальных качеств территории в сочетании с символическим капиталом. Бренд территории основывается на региональной идентичности и может определяться как сущность данного места, совокупность уникальных характеристик территории, а также результат практического опыта и имеющихся представления целевой аудитории.Наиболее полную структуру создания территориального бренда предложил исследователь национального брендинга Саймон Анхольт. Основываясь на конкурентной идентичности территории, ученый создал модель «шестиугольника», куда входят следующие элементы: люди - население региона, культурное основание, политика, туризм, экспортируемые бренды, инвестиции и миграция.
Процесс построения регионального имиджа должен отвечать следующим принципам: аутентичность имиджа (соответствие внешнего и внутреннего), взаимосвязь субъектов формирования регионального имиджа (объединение их усилий и создание единой концепции), гармоничное сочетание различных компонентов имиджа с целью усиления эффекта каждого из них.Можно выделить следующие технологии формирования имиджа региона: социальные, личностные, коммуникативные, а также технологии культурной привлекательности, проведения мероприятий, регионального брендинга и использования символов.
Формирование регионального имиджа проходит в несколько этапов, среди которых можно выделить этап определения стратегии, организационный, базовый и этап мониторинга. Имидж территории может формироваться как на основе социального, исторического опыта, так и с помощью пропаганды и манипуляций. Средства массовой информации являются одним из главных каналов манипуляции. Имея большие возможности влияния на общественное мнения, современные СМИ используют значительное количество различных технологий конструирования и закрепления в общественном сознании определенного образа региона.
В России прослеживается тенденция формирования политического имиджа не целого государства, не отдельного региона, а, скорее, отдельного города. Особо стоит выделить политические имиджи федеральных центров - Москвы и Санкт-Петербурга, которые пытаются сформировать комплексный территориальный имидж. В отдельных регионах чаще всего имидж формируют города-административные центры регионов. Это объясняется как большой территорией государства, так и многообразием политического экономического, географического, этнического, культурного состояния страны. На сегодняшний день в российской практике прослеживаются все элементы формирования имиджа территории: определение концепции, создание атрибутов, проведение мероприятий, акцент на личностях. Но эти составляющие присутствуют лишь частично и не во всех регионах.
Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из самых перспективных регионов России. Кроме того, он имеет стратегическое значение для страны, обладает крупнейшими запасами углеводородных полезных ископаемых и высоким туристским потенциалом. Однако, проведенный опрос общественного мнения показал следующие результаты: большинство опрошенных жителей страны не имеют четкого представления о географическом положении ЯНАО. Основные ассоциации, которые вызывает автономный округ, - это суровый климатические условия, углеводородные полезные ископаемые, удаленность региона и его приграничное расположение, а также развитое оленеводство и уникальные природные явления. Высокий процент респондентов, которые связывают регион с нефтью и газом, подтверждает тот факт, что единственная широко известная компания, функционирующая в ЯНАО, - это ПАО «Газпром». Десятая часть опрошенных знает о губернаторе ЯНАО. Однако, опрошенные ничего не знают о деятельности и жизни Ямало-Ненецкого автономного округа.
Таким образом, современный имидж ЯНАО находится в стадии формирования. В целом, в регионе присутствуют некоторые элементы политического имиджа. Если рассматривать имидж ЯНАО с точки зрения четырех составляющих, можно сделать следующий вывод: политический имидж региона нужно систематизировать и привести в порядок «внешний вид», то есть концептуальную и атрибутивную составляющие, а также наладить коммуникативные связи для широкого освещения особенностей региона за его пределами.
1. Анхольт С. Бренд Америка: мать всех брендов/ Саймон Анхольт, Джереми Хильдрет. - М.: ООО «Издат-во «Добрая книга», 2010. - 232с.
2. Горшенина Е.В. Региональные экономические исследования: теория и практика. Монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - 203 с.
3. Ефремова Т. Ф. Толково-словообразовательный словарь, М.: Русский язык, 2000. - 589с.
4. КирюнинА.Е.Имидж региона как интериоризация культуры. Книжный дом «Университет», 2000. - 146с.
5. Котлер Ф. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. -382с.
6. Кыштымова И. М. Индивидуальный образ: введение в психосемиотику имиджа: монография. - Иркутск: ИГУ, 2006. - 192 с.
7. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из "третьего мира" - в "первый" (1965
- 2000). Изд-во Эксмо, 2013. - 576с.
8. Музыкант В.Л. Формирование бренда средствами рекламы и PR. М.,
2004. - 145с.
9. Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008. -288 с.
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
11. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. - Спб.: Питер, 2005. - 448 с.
12. Попова О.В. политическая идентификация в условиях трансформации общества. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 258 с.
13. Почепцов Г.Г. Имиджелогия.- 2-е изд. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. - 698 с.
14. Сачук Т.В. «Поведение потребителей в территориальном маркетинге» / Сачук Т.В.; Карел. науч. центр РАН, Ин-т экономики. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2005. - 157 с.
15. Терских М. В. Медиаобраз сибирского региона: лингвокогнитивное моделирование. - Омск: ЛИТЕРА, 2015. - 160 с.
16. Туровский, Р Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. Изд-во Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 399 с.
17. Ушаков Д.И. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. - Изд-во: Славянский Дом Книги, 2014. - 960с.
18. Хабаров, В. С. Маркетинг, Интернет и CALS-технологии / В. С. Хабаров, Д. В. Цагарели, С. А. Спиридонов. - М.: Паритет Граф, 2001. - 220 с.
19. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / ШанскийН.м,, Боброва Т.А. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.
20. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. Изд-во: Феникс,
2005. - 480 с.
21. Яковлев М.В. Политический имидж региона в условиях современной России. МАКС Пресс, 2011. - 107с.
22. Anholt, S., Competitive Identity - The New Brand Management for Nations, Cities and Regions, Palgrave Macmillan, London 2007.- 50pp.
Нормативные правовые акты:
23. Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 21.05.2014 N 2076 «О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Ямало¬Ненецкого автономного округа до 2020 года».
24. Устав (Основной закон)Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. N 56-ЗАО (с изменениями и дополнениями).
Диссертации:
25. Сузи А.М. Формирование современного имиджа российских регионов (на примере Республики Карелия): политологический аспект: дисс.... канд. полит. наук:23.00.02 / Сузи Андрей Михайлович. - Москва, 2014. - 167с.
Авторефераты диссертаций:
26. Андрианова Н.А. Имидж в стратегии инновационного развития региона: политико-технологический аспект: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Андрианова Надежда Александровна. - Краснодар, 2009. - 26с.
27. Сушненкова И.А. Основные принципы и инструменты формирования регионального имиджа: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Сушненкова Ирина Александровна. - Кемерово, 2011. - 28с.
28. Шабалин И.А. Имидж региона как информационно-политический ресурс: автореф.дис. ... канд. полит. наук: 10.01.10/ ШабалинИлья Александрович. - Москва, 2005. - 23с.
Электронные ресурсы:
29. 10 популярных российских городов для отдыха всей семьей // Официальный сайт печатного издания Forbes. URL: http://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/dosug/256229-10-populyarnykh- rossiiskikh-gorodov-dlya-otdykha-vsei-semei/photo/1 (дата обращения: 07.05.2016).
30. 21 миллион причин полюбить Москву // Официальный сайт печатного издания «Коммерсантъ». URL: http://www.kommersant.ru/doc/693870 (дата обращения: 03.05.2016).
31. 82% американцев гордятся своей страной // Официальный сайт печатного издания «TheWashingtonpost». URL: https://www.washingtonpost.com/news/the- fix/wp/2014/07/21/in-russia-everybody-loves-putin/ (дата обращения: 03.05.2016).
32. BDO IBC Overall ranking. URL: http://www.bdo-ibc.com/index/global- comparison/overall-index/ (датаобращения: 01.05.2016).
33. WSJ: рекордное число иностранных туристов посетили США в 2014 году
// Интернет-портал Gazeta.ru. URL:
http://www.gazeta.ru/lifestyle/news/2015/03/19/n_7027745.shtml (дата обращения: 03.05.2016).
34. В 2015 году Россию посетило рекордное число туристов // Официальный сайт печатного издания «Вокруг света». URL: http://www.vokrugsveta.ru/news/241912/ (дата обращения: 03.05.2016).
35. В газовой столице Ямала, власти которой признали высокий уровень преступности от приезжих, ввели круглосуточный пограничный пост. В первый же день работы на нем развернули несколько десятков гостей // Российское информационное агентство ura.ru. URL: http://ura.ru/news/1052148989 (дата обращения: 10.05.2016).
36. В Петербурге обсудили бренд города // Официальный сайт
Администрации Санкт-Петербурга. URL:
https://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/64305/ (дата обращения: 08.05.2016).
37. Вопрос о закрытии границ Ямала отложен на долгий срок. Депутаты
отзывают из Госдумы свой проект об ужесточении въезда в регион // Интернет- газета ZNAK. URL:https://www.znak.com/2013-11-
26/vopros_o_zakrytii_granic_yamala_otlozhen_na_dolgiy_srok_deputaty_otzyvayut _iz_gosdumy_svoy_proekt_ob (дата обращения: 10.05.2016).
38. ВРП ЯНАО в 2015 г. вырос на 2% // Информационный портал по
логистике, транспорту и таможне. URL:
http://region.logistic.ru/news/news.php?num=2016/04/11/13/10852. (дата
обращения: 10.05.2016).
39. Губернаторов проверили на дружественность // Официальный сайт печатного издания «Коммерсантъ». URL: http://www.kommersant.ru/doc/2070284 (дата обращения: 08.05.2016).
40. Гурина Е.М. Проблема имиджа в социально-гуманитарном знании // Современные проблемы науки и образования, №6 - 2014. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id= 15671 (дата обращения: 16.04.2016).
41. Дзялошинвский И.М. Проблема эффективности пропагандистской деятельности, осуществляемой с помощью СМИ. URL: http://dzyalosh.ru/01- comm/statii/dzyalosh-01/f-kommunik2.html (дата обращения: 01.05.2015).
42. Для городских сувениров разработали бренд // Городской интернет-сайт TheVillage. URL: http://www.the-village.ru/village/city/tourism/110737-heart-of- moscow (дата обращения: 07.05.2016).
43. Дмитрия Кобылкина снова избрали губернатором ЯНАО // Интернет- портал lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2015/10/01/yanao/ (дата обращения: 11.05.2016).
44. Инвестиционный имидж Татарстана как отражение внутренней экономической политики // Электронное периодическое издание Рынок ценных бумаг. URL: http://www.old.rcb.ru/Archive/spec2/24.asp (дата обращения: 08.05.2016).
45. Как они стали властью, или чего нет в уголовном деле банды Цапка // Официальный сайт печатного издания «Новая Газета». URL: http://www.novayagazeta.ru/society/55626.html (дата обращения: 10.04.2016).
46. Леонтьев д. А. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг //
Реклама и жизнь. 2000. N.1 (13). URL:
http://www.russianmarket.ru/?pg=showdoc&iid=1871 (дата обращения: 02.04.2016).
47. Москва стала финалистом международной премии за устойчивое транспортное развитие. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/2051/3115050 (дата обращения: 03.05.2016).
48. На свой имидж за рубежом столица потратит свыше 225 миллионов рублей // Официальный сайт печатного издания «Комсомольская правда». URL: http://www.msk.kp.ru/daily/24447/612215/ (дата обращения: 03.05.2016).
49. Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Культура Ямала (2011 - 2015 годы)». URL: http://docs.cntd.ru/document/473408786 (дата обращения: 12.05.2016).
50. Общий толковый словарь русского языка. URL: http://tolkslovar.ru/r2216.html (дата обращения: 04.04.2016).
51. Официальный портал государственных и муниципальных услуг ЯНАО.
URL: https://pgu-yamal.ru (дата обращения: 11.05.2016).
52. ОфициальныйсайтInternationalMonetaryFund. URL:
http://www.imf.org/external/index.htm (дата обращения: 03.05.2016).
53. Официальный сайт арт-студии Артемия Лебедева. Создание туристического логотипа Калининградской области. URL: https://www. artlebedev. ru/everything/kaliningrad/process/ (дата обращения: 08.05.2016).
54. Официальный сайт бренда «Yamal Product». URL: http://yamalproduct.com (дата обращения: 11.05.2016).
55. Официальный сайт бренда «Ямал Ири». URL: http://www.yamaliri.ru (дата обращения: 11.05.2016).
56. Официальный сайт ГБУ ЯНАО «Ямалтур». URL: http://yamaltour.biz/o- nas/o-nas (дата обращения: 11.05.2016).
57. Официальный сайт Главного федерального инспектора по Ямало - Ненецкому автономному округу. URL: http://gfi89.uralfo.ru/soch-ekon/ (дата обращения: 10.05.2016).
58. Официальный сайт Д.Н.Кобылкина. URL: http://www.kobilkin.ru (дата обращения: 11.05.2016).
59. Официальный сайт Департамента культуры ЯНАО. URL: http://cultura- yamala.ru (дата обращения: 12.05.2016).
60. Официальный сайт Департамента молодежной политики и туризма ЯНАО. URL: http://www.yamolod.ru/kategorii/vidy-turizma-v-yanao (дата обращения: 11.05.2016).
61. Официальный сайт Департаменты экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: http://invest.yanao.ru (дата обращения: 10.05.2016).
62. Официальный сайт Иннополиса. http://www.innopolis.com
63. Официальный сайт Команды 89. URL: http://komanda89.ru (дата обращения: 11.05.2016).
64. Официальный сайт международным рейтинговым агентством S&P
GlobalRatings (бывший Standard&Poor’s). URL:
www.standardandpoors.com/ru_RU (дата обращения: 10.05.2016).
65. Официальный сайт Министерства Финансов. URL:
http ://minfin. ru/common/upload/library/2015/10/main/FFPR_2016. pdf (дата
обращения: 10.05.2016).
66. Официальный сайт молодежного форума ЛВолга». URL:
http://ivolgaforum.ru (дата обращения: 08.05.2016).
67. Официальный сайт официального гида Казани. URL: http://gokazan.ru (дата обращения: 08.05.2016).
68. Официальный сайт представительства ЯНАО в г. Москва. URL: http://yamal-msk.ru (дата обращения: 11.05.2016).
69. Официальный сайт представительства ЯНАО в г. Санкт-Петербург. URL: http://www.yamal-spb.ru (дата обращения: 11.05.2016).
70. Официальный сайт проекта «Автодория». URL: http://avtodoria.ru (дата обращения: 08.05.2016).
71. Официальный сайт проекта «Наследие Татарстана». URL:
http://www.tatarstanheritage.ru/ru/ (дата обращения: 08.05.2016).
72. Официальный сайт Российской студенческой весны. URL:
http://studvesna.info (дата обращения: 08.05.2016).
73. Официальный сайт Туристско-информационного центра ЯНАО. URL: http://www.welcome2yamal.ru (дата обращения: 11.05.2016).
74. Официальный сайт форума АгроЮг-2016. URL: http://www.forumagroyug.com (дата обращения: 08.05.2016).
75. Официальный сайт форума Ямал Нефтегаз-2016. URL: http://www.yamaloilandgas.com/yamal-fact/ (дата обращения: 10.05.2016).
76. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: зачем, кому и какой нужен
маркетинг территорий. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-
special/regions/territory/1.htm (дата обращения: 10.04.2016).
77. Пиар-агентство превратит Москву в "мегаполис-пилот // Интернет-портал lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2006/08/08/improve/ (дата обращения: 03.05.2016).
78. Положение о региональном проекте-конкурсе «Символы Ямала». URL: https://yasavey. ru/sites/default/files/field/article_file/simvoly_yamala_- _polozhenie.pdf (дата обращения: 12.05.2016).
79. Попова Н.М. Образы в психоаналитической терапии. URL: http://psychoanalitiki.ru/2008.html (дата обращения: 01.04.2016).
80. Президент РТ о бренде «Наследие Татарстана»: «То, что мы сделали, - это на пользу всем» // Информационное агентство Татар-информ. URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2014/12/15/434668/ (дата обращения: 08.05.2016).
81. Проблемы Москвы и любимые места // Официальный сайт
аналитического центра Юрия Левады. URL:
http://www. levada. ru/2016/04/26/problemy-moskvy-i-lyubimye-mesta/ (дата
обращения: 05.05.2016).
82. Психологический словарь. URL: http://psi.webzone.ru (дата обращения: 01.04.2016).
83. Россия уступила мигрантов США // Интернет-портал Gazeta.ru. URL: http://www.gazeta.ru/social/2013/09/12/5650041.shtml (дата обращения: 01.05.2016).
84. Русские в современном Татарстане: положение, проблемы, поиск путей их решения // Интернет-портал Агентство политических новостей. URL: http://www.apn.ru/publications/article25467.htm (дата обращения: 08.05.2016).
85. Самые посещаемые страны мира // Интернет-портал WatEmpire. URL: http://wayempire.com/samyie-poseschaemyie-stranyi-mira/ (дата обращения: 03.05.2016).
86. Символично. Бренды российских городов // Интернет-портал lenta.ru.
URL: https://lenta.rU/photo/2015/10/30/brands#0 (дата обращения: 09.05.2016).
87. Словарь иностранных слов русского языка. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 04.04.2016).
88. Тамбов остается криминальной столицей России? // Интернет-портал «Новые ведомости». URL: http://nvdaily.ru/info/42386.html (дата обращения: 10.04.2016).
89 Таранцов В. П. Имидж политического лидера и национальная безопасность страны. URL:
http://www. observer.materik.ru/observer/N2_2006/2_10.HTM (дата обращения: 01.04.2016).
90. У Татарстана целая обойма лоббистов в Москве // Официальный сайт
печатного издания «Независимая http ://www. ng. ru/ng_politics/2015-02-17/12_kazan. html 08.05.2016).
91. Федеральная служба государственной
http://yamalstat.gks.ru (дата обращения: 10.05.2016).
92. Федеральная служба государственной http://yamalstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yamalstat/resources/dd9d640049
60001 aae 15afe4e 1 bdbb25/Численность+населения.htm (дата обращения: 10.05.2016).
93. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
94. Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики // Медиаскоп: электрон. журн. Вып. 4, 2014. URL: http://www.mediascope.ru/node/1654 (дата обращения 01.05.2015).
95. Ямал тратит на свой имидж больше всех в России // Информационное агентство ЯмалPro. URL: http://www.yamalpro.ru/2014/01/21/yamal-tratit-na-svoy- imidzh-bolshe-vseh-v-rossii/ (дата обращения: 10.05.2016).
96. Ямальские артисты с успехов выступили на международном форуме в Нидерланах // Интернет-портал Регион89.рф. ЯНАО. URL: http://www.r89.ru/novosti/4564.php (дата обращения: 12.05.2016).
97. Ямальцы доверяют «ЕДИНОЙ РОССИИ» // Информационное агентство «СеверПресс». URL: http://sever-press.ru/vse-novosti/item/18636-yamaltsy- doveryayut-edinoj-rossii (дата обращения: 11.05.2016).
Статьи:
98. Ахмадуллин М. М. Использование зарубежного опыта в развитии экономики Республики Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №4. - С.136-140.
99. Баженова Е. Ю. Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования в российских регионах // Пространство экономики. 2013. №3-2 -С.120-125.
100. Баранов А.В. Становление политической регионалистики в постсоветской России // Человек. Общество. Управление. №4, 2006. - с.94-104
101. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж, репутация и бренд территории // ЭКО. - 2008. - № 8. - С.3-16.
102. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования. // Вестник Томского Государственного Университета. Философия. Социология. Политология, №3, 2012. - С.19-45.
103. Гринберг Т. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Пресс-служба, №2 - 2009.- С.74-82.
104. Загайнов А.В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. Выпуск № 3, том 149, 2007. - С.227-240.
105. Зеркаль Д. А., Мифтахова Л. Н. Формирование бренда территории как ресурс развития муниципального образования // Без темы. 2009. № 2(12). - С.27-33.
106. Кичигин А.В. К дискуссии о термине «политический регион» // Вестник ВГУ Серия: История. Политология. Социология, №1, 2011. - С.113-115.
107. Клушина Н.И. Образ врага. О военной риторике в мирное время // Русская речь, №5. - 2006. - С.79-87.
108. Кот В. Поле борьбы - информационное пространство // Военный парад, №6, 1997. - С.86-90.
109. Ламажаа Ч. К. Клановость в политической жизни регионов России // ЗПУ 2007. №3- С.133-147.
110. Летина Н.Н. Имидж в культурологическом дискурсе // Ярославский педагогический вестник, №2, Том1, 2015. - С.52-58.
111. Локтев Р.И. Туризм в Ямало-Ненецком автономном округе // Ползуновский альманах, том 2, №3, 2009. -С.203-205.
112. Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. - 2012. -№1.- С.93-96.
113. Матвеев А.В., Сумская Т.В. Регион как объект и как субъект политического пространства власти // Вестник НГУ Сер. соц.-эконом. науки. - 2001. -Т 1, Вып. 1. - С. 13-16.
114. Минаев А. А. Критерии формирования имиджа региона. М.: «Роснаук»,2002. - С.8-16.
115. Моденова А. П. Брендинг Москвы как основной компонент имиджа России // Власть. 2014. №2 - С.123-125.
116. Погодаева Т.В. Структурные особенности экономики Ямало-Ненецкого автономного округа // Вестник ТюмГУ 2012. №11 - С.50-55.
117. Силкина И. А. Генезис педагогического знания о целостном образе мира современного подростка // Вестник ОГУ 2011. №11 (130) - С.230-236.
118. Татаринова Н.В. О понятии «имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «образ», «репутация», «стереотип» / Н.В. Татаринова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2009. - № 2. - С.252-255.
119. Федорова В.О. Соотношение понятий «имидж» и «репутация» предприятия // Економхка транспортного комплексу, вип. 23. Харьков, 2014. - С.66-76.
120. Федулов Д.В. Выбор стратегии развития маркетинга территории / Д. В. Федулов, А. А. Победин // Экономические науки. - 2015. - № 3 (124). - С.40-42.
121. Шапкина Ю.В. Бренд территории: некоторые результаты терминологического анализа // Социально-экономические явления и процессы, №5-6, 2012. - С.152-155.
122. Kurtz H. Spin cycl. How The White House and the Media Manipulate the News.
- New York, 1998. -P.2-20.
123. Lasswell H. The structure and function of communication in society // The communications of ideas. N.Y., 1948. -P.37-51.