Формирование современного имиджа российских регионов (на примере ЯНАО)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования политического имиджа региона 6
1.1 Феномен политического имиджа региона: проблема дефиниции 6
1.2 Компоненты и технологии формирования политического имиджа
региона 22
Глава 2. Практика формирования регионального политического имиджа 38
2.1 Российский и мировой опыт формирования имиджа территории 38
2.2 Практика формирования политического имиджа ЯНАО: состояние и
перспективы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования политического имиджа региона 6
1.1 Феномен политического имиджа региона: проблема дефиниции 6
1.2 Компоненты и технологии формирования политического имиджа
региона 22
Глава 2. Практика формирования регионального политического имиджа 38
2.1 Российский и мировой опыт формирования имиджа территории 38
2.2 Практика формирования политического имиджа ЯНАО: состояние и
перспективы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Стремительное развитие процесса глобализации, увеличение взаимозависимости национальных экономик, обусловленное ограниченностью ресурсов, выводят на первый план региональные экономики, между которыми и разворачивается основная конкурентная борьба. В условиях конкуренции регионов за население, дополнительные инвестиции, производства, туристов, проведение глобальных мероприятий большое значение приобретает имидж территории. Региональный имидж является не только важным фактором упрочения конкурентоспособности территории, а также эффективным инструментом акцентирования региональной идентичности для успешного развития и процветания региона.
Тема данной работы является актуальной ввиду того, что формирование политического имиджа отдельного государства играет определяющую роль в сфере международных отношений: успех страны на мировой арене зависит от грамотно выстроенного имиджа. А политический имидж целой страны, в частности, России, зависит от политического имиджа каждого отдельного региона, в том числе и имиджа ЯНАО.
Объектом данного исследования является феномен имиджа региона.
Предметом исследования являются особенности формирования современного имиджа региона на примере Ямало-Ненецкого Автономного Округа.
Цель исследования: на основе различных источников и с помощью методов контент-анализа, сравнительного метода, метода опроса выявить, специфику и перспективы формирования политического имиджа российских регионов на современном этапе (на примере ЯНАО).
Задачами данного исследования являются:
1) уточнить понятия «имидж», «региональный имидж», «бренд территории»;
2) рассмотреть основные подходы к пониманию имиджа региона;
3) выявить основные методы и технологии, которые используются для формирования политического имиджа территории;
4) проанализировать российский опыт формирования имиджа территории;
5) выявить особенности региона ЯНАО;
6) исследовать современное состояние политического имиджа ЯНАО;
7) определить особенности и перспективы формирования политического имиджа ЯНАО.
Степень научной разработанности проблемы. Проблему формирования имиджа и маркетинга территории рассматривали многие зарубежные авторы, в том числе С. Анхольт, Дж. Хильдрет, Ф. Котлер. Среди российских исследователей феномена имиджа можно выделить Гравер А.А., Зайганов А.В., Почепцов Г.Г., Шепель В.М., региональный имидж изучали Баженова Е.Ю., Важенина И.С., Сузи А.М., Сушненкова И.А. Кроме того, можно выделить таких крупных российских ученых-регионалистов, как Туровский Р.Ф., Баранов А.В.
Теоретико-методологической основой исследования является системный подход к рассмотрению изучаемой проблемы.
Методы данного исследования: контент-анализ СМИ, сравнительный метод, метод опроса общественного мнения.
Эмпирическую базу исследования составляют данные государственной статистики, материалы периодических изданий (как международных, так и российских), а также результаты опроса общественного мнения.
Практическая значимость данного исследования состоит в проведенном контент-анализе СМИ, опросе общественного мнения, комплексного исследования характеристики ЯНАО, материалы которого могут быть полезны и вызывать интерес у представителей власти, различных работников средств массовой информации, исследователей данной проблематики. Кроме того, предложен логотип ЯНАО, разработанный на основе особенностей региона.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения, списка литературы, приложений.
Тема данной работы является актуальной ввиду того, что формирование политического имиджа отдельного государства играет определяющую роль в сфере международных отношений: успех страны на мировой арене зависит от грамотно выстроенного имиджа. А политический имидж целой страны, в частности, России, зависит от политического имиджа каждого отдельного региона, в том числе и имиджа ЯНАО.
Объектом данного исследования является феномен имиджа региона.
Предметом исследования являются особенности формирования современного имиджа региона на примере Ямало-Ненецкого Автономного Округа.
Цель исследования: на основе различных источников и с помощью методов контент-анализа, сравнительного метода, метода опроса выявить, специфику и перспективы формирования политического имиджа российских регионов на современном этапе (на примере ЯНАО).
Задачами данного исследования являются:
1) уточнить понятия «имидж», «региональный имидж», «бренд территории»;
2) рассмотреть основные подходы к пониманию имиджа региона;
3) выявить основные методы и технологии, которые используются для формирования политического имиджа территории;
4) проанализировать российский опыт формирования имиджа территории;
5) выявить особенности региона ЯНАО;
6) исследовать современное состояние политического имиджа ЯНАО;
7) определить особенности и перспективы формирования политического имиджа ЯНАО.
Степень научной разработанности проблемы. Проблему формирования имиджа и маркетинга территории рассматривали многие зарубежные авторы, в том числе С. Анхольт, Дж. Хильдрет, Ф. Котлер. Среди российских исследователей феномена имиджа можно выделить Гравер А.А., Зайганов А.В., Почепцов Г.Г., Шепель В.М., региональный имидж изучали Баженова Е.Ю., Важенина И.С., Сузи А.М., Сушненкова И.А. Кроме того, можно выделить таких крупных российских ученых-регионалистов, как Туровский Р.Ф., Баранов А.В.
Теоретико-методологической основой исследования является системный подход к рассмотрению изучаемой проблемы.
Методы данного исследования: контент-анализ СМИ, сравнительный метод, метод опроса общественного мнения.
Эмпирическую базу исследования составляют данные государственной статистики, материалы периодических изданий (как международных, так и российских), а также результаты опроса общественного мнения.
Практическая значимость данного исследования состоит в проведенном контент-анализе СМИ, опросе общественного мнения, комплексного исследования характеристики ЯНАО, материалы которого могут быть полезны и вызывать интерес у представителей власти, различных работников средств массовой информации, исследователей данной проблематики. Кроме того, предложен логотип ЯНАО, разработанный на основе особенностей региона.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения, списка литературы, приложений.
Образ - это мысленный или вещественный конструкт, отражающий реальность, но зависящий как от субъективных характеристик - особенностей самого воспроизводящего, так и от объективных - условий, времени и обстоятельств воссоздания (представления) образа. В российской практике понятие «образ» почти тождественно понятию «имидж». Так, имидж - это идеализированный образ объекта, имеющий искусственную природу, это конструкт, созданный профессионалами на основе реального образа объекта.
Регион - это социально-политическая система, состоящая из следующих частей: исторические особенности, этнокультурное разнообразие, природно-климатические условия, поселения и трудовые ресурсы, производственно-экономическая база, единая социальная инфраструктура, местные СМИ, политические элементы (органы власти и местного самоуправления). Региональный имидж - это конструкт, созданный на основе существенных характеристик данной территории. Основная цель формирования территориального имиджа - увеличение степени привлекательности региона по определенным параметрам. Субъектами регионального имиджа могут быть местная власть, региональные и федеральные СМИ, общественные организации, различные учреждения, бизнес-структуры, а также отдельные личности. Политический имидж региона представляет собой комплексный образ территории в массовом сознании, состоящий из всех перечисленных компонентов. Именно политический аспект имиджа региона позволяет территории как субъекту Российской Федерации развиваться и достигать поставленных целей во всех сферах жизни общества.
Региональный имидж включает в себя и бренд территории - совокупность уникальных качеств территории в сочетании с символическим капиталом. Бренд территории основывается на региональной идентичности и может определяться как сущность данного места, совокупность уникальных характеристик территории, а также результат практического опыта и имеющихся представления целевой аудитории.Наиболее полную структуру создания территориального бренда предложил исследователь национального брендинга Саймон Анхольт. Основываясь на конкурентной идентичности территории, ученый создал модель «шестиугольника», куда входят следующие элементы: люди - население региона, культурное основание, политика, туризм, экспортируемые бренды, инвестиции и миграция.
Процесс построения регионального имиджа должен отвечать следующим принципам: аутентичность имиджа (соответствие внешнего и внутреннего), взаимосвязь субъектов формирования регионального имиджа (объединение их усилий и создание единой концепции), гармоничное сочетание различных компонентов имиджа с целью усиления эффекта каждого из них.Можно выделить следующие технологии формирования имиджа региона: социальные, личностные, коммуникативные, а также технологии культурной привлекательности, проведения мероприятий, регионального брендинга и использования символов.
Формирование регионального имиджа проходит в несколько этапов, среди которых можно выделить этап определения стратегии, организационный, базовый и этап мониторинга. Имидж территории может формироваться как на основе социального, исторического опыта, так и с помощью пропаганды и манипуляций. Средства массовой информации являются одним из главных каналов манипуляции. Имея большие возможности влияния на общественное мнения, современные СМИ используют значительное количество различных технологий конструирования и закрепления в общественном сознании определенного образа региона.
В России прослеживается тенденция формирования политического имиджа не целого государства, не отдельного региона, а, скорее, отдельного города. Особо стоит выделить политические имиджи федеральных центров - Москвы и Санкт-Петербурга, которые пытаются сформировать комплексный территориальный имидж. В отдельных регионах чаще всего имидж формируют города-административные центры регионов. Это объясняется как большой территорией государства, так и многообразием политического экономического, географического, этнического, культурного состояния страны. На сегодняшний день в российской практике прослеживаются все элементы формирования имиджа территории: определение концепции, создание атрибутов, проведение мероприятий, акцент на личностях. Но эти составляющие присутствуют лишь частично и не во всех регионах.
Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из самых перспективных регионов России. Кроме того, он имеет стратегическое значение для страны, обладает крупнейшими запасами углеводородных полезных ископаемых и высоким туристским потенциалом. Однако, проведенный опрос общественного мнения показал следующие результаты: большинство опрошенных жителей страны не имеют четкого представления о географическом положении ЯНАО. Основные ассоциации, которые вызывает автономный округ, - это суровый климатические условия, углеводородные полезные ископаемые, удаленность региона и его приграничное расположение, а также развитое оленеводство и уникальные природные явления. Высокий процент респондентов, которые связывают регион с нефтью и газом, подтверждает тот факт, что единственная широко известная компания, функционирующая в ЯНАО, - это ПАО «Газпром». Десятая часть опрошенных знает о губернаторе ЯНАО. Однако, опрошенные ничего не знают о деятельности и жизни Ямало-Ненецкого автономного округа.
Таким образом, современный имидж ЯНАО находится в стадии формирования. В целом, в регионе присутствуют некоторые элементы политического имиджа. Если рассматривать имидж ЯНАО с точки зрения четырех составляющих, можно сделать следующий вывод: политический имидж региона нужно систематизировать и привести в порядок «внешний вид», то есть концептуальную и атрибутивную составляющие, а также наладить коммуникативные связи для широкого освещения особенностей региона за его пределами.
Регион - это социально-политическая система, состоящая из следующих частей: исторические особенности, этнокультурное разнообразие, природно-климатические условия, поселения и трудовые ресурсы, производственно-экономическая база, единая социальная инфраструктура, местные СМИ, политические элементы (органы власти и местного самоуправления). Региональный имидж - это конструкт, созданный на основе существенных характеристик данной территории. Основная цель формирования территориального имиджа - увеличение степени привлекательности региона по определенным параметрам. Субъектами регионального имиджа могут быть местная власть, региональные и федеральные СМИ, общественные организации, различные учреждения, бизнес-структуры, а также отдельные личности. Политический имидж региона представляет собой комплексный образ территории в массовом сознании, состоящий из всех перечисленных компонентов. Именно политический аспект имиджа региона позволяет территории как субъекту Российской Федерации развиваться и достигать поставленных целей во всех сферах жизни общества.
Региональный имидж включает в себя и бренд территории - совокупность уникальных качеств территории в сочетании с символическим капиталом. Бренд территории основывается на региональной идентичности и может определяться как сущность данного места, совокупность уникальных характеристик территории, а также результат практического опыта и имеющихся представления целевой аудитории.Наиболее полную структуру создания территориального бренда предложил исследователь национального брендинга Саймон Анхольт. Основываясь на конкурентной идентичности территории, ученый создал модель «шестиугольника», куда входят следующие элементы: люди - население региона, культурное основание, политика, туризм, экспортируемые бренды, инвестиции и миграция.
Процесс построения регионального имиджа должен отвечать следующим принципам: аутентичность имиджа (соответствие внешнего и внутреннего), взаимосвязь субъектов формирования регионального имиджа (объединение их усилий и создание единой концепции), гармоничное сочетание различных компонентов имиджа с целью усиления эффекта каждого из них.Можно выделить следующие технологии формирования имиджа региона: социальные, личностные, коммуникативные, а также технологии культурной привлекательности, проведения мероприятий, регионального брендинга и использования символов.
Формирование регионального имиджа проходит в несколько этапов, среди которых можно выделить этап определения стратегии, организационный, базовый и этап мониторинга. Имидж территории может формироваться как на основе социального, исторического опыта, так и с помощью пропаганды и манипуляций. Средства массовой информации являются одним из главных каналов манипуляции. Имея большие возможности влияния на общественное мнения, современные СМИ используют значительное количество различных технологий конструирования и закрепления в общественном сознании определенного образа региона.
В России прослеживается тенденция формирования политического имиджа не целого государства, не отдельного региона, а, скорее, отдельного города. Особо стоит выделить политические имиджи федеральных центров - Москвы и Санкт-Петербурга, которые пытаются сформировать комплексный территориальный имидж. В отдельных регионах чаще всего имидж формируют города-административные центры регионов. Это объясняется как большой территорией государства, так и многообразием политического экономического, географического, этнического, культурного состояния страны. На сегодняшний день в российской практике прослеживаются все элементы формирования имиджа территории: определение концепции, создание атрибутов, проведение мероприятий, акцент на личностях. Но эти составляющие присутствуют лишь частично и не во всех регионах.
Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из самых перспективных регионов России. Кроме того, он имеет стратегическое значение для страны, обладает крупнейшими запасами углеводородных полезных ископаемых и высоким туристским потенциалом. Однако, проведенный опрос общественного мнения показал следующие результаты: большинство опрошенных жителей страны не имеют четкого представления о географическом положении ЯНАО. Основные ассоциации, которые вызывает автономный округ, - это суровый климатические условия, углеводородные полезные ископаемые, удаленность региона и его приграничное расположение, а также развитое оленеводство и уникальные природные явления. Высокий процент респондентов, которые связывают регион с нефтью и газом, подтверждает тот факт, что единственная широко известная компания, функционирующая в ЯНАО, - это ПАО «Газпром». Десятая часть опрошенных знает о губернаторе ЯНАО. Однако, опрошенные ничего не знают о деятельности и жизни Ямало-Ненецкого автономного округа.
Таким образом, современный имидж ЯНАО находится в стадии формирования. В целом, в регионе присутствуют некоторые элементы политического имиджа. Если рассматривать имидж ЯНАО с точки зрения четырех составляющих, можно сделать следующий вывод: политический имидж региона нужно систематизировать и привести в порядок «внешний вид», то есть концептуальную и атрибутивную составляющие, а также наладить коммуникативные связи для широкого освещения особенностей региона за его пределами.
Подобные работы
- Формирование современного имиджа российских регионов (на примере ЯНАО)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГБУ ЯНАО «ЦЕНТРСОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД НОЯБРЬСК»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



