Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Работа №70170

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1 Исторические предпосылки и современное понимание
патриотического воспитания в России: целевые установки и задачи 6
Оценочный анализ патриотического воспитания школьников общеобразовательной школе 14
2 МЕСТО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОМ
КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 26
2.1 Учебно-методический комплекс школьного предмета Основы
безопасности жизнедеятельности 26
2.2 Характеристика уровня патриотического воспитания учеников 11
класса и рекомендации, направленные на повышение его качества 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ


На современном этапе развития социально-экономических условий в обществе патриотическому воспитанию школьников отводится существенная роль, которая непосредственно является неотъемлемой потребностью в формировании мировоззрения молодежи.
На протяжении многих тысячелетий человеческого быта проблема уважительного отношения к своей Родине, Отечеству становилась предметом различных споров не только между мыслителями и общественно¬политическими деятелями, но и, конечно же, педагогами [1].
Разработкой вопросов патриотического воспитания школьников занимались известные педагоги, методисты, такие, как Н.И. Бодцырев, Н.Г. Базилевич, И.Т. Огородников, О.А. Павленко, В.С. Шилова, В.Е. Мусина, Е.И. Альтов, С.Я. Батышев, Л.Р.Болотина, А.Н. Веселов и другие.
На сегодняшний день содержание различных государственных программ ставит перед собой цели повышения уровня патриотического воспитания не только школьников, но и студентов, курсантов. Все это происходит различными способами: на уроках истории, географии, ОБЖ, в том числе классных часах, искусстве, внеурочной деятельности (посещение музеев, выставок и экспозиций), а также различных молодежных творческих форумах. Ввиду этого развитие патриотических чувств у подрастающего поколению является одной из самых первостепенных задач не только государства, но и школы.
Детство, отрочество, юность - наиболее подходящее время для привития священного чувства любви к Родине. Даже у ребенка младшего школьного возраста должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Именно поэтому - школа является основополагающим этапом развития патриотизма, и ее значение в этом плане невозможно переоценить. Ведь именно от успеха данных действий будет зависеть будущее нашей страны [5].
Таким образом, данная тема является актуальной, ввиду того, что развитие высокого уровня патриотизма молодого россиянина заключается в сознании, социальном чувстве, поступка, содержание которых может выражаться в любви к своей Родине, преданности ей, гордости за свой народ и родную землю, стремлении и готовности к их защите в будущем.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания школьников в современной школе.
Предмет исследования - патриотическое воспитание учащихся старших классов на уроках ОБЖ.
Цель исследования: рассмотреть педагогические условия, которые обеспечат эффективность и результативность воспитания патриотизма у старшеклассников на уроках ОБЖ в современной общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. дать характеристику современному пониманию патриотического воспитания;
2. выявить основные направления патриотического воспитания в современном образовательном процессе;
3. проанализировать УМК школьного курса ОБЖ;
4. провести оценочный анализ патриотического воспитания среди школьников;
5. разработать систему рекомендаций, направленных на повышение уровня патриотического воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ввиду пересмотра идеологических ориентиров, созданием новых целевых установок, связанных с воспитанием различных институтов общества результаты данного исследования могут быть использованы в качестве исходной базы при разработке единой теории и методики патриотического воспитания в современных общеобразовательных школах. Материалы и выводы исследования могут быть применены в ходе практики обучения и воспитания в школах, гимназиях, лицеях, а также при составлении учебных методических рекомендаций учителям ОБЖ.
Структура работы включает теоретическую часть, в которой рассмотрена специфика патриотического воспитания школьников в современной образовательной системе, его направления и основные проблемы; и практическую часть, которая нацелена на создание модели урока ОБЖ, а также рекомендаций для учителей, направленных на повышение уровня патриотического воспитания в старших классах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Будущее современного российского общества нуждается в гражданах- патриотах. Именно этот фактор влечет за собой необходимость в специально организованной деятельности, сознательно-подготовленных людей, целью которых будет являться осуществление формирования патриотических качеств личности. Этой деятельностью должны быть охвачены все слои населения, любого возраста, независимо от профессиональной занятости, принадлежности к определенной нации или этнической группе.
Анализируя различные точки зрения по поводу вопроса, в чем заключается патриотизм как явление и качество, а также какую структуру имеет патриотический опыт, относящиеся к нему компоненты, можно заключить, что патриотическое воспитание школьника является характеристикой любого человека, включающая в себя все чувства, переживания, отношения и действия, а также способность к смыслообразованию в сфере явлений и событий патриотического характера.
Патриотическая деятельность школьника подразумевает под собой выражение социальных чувств, рассматривающихся как главенствующие личностные достижения школьника в ходе образовательного процесса и в творческом отношении к окружающему, Родине. Теоретический анализ, проведенный нами, позволил отметить главные составляющие опыта патриотической деятельности подростка: эмоционально-чувственный, отношенческий и действенно-практический компонент.
В ходе исследования все поставленные нами задачи были выполнены. Можно сделать следующие выводы:
1. Патриотическое воспитание современного поколения на сегодняшний день остается приоритетной задаче в общеобразовательной школе, поскольку периоды детства и юности являются самым подходящим временем для воспитания любви к Родине. В течение всего школьного обучения патриотические чувства должны формироваться постепенно.
2. Основные позиции, связанные с патриотическим воспитанием образуют целостную систему, где вся взаимосвязь, которой руководствуются учителя, сможет обеспечить результативное выполнение целей и задач воспитания.
3. Стержнем деятельности по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, необходимых человеку, определённых понятием «патриот». Для достижения этих целей и создан учебный предмет ОБЖ в 10-11 классах общеобразовательной школы, где предусмотрен раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность», в процессе изучения которого дети знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов работы. Это методы преимущественно обучающего свойства, а также непосредственно воспитательного характера .



1. Агапова И.Д, Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис- пресс, 2012 - 224 с.
2. Акчурин Р. К. Мы должны воспитывать патриотов // Военное образование - 2003 - № 20 (72).- С. 7-9.
3. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2010. - 186 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1975. - 464 с.
5. Бочевский В.И. Программа курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений. // Сборник материалов. 2017. - URL:
https://infourok.ru/rabochaya (дата обращения : 13.01.2018).
6. Бочевский В.И. Во славу Отечества Российского: учебное пособие - М.: Мысль, 1995. - 335 с.
7. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Мысль, 1984. - 172 с.
8. Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. - М.: ИОО МО РФ. - 2014. - 98 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений - Т.4. - М.: Психология - 1984. -359 c.
10. Вырщиков A.M. Функции учебного процесса в формировании у учащихся готовности к защите Родины. - Волгоград : НГПУ, 2007. - 125 с.
11. Вырщиков A.M. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. - М.: Мысль, 1990. - 204 с.
12. Ефремова Г.И. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2012.- №8 - С.17-22.
13. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
14. Захаров Н.Н. Новое политическое мышление и готовность молодежи к защите Родины. // Военно-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы и опыт. - М.: Мысль, 1999. - C.45-48.
15. Золотов М.А. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // ОБЖ. - 1998. - №7. - С. 4-10.
16. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 29-33.
17. Ильичев В. О выработке российской идеологии воспитания молодежи // ОБЖ. - 1998. - № 6. - С. 22-24.
18. Каптерев П.Ф. Беседы о воспитании. Товарищество и общество, как воспитательные факторы // Журнал для всех. - 1899. - №11. - С.13-85.
19. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие - М.: Айрис-пресс, 2013. - 64 с.
20. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1978. - 144 с.
21. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика - 2007. - №5. - С. 52-54.
22. Кравцов И.Е. Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм. - Киев, 1965. - 154с.
23. Крупнин А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в социальной среде: Диссертация на соискание ученой степени кандидат философских наук / А.А. Крупнин. М.: ВУ, 1995. - 170 с.
24. Кусмарцев М.Б. Патриотизм XXI века: осмысление регулятивов воспитания // Библиотека и патриотическое воспитание молодёжи в современной России - Волгоград, 2005. - 46 с.
25. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания - М.:Педагогика, 1989. - 218 с.
26. Лутовинов В.И. Отечество // ОБЖ. - 1999. - № 4. - С. 7-12.
27. Лутовинов В.И. Патриотизм // ОБЖ, - 1999. - № 3. - С. 10-13.
28. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина. - М.: Просвещение, 1988.
- 392 с.
29. Микрюков В.К. Военно-патриотическое воспитание: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2009. - 125 с.
30. Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека. - М.: Воениздат, 1998. - 76 с.
31. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. - М.: Просвещение, 1976. - 176 с.
32. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандров // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 7-13.
33. Пижурина Н. Чувство Родины // Учительская газета. - 1998. - №24.
- С. 4-5.
34. Провкин И. Патриотизм понятие непреходящее // Военное образование. - 2002, - № 43. - С. 48-53.
35. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные опросники
профессионально личностного самоопределения. - М.: ВГУ, 1997. - 168 с.
36. Рожков С.А. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе. - М.: Педагогический вестник, 2003. - 178 с.
37. Самойлова Л.Б. Формирование компетентности будущего учителя в воспитании гражданского самосознания младших школьников: Авторефдисс.... канд. пед. наук. - Красноярск, 2015. - 21 с.
38. Сафронова Е.М. Повышение компетентности школьного педагога в сфере воспитательной деятельности (педсоветы, семинары, практикумы, дискуссии) - М.: Сентябрь, 2010.- 208 с.
39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М.: Педагогика, 1998. - 178 с.
40. Сластенин В.А. Педагогика - М.: Школа-пресс, 2000. - 380 с.
41. Степанов М.С. Новое в содержании и формах воспитания школьника // Педагогический поиск. - 1997. - № 1.- С. 6-8.
42. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной систем образовательного учреждения: теория, технология, практика - Псков, 1998. - С. 20-22.
43. Сулейманов Р.Б. Формы и методы патриотического воспитания молодежи. - В кн. Патриотизм, истоки и современные проблемы. - М.: Мысль, 1995. - С. 134-148.
44. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.
45. Терентьев А.А. Духовные ценности, молодежь и образование // Духовность: современность и ретроспектива. - Н.Новгород: Наука, 1995. - С. 77-89.
46. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т./ Сост С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 4.- 358 с.
47. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности : избр. тр. - М.: Флинта, 1999. - 358 с.
48. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
49. Чудный B.C. Система военно-патриотического воспитания учащихся старшеклассников во внеклассной и внешкольной работе. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 1968. - 30 с.
50. Чудный B.C. Военно-патриотическое воспитание молодежи. - М.: Мысль, 1985. - 81 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ