ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере администрации г. Пятигорска)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ КАК ВОПЛОЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО¬УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕТОДА 14
1.1. Программно-целевой метод в управлении: исторические
предпосылки, сущность, назначение 14
1.2. Политико-правовое обоснование целевых программ в решении
социальных проблем населения Российской Федерации 22
1.3. Современные целевые программы Российской Федерации в
управлении обеспечением социальной поддержки населения 31
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 45
2.1. Управленческие структуры администрации города-курорта
Пятигорска в организации социальной поддержки населения 45
2.2. Принципы и организационно-управленческие методы реализации
целевой муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» 52
2.3. Проектное решение по повышению эффективности программно-
целевого метода в обеспечении социальной поддержки граждан в городе-курорте Пятигорске 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ КАК ВОПЛОЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО¬УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕТОДА 14
1.1. Программно-целевой метод в управлении: исторические
предпосылки, сущность, назначение 14
1.2. Политико-правовое обоснование целевых программ в решении
социальных проблем населения Российской Федерации 22
1.3. Современные целевые программы Российской Федерации в
управлении обеспечением социальной поддержки населения 31
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 45
2.1. Управленческие структуры администрации города-курорта
Пятигорска в организации социальной поддержки населения 45
2.2. Принципы и организационно-управленческие методы реализации
целевой муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» 52
2.3. Проектное решение по повышению эффективности программно-
целевого метода в обеспечении социальной поддержки граждан в городе-курорте Пятигорске 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Программно-целевые методы решения приоритетных проблем общества и государства признаны наиболее эффективными во всем мире, а программно-целевое планирование считается действенным инструментом государственной политики и управления в решении проблем экономического и социального развития. Закономерно, что программно-целевой метод равно оправдан как в системе государственного, так и в системе местного самоуправления при его наличии в государстве.
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление в Российской Федерации выступает в настоящее время предметом интереса теоретиков и практиков реформирования общественных отношений, представителей муниципальных органов власти, а также российских граждан. Местное самоуправление по своей природе и по методам осуществления имеет общую для управления содержательную специфику. Его рассмотрение актуально в общих банках знаний об управлении. Управление «есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами, их материальной и духовной деятельности». Управление осуществляется во всех сферах функционирования государства и общества. Одной из важных сфер в системе социального управления или управления в социальной сфере является программно-целевое управление. Социальная поддержка основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека 2.
Социальная сфере как сфера управления и государственной политики - важнейшая для обеспечения стабильного развития общества. Не случайно одним из целевых видов управления является именно социальное управление.
В РФ сегодня актуализируется управление именно в решении экономических, финансовых и социальных проблем населения, которые обозначились с 2014 г. в связи с мировым и собственно российским экономическим и финансовым кризисом. Социальная поддержка населения со стороны местного самоуправления на сегодняшний день является как никогда актуальной, так как экономический кризис приводит население к падению уровня жизни за последние годы выросло число российских граждан, живущих за чертой бедности (20 млн чел.), о чем официально заявлено российскими властями. В Посланиях 2019 г. и 2020 г. Президент РФ В.В. Путин поставил масштабные задачи по повышению благосостояния и благополучия населения страны, предложив для этого самые решительные меры. По словам Президента РФ В.В. Путина, российские власти должны помогать каждой нуждающейся семье, даже если жизненные обстоятельства граждан не вписываются в ту или иную программу поддержки . В этой связи в январе 2020 г. Президент РФ предложил целевые поправки в Конституцию РФ, которые будут гарантировать гражданам РФ достойное социальное обеспечение.
Тема управления в области социальной поддержки населения в Российской Федерации является одной из самых актуальных во внутренней политике государства. На федеральном уровне разработан целый ряд нормативно-правовых актов, в том числе концептуального и стратегического содержания, таких как «Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года». Также разработаны национальные проекты «Демография», «Образование», «Здравоохранение» и другие, Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и другие концептуальные документы и программы в сфере социальной поддержки населения. Все эти масштабные проекты и программы можно осуществить не только при эффективном государственном, но и местном управлении, так как главные проблемы населения решаются именно на местном уровне.
Актуальность темы исследования усиливается еще тем, что именно на местном уровне начинается поддержка населения в социальной сфере, так как именно этот уровень власти находится ближе к народу и именно здесь легче выявить проблемы и вынести их решение на федеральный уровень. На этом уровне распознаются самые актуальные потребности населения. Здесь происходит решение вопросов и проблем, что позволяет государству удовлетворять потребности жителей отдельных муниципальных образований, которые и составляют общее население нашей страны.
Таким образом, наряду со сферами экономики, промышленности, геополитики, обороны, сельского хозяйства - социальная сфера является одной из самых значимых. Данная сфера представляет собой одну из приоритетных направлений развития государства. Эффективное развитие социальной сферы призвано обеспечить более высокое качество жизни населения, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития.
Местное самоуправление (МСУ) выступает одним из видов социального управления и народовластия, осуществляющих социально - политическое управление по организации жизнедеятельности муниципальных образований. В настоящее время по инициативе Президента РФ В.В. Путина в связи с его предложениями в Послании 2020 г. по укреплению вертикали власти обсуждаются место и роль органов МСУ в общей системе власти для поиска новых механизмов соподчинения, усиления исполнительской дисциплины, решения проблем населения на местах .
В этой связи актуальным является исследование и обобщение опыта достижения социальных интересов населения на уровне муниципальных образований путем реализации органами МСУ целевых программ. Это в полной мере касается деятельности администрации городского округа «Город-курорт Пятигорск» как федерального курорта, второго по величине города в Ставропольском крае, а также с 2010 г. - административного центра Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).
Степень разработанности проблемы. Проблематика МСУ в отечественной управленческой науке находилась и находится в фокусе исследовательского интереса достаточно длительное время. В настоящее время в науке существует большой объем работ, отражающих генезис идеи МСУ, модели ее реализации в различные эпохи и в разных странах и эволюцию их изучения как в России, так и за рубежом. Очень важно соотнесение системы МСУ с системой государственного управления, а также с управлением на уровне регионов, что особенно важно для России как для федеративного государства.
История становления МСУ еще в Российской империи достаточно полно отражены в работах таких авторов, как В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, А.И. Васильчиков.
Среди современных авторов выделяются такие ученые, как И.Н. Барциц, Д.В. Баснак, А.Г. Гладышев. В трудах этих авторов четко обосновано самостоятельная деятельность МСУ в хозяйственной и общественной деятельности на основе существующего законодательства. На основе исследований XIX века дано теоретическое обоснование развития МСУ, в котором выделена её структура, компетенции, границы власти и взаимоотношения структур МСУ с государственными структурами.
Соотношение государственного управления и МСУ является предметом внимания ростовской школы МСУ, среди которых такие ученые, как В.В. Рудой, А.М. Старостина, В.Д. Лысенко, соотношение понятий политической, общественной и государственной власти представлено в работах А.В. Трубицына, В.П. Ляхова, М.А. Овакимяна.
Заметный вклад в разработку вопросов МСУ внесли ставропольские ученые М.А. Аствацатурова, А.Г. Авшаров, И.А. Горовых, В.А. Черепанов, Е.А. Авджян, А.В. Попов, М.С. Чакалова.
Общая теория социального управления и ее конкретизация применительно к отдельным отраслям общественных и гуманитарных наук представлена в работах Р.В. Ленькова, Ю.Л. Балюшина, И.П. Лаврентьева, В.В. Кузнецов, Е.Ю. Рейнбах.
Для данного исследования важной теоретической базой явились труды, раскрывающие сущность и содержание программно-целевого управления в сфере социальной поддержке населения. Авторами этих работ, являются: А.П. Горбунов, М.А. Аствацатурова, Б.З. Мильнер, А.Г. Лобко, Б.А. Райзберг, В.И. Жуков, И.Ш. Рысаев и А.В. Понеделков.
Оценка эффективности целевых программ как деятельности управления в сфере социальной поддержки население рассмотрено в работах Н.Ф Аляутдинова7, В.К. Чертыковцева8 и Н.Н. Громова.
В коллективной статье С. Р. Егорова, Е. К. Карпунина и Я. Ю. Радюкова рассмотрены механизмы формирования и реализации региональной социально-экономической политики.
Сущность МСУ четко раскрывается при рассмотрении его теоретической основы. Если рассматривать управление в государстве в целом, то, по мнению А.П. Горбунова, у России свой путь развития в теории и практике управления, который обусловлен особенностями ее исторического развития, а также современного состояния российского общества .
Все вышесказанное подчеркивает значимость изучения деятельности органов власти и управления в сфере социальной поддержки населения на всех уровнях жизнедеятельности общества. В силу необходимости повышения эффектности МСУ нужно постоянно пополнять научные исследования, в частности, о развитии, проблемах, функционировании МСУ в сфере реализации целевых программ социальной направленности.
Цель работы. Выявить особенности управления целевыми программами в сфере социальной поддержки населения на уровне муниципального управления (на примере администрации города-курорта Пятигорск).
Задачи работы:
— Уяснить на основе теоретических концептов управления сущность, содержание и назначение программно-целевого метода.
— Выявить правовые основы и политико-управленческое обоснование современных целевых программ в Российской Федерации.
— Обобщить магистральную проблематику, значение и методы современного программно-целевого обеспечения социальной поддержки российских граждан на местном уровне.
— Определить субъекты и структурные взаимосвязи администрации города-курорта Пятигорска в организации социальной поддержки населения.
— Выделить программные принципы и организационно - управленческие технологии реализации целевой муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» города-курорта Пятигорска.
— Разработать проект по повышению эффективности программно - целевого метода в обеспечении социальной поддержки граждан в городе- курорте Пятигорске.
Объект исследования. Программно-целевой метод управления в обеспечении социальных интересов граждан РФ.
Предмет исследования. Система управления администрации города- курорта Пятигорска целевыми программами социальной направленности.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили основные концепции МСУ, которые изложены в трудах зарубежных и российских ученых в сфере управления, политологии, экономики, социологии и российской истории. Здесь мы опирались на известные теории МСУ, а именно: общественная, хозяйственная, юридическая, политическая, государственная и государственно-общественная теории. Среди зарубежных ученых огромный вклад в развитие теорий МСУ внесли А. Токвиль, Р. Гнейст, Г. Штейн, П. Лабанд.
Также использованы теоретические разработки МСУ, которые отражены в работах таких российских ученых, как И.А. Алексеев, М.С. Байнова, О.М. Рой. Использованы идеи о МСУ А.П. Горбунова.
Методы исследования. Использованы такие известные методы научного исследования, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и классификация. Также применялся метод анализа нормативно -правовых документов, текстов документов администрации города-курорта Пятигорска. Также использован метод проектирования при подготовке авторского проекта.
Эмпирическая основа исследования составлена такими документами, как: Европейская хартия МСУ, Конституция РФ; ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановление Правительства РФ от 10.08.1993 №772 «О порядке и размерах субсидирования за счет бюджета расходов по уплате за кредит, предоставляемый на выполнение федеральных целевых программ», Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 №153 (ред. от 15.11.2019) «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Также мы особое внимание обратили на Указ Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России. Социальными программами из данного списка являются национальные проекты: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Жилье и городская среда» и «Производительность труда и поддержка занятости». Использовано Послание Президента РФ от 15 января 2020 г. в части идей по улучшению взаимодействия ветвей власти и управления в условиях кризиса и разносторонних угроз.
Широко использованы документы и Устав администрации города- курорта Пятигорска, а также иные исполнительно -распорядительные, отчетные документы администрации города-курорта Пятигорска, которые изучены в ходе прохождения практики. Также использованы статистические материалы и материалы СМИ.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, что основные положения исследования способствуют развитию и углублению представлений о МСУ в общем плане и об управлении целевыми программами в сфере социальной поддержки населения на уровне МСУ, где отмечаются многие проблемы и противоречия. Управленческие категории в системе МСУ имеют свое содержание, поэтому их уточнение является задачей управленческой науки. Кроме того, важно и уточнение сути и принципов программно-целевого метода, который при всей оправданности также не является универсальным.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов и рекомендаций при совершенствовании системы управления исполнительно-распорядительных органов МСУ и повышению эффективности использования целевых программ в области социальной поддержки населения. Органы МСУ часто действуют неэффективно в силу многих объективных причин (экономических, правовых, организационных). Поэтому нужно постоянное уточнение причин, факторов успехов или неудач реализации функционала МСУ. В этом плане практическую ценность может представлять авторский проект
Структура исследования соответствует последовательному решению поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление в Российской Федерации выступает в настоящее время предметом интереса теоретиков и практиков реформирования общественных отношений, представителей муниципальных органов власти, а также российских граждан. Местное самоуправление по своей природе и по методам осуществления имеет общую для управления содержательную специфику. Его рассмотрение актуально в общих банках знаний об управлении. Управление «есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами, их материальной и духовной деятельности». Управление осуществляется во всех сферах функционирования государства и общества. Одной из важных сфер в системе социального управления или управления в социальной сфере является программно-целевое управление. Социальная поддержка основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека 2.
Социальная сфере как сфера управления и государственной политики - важнейшая для обеспечения стабильного развития общества. Не случайно одним из целевых видов управления является именно социальное управление.
В РФ сегодня актуализируется управление именно в решении экономических, финансовых и социальных проблем населения, которые обозначились с 2014 г. в связи с мировым и собственно российским экономическим и финансовым кризисом. Социальная поддержка населения со стороны местного самоуправления на сегодняшний день является как никогда актуальной, так как экономический кризис приводит население к падению уровня жизни за последние годы выросло число российских граждан, живущих за чертой бедности (20 млн чел.), о чем официально заявлено российскими властями. В Посланиях 2019 г. и 2020 г. Президент РФ В.В. Путин поставил масштабные задачи по повышению благосостояния и благополучия населения страны, предложив для этого самые решительные меры. По словам Президента РФ В.В. Путина, российские власти должны помогать каждой нуждающейся семье, даже если жизненные обстоятельства граждан не вписываются в ту или иную программу поддержки . В этой связи в январе 2020 г. Президент РФ предложил целевые поправки в Конституцию РФ, которые будут гарантировать гражданам РФ достойное социальное обеспечение.
Тема управления в области социальной поддержки населения в Российской Федерации является одной из самых актуальных во внутренней политике государства. На федеральном уровне разработан целый ряд нормативно-правовых актов, в том числе концептуального и стратегического содержания, таких как «Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года». Также разработаны национальные проекты «Демография», «Образование», «Здравоохранение» и другие, Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и другие концептуальные документы и программы в сфере социальной поддержки населения. Все эти масштабные проекты и программы можно осуществить не только при эффективном государственном, но и местном управлении, так как главные проблемы населения решаются именно на местном уровне.
Актуальность темы исследования усиливается еще тем, что именно на местном уровне начинается поддержка населения в социальной сфере, так как именно этот уровень власти находится ближе к народу и именно здесь легче выявить проблемы и вынести их решение на федеральный уровень. На этом уровне распознаются самые актуальные потребности населения. Здесь происходит решение вопросов и проблем, что позволяет государству удовлетворять потребности жителей отдельных муниципальных образований, которые и составляют общее население нашей страны.
Таким образом, наряду со сферами экономики, промышленности, геополитики, обороны, сельского хозяйства - социальная сфера является одной из самых значимых. Данная сфера представляет собой одну из приоритетных направлений развития государства. Эффективное развитие социальной сферы призвано обеспечить более высокое качество жизни населения, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития.
Местное самоуправление (МСУ) выступает одним из видов социального управления и народовластия, осуществляющих социально - политическое управление по организации жизнедеятельности муниципальных образований. В настоящее время по инициативе Президента РФ В.В. Путина в связи с его предложениями в Послании 2020 г. по укреплению вертикали власти обсуждаются место и роль органов МСУ в общей системе власти для поиска новых механизмов соподчинения, усиления исполнительской дисциплины, решения проблем населения на местах .
В этой связи актуальным является исследование и обобщение опыта достижения социальных интересов населения на уровне муниципальных образований путем реализации органами МСУ целевых программ. Это в полной мере касается деятельности администрации городского округа «Город-курорт Пятигорск» как федерального курорта, второго по величине города в Ставропольском крае, а также с 2010 г. - административного центра Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).
Степень разработанности проблемы. Проблематика МСУ в отечественной управленческой науке находилась и находится в фокусе исследовательского интереса достаточно длительное время. В настоящее время в науке существует большой объем работ, отражающих генезис идеи МСУ, модели ее реализации в различные эпохи и в разных странах и эволюцию их изучения как в России, так и за рубежом. Очень важно соотнесение системы МСУ с системой государственного управления, а также с управлением на уровне регионов, что особенно важно для России как для федеративного государства.
История становления МСУ еще в Российской империи достаточно полно отражены в работах таких авторов, как В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, А.И. Васильчиков.
Среди современных авторов выделяются такие ученые, как И.Н. Барциц, Д.В. Баснак, А.Г. Гладышев. В трудах этих авторов четко обосновано самостоятельная деятельность МСУ в хозяйственной и общественной деятельности на основе существующего законодательства. На основе исследований XIX века дано теоретическое обоснование развития МСУ, в котором выделена её структура, компетенции, границы власти и взаимоотношения структур МСУ с государственными структурами.
Соотношение государственного управления и МСУ является предметом внимания ростовской школы МСУ, среди которых такие ученые, как В.В. Рудой, А.М. Старостина, В.Д. Лысенко, соотношение понятий политической, общественной и государственной власти представлено в работах А.В. Трубицына, В.П. Ляхова, М.А. Овакимяна.
Заметный вклад в разработку вопросов МСУ внесли ставропольские ученые М.А. Аствацатурова, А.Г. Авшаров, И.А. Горовых, В.А. Черепанов, Е.А. Авджян, А.В. Попов, М.С. Чакалова.
Общая теория социального управления и ее конкретизация применительно к отдельным отраслям общественных и гуманитарных наук представлена в работах Р.В. Ленькова, Ю.Л. Балюшина, И.П. Лаврентьева, В.В. Кузнецов, Е.Ю. Рейнбах.
Для данного исследования важной теоретической базой явились труды, раскрывающие сущность и содержание программно-целевого управления в сфере социальной поддержке населения. Авторами этих работ, являются: А.П. Горбунов, М.А. Аствацатурова, Б.З. Мильнер, А.Г. Лобко, Б.А. Райзберг, В.И. Жуков, И.Ш. Рысаев и А.В. Понеделков.
Оценка эффективности целевых программ как деятельности управления в сфере социальной поддержки население рассмотрено в работах Н.Ф Аляутдинова7, В.К. Чертыковцева8 и Н.Н. Громова.
В коллективной статье С. Р. Егорова, Е. К. Карпунина и Я. Ю. Радюкова рассмотрены механизмы формирования и реализации региональной социально-экономической политики.
Сущность МСУ четко раскрывается при рассмотрении его теоретической основы. Если рассматривать управление в государстве в целом, то, по мнению А.П. Горбунова, у России свой путь развития в теории и практике управления, который обусловлен особенностями ее исторического развития, а также современного состояния российского общества .
Все вышесказанное подчеркивает значимость изучения деятельности органов власти и управления в сфере социальной поддержки населения на всех уровнях жизнедеятельности общества. В силу необходимости повышения эффектности МСУ нужно постоянно пополнять научные исследования, в частности, о развитии, проблемах, функционировании МСУ в сфере реализации целевых программ социальной направленности.
Цель работы. Выявить особенности управления целевыми программами в сфере социальной поддержки населения на уровне муниципального управления (на примере администрации города-курорта Пятигорск).
Задачи работы:
— Уяснить на основе теоретических концептов управления сущность, содержание и назначение программно-целевого метода.
— Выявить правовые основы и политико-управленческое обоснование современных целевых программ в Российской Федерации.
— Обобщить магистральную проблематику, значение и методы современного программно-целевого обеспечения социальной поддержки российских граждан на местном уровне.
— Определить субъекты и структурные взаимосвязи администрации города-курорта Пятигорска в организации социальной поддержки населения.
— Выделить программные принципы и организационно - управленческие технологии реализации целевой муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» города-курорта Пятигорска.
— Разработать проект по повышению эффективности программно - целевого метода в обеспечении социальной поддержки граждан в городе- курорте Пятигорске.
Объект исследования. Программно-целевой метод управления в обеспечении социальных интересов граждан РФ.
Предмет исследования. Система управления администрации города- курорта Пятигорска целевыми программами социальной направленности.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили основные концепции МСУ, которые изложены в трудах зарубежных и российских ученых в сфере управления, политологии, экономики, социологии и российской истории. Здесь мы опирались на известные теории МСУ, а именно: общественная, хозяйственная, юридическая, политическая, государственная и государственно-общественная теории. Среди зарубежных ученых огромный вклад в развитие теорий МСУ внесли А. Токвиль, Р. Гнейст, Г. Штейн, П. Лабанд.
Также использованы теоретические разработки МСУ, которые отражены в работах таких российских ученых, как И.А. Алексеев, М.С. Байнова, О.М. Рой. Использованы идеи о МСУ А.П. Горбунова.
Методы исследования. Использованы такие известные методы научного исследования, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и классификация. Также применялся метод анализа нормативно -правовых документов, текстов документов администрации города-курорта Пятигорска. Также использован метод проектирования при подготовке авторского проекта.
Эмпирическая основа исследования составлена такими документами, как: Европейская хартия МСУ, Конституция РФ; ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановление Правительства РФ от 10.08.1993 №772 «О порядке и размерах субсидирования за счет бюджета расходов по уплате за кредит, предоставляемый на выполнение федеральных целевых программ», Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 №153 (ред. от 15.11.2019) «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Также мы особое внимание обратили на Указ Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России. Социальными программами из данного списка являются национальные проекты: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Жилье и городская среда» и «Производительность труда и поддержка занятости». Использовано Послание Президента РФ от 15 января 2020 г. в части идей по улучшению взаимодействия ветвей власти и управления в условиях кризиса и разносторонних угроз.
Широко использованы документы и Устав администрации города- курорта Пятигорска, а также иные исполнительно -распорядительные, отчетные документы администрации города-курорта Пятигорска, которые изучены в ходе прохождения практики. Также использованы статистические материалы и материалы СМИ.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, что основные положения исследования способствуют развитию и углублению представлений о МСУ в общем плане и об управлении целевыми программами в сфере социальной поддержки населения на уровне МСУ, где отмечаются многие проблемы и противоречия. Управленческие категории в системе МСУ имеют свое содержание, поэтому их уточнение является задачей управленческой науки. Кроме того, важно и уточнение сути и принципов программно-целевого метода, который при всей оправданности также не является универсальным.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов и рекомендаций при совершенствовании системы управления исполнительно-распорядительных органов МСУ и повышению эффективности использования целевых программ в области социальной поддержки населения. Органы МСУ часто действуют неэффективно в силу многих объективных причин (экономических, правовых, организационных). Поэтому нужно постоянное уточнение причин, факторов успехов или неудач реализации функционала МСУ. В этом плане практическую ценность может представлять авторский проект
Структура исследования соответствует последовательному решению поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд определенных выводов.
Во-первых, на основе теоретических концептов управления, мы определили сущность, содержание и назначение программно-целевого метода. Выяснили, что целевое программирование является ключевым методом государственного регулирования, управленческого планирования и воплощения управленческих решений. Сущность программно-целевого метода заключается в выборе и обосновании основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке и реализации мероприятий в соответствии с паспортом целевой программы. Принципы программно-целевого метода состоят в системности, стратегии развития, реализуемости и управляемости. Целевые программы осуществляются на разных уровнях и реализуются как органами государственной власти, так и органами МСУ.
Во-вторых, выявили правовое и политико-управленческое обоснование современных целевых программ в Российской Федерации. Целесообразность реализации целевых программ и национальных проектов социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельно по регионам и муниципальным образованиям, имеет существенную важность и необходимость для развития Российской Федерации. Вне зависимости от уровня власти, где реализуется та или иная целевая программа, нормативно - правовое обоснование доказывает, что в Российской Федерации широко практикуется разработка и реализация целого комплекса специальных документов Правительства РФ и Федеральных законов. Также важными политическими документами, в которых акцентируется социальная роль государства, являются указы и послания Президента РФ. Соответствующие нормативно-правовые документы являются важной составной частью системы современного российского права и политики. При столь внушительных показателях нормативно-правовой обоснованности, в Российской Федерации все же отмечается правовая незавершенность, которая требует более тщательной доработки правовой и нормативной основы разработки и реализации тех или иных целевых программ.
В-третьих, обобщили магистральную проблематику, значение и методы современного программно-целевого обеспечения социальной поддержки российских граждан на местном уровне. Так, в Российской Федерации происходит постоянное наращивание обеспечения социальной поддержки населения для обеспечения подлинно социального характера Российского государств. Это декларировано в Конституции РФ и будет усилено поправками, которые предложены Президентом РФ в 2020 г. Разработано значимое количество нормативно-правовых актов в области социальной поддержки населения, которые также способствуют реализации мероприятий, прописанных в Государственной программе «Социальная поддержка граждан». Значимость социальной сферы подчеркивают также майские указы Президента РФ 2012 г. и 2018 г. и ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых акцентирована важность реализации национальных проектов и исполнение указов Президента РФ.
В-четвертых, определили субъекты и структурные взаимосвязи администрации города-курорта Пятигорска в организации социальной поддержки населения. Обеспечение всех законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий в организации социальной поддержки населения обеспечиваются в полной мере управленческими структурами администрации города Пятигорска. Особая роль в исполнении целевых программ с социальной направленностью принадлежит управлению социальной поддержки населения города-курорта Пятигорска и соответствующим отделам в его структуре.
В-пятых, выделили программные принципы и организационно- управленческие технологии реализации целевой муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» города-курорта Пятигорска. Реализация данной программы способствует улучшению социально -экономического положения жителей города-курорта Пятигорска. Программа предоставляет жителям меры социального обеспечения, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. Она направлена на решение ряда вопросов дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан города-курорта Пятигорска. Также выделены чрезвычайные меры социальной поддержки населения, которые дополняют рассматриваемую программу в связи с современными рисками и вызовам и неординарной ситуаций карантина в городе Пятигорске в связи с пандемией.
В-шестых, разработали проект по повышению эффективности программно-целевого метода в обеспечении социальной поддержки граждан в городе-курорте Пятигорске. Проект разработан как целевая муниципальная программа «Повышение гражданско-патриотической активности молодежи «Мы достойны Победы» и направлен на патриотическое воспитание и повышение гражданской активности студенческой молодежи города-курорта Пятигорска. Для эффективной реализации предложен ряд современных мероприятий и акций, способствующих заинтересовать и привлечь к реализации молодежь.
Таким образом, постоянное развитие и совершенствование программно-целевого метода управления на всех уровнях власти, способствует достижению высоких результатов Российской Федерации в становлении прочного социального государства. Это осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, в частности, в городе-курорте Пятигорске. Программно-целевая социальная поддержка населения, которую осуществляет администрация города, имеет системный, комплексный характер, позитивное содержание и эффективные результаты. Предложенная нами муниципальная программа способствует усилению молодёжного вектора социальной поддержки населения в плане создания благоприятной среды гражданско-патриотического становления студенческой молодежи.
Проблемы использования целевых программ для социальной поддержки населения остаются актуальными в рамках управленческого знания и нуждаются в дальнейшей разработке на базе эмпирики и опыта разных муниципальных образований РФ
Во-первых, на основе теоретических концептов управления, мы определили сущность, содержание и назначение программно-целевого метода. Выяснили, что целевое программирование является ключевым методом государственного регулирования, управленческого планирования и воплощения управленческих решений. Сущность программно-целевого метода заключается в выборе и обосновании основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке и реализации мероприятий в соответствии с паспортом целевой программы. Принципы программно-целевого метода состоят в системности, стратегии развития, реализуемости и управляемости. Целевые программы осуществляются на разных уровнях и реализуются как органами государственной власти, так и органами МСУ.
Во-вторых, выявили правовое и политико-управленческое обоснование современных целевых программ в Российской Федерации. Целесообразность реализации целевых программ и национальных проектов социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельно по регионам и муниципальным образованиям, имеет существенную важность и необходимость для развития Российской Федерации. Вне зависимости от уровня власти, где реализуется та или иная целевая программа, нормативно - правовое обоснование доказывает, что в Российской Федерации широко практикуется разработка и реализация целого комплекса специальных документов Правительства РФ и Федеральных законов. Также важными политическими документами, в которых акцентируется социальная роль государства, являются указы и послания Президента РФ. Соответствующие нормативно-правовые документы являются важной составной частью системы современного российского права и политики. При столь внушительных показателях нормативно-правовой обоснованности, в Российской Федерации все же отмечается правовая незавершенность, которая требует более тщательной доработки правовой и нормативной основы разработки и реализации тех или иных целевых программ.
В-третьих, обобщили магистральную проблематику, значение и методы современного программно-целевого обеспечения социальной поддержки российских граждан на местном уровне. Так, в Российской Федерации происходит постоянное наращивание обеспечения социальной поддержки населения для обеспечения подлинно социального характера Российского государств. Это декларировано в Конституции РФ и будет усилено поправками, которые предложены Президентом РФ в 2020 г. Разработано значимое количество нормативно-правовых актов в области социальной поддержки населения, которые также способствуют реализации мероприятий, прописанных в Государственной программе «Социальная поддержка граждан». Значимость социальной сферы подчеркивают также майские указы Президента РФ 2012 г. и 2018 г. и ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых акцентирована важность реализации национальных проектов и исполнение указов Президента РФ.
В-четвертых, определили субъекты и структурные взаимосвязи администрации города-курорта Пятигорска в организации социальной поддержки населения. Обеспечение всех законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий в организации социальной поддержки населения обеспечиваются в полной мере управленческими структурами администрации города Пятигорска. Особая роль в исполнении целевых программ с социальной направленностью принадлежит управлению социальной поддержки населения города-курорта Пятигорска и соответствующим отделам в его структуре.
В-пятых, выделили программные принципы и организационно- управленческие технологии реализации целевой муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» города-курорта Пятигорска. Реализация данной программы способствует улучшению социально -экономического положения жителей города-курорта Пятигорска. Программа предоставляет жителям меры социального обеспечения, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. Она направлена на решение ряда вопросов дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан города-курорта Пятигорска. Также выделены чрезвычайные меры социальной поддержки населения, которые дополняют рассматриваемую программу в связи с современными рисками и вызовам и неординарной ситуаций карантина в городе Пятигорске в связи с пандемией.
В-шестых, разработали проект по повышению эффективности программно-целевого метода в обеспечении социальной поддержки граждан в городе-курорте Пятигорске. Проект разработан как целевая муниципальная программа «Повышение гражданско-патриотической активности молодежи «Мы достойны Победы» и направлен на патриотическое воспитание и повышение гражданской активности студенческой молодежи города-курорта Пятигорска. Для эффективной реализации предложен ряд современных мероприятий и акций, способствующих заинтересовать и привлечь к реализации молодежь.
Таким образом, постоянное развитие и совершенствование программно-целевого метода управления на всех уровнях власти, способствует достижению высоких результатов Российской Федерации в становлении прочного социального государства. Это осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, в частности, в городе-курорте Пятигорске. Программно-целевая социальная поддержка населения, которую осуществляет администрация города, имеет системный, комплексный характер, позитивное содержание и эффективные результаты. Предложенная нами муниципальная программа способствует усилению молодёжного вектора социальной поддержки населения в плане создания благоприятной среды гражданско-патриотического становления студенческой молодежи.
Проблемы использования целевых программ для социальной поддержки населения остаются актуальными в рамках управленческого знания и нуждаются в дальнейшей разработке на базе эмпирики и опыта разных муниципальных образований РФ



