ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере администрации г. Пятигорска)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ КАК ВОПЛОЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО¬УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕТОДА 14
1.1. Программно-целевой метод в управлении: исторические
предпосылки, сущность, назначение 14
1.2. Политико-правовое обоснование целевых программ в решении
социальных проблем населения Российской Федерации 22
1.3. Современные целевые программы Российской Федерации в
управлении обеспечением социальной поддержки населения 31
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 45
2.1. Управленческие структуры администрации города-курорта
Пятигорска в организации социальной поддержки населения 45
2.2. Принципы и организационно-управленческие методы реализации
целевой муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» 52
2.3. Проектное решение по повышению эффективности программно-
целевого метода в обеспечении социальной поддержки граждан в городе-курорте Пятигорске 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Программно-целевые методы решения приоритетных проблем общества и государства признаны наиболее эффективными во всем мире, а программно-целевое планирование считается действенным инструментом государственной политики и управления в решении проблем экономического и социального развития. Закономерно, что программно-целевой метод равно оправдан как в системе государственного, так и в системе местного самоуправления при его наличии в государстве.
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление в Российской Федерации выступает в настоящее время предметом интереса теоретиков и практиков реформирования общественных отношений, представителей муниципальных органов власти, а также российских граждан. Местное самоуправление по своей природе и по методам осуществления имеет общую для управления содержательную специфику. Его рассмотрение актуально в общих банках знаний об управлении. Управление «есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами, их материальной и духовной деятельности». Управление осуществляется во всех сферах функционирования государства и общества. Одной из важных сфер в системе социального управления или управления в социальной сфере является программно-целевое управление. Социальная поддержка основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека 2.
Социальная сфере как сфера управления и государственной политики - важнейшая для обеспечения стабильного развития общества. Не случайно одним из целевых видов управления является именно социальное управление.
В РФ сегодня актуализируется управление именно в решении экономических, финансовых и социальных проблем населения, которые обозначились с 2014 г. в связи с мировым и собственно российским экономическим и финансовым кризисом. Социальная поддержка населения со стороны местного самоуправления на сегодняшний день является как никогда актуальной, так как экономический кризис приводит население к падению уровня жизни за последние годы выросло число российских граждан, живущих за чертой бедности (20 млн чел.), о чем официально заявлено российскими властями. В Посланиях 2019 г. и 2020 г. Президент РФ В.В. Путин поставил масштабные задачи по повышению благосостояния и благополучия населения страны, предложив для этого самые решительные меры. По словам Президента РФ В.В. Путина, российские власти должны помогать каждой нуждающейся семье, даже если жизненные обстоятельства граждан не вписываются в ту или иную программу поддержки . В этой связи в январе 2020 г. Президент РФ предложил целевые поправки в Конституцию РФ, которые будут гарантировать гражданам РФ достойное социальное обеспечение.
Тема управления в области социальной поддержки населения в Российской Федерации является одной из самых актуальных во внутренней политике государства. На федеральном уровне разработан целый ряд нормативно-правовых актов, в том числе концептуального и стратегического содержания, таких как «Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года». Также разработаны национальные проекты «Демография», «Образование», «Здравоохранение» и другие, Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и другие концептуальные документы и программы в сфере социальной поддержки населения. Все эти масштабные проекты и программы можно осуществить не только при эффективном государственном, но и местном управлении, так как главные проблемы населения решаются именно на местном уровне.
Актуальность темы исследования усиливается еще тем, что именно на местном уровне начинается поддержка населения в социальной сфере, так как именно этот уровень власти находится ближе к народу и именно здесь легче выявить проблемы и вынести их решение на федеральный уровень. На этом уровне распознаются самые актуальные потребности населения. Здесь происходит решение вопросов и проблем, что позволяет государству удовлетворять потребности жителей отдельных муниципальных образований, которые и составляют общее население нашей страны.
Таким образом, наряду со сферами экономики, промышленности, геополитики, обороны, сельского хозяйства - социальная сфера является одной из самых значимых. Данная сфера представляет собой одну из приоритетных направлений развития государства. Эффективное развитие социальной сферы призвано обеспечить более высокое качество жизни населения, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития.
Местное самоуправление (МСУ) выступает одним из видов социального управления и народовластия, осуществляющих социально - политическое управление по организации жизнедеятельности муниципальных образований. В настоящее время по инициативе Президента РФ В.В. Путина в связи с его предложениями в Послании 2020 г. по укреплению вертикали власти обсуждаются место и роль органов МСУ в общей системе власти для поиска новых механизмов соподчинения, усиления исполнительской дисциплины, решения проблем населения на местах .
В этой связи актуальным является исследование и обобщение опыта достижения социальных интересов населения на уровне муниципальных образований путем реализации органами МСУ целевых программ. Это в полной мере касается деятельности администрации городского округа «Город-курорт Пятигорск» как федерального курорта, второго по величине города в Ставропольском крае, а также с 2010 г. - административного центра Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).
Степень разработанности проблемы. Проблематика МСУ в отечественной управленческой науке находилась и находится в фокусе исследовательского интереса достаточно длительное время. В настоящее время в науке существует большой объем работ, отражающих генезис идеи МСУ, модели ее реализации в различные эпохи и в разных странах и эволюцию их изучения как в России, так и за рубежом. Очень важно соотнесение системы МСУ с системой государственного управления, а также с управлением на уровне регионов, что особенно важно для России как для федеративного государства.
История становления МСУ еще в Российской империи достаточно полно отражены в работах таких авторов, как В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, А.И. Васильчиков.
Среди современных авторов выделяются такие ученые, как И.Н. Барциц, Д.В. Баснак, А.Г. Гладышев. В трудах этих авторов четко обосновано самостоятельная деятельность МСУ в хозяйственной и общественной деятельности на основе существующего законодательства. На основе исследований XIX века дано теоретическое обоснование развития МСУ, в котором выделена её структура, компетенции, границы власти и взаимоотношения структур МСУ с государственными структурами.
Соотношение государственного управления и МСУ является предметом внимания ростовской школы МСУ, среди которых такие ученые, как В.В. Рудой, А.М. Старостина, В.Д. Лысенко, соотношение понятий политической, общественной и государственной власти представлено в работах А.В. Трубицына, В.П. Ляхова, М.А. Овакимяна.
Заметный вклад в разработку вопросов МСУ внесли ставропольские ученые М.А. Аствацатурова, А.Г. Авшаров, И.А. Горовых, В.А. Черепанов, Е.А. Авджян, А.В. Попов, М.С. Чакалова.
Общая теория социального управления и ее конкретизация применительно к отдельным отраслям общественных и гуманитарных наук представлена в работах Р.В. Ленькова, Ю.Л. Балюшина, И.П. Лаврентьева, В.В. Кузнецов, Е.Ю. Рейнбах.
Для данного исследования важной теоретической базой явились труды, раскрывающие сущность и содержание программно-целевого управления в сфере социальной поддержке населения. Авторами этих работ, являются: А.П. Горбунов, М.А. Аствацатурова, Б.З. Мильнер, А.Г. Лобко, Б.А. Райзберг, В.И. Жуков, И.Ш. Рысаев и А.В. Понеделков.
Оценка эффективности целевых программ как деятельности управления в сфере социальной поддержки население рассмотрено в работах Н.Ф Аляутдинова7, В.К. Чертыковцева8 и Н.Н. Громова.
В коллективной статье С. Р. Егорова, Е. К. Карпунина и Я. Ю. Радюкова рассмотрены механизмы формирования и реализации региональной социально-экономической политики.
Сущность МСУ четко раскрывается при рассмотрении его теоретической основы. Если рассматривать управление в государстве в целом, то, по мнению А.П. Горбунова, у России свой путь развития в теории и практике управления, который обусловлен особенностями ее исторического развития, а также современного состояния российского общества .
Все вышесказанное подчеркивает значимость изучения деятельности органов власти и управления в сфере социальной поддержки населения на всех уровнях жизнедеятельности общества. В силу необходимости повышения эффектности МСУ нужно постоянно пополнять научные исследования, в частности, о развитии, проблемах, функционировании МСУ в сфере реализации целевых программ социальной направленности.
Цель работы. Выявить особенности управления целевыми программами в сфере социальной поддержки населения на уровне муниципального управления (на примере администрации города-курорта Пятигорск).
Задачи работы:
— Уяснить на основе теоретических концептов управления сущность, содержание и назначение программно-целевого метода.
— Выявить правовые основы и политико-управленческое обоснование современных целевых программ в Российской Федерации.
— Обобщить магистральную проблематику, значение и методы современного программно-целевого обеспечения социальной поддержки российских граждан на местном уровне.
— Определить субъекты и структурные взаимосвязи администрации города-курорта Пятигорска в организации социальной поддержки населения.
— Выделить программные принципы и организационно - управленческие технологии реализации целевой муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» города-курорта Пятигорска.
— Разработать проект по повышению эффективности программно - целевого метода в обеспечении социальной поддержки граждан в городе- курорте Пятигорске.
Объект исследования. Программно-целевой метод управления в обеспечении социальных интересов граждан РФ.
Предмет исследования. Система управления администрации города- курорта Пятигорска целевыми программами социальной направленности.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили основные концепции МСУ, которые изложены в трудах зарубежных и российских ученых в сфере управления, политологии, экономики, социологии и российской истории. Здесь мы опирались на известные теории МСУ, а именно: общественная, хозяйственная, юридическая, политическая, государственная и государственно-общественная теории. Среди зарубежных ученых огромный вклад в развитие теорий МСУ внесли А. Токвиль, Р. Гнейст, Г. Штейн, П. Лабанд.
Также использованы теоретические разработки МСУ, которые отражены в работах таких российских ученых, как И.А. Алексеев, М.С. Байнова, О.М. Рой. Использованы идеи о МСУ А.П. Горбунова.
Методы исследования. Использованы такие известные методы научного исследования, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и классификация. Также применялся метод анализа нормативно -правовых документов, текстов документов администрации города-курорта Пятигорска. Также использован метод проектирования при подготовке авторского проекта.
Эмпирическая основа исследования составлена такими документами, как: Европейская хартия МСУ, Конституция РФ; ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановление Правительства РФ от 10.08.1993 №772 «О порядке и размерах субсидирования за счет бюджета расходов по уплате за кредит, предоставляемый на выполнение федеральных целевых программ», Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 №153 (ред. от 15.11.2019) «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Также мы особое внимание обратили на Указ Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России. Социальными программами из данного списка являются национальные проекты: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Жилье и городская среда» и «Производительность труда и поддержка занятости». Использовано Послание Президента РФ от 15 января 2020 г. в части идей по улучшению взаимодействия ветвей власти и управления в условиях кризиса и разносторонних угроз.
Широко использованы документы и Устав администрации города- курорта Пятигорска, а также иные исполнительно -распорядительные, отчетные документы администрации города-курорта Пятигорска, которые изучены в ходе прохождения практики. Также использованы статистические материалы и материалы СМИ.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, что основные положения исследования способствуют развитию и углублению представлений о МСУ в общем плане и об управлении целевыми программами в сфере социальной поддержки населения на уровне МСУ, где отмечаются многие проблемы и противоречия. Управленческие категории в системе МСУ имеют свое содержание, поэтому их уточнение является задачей управленческой науки. Кроме того, важно и уточнение сути и принципов программно-целевого метода, который при всей оправданности также не является универсальным.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов и рекомендаций при совершенствовании системы управления исполнительно-распорядительных органов МСУ и повышению эффективности использования целевых программ в области социальной поддержки населения. Органы МСУ часто действуют неэффективно в силу многих объективных причин (экономических, правовых, организационных). Поэтому нужно постоянное уточнение причин, факторов успехов или неудач реализации функционала МСУ. В этом плане практическую ценность может представлять авторский проект
Структура исследования соответствует последовательному решению поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд определенных выводов.
Во-первых, на основе теоретических концептов управления, мы определили сущность, содержание и назначение программно-целевого метода. Выяснили, что целевое программирование является ключевым методом государственного регулирования, управленческого планирования и воплощения управленческих решений. Сущность программно-целевого метода заключается в выборе и обосновании основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке и реализации мероприятий в соответствии с паспортом целевой программы. Принципы программно-целевого метода состоят в системности, стратегии развития, реализуемости и управляемости. Целевые программы осуществляются на разных уровнях и реализуются как органами государственной власти, так и органами МСУ.
Во-вторых, выявили правовое и политико-управленческое обоснование современных целевых программ в Российской Федерации. Целесообразность реализации целевых программ и национальных проектов социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельно по регионам и муниципальным образованиям, имеет существенную важность и необходимость для развития Российской Федерации. Вне зависимости от уровня власти, где реализуется та или иная целевая программа, нормативно - правовое обоснование доказывает, что в Российской Федерации широко практикуется разработка и реализация целого комплекса специальных документов Правительства РФ и Федеральных законов. Также важными политическими документами, в которых акцентируется социальная роль государства, являются указы и послания Президента РФ. Соответствующие нормативно-правовые документы являются важной составной частью системы современного российского права и политики. При столь внушительных показателях нормативно-правовой обоснованности, в Российской Федерации все же отмечается правовая незавершенность, которая требует более тщательной доработки правовой и нормативной основы разработки и реализации тех или иных целевых программ.
В-третьих, обобщили магистральную проблематику, значение и методы современного программно-целевого обеспечения социальной поддержки российских граждан на местном уровне. Так, в Российской Федерации происходит постоянное наращивание обеспечения социальной поддержки населения для обеспечения подлинно социального характера Российского государств. Это декларировано в Конституции РФ и будет усилено поправками, которые предложены Президентом РФ в 2020 г. Разработано значимое количество нормативно-правовых актов в области социальной поддержки населения, которые также способствуют реализации мероприятий, прописанных в Государственной программе «Социальная поддержка граждан». Значимость социальной сферы подчеркивают также майские указы Президента РФ 2012 г. и 2018 г. и ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых акцентирована важность реализации национальных проектов и исполнение указов Президента РФ.
В-четвертых, определили субъекты и структурные взаимосвязи администрации города-курорта Пятигорска в организации социальной поддержки населения. Обеспечение всех законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий в организации социальной поддержки населения обеспечиваются в полной мере управленческими структурами администрации города Пятигорска. Особая роль в исполнении целевых программ с социальной направленностью принадлежит управлению социальной поддержки населения города-курорта Пятигорска и соответствующим отделам в его структуре.
В-пятых, выделили программные принципы и организационно- управленческие технологии реализации целевой муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» города-курорта Пятигорска. Реализация данной программы способствует улучшению социально -экономического положения жителей города-курорта Пятигорска. Программа предоставляет жителям меры социального обеспечения, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. Она направлена на решение ряда вопросов дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан города-курорта Пятигорска. Также выделены чрезвычайные меры социальной поддержки населения, которые дополняют рассматриваемую программу в связи с современными рисками и вызовам и неординарной ситуаций карантина в городе Пятигорске в связи с пандемией.
В-шестых, разработали проект по повышению эффективности программно-целевого метода в обеспечении социальной поддержки граждан в городе-курорте Пятигорске. Проект разработан как целевая муниципальная программа «Повышение гражданско-патриотической активности молодежи «Мы достойны Победы» и направлен на патриотическое воспитание и повышение гражданской активности студенческой молодежи города-курорта Пятигорска. Для эффективной реализации предложен ряд современных мероприятий и акций, способствующих заинтересовать и привлечь к реализации молодежь.
Таким образом, постоянное развитие и совершенствование программно-целевого метода управления на всех уровнях власти, способствует достижению высоких результатов Российской Федерации в становлении прочного социального государства. Это осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, в частности, в городе-курорте Пятигорске. Программно-целевая социальная поддержка населения, которую осуществляет администрация города, имеет системный, комплексный характер, позитивное содержание и эффективные результаты. Предложенная нами муниципальная программа способствует усилению молодёжного вектора социальной поддержки населения в плане создания благоприятной среды гражданско-патриотического становления студенческой молодежи.
Проблемы использования целевых программ для социальной поддержки населения остаются актуальными в рамках управленческого знания и нуждаются в дальнейшей разработке на базе эмпирики и опыта разных муниципальных образований РФ
1. «Европейская хартия местного самоуправления» (Принята в
Страсбурге 15.10.1985) // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_20361/ (Послед.
обновление 07.01.2020).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12.12.1993г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновление 20.03.2020.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации: Федеральный закон Российской Федерации (утв. ГД РФ от 28.12.2013 года №442-ФЗ) / Информационно-поисковая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (Послед.
обновление: 6.11.2019)
4. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: Федеральный закон от 11.04.1998 г. №55-ФЗ// Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Дата обновления: 15.01.2020.
5. О государственном прогнозировании и программировании
социально-экономического развития Российской Федерации:
Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115; по состоянию на 28 июня 2014г. // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновления: 15.12.2019.
6. О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Российской Федерации:
Федеральный закон от 20.07.1995 г. №115-ФЗ // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/1518908/(Послед. обновления: 15.01.2020.)
7. Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон №184 от 6.10.1999 г. // Информационно- правовой портал «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc(Послед. обновления: 15.01.2020.)
8. О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации №204 от 7 мая 2018 г. // Информационно -правовой портал «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/ (Послед.
обновления: 21.01.2020.)
9. Об утверждении Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ №1351 от 09.10.2007 г. (ред. от 01.07.2014) // Информационно -правовой портал «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/ (Послед.
обновления: 21.01.2020.)
10. О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики: Указ Президента Российской Федерации №597 от 7 мая 2012 г. // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/
(Послед. обновления: 21.01.2020.)
11. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Социальная поддержка граждан»: Постановление
Правительства РФ от 15.04.2014 №296; ред. от 28.08.2019 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновления: 15.12.2019.
12. Об утверждении Основных направлений социальной
политики Правительства Российской Федерации на 1994 год: Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 №474; ред. от 20.11.1995 //
Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновления: 15.01.2020.
13. О порядке разработки и реализации федеральных целевых
программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвуют Российская Федерация: Постановление Правительства РФ от 1.07.1996 №778 // Справочно-правовая система «Гарант»:
[Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновления: 15.01.2020.
14. О совершенствовании работы с федеральными целевыми программами: Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 №1083 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновления: 15.01.2020.
15. О внесении изменений в порядок разработки и реализации
федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: Постановление Правительства РФ от 25.12.2004 №842 // Справочно¬
правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновления: 19.01.2020.
16. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Социальная поддержка граждан»: Постановление
Правительства РФ от 15.04.2014 №296; ред. от 27.12.2019 // Справочно¬
правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновления: 21.01.2020.
17. Об утверждении Концепции долгосрочного социально¬
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2008 №1662-р // Справочно¬
правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновления: 21.01.2020.
18. Об утверждении Концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р // Справочно-правовая система
«Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед.
обновления: 21.01.2020.
19. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан
старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 №164-р // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед.
обновления: 21.01.2020.
20. О Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р; ред. от 28.09.2018 // Справочно¬
правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Послед. обновления: 10.11.2019.
21. Национальный проект «Демография» (утв. президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16) / Информационно - поисковая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317388/ (Послед.
обновление: 15.11.2019.)
22. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16) / Информационно -
поисковая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (Послед.
обновление: 15.10.2019.)
23. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв.
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16) / Информационно - поисковая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209/ (Послед.
обновление: 15.10.2019.)
24. О наделении муниципальных образований Ставропольского
края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района: закон Ставропольского края от 4.10.2004 г. №88- кз // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/
(Послед. обновление: 23.02.2020.)
Монографии, диссертации, статьи
1. Авджян, Е.А. Институционализация местного самоуправления на региональном уровне: Дисс. ... канд. соц. наук. - Ставрополь, 2010. -333 с.
2. Авшаров, А.Г. Местное самоуправление и муниципальное управление (2-е издание): учебник / Авшаров А.Г, Алексеев И.А, Амельчаков И.Ф.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -543 c.
3. Алексеев, И.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / И.А. Алексеев, Д.С. Белявский, М.С. Трофимов. - М.: АльфаМ, 2015. - 256 с.
4. Аляутдинов, Н.Ф. Галкин А.И. KPI как инструмент оценивания эффективности деятельности органов государственного управления Российской Федерации // Креативная экономика. 2015. Том 9 (№ 9). С. 1103 - 1112.
5. Аствацатурова, М.А. Актуальные задачи местного самоуправления в современном северокавказском этнополитическом и этнокультурном контексте // Материалы научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности местного самоуправления в условиях современных реформ и политических процессов в России». - Ростов/нД: Изд- во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. -832 с.
6. Аствацатурова, М.А. Стратегия управления социально-экономическими и политическими процессами в регионе: история и современность - итоги, успехи, перспективы // Государственное и муниципальное управление. - Ученые записки СКАГС, 2009 №4.
7. Аствацатурова, М.А. Местное самоуправление в оптимизации общественного дискурса в полиэтничном муниципальном образовании / М.А. Аствацатурова, И.А. Горовых // Вестник ПГЛУ. - 2013.- № 1. - С. 17-19.
8. Байнова, М.С. Основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие / М.С. Байнова, Н.В. Медведева, Ю.С. Рязанцева. - М.: ДиректМедиа, 2016. - 459 с.
9. Барциц, И.Н. Административные процедуры: перспективы правовой регламентации т «чувство меры» // Вопросы государственного и муниципального управления Public Administration, 2008.- №1.- С. 124-142.
10. Баснак, Д.В. Создание системы управления российской государственной службой в современных условиях // Вопросы государственного и муниципального управления Public Administration, 2008.- №4.- С. 4-26.
11. Безобразов, В.П. Земские учреждения и самоуправление. -М.: 1984. - 151 с.
12. Васильчиков, А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. Т. 1 -3. СПб., 1869-1871. - 177 с.
13. Воронцов, С.А. Об организации антиэкстремистской и
антитеррористической деятельности органов местного самоуправления. В сборнике: Местное самоуправление в условиях глобальных вызовов
современной России Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. / С.А. Воронцов, А.В. Понеделков- Ростов-на- Дону, 2019.- С. 6-16.
14. Гвоздецкий, В.И. План ГОЭРЛО. Мифы и реальность. - Наука и жизнь, 2011.- С.15-18.
15. Герасенко, В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой: Учебное пособие. - Гомель., 1997. - С. 45-51.
16. Гладышев, А.Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. -М., 1999. - 545 с.
17. Горбунов, А.П. Основы социального менеджмента. - Пятигорск: Кавказская здравница. - 1999. - 785 с.
18. Государственное и муниципальное управление социальными и политическими процессами в регионе: общественное мнение и экспертные оценки / Под ред. Рудого В.В., Понеделкова А.В., Старостина А. М., Лысенко В. Д.- Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010.-768 с.
19. Градовский, А.Д. Системы местного управления на западе Европы и в России: Собр. соч. Т. IX. -СПб., 1904. - 144 с.
20. Громова, Н.Н. Анализ методик оценки эффективности целевых программ субъектов российской федерации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина - №1. - 2016. - С.34
21. Егоров, С.Р. Карпунина Е. К., Радюкова Я. Ю. Модернизация механизма формирования и реализации региональной социально-экономической политики: от дотационности к саморазвитию // Известия
Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика.
Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8, № 3 (28). - С. 18-27.
22. Жуков, В.И. Россия в глобальной системе координат: социологический анализ и прогноз // Социальная политика и социология. - 2008. - Т. 10. - С. 29-39.
23. Зайцев, Б.Ф. Организация планирования научно-технического прогресса / Б. Ф. Зайцев, Б. А. Лапин. М.: Экономика, 1970 - 230 с.
24. Звягинцев, П.С. Программно-целевой метод планирования как основа создания новой индустриализации России // Вопросы экономики и права. 2013.- № 9.- С. 41-46.
25. Золотова, В.А. Оценка влияния целевых программ на
эффективность антикризисного управленческого инновирования
обособленных субъектов экономического пространства России / В. А. Золотова // Мир экономики и права. - 2012. - № 5. - С. 14 - 22.
26. Зюзина, Т.Е. Эффективность государственного и
муниципального управления и результативность деятельности государственных и муниципальных служащих. / Т.Е. Зюзина, Н.В. Николаева. - Ростов н/Д: МиниТайп, 2012. - 70 с.
27. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления: Учеб.
пособие - М.: ЮНИТИ, 2010. - С. 74-79.
28. Лаврентьева, И.П. Социальная политика и управление в социальной сфере: учеб. пособие. / И.П. Лаврентьева, В.В. Кузнецов, В.В. Григорьев - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 129 с.
29. Лаженцев, В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. - СПб.: Наука, 2010. - С.22-33.
30. Леньков, Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование. М.: ФОРУМ, 2012. -154 с.
31. Лукьяненко, З.Б. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой // ARS ADMINISTRANDI. / З.Б. Лукьяненко, Н.В. Югова. - 2014. - № 2. - С. 72-78.
32. Маилян, С.С. Некоторые вопросы по повышению
эффективности государственного управления / С.С. Маилян, А.Л. Миронов // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 9. - С. 194-195.
33. Малюга, С.В. Социальное управление: социологический аспект. Ростов н/Д., 2010.- 68 с.
34. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник / А.П. Горбунов, В.И. Гончаров, И.Ф. Головченко, И.А. Алексеев, А.С. Прудников. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 128 с.
35. Мусаева, С.М. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2019. - № 4 (204). - С. 64-69.
36. Никитенко, О.С. Место и роль органов местного
самоуправления в системе социальных отношений / О.С. Никитенко // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. -№4. - 122 с.
37. Парамонов, В.В. Развитие России и формирование модели социальной политики / В.В. Парамонов // Социальное и пенсионное право. - 2014. - № 1. - С. 47 - 51.
38. Пелымская, О.В. Территориальное планирование
муниципального образования / О. В. Пелымская, Е. Г. Черных, А. В. Кряхтунов. - Тюмень: ТИУ, 2017. - 81 с.
39. Попов, А.В. Общественное мнение как фактор влияния гражданского общества на институты власти и управления // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. - № 4 (118). - С. 42-49.
40. Проблемы и стратегические направления
реиндустриализации экономики России / под ред. В. И. Гришина, С. Д. Валентея. - Вып. 1. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» (Научные доклады РЭУ), 2014. - 33 с.
41. Рейнбах, Е.Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально-экономического развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала: ДГУ, 2008. - № 1(14). - С. 14-19.
42. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учеб. пособие для вузов. 5 издание - СПб.: Питер, 2017.- 55 с.
43. Рысаев, И.Ш. Участие социальных субъектов в принятии решений как основа преодоления социально -управленческого отчуждения в местном самоуправлении / И.Ш. Рысаев, Э.Х. Хабибрахманова // Власть. 2010. №8. - С. 7-8.
44. Сибиряев, А.С. Перспективы развития частной собственности в России // Theoretical &Applied Science. / А.С. Сибиряев, М.К. Кривцова, М.А. Подзорова - 2013. - № 9. - С. 68-71.
45. Тимофеева, О.И. Государственные программы: отличительные особенности. -М.: 2013. - С. 26-29.
46. Угурчиев, О.Б. Инвестиционная политика на региональном продовольственном рынке в современных условиях / О.Б. Угурчиев, Б.М. Гатагажев // Региональная экономика: теория и практика. 2009. - № 41. - 21 с.
47. Угурчиев, О.Б. Анализ и управление инвестиционной привлекательностью региона. / О.Б. Угурчиев, Д.О. Угурчиев Монография. Магас: КЕП, 2016. - 292с.
48. Уткин, Э.А. Государственное и муниципальное управление. /
Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов— М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем».: изд-во «ЭКМОС», 2001. — С.304-305.
49. Чакалова, М.С. Привлечение органов местного самоуправления к ответственности за осуществление государственных полномочий: некоторые аспекты законности / М.С. Чакалова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012.- №7. - С. 45-47.
50. Черепанов, В.А. Ставропольский край как субъект Российской Федерации. Конституционно-правовое исследование: монография/ В. А. Черепанов. — Москва: Норма, 2019. — 384 с.
51. Чертыковцев, В.К. Устойчивое развитие социально-экономических систем // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 8 (130). - С. 200-205.
Электронные ресурсы
1. База данных показателей муниципальных образований
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm
2. Балюшина, Ю.Л. Трансформация категории «социальная сфера» в истории философской и социально-политической мысли России на рубеже XX-XXI веков // Филос. науки. 2013. [Электронный ресурс]. - Электрон. версия печ. публикации.
3. Выступление В.В. Путина на встрече с членами
Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета Российской Федерации // О реализации приоритетных национальных проектов. Сборник материалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID= 127958
4. Клевина, А.Ю. Государственное и муниципальное управление и его значение для современного демократического общества / А.Ю. Клевина // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2016. [Электронный ресурс]. - Электрон. версия печ. публикации.
5. Купряшин, Г.Л. Административная реформа: модели и
механизмы // Государственное управление. Электронный вестник. 2016 (октябрь). Вып. 58. С. 5-8. [Электронный ресурс]. - Электрон. версия печ. публикации.
6. Полномочия администрации города-курорта Пятигорска
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pyatigorsk.org/142
7. Полномочия Думы города Пятигорска [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://pyatigorsk.org/141
8. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://government.ru/
9. Путин В.В.: Послание Федеральному Собранию (От
15.01.2020). Президент России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/62582
10. Путин В.В.: Послание Федеральному Собранию (От
20.02.2019). РиаФан. [Электронный ресурс]. - Электрон. версия печ. публикации.
11. Региональный проект «Финансовая поддержка семей при
рождении детей на территории Ставропольского края» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stavregion.ru/nacionalnye-
proekty/demografiya/regionalnye-proekty/finansovaya-podderzhka
12. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ranepa.ru/
13. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ города-курорта Пятигорска за 2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pyatigorsk.org/13843
14. Функции управления социальной поддержки населения города-курорта Пятигорска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://pyatigorsk.org/708
15. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm