Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №70143

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
458
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Учебная мотивация в подростковом возрасте 6
1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте 17
1.3. Самооценка подростков как фактор формирования учебной
мотивации 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА СВЯЗИ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Результаты и их обсуждение 34
2.3. Рекомендации по развитию учебной мотивации подростков 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы исследования. Одной из важных задач, которая встает перед современной психологией и педагогикой, является формирование активной личности, мотивированной на деятельную жизненную позицию. Ученые уделяют большое внимание исследованию роли мотивации в профессиональной деятельности. Изучается связь мотивации с личностными особенностями, такими как самооценка, уровень притязаний, тревожность и др. Взаимосвязь мотивации с самооценкой личности - одна из наиболее интересных тем в современной психологии. По данной проблеме проводились исследования такими отечественными психологами, как Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов.
Исследованию такого важного аспекта структуры личности, как мотивация, большое внимание уделяли такие ученые как С.Л. Рубинштейн, Д. Маккелланд, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, А.Н.Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, Д.Б. Орлов, Д.Н.Узнадзе, П.М. Якобсон, Д.Ж. Аткинсон, К. Левин и др.
Вопросом изучения самооценки в свое время занимались Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.С. Кон, Н.А. Менчинская, А.И. Липкина и многие другие.
Подростковый возраст считается важным периодом в психосоциальном развитии человека. Ребенок переходит в среднее звено, получает новые права и обязанности. Школьник начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависят его место среди окружающих и взаимоотношения с ними. Новая социальная ситуация обусловливает и формирование особенностей личности ребенка школьного возраста.
Самооценка непосредственно влияет на эффективность учебной деятельности. От нее зависит уверенность в своих силах, отношение к ошибкам, успеваемость, мотивация и другие моменты учебной деятельности.
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в мотивации учебно-познавательной деятельности, характеризующиеся падением учебной мотивации.
Проблема: каков характер связи учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте?
Объект: самооценка подростков.
Предмет: взаимосвязь учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте.
Цель: изучить характер связи учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и оценить предлагаемые в психолого-педагогической литературе подходы к изучению проблемы взаимосвязи учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте.
2. Выбрать диагностические методики, направленные на выявление уровня самооценки и уровня учебной мотивации у подростков.
3. Изучить особенности самооценки у подростков и характер ее связи с учебной мотивацией.
4. Разработать практические рекомендации для учителей по повышению уровня учебной мотивации у подростков.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между учебной мотивацией и самооценкой подростка, а именно: высокий и средний уровни учебной мотивации подростков, характеризующиеся преобладанием учебных, социальных и позиционных мотивов, формируют адекватное оценивание своих возможностей и достижений.
Теоретическую основу исследования составили представления об учебной мотивации подростков (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Г.С. Абрамова, А.К. Маркова, В.К. Вилюнас); и представления о самооценке подростков (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В.Захарова, И.С. Кон).
Методы исследования:
1. Теоретические: сравнение, анализ и обобщение материала.
2. Эмпирические: проведение методик.
3. Методы качественной и количественной обработки эмпирический данных (критерий Спирмена)
4. Методы анализа и интерпретации данных
Диагностические методики:
1. Методика Дембо-Рубинштейн, направленная на выявление уровня самооценки подростков.
2. Методика М.И. Лукьяновой, направленная на изучение учебной мотивации у подростков.
База исследования: В исследовании участвуют ученики 6-7 классов МБОУ «№20 СОШ» г. Белгорода. Всего - 62 человека.
Структура работы: дипломная работа состоит из оглавления, введения, главы 1 состоящей из 3 параграфов, главы 2 состоящей из 3 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мотивы учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и, что очень важно, существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Мотивация, как первый обязательный компонент, входит в структуру учебной деятельности.
Учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и её выполнением либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка занять определённую позицию в системе общественных отношений. Мотивация может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
Различают так же познавательные и социальные мотивы.
Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения — о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
На мотивацию учебной деятельности подростков оказывают влияние такие психологические и социальные факторы, в том числе и самооценка школьника.
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.
Самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации. Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.
По проведенному корреляционному анализу по критерию Спирмена между средним и высоким уровнем учебной мотивации с адекватной самооценкой подростка присутствует статистически значимая связь. Таким образом, наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между учебной мотивацией и самооценкой подростка, а именно: высокий и средний уровни учебной мотивации подростков, характеризующиеся преобладанием учебных, социальных и позиционных мотивов, формируют адекватное оценивание своих возможностей и достижений - подтвердилась.
Проведенное исследование дает возможность сделать следующие заключения:
Проблема учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте является достаточно актуальной. Снижение учебной мотивации у подростков влияет не только на их учебную деятельность, но и несет отрицательное влияние на личность школьника, а именно на его самооценку.
У большинства подростков, участвующих в исследовании, учебная мотивация развита на достаточно высоком уровне, а так же преобладает адекватный тип самооценки.
Позиционный и социальный мотив учебной деятельности являются доминирующими у подростков. Причиной этого служит изменения ведущей деятельности и социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Учебные мотивы в этот период снижаются.
Внутренняя мотивация, в отличии от внешней, в подростковом возрасте является доминирующей.
Мотивы стремления к достижению успеха и мотивы недопущения неудач у подростков проявляются в равной степени.
Полученные результаты, является свидетельством того, что деятельность образовательного учреждения, в котором обучаются исследуемые подростки, с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана успешной и эффективной.



1. Аветисян, Э. Я не такой как все. / Э. Аветисян// Школьный психолог. - 2006. - № 8.
2. Азимова Р. Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. — М.: Известия АН СССР, 1969, № 3, с. 95-104.
3. Апиш Ф. Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации. - Мю: МГОУ, 2003
4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1986 — 158 с.
5. Ананьев Борис Герасимович. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
6. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР.1951, вып.36, С. 3¬28.
7. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л. В.Благонадежной. - М., 1972, с.7-44.
8. Братусь Б. С. с соавт. Механизм самооценки и его влияние на поведение //Психол. проблемы изучения и коррекции аномалий личности.- М., 1988- 326 с.
9. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого - педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 - 5-х курсов педагогических вузов. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.
10. Васильев И. А, Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.
11. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
12. Вилюнас В. К. «Психологические механизмы мотивации
человека.»,М.,1990.
13. Виндекер О. С. Внутриличностные детерминанты мотивации
достижения // Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. -№ 1. - С. 118-126 .
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 340 с.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 5 т. - (Проблемы развития психики). - 366с.
16. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. 2009 Выпуск 1.
17. Глуханюк Н. С, Белова Д. Е. Психодиагностика. - М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 272с.
18. Глуханюк Н. С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология. - М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 368 с.
19. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения - М. : Смысл : Академия, 2006. - 336 с.
20. Джемс У. Психология.- М.:Педагогика,1991, с.88
21. Долгова В. И.,Ордина И. П. Я-концепция одаренных старшеклассников (монография). - Бишкек: Изд-во "ДЭЦ", 2012. - 155 с.
22. Драгунова Т. В., Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 156с
23. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. 'Рабочая книга школьного психолога' - Москва: Просвещение, 1991 - с.303.
24. Сапогова Е. Е. «Психология развития человека», М.: 2001г.
25.Зимбардо Ф. Формирование самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности - Самара : Бахрах, 2006. -296 с.
26.Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2004. - 384 с.
27. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
28. Климакова Ю. В. Страшно интересная школа // Семья и школа. - 2015. - №9.
29. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. - 232 с.
30. Коваленко Н. П. Психология успеха.- СПб.: Нева, 2003. - 160 с
31. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982. - 245 с.
32. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении - СПб.: Питер, 2009.- 318 с.
33. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. - Москва : Знание, 1976. - 64 с.
34. Маркова А. К., Матис Т. А., Фридман Л. М., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. // М., Просвещение - 1990.
35. Мартыненко Ю. Ю Познай себя/ Ю. Мартыненко // Школьный психолог. - 2013. - № 4.
36. Маслова Е. А. Психологическая природа самооценки, место
самооценки в структуре самосознания личности -
(http://www.uroki.rU/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.h tm)
37. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 2000
38. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 2001
39. Пепло, Л. Э. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. ... - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 360 с.
40. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
41. Реан А. А. Психология подростка. - СПб: Прайм-Еврознак. 2007. - 480 с. Педагогическая психология: практикум: / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. - Челябинск.: Изд-во ЧГПУ, 2012. - 304 с.
42. Реан А. А., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. - СПб, 2002
43. Реан А. А. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан. -М., 2002.-374 с.
44. Резапкина Г. В. Мир вокруг меня / Г. В. Резапкина // Школьный психолог. - 2007. - №5
45. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир, 1994.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2001.¬47.720 с.
48. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 1999.
49. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.
50. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. -СПб.: Речь, 2001. - 284 с.
51.Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. / В кн.: Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978. — С. 316-366.
52. Шибутани Т. Я - концепция и чувство собственного достоинства /Самосознание и защитные механизмы личности - Самара: Изд. Дом “Бахрах”, 2003
53. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения
человека-М.:Политиздат,1969-471с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ