НОВАТОРСКИЙ ОПЫТ В ЖУРНАЛИСТИКЕ: ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Т. ВУЛФА И Х.С. ТОМПСОНА
|
Введение 3
Глава 1 II половина XX века - время зарождения новой журналистики 8
1.1 Общественно-политическая ситуация в США в 60-80 годы XX века 8
1.2. Основные вехи творческого пути Тома Вулфа - родоначальника нового
журнализма 13
1.3 Журналист Х.С. Томпсон - создатель направления гонзо- журналистики 19
Глава 2 Особенности текстов направления нового журнализма 25
2.1 Борьба со «старой школой» журналистики как лейтмотив творчества Т. Вулфа
2.2. Тематическое своеобразие публикаций Х.С. Томпсона 31
Заключение 46
Список использованной литературы
Глава 1 II половина XX века - время зарождения новой журналистики 8
1.1 Общественно-политическая ситуация в США в 60-80 годы XX века 8
1.2. Основные вехи творческого пути Тома Вулфа - родоначальника нового
журнализма 13
1.3 Журналист Х.С. Томпсон - создатель направления гонзо- журналистики 19
Глава 2 Особенности текстов направления нового журнализма 25
2.1 Борьба со «старой школой» журналистики как лейтмотив творчества Т. Вулфа
2.2. Тематическое своеобразие публикаций Х.С. Томпсона 31
Заключение 46
Список использованной литературы
На протяжении многих десятилетий американскую журналистику отличает новаторство идей и течений. Она обогатила журналистику множеством новых направлений, одним из которых стало направление нового журнализма. Возникновение этого направления пришлось на период истории, когда по причине неудачной политики американского правительства во время войны во Вьетнаме и после громких журналистских расследований (Б. Вудворд и К. Бернштейн) против правительственной элиты, в обществе снижается уровень доверия к власти и как следствие увеличивается количество протестных движений, завязанных на поиске свободы. В журналистике, в свою очередь, зарождается направление нового журнализма. И именно его В.В, Хорольский считает высшей формой проявления гражданственности и свободы в средствах массой информации в указанный период истории [См:43]. Мы согласны с этим утверждением, так как представители нового журнализма были незаангажированы как во мнениях, так и в организации создаваемых текстов.
Эта тема актуальна и интересна, прежде всего, потому, что вокруг нового журнализма до сих пор существуют споры, главной причиной которых стала необычная форма подачи материала. Одной из характеристик направления нового журнализма стал симбиоз в текстах приемов из журналистики и литературы. Вопрос об отнесенности нового журнализма к литературной школе или же к направлению в журналистике существует и в настоящий момент. Некоторые ученые, в числе которых Ж. Г. Коновалова, определяют новый журнализм, как направление, возникшее на стыке литературы и журналистики в 60 - 70 годы [27]. Однако существует мнение, к которому склоняется и Т.А. Ротенберг, что новый журнализм - лишь один из этапов развития художественно-документальной литературы [36]. Мы склоняемся к определению Ж.Г.Коноваловой, так как само явление возникает в журналистской среде и ставит своей целью донесение до аудитории социально-значимой информации через тексты, в которых используются приемы из литературы.
Тема представляет научный интерес еще и потому, что публикации этого направления представляют не только информационную, но и эстетическую значимость. Следовательно, изучение методов и характеристик направления нового журнализма способно расширить стилистическую палитру современной журналистики.
Новый журнализм также дал множество образов и другим видам искусства, например, кинематографу. Существует множество примеров, когда текст жанра новой журналистики был экранизирован (Х.С. Томпсон «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», Труман Капоте «Завтрак у Тиффани», Том Вулф «Последний американский герой»), а герои и их атрибутика стали цитироваться во многих фильмах.
В настоящей дипломной работе мы рассмотрим историю возникновения такого направления, как новый журнализм, выявим признаки, характеризующие тексты, относящиеся к этому направлению, проанализировав публикации Тома Вулфа и Хантера Стоктона Томпсона. Выборка авторов не случайна, именно они были родоначальниками и одними из самых ярких представителей этого направления.
Новый журнализм отличала установка на эмпирику и буквальность в передаче фактов, и принципиальную независимость в суждениях и оценках. Это и явилось одной из главных причин его популярности. Публичному освещению подвергались все аспекты общественной жизни, политики, спорта. Предметами статей становились новые виды искусства и формы социального поведения. Тексты нового журнализма затрагивали разнообразные темы: спорт, политика, любые новые социальные веяния, молодежные движения, свежие коммерческие идеи, выдающиеся личности.
Приверженцы направления нового журнализма не боялись писать о нетипичных сексуальных пристрастиях некоторых молодежных течений; о распространении наркотиков, пробуя психотропные вещества на себе; о сбыте материалов порнографического характера и на другие провокационные темы.
Однако специфичным являлся не только выбор темы, но и способ раскрыть ее. Авторы новой журналистики работали по принципу «взгляд снизу»[39], то есть их тексты не имеют отстранено-описательного содержания, как, например, тексты, написанные в жанре репортажа. «Новые журналисты» не сглаживают действительность, используют в своих текстах ненормативную лексику, для передачи речевого портрета или общей обстановки.
Мы предполагаем, что существуют некоторые корреляции нового журнализма с нынешней блогосферой. Блог - сетевой дневник. Люди выражают свои мысли на страницах в блогах. Таким образом, тексты часто субъективны, раскрывают позицию автора, который является участником события или очевидцем проблемы, ставшей темой его публикации. В этом, по нашему мнению, и состоит сходство этих явлений.
В связи с развитием блогосферы и увеличением числа пользователей этой системы, возникла необходимость контролировать ее. Таким образом, с 2014 года блоги, имеющие свыше 3000 подписчиков, приравниваются к СМИ [33]. Разумеется, мы не можем назвать явление нового журнализма и блогосферы тождественными друг другу, но определенные сходства прослеживаются.
Объект исследования - журналистское творчество Тома Вулфа, Хантера Томпсона
Предмет исследования - идейно-тематические и стилистические особенности текстов нового журнализма.
Цель исследования - выявление проблемно-тематических и стилистических особенностей текстов нового журнализма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать особенности общественно-политической жизни США 60¬80 годов XX века.
2. Изучить историю возникновения нового журнализма
3. Изучить творческие биографии Т. Вулфа и Х.С. Томпсона
4. Обозначить основные темы материалов Т. Вулфа, Х. Томпсона,
5. Выявить художественные особенности текстов направления нового журнализма на примере публикаций Т. Вулфа, Х. Томпсона.
6. Выделить в публикациях Т. Вулфа, Х. Томпсона, новаторские приемы
Теоретическую базу исследования составили книги, пособия и статьи следующих авторов:
■ по истории США - Э. Иванян, Г.Н. Севостьянов, Е.Ф. Язьков, Г.П. Куропятник, А.В. Ефимов;
■ по теории журналистики - А.А. Тертычный, Е.П. Прохоров;
■ по истории американской журналистики - Г. Боровик, С. Михайлов;
■ по истории нового журнализма - О. Несмелова, Ж. Коновалова, Т.
Вулф, О. Рябухина, Т. Ротенберг, В.В. Хорольский, М.Л. Джонсон;
■ по биографии Т. Вулфа и Х.С. Томпсона - Я. Веннер, К. Сеймур, W. McKeen;
■ по творчеству Т. Вулфа и Х.С. Томпсона - О.О. Несмелова, О.А. Рябухина, В.В. Хорольский В.В, B. Beuttler.
Эмпирическую базу исследования составили 42 журналистских публикации Тома Вулфа, 48 журналистских публикаций Х.С. Томпсона. Структура дипломной работы соответствует поставленным задачам.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава содержит описание общественно-политической ситуации в Америке 60-80х годов ХХ века. В первой главе мы представляем творческую биографию Тома Вулфа и Хантера Топмсона, историю возникновения нового журнализма и характеристику направления гонзо-журналистики.
Во второй главе представлены идейно - тематические и стилистические особенности материалов направления нового журнализма на примерах публикаций его родоначальников Т. Вулфа, Х.С. Томпсона.
В заключении резюмируем полученные результаты.
Эта тема актуальна и интересна, прежде всего, потому, что вокруг нового журнализма до сих пор существуют споры, главной причиной которых стала необычная форма подачи материала. Одной из характеристик направления нового журнализма стал симбиоз в текстах приемов из журналистики и литературы. Вопрос об отнесенности нового журнализма к литературной школе или же к направлению в журналистике существует и в настоящий момент. Некоторые ученые, в числе которых Ж. Г. Коновалова, определяют новый журнализм, как направление, возникшее на стыке литературы и журналистики в 60 - 70 годы [27]. Однако существует мнение, к которому склоняется и Т.А. Ротенберг, что новый журнализм - лишь один из этапов развития художественно-документальной литературы [36]. Мы склоняемся к определению Ж.Г.Коноваловой, так как само явление возникает в журналистской среде и ставит своей целью донесение до аудитории социально-значимой информации через тексты, в которых используются приемы из литературы.
Тема представляет научный интерес еще и потому, что публикации этого направления представляют не только информационную, но и эстетическую значимость. Следовательно, изучение методов и характеристик направления нового журнализма способно расширить стилистическую палитру современной журналистики.
Новый журнализм также дал множество образов и другим видам искусства, например, кинематографу. Существует множество примеров, когда текст жанра новой журналистики был экранизирован (Х.С. Томпсон «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», Труман Капоте «Завтрак у Тиффани», Том Вулф «Последний американский герой»), а герои и их атрибутика стали цитироваться во многих фильмах.
В настоящей дипломной работе мы рассмотрим историю возникновения такого направления, как новый журнализм, выявим признаки, характеризующие тексты, относящиеся к этому направлению, проанализировав публикации Тома Вулфа и Хантера Стоктона Томпсона. Выборка авторов не случайна, именно они были родоначальниками и одними из самых ярких представителей этого направления.
Новый журнализм отличала установка на эмпирику и буквальность в передаче фактов, и принципиальную независимость в суждениях и оценках. Это и явилось одной из главных причин его популярности. Публичному освещению подвергались все аспекты общественной жизни, политики, спорта. Предметами статей становились новые виды искусства и формы социального поведения. Тексты нового журнализма затрагивали разнообразные темы: спорт, политика, любые новые социальные веяния, молодежные движения, свежие коммерческие идеи, выдающиеся личности.
Приверженцы направления нового журнализма не боялись писать о нетипичных сексуальных пристрастиях некоторых молодежных течений; о распространении наркотиков, пробуя психотропные вещества на себе; о сбыте материалов порнографического характера и на другие провокационные темы.
Однако специфичным являлся не только выбор темы, но и способ раскрыть ее. Авторы новой журналистики работали по принципу «взгляд снизу»[39], то есть их тексты не имеют отстранено-описательного содержания, как, например, тексты, написанные в жанре репортажа. «Новые журналисты» не сглаживают действительность, используют в своих текстах ненормативную лексику, для передачи речевого портрета или общей обстановки.
Мы предполагаем, что существуют некоторые корреляции нового журнализма с нынешней блогосферой. Блог - сетевой дневник. Люди выражают свои мысли на страницах в блогах. Таким образом, тексты часто субъективны, раскрывают позицию автора, который является участником события или очевидцем проблемы, ставшей темой его публикации. В этом, по нашему мнению, и состоит сходство этих явлений.
В связи с развитием блогосферы и увеличением числа пользователей этой системы, возникла необходимость контролировать ее. Таким образом, с 2014 года блоги, имеющие свыше 3000 подписчиков, приравниваются к СМИ [33]. Разумеется, мы не можем назвать явление нового журнализма и блогосферы тождественными друг другу, но определенные сходства прослеживаются.
Объект исследования - журналистское творчество Тома Вулфа, Хантера Томпсона
Предмет исследования - идейно-тематические и стилистические особенности текстов нового журнализма.
Цель исследования - выявление проблемно-тематических и стилистических особенностей текстов нового журнализма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать особенности общественно-политической жизни США 60¬80 годов XX века.
2. Изучить историю возникновения нового журнализма
3. Изучить творческие биографии Т. Вулфа и Х.С. Томпсона
4. Обозначить основные темы материалов Т. Вулфа, Х. Томпсона,
5. Выявить художественные особенности текстов направления нового журнализма на примере публикаций Т. Вулфа, Х. Томпсона.
6. Выделить в публикациях Т. Вулфа, Х. Томпсона, новаторские приемы
Теоретическую базу исследования составили книги, пособия и статьи следующих авторов:
■ по истории США - Э. Иванян, Г.Н. Севостьянов, Е.Ф. Язьков, Г.П. Куропятник, А.В. Ефимов;
■ по теории журналистики - А.А. Тертычный, Е.П. Прохоров;
■ по истории американской журналистики - Г. Боровик, С. Михайлов;
■ по истории нового журнализма - О. Несмелова, Ж. Коновалова, Т.
Вулф, О. Рябухина, Т. Ротенберг, В.В. Хорольский, М.Л. Джонсон;
■ по биографии Т. Вулфа и Х.С. Томпсона - Я. Веннер, К. Сеймур, W. McKeen;
■ по творчеству Т. Вулфа и Х.С. Томпсона - О.О. Несмелова, О.А. Рябухина, В.В. Хорольский В.В, B. Beuttler.
Эмпирическую базу исследования составили 42 журналистских публикации Тома Вулфа, 48 журналистских публикаций Х.С. Томпсона. Структура дипломной работы соответствует поставленным задачам.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава содержит описание общественно-политической ситуации в Америке 60-80х годов ХХ века. В первой главе мы представляем творческую биографию Тома Вулфа и Хантера Топмсона, историю возникновения нового журнализма и характеристику направления гонзо-журналистики.
Во второй главе представлены идейно - тематические и стилистические особенности материалов направления нового журнализма на примерах публикаций его родоначальников Т. Вулфа, Х.С. Томпсона.
В заключении резюмируем полученные результаты.
Работы новой журналистики сильно повлияли на культуру США и на журналистику в частности. Главным отличающим принципом этого направления была не объективность, которую «новые журналисты» считали фикцией, а личное мнение автора, видевшего своими глазами то, о чем он хочет написать. Одним из важнейших условий новой журналистики стала мысль, что правдиво писать, возможно лишь участвуя в событиях, о которых хочешь рассказать людям.
Для читающей аудитории тексты новой журналистики это не просто возможность получить новую информацию, а шанс узнать то, что не договаривают другие журналисты. Авторы, чьи работы относятся к этому направлению, старались искать недостающую обществу свободу.
Стоит отметить, что и новизна и интересность в подаче информации, также являются отличительной чертой новой журналистики. Особенно, здесь выделились тексты, относящиеся к течению гонзо-журналистики.
Для гонзо-журналистики важны эмоции, ощущения, провоцируемые событием, которое стало поводом для написания текста. Нередко авторы обращались к художественному вымыслу в своих текстах, в рамках этого направления это не просто не запрещается, а скорее наоборот поощряется, как любая новинка в подачи текстовой информации.
По итогам исследования мы решили поставленные перед нами задачи. Изучив особенности общественно-политической ситуации в США в 60-80 годов, мы пришли к выводу, что общество находилось на пороге значительных социальных перемен, в числе которых эмансипация ранее ущемленных слоев общества. Враждебный настрой США по отношению к Вьетнаму вызывал недовольство у общества политическим курсом страны. Все это привело к разочарованию общества в «американской мечте» и поиску другой жизни, лишенной несвобод. Это дало нам возможность сформировать представление о предпосылках возникновения нового журнализма, как проявления гражданственности в профессии журналиста.
Осветив основные вехи творческого пути Т. Вулфа, мы проследили зарождение идей, ставших ключевыми для направления нового журнализма. Исследовав творческую биографию Х.С. Томпсона, мы смогли отследить становление его мировоззренческих взглядов, которые в дальнейшем нашли свое отражение в его текстах.
Проанализировав публикации Т. Вулфа, мы обнаружили проявление его новаторских методов. К ним относятся отсутствие привычной для журналистского материала организации текста, повсеместное использование сатиры и иронии, цитирование и обращение к прецедентным текстам, детальность описания обстановки, четкая система персонажей, дословное воспроизведение диалогов, использование просторечий и нецензурной лексики.
Исследовав публикации Х.С. Томпсона, мы разделили его материалы на 3 тематических блока: политика, спорт, социальный проблемы. Это позволило нам определить новаторство Томпсона, которое заключается в необычном способе раскрыть какую-либо тему.
Стоит отметить, что направление новой журналистики не осталось представлено только американскими журналистами. Последователи этого направления были и в России. К ним относят А. Боровика, Э. Лимонова, Д. Быкова.
Делая вывод, нужно сказать, что новая журналистика пресса свободы. Свобода проявляется как в незаангажированности во мнениях журналистов, так и в принципах организации текстов.
Для читающей аудитории тексты новой журналистики это не просто возможность получить новую информацию, а шанс узнать то, что не договаривают другие журналисты. Авторы, чьи работы относятся к этому направлению, старались искать недостающую обществу свободу.
Стоит отметить, что и новизна и интересность в подаче информации, также являются отличительной чертой новой журналистики. Особенно, здесь выделились тексты, относящиеся к течению гонзо-журналистики.
Для гонзо-журналистики важны эмоции, ощущения, провоцируемые событием, которое стало поводом для написания текста. Нередко авторы обращались к художественному вымыслу в своих текстах, в рамках этого направления это не просто не запрещается, а скорее наоборот поощряется, как любая новинка в подачи текстовой информации.
По итогам исследования мы решили поставленные перед нами задачи. Изучив особенности общественно-политической ситуации в США в 60-80 годов, мы пришли к выводу, что общество находилось на пороге значительных социальных перемен, в числе которых эмансипация ранее ущемленных слоев общества. Враждебный настрой США по отношению к Вьетнаму вызывал недовольство у общества политическим курсом страны. Все это привело к разочарованию общества в «американской мечте» и поиску другой жизни, лишенной несвобод. Это дало нам возможность сформировать представление о предпосылках возникновения нового журнализма, как проявления гражданственности в профессии журналиста.
Осветив основные вехи творческого пути Т. Вулфа, мы проследили зарождение идей, ставших ключевыми для направления нового журнализма. Исследовав творческую биографию Х.С. Томпсона, мы смогли отследить становление его мировоззренческих взглядов, которые в дальнейшем нашли свое отражение в его текстах.
Проанализировав публикации Т. Вулфа, мы обнаружили проявление его новаторских методов. К ним относятся отсутствие привычной для журналистского материала организации текста, повсеместное использование сатиры и иронии, цитирование и обращение к прецедентным текстам, детальность описания обстановки, четкая система персонажей, дословное воспроизведение диалогов, использование просторечий и нецензурной лексики.
Исследовав публикации Х.С. Томпсона, мы разделили его материалы на 3 тематических блока: политика, спорт, социальный проблемы. Это позволило нам определить новаторство Томпсона, которое заключается в необычном способе раскрыть какую-либо тему.
Стоит отметить, что направление новой журналистики не осталось представлено только американскими журналистами. Последователи этого направления были и в России. К ним относят А. Боровика, Э. Лимонова, Д. Быкова.
Делая вывод, нужно сказать, что новая журналистика пресса свободы. Свобода проявляется как в незаангажированности во мнениях журналистов, так и в принципах организации текстов.



