Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты методов анализа чувствительности и оценки бизнес-плана 7
1.1 Оценка и анализ экономической эффективности бизнес-планов 7
1.2 Анализ чувствительности как метод оценки бизнес-плана 14
Глава 2 Расчет основных маркетинговых и финансово-экономических
параметров бизнес-плана открытия магазина развивающих игрушек..17
2.1 Оценка тенденций развития рынка развивающих игрушек в регионе и актуальность открытия магазина 17
2.2 Финансовый план и оценка рисков проекта 27
2.3 Анализ устойчивости и чувствительности бизнес-плана 34
Заключение 44
Список литературы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на данный момент экономическая политика Российской Федерации направлена на активное развитие малого бизнеса. Для этого разработаны различные государственные программы, которые могут упростить выход на рынок для индивидуального предпринимателя. По статистическим данным наблюдается значительное увеличение новообразованных малых предприятий. При этом статистика демонстрирует и обратную сторону этого процесса. Проблема в том, что количество предприятий, которые обанкротились и прекратили свою деятельность, показывает аналогичный рост. Причиной этому зачастую становится недобросовестное отношение начинающих бизнесменов к этапу планирования бизнеса, либо полное его игнорирование.
Планирование играет важную роль для достижения успеха. Оно включает постановку целей и задач, определение и выбор наиболее эффективных путей и средств их достижения. Планирование как процесс предполагает сбор информации, систематическую подготовку и принятие решений по формированию будущего предприятия. Если же принятие решений осуществляется без их систематической подготовки, то в таком случае они называются интуитивными решениями. Для благоприятного развития бизнеса это неприемлемая практика. Успешный предприниматель, в виду постоянной изменчивости внешней среды, вынужден постоянно просчитывать свои будущие действия, моделировать разные варианты развития, разрабатывать бизнес-модели, оценивать последствия принимаемых решений.
Планирование достаточно трудоемкий процесс, который состоит из нескольких финансово-экономических этапов. Одним из основных этапов, который и определяет жизнеспособность проекта, это аналитический этап. Именно на этом этапе дается оценка эффективности плана. Проводится прогноз ожидаемых доходов, рассчитывается минимальный временной период, в течение которого поступления от операционной деятельности покроют за-траты на осуществление бизнес плана, определяется срок окупаемости с учетом разной ценности денег во времени и т.д. Также одним из консалтинговых методов оценки эффективности бизнес-плана является анализ чувствительности, который определяет степень влияний внешних, внутренних и маркетинговых факторов на результаты деятельности. Таким образом, аналитический этап бизнес-плана позволяет понять предпринимателю, будет ли его деятельность успешной, стоит ли реализация проекта вложенных инвестиций, а также позволит привлечь потенциальных инвесторов.
Объект исследования - система финансово-экономических показателей устойчивости и чувствительности бизнес-плана.
Предмет исследования - методы исследования чувствительности к вариации ее финансово-экономических параметров.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ чувствительности бизнес-плана по открытию магазина развивающих игрушек к вариациям входящих в нее маркетинговых и финансово-экономических параметров.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• исследовать теоретические аспекты оценки эффективности бизнес- плана;
• изучить анализ чувствительности как метод оценки бизнес-плана;
• проанализировать тенденции развития рынка развивающих игрушек в регионе и обосновать актуальность открытия магазина;
• разработать финансовый план и дать оценку рискам;
• провести анализ устойчивости и чувствительности бизнес-плана;
• обосновать актуальность выбранного маркетинговых и финансово-экономических показателей бизнес-плана по открытию магазина развивающих игрушек.
Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве научной базы была использована информация из трех групп источников.
Первая группа источников включает нормативную базу, регулирующую коммерческую деятельность, в том числе федеральные законы, указы и постановления: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Указ Президента Российской Федерации «О свободе торговли», Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе...», Приказ Минэкономики РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)», «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов».
Вторая группа источников включает литературу, которая раскрывает проблемы составления и реализации бизнес-плана. Сюда входят работы таких авторов как Стрекалова Н. Д., Байкалова А.И., Дубравин И. А., Савельев Ю.В., Бронникова Т.С., Барроу П., Горемыкин В.А., Попов В.М., Лапыгин Д. Ю., Петухова С.В., Зудбинова Т. Ю., Филина Ф.Н., Жданчиков П. А., Ушаков И.И. и других.
В третью группу источников входят статистические, аналитические документы, экспертные оценки аналитиков, на основе которых производен рас-чет показателей эффективности и анализ финансовых результатов бизнес плана.
Эмпирическую базу исследования составили методики разработки бизнес-плана UNIDO (United National Industrial Development Organization), EBRD (European Bank of Reconstruction and Development), KPMG, TASIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States), периодические издания и монографии.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: экономический анализ (для определения основных показателей эффективности бизнес-плана), синтез (для соединение полученных результатов в единое целое), наблюдение (для получения данных о конечных потребителях), сравнение (для анализа опыта конкурентов), нормативный, балансовый, экономико-математический, графический, прогнозный, расчет показателей, группировка.
Практической значимостью исследования являются полученные в ходе исследования результаты, которые могут способствовать открытию собственного бизнеса.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты разработки и оценки эффективности бизнес-плана, в том числе аспекты проведения анализа чувствительности. Также в ходе написания ВКР был разработан бизнес-план по открытию магазина детских развивающих игрушек «Занимательные игрушки от Фокси».
По итогам проведенной работы можно сделать некоторые выводы. Планирование является неотъемлемой частью повседневной жизни любого человека. Что же касается бизнеса, то этап планирования обязателен абсолютно для любых организаций, как для новообразованных, так и для крупных торговых сетей. В ходе планирования получает четкое представление дальнейшее направление развития предприятия. Бизнес-план содержит абсолютно все аспекты благоприятного функционирования организации, если он профессионально составлен. Именно поэтому оценка эффективности и анализ чувствительности бизнес-плана являются крайне важным этапом в планировании. Показатели эффективности подразделяются на две группы - статистические и динамические показатели. Первая группа легкодоступна для понимания и расчетов и демонстрирует обобщенные результаты, в то время как вторая группа учитывает изменение ценности денег во времени и подходит для оценки долгосрочных проектов. При этом оценка эффективности происходит в соответствии с прогнозируемыми показателями в бизнес-плане, но любая организация существует в среде с повышенной степенью неопределенности, следовательно, необходимо учитывать, что прогнозируемые значения могут не совпадать с фактически полученными в будущем. Для этого проводится анализ чувствительности бизнес-плана, в ходе которого можно увидеть, как реагируют основные показатели эффективности при изменении исходных данных.
Так как выпускная квалификационная работа имеет проектно-исследовательский характер, то в ходе работы над практической частью был разработан бизнес-план интернет-магазина «Занимательные игрушки от Фокси». Интернет-магазин специализирует по изготовлению и реализации детских развивающих игрушек для детей от 1 до 5 лет. К основной продукции относятся бизиборды, мягкие книжки и фетровые мозаики по средним ценам.
В ходе маркетингового исследования была проведена сегментация рынка и определена целевая аудитория, а именно женщины в возрасте от 25 до 45 лет преимущественно с детьми до 5 лет. Так же была проанализирована конкурентная среда. Рынок Белгородской области насыщен магазинами с детскими товарами. В том числе более 75% рынка занимают крупные торговые сети, такие как «Детский мир», «Бубль Гум», «Бегемотик» и т.д. Конкурировать маленькому предприятию достаточно проблематично, поэтому акцент необходимо сделать не на количестве и разнообразии ассортимента, а на качестве и уникальности предложения. Также планируется предпродажный этап, который будет включать в себя развитие и раскрутку групп в социальных сетях, которые будут наполняться полезным контентом для молодых родителей. Правильная подготовительная работа с данными группами позволит переквалифицировать их в торговые площадки.
Минимизация первоначальных затрат за счет привлечения заинтересованных лиц из окружения индивидуального предпринимателя и использования личного оборудования позволяет окупить проект через 2 месяца и 20 дней (с учетом ставки дисконтирования - 3 месяца и 9 дней).
Как и любое предприятие, рассматриваемый интернет-магазин имеет долю неопределенности в ходе функционирования, что приводит к возникновению рисков. Именно поэтому при разработке бизнес-плана была осуществлена оценка рисков. Риски, связанные с конкурентной средой, имеют наибольшую вероятность возникновения, а последствия ведут к возможности наступления неплатежеспособности и ликвидации бизнеса, поэтому основные мероприятия по предупреждению и нейтрализации последствий связаны с анализом конкурентной среды и работой с потребителями.
В ходе оценки эффективности бизнес-плана были получены основные показатели, которые отображают финансовые результаты на основании прогнозируемых объемов сбыта. К этим показателям относятся:
• чистый дисконтированный доход (NPV) - 1050209 руб.;
• средняя норма рентабельности (ARR) - 3677,19%;
• индекс прибыльности (PI) - 81,50 руб.;
• модифицированная внутренняя норма рентабельности (MIRR) - 421,83%.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности бизнес- плана.
Также была определена точка безубыточности для каждого вида продукции, которая демонстрирует необходимый объем сбыта для покрытия за-трат на производство и реализацию. Для бизибордов точка безубыточности составляет 134 шт./г., для мягких книжек - 196 шт./г., для фетровых мозаик - 320 шт/г. С учетом прогнозируемого спроса годовой объем сбыта превышает значения точки безубыточности.
Так как темой выпускной квалификационной работы является «Анализ безубыточности бизнес-плана по открытию магазина детских развивающих игрушек», основной акцент в разработке бизнес-плана был сделан на анализе безубыточности. В качестве анализируемых показателей были выбраны чистый дисконтированный доход, средняя норма рентабельности и индекс прибыльности. Данные показатели рассматривались в ходе изменения цены сбыта, объема сбыта и общих издержек. С помощью экспертного метода были определены предельные границы изменений от -30% до 30%.
В ходе анализа было выявлено, что в рамках заявленных отклонений основные показатели эффективности не приобретают отрицательные значения. Это свидетельствует о том, что бизнес-план обладает устойчивостью к изменениям переменных параметров.
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы была проведена проектно-исследовательская работа, результатом которой стал бизнес-план по открытию магазина детских развивающих игрушек «Занимательные игрушки от Фокси». Проведенный анализ прогнозируемых финансовых результатов свидетельствует об эффективности бизнес-плана и возможности практической реализации бизнеса.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: текст с последними изм. и доп. На 2016 г. - [Офиц. изд.]. - Москва : ЭКСМО, 2016. - 29 с. - (Законы и кодексы).
2. Российская Федерация. Государственная Дума. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : части первая, вторая: текст с изм. и доп. на 4 апр. 2018 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3. Российская Федерация. Государственная Дума. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ [Электронный ресурс] : текст с изм. и доп. на 5 фев. 2018 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
4. О государственно регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] : федер. закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
5. О защите прав потребителей [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.02.1992 г. № 2300-1(ред. от 18.04.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Фе¬
дерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.2007 г. № 209- ФЗ (ред. от 27.11.2017 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
7. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] : постановление правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. №265 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
8. Аверин, А.В. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации [Текст]: учебное пособие / А.В. Аверин. - Москва : Изд. РАГС, 2013. - 224 с.
9. Алиев, В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert [Текст] / В.С. Алиев. - Москва : Инфра-М, Форум, 2017. - 893 с.
10. Акуленок, Д.Н. Бизнес-план фирмы. Комментарий методики составления [Текст]: научное издание / Д.Н. Акуленок, В.П. Буров, В.А. Морошкин. - Москва : Гном-Пресс, 2013. - 234 с.
11. Андреева, Т. В. Цепочка создания стоимости продукта. Формирование и оценка эффективности [Текст] / Т.В. Андреева. - Москва : Инфра-М, РИОР, 2016. - 170 с.
12. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И.Ансофф - Москва : Экономика, 2013. - 519 с.
13. Байкалова, А. И. Бизнес-планирование [Текст] / А. И. Байкалова. - Томск: ФГОУ ДПОС «Томский институт переподготовки и агробизнеса», 2016. - 66 с.
14. Бариленко, В.И. Основы бизнес-анализа [Текст] / В.И. Бариленко, В.В. Бердников, Р.П. Булыга [и др.]; под ред. В.И. Бариленко. - Москва : КНОРУС, 2016. - 272 с.
15. Барроу, П. Бизнес-план, который работает [Текст] / П. Барроу. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 288 с.
16. Бизнес планирование [Текст] / В. А. Богомолова, Н. М. Белоусова, О. В. Кублашвили, Р. Ю. Ролдугина. - Москва: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. - 250 с.
17. Близкий, Р.С. Бизнес-планирование [Текст] / Р.С. Близкий, И.А. Бедра- чук, Ю.С. Лебединская. - Владивосток: ВГУЭС, 2015. - 151 с.
18. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта [Текст] / Т.С. Бронникова. - Москва : Альфа-М, Инфра-М, 2018. - 224 с.
19. Бухтерева, О.С. Социология рекламы в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / О.С.Бухтерева. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 127 с.
20. Валигурский, Д. И. Организация предпринимательской деятельности [Текст] / Д. И. Валигурский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : «Дашков и К», 2013. - 520 с.
21. Виленкский, П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов [Текст] / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дело, 2015. - 888 с.
22. Воробьев, С. Н. Управление рисками в предпринимательстве [Текст] /
С. Н. Воробьев, К. В. Балдин. - Москва: «Дашков и К», 2013. - 772 с.
23. Глубокий, С.В. Товаропроводящая сеть предприятия: эффективные решения по организации, маркетингу и менеджменту [Текст] /
С.В. Глубокий. - Минск : Изд-во Гревцова, 2015. - 376 с.
24. Горбов, А. А. Бизнес-план как ключевой фактор успешного предпринимательства [Текст] / А. А. Горбов // ОБЛ1К, ЕКОНОМ1КА, МЕНЕ-ДЖМЕНТ: НАУКОВ1 НОТАТКИ / М1жнародний збхрник наукових праць. - Луцьк, 2014. - С. 191-197.
25. Горбунов, В. Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов [Текст]: научно-практическое пособие / В. Л. Горбунов. - Москва : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФА-М, 2013. - 248 с.
26. Горемыкин, В. А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес плана [Текст] / В. А. Горемыкин. - Москва : Ось-89, 2011. - 592 с.
27. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии [Текст] / В.А. Горемыкин. - Москва : Юрайт, 2018. - 509 с.
28. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз [Текст] / Т. И. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2013. - 462 с.
29. Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии [Текст] / И. А. Дубровин. - Москва : «Дашков и К», 2016. - 432 с.
30. Евграфова, Л.Е. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента компании [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013.
- № 35. - С. 153 - 158.
31. Ермасова, Н.Б. Риск-менеджмент организации [Текст] / Н.Б. Ермасова.
- Москва : ИТК Дашков и К, 2014. - 380 с.
32. Кантор, Е. Л. Планирование на предприятии [Текст] / Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова, И.И. Дрогомирецкий. - Москва : Вектор, 2013. - 160 с.
33. Кильдеева, Р.А. Составление бизнес-плана предприятия. Теория и практика планирование [Текст] / Р.А. Кильдеева. - Петропавловск- Камчатский: КамчатГТУ, 2015 - 150 с.
34. Карамов, О.Г. Бизнес-планирование [Текст] / О.Г. Карамов. - Москва : ЕАОИ, 2017. - 126 с.
35. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства [Текст] / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 446 с.
36. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования [Текст] / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 с.
37. Крутик, А. Б. Инвестиции и экономический рост предпринимательства [Текст]/ А. Б. Кутик, Е. Г. Никольская. - Москва : Лань, 2017. - 544 с.
38. Лопарева, А. М. Бизнес-планирование [Текст] / А.М. Лопарева. - Москва : Форум, 2015. - 176 с.
39. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование [Текст] / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - Москва : Форум, 2016. - 288 с.
40. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг [Текст] / Р. Б. Ноздрева. - Москва : Аспект Пресс, 2016. - 446 с.
41. Орлова, Е. Р. Бизнес-план. Методика составления и анализ типовых ошибок [Текст] / Е.Р. Орлова. - Москва : Омега-Л, 2015. - 160 с.
42. Петров, К.Н. Как разработать бизнес-план. Практическое пособие с примерами и шаблонами [Текст] / К.Н. Петров - Москва : ООО "И.Д. Вильяме", 2017. - 336 с.
43. Петухова, С. В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект [Текст]/ С. В. Петухова. - Москва : Дело, 2014. - 146 с.
44. Романова, М.В. Бизнес-планирование [Текст] / М.В. Романова. - Москва: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
45. Сатаев, А.М. Азбука бизнес-планирования [Текст] / А.М. Сатаев. - Москва : Юриспруденция, 2016. - 128 с.
46. Станиславчик, Е.Н. Бизнес-план: Управление инвестиционными проектами [Текст] / Е.Н. Станиславчик. - Москва : Ось-89, 2009. - 128 с.
47. Статистический ежегодник. Белгородская область 2017 [Электронный
ресурс]: стат. сб. / Белгородстат. - 2017. Режим доступа:
http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/resources/9e7823804462 cf7b90e2b78327254801/0109_2016.pdf
48. Сухова, Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия [Текст] / Л.Ф. Сухова, Н.А. Чернова. - Москва : Финансы и статистика, 2017. - 159 с.
49. Уткин, Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности [Текст] / Э.А. Уткин. - Москва : Тандем, Ака- лис, 2015. - 346 с.
50. Фролова, Т.А. Экономика предприятия [Текст] / Т.А. Фролова. - ТТИ ЮФУ, 2017. - 110 с.
51. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий [Текст] / А.Д. Шеремет, ёёР.С. Сайфулин. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 343 с.