Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №70123

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
328
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ 8
1.1. Использование проблемных ситуаций на уроках математики 8
1.2. Развитие творческого мышления младших школьников 17
1.3. Проблемное обучение на уроках математики 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика изучения творческого мышления младших школьников 35
2.2. Использование проблемных ситуаций на уроках математики в
развитии творческого мышления младших школьников 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ

В настоящее время важной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве значимой цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности - стремление к будущему, к свободной реализации своих возможностей, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и вероятие достижения идеального «я».
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью активизации деятельности учащихся в процессе обучения. На протяжении многих лет данная задача решалась в зависимости от достижений науки и требований, выдвигавшихся к личности выпускника школы. В современной школе это достигается путем применения технологий развивающего обучения и использования деятельностного подхода. Благодаря развитию этих двух направлений проблемное обучение переживает «второе рождение».
Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались отечественными психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским и Н.А. Менчинской,
А.М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимаются М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, исследования в этой области ведутся и сейчас.
Учебная деятельность должна носить, насколько это возможно, творческий характер. Этому соответствует проблемное обучение. Проблемные ситуации отражают наличие тех или иных противоречий объективной реальности, проявляющихся, в частности, в научных и учебных процессах.
Для развития творческого мышления школьников, эффективного развития учебных умений необходимо использование элементов проблемного обучения. Принцип проблемности - необходимое условие для воспитания современной личности. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации и активизируют мышление, а значит, делают знание не отвлеченным, а личностно-значимым. Они позволяют научить детей самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, найти пути решения и разрешить ее, а это особенно важно при изучении математики. Ведь математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы.
Профессор Н.Б. Истомина также полагает, что остается нерешённым вопрос о возможности создания и применения проблемных ситуаций на уроках математики в начальных классах, которые учитывали бы специфику математического содержания, особенности его усвоения учащимися начальных классов (Истомина, 2000).
Однако в связи с современным разнообразием различных методов обучения практика преподавания в школе сталкивается с недостаточной готовности учителей к использованию. Данной группы методов обучения.
Основной значимостью гуманистического личностно¬
ориентированного оборудования выступает творчество как метод развития человека в культуре. Творческая направленность обучения и воспитания дает возможность для осуществления личностно-ориентированноеобразования как процесса развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная необходимость в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из значимых задач в сегодняшней школе. Желание реализовать себя, показать свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, модернизации , зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: В.Л. Даниловой, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Д.Б. Богоявленский, Я.А. Пономарева, В.Н. Пушкина, В.Д. Шадрикова,
В.И. Тютюнника, С. Медника, Е.Г. Алиевой, Н.М. Гнатько, В.Н. Дружинина, Н.В. Хозратовой, в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над усовершенствованием этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется раскрытию механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Чтобы у младших школьников развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы они почувствовали удивление и любопытство, повторили путь человечества в познании, удовлетворили возникнувшие потребности в записях. Только через преодолевание трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.
Проблема исследования: каково влияние проблемного обучения на развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс использования пробленых ситуаций на уроках математики.
Предмет исследования - использования проблемных ситуаций в развитии творческого мышления младших школьников.
Гипотеза: использование проблемных ситуаций в развитии
творческого мышления младших школьников на уроках математики будет эффективным, если:
- развивать креативное мышление учащихся;
- систематически использовать задания с различной степенью проблемности.
Задачи:
1) провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) выявить суть проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики;
3) рассмотреть реализацию проблемного обучения на уроках
математики в начальной школе;
4) составить систему заданий способствующих творческого мышления младших школьников на уроках математики.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование,эксперимент (констатирующий, формирующий),
математический метод обработки результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2 г. Белгорода», 2 «А» класс, учитель: Л.Н. Юдина, УМК «Начальная школа XXI века».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе «Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников на уроках математики на основе использования проблемных ситуаций» рассматривается сущность и содержание понятий «проблемные ситуации», «проблемное обучение», «творческое мышление». Влияние проблемных ситуаций на формирование творческого мышления на уроках математики. Проблемное обучение, как метод обучения математики.
Во второй главе «Практическая работа по использованию проблемных ситуаций на уроках математики для развития творческого мышления младших школьников» представлены анализ педагогического опыта по проблеме исследования, диагностика уровня знаний по математике и развития творческого мышления у младших школьников, а также содержание экспериментальной работы по формированию творческого мышления младших школьников на уроках математики.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе проблемное обучение, основанное на применении проблемного метода.
Современный процесс обучения младшего школьника заключается в организации такой учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого учится самостоятельно «добывать знания».
Вопрос о роли применения проблемных ситуаций в обучении младших школьников на уроках математики стал рассматриваться психологами и педагогами в связи с задачами активизации познавательно-мыслительной деятельности учащихся. Как показал теоретический анализ психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, применение проблемного обучения и проблемных ситуаций, является главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развития учебных умений, управления процессом усвоения новых знаний, развития творческого мышления младших школьников.
Теоретические исследования, показали, что применение проблемных ситуаций с целью развития творческого мышления эффективны при изучении каждой темы по математике. Систематическое применение проблемного метода способствует развитию познавательных и творческих возможностей обучающихся, развивает внутреннюю мотивацию, подготавливает к жизни, так как постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их решать. Младшие школьники охотно выполняют задания, сформулированные в виде проблемной ситуации, им очень нравятся занятия, на которых требуется от них большая сосредоточенность, активность мышления.
Таким образом, в результате проделанной работы мы находим теоретическое подтверждение выдвинутой гипотезы: использование
проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников будет эффективным, если: развивать креативное мышление у учащихся; систематически использовать на уроках математики задания с разной степенью проблемности.
Результаты исследования позволяют использовать их в практике учителей начальной школы. В этом состоит практическая значимость нашей работы.
Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы, это лишь один из подходов в разработке вопроса использования проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников. Перспективным направлением дальнейшего исследования может быть разработка проблемного обучения для формирования творческой личности младшего школьника в условиях внеурочной деятельности. Таким образом, положения, выдвинутые в исследовании, открывают перспективу для дальнейших поисков и разработок в этом направлении.



1. Александрова Э.И. Психолого-педагогические основы построения современного курса математики / Э.И. Александрова // Начальная школа. - 2013. - №1. - С. 56-58.
2. Артемов А.К. Приемы организации развивающего
обучения//Начальная школа. - 1995. - №3. - с.35-39.
3. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. - 1973. - №6. - с.53-64.
4. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания// Начальная школа. - 1996. - №9. - с.72.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.
- М.: Знание, 1983. - 96 с.
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Институт практической психологии, Воронеж НПО и МОДЭК, 1996. - 392 с.
7. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 117 с.
8. ВесникХкакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. Серии 2. Психология. Педагогика. - Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. - 124 с.
9. Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей: Учебное пособие. - М.: ИМПЭТО, 1995. - 96 с.
10. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. - М.: Просвещение, 2004. - 86 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. - М.: Просвещение, 1991.
- 93 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
13. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого
мышления//Вопросы психологии. - 1985. - №5.
14. Горчинская А.А. Познавательная самостоятельность младших
школьников / А.А. Горчинская // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/metodiki-diagnostiki-poznavatelnih-processov-1779938- page6.html (дата обращения: 17.02.2018).
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментально-психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
16. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. - М.:
Просвещение, 1956. - 376 с.
17. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 1996. - 224 с.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.
19. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
20. Ересь Е.П. Способности и их развитие. - М.: Знание, 1957.
21. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, 1996. - 288 с.
22. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, 1996. - 252 с.
23. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2001. - 298 с.
24. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до средины XX в.: Учебное пособие для пед. университетов/Под ред. Акад. РАО Пискунова А.И. - М.: ТЦ Сфера, 2011, 304 с.
25. Кайнова А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л. Кайнова. - М.: Просвещение, 2008. - 84 с.
26. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения/Под ред. Красновского А.А. - М.: Просвещение, 1955. - 652 с.
27. Козырев А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Пенза: НМЦ ПГОО, 1994. - 344 с.
28. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968. - 432 с.
29. Кулешова Е.И. Учебная задача как средство воспитания творческой самостоятельности младшего школьника: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Оренбургский государственный педагогический университет / Кулешова Елена Ивановна. - Оренбург: 2009. - 317 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Просвещение, 2005.- 455 с.
31. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
32. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
33. Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 168 с.
34. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
35. Мерезникова Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: Линка-Пресс, 1997. -176 с.
36. Моро М.И. Математика 2 класс 1 часть / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2017. - 62 с.
37. Моро М.И. Математика 2 класс 2 часть / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2017. - 62 с.
38. Моро М.И. Математика. Рабочие программы. Предметная линия системы учебников «Школа России» 1 - 4 классы / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2017. -94с.
39. Моро М.И. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя 2 класс / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2017. - 107 с.
40. Моро М.И. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя 3 класс / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2017. - 172 с.
41. Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. - М.: Просвещение, 1995.
42. Новак З. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся//Вопросы психологии. - 2013. - №3.
43. Овсянникова Т.Н. За такими программами будущее//Начальная школа. - 2015. - №6. - с. 71-75.
44. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
45. Педагогическая энциклопедия. - М.: Знание, 1979.
46. Петровский А.В. Способности и труд. - М.: Знание, 1966. - 78 с.
47. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
48. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.:
Академия пед. наук, 1960.
49. Рудницкая В.Н. Математика 1 класс 1 часть / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. - М.: Вентана - Граф, 2017. - 129 с.
50. Рудницкая В.Н. Математика. 1 класс. Методика обучения / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. - М.: Вентана - Граф, 2017. - 352 с.
51. Рудницкая В.Н. Программа четырехлетней начальной школы по математике: проект «Начальная школа XXI века» / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. - М.: Вентана - Граф, 2017. - 165 с.
52. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 146 с.
53. Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике//Начальная школа. - 1995. - №6. - с.51-53.
54. Соловейчик С.Л. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Соц.-пед. центр, 1996. - 102 с.
55. Тарасова Э.П. Проблемные задачи в учебно-познавательной деятельности как средство развития личности учащихся: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Смоленский государственный университет / Тарасова Эльвира Петровна. - Смоленск: 2016. - 216 с.
56. Тихонов Е.В. Развитие креативности младших школьников в процессе обучения информатике:автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Тихонов Евгений Викторович. - Москва, 2004. 24 с.
57. Торренс Э.П. Методика определения уровня творческого мышления / Э.П. Торренс // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/metodika- opredeleniya-urovnya-poznavatelnogo-interesa-717094.html (дата обращения: 17.02.2018).
58. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-и томах/Сост. Егоров С.Ф. - М.: Педагогика, 1988.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: 2018. - 53 с.
60. Цукерман Г.А. Учебная задача - точка роста поисковой активности: комментарий к видеозаписям уроков / Г.А. Цукерман. - М.: АПКиППРО, 2005. - Ч. 3. - 55 с.
61. Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Методическое пособие / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 124 с.
62. Чекин А.Л. Математика. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл. / А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 92 с.
63. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников//Вопросы психологии. - 1997. - №2. - с.37-42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ