GR-деятельность НКО (на примере благотворительных фондов в сфере здравоохранения)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НКО И ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 7
1.1. Формы, механизмы и правовые основы взаимодействия НКО и
государства 7
1.2. Межсекторное партнерство. Отличительные особенности
взаимодействия 20
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА GR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 33
2.1. Анализ деятельности благотворительных фондов и влияние на них Федерального закона № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» 33
2.2. Технологии GR как (инструмент) гарант успешного развития
благотворительных фондов 48
2.3. Возможности и границы взаимодействия с органами государственной
власти в онлайн-среде 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НКО И ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 7
1.1. Формы, механизмы и правовые основы взаимодействия НКО и
государства 7
1.2. Межсекторное партнерство. Отличительные особенности
взаимодействия 20
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА GR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 33
2.1. Анализ деятельности благотворительных фондов и влияние на них Федерального закона № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» 33
2.2. Технологии GR как (инструмент) гарант успешного развития
благотворительных фондов 48
2.3. Возможности и границы взаимодействия с органами государственной
власти в онлайн-среде 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что демократизация общественных отношений, происходящая в России в последнее десятилетие, происходит масштабно и бурно, однако не всегда с ожидаемыми результатами. Государству все сложнее в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Нагрузку на государство в социальной сфере снижает привлечение некоммерческих организаций. Именно этим вызвано повышение социальной роли третьего сектора. Решение социально значимых проблем населения, достижение благотворительных, культурных, научных целей, а также финансовая помощь нуждающимся - все это входит в компетенцию НКО, оказывающих воздействие на улучшение качества общественной жизни. Осуществление ряда задач существенно помогает гражданам в разрешении, к примеру, проблем в сфере здравоохранения за счет финансирования закупок лекарственных препаратов. Государственные органы, в свою очередь, дают разрешение на ввоз. Выявление проблем межсекторного взаимодействия, характерных для органов власти и некоммерческих организаций, а также поиск способов совершенствования этого вида взаимодействия очень важно в современной России.
Тема взаимодействия власти и третьего сектора привлекает пристальное внимание и современных ученых. Различные аспекты данной проблематики разрабатывают ученые Санкт-Петербургского университета под руководством В.Д. Виноградова. Исследование проблем социального партнерства государства, гражданского общества и бизнеса является академическим научным направлением Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, что отражено в трудах И.И. Брянцева, Л.В. Константиновой, О.Н. Фомина.
Несмотря на это, развитие некоммерческого сектора в России сравнительно недавно попало в поле зрения ученых, поэтому научных трудов довольно мало. В основном имеющиеся по этой тематике публикации на данный момент носят практико-ориентированный и сугубо прикладной характер. В связи с этим, многие аспекты этой темы, обусловленные современными обстоятельствами, остаются малоизученными и требуют дальнейшей разработки.
Объектом выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) служит система коммуникаций некоммерческих организаций с органами государственной власти.
Предмет исследования - комплекс технологий GR, применяемый в рамках деятельности благотворительных фондов в сфере здравоохранения.
Целью исследования является выявление специфики GR-деятельности региональных НКО на примере благотворительных фондов в период до и после принятия Федерального закона от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Обозначить основные модели диалога НКО и органов власти.
2. Раскрыть отличительные особенности взаимодействия НКО и бизнеса с государством.
3. Выявить потенциальные и перспективные направления государственной помощи и поддержки НКО.
4. Проанализировать практическую работу фондов «Подари жизнь» (г. Москва), «Линия жизни» (г. Москва), ассоциации ГАООРДИ (г. Санкт- Петербург) с госструктурами и её успешность.
5. Определить положительные и отрицательные стороны влияния Федерального закона от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» на коммуникацию благотворительных фондов с органами власти.
Методами решения указанных задач выступили:
• метод наблюдения;
• анализ официальных документов (классический или традиционный), нормативных актов, постановлений, регламентирующих деятельность НКО, а также специальной литературы, посвящённой исследованиям коммуникационной деятельности государственных органов власти;
• метод экспертного интервью.
При разработке теоретической базы привлекались результаты исследований Г. Алмонда, Х.К. Анхайера, Е.В. Белокуровой, М.Б. Горного, И.Н. Гуковой, С.А. Тхатель, В.Н. Якимца и других авторов, материалы Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7- ФЗ (действующая редакция, 2016), доклада Минэкономразвития России о деятельности и развитии социально ориентированных НКО (1.09.2016), материалы журнала «Некоммерческие организации в России (выпуски с 2001 по 2015 год), а также данные сайта «Теплица социальных технологий», портала «Гранты Общественной палаты Российской Федерации», портала «Агентство социальной информации», интернет-издания «Российская газета».
Источником эмпирических данных являются материалы интервью представителей благотворительных фондов (г. Москва и г. Санкт-Петербург). Макеты интервью были разработаны на основе проанализированных теоретических источников по вопросу исследования. Изучены материалы по результатам анализа документов (классический вид), а также данные, полученные в ходе рассмотрения сайтов и социальных сетей организаций, публикаций СМИ.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов в процессе взаимодействия благотворительных фондов и государственных органов с целью формирования конструктивного диалога.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух (теоретической и практической) глав, заключения, списка литературы, приложений.
Тема взаимодействия власти и третьего сектора привлекает пристальное внимание и современных ученых. Различные аспекты данной проблематики разрабатывают ученые Санкт-Петербургского университета под руководством В.Д. Виноградова. Исследование проблем социального партнерства государства, гражданского общества и бизнеса является академическим научным направлением Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, что отражено в трудах И.И. Брянцева, Л.В. Константиновой, О.Н. Фомина.
Несмотря на это, развитие некоммерческого сектора в России сравнительно недавно попало в поле зрения ученых, поэтому научных трудов довольно мало. В основном имеющиеся по этой тематике публикации на данный момент носят практико-ориентированный и сугубо прикладной характер. В связи с этим, многие аспекты этой темы, обусловленные современными обстоятельствами, остаются малоизученными и требуют дальнейшей разработки.
Объектом выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) служит система коммуникаций некоммерческих организаций с органами государственной власти.
Предмет исследования - комплекс технологий GR, применяемый в рамках деятельности благотворительных фондов в сфере здравоохранения.
Целью исследования является выявление специфики GR-деятельности региональных НКО на примере благотворительных фондов в период до и после принятия Федерального закона от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Обозначить основные модели диалога НКО и органов власти.
2. Раскрыть отличительные особенности взаимодействия НКО и бизнеса с государством.
3. Выявить потенциальные и перспективные направления государственной помощи и поддержки НКО.
4. Проанализировать практическую работу фондов «Подари жизнь» (г. Москва), «Линия жизни» (г. Москва), ассоциации ГАООРДИ (г. Санкт- Петербург) с госструктурами и её успешность.
5. Определить положительные и отрицательные стороны влияния Федерального закона от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» на коммуникацию благотворительных фондов с органами власти.
Методами решения указанных задач выступили:
• метод наблюдения;
• анализ официальных документов (классический или традиционный), нормативных актов, постановлений, регламентирующих деятельность НКО, а также специальной литературы, посвящённой исследованиям коммуникационной деятельности государственных органов власти;
• метод экспертного интервью.
При разработке теоретической базы привлекались результаты исследований Г. Алмонда, Х.К. Анхайера, Е.В. Белокуровой, М.Б. Горного, И.Н. Гуковой, С.А. Тхатель, В.Н. Якимца и других авторов, материалы Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7- ФЗ (действующая редакция, 2016), доклада Минэкономразвития России о деятельности и развитии социально ориентированных НКО (1.09.2016), материалы журнала «Некоммерческие организации в России (выпуски с 2001 по 2015 год), а также данные сайта «Теплица социальных технологий», портала «Гранты Общественной палаты Российской Федерации», портала «Агентство социальной информации», интернет-издания «Российская газета».
Источником эмпирических данных являются материалы интервью представителей благотворительных фондов (г. Москва и г. Санкт-Петербург). Макеты интервью были разработаны на основе проанализированных теоретических источников по вопросу исследования. Изучены материалы по результатам анализа документов (классический вид), а также данные, полученные в ходе рассмотрения сайтов и социальных сетей организаций, публикаций СМИ.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов в процессе взаимодействия благотворительных фондов и государственных органов с целью формирования конструктивного диалога.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух (теоретической и практической) глав, заключения, списка литературы, приложений.
Данное исследование, посвященное рассмотрению основных GR- технологий взаимодействия благотворительных фондов с государственными органами власти, работающими в сфере здравоохранения в Москве и Санкт- Петербурге, было предпринято в целях выявления подобных технологий, рассмотрения их на примере деятельности организаций, определения основных инициаторов взаимодействия, а также для того, чтобы показать особенности взаимодействия на конкретных примерах.
В процессе работы был изучен теоретический материал, касающийся данной темы, что помогло результативно провести исследование в практической части. По итогам первой главы были сделаны следующие выводы:
- выявлено декларированное намерение освобождения НКО от контроля со стороны государства;
- третий сектор стремится к внутреннему объединению, что говорит об определенном и увеличивающемся потенциале НКО;
- некоммерческие организации в полной мере способны осуществлять функции общественного контроля органов власти и бизнеса;
- возрастает общественная поддержка некоммерческого сектора: приходят квалифицированные специалисты, появляются институты, которые эффективно выступают модератором коммуникационного пространства НКО и межсекторного взаимодействия (Общественная палата РФ).
Эмпирическая часть включает в себя анализ экспертных интервью с представителями благотворительных фондов, а также анализ документов, регламентирующих деятельность некоммерческих организаций и благотворительных фондов, отчетов, публикуемых органами власти и фондами. Во второй главе было отмечено, что почти все существующие и используемые бизнесом GR-технологии, используются также в практике НКО. Среди них: технология отправки официальных писем в органы власти; технология создания и проведения брифингов, пресс-конференций; технология работы с лидерами мнений; технология участия в качестве экспертов в данной сфере; технология медиарилейшнз (привлечение СМИ и освещение проблемы); технология использования опросов, проведения исследований; технология создания актуального проекта, цель которого - получение обратной связи от органов власти и подписание ряда соглашений о сотрудничестве; технология ивент-менеджмента и технология использования неофициальных каналов взаимодействия - все это используется фондами в комплексе GR-коммуникаций. Кроме того, государственные органы власти и некоммерческий сектор активно выходят в информационное поле, почти все организации создают свои сайты и активно взаимодействуют в интернет- пространстве.
По итогам проведенной работы по изучению GR-деятельности благотворительных фондов разработан ряд рекомендаций для повышения эффективности межсекторного взаимодействия:
- необходимо интегрировать технологический комплекс: PR- деятельность, лоббирование, маркетинг, ивент-менеджмент (семинары, круглые столы), медиарилейшнз, консалтинг и другие, которые в своей совокупности придадут новое качество сотрудничеству фондов и власти;
- наиболее эффективными для НКО (благотворительных фондов) GR- технологиями выступают: личные встречи с представителями органов власти, технология медиарилейшнз (поддержка фондов СМИ), неофициальные каналы взаимодействия при необходимости быстрого решения проблемы;
- объединить усилия благотворительных фондов для достижения общих целей при взаимодействии с органами власти. Общие старания помогут получить более серьезный статус и весомый голос благотворительной сферы в диалоге с государством, приведут к экономии административных издержек и предоставят больше возможностей для продвижения инициатив в СМИ. По словам председателя совета Форума Доноров Дмитрия Поликанова, «сегодня остро стоит проблема, что нет единого рупора, который отстаивал бы интересы сектора. Есть несколько разных организаций, ассоциаций, каждая из которых работает со своими членами. Благотворительность сейчас становится индустрией, в которой крутятся сотни миллиардов рублей, поэтому должна появиться некая объединяющая площадка, находясь на которой, можно было бы говорить от лица третьего сектора в целом. Да и государству всегда проще работать с крупным игроком, который выражает мнение сообщества, чем с несколькими организациями»;
- учиться правильно вести GR-деятельность, опираясь на опыт
успешных инициатив крупных фондов-коллег («Подари жизнь»), использовать апробированные технологии;
- обмениваться опытом, проводить консультации и создавать информационные поводы, которые заинтересуют СМИ;
- создавать партнерские фонды в регионах, где ситуация несет более проблемный характер в отличие от крупных городов;
- вовлекать благотворительные фонды и некоммерческие организации, в целом, в комиссии, распределяющие президентские гранты, общественные советы при комитетах и департаментах;
- взаимодействовать с сектором бизнеса, готовым к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству с НКО и эффективной политике корпоративной социальной ответственности;
- использовать возможности взаимодействия в интернете: создать официальный портал благотворительного сегмента НКО (единую площадку или платформу для обсуждений), благодаря которому будет осуществляться непрерывный межсекторный диалог и сотрудничество между фондами.
Однако на основании рекомендаций по результатам исследования работа в данном направлении не должна быть остановлена, поскольку для повышения эффективности взаимодействия благотворительных фондов с органами власти необходимо, чтобы были предприняты реальные действия по преодолению трудностей не только в данном сотрудничестве, но и, в целом, всего некоммерческого сектора с государством.
В процессе работы был изучен теоретический материал, касающийся данной темы, что помогло результативно провести исследование в практической части. По итогам первой главы были сделаны следующие выводы:
- выявлено декларированное намерение освобождения НКО от контроля со стороны государства;
- третий сектор стремится к внутреннему объединению, что говорит об определенном и увеличивающемся потенциале НКО;
- некоммерческие организации в полной мере способны осуществлять функции общественного контроля органов власти и бизнеса;
- возрастает общественная поддержка некоммерческого сектора: приходят квалифицированные специалисты, появляются институты, которые эффективно выступают модератором коммуникационного пространства НКО и межсекторного взаимодействия (Общественная палата РФ).
Эмпирическая часть включает в себя анализ экспертных интервью с представителями благотворительных фондов, а также анализ документов, регламентирующих деятельность некоммерческих организаций и благотворительных фондов, отчетов, публикуемых органами власти и фондами. Во второй главе было отмечено, что почти все существующие и используемые бизнесом GR-технологии, используются также в практике НКО. Среди них: технология отправки официальных писем в органы власти; технология создания и проведения брифингов, пресс-конференций; технология работы с лидерами мнений; технология участия в качестве экспертов в данной сфере; технология медиарилейшнз (привлечение СМИ и освещение проблемы); технология использования опросов, проведения исследований; технология создания актуального проекта, цель которого - получение обратной связи от органов власти и подписание ряда соглашений о сотрудничестве; технология ивент-менеджмента и технология использования неофициальных каналов взаимодействия - все это используется фондами в комплексе GR-коммуникаций. Кроме того, государственные органы власти и некоммерческий сектор активно выходят в информационное поле, почти все организации создают свои сайты и активно взаимодействуют в интернет- пространстве.
По итогам проведенной работы по изучению GR-деятельности благотворительных фондов разработан ряд рекомендаций для повышения эффективности межсекторного взаимодействия:
- необходимо интегрировать технологический комплекс: PR- деятельность, лоббирование, маркетинг, ивент-менеджмент (семинары, круглые столы), медиарилейшнз, консалтинг и другие, которые в своей совокупности придадут новое качество сотрудничеству фондов и власти;
- наиболее эффективными для НКО (благотворительных фондов) GR- технологиями выступают: личные встречи с представителями органов власти, технология медиарилейшнз (поддержка фондов СМИ), неофициальные каналы взаимодействия при необходимости быстрого решения проблемы;
- объединить усилия благотворительных фондов для достижения общих целей при взаимодействии с органами власти. Общие старания помогут получить более серьезный статус и весомый голос благотворительной сферы в диалоге с государством, приведут к экономии административных издержек и предоставят больше возможностей для продвижения инициатив в СМИ. По словам председателя совета Форума Доноров Дмитрия Поликанова, «сегодня остро стоит проблема, что нет единого рупора, который отстаивал бы интересы сектора. Есть несколько разных организаций, ассоциаций, каждая из которых работает со своими членами. Благотворительность сейчас становится индустрией, в которой крутятся сотни миллиардов рублей, поэтому должна появиться некая объединяющая площадка, находясь на которой, можно было бы говорить от лица третьего сектора в целом. Да и государству всегда проще работать с крупным игроком, который выражает мнение сообщества, чем с несколькими организациями»;
- учиться правильно вести GR-деятельность, опираясь на опыт
успешных инициатив крупных фондов-коллег («Подари жизнь»), использовать апробированные технологии;
- обмениваться опытом, проводить консультации и создавать информационные поводы, которые заинтересуют СМИ;
- создавать партнерские фонды в регионах, где ситуация несет более проблемный характер в отличие от крупных городов;
- вовлекать благотворительные фонды и некоммерческие организации, в целом, в комиссии, распределяющие президентские гранты, общественные советы при комитетах и департаментах;
- взаимодействовать с сектором бизнеса, готовым к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству с НКО и эффективной политике корпоративной социальной ответственности;
- использовать возможности взаимодействия в интернете: создать официальный портал благотворительного сегмента НКО (единую площадку или платформу для обсуждений), благодаря которому будет осуществляться непрерывный межсекторный диалог и сотрудничество между фондами.
Однако на основании рекомендаций по результатам исследования работа в данном направлении не должна быть остановлена, поскольку для повышения эффективности взаимодействия благотворительных фондов с органами власти необходимо, чтобы были предприняты реальные действия по преодолению трудностей не только в данном сотрудничестве, но и, в целом, всего некоммерческого сектора с государством.



