ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологии перехода из юношеского во взрослый спорт спортсменов -гребцов 6
1.1 Анализ психолого-педагогических подходов к изучаемой проблеме 6
1.2 Понятие кризиса в спортивной карьере 16
1.3 Психология кризиса подросткового возраста 23
1.4 Особенности перехода из юношеского во взрослый спорт у спортсменов -гребцов 29
1.5 Программы психологической помощи спортсмену- гребцу в период перехода из юношеского во взрослый спорт 31
ГЛАВА 2. экспериментальное исследование особенностей психологии перехода из юношеского во взрослый спорт (на примере академической гребли) 56
2.1 Организация исследования 56
2.2 Полученные результаты и их обсуждение 59
ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Для отечественной психологии само понятие карьеры является относительно новым. До сих пор рассматривался только феномен деятельности, различные виды деятельности и их влияние на развитие человека.
Исследование спортивной карьеры в целом, начиная с первых шагов в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере, имеет большое как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что спортивная карьера характеризуется относительном, ранним стартом, кульминацией и финишем, совпадая по времени с возрастными периодами детства, отрочества, юности и ранней взрослости, когда развитие человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности идет особенно интенсивно. В ряде видов спорта специализация начинается в дошкольном возрасте. Высоких спортивных результатов и высокого статуса в спорте нередко достигают спортсмены, еще не обладающие личностной зрелостью, например, подростки.
Изучение спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт необходимо для разработки системы психологического сопровождения спортивной карьеры.
В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры в России на 2006-2015 годы» подчеркивается, что в подготовке спортсменов должны участвовать специалисты-профессионалы - педагоги и психологи, квалифицированно использующие современные научные и методические подходы.
В современных исследованиях представлен широкий спектр данных о влиянии психологических факторов на деятельность спортсменов как в отечественной (О.А. Черникова, А.В. Родионов, С.Ю. Манухина, Т.О, Гордеева Т.Т. Джамгаров А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, О.А. Сиротин, Ю.А. Ханин, Н.А. Худадов, Е.П. Ильин) так и зарубежной науке (Г. Ридер, П. Рокушфалви, Ж. Риу, Р Сингер, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи).
Сама же спортивная деятельность приобрела статус междисциплинарной проблемы, интегрируя в своем содержании научные достижения общей (А.Ц. Пуни А.В. Родионов, Я.В. Голуб, Л.В. Лотоненко), социальной (И.Ю. Воронин, С.И. Петров, Ю.В. Сысоев) и педагогической (Т.В. Гомельская, Ю.А. Коломейцев) психологии.
Объект исследования: кризис перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли.
Предмет исследования: психологические и акмеологические закономерности спортивной карьеры и особенности ее психологического сопровождения в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.
Гипотеза: основным условием успешности спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского во взрослый спорт (на примере академической гребли) является кризисное консультирование, оптимизирующее мотивационную сферу, мотивационно - волевую сферу, эмоционально - поведенческую сферу, способности к саморегуляции.
Цель исследования: оценить проявление кризиса в условиях консультирования гребцов в период перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.
Задачи исследования:
- изучить мотивационную сферу в период перехода из юношеского спорта во взрослый спорт;
- изучить мотивационно - волевую сферу;
- изучить эмоционально - поведенческую сферу;
- изучить компонент саморегуляции;
-изучить влияние кризисного консультирования в период перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ исследований по данной проблематике; организационные методы: метод поперечных срезов, в рамках которого были исследованы респонденты одного возрастного периода - подросткового; эмпирические методы: психодиагностические методики.
Теоретическое значение работы. В рамках структурного описания спортивной карьеры спортсменов-гребцов рассмотрена динамика психологических факторов, определяющих уровень спортивных достижений - мотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности.
Практическое значение заключается в разработке модели психологического сопровождения спортивной карьеры гребцов в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное теоретико-аналитическое исследование кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт на примере академической гребле показало, что тема исследования характеризуется высокой актуальностью и практической значимостью. Это подтверждается ее направленностью на решение одной из фундаментальных проблем психологии развития и педагогической психологии - развитие у человека способности к овладению собственным поведением, преодолению трудностей в деятельности, успешному ее выполнению, самоизменению и саморазвитию, то есть на раскрытие психологических условий формирования личности, активного субъекта собственной карьеры и поведения в период кризиса перехода.
Психологическое содержание в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт включает четыре компонента: мотивационный, волевой, эмоционально- поведенческий, саморегуляцию.
Содержание понятия мотивации и воли, включает в себя сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевую саморегуляцию следует рассматривать как составную часть произвольного управления личностью своим поведением и деятельностью в спортивной карьере.
Структура волевой саморегуляции личности спортсменов - гребцов, состоит из трех блоков: побудительного, исполнительного и результативного, которые в свою очередь включают следующие компоненты:
самостоятельность при выборе цели, ее осознанность, способы реагирования на удачи и неудачи, способы реализации целей (внешние и внутренние), самовоспитание, эмоциональные реакции при столкновении с трудностями, удовлетворенность собой и др.
В научной литературе доказано, что детерминантами развития волевой сферы спортсменов - гребцов являются такие составляющие личностной сферы, как тип контроля над значимыми жизненными событиями, локализация контроля в области достижений и в области неудач, саморегуляция, эмоционально - поведенческий компонент: настойчивость и самообладание, целеполагание, выбор средств и оценка результата деятельности в спортивной карьере.
В результате экспериментального психолого-педагогического исследования была подтверждена гипотеза о том, что в качестве основного психолого-педагогического условия успешности спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт в групповых видах спорта (на примере академической гребли) являются ролевые установки в системе «спортсмен-тренер», реализуемые через авторитарный стиль взаимодействия и общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;
- программа психолого-педагогического сопровождения карьеры спортсменов в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт будет успешной, если её содержание ориентировано на оптимизацию ролевых установок в системе «спортсмен-команда».
Психолого-педагогическими условиями успешности спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт (на примере академической гребли) выступают: высокая эффективность взаимодействия в системе «спортсмен-тренер», позитивный эмоциональный фон взаимодействий. Ролевыми установками, обеспечивающие успешность спортивной деятельности, являются «лидер-тренер» и «исполнитель-тренер». Значимыми условиями также являются прагматический тип восприятия группы, сплоченность команды, эффективность взаимодействия в команде.
Индивидуально-личностными факторами успешности спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт (на примере академической гребли) выступают: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, самостоятельность и ин инициативность; оптимально высокий уровень нервно-психического напряжения.
В системе саморегуляции поведения в качестве фактора успешности спортивной карьеры выступает высокий уровень параметров саморегуляции (гибкость и самостоятельность).
Мотивационные факторы (мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач) имеют существенное влияния на успешность спортивной карьеры в академической гребле в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.
Специфика академической гребли характеризуется активной позицией тренера в связи с необходимостью планирования и организации деятельности не каждого спортсмена, а спортивной команды в целом, характеризующейся позиционной и статусно-ролевой структурой.
В академической гребле в качестве факторов успешности спортивной карьеры преобладающими являются группа психолого-педагогических факторов, отражающих три основных линии взаимодействий: в системах «спортсмен-тренер», «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-соперник».
Программа психолого-педагогического сопровождения подростков- спортсменов в период перехода из юношеского во взрослый спорт, направленная на оптимизацию ролевых установок в системе «спортсмен- команда», показала высокую эффективность, и её внедрение в практику спортивных школ будет способствовать оптимизации процесса индивидуально-личностного развития и успешности спортивной деятельности подростков в переходной период карьеры спортсмена.
1. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, еепсихологические механизмы и пути повышения: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л.М.Аболин //М., 1989. -43 с.
2. Бабушкин, Г.Д. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности [Текст]/ Г.Д.Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 13-17.
3. Бадулин, В.Д. Аутомиокоррекция в реабилитации спортсменов, занимающихся академической греблей [Текст] / В.Д.Бадулин, А.И. Петкевич // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 5. - С. 76-78.
4. Биспен Е.Р. Воспитание смелости-решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] /Е.Р. Биспен//М., 2002. - 23 с.
5. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе [Текст] /Л.И.Божович //Вопросы психологии. 2006. - №6.- С.45-53
6. Визитей, Н.Н. Социальная природа современного спорта[Текст] / Н.Н.Визитей // Кишинев, 2009. - 84 с.
7. Волков, И.П., Цикунова Н.С. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия [Текст]/И.П.Волков, Н.С.Цикунова //М.: Спортивная жизнь.- 2005.-425 с.
8. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия[Текст] / И.П.Волков// СПб.: Питер, 2008.¬230 с.
9. Выготский, Л.С. Собр.соч.: в 6-ти т. Т.З Проблемы развития психики [Текст] / Л.С. Выготский, под ред. А.М.Матюшкина//М.: Педагогика, 2005. - 368 с.
10. Ганзен, В.А. К системному описанию онтогенеза человека [Текст] / В.А.Ганзен, Л.А.Головей// Психологический журнал. 2010. - № 6. - С.42¬53.
11. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие [Текст] / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов//М.: Академия, 2008.-389
с.
12. Горбунов, Г.Д. Психология физической культуры и спорта[Текст] /Г.Д. Горбунов, Е.Н.Гогунов//М.: Академия, 2009.-354 с.
13. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов[Текст] / Г.Б.Горская // Краснодар, 2008.- 220 с.
14. Грибкова, Л.П. Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Л.П. Грибкова // СПб.: Питер,2001. -20 с.
15. Грицак, Н.И. Студенческий спорт и его связь с общей культурой общества [Текст] / Н.И.Грицак// Фундаментальные исследования. 2012. №1. С. 89-90.
16. Демина, Д.С. Социально-психологические факторы успешности спортивной деятельности [Текст] / Д.С.Демина //Научно-теоритический журнал Ученые записки имени П.Ф. Лесгафта.- № 6 (76). - 2013. С.72-76.
17. Джамгаров, Т.Т. Лидерство в спорте [Текст]/ Т.Т.Джамгаров, В.И.Румянцева // М.: Физкультура и спорт, 2009. - 80 с.
18. Енин,В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / В.И.Енин // СПб. 2003. - 16 с.
19.Загайнов, Р.М. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности) - Автореф. дис. ... д.п.н. [Текст] / Р.М.Загайнов // - СПб., 2002.-256 с.
20.Зайцев, П.В. Формирование готовности к соревнованиям с учетом индивидуальных особенностей спортсменов: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / П.В.Зайцев / /М., 2001. - 25 с.
21.Захаров, М.А. Социология спорта: Учебно-методическое пособие. - [Текст] / М.А.Захаров //Смоленск: СГАФКСТ, 2008.- 352 с.
22.Земляков, В . Е . М е т о д и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и п о управлению тренировочным процессом гребцов-байдарочников и каноистов при подготовке к соревнованиям [Текст] / В.Е.Земляков //Херсон, ХПИ, 2010. - 65 с.
23. Ильин, Е.П. Психология спорта [Текст] / Е.П.Ильин // СПб.: Питер, 2013.-196 с.
24. Каськова Д.С. Социально-психологические и индивидуально¬личностные особенности спортсменов-теннисистов подросткового возраста [Текст] / Д.С.Каськова //Ученые записки российского
государственного социального университета. - №6 (94). - 2011. С.326¬330.
25. Каськова, Д.С. Физическое воспитание молодежи: содержание и принципы [Текст] / Д.С.Каськова, Е.В.Конищева// Молодежная политика: Состояние и перспективы инновационного развития в условиях экономической нестабильности Материалы симпозиума, проведенного в Курском государственном медицинском университете 26 мая 2009 года Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрав, 2009, С. 74- 76.
26. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде [Текст] / Ю.А.Коломейцев / М.: Физкультура и спорт, 2009. - 128 с.
27. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О.А.Конопкин //М.: Наука, 2011. -256 с.
28. Котырев В.Д., Лаптев А.П. Влияние больших нагрузок на динамику психофизиологических функций у гребцов [Текст] /В.Д.Котырев, А.П.Лаптев. В кн.: На веслах // М.: Физкультура и спорт, 2007, с.95-100.
29. Котырев В.Д., Лаптев А.П. Изменение психических функций гребцов при подготовке и участии в марафонских гонках на байдарках и каноэ. [Текст] / В.Д.Котырев, А.П.Лаптев.В кн.: Гребной спорт: Сб. статей// М.: Здоровья, 2014, с.51-58.
30. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии [Текст] / А.Н.Леонтьев // Вопросы философии.- 2004. № 1. С.95-108.
31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф.Ломов//М.: Наука, 2007.- 443 с.
32. Марищук В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса [Текст] / Марищук В.Л. // В кн.: Стресс и тревога в спорте / Сост.: Ю.Л.Ханин. М.: Физкультура и спорт, 2011. - С.72-86.
33. Меныцикова А.Л. Публичность соревнований и ее отражение спортсменами: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / А.Л. Меныцикова // СПб., 2003. - 20 с.
34. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности [Текст] / В.Э.Мильман / В кн.: Стресс и тревога в спорте / Сост.: Ю.Л.Ханин. М.: Физкультура и спорт, 2004. - С.24-46.
35. Никандров В.В. Психология[Текст] /В.В. Никандров //. - М.: Волтерс Клувер, 2009.-284 с.
36. Никоноров А.Н. Методика управления технической подготовкой в гребле на байдарках [Текст] / Никоноров // Гребной спорт: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 2008.- С.34-37.
37. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов [Текст] / В.Г.Никитушкин //. М.: Физическая культура, 2010. 240 с.
38. Носачева С.Ю. Формирование и проявление отношений юных спортсменов к тренировочным нагрузкам: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / С.Ю.Носачева // СПб., 1998,- 19 с.
39. Пасмуров А.Г. Влияние наследия Универсиад на развитие студенческого спорта: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] /А.Г.Пасмуров// Набережные Челны, 2011.- 21 с.
40. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст] / В.Н.Платонов // М.: Физкультура и спорт,2005. 287 с.
41. Пономарев Н.И. Спорт и социальные проблемы общества / В кн.: Спорт в современном обществе [Текст] / Н.И. Пономарев. Под ред. В.М.Выдрина// М.: Физкультура и спорт, 2009.- С.46-82.
42. Попов А.Л. Спортивная психология [Текст] /А.Л. Попов //М.: Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 2012.-247 с.
43. Прохоров А. О. Влияние спортивной подготовки на психофизиологическую реактивность студентов: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / А.О.Прохоров // М., 2003. - 19 с.
44. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям: Сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. П.А.Рудика, А.Ц.Пуни, Н.А.Худадова//М.: Физкультура и спорт, 2004. -268 с.
45. Психология: Учебник для техникумов физ. культуры [Текст] // под ред. А.Ц.Пуни. М.: Физкультура и спорт, 2001. - 255 с .
46. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: Словарь-справочник [Текст] / под. ред. Е.Н. Суркова//. - СПб.: ГАФК им. Лесгафта, 2011.- 620 с.
47. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. Учебник для вузов [Текст] / А.В.Родионов// М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2009. - 85 с.
48. Рудик П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности / В кн.: Психология и современный спорт [Текст] / Сост.: П.А.Рудик и др.// М.: Физкультура и спорт, 2008. - С. 14-39.
49. Румянцева В.И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятельности группы (на примере изучения гандбольных команд): Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / В.И.Румянцева// М, 2006. - 23 с.
50. Спортивная и возрастная психофизиология: Сб. науч. тр. [Текст] / под ред. Е.П.Ильина// М., 2004. - 184 с.
51. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 : [Текст] / Н.Б.Стамбулова // СПб., 1999.- 417 с.
52. Стоуне Э. Психопедагогика (психологическая теория и практика обучения): Пер. с англ. [Текст] / Э.Стоуне //М.: Педагогика, 2006.- 472 с.
53. Суходольский Г.В. Понятийная система психологической теории деятельности[Текст] / Г.В. Суходольский //Психологический журнал. -2009. Т.2. - №3. - С. 12-24.
54. Толочек В.А. Устойчивые и изменчивые характеристики и компоненты индивидуального стиля деятельности (на примере спортивной борьбы дзюдо): Автореф. дис. канд. психол. наук. [Текст] / В.А.Толочек// М., 1999. - 25 с.
55. Тропников В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. [Текст] / В.И.Тропников//М., 2004. - 14 с.
56. Физическая культура и образование, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы Международной научной конференции, посвященной 70-летию АГУ [Текст] / Под общ. ред. Я.К. Коблева, Е.Г. Вержбицкой . - Майкоп: Издательство АГУ, 2015.- 328 с.
57. Ханин Ю.Л., Стамбулов А.В. Методика исследования отношений между спортсменом и тренером: Методическое письмо [Текст] / Ю.Л.Ханин, А.В.Стамбулов// Л.: ЛНИИФК, 1976. - 13 с.
58.Чашина Г.А. Психическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления: Автореф. дис. канд. психол. наук. [Текст] / Г.А.Чашина //М, 2005,- 19 с.
59.Эльконин Д.Б. Достижения и проблемы дальнейшего развития детской психологии в СССР [Текст] / //Вопросы психологии. 2006. - № 1. - С.3-15.