ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КИБЕРБУЛЛИНГ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ 11
1.1. Разбираясь в терминологии 11
1.2. Отличительные черты кибербуллинга как коммуникации 15
1.3 Основные виды кибербуллинга 25
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ В ОБЛАСТИ ТРАВЛИ В
ИНТЕРНЕТЕ И АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ В СМИ 32
2.1. Сколько человек подверглись кибербуллингу 36
2.2. Демографические показатели 37
2.3. Наиболее распространенные формы кибербуллинга 41
2.4. Площадки, используемые для кибербуллинга 43
2.5. Реакция на нападки в Интернете 44
2.6. Эмоциональные и психологические последствия кибербуллинга 45
2.7. Кибербуллинг и поведение в реальной жизни 48
2.8. Анализ освещения проблемы в средствах массовой информации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Один из главных процессов, происходящих в реальности сегодняшнего дня - процесс глобализации. Повсеместное развитие коммуникации способствует образованию общемирового информационного пространства. И для этого пространства характерны, соответственно, глобальные проблемы. Актуальные проблемы современного мира делятся на несколько типов, какие- то из них более очевидны (политические, экономические, демографические), какие-то - менее. Проблема, о которой пойдет речь в рамках данной работы, относится к числу наименее очевидных.
Исследуемое явление напрямую связано с проблемой социального неравенства. В современном мире разрыв между различными слоями населения усугубляется с каждым годом. И между разными социальными группами возникают всё более и более сложные взаимоотношения. Конфликты с течением времени становятся всё более острыми.
Явление, исследование которого будет проводиться в данной работе, имеет место в новой информационной среде - пространстве World Wide Web. Среда эта появилась сравнительно недавно, но со временем играет всё более значимую роль в повседневной жизни людей. Информационное пространство интернета имеет свои ключевые особенности, благодаря которым коммуникация в нем значительно отличается от других видов коммуникации.
В рамках обычной (офлайновой) межличностной коммуникации часто возникает проблема так называемого буллинга [от англ. bullying - запугивание, издевательство ]. Буллинг с точки зрения психологии - «травля» в отношении одного человека со стороны другого человека или группы лиц.
Значительная часть буллинга приходится на возрастную группу подростков, однако случаи травли можно наблюдать и во взрослой среде: к примеру, в армии (дедовщина - тоже разновидность буллинга) или в рабочих коллективах.
В данной работе будет рассмотрена определенная разновидность буллинга - cyberbullying. Cyberbullying - явление, происходящее при переходе коммуникации в Интернет-среду.
Что же такое кибербуллинг? Если дословно перевести это выражение с английского языка, получится «кибер-травля ». То есть, травля в пределах World Wide Web. Этот термин возник в 2000-х годах и напрямую связан с повсеместным распространением Интернета. «Целевая аудитория» участников кибербуллинга - подростки в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, ведущие активную онлайн-жизнь и пользующиеся множеством социальных сетей. Если говорить о гендерном признаке, то стоит отметить, что этому феномену больше подвержены представители женского пола.
Кибербуллинг сегодня - универсальный способ самоутвердиться в обществе. Это не стоит практически никаких денег, доступ в Интернет есть практически у каждого, и по результатам деятельности очень сложно вычислить исполнителя. В результате кибербуллинг приобретает особую популярность именно среди подростков, для которых, с одной стороны, очень важно добиться общественного признания, с другой стороны, у них зачастую не хватает ресурсов, сил и терпения, чтобы утвердиться самостоятельно.
Вследствие этого среди тинейджеров крайне популярно самоутверждение за счет окружающих, построенное на принципе «самовозвышения» за счет унижения других в глазах окружающих.
Известно, что травля среди подростков была популярна всегда. Вместе с развитием Интернета и, в особенности, социальных сетей развивается и травля в онлайн-среде.
По данным последних исследований , жертвами травли в Интернете становятся более 20% всех учащихся средних учебных заведений. Естественно, в основном это явление распространено в развитых странах: США, Канаде и европейских государствах, где уровень распространения Интернета превосходит 90%. Таким образом, кибербуллингу подвержен практически каждый пятый ребенок на планете.
Немаловажный аспект этой проблемы заключается в практически нулевой ее изученности и очень малом уровне осведомленности населения. Однако со временем появляется все больше организаций, готовых бороться с данным аспектом этой проблемы. К сожалению, основная часть источников, посвященных феномену кибербуллинга, является англоязычными и пока что не переведена на русский язык. В связи с этим данное исследование будет опираться преимущественно на иностранную литературу (выражая, однако, надежду, что в ближайшее время в нашей стране также появятся источники, позволяющие широкому кругу читателей ознакомиться с различными аспектами данной проблемы).
Актуальность данного исследования можно проиллюстрировать на одном факте: в английском языке существует особый термин - «bullycide», смесь слов «буллинг» и «суицид». По данным исследований , «буллицид» занимает третье место в списке причин смерти подростков в Соединенных Штатах на сегодняшний день. То есть, это третья по популярности причина смерти школьников в США на сегодняшний день. В других странах ситуация приближается к таким же показателям. Безусловно, буллицид не всегда является следствием исключительно травли в Сети, однако кибербуллинг играет большую роль в распространении этого явления.
Феномен кибербуллинга тесно связан с проблемой анонимности в Интернете: с одной стороны, анонимность является одной из ведущих ценностей Интернет-среды, с другой стороны, интернет-мошенники, в том числе, занимающиеся кибербуллингом, активно пользуются этой ценностью в своих корыстных целях. В этом ключе проблема двойственной природы анонимности в Глобальной Сети также обуславливает актуальность данной работы.
Темой работы является исследование кибербуллинга как феномена интернет-коммуникации в современном информационном пространстве.
Объектом данного исследования можно назвать межличностную коммуникацию в информационной среде Интернет, а предметом - ключевые характеристики кибербуллинга как вида коммуникации и особенности поведения участников данной коммуникации.
Цель данной работы - анализ существующих научных исследований по данной теме для составления наиболее полной и объективной картины происходящего в области кибербуллинга на сегодняшний день. Данная работа призвана развить у широкой аудитории и представителей средств массовой информации понимание ключевых особенностей исследуемого феномена и его значимости в Интернет-среде.
Поставленная в данной работе цель обуславливает возникновение ряда задач, попытка решения которых будет предпринята в дальнейшем исследовании:
• формулирование полного определения понятия «кибербуллинг» и его ключевых особенностей, классификация различных видов травли в Интернете;
• анализ существующих практических исследований в данной области и материалов в средствах массовой информации;
• выработка рекомендаций для представителей СМИ по информированию аудитории о данной проблеме.
Как было упомянуто выше, один из факторов, увеличивающих серьезность проблемы травли в Интернете, состоит в очень низком уровне информированности населения. Практически единственным случаем, когда кибербуллинг попадает в поле зрения медиа, является подростковый суицид на почве травли в Сети. До тех пор, пока дело не принимает настолько серьезный оборот, средства массовой информации, как правило, игнорируют существование данной проблемы.
В 2012 году Роспотребнадзор принял закон об информации , в рамках которого был создан Единый реестр сайтов, содержащих в себе запрещенную информацию. Согласно законодательству, к числу запрещенной к публикации информации относятся и причины суицида.
Таким образом, средствам массовой информации было запрещено говорить о причинах самоубийств, а значит, и о травле в Интернете в этом ключе. В результате возникает риск полного исчезновения информации о проблеме травли в Глобальной Сети в российских СМИ. При этом сама проблема не может быть решена посредством умалчивания о ее существовании. Рабочая гипотеза данного исследования состоит в том, что в отечественных СМИ настолько мало освещается проблема онлайн- коммуникации, что на сегодняшний день до сих пор не был выработан русскоязычный синоним слова “cyberbullying”, при этом принятое законодательство относительно освещения причин самоубийств делает фактически неразрешимой проблему привлечения внимания к феномену травли в Интернете, что требует проведения дополнительных кампаний в СМИ по акцентированию внимания на описанной проблеме.
Первая глава данного исследования будет посвящена подробному ознакомлению с понятием «кибербуллинг» и анализу его основных характеристик как феномена интернет-коммуникации, будет рассмотрена история появления и развития данного феномена, выделена «целевая аудитория» Интернет-нападков, будут исследованы основные предпосылки появления и распространения травли в Интернете, а также классифицированы различные виды кибербуллинга.
Во второй части работы будут проанализированы результаты существующих на сегодняшний день практических исследований в данной области, а также приведены примеры и произведен систематический анализ тематических публикаций в средствах массовой информации за последний год.
Научная новизна исследования состоит в его роли «первооткрывателя» в этой области на русском языке. На данный момент в российском научном сообществе не проводились исследования Интернет- среды с точки зрения кибербуллинга.
Основными методами данного исследования являются анализ существующих источников, синтез данных, сравнение и сопоставление результатов различных исследований, систематизация и индукция.
Эмпирическая база исследования. Основным материалом для анализа послужили публикации практических исследований, проводившихся в Соединенных Штатах Америки, так как Соединенные Штаты предоставляют в открытый доступ наиболее полную и «свежую» информацию о результатах социологических исследований на территории своей страны, поэтому в основу данной работы легли преимущественно именно американские исследования.
В разговоре о теоретической базе исследования стоит отдельно отметить несколько работ, сыгравших наиболее значимую роль в процессе исследования. В первую очередь, это социологические исследования Cyberbullying Research Center, проведенные S. Hinduja и J.W. Patchin . Также большую роль сыграли исследования M. Ybarra, одиночные и в соавторстве с J.K. Mitchell 10. Отдельно стоит отметить теоретические работы
R.M. Kowalski и S.P. Limber 11 . Среди русскоязычных исследований
последних лет хотелось бы отметить работу Вавренюк Е.А. и Бай Е.А. «Психологическое насилие в подростковой среде: проблема и способы решения» , в которой подробно разбираются особенности травли в офлайн- среде, с которыми необходимо ознакомиться, прежде чем приступать к исследованию травли в Интернете.
В рамках проведения исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Кибербуллинг - одна из глобальных проблем современности, со временем получающая все более широкое распространение, как в плане географии распространения, так и в плане «целевой аудитории»;
2. В вирутальном пространстве явление травли приобретает новые характеристики и специфику, что делает феномен кибербуллинга все более опасным;
3. Будучи одной из важнейших ценностей пользователя в Интернете, анонимность тем не менее представляет собой и большую опасность, делая кибербуллинг практически «безнаказанной» деятельностью.
Кибербуллинг: определение понятия и основные характеристики
Разбираясь в терминологии: «моббинг», «буллинг» и приставка «кибер»
Немецкий ученый Лейманн в 1993 году выделил понятие «моббинг»: по его объяснениям, это негативная коммуникация, направленная против какого-либо человека, характеризующаяся определенной периодичностью (хотя бы раз в неделю) и происходящая в течение длительного промежутка времени (как минимум, полугода).
Понятие буллинг - схожее с понятием моббинг. Буллингом обычно называют постоянные проявления агрессии, исходящие от группы лиц или от одного человека, направленные против жертвы, которая не может с легкостью себя защитить по тем или иным причинам. Такое определение предлагается в исследовании И.Уитни и П.Смита 1993 года . В своем исследовании они также обращают особое внимание на «систематический дисбаланс силы» при проявлении буллинга.
В результате исследования была сформирована картина происходящего в области кибербуллинга на сегодняшний день. Было установлено, что травля в Интернете распространена по всему миру, но наиболее характерна для развитых стран Северной Америки, Европы и Азии, отличающихся высоким уровнем развития Интернета.
Феномен кибербуллинга встречается в различных социальных средах, однако подавляющее большинство случаев травли в Глобальной Сети приходится на подростковую среду, чаще всего жертвами нападков в Интернете становятся дети в возрасте от 12 до 15 лет. При этом девочки становятся жертвами буллинга в онлайн-среде чаще, чем мальчики. Подростки, страдающие от буллинга, испытывают злобу, разочарование, смущение, унижение и страх. Этот спектр эмоций может привести к самым разнообразным последствиям - от достаточно безобидных до очень опасных: жертвы буллинга замыкаются в себе, начинают пропускать занятия в школе, попадают под влияние курения, алкоголя и наркотиков, показывают склонность к девиантному поведению и мелкому хулиганству. В отдельных случаях травля в Интернете (особенно, вкупе с рядом других факторов) становится причиной суицида.
Буллинг в Интернете часто сопровождается травлей в реальной жизни, и наоборот. Вследствие этого образуется определенная категория «двойных» жертв, подвергающихся нападкам не только в онлайн, но и в офлайн среде.
На данный момент в средствах массовой информации не существует каких-либо соглашений относительно того, как именно освещать проблему травли в Интернете. Зарубежные медиа поднимают данную проблему достаточно часто, рассматривая ее с разных позиций, уделяя отдельное внимание предпосылкам, причинам появления исследуемого феномена, формулируя определенные советы для подростков и родителей. Однако все равно основной посылкой к освещению проблемы кибербуллинга на сегодняшний день остается подростковый суицид на почве травли.
Безусловно, насилие, приводящее к самоубийству, - серьезная проблема, требующая огласки. Однако необходимо освещать проблему травли в Глобальной Сети не только после ряда подростковых самоубийств. И с этим, к сожалению, возникают определенные сложности, даже в зарубежных средствах массовой информации.
В отечественных СМИ ситуация еще хуже. Проблема травли в Интернете освещается здесь настолько слабо, что до сих пор не был выработан устойчивый перевод термина “cyberbullying”. К вопросу кибербуллинга в России обращаются единицы, и освещение этого вопроса появляется только в онлайн-СМИ, ни печатные, ни аудиовизуальные медиа не затрагивали эту проблематику в своих материалах.
Целевая аудитория материалов о травле в Интернете - подростки и их родители. При этом для многих родителей нынешних подростков ведущим типом медиа до сих пор является телевидение. Получается, что у них нет практически никакой возможности узнать о существовании проблемы кибербуллинга.
Усугубляет текущую ситуацию и закон Роспотребнадзора, упоминавшийся выше, согласно которому СМИ запрещается называть причины самоубийства. Благодаря данному закону и без того невысокие шансы для широкой аудитории узнать о существовании феномена кибербуллинга, представляющего серьезную угрозу для их детей, приблизились к нулю.
Безусловно, СМИ - важный инструмент борьбы с различными общественными проблемами, и задача журналистов - сделать так, чтобы этот инструмент работал. На данный момент средства массовой информации в России практически никак не помогают бороться с проблемой кибербуллинга, попросту игнорируя ее существование.
В данном ключе первостепенная задача заключается в образовательной деятельности по отношению к широкой аудитории. Следует информировать общество о существовании такого вида онлайн-коммуникации, предупреждая о ее опасности и угрозах, связанных с широким распространением травли в Интернете среди подрастающего поколения. Необходимо своевременно информировать аудиторию о текущей ситуации, проводя социологические исследования и публикуя их результаты. Следует помимо этого разработать ряд рекомендаций для родителей и для подростков, ставших жертвами Интернет-травли, по борьбе с кибербуллингом.
Еще один немаловажный аспект решения поставленной проблемы - проведение различного рода антибуллинговых кампаний: публикации серии материалов, PR-акции, создания образовательных порталов, проведения конференций и круглых столов, посвященных этой теме. Открытый дискурс всегда служит важным шагом на пути к решению возникшей проблемы.
Если же говорить о глобальном уровне решения проблемы кибербуллинга, то стоит отметить, что здесь также возникает ряд сложностей. Первая из них - проблемы с законодательством. Как уже говорилось ранее, одна их ключевых характеристик Интернет-среды - анонимность. Это означает, что ответственность за доведение до самоубийства возложить на кого-либо достаточно сложно. Да и в принципе доказать, что именно текстовые сообщения на экране компьютера или смартфона стали причиной такой трагедии, остается достаточно проблематично. Законодательное же ограничение онлайн-коммуникации (в качестве превентивной меры) попросту не представляется возможным в рамках сегодняшних реалий онлайн-мира со свободой слова и мнения.
Второй пласт проблем, с которыми сталкиваются ученые при попытке найти универсальное решение данной проблемы - психологические проблемы. В первую очередь, это взаимоотношения между детьми и взрослыми. Дети практически никогда не рассказывают взрослым (родителям, старшим братьям/сестрам, учителям и воспитателям в школе) о том, что их действительно беспокоит. Зачастую дети боятся столкнуться с непониманием и неприятием со стороны взрослых и испытывают страх, что их проблемы не будут восприняты всерьез. Эти проблемы основаны на разнице поколений и на кризисе доверия между детьми и родителями. Соответственно, и решаться они должны в первую очередь на уровне взаимоотношений внутри семьи. Одна из важнейших задач для родителей сегодня - с самого раннего детства воспитать в своих детях доверительное отношение к себе. Потому что родители - именно те люди, которые могут и должны в нужный момент прийти на помощь своему ребенку, выслушать и поддержать его, а также уберечь от возможных страшных последствий.
Рассмотрев все возникающие при решении проблемы кибербуллинга сложности, можно сделать вывод, что для продуктивной борьбы с травлей в онлайн-среде необходим комплексный подход, предполагающий определенные шаги как «снизу» (на уровне семьи), так и «сверху» (на уровне законодательства). И еще одна важнейшая задача медиа - «подтолкнуть» общество к этим шагам.
Если говорить о прогнозах развития ситуации, отталкиваясь от текущей статистики, можно предположить, что в ближайшее время феномен кибербуллинга будет, к сожалению, только набирать популярность, так как он напрямую зависит от интернетизации населения, а ее уровень пока что неизменно растет. Вместе с тем появляется все больше антибуллинговых кампаний по миру, что дает право строить и оптимистичные прогнозы относительно будущего кибербуллинга. Публикация данного исследования на открытом научном портале также является шагом на пути к решению проблемы. С точки зрения русскоязычного информационного пространства, на данный момент отсутствует группа источников, освещающих проблему травли в Интернете, но не привязанных к проблеме подросткового суицида. Данное исследование является одним из таких источников, и автор надеется, что его публикация привлечет внимание СМИ и общественности к высказанной проблеме и станет стимулом для появления дальнейших материалов, посвященных феномену травли в Интернете.
За пределами работы осталось достаточно много аспектов, подробный разбор которых выходит далеко за рамки текущего исследования. Так, отдельный интерес представляет законодательство относительно интернет- коммуникации в различных государствах, проведение статистических исследований в области травли в Интернете в нашем государстве, а также детальный анализ существующих сегодня антибуллинговых интернет- кампаний. Эти отрасли представляют собой перспективы дальнейших научных исследований в области кибербуллинга.
Вавренюк Е.А., Бай Е.А. «Психологическое насилие в подростковой среде: проблема и способы решения». - Брест, БрГУ, 2012
Федеральный Закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. №139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/07/30/zakon- dok.html
Ball H., Arseneault L., Taylor A., Maughan B., Caspi A. & Moffit T.E. Genetic and environmental influences on victims, bullies and bully-victims in childhood. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 49(1), 104-12, 2008
Cassidi W., Jackson M., Brown K.N., Sticks and stones can break my bones, but how can pixels hurt me? School Psychology International, 30, 383-402, 2009
Cooper A. Sexuaity and the Internet: Surfing into the new millennium. CyberPsychology and Behavior, 1(2), 187-193, 1998
Dempsey A.G., Sulkowski M.L., Nichols R. & Stroch E.A. Differences between peer victimization in cyber and physical settings and associated psychological adjustment in early adolescence. Psychology in the schools, 46(10), 2009
Donegan R. Bullying and Кибербуллинг: history, statistics, law, prevention and analysis. The Elon Journal of Undergraduate Research in Communications, 2012
Giuseppe R. & Galimberti C. Towards cyberpsychology: Mind, cognitions and society in the Internet age. Amsterdam, IOS Press, 53-73, 2003
Hinduja S. & Patchin J.W. Кибербуллинг: an exploratory analysis of factors related to offending and victimization. Deviant behavior, 29(2), 2008
Hinduja S. & Patchin J.W. Bullying beyond the schoolyard: preventing and responding to кибербуллинг, Thousand Oaks, CA: Sage Publications (Corwin Press), 2009
Hinduja S & Patchin J.W. Кибербуллинг: prevention and response. Taylor&Fransis, 2012
Junoven J., Gross E.F. Extending the school grounds? Bullying experiences in cyberspace, Journal of School Health, 78, 496-505, 2008
Kowalski R.M. & Limber S.P. Electronic bullying among middle school students, Journal of Adolescent Health, 41, 2007
Kowalski, R. M., & Limber, S. P. (2013). Psychological, physical, and academic correlates of кибербуллинг and traditional bullying. Journal of Adolescent Health, 53(1), S13-S20.
Kowalski R.M., Limber S.P. & Agatston P.W. Cyber bullying: bullying at the digital age. 2008
Law, D. M., Shapka, J. D., Domene, J. F., & Gagne, M. H. Are cyberbullies really bullies? An investigation of reactive and proactive online aggression. Computers in Human Behavior, 28(2), 664-672, 2012
Law, D. M., Shapka, J. D., Hymel, S., Olson, B. F., & Waterhouse, T. The changing face of bullying: An empirical comparison between traditional and internet bullying and victimization. Computers in Human Behavior, 28(1), 226-232, 2012
Lea M., Spears R., & de Groot D., Knowing me, knowing you: Anonymity effects on social identity processes within groups. Personality and Social Psychology Bulletin, 27(5), 526-537, 2001
Lenhart A. Кибербуллинг and online teens, 2007
Leymann H., Mobbing: Psychoterror am Arbeitsplatz und wie man sich dagegen wehren kann. - Reinbeck bei Hamburg: Rohwolt, 1993
Lorenz K. Hier bin ich - wo bist du? Etnologie der Graugans. Munchen: Piper, 1988
Menesini E., Camodeca M. & Nocentini A, Bullying among siblings: the role of personality and relational variables. British Journal of Developmental Psychology, 28, 921-939, 2010
Mitchell K.J., Finkelhor D., Jones L.M. & Wolak J. Prevalence and characteristics of youth sexting: a national study. Pediatrics, 129(1), 13-20
Olweus D. Agression and peer acceptance in adolescent boys, Two short-term longitudinal studies of ratings. Child Development, 48, 1301-1313, 1977
Olweus D. Bullying at school: Whan we know and what we can do? NY: Wiley-Blackwell, 1993
Reicher S.D., Spears R. & Postmes T. A social identity model of deindividuation phenomena, European Review of social psychology, 6(1), 161-198, 1995
Rivers I. & Noret N. The prevalence and correlates of кибербуллинг in adolescents: results of five-year cohort study, American Psychological Association, 2007
Smith P.K. The nature of school bullying: A cross-national perspective. New York: Routledge, 1999
Smith P., Madhavi J., Carvalho M. & Tippet N. An investigation into кибербуллинг, its forms, awareness and impact, and the relationship between age and gender in кибербуллинг. A report to the Anti-Bullying Alliance, 2011
Teuschel P. & Heuschen K.W. Bullying - Mobbing bei Kindern und Jugendlichen. Stuttgart: Schattauer, 2012
Volk A., Book A.S. & Hosker A., Adolescent bullying & Personality: An adaptive approach. Personality and individual differences, 52(2), 218-223, 2012
Volk A., Craig W., Boyce W. & King M. Adolescent risk correlates of bullying and different types of victimization. International Journal of Adolescent Medicine and Health, 18(4), 575-86, 2006
Walther J.B. Selective self-presentation in computer-mediated communication: Hyperpersonal dimensions of technology, language and conditions. Computers in Human Behavior, 23, 2007
Whitney I. & Smith P.K.: A survey of the nature and extent of bullying in junior/middle and secondary schools. Educational Research, 35, 3-25, 1993
Williams K., Guerra N.G. Prevalence and predictors of Internet bullying, Journal of Adolescent Health, 41, 2007
Wolak J., Mitchell K. & Finkelhor D., Does online harassment constitute bullying? An exploration of online harassment by known peers and online-only contacts. Journal of Adolescent Health, 41, 2007
Ybarra M.L. Linkages between depressive symptomatology and Internet Harassment among young regular Internet users. CyberPsychology and behavior, 7(2), 247-257
Ybarra M.L. & Mitchell J.K. Online aggressor/targets, agressors and targets: A comparison of associated youth characteristics, Journal of Child Psychology and Psychiatry, 45, 2004
Ybarra M.L. & Mitchell J.K. Youth engaging in online harassment: Associations with caregiver-child relationships, Internet use and personal characteristics. Journal of Adolescence, 27(3), 2004
WBI U.S. Workplace bullying Survey. - Workplace Bullying Institute, 2010. URL:http://www.workplacebullying.org/wbiresearch/2010-wbi-national-survey/
UNH study finds “sexting” not so prevalent. - Union Leader, 2011. URL: http://www.unionleader.com/article/20111205/NEWS04/712059957
Sex and Tech: Results from a survey of teens and young adults. - The National Campaign, 2008. URL:http://thenationalcampaign.org/resource/sex-and-tech
Cyberbullying Research Center report, 2010.
URL:http://www.cyberbullying.us/
Duggan M. Online Harassment. - report for Pew Research Center, 2014. URL:http ://www.pewinternet.org/2014/10/22/online-harassment/
http://kids.kaspersky.com/Kn6ep6ynnnHr/parents/problem/47/
8 fundamental lessons to teach your kids. - Mashable, 2014. URL:http://mashable.com/2014/11/22/internet-lessons-for-kids/
After cyberbullying cuicides Ask.fm gets cold shoulder in Ireland. - Mashable, 2014. URL: http ://mashable. com/2014/11/05/ask-fm-relocation-ireland- cyberbullying-suicides-cold-shoulder/
Monica Lewinski: ‘I was periodically Suicidal’. - Mashable, 2014. URL:http://mashable.com/2014/10/20/lewinsky-was-suicidal/
Former Rutgers Student Convicted Of Webcam Privacy Crime. - Mashable, 2012. URL: http://mashable.com/2012/03/16/former-rutgers-student-convicted-of- webcam-privacy-crime-dharun-ravi-tyler-clementi/
Monica Lewinsky to champion cyberbullying victims. - CBS News, 2014 http://www.cbsnews.com/news/monica-lewinsky-to-champion-Kn6ep6ynnnHr- after-j oining-twitter/
Meet Facebook’s Mr.Nice. - The New York Times, 2014. URL:http://www.nytimes.com/2014/10/23/fashion/Facebook-Arturo-Bejar- Creating-Empathy-Among-Cyberbullying.html?ref=topics
Народ против Лиззи. - Лента.Ру, 2015.
URL:http://lenta.ru/articles/2015/03/19/lizzie/