ЗАПУГИВАНИЕ И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО В СЕТИ: ФЕНОМЕН CYBERBULLYING
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КИБЕРБУЛЛИНГ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ 11
1.1. Разбираясь в терминологии 11
1.2. Отличительные черты кибербуллинга как коммуникации 15
1.3 Основные виды кибербуллинга 25
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ В ОБЛАСТИ ТРАВЛИ В
ИНТЕРНЕТЕ И АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ В СМИ 32
2.1. Сколько человек подверглись кибербуллингу 36
2.2. Демографические показатели 37
2.3. Наиболее распространенные формы кибербуллинга 41
2.4. Площадки, используемые для кибербуллинга 43
2.5. Реакция на нападки в Интернете 44
2.6. Эмоциональные и психологические последствия кибербуллинга 45
2.7. Кибербуллинг и поведение в реальной жизни 48
2.8. Анализ освещения проблемы в средствах массовой информации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1. КИБЕРБУЛЛИНГ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ 11
1.1. Разбираясь в терминологии 11
1.2. Отличительные черты кибербуллинга как коммуникации 15
1.3 Основные виды кибербуллинга 25
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ В ОБЛАСТИ ТРАВЛИ В
ИНТЕРНЕТЕ И АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ В СМИ 32
2.1. Сколько человек подверглись кибербуллингу 36
2.2. Демографические показатели 37
2.3. Наиболее распространенные формы кибербуллинга 41
2.4. Площадки, используемые для кибербуллинга 43
2.5. Реакция на нападки в Интернете 44
2.6. Эмоциональные и психологические последствия кибербуллинга 45
2.7. Кибербуллинг и поведение в реальной жизни 48
2.8. Анализ освещения проблемы в средствах массовой информации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Один из главных процессов, происходящих в реальности сегодняшнего дня - процесс глобализации. Повсеместное развитие коммуникации способствует образованию общемирового информационного пространства. И для этого пространства характерны, соответственно, глобальные проблемы. Актуальные проблемы современного мира делятся на несколько типов, какие- то из них более очевидны (политические, экономические, демографические), какие-то - менее. Проблема, о которой пойдет речь в рамках данной работы, относится к числу наименее очевидных.
Исследуемое явление напрямую связано с проблемой социального неравенства. В современном мире разрыв между различными слоями населения усугубляется с каждым годом. И между разными социальными группами возникают всё более и более сложные взаимоотношения. Конфликты с течением времени становятся всё более острыми.
Явление, исследование которого будет проводиться в данной работе, имеет место в новой информационной среде - пространстве World Wide Web. Среда эта появилась сравнительно недавно, но со временем играет всё более значимую роль в повседневной жизни людей. Информационное пространство интернета имеет свои ключевые особенности, благодаря которым коммуникация в нем значительно отличается от других видов коммуникации.
В рамках обычной (офлайновой) межличностной коммуникации часто возникает проблема так называемого буллинга [от англ. bullying - запугивание, издевательство ]. Буллинг с точки зрения психологии - «травля» в отношении одного человека со стороны другого человека или группы лиц.
Значительная часть буллинга приходится на возрастную группу подростков, однако случаи травли можно наблюдать и во взрослой среде: к примеру, в армии (дедовщина - тоже разновидность буллинга) или в рабочих коллективах.
В данной работе будет рассмотрена определенная разновидность буллинга - cyberbullying. Cyberbullying - явление, происходящее при переходе коммуникации в Интернет-среду.
Что же такое кибербуллинг? Если дословно перевести это выражение с английского языка, получится «кибер-травля ». То есть, травля в пределах World Wide Web. Этот термин возник в 2000-х годах и напрямую связан с повсеместным распространением Интернета. «Целевая аудитория» участников кибербуллинга - подростки в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, ведущие активную онлайн-жизнь и пользующиеся множеством социальных сетей. Если говорить о гендерном признаке, то стоит отметить, что этому феномену больше подвержены представители женского пола.
Кибербуллинг сегодня - универсальный способ самоутвердиться в обществе. Это не стоит практически никаких денег, доступ в Интернет есть практически у каждого, и по результатам деятельности очень сложно вычислить исполнителя. В результате кибербуллинг приобретает особую популярность именно среди подростков, для которых, с одной стороны, очень важно добиться общественного признания, с другой стороны, у них зачастую не хватает ресурсов, сил и терпения, чтобы утвердиться самостоятельно.
Вследствие этого среди тинейджеров крайне популярно самоутверждение за счет окружающих, построенное на принципе «самовозвышения» за счет унижения других в глазах окружающих.
Известно, что травля среди подростков была популярна всегда. Вместе с развитием Интернета и, в особенности, социальных сетей развивается и травля в онлайн-среде.
По данным последних исследований , жертвами травли в Интернете становятся более 20% всех учащихся средних учебных заведений. Естественно, в основном это явление распространено в развитых странах: США, Канаде и европейских государствах, где уровень распространения Интернета превосходит 90%. Таким образом, кибербуллингу подвержен практически каждый пятый ребенок на планете.
Немаловажный аспект этой проблемы заключается в практически нулевой ее изученности и очень малом уровне осведомленности населения. Однако со временем появляется все больше организаций, готовых бороться с данным аспектом этой проблемы. К сожалению, основная часть источников, посвященных феномену кибербуллинга, является англоязычными и пока что не переведена на русский язык. В связи с этим данное исследование будет опираться преимущественно на иностранную литературу (выражая, однако, надежду, что в ближайшее время в нашей стране также появятся источники, позволяющие широкому кругу читателей ознакомиться с различными аспектами данной проблемы).
Актуальность данного исследования можно проиллюстрировать на одном факте: в английском языке существует особый термин - «bullycide», смесь слов «буллинг» и «суицид». По данным исследований , «буллицид» занимает третье место в списке причин смерти подростков в Соединенных Штатах на сегодняшний день. То есть, это третья по популярности причина смерти школьников в США на сегодняшний день. В других странах ситуация приближается к таким же показателям. Безусловно, буллицид не всегда является следствием исключительно травли в Сети, однако кибербуллинг играет большую роль в распространении этого явления.
Феномен кибербуллинга тесно связан с проблемой анонимности в Интернете: с одной стороны, анонимность является одной из ведущих ценностей Интернет-среды, с другой стороны, интернет-мошенники, в том числе, занимающиеся кибербуллингом, активно пользуются этой ценностью в своих корыстных целях. В этом ключе проблема двойственной природы анонимности в Глобальной Сети также обуславливает актуальность данной работы.
Темой работы является исследование кибербуллинга как феномена интернет-коммуникации в современном информационном пространстве.
Объектом данного исследования можно назвать межличностную коммуникацию в информационной среде Интернет, а предметом - ключевые характеристики кибербуллинга как вида коммуникации и особенности поведения участников данной коммуникации.
Цель данной работы - анализ существующих научных исследований по данной теме для составления наиболее полной и объективной картины происходящего в области кибербуллинга на сегодняшний день. Данная работа призвана развить у широкой аудитории и представителей средств массовой информации понимание ключевых особенностей исследуемого феномена и его значимости в Интернет-среде.
Поставленная в данной работе цель обуславливает возникновение ряда задач, попытка решения которых будет предпринята в дальнейшем исследовании:
• формулирование полного определения понятия «кибербуллинг» и его ключевых особенностей, классификация различных видов травли в Интернете;
• анализ существующих практических исследований в данной области и материалов в средствах массовой информации;
• выработка рекомендаций для представителей СМИ по информированию аудитории о данной проблеме.
Как было упомянуто выше, один из факторов, увеличивающих серьезность проблемы травли в Интернете, состоит в очень низком уровне информированности населения. Практически единственным случаем, когда кибербуллинг попадает в поле зрения медиа, является подростковый суицид на почве травли в Сети. До тех пор, пока дело не принимает настолько серьезный оборот, средства массовой информации, как правило, игнорируют существование данной проблемы.
В 2012 году Роспотребнадзор принял закон об информации , в рамках которого был создан Единый реестр сайтов, содержащих в себе запрещенную информацию. Согласно законодательству, к числу запрещенной к публикации информации относятся и причины суицида.
Таким образом, средствам массовой информации было запрещено говорить о причинах самоубийств, а значит, и о травле в Интернете в этом ключе. В результате возникает риск полного исчезновения информации о проблеме травли в Глобальной Сети в российских СМИ. При этом сама проблема не может быть решена посредством умалчивания о ее существовании. Рабочая гипотеза данного исследования состоит в том, что в отечественных СМИ настолько мало освещается проблема онлайн- коммуникации, что на сегодняшний день до сих пор не был выработан русскоязычный синоним слова “cyberbullying”, при этом принятое законодательство относительно освещения причин самоубийств делает фактически неразрешимой проблему привлечения внимания к феномену травли в Интернете, что требует проведения дополнительных кампаний в СМИ по акцентированию внимания на описанной проблеме.
Первая глава данного исследования будет посвящена подробному ознакомлению с понятием «кибербуллинг» и анализу его основных характеристик как феномена интернет-коммуникации, будет рассмотрена история появления и развития данного феномена, выделена «целевая аудитория» Интернет-нападков, будут исследованы основные предпосылки появления и распространения травли в Интернете, а также классифицированы различные виды кибербуллинга.
Во второй части работы будут проанализированы результаты существующих на сегодняшний день практических исследований в данной области, а также приведены примеры и произведен систематический анализ тематических публикаций в средствах массовой информации за последний год.
Научная новизна исследования состоит в его роли «первооткрывателя» в этой области на русском языке. На данный момент в российском научном сообществе не проводились исследования Интернет- среды с точки зрения кибербуллинга.
Основными методами данного исследования являются анализ существующих источников, синтез данных, сравнение и сопоставление результатов различных исследований, систематизация и индукция.
Эмпирическая база исследования. Основным материалом для анализа послужили публикации практических исследований, проводившихся в Соединенных Штатах Америки, так как Соединенные Штаты предоставляют в открытый доступ наиболее полную и «свежую» информацию о результатах социологических исследований на территории своей страны, поэтому в основу данной работы легли преимущественно именно американские исследования.
В разговоре о теоретической базе исследования стоит отдельно отметить несколько работ, сыгравших наиболее значимую роль в процессе исследования. В первую очередь, это социологические исследования Cyberbullying Research Center, проведенные S. Hinduja и J.W. Patchin . Также большую роль сыграли исследования M. Ybarra, одиночные и в соавторстве с J.K. Mitchell 10. Отдельно стоит отметить теоретические работы
R.M. Kowalski и S.P. Limber 11 . Среди русскоязычных исследований
последних лет хотелось бы отметить работу Вавренюк Е.А. и Бай Е.А. «Психологическое насилие в подростковой среде: проблема и способы решения» , в которой подробно разбираются особенности травли в офлайн- среде, с которыми необходимо ознакомиться, прежде чем приступать к исследованию травли в Интернете.
В рамках проведения исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Кибербуллинг - одна из глобальных проблем современности, со временем получающая все более широкое распространение, как в плане географии распространения, так и в плане «целевой аудитории»;
2. В вирутальном пространстве явление травли приобретает новые характеристики и специфику, что делает феномен кибербуллинга все более опасным;
3. Будучи одной из важнейших ценностей пользователя в Интернете, анонимность тем не менее представляет собой и большую опасность, делая кибербуллинг практически «безнаказанной» деятельностью.
Кибербуллинг: определение понятия и основные характеристики
Разбираясь в терминологии: «моббинг», «буллинг» и приставка «кибер»
Немецкий ученый Лейманн в 1993 году выделил понятие «моббинг»: по его объяснениям, это негативная коммуникация, направленная против какого-либо человека, характеризующаяся определенной периодичностью (хотя бы раз в неделю) и происходящая в течение длительного промежутка времени (как минимум, полугода).
Понятие буллинг - схожее с понятием моббинг. Буллингом обычно называют постоянные проявления агрессии, исходящие от группы лиц или от одного человека, направленные против жертвы, которая не может с легкостью себя защитить по тем или иным причинам. Такое определение предлагается в исследовании И.Уитни и П.Смита 1993 года . В своем исследовании они также обращают особое внимание на «систематический дисбаланс силы» при проявлении буллинга.
Исследуемое явление напрямую связано с проблемой социального неравенства. В современном мире разрыв между различными слоями населения усугубляется с каждым годом. И между разными социальными группами возникают всё более и более сложные взаимоотношения. Конфликты с течением времени становятся всё более острыми.
Явление, исследование которого будет проводиться в данной работе, имеет место в новой информационной среде - пространстве World Wide Web. Среда эта появилась сравнительно недавно, но со временем играет всё более значимую роль в повседневной жизни людей. Информационное пространство интернета имеет свои ключевые особенности, благодаря которым коммуникация в нем значительно отличается от других видов коммуникации.
В рамках обычной (офлайновой) межличностной коммуникации часто возникает проблема так называемого буллинга [от англ. bullying - запугивание, издевательство ]. Буллинг с точки зрения психологии - «травля» в отношении одного человека со стороны другого человека или группы лиц.
Значительная часть буллинга приходится на возрастную группу подростков, однако случаи травли можно наблюдать и во взрослой среде: к примеру, в армии (дедовщина - тоже разновидность буллинга) или в рабочих коллективах.
В данной работе будет рассмотрена определенная разновидность буллинга - cyberbullying. Cyberbullying - явление, происходящее при переходе коммуникации в Интернет-среду.
Что же такое кибербуллинг? Если дословно перевести это выражение с английского языка, получится «кибер-травля ». То есть, травля в пределах World Wide Web. Этот термин возник в 2000-х годах и напрямую связан с повсеместным распространением Интернета. «Целевая аудитория» участников кибербуллинга - подростки в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, ведущие активную онлайн-жизнь и пользующиеся множеством социальных сетей. Если говорить о гендерном признаке, то стоит отметить, что этому феномену больше подвержены представители женского пола.
Кибербуллинг сегодня - универсальный способ самоутвердиться в обществе. Это не стоит практически никаких денег, доступ в Интернет есть практически у каждого, и по результатам деятельности очень сложно вычислить исполнителя. В результате кибербуллинг приобретает особую популярность именно среди подростков, для которых, с одной стороны, очень важно добиться общественного признания, с другой стороны, у них зачастую не хватает ресурсов, сил и терпения, чтобы утвердиться самостоятельно.
Вследствие этого среди тинейджеров крайне популярно самоутверждение за счет окружающих, построенное на принципе «самовозвышения» за счет унижения других в глазах окружающих.
Известно, что травля среди подростков была популярна всегда. Вместе с развитием Интернета и, в особенности, социальных сетей развивается и травля в онлайн-среде.
По данным последних исследований , жертвами травли в Интернете становятся более 20% всех учащихся средних учебных заведений. Естественно, в основном это явление распространено в развитых странах: США, Канаде и европейских государствах, где уровень распространения Интернета превосходит 90%. Таким образом, кибербуллингу подвержен практически каждый пятый ребенок на планете.
Немаловажный аспект этой проблемы заключается в практически нулевой ее изученности и очень малом уровне осведомленности населения. Однако со временем появляется все больше организаций, готовых бороться с данным аспектом этой проблемы. К сожалению, основная часть источников, посвященных феномену кибербуллинга, является англоязычными и пока что не переведена на русский язык. В связи с этим данное исследование будет опираться преимущественно на иностранную литературу (выражая, однако, надежду, что в ближайшее время в нашей стране также появятся источники, позволяющие широкому кругу читателей ознакомиться с различными аспектами данной проблемы).
Актуальность данного исследования можно проиллюстрировать на одном факте: в английском языке существует особый термин - «bullycide», смесь слов «буллинг» и «суицид». По данным исследований , «буллицид» занимает третье место в списке причин смерти подростков в Соединенных Штатах на сегодняшний день. То есть, это третья по популярности причина смерти школьников в США на сегодняшний день. В других странах ситуация приближается к таким же показателям. Безусловно, буллицид не всегда является следствием исключительно травли в Сети, однако кибербуллинг играет большую роль в распространении этого явления.
Феномен кибербуллинга тесно связан с проблемой анонимности в Интернете: с одной стороны, анонимность является одной из ведущих ценностей Интернет-среды, с другой стороны, интернет-мошенники, в том числе, занимающиеся кибербуллингом, активно пользуются этой ценностью в своих корыстных целях. В этом ключе проблема двойственной природы анонимности в Глобальной Сети также обуславливает актуальность данной работы.
Темой работы является исследование кибербуллинга как феномена интернет-коммуникации в современном информационном пространстве.
Объектом данного исследования можно назвать межличностную коммуникацию в информационной среде Интернет, а предметом - ключевые характеристики кибербуллинга как вида коммуникации и особенности поведения участников данной коммуникации.
Цель данной работы - анализ существующих научных исследований по данной теме для составления наиболее полной и объективной картины происходящего в области кибербуллинга на сегодняшний день. Данная работа призвана развить у широкой аудитории и представителей средств массовой информации понимание ключевых особенностей исследуемого феномена и его значимости в Интернет-среде.
Поставленная в данной работе цель обуславливает возникновение ряда задач, попытка решения которых будет предпринята в дальнейшем исследовании:
• формулирование полного определения понятия «кибербуллинг» и его ключевых особенностей, классификация различных видов травли в Интернете;
• анализ существующих практических исследований в данной области и материалов в средствах массовой информации;
• выработка рекомендаций для представителей СМИ по информированию аудитории о данной проблеме.
Как было упомянуто выше, один из факторов, увеличивающих серьезность проблемы травли в Интернете, состоит в очень низком уровне информированности населения. Практически единственным случаем, когда кибербуллинг попадает в поле зрения медиа, является подростковый суицид на почве травли в Сети. До тех пор, пока дело не принимает настолько серьезный оборот, средства массовой информации, как правило, игнорируют существование данной проблемы.
В 2012 году Роспотребнадзор принял закон об информации , в рамках которого был создан Единый реестр сайтов, содержащих в себе запрещенную информацию. Согласно законодательству, к числу запрещенной к публикации информации относятся и причины суицида.
Таким образом, средствам массовой информации было запрещено говорить о причинах самоубийств, а значит, и о травле в Интернете в этом ключе. В результате возникает риск полного исчезновения информации о проблеме травли в Глобальной Сети в российских СМИ. При этом сама проблема не может быть решена посредством умалчивания о ее существовании. Рабочая гипотеза данного исследования состоит в том, что в отечественных СМИ настолько мало освещается проблема онлайн- коммуникации, что на сегодняшний день до сих пор не был выработан русскоязычный синоним слова “cyberbullying”, при этом принятое законодательство относительно освещения причин самоубийств делает фактически неразрешимой проблему привлечения внимания к феномену травли в Интернете, что требует проведения дополнительных кампаний в СМИ по акцентированию внимания на описанной проблеме.
Первая глава данного исследования будет посвящена подробному ознакомлению с понятием «кибербуллинг» и анализу его основных характеристик как феномена интернет-коммуникации, будет рассмотрена история появления и развития данного феномена, выделена «целевая аудитория» Интернет-нападков, будут исследованы основные предпосылки появления и распространения травли в Интернете, а также классифицированы различные виды кибербуллинга.
Во второй части работы будут проанализированы результаты существующих на сегодняшний день практических исследований в данной области, а также приведены примеры и произведен систематический анализ тематических публикаций в средствах массовой информации за последний год.
Научная новизна исследования состоит в его роли «первооткрывателя» в этой области на русском языке. На данный момент в российском научном сообществе не проводились исследования Интернет- среды с точки зрения кибербуллинга.
Основными методами данного исследования являются анализ существующих источников, синтез данных, сравнение и сопоставление результатов различных исследований, систематизация и индукция.
Эмпирическая база исследования. Основным материалом для анализа послужили публикации практических исследований, проводившихся в Соединенных Штатах Америки, так как Соединенные Штаты предоставляют в открытый доступ наиболее полную и «свежую» информацию о результатах социологических исследований на территории своей страны, поэтому в основу данной работы легли преимущественно именно американские исследования.
В разговоре о теоретической базе исследования стоит отдельно отметить несколько работ, сыгравших наиболее значимую роль в процессе исследования. В первую очередь, это социологические исследования Cyberbullying Research Center, проведенные S. Hinduja и J.W. Patchin . Также большую роль сыграли исследования M. Ybarra, одиночные и в соавторстве с J.K. Mitchell 10. Отдельно стоит отметить теоретические работы
R.M. Kowalski и S.P. Limber 11 . Среди русскоязычных исследований
последних лет хотелось бы отметить работу Вавренюк Е.А. и Бай Е.А. «Психологическое насилие в подростковой среде: проблема и способы решения» , в которой подробно разбираются особенности травли в офлайн- среде, с которыми необходимо ознакомиться, прежде чем приступать к исследованию травли в Интернете.
В рамках проведения исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Кибербуллинг - одна из глобальных проблем современности, со временем получающая все более широкое распространение, как в плане географии распространения, так и в плане «целевой аудитории»;
2. В вирутальном пространстве явление травли приобретает новые характеристики и специфику, что делает феномен кибербуллинга все более опасным;
3. Будучи одной из важнейших ценностей пользователя в Интернете, анонимность тем не менее представляет собой и большую опасность, делая кибербуллинг практически «безнаказанной» деятельностью.
Кибербуллинг: определение понятия и основные характеристики
Разбираясь в терминологии: «моббинг», «буллинг» и приставка «кибер»
Немецкий ученый Лейманн в 1993 году выделил понятие «моббинг»: по его объяснениям, это негативная коммуникация, направленная против какого-либо человека, характеризующаяся определенной периодичностью (хотя бы раз в неделю) и происходящая в течение длительного промежутка времени (как минимум, полугода).
Понятие буллинг - схожее с понятием моббинг. Буллингом обычно называют постоянные проявления агрессии, исходящие от группы лиц или от одного человека, направленные против жертвы, которая не может с легкостью себя защитить по тем или иным причинам. Такое определение предлагается в исследовании И.Уитни и П.Смита 1993 года . В своем исследовании они также обращают особое внимание на «систематический дисбаланс силы» при проявлении буллинга.
В результате исследования была сформирована картина происходящего в области кибербуллинга на сегодняшний день. Было установлено, что травля в Интернете распространена по всему миру, но наиболее характерна для развитых стран Северной Америки, Европы и Азии, отличающихся высоким уровнем развития Интернета.
Феномен кибербуллинга встречается в различных социальных средах, однако подавляющее большинство случаев травли в Глобальной Сети приходится на подростковую среду, чаще всего жертвами нападков в Интернете становятся дети в возрасте от 12 до 15 лет. При этом девочки становятся жертвами буллинга в онлайн-среде чаще, чем мальчики. Подростки, страдающие от буллинга, испытывают злобу, разочарование, смущение, унижение и страх. Этот спектр эмоций может привести к самым разнообразным последствиям - от достаточно безобидных до очень опасных: жертвы буллинга замыкаются в себе, начинают пропускать занятия в школе, попадают под влияние курения, алкоголя и наркотиков, показывают склонность к девиантному поведению и мелкому хулиганству. В отдельных случаях травля в Интернете (особенно, вкупе с рядом других факторов) становится причиной суицида.
Буллинг в Интернете часто сопровождается травлей в реальной жизни, и наоборот. Вследствие этого образуется определенная категория «двойных» жертв, подвергающихся нападкам не только в онлайн, но и в офлайн среде.
На данный момент в средствах массовой информации не существует каких-либо соглашений относительно того, как именно освещать проблему травли в Интернете. Зарубежные медиа поднимают данную проблему достаточно часто, рассматривая ее с разных позиций, уделяя отдельное внимание предпосылкам, причинам появления исследуемого феномена, формулируя определенные советы для подростков и родителей. Однако все равно основной посылкой к освещению проблемы кибербуллинга на сегодняшний день остается подростковый суицид на почве травли.
Безусловно, насилие, приводящее к самоубийству, - серьезная проблема, требующая огласки. Однако необходимо освещать проблему травли в Глобальной Сети не только после ряда подростковых самоубийств. И с этим, к сожалению, возникают определенные сложности, даже в зарубежных средствах массовой информации.
В отечественных СМИ ситуация еще хуже. Проблема травли в Интернете освещается здесь настолько слабо, что до сих пор не был выработан устойчивый перевод термина “cyberbullying”. К вопросу кибербуллинга в России обращаются единицы, и освещение этого вопроса появляется только в онлайн-СМИ, ни печатные, ни аудиовизуальные медиа не затрагивали эту проблематику в своих материалах.
Целевая аудитория материалов о травле в Интернете - подростки и их родители. При этом для многих родителей нынешних подростков ведущим типом медиа до сих пор является телевидение. Получается, что у них нет практически никакой возможности узнать о существовании проблемы кибербуллинга.
Усугубляет текущую ситуацию и закон Роспотребнадзора, упоминавшийся выше, согласно которому СМИ запрещается называть причины самоубийства. Благодаря данному закону и без того невысокие шансы для широкой аудитории узнать о существовании феномена кибербуллинга, представляющего серьезную угрозу для их детей, приблизились к нулю.
Безусловно, СМИ - важный инструмент борьбы с различными общественными проблемами, и задача журналистов - сделать так, чтобы этот инструмент работал. На данный момент средства массовой информации в России практически никак не помогают бороться с проблемой кибербуллинга, попросту игнорируя ее существование.
В данном ключе первостепенная задача заключается в образовательной деятельности по отношению к широкой аудитории. Следует информировать общество о существовании такого вида онлайн-коммуникации, предупреждая о ее опасности и угрозах, связанных с широким распространением травли в Интернете среди подрастающего поколения. Необходимо своевременно информировать аудиторию о текущей ситуации, проводя социологические исследования и публикуя их результаты. Следует помимо этого разработать ряд рекомендаций для родителей и для подростков, ставших жертвами Интернет-травли, по борьбе с кибербуллингом.
Еще один немаловажный аспект решения поставленной проблемы - проведение различного рода антибуллинговых кампаний: публикации серии материалов, PR-акции, создания образовательных порталов, проведения конференций и круглых столов, посвященных этой теме. Открытый дискурс всегда служит важным шагом на пути к решению возникшей проблемы.
Если же говорить о глобальном уровне решения проблемы кибербуллинга, то стоит отметить, что здесь также возникает ряд сложностей. Первая из них - проблемы с законодательством. Как уже говорилось ранее, одна их ключевых характеристик Интернет-среды - анонимность. Это означает, что ответственность за доведение до самоубийства возложить на кого-либо достаточно сложно. Да и в принципе доказать, что именно текстовые сообщения на экране компьютера или смартфона стали причиной такой трагедии, остается достаточно проблематично. Законодательное же ограничение онлайн-коммуникации (в качестве превентивной меры) попросту не представляется возможным в рамках сегодняшних реалий онлайн-мира со свободой слова и мнения.
Второй пласт проблем, с которыми сталкиваются ученые при попытке найти универсальное решение данной проблемы - психологические проблемы. В первую очередь, это взаимоотношения между детьми и взрослыми. Дети практически никогда не рассказывают взрослым (родителям, старшим братьям/сестрам, учителям и воспитателям в школе) о том, что их действительно беспокоит. Зачастую дети боятся столкнуться с непониманием и неприятием со стороны взрослых и испытывают страх, что их проблемы не будут восприняты всерьез. Эти проблемы основаны на разнице поколений и на кризисе доверия между детьми и родителями. Соответственно, и решаться они должны в первую очередь на уровне взаимоотношений внутри семьи. Одна из важнейших задач для родителей сегодня - с самого раннего детства воспитать в своих детях доверительное отношение к себе. Потому что родители - именно те люди, которые могут и должны в нужный момент прийти на помощь своему ребенку, выслушать и поддержать его, а также уберечь от возможных страшных последствий.
Рассмотрев все возникающие при решении проблемы кибербуллинга сложности, можно сделать вывод, что для продуктивной борьбы с травлей в онлайн-среде необходим комплексный подход, предполагающий определенные шаги как «снизу» (на уровне семьи), так и «сверху» (на уровне законодательства). И еще одна важнейшая задача медиа - «подтолкнуть» общество к этим шагам.
Если говорить о прогнозах развития ситуации, отталкиваясь от текущей статистики, можно предположить, что в ближайшее время феномен кибербуллинга будет, к сожалению, только набирать популярность, так как он напрямую зависит от интернетизации населения, а ее уровень пока что неизменно растет. Вместе с тем появляется все больше антибуллинговых кампаний по миру, что дает право строить и оптимистичные прогнозы относительно будущего кибербуллинга. Публикация данного исследования на открытом научном портале также является шагом на пути к решению проблемы. С точки зрения русскоязычного информационного пространства, на данный момент отсутствует группа источников, освещающих проблему травли в Интернете, но не привязанных к проблеме подросткового суицида. Данное исследование является одним из таких источников, и автор надеется, что его публикация привлечет внимание СМИ и общественности к высказанной проблеме и станет стимулом для появления дальнейших материалов, посвященных феномену травли в Интернете.
За пределами работы осталось достаточно много аспектов, подробный разбор которых выходит далеко за рамки текущего исследования. Так, отдельный интерес представляет законодательство относительно интернет- коммуникации в различных государствах, проведение статистических исследований в области травли в Интернете в нашем государстве, а также детальный анализ существующих сегодня антибуллинговых интернет- кампаний. Эти отрасли представляют собой перспективы дальнейших научных исследований в области кибербуллинга.
Феномен кибербуллинга встречается в различных социальных средах, однако подавляющее большинство случаев травли в Глобальной Сети приходится на подростковую среду, чаще всего жертвами нападков в Интернете становятся дети в возрасте от 12 до 15 лет. При этом девочки становятся жертвами буллинга в онлайн-среде чаще, чем мальчики. Подростки, страдающие от буллинга, испытывают злобу, разочарование, смущение, унижение и страх. Этот спектр эмоций может привести к самым разнообразным последствиям - от достаточно безобидных до очень опасных: жертвы буллинга замыкаются в себе, начинают пропускать занятия в школе, попадают под влияние курения, алкоголя и наркотиков, показывают склонность к девиантному поведению и мелкому хулиганству. В отдельных случаях травля в Интернете (особенно, вкупе с рядом других факторов) становится причиной суицида.
Буллинг в Интернете часто сопровождается травлей в реальной жизни, и наоборот. Вследствие этого образуется определенная категория «двойных» жертв, подвергающихся нападкам не только в онлайн, но и в офлайн среде.
На данный момент в средствах массовой информации не существует каких-либо соглашений относительно того, как именно освещать проблему травли в Интернете. Зарубежные медиа поднимают данную проблему достаточно часто, рассматривая ее с разных позиций, уделяя отдельное внимание предпосылкам, причинам появления исследуемого феномена, формулируя определенные советы для подростков и родителей. Однако все равно основной посылкой к освещению проблемы кибербуллинга на сегодняшний день остается подростковый суицид на почве травли.
Безусловно, насилие, приводящее к самоубийству, - серьезная проблема, требующая огласки. Однако необходимо освещать проблему травли в Глобальной Сети не только после ряда подростковых самоубийств. И с этим, к сожалению, возникают определенные сложности, даже в зарубежных средствах массовой информации.
В отечественных СМИ ситуация еще хуже. Проблема травли в Интернете освещается здесь настолько слабо, что до сих пор не был выработан устойчивый перевод термина “cyberbullying”. К вопросу кибербуллинга в России обращаются единицы, и освещение этого вопроса появляется только в онлайн-СМИ, ни печатные, ни аудиовизуальные медиа не затрагивали эту проблематику в своих материалах.
Целевая аудитория материалов о травле в Интернете - подростки и их родители. При этом для многих родителей нынешних подростков ведущим типом медиа до сих пор является телевидение. Получается, что у них нет практически никакой возможности узнать о существовании проблемы кибербуллинга.
Усугубляет текущую ситуацию и закон Роспотребнадзора, упоминавшийся выше, согласно которому СМИ запрещается называть причины самоубийства. Благодаря данному закону и без того невысокие шансы для широкой аудитории узнать о существовании феномена кибербуллинга, представляющего серьезную угрозу для их детей, приблизились к нулю.
Безусловно, СМИ - важный инструмент борьбы с различными общественными проблемами, и задача журналистов - сделать так, чтобы этот инструмент работал. На данный момент средства массовой информации в России практически никак не помогают бороться с проблемой кибербуллинга, попросту игнорируя ее существование.
В данном ключе первостепенная задача заключается в образовательной деятельности по отношению к широкой аудитории. Следует информировать общество о существовании такого вида онлайн-коммуникации, предупреждая о ее опасности и угрозах, связанных с широким распространением травли в Интернете среди подрастающего поколения. Необходимо своевременно информировать аудиторию о текущей ситуации, проводя социологические исследования и публикуя их результаты. Следует помимо этого разработать ряд рекомендаций для родителей и для подростков, ставших жертвами Интернет-травли, по борьбе с кибербуллингом.
Еще один немаловажный аспект решения поставленной проблемы - проведение различного рода антибуллинговых кампаний: публикации серии материалов, PR-акции, создания образовательных порталов, проведения конференций и круглых столов, посвященных этой теме. Открытый дискурс всегда служит важным шагом на пути к решению возникшей проблемы.
Если же говорить о глобальном уровне решения проблемы кибербуллинга, то стоит отметить, что здесь также возникает ряд сложностей. Первая из них - проблемы с законодательством. Как уже говорилось ранее, одна их ключевых характеристик Интернет-среды - анонимность. Это означает, что ответственность за доведение до самоубийства возложить на кого-либо достаточно сложно. Да и в принципе доказать, что именно текстовые сообщения на экране компьютера или смартфона стали причиной такой трагедии, остается достаточно проблематично. Законодательное же ограничение онлайн-коммуникации (в качестве превентивной меры) попросту не представляется возможным в рамках сегодняшних реалий онлайн-мира со свободой слова и мнения.
Второй пласт проблем, с которыми сталкиваются ученые при попытке найти универсальное решение данной проблемы - психологические проблемы. В первую очередь, это взаимоотношения между детьми и взрослыми. Дети практически никогда не рассказывают взрослым (родителям, старшим братьям/сестрам, учителям и воспитателям в школе) о том, что их действительно беспокоит. Зачастую дети боятся столкнуться с непониманием и неприятием со стороны взрослых и испытывают страх, что их проблемы не будут восприняты всерьез. Эти проблемы основаны на разнице поколений и на кризисе доверия между детьми и родителями. Соответственно, и решаться они должны в первую очередь на уровне взаимоотношений внутри семьи. Одна из важнейших задач для родителей сегодня - с самого раннего детства воспитать в своих детях доверительное отношение к себе. Потому что родители - именно те люди, которые могут и должны в нужный момент прийти на помощь своему ребенку, выслушать и поддержать его, а также уберечь от возможных страшных последствий.
Рассмотрев все возникающие при решении проблемы кибербуллинга сложности, можно сделать вывод, что для продуктивной борьбы с травлей в онлайн-среде необходим комплексный подход, предполагающий определенные шаги как «снизу» (на уровне семьи), так и «сверху» (на уровне законодательства). И еще одна важнейшая задача медиа - «подтолкнуть» общество к этим шагам.
Если говорить о прогнозах развития ситуации, отталкиваясь от текущей статистики, можно предположить, что в ближайшее время феномен кибербуллинга будет, к сожалению, только набирать популярность, так как он напрямую зависит от интернетизации населения, а ее уровень пока что неизменно растет. Вместе с тем появляется все больше антибуллинговых кампаний по миру, что дает право строить и оптимистичные прогнозы относительно будущего кибербуллинга. Публикация данного исследования на открытом научном портале также является шагом на пути к решению проблемы. С точки зрения русскоязычного информационного пространства, на данный момент отсутствует группа источников, освещающих проблему травли в Интернете, но не привязанных к проблеме подросткового суицида. Данное исследование является одним из таких источников, и автор надеется, что его публикация привлечет внимание СМИ и общественности к высказанной проблеме и станет стимулом для появления дальнейших материалов, посвященных феномену травли в Интернете.
За пределами работы осталось достаточно много аспектов, подробный разбор которых выходит далеко за рамки текущего исследования. Так, отдельный интерес представляет законодательство относительно интернет- коммуникации в различных государствах, проведение статистических исследований в области травли в Интернете в нашем государстве, а также детальный анализ существующих сегодня антибуллинговых интернет- кампаний. Эти отрасли представляют собой перспективы дальнейших научных исследований в области кибербуллинга.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГУЛЯТОРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В СВЯЗИ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ БУЛЛИНГА У
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ТРАВЛЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019



