ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ О ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования
этнокультуроведческой компетенции младших
школьников средствами учебного предмета «Русский язык» 8
1.1. Понятие «этнокультуроведческой компетенции» в системе
языкового образования 8
1.2. Лингвистические основы этнокультуроведческого подхода к
изучению русского языка 12
1.3. Православная составляющая этнокультуроведческой
компетенции 17
Глава 2. Методические основы формирования
этнокультуроведческой компетенции младших
школьников посредством использования текстов православной тематики 23
2.1. Текстоцентрический подход к урокам русского языка 23
2.2. Анализ программ и учебно-методических комплектов по русскому языку для начальной школы в этнокультурном аспекте 28
2.3. Обзор методической литературы по проблеме формирования
этнокультуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка 36
2.4 Экспериментальная работа по формированию этнокультуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка (на материале текстов о православной культуре) 45
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 62
Глава 1. Теоретические основы формирования
этнокультуроведческой компетенции младших
школьников средствами учебного предмета «Русский язык» 8
1.1. Понятие «этнокультуроведческой компетенции» в системе
языкового образования 8
1.2. Лингвистические основы этнокультуроведческого подхода к
изучению русского языка 12
1.3. Православная составляющая этнокультуроведческой
компетенции 17
Глава 2. Методические основы формирования
этнокультуроведческой компетенции младших
школьников посредством использования текстов православной тематики 23
2.1. Текстоцентрический подход к урокам русского языка 23
2.2. Анализ программ и учебно-методических комплектов по русскому языку для начальной школы в этнокультурном аспекте 28
2.3. Обзор методической литературы по проблеме формирования
этнокультуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка 36
2.4 Экспериментальная работа по формированию этнокультуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка (на материале текстов о православной культуре) 45
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 62
Современная стратегия развития российской школы, направленная на формирование духовно богатой, нравственной, образованной и творческой личности, на продолжение национальных традиций, укрепление исторической преемственности поколений, диктует необходимость обновления филологического образования, в частности, обновленного содержания русского языка как учебного
предмета в начальной школе, реализующего этнокультуроведческие функции
образования, придания ему действительно национального характера.
Язык теснейшим образом связан с национальной культурой: он прорастает
в нее, развивается в ней и выражает ее. В силу своего особого положения в
системе культуры язык содержит огромные возможности в плане воспитания и
развития личности. Постигая язык своего народа, человек усваивает параметры
своей культурной идентичности. И поэтому современная лингводидактика активно развивает мысль о культурноформирующей функции лингвистического
образования. Поскольку через языковую картину мира отражается мир этноса,
система национальных ценностей, то можно утверждать, что язык формирует
своего носителя, его менталитет. Языковое образование школьников должно
формировать этнокультуроведческую компетенцию учащихся, конечная цель
которой – «осознание значимости родного языка в жизни народа, формирование
национального самосознания и общероссийского гражданского сознания» (Е.А.
Быстрова).
Воспитание языковой личности в культурологическом аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода – включение этнокультуроведческого материала в ткань уроков
родного языка, то есть такого материала, который позволит формировать русскую языковую личность. Поэтому программы по русскому языку, Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования4
предполагает включение этнокультурного материала, который будет способствовать этнокультуроведческому образованию учащихся. «Под этнокультуроведческим образованием учащихся понимают овладение ими основами народной
культуры (содержание основных составляющих этнокультуры: традиций, обычаев, праздников, устного народного творчества, символов и др.), умение анализировать тексты, содержащие этнокультуроведческие сведения, усвоение этнокультуроведческой лексики» (Яковлева, 2016, 4). Именно такое образование будет способствовать формированию этнокультуроведческой компетенции учащихся, которая сегодня является одной из важнейших целей обучения родному
языку.
Православие является важнейшей частью духовного мира русского человека. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю
российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому считаем, что в процессе формирования этнокультуроведческой компетенции нельзя обойтись без
учета этноконфессионального аспекта. Следует отметить, что формирование религиозно-культурного компонента образования требует решения различных
проблем и вызывает многочисленные дискуссии. Обращение к традициям православного образования осложняется еще не сложившимся современным опытом диалога церкви и школы. Накопление опыта происходит в трудах целого
ряда современных философов, психологов, педагогов (см., например, работы
Е.П. Белозерцева, С.Г. Макеевой, В.Ю. Троицкого и др.). Нам близки позиции
представителей культурологического подхода к религиозному просвещению, которые считают, что «если цель образования заключается в формировании широко эрудированной, самоопределяющейся личности, то в содержание образования должна быть включена и область религии как важнейшая из составных частей человеческой культуры, содержащая объективные знания, а не атеистически-нигилистические или исповедально-апологетические» (Макеева, 2012, 31).
предмета в начальной школе, реализующего этнокультуроведческие функции
образования, придания ему действительно национального характера.
Язык теснейшим образом связан с национальной культурой: он прорастает
в нее, развивается в ней и выражает ее. В силу своего особого положения в
системе культуры язык содержит огромные возможности в плане воспитания и
развития личности. Постигая язык своего народа, человек усваивает параметры
своей культурной идентичности. И поэтому современная лингводидактика активно развивает мысль о культурноформирующей функции лингвистического
образования. Поскольку через языковую картину мира отражается мир этноса,
система национальных ценностей, то можно утверждать, что язык формирует
своего носителя, его менталитет. Языковое образование школьников должно
формировать этнокультуроведческую компетенцию учащихся, конечная цель
которой – «осознание значимости родного языка в жизни народа, формирование
национального самосознания и общероссийского гражданского сознания» (Е.А.
Быстрова).
Воспитание языковой личности в культурологическом аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода – включение этнокультуроведческого материала в ткань уроков
родного языка, то есть такого материала, который позволит формировать русскую языковую личность. Поэтому программы по русскому языку, Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования4
предполагает включение этнокультурного материала, который будет способствовать этнокультуроведческому образованию учащихся. «Под этнокультуроведческим образованием учащихся понимают овладение ими основами народной
культуры (содержание основных составляющих этнокультуры: традиций, обычаев, праздников, устного народного творчества, символов и др.), умение анализировать тексты, содержащие этнокультуроведческие сведения, усвоение этнокультуроведческой лексики» (Яковлева, 2016, 4). Именно такое образование будет способствовать формированию этнокультуроведческой компетенции учащихся, которая сегодня является одной из важнейших целей обучения родному
языку.
Православие является важнейшей частью духовного мира русского человека. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю
российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому считаем, что в процессе формирования этнокультуроведческой компетенции нельзя обойтись без
учета этноконфессионального аспекта. Следует отметить, что формирование религиозно-культурного компонента образования требует решения различных
проблем и вызывает многочисленные дискуссии. Обращение к традициям православного образования осложняется еще не сложившимся современным опытом диалога церкви и школы. Накопление опыта происходит в трудах целого
ряда современных философов, психологов, педагогов (см., например, работы
Е.П. Белозерцева, С.Г. Макеевой, В.Ю. Троицкого и др.). Нам близки позиции
представителей культурологического подхода к религиозному просвещению, которые считают, что «если цель образования заключается в формировании широко эрудированной, самоопределяющейся личности, то в содержание образования должна быть включена и область религии как важнейшая из составных частей человеческой культуры, содержащая объективные знания, а не атеистически-нигилистические или исповедально-апологетические» (Макеева, 2012, 31).
В последние десятилетия в методике преподавания родного языка утвердился культуроведческий подход, предполагающий рассмотрение языка не
только как средства коммуникации, но и как способа ознакомления с культурой,
бытом, социальными отношениями, то есть изучение языка с точки зрения отражения в нем культуры народа-носителя языка.
Знакомство с культурой своего народа особенно успешно может проходить
на уроках родного языка, поскольку язык непосредственно связан с объективной
действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который и создал язык. Изучение языка должно развивать этнокультурную компетенцию учащихся, которая будет обеспечивать формирование русской языковой
картины мира. Такой подход к преподаванию родного языка обеспечит развитие
духовно-нравственного мира школьника, его социокультурное развитие, формирование национального самосознания и даст возможность в полной мере реализовать воспитательный потенциал школьного курса «Родной язык».
Как показал анализ методической литературы по проблеме исследования,
накоплен определенный опыт в таком подходе в обучении родному языку, однако этого недостаточно. Требуется разработка и внедрение в практику преподавания русского языка этнокультуроведческих знаний.
В процессе проведения экспериментальной работы мы выяснили, что учащиеся и начальных классов мало знают о православных традициях, обычаях, обрядах русского народа, но хотят знать и интересуются этим.
В качестве дидактической единицы обучения выбран специальный текст,
содержащий сведения о православной традиционной культуре русского народа.
Такие тексты мы использовали на различных уроках: объяснения нового материала, повторения изученного, лексико-тематических уроках, уроках написания
диктантов, изложений и сочинений. На материале таких текстов учащиеся учились определять тему, идею, тип, средства связи текстов. Такие тексты содержат55
специальную лексику, над которой также должна вестись работа по ее усвоению,
уточнению, употреблению в контексте.
Обращение к опыту православной культуры на уроках родного языка в
настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, является
весьма актуальным, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в
содержании образования. В ходе исследовательской работы мы подтвердили гипотезу, убедившись в том, что использование текстов о православных обычаях и
традициях русского народа будет способствовать формированию этнокультуроведческой компетенции учащихся при соблюдении следующих условий:
- в процессе формирования этнокультуроведческой компетенции будет
учитываться принцип текстоцентризма, то есть изучения языка на текстовой основе;
- будут использоваться различные методы и приемы работы с текстами
православной тематики.
Целенаправленное и уместное использование на уроках русского языка
текстов православной тематики даст возможность приблизиться к решению актуальных воспитательных задач школьного курса и одновременно решать обучающие цели, связанные с формированием различных языковых умений и навыков. Использование текстов православной тематики даст возможность воспитывать уважение и почитание к прошлому своего народа, формировать национальное самосознание, развивать этнокультуроведческую компетенцию.
только как средства коммуникации, но и как способа ознакомления с культурой,
бытом, социальными отношениями, то есть изучение языка с точки зрения отражения в нем культуры народа-носителя языка.
Знакомство с культурой своего народа особенно успешно может проходить
на уроках родного языка, поскольку язык непосредственно связан с объективной
действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который и создал язык. Изучение языка должно развивать этнокультурную компетенцию учащихся, которая будет обеспечивать формирование русской языковой
картины мира. Такой подход к преподаванию родного языка обеспечит развитие
духовно-нравственного мира школьника, его социокультурное развитие, формирование национального самосознания и даст возможность в полной мере реализовать воспитательный потенциал школьного курса «Родной язык».
Как показал анализ методической литературы по проблеме исследования,
накоплен определенный опыт в таком подходе в обучении родному языку, однако этого недостаточно. Требуется разработка и внедрение в практику преподавания русского языка этнокультуроведческих знаний.
В процессе проведения экспериментальной работы мы выяснили, что учащиеся и начальных классов мало знают о православных традициях, обычаях, обрядах русского народа, но хотят знать и интересуются этим.
В качестве дидактической единицы обучения выбран специальный текст,
содержащий сведения о православной традиционной культуре русского народа.
Такие тексты мы использовали на различных уроках: объяснения нового материала, повторения изученного, лексико-тематических уроках, уроках написания
диктантов, изложений и сочинений. На материале таких текстов учащиеся учились определять тему, идею, тип, средства связи текстов. Такие тексты содержат55
специальную лексику, над которой также должна вестись работа по ее усвоению,
уточнению, употреблению в контексте.
Обращение к опыту православной культуры на уроках родного языка в
настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, является
весьма актуальным, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в
содержании образования. В ходе исследовательской работы мы подтвердили гипотезу, убедившись в том, что использование текстов о православных обычаях и
традициях русского народа будет способствовать формированию этнокультуроведческой компетенции учащихся при соблюдении следующих условий:
- в процессе формирования этнокультуроведческой компетенции будет
учитываться принцип текстоцентризма, то есть изучения языка на текстовой основе;
- будут использоваться различные методы и приемы работы с текстами
православной тематики.
Целенаправленное и уместное использование на уроках русского языка
текстов православной тематики даст возможность приблизиться к решению актуальных воспитательных задач школьного курса и одновременно решать обучающие цели, связанные с формированием различных языковых умений и навыков. Использование текстов православной тематики даст возможность воспитывать уважение и почитание к прошлому своего народа, формировать национальное самосознание, развивать этнокультуроведческую компетенцию.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



