Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ О ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ)

Работа №70073

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этнография, этнология и антропология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования
этнокультуроведческой компетенции младших
школьников средствами учебного предмета «Русский язык» 8
1.1. Понятие «этнокультуроведческой компетенции» в системе
языкового образования 8
1.2. Лингвистические основы этнокультуроведческого подхода к
изучению русского языка 12
1.3. Православная составляющая этнокультуроведческой
компетенции 17
Глава 2. Методические основы формирования
этнокультуроведческой компетенции младших
школьников посредством использования текстов православной тематики 23
2.1. Текстоцентрический подход к урокам русского языка 23
2.2. Анализ программ и учебно-методических комплектов по русскому языку для начальной школы в этнокультурном аспекте 28
2.3. Обзор методической литературы по проблеме формирования
этнокультуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка 36
2.4 Экспериментальная работа по формированию этнокультуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка (на материале текстов о православной культуре) 45
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 62


Современная стратегия развития российской школы, направленная на формирование духовно богатой, нравственной, образованной и творческой личности, на продолжение национальных традиций, укрепление исторической преемственности поколений, диктует необходимость обновления филологического образования, в частности, обновленного содержания русского языка как учебного
предмета в начальной школе, реализующего этнокультуроведческие функции
образования, придания ему действительно национального характера.
Язык теснейшим образом связан с национальной культурой: он прорастает
в нее, развивается в ней и выражает ее. В силу своего особого положения в
системе культуры язык содержит огромные возможности в плане воспитания и
развития личности. Постигая язык своего народа, человек усваивает параметры
своей культурной идентичности. И поэтому современная лингводидактика активно развивает мысль о культурноформирующей функции лингвистического
образования. Поскольку через языковую картину мира отражается мир этноса,
система национальных ценностей, то можно утверждать, что язык формирует
своего носителя, его менталитет. Языковое образование школьников должно
формировать этнокультуроведческую компетенцию учащихся, конечная цель
которой – «осознание значимости родного языка в жизни народа, формирование
национального самосознания и общероссийского гражданского сознания» (Е.А.
Быстрова).
Воспитание языковой личности в культурологическом аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода – включение этнокультуроведческого материала в ткань уроков
родного языка, то есть такого материала, который позволит формировать русскую языковую личность. Поэтому программы по русскому языку, Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования4
предполагает включение этнокультурного материала, который будет способствовать этнокультуроведческому образованию учащихся. «Под этнокультуроведческим образованием учащихся понимают овладение ими основами народной
культуры (содержание основных составляющих этнокультуры: традиций, обычаев, праздников, устного народного творчества, символов и др.), умение анализировать тексты, содержащие этнокультуроведческие сведения, усвоение этнокультуроведческой лексики» (Яковлева, 2016, 4). Именно такое образование будет способствовать формированию этнокультуроведческой компетенции учащихся, которая сегодня является одной из важнейших целей обучения родному
языку.
Православие является важнейшей частью духовного мира русского человека. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю
российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому считаем, что в процессе формирования этнокультуроведческой компетенции нельзя обойтись без
учета этноконфессионального аспекта. Следует отметить, что формирование религиозно-культурного компонента образования требует решения различных
проблем и вызывает многочисленные дискуссии. Обращение к традициям православного образования осложняется еще не сложившимся современным опытом диалога церкви и школы. Накопление опыта происходит в трудах целого
ряда современных философов, психологов, педагогов (см., например, работы
Е.П. Белозерцева, С.Г. Макеевой, В.Ю. Троицкого и др.). Нам близки позиции
представителей культурологического подхода к религиозному просвещению, которые считают, что «если цель образования заключается в формировании широко эрудированной, самоопределяющейся личности, то в содержание образования должна быть включена и область религии как важнейшая из составных частей человеческой культуры, содержащая объективные знания, а не атеистически-нигилистические или исповедально-апологетические» (Макеева, 2012, 31).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние десятилетия в методике преподавания родного языка утвердился культуроведческий подход, предполагающий рассмотрение языка не
только как средства коммуникации, но и как способа ознакомления с культурой,
бытом, социальными отношениями, то есть изучение языка с точки зрения отражения в нем культуры народа-носителя языка.
Знакомство с культурой своего народа особенно успешно может проходить
на уроках родного языка, поскольку язык непосредственно связан с объективной
действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который и создал язык. Изучение языка должно развивать этнокультурную компетенцию учащихся, которая будет обеспечивать формирование русской языковой
картины мира. Такой подход к преподаванию родного языка обеспечит развитие
духовно-нравственного мира школьника, его социокультурное развитие, формирование национального самосознания и даст возможность в полной мере реализовать воспитательный потенциал школьного курса «Родной язык».
Как показал анализ методической литературы по проблеме исследования,
накоплен определенный опыт в таком подходе в обучении родному языку, однако этого недостаточно. Требуется разработка и внедрение в практику преподавания русского языка этнокультуроведческих знаний.
В процессе проведения экспериментальной работы мы выяснили, что учащиеся и начальных классов мало знают о православных традициях, обычаях, обрядах русского народа, но хотят знать и интересуются этим.
В качестве дидактической единицы обучения выбран специальный текст,
содержащий сведения о православной традиционной культуре русского народа.
Такие тексты мы использовали на различных уроках: объяснения нового материала, повторения изученного, лексико-тематических уроках, уроках написания
диктантов, изложений и сочинений. На материале таких текстов учащиеся учились определять тему, идею, тип, средства связи текстов. Такие тексты содержат55
специальную лексику, над которой также должна вестись работа по ее усвоению,
уточнению, употреблению в контексте.
Обращение к опыту православной культуры на уроках родного языка в
настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, является
весьма актуальным, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в
содержании образования. В ходе исследовательской работы мы подтвердили гипотезу, убедившись в том, что использование текстов о православных обычаях и
традициях русского народа будет способствовать формированию этнокультуроведческой компетенции учащихся при соблюдении следующих условий:
- в процессе формирования этнокультуроведческой компетенции будет
учитываться принцип текстоцентризма, то есть изучения языка на текстовой основе;
- будут использоваться различные методы и приемы работы с текстами
православной тематики.
Целенаправленное и уместное использование на уроках русского языка
текстов православной тематики даст возможность приблизиться к решению актуальных воспитательных задач школьного курса и одновременно решать обучающие цели, связанные с формированием различных языковых умений и навыков. Использование текстов православной тематики даст возможность воспитывать уважение и почитание к прошлому своего народа, формировать национальное самосознание, развивать этнокультуроведческую компетенцию.



1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школь¬ников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 68-70.
2. Айдарова Л.А. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.А. Айдарова. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
3. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебное пособие / Е.В.Архипова. - М.: Вербум, 2004. - 192 с.
4. Белозерцев, Е.П. О национально-государственном образовании в России / Е.П. Белозерцева // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 30-35.
5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М., 1992. - 391 с.
6. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе / Е.А. Быстрова // Русская словесность. - 2001. - № 8. - С.66-74.
7. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник / Е.А. Быстрова // Русская словесность. - 1996. - №4. - С.39¬43.
8. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетен¬цию мы формируем на уроках / Е.А. Быстрова // Русская словесность. - №1. - С.35-41.
9. Винокур Г.О. О задачах истории языка / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1964. - С. 45-5.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика учебное пособие / Г.Н. Волков. - М., 1999. - 187 с.
11. Воителева Т.М. К вопросу о формировании духовно- нравственных ценностей школьников в процессе обучения русскому языку/ /Т.М. Воителева// Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства: сборник материалов II Международной практической конференции. - Белгород: ООО «Эпицентр» 2017. - С. 18- 22.
12. Гальперин И.Г. Текст как объект лингвистического исследования: уч. пособие / И.Г. Гальперин. - М.: Просвещение, 1998. - 165с.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. Т.1 - 4. - М., 1981-1982.
14. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка /
А.Д. Дейкина. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.
15. Дейкина А.Д. Русский язык в системе ценностных представлений учителя и ученика / А.Д. Дейкина // Проблемы современного филологического образования. Вып.2. - Ярославль, 2002. - С.21 - 26.
16. Донская Т.К. Слово о родном русском языке / Т.К. Донская. - СПб: Сударыня, 2004. - 244 с.
17. Донская Т.К. Филологическое образование в школе и в вузе: учебное пособие / Т.К. Донская. - СПб. 2000. - 95 с.
18. Еременко О.И. Об этноконфессиональном аспекте формирования культуроведческой компетенции младших школьников средствами учебного предмета «Русский язык» / О.И. Еременко // Проблемы начального образования и подготовки специалистов: межвузовский сборник научных трудов. - Елец: ЕГПУ, 2004. - С. 424-430.
19. Еременко, О.И. Слово о православии на уроках родного языка в начальной школе / О.И. Еременко, Т.В. Казак // Проблемы изучения живого рус¬ского слова на рубеже тысячелетий: Материалы 2-ой Всероссийской научно¬практической конференции. - Ч.2. Воронеж, 2003. - С. 186- 191.
20. Еременко О.И. Формирование межкультурной компетенции млад-ших школьников средствами родного языка / О.И.Еременко // Начальная школа, 2006. - № 11. - С. 70-73.
21. Звездова Г.В. Русская ментальность и её отражение в слове / Г.В. Звездова // Историко-культурное освещение слова и языковая экология. -
22. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской ан-тропологии /В.В. Зеньковский/ Отв. ред. П.В. Алексеев. М., 1996. - 272 с.
23. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова книга для чтения с детьми / С.Ф. Иванова. - М.: Школа - Пресс, 1994. - 272 с.
24. Ильин И.А. О национальном воспитании / И.А. Ильин // Путь к оче¬видности. - М., 1993.
25. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку: матери¬алы к спецкурсу / Н.А. Ипполитова. - М.: Наука, 1998. - 176 с.
26. Капинос В.И. Развитие речи учащихся: теория и практика обучения: учебно-методическое пособие / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик; под общей редакцией В.И. Капинос. - М.: Просвещение, 1994. - 196 с.
27. Карышев К.Л. Формирование единого образовательного простран¬ства на этнокультурной основе в рамках региона / К.Л. Карышев // Славянский мир: общность и многообразие: Материалы международной научной конферен¬ции. - Воронеж, 2003. - С. 62-64.
28. Климанова Л.Ф. Обучение через общение и культуру. Концептуаль¬ные основы разработки новых технологий в начальном обучении / Л.Ф. Клима¬нова // Начальная школа. - 1993. - № 12. - С. 45-52.
29. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека /
В.В. Колесов. - СПб, 2000. - 154 с.
30. Кошарная С.А. В зеркале лексикона: Введение в лингвокультуроло- гию: учебное пособие/ С.А. Кошарная. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. - 142 с.
31. Лихачев А.Е. Нравственное разложение и православие / А.Е Лихачев // Педагогика, 1999. - №6.
32. Ломакович С.В. Русский язык: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы / С.В. Ломакович, Л.И Тимченко (Система Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 1. - М.: Вита-Пресс, 2017. - 160 с.
33. Ломакович С.В. Русский язык: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы / С.В. Ломакович, Л.И Тимченко (Система Д.Б. Эльконина -
B. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 2. - М.: Вита - Пресс, 2017. - 160 с.
34. Макеева С.Г. Реализация педагогических идей К.Д. Ушинского в со¬временной русской школе / С.Г. Макеева. - Ярославль, 1997. - 96 с.
35. Макеева С.Г. Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения // Начальная школа, 2002, № 4. - С. 51-60.
36. Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие / В.А. Мас-лова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.
37. Мечковская Н.Б. Язык и религия: учебное пособие / Н.Б. Мечков- ская. - М.: Флинта, 1998. - 252 с.
38. Москальская О.И. Грамматика текста: учебное пособие / О.И. Мос- кальская. - М.: Просвещение, 1981. - 151 с.
39. Новикова Т.Ф. Социо - и этнокультурный компонент региональных программ по русскому языку (для школ Белгородской области): учебно-методи¬ческое пособие / Т.Ф. Новикова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 88 с.
40. Новикова Т.Ф. Этнокультурные и лингвокраеведческие составляю¬щие работы по русскому языку в школе / Т.Ф. Новикова // Русский язык: истори¬ческие судьбы и современность: труды и материалы 2-го Международного кон¬гресса исследователей русского языка. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С.560-562.
41. Обучение русскому языку в школе учебное пособие / Е.А. Быстрова,
C. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004. - 134 с.
42. Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 212 с.
43. Полякова А.В. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы / А.В. Полякова. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2017. - 126 с.
44. Полякова А.В. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. / А.В. Полякова. В 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2017. - 126 с.
45. Потебня А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - Киев, 1993.- 75 с.
46. Программно-методические материалы: Русский язык. Начальная школа: программы / Сост. Л.А. Вохмянина. - М.: Просвещение, 2017. - 220 с.
47. Рабочая программа по русскому языку. 2 класс/ Сост. И.Ф. Яценко. - М.: ВАКО, 2015. - 80 с.
48. Рабочая программа по русскому языку. 3 класс/ Сост. И.Ф. Яценко. - М.: ВАКО, 2015. - 80 с.
49. Рабочая программа по русскому языку. 4 класс/ Сост. И.Ф. Яценко. - М.: ВАКО, 2015. - 80 с
50. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и лите¬ратурного развития младших школьников / Т.Г. Рамзаева. - Спб., 1996. - 121 с.
51. Русский язык учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.Г. Хохлова. - М.: Просвещение, 2016. - 156 с.
52. Русский язык учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.Г. Хохлова - М.: Просвещение, 2017. - 115 с.
53. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.Г. Хохлова - М.: Просвещение, 2017. - 135 с.
54. Романова Л.И. Духовно-нравственное просвещение младших школь¬ников на уроках внеклассного чтения/ Л.И. Романова // Славянский мир: общ¬ность и многообразие: Материалы международной научной конференции. - Во¬ронеж, 2003. - С. 99-102.
55. Савельева Л.В. Современная русская социоречевая культура в кон¬тексте этнической ментальности / Л.В. Савельева // Язык и этнический ментали¬тет: сборник научных трудов. - Петрозаводск, 1995 - С. 25-54.
56. Савельева Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно-исто¬рическом освещении / Л.В. Савельева. - Петрозаводск, 1997. - 144с.
57. Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 212 с.
58. Семенова Е.В. Изучение мифов в начальной школе: Е.В. Семенова /
// Начальная школа. - 1998. - № 2. - С. 63-68.
59. Сепир Э. Язык и культура: избранные труды по языкознанию и куль¬турологи / Э. Сепир. - М.: Наука, 1993. - 139 с.
60. Софронова Н.В. Тексты православной тематики в системе обучения русскому языку младших школьников / Н.В. Софронова // Формирование граж¬данского сознания современного учителя: материалы Герценовских цтений. - СПб, 2006. - С. 79-81.
61. Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка / И.И. Срезнев¬ский // Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф.М. Березин. - М.: Просвещение, 1977. - С. 136-146.
62. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: словарь / Ю.С. Степанов. - М.: Русский раритет, 1997. - 324 с.
63. Тарланов З.К. Этнический язык и этническое видение мира /
З.К. Тарланов // Язык и этнический менталитет: сборник научных трудов. - Пет¬розаводск: Изд-во ПГУ, 1995. - С.3-15.
64. Т елия В .Н. Культурная коннотация как способ воплощения культуры в языковой знак / В.Н. Телия // Русская фразеология. Семантический, прагмати¬ческий и лингвокультурологический аспекты. - М., 1996. - С. 9-21.
65. Троицкий В.Ю. Пути русской школы: учебное пособие / В.Ю. Тро¬ицкий. - М., 1994. - 96 с.
66. Троицкий В.Ю. Филология как сосредоточение духовной культуры и воспитания национального самосознания на уроках словесности / В.Ю. Троиц¬кий // Историко-культурное освещение слова и языковая экология: материалы Всероссийской конференции. - Липецк, 2002. - С. 20-26.
67. Ушинский К.Д. Родное слово / К.Д. Ушинский // Собрание сочине-ний Т.1. - М.: Просвещение, 1974.
68. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л.П. Федо¬ренко. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
69. Хроленко А.Т. Теория языка: учебное пособие / А.Т. Хроленко. - Курск, 2002. - С.84 -119.
70. Шанский Н.М. Концепция образования по русскому (родному) языку в 12 - летней школе / Н.М. Шанский // Русский язык в школе, 2000. - № 2. - С.27¬32.
71. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные про-блемы и возможные решения) / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - №2.
72. Энциклопедический словарь культуры: словарь. - М., 1997. - С.257¬258.
73. Яковлева Т.В. Этнокультуроведческий подход к обучению русскому языку в начальной школе / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева // Начальная школа - 2006. - № 11.- С.38-41.
74. Яковлева Т.В. Этнокультуроведческий подход к обучению русскому языку в начальной школе монография / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева. - Белго¬род: ИПЦ «Политерра», 2016. - 124 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ