ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Понятие и сущность обучения персонала 7
1.2 Классификация видов обучения персонала 14
1.3 Методы обучения персонала 17
ГЛАВА II СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА «ЧЕРНЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области 26
2.2 Оценка эффективности системы управления персоналом... 37
2.3 Исследование системы обучения персонала в
организации 47
ГЛАВА III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 58
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы обучения
персонала 58
3.2 Оценка социально-экономической эффективности
мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Обучение персонала - основной путь повышения профессионализма работников. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей [29, с. 410]. Успешность деятельности любой организации зависит от эффективной работы задействованных в ней работников. В связи с этим, обучение персонала имеет высокую значимость.
В настоящее время в России наблюдается значительное развитие политической, экономической, социальной и других сфер, влияющих на жизнедеятельность общества, и на изменения, вносящиеся в систему профессиональной подготовки муниципальных служащих.
Имеющиеся на данный момент изменения существенно воздействуют на работу муниципальных служащих. В связи с чем, компетенции, приобретённые муниципальными служащими на этапе получения базового образования, со временем, теряют свою значимость. Поэтому необходимо постоянно повышать уровень знаний, умений и навыков сотрудников организации.
Квалифицированный кадровый потенциал является важнейшим элементом при решении имеющихся и возникающих проблем развития российского общества.
Развитие целей, задач, функций, обязанностей органов представительной и исполнительной власти способствует усложнению и расширению сферы деятельности муниципальных служащих. Поэтому изучение качественных показателей кадрового потенциала муниципальных служащих, а также определение направлений по его оптимизации являются значимыми и актуальными.
Деятельность государственных органов направлена на повышение качества жизни населения. Поэтому, имеющиеся и возникающие недостатки, касающиеся повышения квалификации влекут за собой проблемы, связанные с некачественным выполнением муниципальными служащими своих основных обязанностей.
Также является актуальной проблема подготовки муниципальных служащих, впервые вступивших на замещаемую должность. Частая сменяемость муниципальных служащих в соответствии с аттестацией и по другим причинам требует дополнительного обучения работников, которые не обладают должным опытов, навыками и знаниями, необходимыми на замещении данной должности.
К работникам предъявляются высокие быстроизменяющиеся в современных условиях требования. В связи с развитием имеющихся и возникновением новых требований к профессиональной подготовке муниципальных служащих, необходимо регулярное повышение профессионального опыта, знаний, поиск и введение новых методик обучения и технологий.
Обучение муниципальных служащих должно способствовать обеспечению профессиональной самореализации служащего, формированию у него необходимых профессиональных знаний, умений, навыков, позволяющих успешно решать поставленные задачи. Однако, фактические данные зачастую отличаются от запланированных. В связи с этим вопросы построения и организации системы обучения не только не теряют, но и приобретают повышенную значимость.
Степень научной разработанности. Изучением проблемы, представленной в данной дипломной работе, занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Существенный вклад в изучение проблем, касающихся обучения кадров внесли российские ученые: Базаров Т.Ю. Веснин В.Р., Виханский, О.С., Генкин Б.М., Доронина, И.В., Зубкова А.Ф., Карпичев В.С., Кибанов А.Я., Маслов, Е.В., Одегов Ю.Г., Потемкин В.К., Турчинов А.И., Шапиро С. А. и др.
Исследования проблем, связанных с оптимизацией систем повышения квалификации кадров, представлены в трудах таких зарубежных авторов как: Беккер Г., Брю С., Гмюр М., Джеральд К. Киркпатрик Д., Макгрегора Д., Макконелла К., Маслоу А., Оучи У., Тейлора Ф., Форсиф П. и др.
Объектом исследования дипломной работы является Администрация муниципального района «Чернянский район» Белгородской области.
Предмет - система обучения персонала в Администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения персонала в Администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области.
В связи с поставленной целью дипломной работы необходимо выделить основные задачи:
1. Изучить вопросы обучения персонала, ее организации, развития и оптимизации в отечественной и зарубежной литературе.
2. Охарактеризовать финансово-хозяйственную деятельность Администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области.
3. Проанализировать актуальное состояние системы обучения персонала в Администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области.
4. Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала в Администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области.
Практическая значимость. Мероприятия, предложенные с целью усовершенствования системы обучения персонала, позволят увеличить эффективность трудовой деятельности персонала Администрации, повысить уровень удовлетворенности работников собственным трудом, сформировать позитивное восприятие и повысить имидж государственного служащего.
В качестве информационной базы дипломной работы выступили труды отечественных и зарубежных авторов в области управления персоналом в целом, обучения персонала в частности, нормативная и справочная литература, материалы сети интернет, статистическая и бухгалтерская отчетность организации, результаты собственного исследования автора.
В данной курсовой работе применялись следующие методы исследования:
1) методы организации исследования - метод срезов;
2) эмпирические методы - анкетирование, архивный метод;
3) методы обработки данных - качественный и количественный анализ с применением методов математической статистики;
4) метод интерпретации результатов исследования - структурный.
В связи с тем, что в настоящее время к работникам предъявляются высокие и быстроизменяющиеся требования, тех знаний, которыми муниципальные служащие овладели при получении базового образования, становится недостаточно. А так как деятельность муниципального служащего связана с жизнью общества, очень важно постоянно совершенствовать, развивать и дополнять имеющиеся, а также приобретать новые знания.
Обучение - это планомерный и систематический процесс, направленный на формирование у сотрудников конкретных знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессиональной деятельности.
Процедура обучения состоит из ряда этапов, на первом из которых выявляется потребность сотрудников в обучении. Эта потребность выявляется с помощью различных способов таких как: аттестация персонала, опрос руководителей и сотрудников.
Затем определяются цели, которые необходимо достичь посредством обучения персонала. Эти цели с позиции работника и работодателя могут различаться.
Следующий этап предполагает выбор форм и методов обучения. Формы и методы каждая организация подбирает исходя из различных индивидуальных факторов таких как: цели организации; ресурсы, которыми организация располагает; количество сотрудников, нуждающихся в обучении; личностные характеристики персонала и т.п.
После проведения обучающих мероприятий следует оценить эффективность и результативность программ обучения. Для этого применяются различные анкетирования, тестирования, кейсовые задания и т.п.
В настоящее время существуем множество различных форм и методов обучения, различающихся по таким критериям как: индивидуальные и групповые, активные и пассивные, традиционные и современные, на рабочем месте и вне рабочего места.
В качестве объекта исследования выступала Администрация муниципального района «Чернянскоий район» Белгородской области. Администрация Чернянского района обладает рядом полномочий, для осуществления которых руководствуется законодательством РФ. Администрация осуществляет свою деятельность в целях повышения качества жизни населения Чернянского района.
В данной работе было проведено исследование системы обучения персонала Администрации Чернянского района. В ходе исследования была изучена нормативно-методическая документация, регламентирующая систему обучения, а также было проведено анкетирование среди сотрудников, с целью выявления удовлетворенности действующей системой обучения.
На основе полученных данных было выявлено несколько проблем:
1. Несовершенство нормативно-методического обеспечения системы обучения.
2. Ограниченность выбора программ обучения.
3. Отсутствие системы оценки эффективности обучения и удовлетворенности им персонала.
Для устранения этих проблем также были предложены следующие мероприятия:
1. Разработка положения об обучении;
2. Внесение изменений в договор об оказании образовательных услуг;
3. Разработка анкеты выявления потребности в обучении;
4. Организация удаленного доступа к электронным ресурсам библиотек;
5. Внедрение практики внутрикорпоративного обучения;
6. Организация дистанционной формы обучения;
7. Разработка анкеты для оценки обучающих мероприятий обученными сотрудниками;
8. Организация процедуры проверки остаточных знаний.
Для организации этих мероприятий потребуется 13067 рублей, 6 сотрудников и 1 год.
Данные мероприятия будут способствовать повышению качества и эффективности труда, повышению лояльности сотрудников к организации, сокращению затрат рабочего времени на выполнения должностных обязанностей на 5%, что составляет 23 минуту в день и 94 часа в год на каждого работника.
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные с целью совершенствования системы обучения мероприятия являются эффективными.