Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Работа №70065

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы экологического обучения и воспитания
школьников образования 6
1.1 История экологического образования в российской школе
1.2 Современные подходы к обоснованию сущности экологического
образования и воспитания 8
1.3 Экологическое воспитание школьников как неотъемлемая часть
процесса обучения 11
1.4 Содержание экологического образования школьников на уроках
географии 20
2 Организация экологического образования учащихся в обучении географии (из опыта работы МБОУ «Ракитянская СОШ № 1» пос. Ракитное Белгородской области)
2.1 Опытно-экспериментальная работа по экологическому воспитанию школьников на уроках географии и во внеурочное время в МБОУ «Ракитянская
СОШ №1» пос. Ракитное Белгородской области 26
2.2 Диагностика и анализ изучения сформированности экологической культуры учащихся 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ

История нашего человечества крепко связана с историей природы. В современном мире вопросы непрерывного взаимодействия ее с человеком выросли в мировую экологическую проблему. Экологическое образование новый приоритет государственной политики и средство адаптации людей к быстро меняющейся среде [2]. Современному обществу нужны граждане, обладающие не только системой экологических знаний, но и практическими навыками и умениями в области природоохранной деятельности, способностью к экологическому прогнозированию последствий хозяйственной деятельности человека. Кроме того, юные граждане должны обладать чувством сопричастности и ответственности за окружающую природу [3].
Необходимость решения глобальных проблем человечества, в том числе и экологических, требует обязательного образования людей в этом направлении.
Современные глобальные проблемы человечества,требуя своего решения, приводят к необходимости пересмотра и перестройки всей совокупности отношений с окружающей природной средой, конструктирования образования, отражающего различные аспекты этих отношений,развития тех общественных структур, которые позволяют эффективно преодолевать возникшие противоречия, готовить подрастающее поколение к новым условиям среды жизни[10]. Одной из таких структур является система образования учащихся, претерпевающая в настоящее время больших изменении: выделение новых, обновление прежних. К числу последних относиться экологическое образование [4].
Разные направления экологических знаний направлены на оптимизациюотношения человека к природе, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Отношения человека и общества с природной средой всегда интересовали ученых. На их тесную связь в свое время обращал внимание П.Гольбах, отмечая, что человек произведение природы, что он существует в природе,подчинен ее законам, не может освободиться от нее,не может -даже в мысли -выйти из природы.
Из-за обострения взаимоотношений общества и природыпроблема актуальности экологического знанияотражается в различных науках и переходит на все школьные уроки. Школьная география имеет отличие от остальных учебных предметов общим подходом изучения взаимосвязи между природой, обществом[5]. География является одним из школьных предметов, интегрирующих естественнонаучные и социально-экономические знания. Все это позволяет утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания[7].
Мы видим, что в современных условиях важностьэкологического образования и воспитания многократно возрастает. Это вызвано:
- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- необходимостью повышения экологической культуры человека;
- сохраняющейся до настоящего времени ориентацией средней школы на трансляцию знаний, умений и навыков, и необходимостью готовить учащихся к активной творческой и социально-значимой экологической деятельности [12].
Объект исследования - экологическое образование школьников в учебно¬воспитательном процессе школ.
Предмет исследования - экологическое образование школьников в обучении географии.
Цель: изучить особенности организации экологического образования школьников в обучении географии.
Задачи:
- познакомиться с теоретическими основам экологического образования школьников;
- проанализировать возможности школьного курса географии для экологического образования и воспитания обучающихся;
- провести опытно-экспериментальную работу по экологическому образованию школьников на уроках географии и во внеурочное время в МБОУ «Ракитянская СОШ №1» пос. Ракитное Белгородской области.
- провести диагностику и анализ формирования экологической культуры учащихся на базе МБОУ «Ракитянская СОШ №1» пос. Ракитное Белгородской области.
Методы исследования:анализ литературных источников, анализ программ, учебных пособий, методических материалов по географии,изучение школьной документации, социологический опрос, наблюдение,
эксперимент,систематизация.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания географии и на внеклассных мероприятиях.
База исследования: МБОУ «Ракитянская СОШ № 1» пос.
РакитноеБелгородской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сложное содержание экологического образования школьников определяет специфику процесса его формирования в общеобразовательном учреждении. Анализ специальной литературы позволил выявить сущность экологического образования. Процесс экологического образования нацелен на систематическое и последовательное формирование и усвоение экологических знаний и умений, основ готовности школьников к оптимальному взаимодействию с окружающей средой, рационального природопользования.
Главная функция экологического образования - формирование личности, подготовленной к оптимальному взаимодействию со средой, каждым ее элементом; разумному использованию ее потенциала.
В ходе написания дипломной работы были изучены история возникновения и развития экологическое образования вшколе,и в частности на уроках географии, которые проводились вшколах еще в дореволюционное время. Однако в то время география еще не имела экологической направленности.
В современном мире, в связи с увеличением экологических проблем, пришло осознание, что крайне не хватает экологически образованных людей, несущих ответственность за сохранение природной среды. Поэтому экологическое образование имеет государственную значимость. Проанализировав школьную программу по географии мы видим, что на каждом этапе обучения на уроках географии основная цель - привитие экологической культуры.
В ходе работы была изучена и проанализирована экологическая работа, проводимая в МОУ «Ракитянская школа №1» По итогам анкетирования был сделан выводчто на начало экспериментальной работы, больше чем у половины учащихся уровень экологической воспитанности находится на среднем уровне.
Были проведены уроки географии, направленные на повышение уровня экологической воспитанности, так же проводилось множество внеклассных мероприятий, предлагались научные игры, эмоциональные ситуациив ходе которых учащиеся учатся правильно мыслить, анализировать и прогнозировать экологические ситуации.
Создание экологической тропы на базе «Ракитянской СОШ №1»направлено на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения.
Итоговая диагностика показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой, 84, 2%.



1. Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект - М.: Просвещение,2001. - С.67.
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие./Под ред. С.В.Алексеева, - М.: Просвещение, 1999.- С.90.
3. Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1988. - С. 34.
4. Грехова, Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова- Москва-Ставрополь, 2009 - 123 с.
5. География и экология в школе XXI век / Колдина Т.Г. - «Формирование ключевых компетенций учащихся в экологической деятельности» - № 7, 2008 г.-165 с.
6. География и экология в школе XXI век / Нерцек Н.Ф. «Глобальная экологическая перспектива: прошлое, настоящее, будущее», М.: - № 3, 2009 г¬32 с.
7. Галеева А.М. Методические основы системы социально - экологического образования и воспитания // Советская педагогика, - 1986, - №8, - С.23 - 34.
8. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. / Экологическое образование школьников: Учебн. Пособие / И.Д. Зверев И.Т. Суравегина. - М.:1983. - 215с. Захлебный, А. Н. Общее экологическое образование, единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. - 1984. - № 9.- С. 38-42.
9. Жестова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. - 1989. - № 10. - С. 78-81.
10. Исаченко Е.С. Теория и методология географической науки / Е.С. Исаченко // М.:Просвещение, 1989. - 213с.
11. Козлова, В.В.Фундаментальное ядро содержания общего образования. / В.В Козлова , А.М. Кондакова - М.: Просвещение, 2011.-123-126 с.
12. Кириллова, З. А. Экологическое образование и воспитание школьниковв процессе изучения природы // Начальная школа. - 1989. - № 5. - С. 25-27.
13. Кучер В. Д. Экологизация в географии/ В.Д. КучерПособие, 1994.-197с.
14. Лавров С.Б. Так ли уж всё плохо? // География в школе №3. 1997. - С.46-47.
15. Лихачева, Б.Т.Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник научных статей / Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой.- М.;ТЭКО центр,1998. - С.15 - 17.
16. Лаптиёва, B. C. Воспитание экологической культуры подростков // Биология в школе. - 1997. - № 4.- С. 61-65.
17. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы, - М.,2009. - С.36 - 43.
18. Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование // Экология и география: проблемы подготовки учителя. - М.: ТЭКО центр, 1995. - С.24-28.
19. Матрусов И.С. Школа и охрана природы. М.; Просвещение, 1999, - С.45-48.
20. Мамедов Н.М. Введение в социальную экологию // Философия экологического образования. - М.;ТЭКО центр, 1998. - С.34 - 56.
21. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. - М., 1988. -С.34-38.
22. Пегов С.А. Системный подход в моделировании взаимодействия природы и общества /Под ред.И.Т.Фролова, - М.;Просвещение,2004. - С.45 -54.
23. Перегудов С.И. Проблемы экологического образования.
С.И.Перегудов, Ю. Д. Эдельштейн // Тульский экологический бюллетень, 2006. - Вып. 1. - С. 113-120.
24. Петровский С.Н. Знания ,умения и навыки учащихся //Педагогика, - 1999.- №2.
25. Пономаренко Е.В. Проблемы школьного экологического образования и воспитания /Е. В. Пономаренко // Образование. -2007. -№ 5.
26. Родзевич Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования / Н.Н. Родзевич // География в школе. - 1994. - №3. - С.38 - 42.
27. Середа В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе.- М.: Просвещение, 1972. - С. 14-16.
28. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие / В.А. Сластении И.Ф. Исаев Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576с.
29. Современные проблемы экологии и их изучение в школе: Кн. для учителя/ А.А.Касьян Ф.М.Баканина Н.Ф. Винокурова Г.С. Камерилова В.В. Николина В.М. Смирнова; Под ред. А.А. Касьяна. - М.: Просвещение, 1997. - 94с.
30. Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: сборник научных статей. / Отв. Ред. Проф. В.С. Шилова. Выпуск 3.- Белгород: ИП Остащенко А.А., 2013.67-с.
31. Тюмасева, З.И. Экологизация образования подрастающего поколения / З. И. Тюмасева // Экологическое образование. - 2001. - №4. - С. 11-13
32. Фирсов, В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения / В.В. Фирсов - М., 1994
33. Флеенко А. В. Формирование экологической культуры в системе не-прерывного образования / А.В. Флеенко // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы : материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 2008 г. - Томск, 2008. - С. 242-244

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ