ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 6
1.1. Анализ государственной политики в сфере физической культуры и спорта в
Российской Федерации 6
1.1.1. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации 7
1.1.2. Государственная политика по развитию футбола в Российской Федерации 10
1.1.3. Источники финансирования спорта высоких достижений 14
1.2. Международный опыт 19
1.2.1. Европейская модель финансирования 23
1.2.2. Американская модель финансирования 23
1.3. Модели развития футбола 24
1.3.1. Модель развития футбола в Германии 24
1.3.2. Модель развития футбола в США 25
1.3.3. Модель развития футбола в Китае 25
Выводы к главе 1 26
Глава 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ ЛИГИ 29
2.1. Анализ структуры российской футбольной лиги 29
2.1.1. Описание лиги 29
2.1.2. Схема структуры проведения соревнований 30
2.1.3. Бюджеты клубов и лиги 32
2.1.4. Схема распределения ТВ-прав 33
2.1.5. Посещаемость стадионов в стране 33
2.2. Анализ футбольных лиг различных стран 35
2.2.1. Английская премьер-лига (АПЛ) 36
2.2.2. Немецкая футбольная лига (Бундеслига) 39
2.2.3. Американская лига по футболу - МЛС 42
2.3. Сравнительный анализ профессиональных футбольных лиг Америки и России 44
2.4. Бизнес-модель футбольной лиги 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Список использованных источников
Спорт относится к одному из приоритетных направлений государства, он необходим для полноценного развития человека. Важная роль спорта в улучшении качества жизни населения России отражена в «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». К числу основных направлений государственной политики в сфере спорта относятся разработка и формирование организационной основы управления развитием спорта, совершенствование взаимодействия субъектов спорта, совершенствование системы управления на всех уровнях.
Необходимость повышения эффективности государственного управления в области спорта высших достижений, в частности, в сфере футбола, включая совершенствование организационной структуры футбольной организации, обусловлена также экономическим кризисом, состоянием футбольной инфраструктуры, отсутствием мотивации футбольных клубов для увеличения доходов.
Финансовое обеспечение в области спорта в России, имеет существенные проблемы, в частности, финансирование государственных программ по развитию физической культуры и спорта не обеспечено в полном объеме.
Спорт высших достижений, в части профессионального спорта, отличается от общепринятой в мире модели. Структура источников финансирования отечественного футбола иная, чем в развитых странах, существует зависимость от прямого и косвенного государственного финансирования, доля доходов футбольных клубов низкая. Сложившаяся система управления спортивными профессиональными футбольными клубами в Российской Федерации не является эффективной и требует совершенствования.
В 2018 году в России пройдет Чемпионат Мира по футболу. Для проведения данного мероприятия необходимы инвестиции, как государственного, так и частного секторов экономики. Министерство спорта страны активно занялось решением вопросов популяризации футбола, массовым строительством современных спортивных объектов. Перед государством стоят вопросы управления этими спортивными сооружениями после сдачи в эксплуатацию, вовлечения молодежи в занятием футболом. Данные вопросы учитываются в ВКР при разработке концепции модернизации футбольной лиги. Разрабатываемая структура футбольной лиги требует первоначальной финансовой поддержки государства.
Цель данной работы - разработка новой бизнес-модели футбольной лиги, предполагающую в дальнейшем независимое от государства финансирование.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
• Определение роли государства и бизнеса в сфере спорта;
• Рассмотрение международного опыта финансирования и организации футбольных лиг;
• Анализ источников финансирования спорта высоких достижений в РФ;
• Определение инструментов взаимодействия государства и бизнеса в финансировании спорта.
В качестве объекта исследования в настоящей работе выступает спорт высоких достижений, вид спорта - футбол. Предметом исследования является взаимодействие бизнеса и государства в развитии профессионального футбола.
К методам исследования относятся классификация, сбор и обработка данных, интерпретация полученных результатов, анализ нормативно-правовых актов.
К информационно-статистической базе исследования выступают:
• академические статьи в международных и российских журналах;
• нормативно-правовые акты, действующие законы, программы по развитию спорта и развитию футбола в российской федерации.
Данная работа состоит из двух глав.
Первая глава содержит описание основ государственной политики в области физической культуры и спорта, организационной структуры и финансирования российского спорта. Представлены основные программы в области развития физической культуры и спорта, спорта высших достижений, в частности, в сфере футбола. Рассмотрен зарубежный опыт финансирования спорта и рейтинг государств по развитию футбола.
Вторая глава представляет собой анализ структуры российского футбола, а также анализ нескольких зарубежных лиг, в частности применения опыта футбольной лиги США и основа модели организационной структуры новой лиги.
Одним из основных направлений в социально-экономическом развитии страны является развитие физической культуры и спорта. Задача государственной политики в области спорта: популяризация здорового образа жизни и вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом; формирование международного имиджа России как спортивной супердержавы. Рассматриваемое в работе направление в области спорта высших достижений - развитие футбола.
Цели, задачи и функции государства в сфере футбола, раскрываются посредством разработки государственных программ. При анализе государственных программы по развитию футбола в России сделан вывод - государственные программы имеют общие задачи и цели, но не совпадают по срокам действия и по многим аспектам не содержат пути достижения поставленных задач и прямой увязки задач и источников финансирования. В настоящее время поставленные задачи не реализованы из-за недофинансирования государством.
Спорт высших достижений, в части российского футбола, отличается от общепринятой в мире модели. Структура источников финансирования отечественного футбола иная, чем в развитых странах, существует зависимость от прямого и косвенного государственного финансирования, доля доходов футбольных клубов низкая.
В рамках стратегии развития футбола предусматривается увеличение бюджета РФС, за счет которого будет обеспечиваться финансирование футбольных команд. Футбольные клубы практически не зарабатывают денежных средств самостоятельно. Большая часть расходов идет на погашение текущих расходов. Спонсоры, в большинстве случаев, заинтересованы в поддержании отдельных футбольных клубов, которые не имеющих мотивации увеличивать доходы. Бюджетных средств на развитие футбольных клубов, не привлекающих спонсоров, не хватает. В результате развиваются клубы в крупных городах, остальные не способны с ними конкурировать. Сложившаяся система управления профессиональными футбольными клубами в Российской Федерации не является эффективной и требует совершенствования.
В 2018 году в России будет проходить Чемпионат Мира по футболу. В связи с этим государством поставлены задачи популяризации футбола, по строительству современных спортивных объектов. При введении в эксплуатацию и реконструкции действующих спортивных сооружений актуальным остается вопрос о качестве их управления после сдачи этих сооружений в эксплуатацию.
Анализируя в курсовой работе международный опыт, сделан вывод, что Россия по соотношению общей численности населения к его вовлеченности занятием футболом, по обеспечению футбольными полями и другими показателями, отражающими уровень развития футбола в Российской Федерации, уступает футбольным державам. Низкий уровень показателей развития футбола в России ограничивает возможности для развития футбольной сферы. Старая инфраструктура не позволяет футбольным клубам получать доход за счет продажи билетов, сервисов и услуг, предоставляемых на стадионах.
Основной приоритет при развитии футбола в развитых странах - развитие детско- юношеского и массового футбола, спортивной инфраструктуры. Международный опыт показывает, что для достижения финансовых и спортивных результатов в футбольной сфере, государство должно участвовать в развитии лиг и решении долгосрочных задач (развитии детских академий, инфраструктуры, стадионов), при этом используя взаимодействие с бизнесом рассматривать футбол как бизнес. Низкий уровень российского населения, вовлеченного в занятием спортом, по сравнению с другими странами при высокой популярности футбола в России по отношении к другим видам спорта, требует популяризации футбола среди населения для увеличения численности профессиональных игроков. Уровень вовлечения юного поколения в занятия футболом ниже, чем в странах с развитым футболом в разы, что создает большой потенциал для развития государством направления детско-юношеского футбола.
Проанализировав международный опыт Германии и Англии в сфере футбола, а так же опыт становления футбольной лиги в США во взаимосвязи с SWOT-анализом российской лиги, можно сделать вывод, что Российская Футбольная Премьер-Лига (РФПЛ) характеризуется наличием существенных проблем и нуждается в модернизации.
Чемпионат Мира по футболу 2018 года является предпосылкой для проведения «модернизации» в российской лиге, повышая интерес к футболу у граждан России, у иностранных болельщиков и специалистов.
Разработанная мною бизнес-модель, предполагает создание новой российской футбольной лиги закрытого типа из 16 команд, с устойчивой схемой финансирования. Государство финансирует не отдельные клубы, а создание новой лиги, действующей по правилам, позволяющим поставить команды в равные экономические условия. При соблюдении условий вступления в лигу, каждая команда будет обладать современным стадионом, что создаст условия для увеличения численности болельщиков, посещающих матчи, и получения дополнительного дохода от стадиона в дни матчей за счет продажи билетов, сервисов и услуг, предоставляемых на стадионе. Предполагаемая бюджетная основа и долгосрочные контракты со спонсорами, позволят командам планировать свое развитие на несколько лет вперед, что в конечном итоге будет способствовать развитию лиги из года в год. В свою очередь, лига увеличит общую посещаемость матчей в стране, свой бюджет за счет доходов от ТВ-трансляций, от ежегодных взносов в бюджет лиги со стороны клубов.
Бизнес-модель предполагает выход лиги на самоокупаемость и продажу государством акций лиги бизнесу. Таким образом, государство оптимизирует свои бюджетные расходы и повысит эффективность вложенных в сферу футбола средств, направляя их на развитие детско-юношеского футбола, развитие футбольной инфраструктуры.
1. Меньшиков А. Финансирование: найти оптимальную схему / Sports Facilities, 2006, №6
2. Российский статистический ежегодник: 2008:стат. сборник/Росстат. - М.:Росстат, 2009
3. «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства российской федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р
4. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349 — ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/common/upload/library/2013/12/main/Budzhet_dlya_grazhdan_k_FZ.pdf
5. Романов А.Д. Физическая культура. М.: Проспект, 2001.
6. Д.В. Ивинский, С.В. Новиков. Правовые основы Физической культуры и спорта. Тамбов,2010.
7. Воробьев А.И., Солнцев И.В., Построение системы рейтингов в современном футболе, Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, - М.: №3 (69) 2014, стр. 110-120
8. Проект доклада «О развитии спорта высших достижений и правовом регулировании профессионального спорта, деятельности профессиональных спортивных организаций в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. sportsovet.ru/docs/20121106/Dok_Olymp_blok.pdf
9. «На трибунах становится тише...» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.championat.com/football/article-194967-futbol-na-grani- vymiranija.html
10. Алишер Аминов: «Анализ системы профессиональных соревнований» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.alisheraminov.ru/upload/Analysis Professional-Footbal-in-Russia.pdf
11. Владимир Галкин: «О финансировании профессионального спорта в России: текущее состояние, перспективы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vadim- galkin.ru/sport-2/sport-business/o-finansirovanii/
12. Проект доклада «О развитии спорта высших достижений и правовом регулировании профессионального спорта, деятельности профессиональных спортивных организаций в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. sportsovet.ru/docs/20121106/Dok Olymp blok.pdf
13. ФЗ «О физической культуре и спорте».29.04.99
14. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
15. Переверзин И.И. : «Искусство спортивного менеджмента.» - М.: Советский спорт, 2004.
16. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения №1-ФК «Сведения о физической культуре и спорта» за 2015 год.. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inl7
17. «Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 3 0 2 .[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70643480/#ixzz49BelCi5r
18. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 30. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70852372/#ixzz49C6wdcQ8
19. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/180377/#ixzz49C8yHYZx
20. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7. [Электронный ресурс.]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/189071/#ixzz49CC5DSt1
21. Концепции подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы", утвержденная Правительством российской федерации. Распоряжение N 563-р от 25 апреля 2008 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902099065
22. Подпрограмма «Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации» программы «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2016 года №179
23. «Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017
и 2018 годов»: Министерства финансов Российской Федерации.[Электронный ресурс]. - Режим доступа http://minfin.ru/ru/document/?
id_4=64713&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz49CVfpIyS
24. “Бюджет для граждан.” К Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2016 г.”.: Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс.]. - Режим доступа: http://volgafin.volganet.ru/upload/iblock/377/bdg_2015_28.12.2015-federalnyy.pdf
25. Е.И. Петрова, В.А. Гаркавенко, В.А. Клендарь ФГБУ ФНЦ ВНИИФК: «Анализ динамики основных показателей развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации» статья в издании «Оздоровление населения».[Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://cyberleninka.ru/article/n/analiz-dinamiki-osnovnyh-pokazateley-razvitiya-fizicheskoy-kultury-i-massovogo-sporta-v-rossiyskoy-federatsii.
26. Электронная газета «БЮДЖЕТ.Ки». Статья «Расходы на спорт растут год от года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://bujet.ru/article/200743.php
27. Регламент проведения профессиональных соревнований среди мужчин по футболу.
[Э л е к т р о н н ы й р е с у р с] Р е ж и м д о с т у п а :
http://www.rfs.ru/rfs/documents/elections/docs2 1/,свободный. - Загл. с экрана.
28. Бюджет РФС вырастет на 600 миллионов в этом году [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/03/31/byudzhet-rossiiskogo-futbolnogo-soyuza-virastet-v-etom-godu-na-600-mln-rub,свободный. - Загл. с экрана.
29. Доходы и расходы РФС по итогам года оказались равны [Электронный ресурс] Режим доступа:http://rg.ru/2014/04/26/rfs-site-anons.html,свободный. - Загл. с экрана.
30. Annual review of football finance [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www2.deloitte.com/uk/en/pages/sports-business-group/articles/annual-review-of-football-finance-2014.html,- свободный. - Загл. с экрана
31. Долги англйских клубов растут [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.championat.com/business/article-196077-finansovye-pokazateli-klubov- apl.html,свободный. - Загл. С экрана.
32. Annual review of football finance [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www2.deloitte.com/uk/en/pages/sports-business-group/articles/annual-review-of-football-finance.html,свободный. - Загл. с экрана.
33. Bundesliga attendance [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.worldfootball.net/attendance/bundesliga-2014-2015/1/,свободный. - Загл. с экрана.
34. Кризис в российском футболе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115311,свободный. - Загл. с экрана.
35. M L S record braking attendance [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.empireofsoccer.com/record-breaking-attendance-29742,свободный. - Загл. с экрана
36. Джон Бич Маркетинг спорта / Джон Бич, Саймон Ч. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 706 с.