МЕСТО И РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АРКТИКЕ
|
Введение 3
1. Создание Арктического Совета: структура, функции, членство 12
2. Деятельность Арктического Совета 27
3. Взаимодействие Арктического Совета с международными организациями
по проблемам Арктики 56
Заключение 75
Список источников и литературы 79
1. Создание Арктического Совета: структура, функции, членство 12
2. Деятельность Арктического Совета 27
3. Взаимодействие Арктического Совета с международными организациями
по проблемам Арктики 56
Заключение 75
Список источников и литературы 79
Арктика - северная полярная область земного шара, охватывающая Северный Ледовитый океан с островами (кроме Восточного и Южного Норвежского моря), прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и северные окраины материков Евразии и Северной Америки (без полуострова Лабрадор). Южная граница на суше совпадает с южным пределом зоны тундры или Северным полярным кругом. Общая площадь в этих границах около 27 млн. км или 21 млн. км2 соответственно, (что составляет почти 19% площади Земли) 1.
Рост интереса к теме Арктики с конца ХХ века объясняется в первую очередь экономическими причинами: высокие мировые цены на
энергоносители и истощение ресурсов стимулируют страны заявить свои права на территорию со значительными запасами углеводородов.
Кроме того глобальное потепление привело к таянию льдов в Северном Ледовитом океане, что стимулирует создание крупной транспортной артерии в этом регионе и развитие Арктики как стратегически важного плацдарма для обороны северных границ страны. Для развития стабильных отношений и решения комплексных проблем, связанных с безопасностью, устойчивым развитием региона, транспортом, экологией, разработкой природных ресурсов и их переработкой и др., необходимо разграничить территорию влияния приарктических государств.
К тому же, арктический регион - это регион столкновения геополитических интересов арктических и неарктических держав. К акватории Северного Ледовитого океана прилегают территории России, США, Канады, Дании и Норвегии. А помимо этих стран свои интересы в Арктике имеют ряд стран Европы и Тихоокеанского региона. Такие неарктические страны как Китай, Япония, Южная Корея, Швеция, Финляндия требуют пересмотра правового режима Арктики, т.к. ее ресурсы принадлежат всему человечеству. Так же считают далекие от северного региона Испания, Г ермания, Бразилия, Индия, Сингапур и др.
В годы Холодной Войны руководство Соединённых Штатов Америки рассматривало Арктику как передовой плацдарм в противостоянии НАТО- СССР, почти не уделяя внимание ее ресурсному потенциалу.
После распада биполярной системы присутствие США в Арктике заметно сократилось. В 2006 году они покинули даже свою военно-морскую базу в Кефлавике, Исландия, полагаясь в вопросе обеспечения безопасности на механизмы военно-политического сотрудничества с Канадой в рамках НОРАД - военной структуры воздушно-космической обороны Северной Америки («NORAD» - North America Air Defence ).
Противостояние между США и Россией обострилось спустя год. В 2007 году по постановлению Конгресса Американский Национальный Совет по научным исследованиям подготовил новое заключение по вопросу географического местонахождения штата Аляска. Оно раскрывает право США называться полноценным литоральным государством, а также иметь соответствующие геополитические и научные интересы 3.
Со своей стороны в 2008 г. Россия первой среди стран утвердила «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» - документ,
определяющий стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике. Согласно ему, к 2020 г. Россия должна оформить внешнюю границу арктической зоны, добиться структурной перестройки экономики региона и развития региональной инфраструктуры. В итоге арктическая зона РФ должна превратиться в ведущую стратегическую базу РФ, что сопровождается разворачиванием военных баз и использованием Северного морского пути в качестве национальной транспортной артерии.
О роли Арктики в обеспечении национальной безопасности страны говорится в Концепции национальной безопасности РФ (2000) и указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» . В частности развитие АЗРФ связывается с вопросом охраны границ, повышением конкурентоспособности экономики, повышением эффективности топливно-энергетического комплекса, использованием государственно-частного партнёрства.
Сегодня Россия заявляет об отсутствии потенциала для конфликтов и приверженности развитию Арктики как территории мира, стабильности и сотрудничества. По словам министра иностранных дел России С. В. Лаврова на министерской встрече Арктического совета в Фэрбанкс в мае 2017 г., «международное право позволяет надежно обеспечивать в общем регионе национальные интересы всех арктических государств, на которых лежит особая ответственность за долгосрочное развитие Крайнего Севера» .
Степень изученности темы. Историография.
Историографией проблемы занимались такие видные отечественные аналитики, как Н. М. Антюшина, В. Н. Конышев, А. А. Сергунин, Ю. Ф. Лукин. Ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН Н. М. Антюшина в работе «Арктический вызов для национальной и международной политики» проанализировала стратегии восьми стран-участниц Арктического Совета и рассмотрела их сферы сотрудничества и конфликтов. В работе «Арктика на перекрестье геополитических интересов» В. Н. Конышев рассмотрел Арктику с точки зрения ее роли в качестве зоны столкновения интересов циркумполярных стран. Также работы В.Н. Конышева и А.А. Сергунина посвящены особенностям концептуального оформления российской политики в Арктике, национальным интересам и их стратегическому выражению. Статьи Ю. Ф. Лукина вносят вклад в изучение значения Арктики для России.
Над современными вопросами международного права в отношении арктического региона работали В. М. Котляков, В. К. Зиланов, А. Н. Вылегжанин и другие. Основные тенденции развития Арктики, Арктического Совета и международную деятельность в структуре глобальных проблем современности разрабатывают Р.М. Бонн, С. Голдсмит. Современные зарубежные исследования Арктики О. Янга и М. Теннберга сосредоточены вокруг концепции международного режима в управлении Арктикой с упором на необходимость международного экологического сотрудничества. Монография Т. Койвуровой посвящена вопросам деятельности Рабочих групп Арктического Совета, текущей и перспективной роли Арктического совета в международном сотрудничестве по охране окружающей среды. Одними из наиболее значимых работ отечественных ученых по вопросам осмысления экологической безопасности, устойчивого развития Арктики и особенностей политики в регионе стали труды А.В. Загорского и Д. А. Шириной, рассматривающих вопросы международного экологического сотрудничества и применимость транснациональной модели управления регионом. Н.К. Харлампьева также исторически обосновала выделение Арктики как региона международных отношений. Ко второму десятилетию XXI в. среди зарубежных авторов сложилось общее мнение о необходимости переосмысления политики арктической безопасности.
В современной научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует ряд работ, посвященных общим вопросам международного сотрудничества в Арктике. Однако в основном они носят исторический, юридический, экологический характер. Вместе с тем, в научном сообществе не было проведено комплексного исследования особенностей функционирования Арктического Совета, эффективности его деятельности с точки зрения роли регионального форума высокого уровня в формировании политики в Арктике. «Арктика - территория диалога. Сотрудничество арктических стран должно вдохновлять другие регионы как пример взаимопонимания и взаимодействия. Арктических Совет является центром обсуждения многочисленных проблем и вызовов, касающихся региона высоких широт... Арктика - это регулируемая территория, все арктические государства преследуют свои интересы в рамках международного права», - прозвучало в речи Густава Линда, председателя Арктического Совета и главы Комитета старших должностных лиц в докладе на заседании Постоянного Комитета Арктического Совета в Архангельске 22 сентября 2011 г. В данном исследовании предпринимается попытка осмысления влияния Арктического совета на формирование современных международных отношений в регионе.
Научная новизна исследования.
Новизна работы заключается в попытке исследовать роль и влияние Арктического Совета, созданного в 1996 г., в формировании и развитии современных международных отношений в Арктике.
Изучение направлений деятельности Арктического Совета и его роли в регионе на современном этапе объясняется кардинальной сменой политики стран на мировой арене: расширяется круг субъектов международного права и сферы сотрудничества, происходит демократизация международной и внутригосударственной среды, развиваются механизмы защиты прав человека, происходит широкая разработка принципов международного права, что объясняется потребностями государств в условиях глобализации. Немаловажна борьба за ресурсы и конкуренция в научно-технической сфере
Автор данного исследования попытался определить и проанализировать новейшие тенденции международных отношений в Арктике; выявить значение Арктического совета как арены международного взаимодействия в условиях стремительно меняющейся конъюнктуры; изучить политический аспект перспектив сотрудничества циркумполярных и нерегиональных акторов в рамках совета.
Объектом исследования является политика ведущих государств мира в Арктике.
Предметом исследования является Арктический Совет и его влияние на формирование международных отношений в Арктике.
Цель настоящей работы - проанализировать деятельность Арктического Совета на современном этапе, осветить функции и роль Совета в регулировании межгосударственных отношений в регионе.
Задачи исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить структуру Арктического Совета, функции, круг ведения вопросов.
2. Проанализировать международные конвенции, деятельность и решения Арктического Совета, определить правовой режим Арктики.
3. Рассмотреть взаимодействие Арктического совета с международными организациями и национальными организациями в Арктике.
Источниковая база исследования. Основные источники, с помощью которых было проведено данное исследование можно разделить на 3 группы.
К первой группе источников относятся Устав Арктического Совета, Устав ООН, декларации, документы целевых и рабочих групп, Конвенция ООН морскому праву от 1982 года, Илуллисатское соглашение между арктическими государствами, документы исполнительных и законодательных органов Арктического Совета и других международных организаций (Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), НАТО, и др.), институтов и арктических государств, материалы конференций и официальные выступления политических деятелей этих стран, а также документы, описывающие основные направления арктических стратегий этих стран. К ним относятся «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», «Арктическая дорожная карта США» до 2030 г., Арктическая стратегия США, «Стратегия правительства Норвегии в северных регионах», «Statement on Canada's Arctic Foreign Policy», «Стратегия Национальной безопасности Соединенных штатов Америки», «Стратегию Королевства Дания в отношении Арктики на 2011-2020 гг.». В представленных документах содержатся основные принципы регулирования отношений по вопросу Арктики, Северно-Ледовитого океана, информация о выпущенных законодательных актах, направлениях развития военно - политических отношений между упомянутыми странами .
Вторая группа источников посвящена вопросам надгосударственного регулирования, межгосударственного взаимодействия и их перспективам решения конфликтов в Арктическом регионе. В данной работе нашли свое отражение труды А. Н. Вылегжанина, А. Баранника, И. Вознюка, А. В. Фененко, В. Н. Конышева, А. А. Сергунина, О. Янга, М. Теннберга, С. Бланка. Знакомство с данными экспертами даёт возможность оценить современную геополитическую ситуацию на карте Арктического региона.
Третья группа базируется на различных информационных интернет- ресурсах и статьях, опубликованных в отечественной и иностранной прессе, а именно в таких изданиях как: «Независимая газета», «Lenta.ru», «The Times», «The Homer Tribune», «Foreign Affairs», «РИА Новости», «Washington Post». Также необходимо особенно выделить такие издания, как Журнальный клуб «Интелрос», научные журналы и информационные агенства «Институт Европы РАН», «Международные процессы», «Московский Центр Карнеги», «REGNUM», «Международный институт исследования проблем мира», «Российский совет по международным отношениям», новостные порталы, а именно порталы Newsland, РИА Новости, скрипты новостей Радио Свободы в связи с тем, что данные источники отражают текущее положение дел во взаимоотношениях данных стран, а также позволяют проследить основные направления развития отношений заявленных стран по повестке. Обзор современного состояния международных проблем Арктики и Арктического Совета представлен на страницах следующих периодических изданий: «Арктика: экология и экономика», «Вестник Северного (Арктического) федерального университета», «Арктика и Север», «Международная жизнь», «Север и рынок: формирование экономического порядка».
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с создания Арктического Совета в 1996г. по настоящее время.
Методологическая основа исследования.
Исследование проведено на основе установок, разработанных школой реальной политики.
Для достижения поставленных задач в настоящей работе были применены такие общенаучные методы как сравнительный анализ нормативно-правовой документации, статистических данных и программ развития основных арктических держав, структурно-функциональный метод, методы классификации и систематизации, факторный анализ , метод обобщения. В работе применялась методология диалектического материализма.
Работа основывается на принципах историзма, объективности и системности.
Работа структурирована в соответствии с задачей комплексного анализа изучения деятельности Арктического Совета на мировой арене, и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе описывается правовой режим Арктики, основанный на Конвенции ООН по морскому праву 1982г., структура, функции и члены Арктического Совета, освещается история образования арктических зон.
Во второй главе освещаются направления деятельности Совета, горизонты сотрудничества, предписания и их влияние на современные отношения.
В третьей главе рассмотрены вопросы взаимодействия Арктического Совета с другими международными организациями в регионе.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по рассматриваемой теме.
Рост интереса к теме Арктики с конца ХХ века объясняется в первую очередь экономическими причинами: высокие мировые цены на
энергоносители и истощение ресурсов стимулируют страны заявить свои права на территорию со значительными запасами углеводородов.
Кроме того глобальное потепление привело к таянию льдов в Северном Ледовитом океане, что стимулирует создание крупной транспортной артерии в этом регионе и развитие Арктики как стратегически важного плацдарма для обороны северных границ страны. Для развития стабильных отношений и решения комплексных проблем, связанных с безопасностью, устойчивым развитием региона, транспортом, экологией, разработкой природных ресурсов и их переработкой и др., необходимо разграничить территорию влияния приарктических государств.
К тому же, арктический регион - это регион столкновения геополитических интересов арктических и неарктических держав. К акватории Северного Ледовитого океана прилегают территории России, США, Канады, Дании и Норвегии. А помимо этих стран свои интересы в Арктике имеют ряд стран Европы и Тихоокеанского региона. Такие неарктические страны как Китай, Япония, Южная Корея, Швеция, Финляндия требуют пересмотра правового режима Арктики, т.к. ее ресурсы принадлежат всему человечеству. Так же считают далекие от северного региона Испания, Г ермания, Бразилия, Индия, Сингапур и др.
В годы Холодной Войны руководство Соединённых Штатов Америки рассматривало Арктику как передовой плацдарм в противостоянии НАТО- СССР, почти не уделяя внимание ее ресурсному потенциалу.
После распада биполярной системы присутствие США в Арктике заметно сократилось. В 2006 году они покинули даже свою военно-морскую базу в Кефлавике, Исландия, полагаясь в вопросе обеспечения безопасности на механизмы военно-политического сотрудничества с Канадой в рамках НОРАД - военной структуры воздушно-космической обороны Северной Америки («NORAD» - North America Air Defence ).
Противостояние между США и Россией обострилось спустя год. В 2007 году по постановлению Конгресса Американский Национальный Совет по научным исследованиям подготовил новое заключение по вопросу географического местонахождения штата Аляска. Оно раскрывает право США называться полноценным литоральным государством, а также иметь соответствующие геополитические и научные интересы 3.
Со своей стороны в 2008 г. Россия первой среди стран утвердила «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» - документ,
определяющий стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике. Согласно ему, к 2020 г. Россия должна оформить внешнюю границу арктической зоны, добиться структурной перестройки экономики региона и развития региональной инфраструктуры. В итоге арктическая зона РФ должна превратиться в ведущую стратегическую базу РФ, что сопровождается разворачиванием военных баз и использованием Северного морского пути в качестве национальной транспортной артерии.
О роли Арктики в обеспечении национальной безопасности страны говорится в Концепции национальной безопасности РФ (2000) и указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» . В частности развитие АЗРФ связывается с вопросом охраны границ, повышением конкурентоспособности экономики, повышением эффективности топливно-энергетического комплекса, использованием государственно-частного партнёрства.
Сегодня Россия заявляет об отсутствии потенциала для конфликтов и приверженности развитию Арктики как территории мира, стабильности и сотрудничества. По словам министра иностранных дел России С. В. Лаврова на министерской встрече Арктического совета в Фэрбанкс в мае 2017 г., «международное право позволяет надежно обеспечивать в общем регионе национальные интересы всех арктических государств, на которых лежит особая ответственность за долгосрочное развитие Крайнего Севера» .
Степень изученности темы. Историография.
Историографией проблемы занимались такие видные отечественные аналитики, как Н. М. Антюшина, В. Н. Конышев, А. А. Сергунин, Ю. Ф. Лукин. Ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН Н. М. Антюшина в работе «Арктический вызов для национальной и международной политики» проанализировала стратегии восьми стран-участниц Арктического Совета и рассмотрела их сферы сотрудничества и конфликтов. В работе «Арктика на перекрестье геополитических интересов» В. Н. Конышев рассмотрел Арктику с точки зрения ее роли в качестве зоны столкновения интересов циркумполярных стран. Также работы В.Н. Конышева и А.А. Сергунина посвящены особенностям концептуального оформления российской политики в Арктике, национальным интересам и их стратегическому выражению. Статьи Ю. Ф. Лукина вносят вклад в изучение значения Арктики для России.
Над современными вопросами международного права в отношении арктического региона работали В. М. Котляков, В. К. Зиланов, А. Н. Вылегжанин и другие. Основные тенденции развития Арктики, Арктического Совета и международную деятельность в структуре глобальных проблем современности разрабатывают Р.М. Бонн, С. Голдсмит. Современные зарубежные исследования Арктики О. Янга и М. Теннберга сосредоточены вокруг концепции международного режима в управлении Арктикой с упором на необходимость международного экологического сотрудничества. Монография Т. Койвуровой посвящена вопросам деятельности Рабочих групп Арктического Совета, текущей и перспективной роли Арктического совета в международном сотрудничестве по охране окружающей среды. Одними из наиболее значимых работ отечественных ученых по вопросам осмысления экологической безопасности, устойчивого развития Арктики и особенностей политики в регионе стали труды А.В. Загорского и Д. А. Шириной, рассматривающих вопросы международного экологического сотрудничества и применимость транснациональной модели управления регионом. Н.К. Харлампьева также исторически обосновала выделение Арктики как региона международных отношений. Ко второму десятилетию XXI в. среди зарубежных авторов сложилось общее мнение о необходимости переосмысления политики арктической безопасности.
В современной научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует ряд работ, посвященных общим вопросам международного сотрудничества в Арктике. Однако в основном они носят исторический, юридический, экологический характер. Вместе с тем, в научном сообществе не было проведено комплексного исследования особенностей функционирования Арктического Совета, эффективности его деятельности с точки зрения роли регионального форума высокого уровня в формировании политики в Арктике. «Арктика - территория диалога. Сотрудничество арктических стран должно вдохновлять другие регионы как пример взаимопонимания и взаимодействия. Арктических Совет является центром обсуждения многочисленных проблем и вызовов, касающихся региона высоких широт... Арктика - это регулируемая территория, все арктические государства преследуют свои интересы в рамках международного права», - прозвучало в речи Густава Линда, председателя Арктического Совета и главы Комитета старших должностных лиц в докладе на заседании Постоянного Комитета Арктического Совета в Архангельске 22 сентября 2011 г. В данном исследовании предпринимается попытка осмысления влияния Арктического совета на формирование современных международных отношений в регионе.
Научная новизна исследования.
Новизна работы заключается в попытке исследовать роль и влияние Арктического Совета, созданного в 1996 г., в формировании и развитии современных международных отношений в Арктике.
Изучение направлений деятельности Арктического Совета и его роли в регионе на современном этапе объясняется кардинальной сменой политики стран на мировой арене: расширяется круг субъектов международного права и сферы сотрудничества, происходит демократизация международной и внутригосударственной среды, развиваются механизмы защиты прав человека, происходит широкая разработка принципов международного права, что объясняется потребностями государств в условиях глобализации. Немаловажна борьба за ресурсы и конкуренция в научно-технической сфере
Автор данного исследования попытался определить и проанализировать новейшие тенденции международных отношений в Арктике; выявить значение Арктического совета как арены международного взаимодействия в условиях стремительно меняющейся конъюнктуры; изучить политический аспект перспектив сотрудничества циркумполярных и нерегиональных акторов в рамках совета.
Объектом исследования является политика ведущих государств мира в Арктике.
Предметом исследования является Арктический Совет и его влияние на формирование международных отношений в Арктике.
Цель настоящей работы - проанализировать деятельность Арктического Совета на современном этапе, осветить функции и роль Совета в регулировании межгосударственных отношений в регионе.
Задачи исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить структуру Арктического Совета, функции, круг ведения вопросов.
2. Проанализировать международные конвенции, деятельность и решения Арктического Совета, определить правовой режим Арктики.
3. Рассмотреть взаимодействие Арктического совета с международными организациями и национальными организациями в Арктике.
Источниковая база исследования. Основные источники, с помощью которых было проведено данное исследование можно разделить на 3 группы.
К первой группе источников относятся Устав Арктического Совета, Устав ООН, декларации, документы целевых и рабочих групп, Конвенция ООН морскому праву от 1982 года, Илуллисатское соглашение между арктическими государствами, документы исполнительных и законодательных органов Арктического Совета и других международных организаций (Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), НАТО, и др.), институтов и арктических государств, материалы конференций и официальные выступления политических деятелей этих стран, а также документы, описывающие основные направления арктических стратегий этих стран. К ним относятся «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», «Арктическая дорожная карта США» до 2030 г., Арктическая стратегия США, «Стратегия правительства Норвегии в северных регионах», «Statement on Canada's Arctic Foreign Policy», «Стратегия Национальной безопасности Соединенных штатов Америки», «Стратегию Королевства Дания в отношении Арктики на 2011-2020 гг.». В представленных документах содержатся основные принципы регулирования отношений по вопросу Арктики, Северно-Ледовитого океана, информация о выпущенных законодательных актах, направлениях развития военно - политических отношений между упомянутыми странами .
Вторая группа источников посвящена вопросам надгосударственного регулирования, межгосударственного взаимодействия и их перспективам решения конфликтов в Арктическом регионе. В данной работе нашли свое отражение труды А. Н. Вылегжанина, А. Баранника, И. Вознюка, А. В. Фененко, В. Н. Конышева, А. А. Сергунина, О. Янга, М. Теннберга, С. Бланка. Знакомство с данными экспертами даёт возможность оценить современную геополитическую ситуацию на карте Арктического региона.
Третья группа базируется на различных информационных интернет- ресурсах и статьях, опубликованных в отечественной и иностранной прессе, а именно в таких изданиях как: «Независимая газета», «Lenta.ru», «The Times», «The Homer Tribune», «Foreign Affairs», «РИА Новости», «Washington Post». Также необходимо особенно выделить такие издания, как Журнальный клуб «Интелрос», научные журналы и информационные агенства «Институт Европы РАН», «Международные процессы», «Московский Центр Карнеги», «REGNUM», «Международный институт исследования проблем мира», «Российский совет по международным отношениям», новостные порталы, а именно порталы Newsland, РИА Новости, скрипты новостей Радио Свободы в связи с тем, что данные источники отражают текущее положение дел во взаимоотношениях данных стран, а также позволяют проследить основные направления развития отношений заявленных стран по повестке. Обзор современного состояния международных проблем Арктики и Арктического Совета представлен на страницах следующих периодических изданий: «Арктика: экология и экономика», «Вестник Северного (Арктического) федерального университета», «Арктика и Север», «Международная жизнь», «Север и рынок: формирование экономического порядка».
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с создания Арктического Совета в 1996г. по настоящее время.
Методологическая основа исследования.
Исследование проведено на основе установок, разработанных школой реальной политики.
Для достижения поставленных задач в настоящей работе были применены такие общенаучные методы как сравнительный анализ нормативно-правовой документации, статистических данных и программ развития основных арктических держав, структурно-функциональный метод, методы классификации и систематизации, факторный анализ , метод обобщения. В работе применялась методология диалектического материализма.
Работа основывается на принципах историзма, объективности и системности.
Работа структурирована в соответствии с задачей комплексного анализа изучения деятельности Арктического Совета на мировой арене, и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе описывается правовой режим Арктики, основанный на Конвенции ООН по морскому праву 1982г., структура, функции и члены Арктического Совета, освещается история образования арктических зон.
Во второй главе освещаются направления деятельности Совета, горизонты сотрудничества, предписания и их влияние на современные отношения.
В третьей главе рассмотрены вопросы взаимодействия Арктического Совета с другими международными организациями в регионе.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по рассматриваемой теме.
Изучив источники и научные исследования специалистов по вопросам Арктики, автор выпускной квалификационной работы пришел к следующим выводам.
Создание и укрепление Арктического совета является закономерным процессом ввиду роста интереса арктических держав к региону, сочетающим уникальную природу, выгодное геополитическое расположение и масштабную ресурсную базу. Совет остаётся стержневым механизмом межгосударственного взаимодействия в Арктике. Предпринимаемые шаги по сохранению климата региона, а также конструктивное взаимодействие между странами-членами АС свидетельствует о позитивной роли Совета. Принципы Совета, открытость для вступления в качестве наблюдателей неарктических держав, а также неправительственных организаций стимулируют акторов к активному участию в решении локальных проблем.
Вместе с тем, достигнутый за годы существования организации прогресс отчасти обусловлен ограниченностью повестки дня, затрагивающей исключительно неполитические вопросы. Между странами- участницами Совета сохраняются значительные противоречия касательно взаимных притязаний на расширение исключительной экономической зоны, а также наращивания военной мощи в регионе. Решение споров в сторону одной из сторон может привести к снижению эффективности организации, на данный момент являющейся более или менее деполитизированным механизмом взаимодействия стран региона.
Это определяет относительно стабильную повестку дня Арктического совета, сконцентрированную на вопросах защиты окружающей среды, сотрудничества в поиске и спасении, устойчивого развития и расширения человеческого капитала северных территорий. Учитывая долгосрочный характер стоящих перед арктическими странами задач, подобная стабильность и преемственность тематики форума от председательства к председательству представляется рациональной. В то же время повестка дня развивается не за счет добавления элементов, а за счет поиска новых аспектов уже рассматривающихся проблем, а также новых измерений сотрудничества. Так, обсуждение экономической тематики и привлечение делового сообщества в рамках работы экономического совета может позитивно сказаться на деятельности Арктического совета по традиционному приоритету развития человеческого капитала в регионе.
Сотрудничество арктических и нерегиональных государств в области охраны окружающей среды в Арктике следует считать особенно востребованным. Прогноз увеличения числа наблюдателей в АС, представляющих нерегиональные государства находит поддержку в работах многих экспертов. Вместе с тем, такое увеличение целесообразно связать с участием нерегиональных игроков в общих расходах на охрану окружающей среды в Арктике, прежде всего, через Инструмент поддержки проектов Арктического совета.
Для более эффективного сотрудничества в рамках совета странам необходимо выработать координированный подход арктических стран в сотрудничестве с нерегиональными государствами к регулированию прибрежными арктическими государствами судоходства и иной экономической деятельности, с учетом особых природоохранных требований в покрытых льдами районах и национальных интересов к стратегически важным транспортным путям в Северном Ледовитом океане.
С учетом усилий арктических государств по развитию систем связи, навигации, гидрографии и систем поиска и спасения в Арктике находит поддержку налаживание специального формата сотрудничества арктических стран в этих областях. Необходимость подобного взаимодействия подкрепляется обширными территориями Севера и связанной с этим необходимостью в больших финансовых вложениях, на которое ни одно государство в одиночку не способно. В такое сотрудничество в перспективе можно вовлекать и заинтересованные компании неарктических государств в рамках конкретного исследовательского, инновационного, инвестиционного и гуманитарного проекта.
С момента учреждения Арктического совета наблюдается тенденция к усилению его институционализации. Даже Оттавская декларация 1996 г. стала результатом стремления к институциональному закреплению механизмов сотрудничества, созданных в рамках Стратегии защиты окружающей среды Арктики в 1991 г. На сегодняшний день структура органов Совета и модель взаимодействия между ними существенным образом отличаются от характерной для неформальных форумов, исполняющих функции глобального управления («Группа семи», «Группа двадцати»): деятельность секретариата, рабочих и целевых групп имеет постоянный и долгосрочный характер, был расширен формат встреч, увеличилось количество и качество взаимодействий между всеми элементами совета. Очевидно, что расширение повестки дня, в особенности с учетом создания Арктического экономического совета, обусловит дальнейшее расширение институциональной структуры Совета.
Арктический совет сочетает в себе региональные и глобальные черты. С одной стороны, его узкорегиональная направленность и ограниченное членство говорят о нем как о региональном форуме. Однако, учитывая важность Арктики с точки зрения влияния на мировой климат, международную торговлю, а также стратегическое значение региона и совокупную экономическую и военную мощь вовлеченных государств, можно констатировать глобальную роль Совета. В то же время, принимая во внимание глобальный характер интересов арктических государств, именно политические противоречия, не имеющие отношения к региону Арктики (в частности, обострение отношений между Россией и западными странами, связанное с украинским конфликтом), несут наибольшие риски для дальнейшего функционирования Арктического совета
Несмотря на то, что на сегодняшний день он не способен ответить на некоторые вызовы политического характера, имеющие место в Арктике, такие как территориальные споры и конфликт вокруг приполярных акваторий, позитивная повестка дня способствует созданию атмосферы сотрудничества и конструктивного взаимодействия в регионе. В этой связи заключение юридически обязывающих соглашений (Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, Соглашения в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, Соглашения о развитии международного арктического научного сотрудничества) следует рассматривать как несомненный успех формата взаимодействия, предложенного Арктическим советом. Не ставя цели разрешения политических конфликтов, сложившаяся модель «института регионального управления» формирует основу для эффективного разрешения актуальных для Арктики экологических, социально - экономических и гуманитарных проблем.
Создание и укрепление Арктического совета является закономерным процессом ввиду роста интереса арктических держав к региону, сочетающим уникальную природу, выгодное геополитическое расположение и масштабную ресурсную базу. Совет остаётся стержневым механизмом межгосударственного взаимодействия в Арктике. Предпринимаемые шаги по сохранению климата региона, а также конструктивное взаимодействие между странами-членами АС свидетельствует о позитивной роли Совета. Принципы Совета, открытость для вступления в качестве наблюдателей неарктических держав, а также неправительственных организаций стимулируют акторов к активному участию в решении локальных проблем.
Вместе с тем, достигнутый за годы существования организации прогресс отчасти обусловлен ограниченностью повестки дня, затрагивающей исключительно неполитические вопросы. Между странами- участницами Совета сохраняются значительные противоречия касательно взаимных притязаний на расширение исключительной экономической зоны, а также наращивания военной мощи в регионе. Решение споров в сторону одной из сторон может привести к снижению эффективности организации, на данный момент являющейся более или менее деполитизированным механизмом взаимодействия стран региона.
Это определяет относительно стабильную повестку дня Арктического совета, сконцентрированную на вопросах защиты окружающей среды, сотрудничества в поиске и спасении, устойчивого развития и расширения человеческого капитала северных территорий. Учитывая долгосрочный характер стоящих перед арктическими странами задач, подобная стабильность и преемственность тематики форума от председательства к председательству представляется рациональной. В то же время повестка дня развивается не за счет добавления элементов, а за счет поиска новых аспектов уже рассматривающихся проблем, а также новых измерений сотрудничества. Так, обсуждение экономической тематики и привлечение делового сообщества в рамках работы экономического совета может позитивно сказаться на деятельности Арктического совета по традиционному приоритету развития человеческого капитала в регионе.
Сотрудничество арктических и нерегиональных государств в области охраны окружающей среды в Арктике следует считать особенно востребованным. Прогноз увеличения числа наблюдателей в АС, представляющих нерегиональные государства находит поддержку в работах многих экспертов. Вместе с тем, такое увеличение целесообразно связать с участием нерегиональных игроков в общих расходах на охрану окружающей среды в Арктике, прежде всего, через Инструмент поддержки проектов Арктического совета.
Для более эффективного сотрудничества в рамках совета странам необходимо выработать координированный подход арктических стран в сотрудничестве с нерегиональными государствами к регулированию прибрежными арктическими государствами судоходства и иной экономической деятельности, с учетом особых природоохранных требований в покрытых льдами районах и национальных интересов к стратегически важным транспортным путям в Северном Ледовитом океане.
С учетом усилий арктических государств по развитию систем связи, навигации, гидрографии и систем поиска и спасения в Арктике находит поддержку налаживание специального формата сотрудничества арктических стран в этих областях. Необходимость подобного взаимодействия подкрепляется обширными территориями Севера и связанной с этим необходимостью в больших финансовых вложениях, на которое ни одно государство в одиночку не способно. В такое сотрудничество в перспективе можно вовлекать и заинтересованные компании неарктических государств в рамках конкретного исследовательского, инновационного, инвестиционного и гуманитарного проекта.
С момента учреждения Арктического совета наблюдается тенденция к усилению его институционализации. Даже Оттавская декларация 1996 г. стала результатом стремления к институциональному закреплению механизмов сотрудничества, созданных в рамках Стратегии защиты окружающей среды Арктики в 1991 г. На сегодняшний день структура органов Совета и модель взаимодействия между ними существенным образом отличаются от характерной для неформальных форумов, исполняющих функции глобального управления («Группа семи», «Группа двадцати»): деятельность секретариата, рабочих и целевых групп имеет постоянный и долгосрочный характер, был расширен формат встреч, увеличилось количество и качество взаимодействий между всеми элементами совета. Очевидно, что расширение повестки дня, в особенности с учетом создания Арктического экономического совета, обусловит дальнейшее расширение институциональной структуры Совета.
Арктический совет сочетает в себе региональные и глобальные черты. С одной стороны, его узкорегиональная направленность и ограниченное членство говорят о нем как о региональном форуме. Однако, учитывая важность Арктики с точки зрения влияния на мировой климат, международную торговлю, а также стратегическое значение региона и совокупную экономическую и военную мощь вовлеченных государств, можно констатировать глобальную роль Совета. В то же время, принимая во внимание глобальный характер интересов арктических государств, именно политические противоречия, не имеющие отношения к региону Арктики (в частности, обострение отношений между Россией и западными странами, связанное с украинским конфликтом), несут наибольшие риски для дальнейшего функционирования Арктического совета
Несмотря на то, что на сегодняшний день он не способен ответить на некоторые вызовы политического характера, имеющие место в Арктике, такие как территориальные споры и конфликт вокруг приполярных акваторий, позитивная повестка дня способствует созданию атмосферы сотрудничества и конструктивного взаимодействия в регионе. В этой связи заключение юридически обязывающих соглашений (Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, Соглашения в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, Соглашения о развитии международного арктического научного сотрудничества) следует рассматривать как несомненный успех формата взаимодействия, предложенного Арктическим советом. Не ставя цели разрешения политических конфликтов, сложившаяся модель «института регионального управления» формирует основу для эффективного разрешения актуальных для Арктики экологических, социально - экономических и гуманитарных проблем.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: РОЛЬ РОССИИ И ПОЗИЦИИ ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Арктический совет как инструмент экологической дипломатии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Стратегия национальной безопасности и политика России в Арктике в 2008-2018 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Роль общественных объединений коренных народов Арктики в деятельности международных организаций в Арктике (на примере Совета саамов)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС В АРКТИКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Арктический регион в фокусе внешней политики современного Китая
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Арктическая стратегия КНР (1990-2020)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Арктический вопрос в контексте трехсторонних отношений России, Китая и США
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Обеспечение безопасности в мировом океане
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



