ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛЕ СМИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯВЛЕНИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ» 6
1.1. Определение понятия информационной войны 6
1.1.1. Информационная война 6
1.1.2. Гибридная война 8
1.2. Методы информационного противоборства 9
1.3. История явления 14
1.4. Стереотипы в литературе и кино как средство информационной
войны 27
1.5. Информационное противостояние в сети Интернет 31
1.5.1. Информационно-психологическое воздействие в социальных сетях 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ СМИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯВЛЕНИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ» 6
1.1. Определение понятия информационной войны 6
1.1.1. Информационная война 6
1.1.2. Гибридная война 8
1.2. Методы информационного противоборства 9
1.3. История явления 14
1.4. Стереотипы в литературе и кино как средство информационной
войны 27
1.5. Информационное противостояние в сети Интернет 31
1.5.1. Информационно-психологическое воздействие в социальных сетях 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ СМИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Специфика современных международных отношений во многих аспектах претерпела значительные изменения. Создание атомной бомбы в середине XX столетия сделало практически невозможным прямой военный конфликт между ведущими державами, а с развитием в конце XX - начале XXI века информационных технологий и постиндустриального уклада в экономике главным орудием борьбы стало воздействие в средствах массовой информации (СМИ) на население страны-объекта с целью его дестабилизации и достижения своих намерений.
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, методы информационного воздействия на социум активно развиваются и требуют их тщательного анализа и осмысления. Во-вторых, в виду сложившейся геополитической ситуации и невозможности пойти на прямой военный конфликт Россия была вовлечена в информационное противостояние со стороны заинтересованных сил, таких как часть военно-политической элиты США и Евросоюза, так называемых глобалистов. Грамотный анализ и понимание ситуации позволит нам выработать меры по защите нашего информационного пространства от внешнего вмешательства и тем самым свести к минимуму возможные угрозы на этом направлении.
Настоящее исследование призвано помочь таким специалистам, как филологи, лингвисты, переводчики, политологи и журналисты, разобраться в терминологии и языковых технологиях современных информационных войн.
Объектом исследования является информационная война в СМИ.
Предметом работы - методы использования лингвистических средств для воздействия на аудиторию.
Целью дипломной работы является лингвистический анализ статей и новостных лент из различных СМИ, и выявление на их основе технологий ведения информационной войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Поиск и знакомство с литературой, относящейся к проблеме информационных войн и психологического воздействия в СМИ.
2. Определение понятий «информационная война», «гибридная война».
3. Выявление сложившихся методов информационного противоборства.
4. Изучение причин, послуживших формированию такого явления как информационная война на примере мировой истории.
5. Анализ текстов из различных СМИ на предмет использованных способов лингвистического воздействия.
Материалом для данного исследования послужили тексты из иноязычных СМИ, тем или иным образом касающиеся России.
В работе использованы следующие методы исследования: контекстуальный анализ, сопоставительный и интерпретационный.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность работы, определяются цели и задачи.
Первая глава освещает тему информационного противоборства, как явления и его истории, излагаются методы ведения данного типа войны, а также ее особенности и характерные черты.
Вторая глава дипломной работы - практическая. Она представляет собой анализ статей из различных источников на предмет использованных средств ведения информационной войны, сопоставление оригинала статьи с его переводом на русский язык.
В Заключении подведены итоги настоящего исследования.
В Списке использованной литературы приведена цитируемая литература.
В основу теоретической части легли работы И. Панарина, С. Расторгуева, С. Кара-Мурзы, М. Григорьева, С. Клименко, Г. Могилевской, А. Манойло, Д. Мальцева, а также диссертации, научные статьи и форумы.
В процессе написания практической части были проанализированы статьи с иностранных новостных сайтов, таких как CNN, BBC, Aljazeera, SkyNews, а также статьи из русскоязычных источников: Газета.ru, РИА новости, Известия, ТАСС. При анализе текстов были использованы труды В. Н. Комиссарова и Т. А. Казаковой.
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, методы информационного воздействия на социум активно развиваются и требуют их тщательного анализа и осмысления. Во-вторых, в виду сложившейся геополитической ситуации и невозможности пойти на прямой военный конфликт Россия была вовлечена в информационное противостояние со стороны заинтересованных сил, таких как часть военно-политической элиты США и Евросоюза, так называемых глобалистов. Грамотный анализ и понимание ситуации позволит нам выработать меры по защите нашего информационного пространства от внешнего вмешательства и тем самым свести к минимуму возможные угрозы на этом направлении.
Настоящее исследование призвано помочь таким специалистам, как филологи, лингвисты, переводчики, политологи и журналисты, разобраться в терминологии и языковых технологиях современных информационных войн.
Объектом исследования является информационная война в СМИ.
Предметом работы - методы использования лингвистических средств для воздействия на аудиторию.
Целью дипломной работы является лингвистический анализ статей и новостных лент из различных СМИ, и выявление на их основе технологий ведения информационной войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Поиск и знакомство с литературой, относящейся к проблеме информационных войн и психологического воздействия в СМИ.
2. Определение понятий «информационная война», «гибридная война».
3. Выявление сложившихся методов информационного противоборства.
4. Изучение причин, послуживших формированию такого явления как информационная война на примере мировой истории.
5. Анализ текстов из различных СМИ на предмет использованных способов лингвистического воздействия.
Материалом для данного исследования послужили тексты из иноязычных СМИ, тем или иным образом касающиеся России.
В работе использованы следующие методы исследования: контекстуальный анализ, сопоставительный и интерпретационный.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность работы, определяются цели и задачи.
Первая глава освещает тему информационного противоборства, как явления и его истории, излагаются методы ведения данного типа войны, а также ее особенности и характерные черты.
Вторая глава дипломной работы - практическая. Она представляет собой анализ статей из различных источников на предмет использованных средств ведения информационной войны, сопоставление оригинала статьи с его переводом на русский язык.
В Заключении подведены итоги настоящего исследования.
В Списке использованной литературы приведена цитируемая литература.
В основу теоретической части легли работы И. Панарина, С. Расторгуева, С. Кара-Мурзы, М. Григорьева, С. Клименко, Г. Могилевской, А. Манойло, Д. Мальцева, а также диссертации, научные статьи и форумы.
В процессе написания практической части были проанализированы статьи с иностранных новостных сайтов, таких как CNN, BBC, Aljazeera, SkyNews, а также статьи из русскоязычных источников: Газета.ru, РИА новости, Известия, ТАСС. При анализе текстов были использованы труды В. Н. Комиссарова и Т. А. Казаковой.
Несмотря на свое культурное и технологическое развитие, человечество так пока и не привыкло жить в мире друг с другом. Все новые и новые конфликты вспыхивают в разных уголках земного шара. Причиной этого, как и на всем протяжении нашей истории, становится борьба элит за власть и ресурсы. Оружие массового поражения, составляющее боевой арсенал ведущих стран мира, не дает им возможность решать свои споры силой. На этой почве стали развиваться новые методы борьбы с конкурентами. Информационно-психологическое воздействие уже доказало свою эффективность в прошедших конфликтах.
Информационная война воздействует напрямую на разум каждого члена общества. В подтверждение этих слов, стоит привести комментарий одного из посетителей зарубежного новостного сайта, который излагает усвоенный им образ России и ее лидера (орфография и пунктуация автора сохранены):
“They don't have roads, they don't have toilets, men's life expectancy is 57! years, they've ONE railroad across the country. What did he do? Wars, arrests, abuse of opposition. Did he develop anything? Contributed to country's trade, inventions, education, living conditions? Rediculous. Interview him? I understand if Angela Merkel gets attention, but not this looser; and his country of obedient, impoverished, hungry loosers with tuberculosis and no perspectives. All Russians would leave if they could” (http://www.independent.co.uk).
Нехватка объективных знаний о нашей стране в голове иностранцев умело заполняется созданными западными психологами и журналистами образами, которые сильно искажают реальную картину мира.
На данный момент в нашей стране уже сделали выводы на основе горького опыта прошлого и успешно противостоят угрозе на этом направлении. Созданы и развиваются новостные ресурсы на иностранных языках, зарубежная аудитория которых неуклонно растет.
В результате проведенного исследования мы приходим к следующим выводам:
• информационно-психологическое воздействие является частью такого явления, как гибридная война, цель которой борьба за власть и ресурсы;
• анализ истории явления показывает, что так или иначе информационные войны велись уже в древности;
• способы и методы информационной войны претерпевают множественные изменения и зависят от технологического развития;
• основной целью СМИ является манипуляция общественного сознания, формирование предопределенных образов и стереотипов ;
• кино и литература, как и любой другой источник информации, используются в качестве пропаганды и идеологического воздействия ;
• для повышения эффективности информационно-психологического
воздействия журналисты часто прибегают ко многим лингвистическим приемам, среди которых использование в тексте статей стилистически- окрашенной лексики, эвфемизации и деэвфимизации, нейтрализации и эмфатизации, опущения.
На основе полученного результата считаем, что цель выпускной квалификационной работы успешно достигнута.
Информационная война воздействует напрямую на разум каждого члена общества. В подтверждение этих слов, стоит привести комментарий одного из посетителей зарубежного новостного сайта, который излагает усвоенный им образ России и ее лидера (орфография и пунктуация автора сохранены):
“They don't have roads, they don't have toilets, men's life expectancy is 57! years, they've ONE railroad across the country. What did he do? Wars, arrests, abuse of opposition. Did he develop anything? Contributed to country's trade, inventions, education, living conditions? Rediculous. Interview him? I understand if Angela Merkel gets attention, but not this looser; and his country of obedient, impoverished, hungry loosers with tuberculosis and no perspectives. All Russians would leave if they could” (http://www.independent.co.uk).
Нехватка объективных знаний о нашей стране в голове иностранцев умело заполняется созданными западными психологами и журналистами образами, которые сильно искажают реальную картину мира.
На данный момент в нашей стране уже сделали выводы на основе горького опыта прошлого и успешно противостоят угрозе на этом направлении. Созданы и развиваются новостные ресурсы на иностранных языках, зарубежная аудитория которых неуклонно растет.
В результате проведенного исследования мы приходим к следующим выводам:
• информационно-психологическое воздействие является частью такого явления, как гибридная война, цель которой борьба за власть и ресурсы;
• анализ истории явления показывает, что так или иначе информационные войны велись уже в древности;
• способы и методы информационной войны претерпевают множественные изменения и зависят от технологического развития;
• основной целью СМИ является манипуляция общественного сознания, формирование предопределенных образов и стереотипов ;
• кино и литература, как и любой другой источник информации, используются в качестве пропаганды и идеологического воздействия ;
• для повышения эффективности информационно-психологического
воздействия журналисты часто прибегают ко многим лингвистическим приемам, среди которых использование в тексте статей стилистически- окрашенной лексики, эвфемизации и деэвфимизации, нейтрализации и эмфатизации, опущения.
На основе полученного результата считаем, что цель выпускной квалификационной работы успешно достигнута.
Подобные работы
- Лингвистические средства ведения информационной войны (на материале англоязычных СМИ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВБРОСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В СМИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ(НА МАТЕРИАЛЕ АМЕРИКАНСКИХ СМИ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности перевода текстов общественно-политической тематики, на материалах англоязычных и немецких печатных изданий
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Проблема иранской экспансии на Ближнем Востоке в современном медийном пространстве США, Израиля и арабских стран: соотношение мифов и реальности
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Слагаемые профессионализма журналиста-международника Евгения Поддубного (на примере программы «Война» на телеканале «Вести: Россия 24»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Языковые средства создания образа России в статьях на сайте НАТО
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019



