РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
1.1. Сущность понятия «изобразительное творчество» и его особенности у
детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Городецкая роспись как средство развития изобразительного творчества
старших дошкольников 14
1.3. Педагогические условия для развития изобразительного творчества детей
старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИ
ИЗОБРАЗТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
2.1. Определить уровни развитие изобразительного творчества детей
старшего дошкольного возраста группы 29
2.2. Содержание образовательной работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой
росписи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
1.1. Сущность понятия «изобразительное творчество» и его особенности у
детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Городецкая роспись как средство развития изобразительного творчества
старших дошкольников 14
1.3. Педагогические условия для развития изобразительного творчества детей
старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИ
ИЗОБРАЗТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
2.1. Определить уровни развитие изобразительного творчества детей
старшего дошкольного возраста группы 29
2.2. Содержание образовательной работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой
росписи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной к самоактуализации, к принятию самостоятельных решений и ответственности за достижение результата. Эти проблемы привлекают внимание специалистов различных отраслей науки.
Результаты психолого - педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах детской изобразительной деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддъяков, В.В. Давыдов, Е.А. Флёрина, Д.Б. Богоявленская, Н.П. Сакулина, А.П. Усовой), практика детских садов убедительно доказывают, что воспитание активности, самостоятельности, инициативы, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке возможно формировать уже в дошкольном возрасте (3, 4, 25, 27, 10, 35,28,34).
Первые ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей (в рисовании, лепке, аппликации, игре), если для этого созданы необходимые условия.
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение, это традиции, обычаи, особенности жизни.
Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. Так, например, птица - это символ счастья, радости. Конь - это символ солнца, медведь - символ могущества, пробуждения природы. Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизирует воду; две параллельные линии и точки между ними - землю и зёрна; точки, капли, косые линии - дождь; спирали - ход солнца по небу, космос; ромбы - плодородие; круги - идею совершенства, солнце, дом; кресты - веру; наклонные кресты - связь с солнцем и огнём.
Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых говорилось выше, входят в нашу жизнь с самого детства. То же самое можно сказать и о ставших уже привычными узорами, орнаментами.
Трудно переоценить значение народного декоративно - прикладного искусства в развитии творчества детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Ю.М. Чумичевой и др. позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы дошкольных образовательных учреждений. Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Воспитатель в каждой последующей группе возвращается к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (Городецкая, Хохломская, Гжельская, Жостовская роспись) (35, 28,14,117, 36).
Актуальность исследования определяется тем, что возникает необходимость изучения основ народного художественно - педагогического опыта, систематизации и использования, традиционно сложившихся в определенных исторических и культурных регионах навыков передачи художественных традиций, принципов и методов народного творчества в развитии творческой активности старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями современного дошкольного образования.
На основе актуальности проблемы исследования была сформулирована тема исследования «Развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития изобразительного творчества старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия развития изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «изобразительное творчество» и его особенности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить возможности Городецкой росписи в развитии изобразительного творчества старших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи.
4. Определить развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
5. Раскрыть содержание образовательной работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи.
Гипотеза исследования - развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи будет эффективно, если воспитатель будет:
- приобщать и знакомить с народным декоративно - прикладным искусством в соответствии с возрастными особенностями;
- в воспитательно - образовательном процессе будет использовать педагогические условия, комплекс методов и приёмов направленных на его развитие.
Для решения проблемы исследования использовались традиционная система методов исследования: теоретические: анализ методической, психолого - педагогической литературы: конспектирование, реферирование, цитирование, тезирование, аннотирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент.
Теоретической основой данной выпускной квалификационной работой являются исследования и разработки психологов и педагогов об изобразительном творчестве дошкольников Л.С. Выготского,
А.А. Люблинской, Н.Н. Поддъякова, Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.Г. Козаковой, Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичевой. А.П. Усовой и др.
Теоретической основой данного исследования по проблеме развития творчества в декоративно - прикладном искусстве дошкольников являются труды Г.Г. Григорьевой, О.А. Соломенниковой, Г.Н. Пантелеева, Т.С. Комаровой, А.А. Грибовскаой и др.
Экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 «Центр развития ребёнка» г. Белгорода.
Результаты психолого - педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах детской изобразительной деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддъяков, В.В. Давыдов, Е.А. Флёрина, Д.Б. Богоявленская, Н.П. Сакулина, А.П. Усовой), практика детских садов убедительно доказывают, что воспитание активности, самостоятельности, инициативы, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке возможно формировать уже в дошкольном возрасте (3, 4, 25, 27, 10, 35,28,34).
Первые ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей (в рисовании, лепке, аппликации, игре), если для этого созданы необходимые условия.
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение, это традиции, обычаи, особенности жизни.
Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. Так, например, птица - это символ счастья, радости. Конь - это символ солнца, медведь - символ могущества, пробуждения природы. Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизирует воду; две параллельные линии и точки между ними - землю и зёрна; точки, капли, косые линии - дождь; спирали - ход солнца по небу, космос; ромбы - плодородие; круги - идею совершенства, солнце, дом; кресты - веру; наклонные кресты - связь с солнцем и огнём.
Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых говорилось выше, входят в нашу жизнь с самого детства. То же самое можно сказать и о ставших уже привычными узорами, орнаментами.
Трудно переоценить значение народного декоративно - прикладного искусства в развитии творчества детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Ю.М. Чумичевой и др. позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы дошкольных образовательных учреждений. Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Воспитатель в каждой последующей группе возвращается к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (Городецкая, Хохломская, Гжельская, Жостовская роспись) (35, 28,14,117, 36).
Актуальность исследования определяется тем, что возникает необходимость изучения основ народного художественно - педагогического опыта, систематизации и использования, традиционно сложившихся в определенных исторических и культурных регионах навыков передачи художественных традиций, принципов и методов народного творчества в развитии творческой активности старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями современного дошкольного образования.
На основе актуальности проблемы исследования была сформулирована тема исследования «Развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития изобразительного творчества старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия развития изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «изобразительное творчество» и его особенности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить возможности Городецкой росписи в развитии изобразительного творчества старших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи.
4. Определить развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
5. Раскрыть содержание образовательной работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами Городецкой росписи.
Гипотеза исследования - развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи будет эффективно, если воспитатель будет:
- приобщать и знакомить с народным декоративно - прикладным искусством в соответствии с возрастными особенностями;
- в воспитательно - образовательном процессе будет использовать педагогические условия, комплекс методов и приёмов направленных на его развитие.
Для решения проблемы исследования использовались традиционная система методов исследования: теоретические: анализ методической, психолого - педагогической литературы: конспектирование, реферирование, цитирование, тезирование, аннотирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент.
Теоретической основой данной выпускной квалификационной работой являются исследования и разработки психологов и педагогов об изобразительном творчестве дошкольников Л.С. Выготского,
А.А. Люблинской, Н.Н. Поддъякова, Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.Г. Козаковой, Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичевой. А.П. Усовой и др.
Теоретической основой данного исследования по проблеме развития творчества в декоративно - прикладном искусстве дошкольников являются труды Г.Г. Григорьевой, О.А. Соломенниковой, Г.Н. Пантелеева, Т.С. Комаровой, А.А. Грибовскаой и др.
Экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 «Центр развития ребёнка» г. Белгорода.
В результате изученной психолого-педагогической и методической литературы мы пришли к выводу, что руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.
Знакомство с народным декоративно - прикладным искусством способствует развитию у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему, развитию изобразительного творчества с дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию.
При проведении экспериментальной работы для выявлении уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании мы выяснили, что: 30% детей имеют низкий уровень, 50% детей имеют средний уровень, а 20% детей имеют высокий уровень. После проведения разнообразных форм работы с использованием разных методов и приёмов для развития изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи, мы отметили, что дети не только овладели новыми для них изобразительными навыками и умениями, расширяющими их творческие возможности, но и научились осознанно их использовать.
Организация экспериментальной работы помогла нам доказать гипотезу выдвинутую ранее - развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи в процессе обучения декоративному рисованию проходит эффективно, при: приобщении и знакомстве с народным декоративно - прикладным искусством в соответствии с возрастными особенностями, использования средств Городецкой росписи включая разнообразные формы работы, методы и приёмы.
Народное и декоративно - прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно - творческой деятельности, должно найти более широкое применение в воспитательно - образовательной работе с детьми.
Знакомство с народным декоративно - прикладным искусством способствует развитию у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему, развитию изобразительного творчества с дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию.
При проведении экспериментальной работы для выявлении уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании мы выяснили, что: 30% детей имеют низкий уровень, 50% детей имеют средний уровень, а 20% детей имеют высокий уровень. После проведения разнообразных форм работы с использованием разных методов и приёмов для развития изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи, мы отметили, что дети не только овладели новыми для них изобразительными навыками и умениями, расширяющими их творческие возможности, но и научились осознанно их использовать.
Организация экспериментальной работы помогла нам доказать гипотезу выдвинутую ранее - развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами Городецкой росписи в процессе обучения декоративному рисованию проходит эффективно, при: приобщении и знакомстве с народным декоративно - прикладным искусством в соответствии с возрастными особенностями, использования средств Городецкой росписи включая разнообразные формы работы, методы и приёмы.
Народное и декоративно - прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно - творческой деятельности, должно найти более широкое применение в воспитательно - образовательной работе с детьми.
Подобные работы
- Развитие ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - Использование народной росписи с целью развития художественно-изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КИСТЕВОЙ РОСПИСИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016 - Развитие представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021



