Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения категории рода имен существительных 8
1.1. Классификация имен существительных по родовой принадлежности в современном русском языке 8
1.2. Семантико-стилистические особенности имен существительных общего рода 15
1.3. Лингвистический анализ имен существительных общего рода
(на материале словарей и учебников для начальной школы) .... 20
Глава 2. Содержание работы по формированию у младших школь-ников категории рода имен существительных (на примере существительных общего рода) 29
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку по проблеме исследования
2.2. Изучение родовой принадлежности имён существительных в процессе обучения русскому языку в начальной школе (обзор методической литературы)
2.3. Экспериментальная работа по формированию понятия «категория рода имен существительных» у младших школьников
(на примере существительных общего рода) 45
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение 66
Актуальность темы исследования определяется тем, что в программе для начальных классов изучению имени существительного отводится значительное место, поскольку имя существительное - разряд слов, имеющий богатые семантические возможности и выполняющий разнообразные синтаксические функции.
Главными грамматическими категориями имени существительного являются категории рода, числа и падежа. Программа для начальных классов предусматривает ознакомление учащихся с этими грамматическими категориями имени существительного.
Категория рода - древнейшая категория грамматики. Само название напоминает о существующих корнях всего живущего. Категория рода - одна из основных категорий имени в русском языке. Это явление сложное, много¬аспектное и до настоящего времени все еще не получившее полной, всесторонней разработки. С середины прошлого века у лингвистов не вызывает споров тот факт, что предыстория рода связана с преобразованием индоевропейского праязыка, с переходом от активного строя к номинативному. Первичная бинарная родовая оппозиция (средний род/несредний род) постепенно преобразовалась в трехродовую систему. Так, в современном русском языке принято выделять три основных грамматических рода: мужской, женский и средний. Следует также отметить, что среди имен существительных выделяются слова так называемого общего (мужского и женского) рода, слова с колебаниями в роде и не имеющие категории рода вовсе (употребляющиеся только в форме множественного числа).
Изучением категории рода занимались такие ученые-лингвисты, как В.В. Виноградов, Г. Павский, А.Х. Востоков, А.А. Шахматов, А.М. Пешков- ский, А.А. Потебня, А.В. Миртов, на работы которых мы опираемся в своем исследовании.
Категория грамматического рода русских существительных - явление сложное, многоаспектное, представляющее важный компонент в структурной организации русского языка. Этой проблеме посвящены многочисленные исследования как специалистов в области теории русского языка, так и исследователей, посвятивших свои работы описанию русского языка в учебных целях. Однако, несмотря на наличие обширной литературы по данному вопросу, отдельные стороны описания категории рода русских существительных остаются нерешенными. Достаточно сказать, что среди исследователей до настоящего времени нет единства в понимании самого принципа распре¬деления существительных по родам и механизма формального согласования в роде существительных с другими частями речи. Поэтому усвоение данной категории представляет собой определенную трудность для младших школьников. Эта трудность объективна. Она обусловлена тем, что встречаются две противоположности: конкретное, предметное мышление детей и отвлеченность, абстрактность рассматриваемых понятий и категорий. Способ разрешения традиционно существующего противоречия в современных программах по русскому языку представлен по-разному.
Как показывает анализ методической литературы, беседы с учителями, у учащихся начальной школы возникают трудности в усвоении грамматической категории рода имён существительных. Подавляющее большинство учащихся начальных классов уверены в том, что существительные «изменяются по родам», а не закреплены за одним из родов; а слова доктор, врач, кондуктор, стоматолог, директор и им подобные относятся к общему роду, поскольку ими можно назвать и мужчину, и женщину, а вот слова плакса, грязнуля, умница, неряха, по мнению многих учащихся, принадлежат к женскому роду, поскольку можно подставить местоимение она и выделить окончание - а.
Это тревожные факты, которые говорят о неблагополучии в формировании у школьников понятия родовой принадлежности имён существительных. Если учесть, что от начальных классов зависит успешность обучения родному языку в целом, то причины ошибок в определении категории рода, которые допускают не только старшеклассники, но и студенты вузов, следует искать и устранять на ранних этапах обучения.
Младшие школьники обычно без труда усваивают такие категории имен существительных, как имя собственное и нарицательное; существительные одушевленные и неодушевленные. При определении категории рода и её показателей учащиеся испытывают трудности. Особо стоит в лингвистической и методической литературе вопрос о введении самого понятия «общий род» и, следовательно, требует методической разработки система ознакомления с особенностями существительных общего рода учащихся начальной школы и среднего звена. С такими словами, как плакса, грязнуля, неряха, умница, задира, забияка и другими дети сталкиваются как в учебной деятельности, так и в жизненных ситуациях, и определение рода таких слов не всегда дается им легко, тем более, что общий род в русском языке не имеет яркой грамматической выраженности.
Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания эффективных условий для обеспечения сознательного усвоения знаний учащимися. Отчасти решением данной проблемы может быть создание на уроках русского языка проблемных ситуаций, способствующих продуктивной интеллектуальной деятельности учащихся, более эффективному усвоению ими знаний в целом и грамматических понятий в частности; использование дидактического материала, обладающего необходимыми признаками формируемых понятий, позволяющего провести анализ и сравнение выделенных существенных и несущественных свойств явлений и предметов и сделать на их основе обобщение. Эффективным усвоение грамматической категории будет в том случае, если ученик обучен приему грамматического анализа языкового материала, приему сравнения и классификации изучаемых объектов (с целью усвоения грамматических понятий), приему преобразования изучаемой единицы, постановке формально-грамматических вопросов. Все перечисленное определило актуальность темы нашего исследования.
Проблема исследования - каковы методические условия, способствующие формированию у младших школьников понятия «категория рода имени существительного» (на примере существительных общего рода).
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования - процесс усвоения младшими школьниками родовой принадлежности имен существительных (на примере существительных общего рода).
Предмет исследования - методические условия, способствующие формированию у младших школьников понятия «категория рода имен существительных» (на примере существительных общего рода).
Гипотеза исследования: процесс формирования понятия «категория рода имен существительных» будет более эффективным, если:
1) используется метод проблемного обучения, позволяющий создавать проблемные ситуации на уроке при изучении и закреплении материала;
2) подбираются задания и упражнения на сравнение, классификацию, анализ, логическое мышление;
3) работа над усвоением родовой принадлежности имени существительного ведётся в системе, не только при изучении данной темы.
Задачи исследования:
1) изучение лингвистической и методической литературы по теме;
2) изучение и анализ современных программ и учебников по русскому языку для начальной школы по проблеме исследования;
3) разработка и апробация заданий, направленных на формирование у младших школьников понятия родовой принадлежности имен существительных.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность методов: 1) теоретические - изучение и теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы; 2) экспериментальные и практические - педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; анализ собственной деятельности в качестве учителя начальных классов; пе¬дагогический эксперимент, 3) социолого-педагогические - анализ учебников русского языка, анализ продуктов деятельности учащихся; тестирование.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал 3 класс МБОУ «Великомихайловской СОШ» с. Великомихайловка Новооскольского района Белгородской области.
Структура работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показана его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы изучения категории рода имен существительных (на примере существительных общего рода)» представлен анализ лингвистической литературы, описано современное состояние проблемы; раскрыты основные подходы к определению категории рода в современном русском языке. В этой главе приведен лингвистический анализ имен существительных среднего рода, выписанных методом сплошной выборки из учебников по русскому языку (3 класс).
Во второй главе «Содержание работы по формированию у младших школьников понятия «категория рода имен существительных (на примере существительных общего рода)» изложены методические условия, необходимые для формирования у учащихся грамматического понятия «род имени существительного». Представлен аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы, проанализирован опыт работы методистов и учителей-практиков, представлены результаты проведённой в экспериментальном классе работы.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Как показывает анализ лингвометодической литературы, центральное место в грамматической системе имени существительного принадлежит категории рода, которая является главным средством выражения предметности и определяет формы слов, подчиненных существительным. Категория рода представляет собой пример категории со стертым значением, но она занимает важное место в морфологической структуре существительного и часто определяет формы слова, подчиненные существительным. В этой связи особо следует говорить о существительных общего рода, представляющие определённый исследовательский интерес в связи с фактами неоднозначного указания на их родовую принадлежность в учебной литературе и в словарях, а также динамикой изменения родовой принадлежности существительного на фоне семантического развития лексемы.
Проведенный аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы свидетельствует о том, что:
1) все программы предполагают формирование у младших школьников первичных представлений о категории рода;
2) теоретические сведения по теме «Род имен существительных» более системно представлены в программе и учебниках С.В. Иванова, однако ни в од-ной из программ не идёт речи о существительных общего рода, а наличие у этих слов окончания -а приводят к тому, что при определении рода и при употреблении в речи таких существительных учащиеся допускают ошибки.
Анализ опыта работы учителей-практиков и методистов позволил сформулировать условия, которые будут способствовать усвоению учащимися категории рода имен существительных:
• формирование умения видеть различные средства выражения категории рода имени существительного;
• определение рода существительного, взятого не изолированно, а в его речевом оформлении;
• обучение способу определения категории рода имени существительного по его синтаксическим средствам выражения;
• умение определять род имени существительного по его синтаксическим средствам выражения и умения видеть различные средства выражения категории рода существительного.
Проведенный нами в начальной школе эксперимент показал, что учащиеся к третьему классу уже владеют определенными теоретическими сведениями об имени существительном как части речи: они определяют существительное как часть речи, отвечающее на вопросы кто? что? и обозначающее предмет, однако, говоря о грамматических признаках этой части речи, некоторые третьеклассники считают, что имена существительные изменяются по родам, а не относятся к одному из родов.
Трудности в определении родовой принадлежности вызвали у всех учащихся экспериментального класса существительные общего рода. При планировании и организации экспериментальной работы мы доказали, что создание проблемных ситуаций способствует продуктивной интеллектуальной деятельности учащихся, более эффективному усвоению ими знаний в целом и грамматических понятий в частности; использование дидактического материала, обладающего необходимыми признаками формируемых понятий, позволяет провести анализ и сравнение существительных общего рода, вы-явить их структурно-семантические особенности. Использование в процессе усвоения учащимися категории рода проблемных ситуаций в целом даёт повышение эффективности обучения.
Таким образом, систематическая работа над употреблением, семантикой и словообразовательными особенностями имён существительных общего рода позволила нам добиться определённых результатов: учащиеся стали выделять эти существительные, согласовывать их с глаголами и прилагательными, объяснять их семантику.
Задачи, поставленные в работе, мы выполнили, гипотеза нашего исследования была подтверждена.
Однако наше исследование не претендует на полноту и всесторонность освещения данного вопроса, на наш взгляд, целесообразно было бы продолжать изучение рода несклоняемых существительных.
1. Абушкин, Х.Х. Некоторые психолого-педагогические вопросы организации проблемного обучения /Х.Х. Абушкин. - Сб. науч. ст. Вып. 1. - Саранск: Мордов. гос. пед. Институт,1999. С.
2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) /Е.С. Антонова - М.: Академия, 2010. - 448 с.
3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения /А.В Брушлинский. - М.: Наука, 1983. - 92 с.
4. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии /Л.Л. Буланин М.: Просвещение, 1976. - 189с.
5. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке /Н.С. Валги- на - М.: Наука, 2011. - 217с.
6. Вахрушева Л.Н. Методы проблемного обучения детей предшкольного воз¬раста /Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. № 1. - 2010. С. 18 - 21.
7. Виноградов В. В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове) /В.В. Ви-ноградов - М.: Высшая школа, 1972. - 567с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский //Избранные психологи¬ческие исследования. - М.: Просвещение, 1966. - С. 56- 71.
9. Демичева В.В. К вопросу о количественных изменениях в группах существи-тельных различной родовой принадлежности в языке XX века /В.В. Демичева //Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Липецк, 2007. - С. 15 -18.
10. Демичева В.В. Формирование у младших школьников грамматического по¬нятия «категория рода имени существительного» при реализации ФГОС НОО /В.В. Демичева //Работа образовательных учреждений в условиях стан¬дартизации //Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 140-летию вуза и 40-летию факультета - Белгород, ИПЦ «ПО- ЛИТЕРРА», 2016, С. 48 - 51
11. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильницкая. - М.: Педагогика, 1985. - 108 с.
12. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения /З.И. Калмыкова. - М.: 1979. -186с.
13. Калмыкова И.. А. Особенности изучения категорий рода и числа имени суще-ствительного в начальной школе /И.А. Калмыкова //Молодой ученый. - Вып. 7. - 2016. - С. 54-55.
14. Копелиович А.Б. Грамматический род в славянских языках /А.Б. Копелиович
- М.: Просвещение, 1995. - 187с.
15. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 98 с.
16. Креславская Т.А. Модель управления познавательной деятельностью уча¬щихся на основе проблемной ситуации в малокомплектной сельской школе /Т.А. Креславская //Начальная школа. № 11. - 2009. С. 81-84.
17. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) /Е.С. Кубрякова //Актуальные пробле¬мы современной лингвистики - М.: Флинта: Наука, 2009. - С. 46 -
18. Кудрявцева Е.В.
19. Леонтьев А.Г. Педагогические ситуации. Как учить? /А.Г. Леонтьев //Знание
- сила. - 1990. - №2. - С.111 - 114.
20. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебное пособие / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 214 с.
21. Ломоносов М.В.
22. Львов М.Р. Школа творческого мышления: пособие для учителя /М.Р. Льво¬ва. - М.: Просвещение, 1993. - 124 с.
23. Манучарян Р.С. Семантика языковых единиц /Р.С. Манучарян //Доклады VI Международной конференции - М.: Просвещение, 1998. - С. 57-63.
24. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М. Ма-тюшкин. - М.: Педагогика, 1972. - 126 с.
25. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе /М.И. Махму¬тов. - М.: Педагогика, 1983. - 89 с.
26. Махмутов М.И. Современный урок /М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1985. - 178 с.
27. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика /Е.Л. Мельникова Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: Сб. мат. /под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баллас, 2006.
28. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог? /Е.Л. Мельникова //Начальная школа плюс: До и После. - 2008. - №8. - С.74 - 77.
29. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. Академия, 2011. - 464 с.
30. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Пособие для учителя /составитель Т.П. Сальникова. М.: Просвещение, 2000.
31. Милованова О.Ю. Возможности материала учебников для формирования у младших школьников понятия «Категория рода имени существительного» при реализации ФГОС НОО /О.Ю. Милованова //Ребенок в языковом и обра-зовательном пространстве: сборник материалов Всероссийской Web- конференции с международным участием. - Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий го-сударственный университет им. И.А. Бунина», 2017. С. 324-328.
32. Миртов А.В. Тезисы к диссертации «Категория грамматического рода в рус¬ском языке. /А.В. Миртов. - 1960г. -62 с.
33. Никитевич В.М. Грамматические категории в современном русском языке /В.М. Никитевич - М.: Учпедгиз, 1963. - 215с.
34.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: КВИНТ, 2016. - 967с.
35.Оконь В.В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М., 1986. С.41.
36. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешков- ский, - М.: Языки славянской культуры, 2011. - 544 с.
37. Поздеева С. Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм /С. Поздеева //Начальная школа: до и после. - 2008. - №8. - С.79 - 87.
38. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - СПб., 2012.-192с.
39. Программы четырехлетней начальной школы «Начальная школа XXI века» /Руководитель проекта Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 144 с.
40. Рахманова Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфо-логия: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2007. - 480 с.
41. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана - Граф, 2013, С. 3 - 5.
42. Русская грамматика. - М.: Наука, 1980. - Т. 1. - 843 с.
43. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения /М.С. Соло-вейчик и др. - М.: Наука, 2001. - 383 с.
44. Русский язык: учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных уч-реждений: В 2 ч. - Ч. 1. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 160с.
45. Русский язык: учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных уч-реждений: В 2 ч. - Ч.2. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 160с.
46. Саутина Е.В. Развитие основ проблемного мышления у младших школьни¬ков: учебно-методическое пособие /Е.В. Саутина. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2000. - 78 с.
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Г.К. Селевко. - М.: Просвещение, 1998. -189с.
48. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсифи¬кации и эффективного управления /Г.К. Селевко - М.: НИИ «Школа техноло¬гий», 2005.
49. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис /Под общей ред. Л.А. Новикова. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004. - 864 с.
50. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» -2-еизд., перераб, и доп. /Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.
51. Титов В. А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций. - М.: Приор - Издат, 2008. - 174 с.
52. Ушакова Л.И. Современный русский язык. Морфология. / Л.И. Ушакова - Белгород: Издательство Белгородского педагогического института, 1999. - 501с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального обще¬го образования // Официальный сайт Министерства образования и науки. - 6 октября 2009 г. Приказ № 373.
54. Харламов И.Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 1997. - 230 с.
55. Чежина Е.С. Изменение имен существительных по числам. Определение рода имен существительных /Е.С. Чежина //Начальная школа. № 5.- 2014. С. 71-74
56.Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора /Л.Д. Чеснокова - М.: Просвещение, 1991. - 213с.
57. Шахматов А.А. Избранные работы по русскому языку /А.А. Шахматов - М.: Просвещение, 1956. - 218с.
58. Щерба Е.А. Категория рода имени существительного в русских загадках /Е.А. Щерба //Первое сентября. - 2016. - С.3-6.
59. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко //Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №1. С. 1-5.
60. Янко-Триницкая, Н.А. Русская морфология /Н.А. Янко-Триницкая - М.: Рус-ский язык, 1982. - 327с.