Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Контрабанда (ст.188 УК РФ). Историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование

Работа №7003

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

уголовное право

Объем работы226стр.
Год сдачи2000
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1093
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Социальная обусловленность уголовно- правовых норм о контрабанде
§ 1. Контрабанда: исторические предпосылки возникновения, становления и развития законодательства
§ 2. Контрабанда в уголовном праве СССР и Российской Федерации (1917-1996 гг.)
§ 3. Социологическая характеристика контрабанды в современный период
Глава II. Общие вопросы уголовно-правового регулирования ответственности за контрабанду
§ 1. Контрабанда в таможенном и уголовном праве: сравнительный анализ
§ 2. Общая характеристика контрабанды по уголовному праву России § 3. Место контрабанды в системе преступлений в сфере экономической деятельности
Глава III. Уголовно-правовое регулирование ответственности за контрабанду
§ 1. Проблемы объекта и предмета контрабанды
§ 2. Проблемы объективной стороны контрабанды
§ 3. Проблемы субъективной стороны и субъекта контрабанды
§ 4. Проблемы ответственности за квалифицированные виды
контрабанды
§ 5. Проблемы отграничения контрабанды от смежных деяний
Заключение
Библиография




Актуальность темы исследования. Борьба с контрабандой является важной составной частью обеспечения как национальной безопасности России, так и безопасности мирового сообщества в целом, отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Контрабанда, являясь по своей сути экономическим преступлением, наносит вред еще целому ряду других общественных отношений. Она нарушает установленный порядок государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выступающей составной частью внешнеэкономической деятельности, путем нарушения порядка перемещения через таможенную границу товаров, порядка, установленного специальными правилами ввоза или вывоза отдельных товаров из России, монополию государства на их экспорт и импорт. Так называемая коммерческая контрабанда, приносящая стране невосполнимый экономический, политический и моральный вред, базируясь на нелегальном вывозе из Российской Федерации минеральных руд и других стратегически важных сырьевых товаров, посягает на экономическую безопасность страны. Кроме того, могут быть нарушены общественная безопасность, национальная безопасность России, мир и мирное сосуществование различных государств, экономическая безопасность страны, причиняется ущерб культурному достоянию народов РФ, конституционному праву граждан на пользование культурными ценностями, создается угроза здоровью населения, затрагиваются интересы личности, ее физическая неприкосновенность.
Огромную опасность представляет контрабанда наркотиков, оружия и боеприпасов.
Эффективность борьбы с рассматриваемым преступлением зависит от ряда обстоятельств, в числе которых важное значение занимает уголовно¬правовое регулирование ответственности за контрабанду, выработка научно обоснованных рекомендаций по применению законодательства.

Отдельные аспекты ответственности за данное деяние подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных статьях и учебной литературе как по уголовному, так и по таможенному праву Арышевым В.В., Аслахановым А.А., Афанасьевым Н.Н., Базилевичем К.Н., Батышевым А.Ф., Волженкиным Б.В., Давитадзе Д.Д., Габричидзе Б.Н., Галажиным Е.Ф., Галиакбаровым P.P., Ивановой С.Ю., Кайгородовым О.В., Бахрахом Д.Н., Колосовой В.И., Кочубей М.А., Лопашенко Н.А., Ляпуновым Ю.И., Марковым Л.Н., Мельниковой В.Е., Михайловым B.C., Никулиным С.Т., Ноздрачевым А.Ф., Полежаевым Д.М., Родиной Л.Ю., Сучковым Ю.И., Храбсковым В.Т., Чучаевым А.И., Шахмаметьевым А.А., Шмаровым И.В., Яковлевым А.М., Яни П.С. и др.
В абсолютном своем большинстве эти работы были написаны на базе УК РСФСР 1960 г., а современные публикации, как правило, ограничиваются комментариями законодательства.
Учитывая изложенное, вопросы, затрагиваемые в диссертационном исследовании, представляют интерес как с научной, теоретической, так и практической точки зрения. Указанные обстоятельства в своей совокупности определяют актуальность темы исследования и ее выбор соискателем.
Цель и задачи исследования. Целями диссертационной работы являются: а) исследование социальной обусловленности уголовно-правового регулирования ответственности за контрабанду; б) углубленный анализ наиболее важных либо дискуссионных проблем ответственности за рассматриваемое преступление; в) выработка предложений по совершенствованию законодательной регламентации ответственности за контрабанду. В соответствии с указанными целями автор ставил перед собой следующие задачи:
- выявить тенденции развития законодательства об ответственности за контрабанду;
- раскрыть социальную обусловленность уголовно-правовой нормы о контрабанде;

- дать сравнительный анализ нормативного описания контрабанды в Таможенном кодексе РФ и Уголовном кодексе РФ;
- определить место контрабанды в системе преступлений в сфере экономической деятельности;
- проанализировать признаки состава контрабанды, дав авторские оценки основным положениям, сделать выводы и сформулировать конкретные предложения по наиболее важным аспектам проблемы;
- показать отличие контрабанды от смежных деяний, раскрыть ее соотношение с рядом других преступлений;
- выработать предложения по совершенствованию законодательной регламентации ответственности за контрабанду.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является проблема уголовной ответственности за контрабанду.
Предметом исследования выступают:
уголовно-правовые нормы, таможенное законодательство;
правоприменительная практика по делам о контрабанде;
научные публикации по исследуемым вопросам.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический материализм, а также частно-научные методы познания социальных явлений: историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, логический, системно-структурный, аксеологический и конкретно-социологический.
Важнейшие выводы диссертации базируются на положениях конституционного, международного, уголовного, таможенного и административного законодательства. В работе учтены разъяснения Пленумов Верховных Судов СССР И РСФСР (Российской Федерации) по различным категориям уголовных дел.

В процессе исследования широко использовались труды по уголовному, международному, таможенному и административному праву, по общей теории права, истории государства и права России, философии и социологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное диссертационное исследование позволило сделать ряд теоретических выводов, которые легли в основу рекомендаций, адресованных правоприменительной практике, и предложений по совершенствованию законодательства.
1. К концу XX века в целом сложилась система норм, направленных на борьбу с контрабандой. Наиболее полно она была представлена в Таможенном уставе 1910 г., вобравшем в себя весь предшествующий опыт законотворчества как в области уголовного, так и таможенного права. Законодательство дореволюционной России об ответственности за контрабанду оказало значительное влияние на становление и развитие советского права.
2. Эволюция законодательства о борьбе с контрабандой в советский и постсоветский периоды свидетельствует о стремлении законодателя учесть социально-экономические, политические и идеологические процессы, происходящие в стране.
3. Нормативное описание контрабанды, данное в Таможенном кодексе РФ, существенно отличается от ее уголовно-правовой характеристике и не согласуется со «специализацией» отраслей права. Законодательные акты неуголовно-правового характера не должны содержать описания конкретных преступлений. В связи с этим предлагается изменить ст.219 ТК РФ следующим образом: «Контрабанда влечет ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации».
4. Специфическими чертами контрабанды, отличающими ее от иных посягательств, предусмотренных главой 22 УК РФ, являются: особенности проявления общественной опасности; сфера совершения деяния и специальная противоправность.
5. Контрабанда, являясь по своей сути экономическим посягательством, входит в группу таможенных преступлений, выделяемую по непосредственному объекту. При этом таможенными преступлениями предлагается считать общественно опасные виновные уголовно наказуемые

деяния, посягающие на общественные отношения по обеспечению внешнеэкономической деятельности.
6. Родовым объектом контрабанды выступает экономика как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ; видовым объектом - общественные отношения по установленному порядку осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности; основным непосредственным объектом - закрепленный в законе определенный порядок внешнеэкономической деятельности. Кроме того, контрабанда может причинить вред: экономической безопасности; общественной безопасности; национальной безопасности; здоровью населения; налоговой системе страны; духовным интересам граждан, окружающей природной среде; здоровью лица, осуществляющего таможенный контроль.
7. Перемещение товаров при контрабанде означает фактический ввоз в Россию или вывоз из России предметов, названных в ч.2 и ч.2 ст.188 УК РФ, в том числе путем пересылки в международных почтовых отправлениях, использования трубопроводного транспорта и линий электропередач. Таможенной границей признаются пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Контрабанда считается оконченным преступлением с момента перемещения товара через указанную границу.
8. Вина в контрабанде может характеризоваться только прямым умыслом. Мотив и цель, как правило, являются корыстными. Они не оказывают влияния на квалификацию контрабанды. Методологически ошибочно считать цель контрабанды конструктивным признаком рассматриваемого преступления.
9. Субъект контрабанды - общий. Им является лицо, достигшее 16- летнего возраста.

К должностным лицам по ч.З ст.188 УК РФ следует относить:
а) должностных лиц таможенных органов России , в функции которых входит таможенный контроль за перемещением товаров через таможенную границу РФ;
б) должностных лиц иных органов, которые в предусмотренных законом случаях выполняют функции таможенного контроля;
в) должностных лиц, освобождаемых в предусмотренных законом случаях от определенных форм таможенного контроля.
10. Неоднократностью контрабанды признается совершение двух самостоятельных эпизодов уголовно наказуемого перемещения товаров через таможенную границу России независимо от того, был ли виновный осужден за первое деяние, или нет, но при условии, что оно сохранило правовые последствия, или судимость за первое преступление не погашена или не снята в установленном законом порядке.



1.1 Временная инструкция ГТК России от 8 июня 1995 г. «О взимании таможенных платежей» // Таможенные ведомости. - 1995. -№11.
1.2 Декрет СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» // СУ РСФСР. - 1918. - № 14. - Ст. 197.
1.3 Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли» // СУ РСФСР. - 1918. - № 333. - Ст.432.
1А Декрет СНК РСФСР «О разграничении прав центральной и местных советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности таможенных учреждений» // СУ РСФСР. - 1918. - № 39. -Ст.506.
1.5 Декрет СНК РСФСР от 29 июня 1918 г. // СУ РСФСР. - 1918. - № 48. - Ст.569.
1.6 Декрет СНК от 12 ноября 1920 г. «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров» // СУ РСФСР. - 1920. - № 94. - Ст.513.
1.7 Декрет ВЦИК и СНК «О мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениями» от 1 июня 1921 г. // СУ РСФСР. - 1921. - № 49.
1.8 Декрет СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. «О борьбе с контрабандой» // СУ РСФСР. - 1921. - № 79. - Ст.674.
1.9 Декрет ВЦИК и СНК от 1 марта 1926 г. // Сборник документов по истории уголовного права СССР и РСФСР. - С.251.
1.10 Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.
1.11 Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР. - Вып. XXIII.
1.12 Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. (в ред. 28 апреля 1997 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1991 г. - № 52. -

1.13 Закон РФ «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. -1991. - № 52.
1.14 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе РФ» (с изм. и доп. по состоянию на 311 мая 1999 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 17. - Ст. 594; СЗ РФ. - 1994. - № 16. - Ст. 1861; 1996. - № 50. - Ст.5610; Российская газета. - 1999. - 7 июня.
1.15 Закон РФ от 29 апреля 1993 г. «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» П Российская газета. - 1993. - 18 мая.
1.16 Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 5 июня.
1.17 Закон РФ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Российская газета. - 1995. - № 207.
1.18 Инструкция Государственной налоговой службы от 17 июля 1995 г. «О порядке исчисления и уплаты акцизов» // Экономика и жизнь. - 1995. - № 33.
1.19 Инструкция ГТК России от 6 августа «О порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ» // Финансовая Россия. - 1997. - № 32.
1.20 Конвенция ООН от 10 апреля 1972 г. «О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об его уничтожении».
1.21 Конвенция ОНН от 20 декабря 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» // Сборник международных договоров СССР. - М., 1994.
1.22 Конвенция ООН от 13 января 1993 г. «О запрещении разработки, производства, накопления химического оружия и о его уничтожении» // Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 4.
1.23 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
1.24 Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества независимых государств // Таможенный вестник. - 1996. - № 4.

204
1.25 Постановление ВСНХ от 12 декабря 1917 г. «О порядке внешней торговли» // СУ РСФСР. - 1917. - № 10. - Ст. 159.
1.26 Постановление ВЦИК от 22 мая 1920 г. «О порядке приведения в исполнение губернскими революционными трибунами приговоров к высшей мере наказания в местностях, объявленных на военном положении, а также в местностях, на кои распространяется власть революционных военных советов фронтов» // СУ РСФСР. - 1920. - № 48.
1.27 Постановление ВЦИК и СНК от 6 июня 1927 г. «Об изменении Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года» // СУ РСФСР. - 1927. - № 56.
1.28 Постановление СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. «О разрешениях на ввоз или вывоз товаров» // СУ РСФСР. - 1918. -; 14. - Ст. 197.
1.29 Постановление СТО от 11 мая 1920 г. «О борьбе с контрабандной торговле» // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917. - 1952. - М., 1953.
1.30 Постановление Правительства РФ от 27 января 1993 г. № 70 «Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из РФ оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -
1993. - № 5. - Ст.396; № 48. - Ст.4652; СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст.2229.
1.31 Постановление Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № Ю30 «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях» // Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 44. - Ст.4199.
1.32 Письмо ГТК России от 21 сентября 1995 г. № 03-43/13487.
1.33 Письмо ГТК РФ от 12 октября 1995 г. № 01-13/14450. «О местах таможенного оформления и документах, используемых в таможенных целях».
1.34 Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 732 «О порядке экспорта, импорта и транзита по территории Российской Федерации

взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного применения и пиротехнических изделий» // СЗ РФ. - 1994. - № 9. - Ст. 1018.
1.35 Постановление Правительства от 26 сентября 1994 г. № 1098 «Об утверждении Положения о порядке контроля из Российской Федерации возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия» // СЗ РФ. -
1994. -№23.-Ст. 2573.
1.36 Постановление Правительства от 4 сентября 1995 г. № 879 «О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации» // СЗ РФ. -
1995. -№37.-Ст.3626.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ