ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 8
1.1. Общие сведения о металлах побочных подгрупп 8
1.1.1 Строение атомов побочных подгрупп 8
1.1.2 Общие свойства металлов побочных подгрупп 11
1.2. Общие сведения о экспериментальных задач 15
Выводы к главе 1 17
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 18
2.1. Содержание лабораторного практикума по разделу металлы
побочных подгрупп 18
2.1.1 Свойства соединений металлов побочной подгруппы I группы
2.1.2 Свойства соединений металлов побочной подгруппы II группы... 26
2.1.3 Свойства соединений металлов побочной подгруппы VI группы... 29
2.1.4 Свойства соединений металлов побочной подгруппы VII группы 33
2.1.5 Свойства соединений металлов побочной подгруппы VIII группы 37
2.2 Экспериментальные задачи по разделу химии металлов
побочных подгрупп 46
2.2.1 Экспериментальные задачи подгруппы меди 46
2.2.2 Экспериментальные задачи подгруппы цинка 50
2.2.3 Качественные задачи подгруппы скандия 52
2.2.4 Качественные задачи подгруппы титана 53
2.2.5 Качественные задачи подгруппы ванадия 54
2.2.6 Экспериментальные задачи подгруппы хрома 54
2.2.7 Экспериментальные задачи подгруппы марганца 57
2.2.8 Экспериментальные задачи подгруппы железа, никеля и кобальта 59
Выводы к главе 2 62
3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 63
ВЫВОДЫ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
Анализ результатов учёбы студентов 1 курса химического факультета за последние годы показывает понижение знаний по химии. Многие современные выпускники педагогических ВУЗов слабо владеют техникой химического эксперимента. И как результат на уроках исключают некоторые виды эксперимента, чтобы скрыть пробел знаний.
Лабораторный практикум и качественные задачи по разделу металлы побочных подгрупп хуже разработаны. Чаще всего встречаются сложности при написании ЕГЭ по этой теме, поэтому эта работа для учителя является актуальной.
Итоговой целью подготовки учителей в педагогическом вузе является формирование профессиональной готовности будущих учителей к педагогической деятельности. Готовность к передаче учащимся системно представленного предметного знания является одним из важнейших составных компонентов общей интегральной готовности выпускника педагогического вуза, обеспечивающей реализацию других компонентов интегральной готовности: готовности к обеспечению познания учащимся окружающего мира, его развитию и воспитанию.
Лабораторные и практические работы по химии, особенно исследовательского характера, оказывающие сильное влияние на мотивационную и эмоциональную сферу личности школьника и студента, стимулируют познавательный интерес, формируют технологическое мышление, требуют совершенствования форм, методов и средств их постановки и реализации.
В этом плане естественнонаучный эксперимент приобретает особую важность и значимость, а разработка и совершенствование практикумов по химии, как одной из форм естественнонаучного (химического) эксперимента является актуальной.
Основная проблема исследования заключается в формальном характере знаний химии d-элементов. В рамках вуза и школьного курса химии мало внимания уделяется изучению d-элементов и их соединений.
Предлагаемое нами решение данной проблемы лежит в разработке лабораторного практикума и экспериментальных задач по разделу химии металлов побочных подгрупп.
1. Составлен литературный обзор по теме исследования.
2. Разработано содержание лабораторного практикума по разделу металлы побочных подгрупп.
3. Разработаны экспериментальные задачи по теме химия металлов побочных подгрупп. В основном большинство задач составлены по экологии Казахстана.
4. Проведены возможные лабораторные опыты по теме исследования.
5. Обобщены результаты исследования.
1. Jain S.K. &Shailesh K. Jain. Conceptual Chemistry Volume I For Class XI: For Class 11 S. Chand Publishing. 2009. Р. 382.
2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Изд-во «Высшая школа», 2001. 743 с.
3. Биримжанов Б. А. Общая химия. Алматы, «Дауир», 2001. 752 б.
4. Bruce A. Averill, Patricia Eldredge. Principles of General Chemistry (v. 1.0). 2012; 2737-2738.
5. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия: Том 3. М.: Изд-во «Мир», 1969. 577 с.
6. Cox P.A. Inorganic Chemistry, Second Edition. BIOS Scientific Publishers. 2005. 297 p.
7. Гринвуд Н.Н., Эрншо А. Химия элементов, Том 1. М.: Изд-во «Бином», 2008. 601 с.
8. М.И. Лебедева. Общая химия (ч. 1): учебное пособие / М.И. Лебедева, И.А. Анкудимова, М.А. Свиряева. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. 131 с.
9. Третьякова Ю.Д. Неорганическая химия: в 3 т. -Т. 3: Химия переходных элементов. Кн. 1: учеб.для вузов/ Дроздов А.А., Зломанов В.П., Мазо Г.Н., Спиридонов Ф.М. / под ред. Третьякова Ю.Д. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 352 с.
10. Калюкова Е. Н. Свойства металлов и их соединений: учебное пособие. Ульяновск : «УлГТУ», 2009. 156 с.
11. Биримжанов Б. А. Общая химия. Алматы, «Дауир», 2001. 752 б.
12. Gary L. Miessler, Donald A. Tarr. Inorganic Chemistry. St. Olaf Collage, Northfield, Minnesito «Pearson Education International», 2003. Р. 720.
13. J. E. House. Inorganic Chemistry 2nd Edition. Academic Press. 2012. Р. 848.
14. Peter G. Nelson. Introduction to Inorganic Chemistry: Key ideas and their experimental basis by Peter G. Nelson. Ventus Publishing ApS. 2011. Р. 177.
15. Загурская И.Н. Неорганическая химия: учебное пособие / Загурская И.Н., Цымай Д.В., Загурский И.Н. Орел: ОрелГТУ, 2008. 155с.
16. Кожевина Л. П. Д-элементы: Особенности строения, свойств и сельскохозяйственного значения // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2005. №3(19). 11 с.
17. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия. М.: «Высш.шк.», 1997. 322-495 с.
18. James E. Huheey, Ellen A. Keiter, Richard L. Keiter, Okhil K. Medhi. Inorganic Chemistry: Principles of Structure and Reactivity, 4e Paperback, 2006. 826 p.
19. Гаршин А.П. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях. СПб.: «Питер», 2013. 193-200 с.
20. Никольский А. Б., Суворов А. В. Химия: Учебник для вузов. СПб.: «Химиздат», 2001. 332 с.
21. Лагуткина Е.В. Методика решения задач по химии [Текст]: учебно-методическое пособие. Барнаул : Изд-во «Алт. ун-та», 2014. 3 с.
22. Васюкова Е. Ю., Оржековский П. А. К решению проблем повышения осознанности знаний// Химия в школе. 2010. № 6. 18-22 с.
23. Гаршин, А. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях: Учебное пособие / А. Гаршин. СПб.: Изд-во «Питер», 2013. 288 c.
24. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии. М.: «Учпедгиз», 1963. 668 с.
25. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. 90-91 с.
26. Штремплер Г. И. Теория и методика обучения химии: Курс лекций (электронный учебник) для студентов педагогических специальностей. Саратов: СГУ им. Чернышевского Н.Г., 2009. 371 с.
27. Васильева П. Д. Методика преподавания химии: Учебное пособие / Васильева П.Д. Элиста: Изд-во «Калм. ун-та», 2012. 29 с.
28. Учаева И.М., Cафарова М.И. Химия элементов и их соединений. Ч. II: Учебное пособие. Саратов: «СВИБХБ», 2007. 58 с.
29. Некрасов Б. В. Основы общей химии. Т. 2. М., «Химия», 1973. 688 с.
30. Алиханов В.А., доц. Худоян М.В. Распространение и формы нахождения металлов в природе. Пособие для самостоятельной работы для студентов горно-геологического, металлургического и др. факультетов, изучающих химию // Владикавказ. 2015. 76 с.
31. Фигуровский Н.А. История химии. М.: «Просвещение», 1979. 311 с.
32. Frederic P. Miller, Agnes F. Vandome, John McBrewster. Rhenium. Alphascript Publishing. 2010. Р. 92.
33. Коровин С.С., Букин В.И., Федоров П.И., Резник А.М. Редкие и рассеянные элементы / Под общ. ред. Коровина С.С. М.: «МИСИС», 2003. - Т. 3. 440 с.
34. Федоренко Н.В. Развитие исследований платиновых металлов в России. М.: Наука, 1985. 264 с.
35. Ливингстон С. Химия рутения, родия, палладия, осмия, иридия, платины. М.: Изд-во «Мир», 1978. 366 с.
36. Третьякова Ю.Д. Неорганическая химия: в 3 т. -Т. 3: Химия переходных элементов. Кн. 2: учеб.для вузов / Дроздов А.А., Зломанов В.П., Мазо Г.Н., Спиридонов Ф.М. / под ред.Третьякова Ю.Д. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368с.
37. Лидин Р.А. Химические свойства неорганических веществ: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., испр. / Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. / под ред. Лидина Р. А.. М.: Изд-во «Химия», 2000. 480 с.
38. Алексашин Ю.В. Общая химия: Учебное пособие / Алексашин Ю.В., Шпак И.Е. М.: Изд-во «Дашков и К», 2012. 256 с.
39. Бабков А.В. Общая, неорганическая и органическая химия: Учебное пособие / Бабков А.В. Ереван: Изд-во «МИА», 2015. 568 с.
40. Балашова О.М. Общая химия: Учебное пособие / Балашова О.М., Лобанова В.Г. М.: Изд-во «МИСиС», 2013. 73 с.
41. Барагузина В.В. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие / Барагузина В.В., Богомолова И.В., Федоренко Е.В..М.: Изд-во «ИЦ РИОР», 2013. 272 с.
42. Грибанова О.В. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие / Грибанова О.В. Рн/Д: Изд-во «Феникс», 2013. 249 с.
43. Ершов Ю.А. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: Учебник / Ершов Ю.А., Попков В.А., Берлянд А.С. Люберцы: Изд-во «Юрайт», 2015. 560 с.
44. Карапетьянц М.Х. Общая и неорганическая химия: Учебник / Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. М.: Изд-во «КД Либроком», 2015. 592 с.
45. Росин И.В. Общая и неорганическая химия в 3 т. т.2. химия s-, d- и f- элементов: Учебник для академического бакалавриата / Росин И.В., Томина Л.Д. Люберцы: Изд-во «Юрайт», 2016. 492 с.
46. Сидоров В.И. Общая химия. М.: Изд-во «АСВ», 2014. 440 с.
47. Хомченко, И.Г. Общая химия. М.: Изд-во «Новая волна», 2014. 463 с.
48. Суворов А.В. Общая и неорганическая химия в 2 т: Учебник для академического бакалавриата / Суворов А.В., Никольский А.Б. Люберцы: Изд-во «Юрайт», 2016. 607 с.
49. Барагузина В.В. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие / Барагузина В.В., Богомолова И.В., Федоренко Е.В. М.: ИЦ РИОР, 2013. - 272 с.
50. Буркитбаев М.М., Бекишев К.Б., Нурахметов Н.Н. Практикум по неорганической химии / Под ред. Буркитбаева М.М. Алматы: «Казак университет!», 2009. 179 с.
51. Дейнека В.И. Методические указания к выполнению лабораторного практикума по дисциплине «Неорганическая химия». 2 ч. Ч 2. Химия элементов и их соединений / Дейнека В.И., Балятинская Л.Н., Лукина И.П. и др. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. 108с.
52. Куликова Т.А. d - элементы: методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Общая и неорганическая химия» / сост. Т.А. Куликова. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2011. 12 с.
53. Кириллов В.В. Свойства р- и d-элементов и их соединений. Лабораторные работы по неорганической химии: Учеб.-метод. пособие. СПБ.: «Университет ИТМО»; 2017. 36 с.
54. Стась Н.Ф., Плакидкин А.А., Князева Е.М. Лабораторный практикум по общей и неорганической химии: Учебное пособие. Томск: Изд- во «ТПУ», 2007. 207 с.
55. Бобкова Л.А., Коротченко Н.М. Лабораторный практикум по общей и неорганической химии: Учебно-методическое пособие. Томск: «Издательский Дом Томского государственного университета», 2015. 133 с.
56. Аликина И.Б. Общая и неорганическая химия. Лабораторный практикум.: Учебное пособие для вузов / Аликина И.Б., Бабкина С.С., Белова Л.Н. и др. Люберцы: Изд-во Юрайт, 2016. 477 с.
57. Гагарина О.В. Оценка и нормирование качества природных вод: критерии, методы, существующие проблемы: Учебно-методическое пособие. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет». 2012. 199 с.