СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ПРОХОРОВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
АДАПТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ПРОХОРОВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ПРОХОРОВСКОГО РАЙОНА» ПО РАЗРАБОТКЕ
СИСТЕМЫ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования. В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Муниципальная служба органически связана с органами местного самоуправления, их назначением в жизни местных сообществ. В деятельности муниципальных служащих находят свое реальное воплощение задачи и функции местного самоуправления, поскольку в должности содержится часть полномочий соответствующего органа местного самоуправления, она неотрывна от его структуры и в то же время имеет целью организацию кадрового состава органа местного самоуправления - муниципальных служащих.
Служба в органах муниципального управления сложна и процесс приспособления к ней у каждого вновь принимаемого сотрудника связан с преодолением разного рода трудностей.
Долгое время адаптация понималась как односторонний процесс приспособления личности, группы к социальным условиям. Человек уже имеет сложившуюся систему потребностей, целей, ценностей и норм, которые детерминируют ее требования к организации. Реализуя эти требования, работник и организация влияют друг на друга и взаимодействуют друг с другом.
Адаптация новых муниципальных служащих к работе является прямым продолжением процесса отбора. Следствием этого стало повышение интереса к теме адаптации персонала в органах муниципальной власти
Исследования, проведенные в рамках данного дипломного проекта, направлены на изучение результативности процесса адаптации персонала в органах муниципального управления и формирования эффективной её системы.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в следующем:
1. Необходимость формирования системы адаптации персонала в органах власти уже осознаётся на муниципальном уровне и становится одним из важных моментов приспособления, привыкания работника к требованиям профессии, усвоения им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций.
2. На сегодняшний день проведение адаптационных процессов на муниципальном уровне в условиях общественных преобразований приобретает значительную актуальность и при их проведении большое значение в осуществлении процесса вхождения в систему новых социальных отношений имеют те институты, которые наделены властными полномочиями - государство и местное самоуправление.
Степень разработанности проблемы. Теоретические проблемы социологического анализа адаптации персонала привлекли внимание зарубежных и отечественных исследователей достаточно давно.
За последние десять лет появилось много работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам социальных технологий, где освящаются способы и методы, применяемые в практике управления и работы с кадрами, в том числе и проблемам адаптации персонала в органах муниципальной власти.
В общем виде сущность и функциональная специфика подбора и расстановки персонала - как основа формирования системы адаптации персонала, рассматриваются в трудах таких отечественных ученых, как, Е.А. Аксенова, М. В.Удальцова и ряда других авторов.
Глубокий анализ правового и социального статуса современных государственных и муниципальных служащих в России проведён в работах таких авторов как В.П. Бабинцев, В.М. Захаров, Н.И. Глазунова В.Г. и ряд других авторов.
В то же время, несмотря на значительный интерес к теме адаптации государственных и муниципальных служащих со стороны российских исследователей, она со всей очевидностью нуждается в специальном, детальном социологическом анализе, прежде всего специфики и роли этого социального процесса в общественных преобразованиях и формировании государственной и муниципальной службы в современной России.
Всё вышеизложенное и послужило определяющим фактором в выборе темы работы, цели, объекта, методов и, следовательно, направлений использования полученных результатов.
Проблема исследования заключается в отборе кадров, обеспечение их должностного роста на основе профессиональных заслуг и деловых качеств, создание и постоянное совершенствование системы непрерывного профессионального образования, осуществление управления развитием профессиональных качеств, формирование новых принципов профессиональной этики и механизмов их реализации.
Гипотеза исследования. Инструментами эффективного управления адаптацией муниципального служащего являются модель процесса управления адаптацией и методика оценки её эффективности 1.
Объект исследования - муниципальные служащие администрации муниципального района «Прохоровский район».
Предмет исследования - система адаптации муниципальных служащих муниципального района «Прохоровский район».
Цель исследования: разработать рекомендации по совершенствованию адаптационных мероприятий для муниципальных служащих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы исследования адаптации персонала в органах муниципальной власти;
2) проанализировать систему адаптации муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области;
3) сформулировать предложения по совершенствованию деятельности администрации муниципального района «Прохоровский район» по разработке системы адаптационных мероприятий для муниципальных служащих.
Теоретико-методологические основы исследования. Значительное место и основу для рассмотрения специфики адаптации персонала послужили современные социологические теории ряда современных авторов, посвященные проблемам функционирования государственной и муниципальной службы. Применение системного и факторного подходов позволило рассмотреть адаптацию в качестве комплексного социального явления, становление которого происходит под влиянием факторов внутренней и внешней среды социального субъекта.
В работе применялись конкретные методы социологического исследования: сравнительный, ситуационный, системный анализ и анализ нормативно-правовых актов всех уровней власти. Для решения поставленных задач в работе применены диалектический и аналитический методы.
Эмпирической базой исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие поступление на муниципальную службу, организацию и процесс прохождения ими всех этапов адаптации, такие как Конституция Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, региональные нормативно-правовые акты, а также результаты проведённых исследований о деятельности кадровой службы администрации муниципального района «Прохоровский район» по формированию эффективной системы адаптации персонала органов муниципальной власти.
Научно-практическое значение дипломного проекта заключается в следующем: все инновационные идеи, предложения и выводы, которые содержатся в данном исследовании, могут быть использованы при разработке нормативно-правовых актов и программной документации по развитию системы адаптационных мероприятий кадровой службой муниципальных органов власти Прохоровского района Белгородской области, а также для дальнейшего развития научных исследований в области адаптации муниципальных служащих.
Апробация результатов данного дипломного проекта осуществлялась в администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области.
Структура дипломного проекта состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Система адаптации персонала в органах муниципальной власти направлена на помощь сотруднику в освоении нового рабочего места или условий работы. Руководитель не всегда готов полностью взять на себя заботу о нём, поэтому эта миссия поручается наставнику, кандидатура которого назначается нормативным актом. Он и обеспечивает плавный переход работника из разряда новичков в полноправного участника команды.
Руководителю следует помнить, что в случае возникновения трудностей на этапе привыкания, специалист может решить проблему поменяв место работы. Это поведет за собой расходы на поиск нового сотрудника, и вызовет неудобства в связи с его временным отсутствием.
Осуществленный в дипломном проекте теоретико-методологический и конкретно-социологический анализ адаптации муниципальных служащих администрации муниципального района «Прохоровский район» к общественным преобразованиям позволяет сделать следующие выводы.
Адаптация рассматривается как главный элемент социального развития современного российского чиновничества и его включения в общественные преобразования. В условиях общественных преобразований понятие адаптации приобретает новое содержание. Оно применительно к муниципальным служащим и определяется как сложное духовно-практическое образование, управляемый процесс и результат активного взаимодействия элементов их внутренней структуры с внешней, а также внутренней средой органов местного самоуправления с целью преодоления противоречий между ними и повышения эффективности их взаимоотношений. В адаптации выделяется ее активная сторона, целенаправленность и управляемость. Адаптация выступает комплексным явлением в жизнедеятельности социальных субъектов.
Произошли изменения в основных сферах жизнедеятельности общества политической, экономической, социальной и культурной. Особенностью переходного состояния системы является наличие в ней своей логики и механизмов, соседство элементов «новой», «старой» и собственно «переходной» систем. Для социальных субъектов, начиная с отдельных индивидов и заканчивая социумом в целом, общественные преобразования понесли кардинальное изменение среды, в которой протекает их жизнедеятельность.
В условиях общественных преобразований происходит трансформация системы муниципальной службы. Отказ от командно-административных методов управления, появление многообразных форм собственности, деидеологизация общества обусловили изменение функций муниципальной службы, ее правовой и социальный статус, содержание деятельности чиновников. Таким образом, муниципальные служащие вынуждены приспосабливаться не только к изменениям макросреды, но и трансформации самой муниципальной службы.
Процесс адаптации чиновников в условиях общественных преобразований происходит на разных уровнях социальной среды.
Процесс адаптации проходит в период общественных преобразований три стадии: социального шока, на которой происходит формирование потребности в адаптации; мобилизации адаптивных резервов; ответа на вызов среды.
Процесс становления группы муниципальных служащих проходит под влиянием факторов не только макросреды, но и внутренней среды муниципальной службы. Среди них можно выделить разделение службы по уровню и ветвям власти, иерархической организации службы; местоположению отдельных органов местного самоуправления. Как показал анализ, большое значение имеет наличие среди чиновников различных групп по стажу работы в органах местного самоуправления. Те чиновники, которые имеют опыт работы в органах власти, отличаются высоким профессионализмом, знанием правил аппаратной игры, но остаются почитатели старых авторитарно-бюрократических методов работы.
Анализ материалов конкретно-социологических исследований на примере администрации муниципального района «Прохоровский район» показал, что муниципальные служащие являются с одной стороны, достаточно маргинальной, а с другой - закрытой общностью. Они остаются группой, которая ориентируется на свои внутрикорпоративные интересы, а не на население, чьи интересы они должны представлять, и не на государство, от чьего имени они действуют. Отсюда среди основных особенностей адаптации муниципальных служащих, связанных с их принадлежностью к данной социально-профессиональной группе, необходимо отметить законодательно ограниченный набор путей адаптации по сравнению с другими группами населения (запрет двойной занятости; других источников получения дохода кроме научной и преподавательской деятельности; использование служебного положения в личных целях), наличие особых адаптационных ресурсов - социальных гарантий, профессионально-культурного и бюрократического капитала. В условиях разрушения ценностно-нормативной системы приобретает особое значение позитивность форм адаптации муниципальных служащих, непременное следование в своей деятельности правовым нормам. Среди негативных форм адаптации муниципальных служащих можно отметить коррупцию, нарушение правовых норм.
Важнейшим фактором, влияющим на процесс адаптации муниципальных служащих, является уровень их адаптационного потенциала. Адаптационные ресурсы отражены в демографических и социально-психологических характеристиках; наличии образовательного, профессионального, социального, экономического и культурного капитала; территориально-поселенческих признаках; статусном положении в системе органов местного самоуправления и должностной иерархии, стаже работы в органах местного самоуправления. При этом они могут оказывать не только позитивное, но и негативное влияние на процесс адаптации. Среди важных ресурсов муниципальных служащих в условиях общественных преобразований выделяется уровень профессионализма данной группы, что подтверждают высокие самооценки муниципальных служащих своих профессиональных знаний и навыков, эффективности профессиональной деятельности.
В условиях общественных преобразований, переживаемых современным российским обществом, особое значение приобретает приведение процесса адаптации муниципальных служащих в управляемую форму. Управляющее воздействие должно быть направлено, в первую очередь, не только на повышение уровня адаптированности, но и на углубление самого процесса адаптации, то есть создание потребности у муниципальных служащих на усвоение тех ценностей, которые положены в основу построения современной институциональной системы органов местного самоуправления.
1) Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). -21 января.
2) О муниципальной службе в Российской Федерации [Текст] / федер. закон принят Гос. Думой 7 февраля 2007 г. № 25 - ФЗ: по состоянию на 04 марта 2014 // Российская газета. - 2007. - 7 марта.
3) О государственной гражданской службе в Российской федерации [Текст] / федер. закон принят Гос. Думой 7 июля 2004 г. № 79 - ФЗ: по состоянию на 28 декабря 2013 // Российская газета. - 2004 . - 31 июля.
О государственной гражданской службе в Российской федерации [Текст] / федер. закон принят Гос. Думой 7 июля 2004 г. № 79 - ФЗ: по состоянию на 28 декабря 2013 // Российская газета. - 2004 . - 31 июля.
4) О государственной гражданской службе Белгородской области [Текст]/ закон Белгородской области принят Белгородской областной Думой 24 марта 2005. №176 (ред. от 05 марта 2014) // Белгородские известия. - 2005. - 8 апр.
5) Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области и в целях кадрового обеспечения реализации «Стратегии социально¬экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст] / закон Белгородской области принят Белгородской областной Думой 7 сентября 2007 года №150 (ред. от 7 июля 2009 г.) // Белгородские известия. - № 165 - 166. - 2007. - 2 окт.
6) Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст] / постановление Правительства Белгородской обл. от 25 января 2010 № 27 - пп: по состоянию на 03 июня 2013 // Белгородские известия. - 2010. - 10 мар.
7) Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров [Текст] / А.Н. Аверин. - М. : Данисов и К, 2012. - 280с.
8) Аксёнова, Е. А. Управление персоналом в системе государственной службы [Текст] / Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров. - М. : ЮНИТИ, 2011. - 411с.
9) Бабинцев, В. П. Технологии государственного и муниципального управления [Текст] / В. П. Бабинцев. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. - 67с.
10) Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [Текст] / Т.Ю. Базаров; под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. ; 2-е изд., перераб., доп. — М. : Изд-во РАГС, 2009. - 114 с.
11) Бурмыкина, И. В. Социологические аспекты подготовки менеджера в системе профессионального образования [Текст] / И. В. Бурмыкина /Социология образования. - 2009. -№ 9. - 87- 96 с .
12) Глазунова, Н. И. Система государственного управления [Текст] / Н. И. Глазунова. М. : 2011. - 55 с.
13) Гаврилина, Е. В. Современные методы работы с кадровым резервом [Текст] / Е. В. Гаврилина // Труд и социальные отношения: наука, практика, образование. - 2010. - № 6. - 32 с.
14) Говоруха, Н. С. Подготовка кадров регионального управления на основе оценки профессиональных компетенций [Текст] / Н. С. Говоруха, В. М. Захаров // Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста: материалы симпозиума, г. Белгород, 17 июня 2010 г. / под ред. В. П. Бабинцева. - Белгород: КОНСТАНТА, 2010. - 56 с.
15) Данакин, Н. С. Социально-технологические основы управления формированием и развитием корпоративной культуры вуза: монография [Текст] / Н. С. Данакин, И. Н. Кищенко, М. Ю. Козлов. - Белгород: ИП Остащенко А. А., 2011. -156 с.
16) Деркач, А. А. Акмеологическая оценка профессиональной компе-тентности государственных служащих [Текст] / А.А. Деркач; 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во РАГС, 2011. - 166 с.
17) Ельникова, Г. А. Анализ системы личностного проектирования жизни [Текст] / Ш. И. Алиев, Г. А. Ельникова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2010 . - № 6. - 156-160 с.
18) Захаров, В. М. Система профессионального развития кадров регионального управления (опыт Белгородской области) [Текст] / В. М. Захаров, Н. С. Говоруха // Еврорегион: наука, образование, молодежная политика: материалы международного сборник научных трудов в рамках «Школы Межрегионального Приграничного сотрудничества» / под. ред. В. П. Бабинцев. - Белгород; Харьков: Изд-во «Ютек», 2010. - с. 152 - 165.
19) Захаров, В. М. Управление профессиональным развитием государственных и муниципальных служащих : монография [Текст] / В. М. Захаров. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГу», 2014. - 260 с.
20) Иванов, В. В. Муниципальный менеджмент [Текст] / В. Н. Иванов. - М. : 2012. - 7с.
21) Красовский, Ю. Д. Организационное поведение [Текст] / Ю. Д. Красовский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 511 с.
22) Лазарев, В. Н. Социальные основы местного самоуправления. Монография. [Текст] / В. Н. Лазарев. - Белгород: Изд. центр «Логия», 2011. - 298 с.
23) Луков, В. А. Социальное проектирование [Текст] / В. А. Луков, - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2010. - 240 с.
24) Мельников, С. Б. Формирование корпоративного управления муниципального образования в условиях кризиса [Текст] / С. Б. Мельников. - М. : АРиНА, 2010. - 192 с : схем., табл.
25) Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 2011. - 720 с.
26) Мишурова, И. В. Технологии кадрового менеджмента [Текст] / М. : ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2011. - 361 с.
27) Муниципальное управление: проф. развитие персонала [Текст] /А. К. Коньков, B. C. Нечипоренко и др. ; Акад. менеджмента и рынка, Рос. науч. центр мест, самоупр. - М. : Логос, 2010. - 60 с.
28) Нечипоренко, B. C. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы [Текст] / B. C. Нечипоренко. - М. : Логос, 2011. - 64 с.
29) Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение [Текст] / Дж. Ньюстром, К. Дэвис. - СПб. : Изд-во «Питер», 2010. - 448 с.
30) Ореховский, Т. А. Муниципальный менеджмент [Текст] / П. А. Ореховский. - М. : МОНФ, 2012. - 120 с.
31) Березкина, Т. Е. Основы менеджмента [Текст] / Т. Е. Березкина, Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин; под ред. Д. Д. Вачугова. - М. : 2010. - 366 с.
32) Паркинсон, С. Н. Искусство управления [Текст] / С. Н. Паркинсон, М. К. Рустомджи; пер. с англ. Н. И. Горанской, Е. Н. Мамонтовой. - СПб. : Питер, 2009. - 140 с.
33) Платонов, Ю. П. Социальная типология поведения [Текст] / Ю. П. Платонов. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.
34) Резник, С. Д. Как стать лидером [Текст] / С. Д. Резник. : Изд-во ПГАСА, 2010. - 53 с.
35) Свешников, М. И. Основы и пределы самоуправления: опыт критического разбора основных вопросов местного самоуправления в законодательстве важнейших европейских государств [Текст] / М. И. Свешников. - СПб. : 2009. - 296 с.
36) Слатинов, В. Б. Карьерные перспективы молодежи на государ-ственной службе в современной России [Текст] / В. Б. Слатинов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - № 3. - С. 128-132.
37) Социальное управление: теория и методология. Ч. 1. - М:
Муниципальный мир, 2011. - 317 с.
38) Социальные технологии. - М.: Муниципальный мир, 2011. - 288 с.
39) Удальцова, М. В. Социология управления [Текст] / М. В. Удальцова. - М. : ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2012. -144 с.
40) Ушакова, Н. В. Имеджелогия. / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова. - 3-е изд., исправл. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» [Текст] / 2013. - 264 с.
41) Фролов, С. С. Социология организаций [Текст] / С. С. Фролов. - М. : «Гардарик», 2011. - 384 с.
42) Хучек, М. Организационная культура и инновационность предприятия [Текст] / М. Хучек. - М. : Изд-во МГУ, 2012. - 45 с.
43) Цветкова, Г. А. Местное самоуправление в России (социо¬логический анализ) [Текст] / Г. А. Цветкова. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2013. - 304 с.
44) Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Ростов-на-Дону, 2010. - 65с.
45) Широков В.Н. Профессионализм муниципального управления [Текст] / Муниципальная власть, 2003. - 6 с.
46) Шупиро, С. А. Мотивация и стимулирование персонала [Текст] / С. А. Шапиро. - М. : Гросс Медиа, 2013. - 223 с.
47) Шумянкова, Н. В. Муниципальное управление [Текст] / Н. В. Шумянкова. 2010 - СПб. : Питер, - 640 с.
48) Шуваева, В. В. Организационная культура и имидж государственной службы: монография [Текст] / В. В. Шуваева. М. : ГПК госслужбы, 2012. - 183 с.
49) Ясин, Е. Г. О миссии учреждений культуры и способах ее реализации [Текст] / Е. Г.Ясин // Справочник руководителя Учреждения культуры. - 2014. - № 2. - 6 - 7 с.
50) Мониторинг регионального управления в субъектах Центрального Федерального округа: оценка качества жизни и социальная эффективность. - М. : Изд-во «Проспект», 2014. Козлова, Т. З. Комитеты общественного самоуправления в Москве: результаты содиол. исслед. [Текст] / Т. З. Козлова;
АН СССР, Ин-т социол. - М . : Ин-т социол., 1990. - 5 с.