СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕЖКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Социальные инициативы в системе социальной поддержки:
понятие и сущность
1.2. Инициирование и механизмы отбора молодежных инициатив и проектов
1.3. Поддержка органов студенческого самоуправления 34
2. ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ В
КОНТЕКСТЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Реализация Центральной программы Российского Союза
Молодежи «Студенческое самоуправление» в 2006 - 2016 годах
2.2. Диагностика проблем реализации молодежных инициатив в контексте развития студенческого самоуправления
2.3. Социальный проект «Создание единой системы
взаимодействия муниципальных органов по делам молодежи с органами студенческого самоуправления» на примере Белгородской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Социальные инициативы в системе социальной поддержки:
понятие и сущность
1.2. Инициирование и механизмы отбора молодежных инициатив и проектов
1.3. Поддержка органов студенческого самоуправления 34
2. ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ В
КОНТЕКСТЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Реализация Центральной программы Российского Союза
Молодежи «Студенческое самоуправление» в 2006 - 2016 годах
2.2. Диагностика проблем реализации молодежных инициатив в контексте развития студенческого самоуправления
2.3. Социальный проект «Создание единой системы
взаимодействия муниципальных органов по делам молодежи с органами студенческого самоуправления» на примере Белгородской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Курс на всестороннюю модернизацию экономики и социальной сферы, принятый органами государственной власти Российской Федерации, затронул все аспекты жизнедеятельности государства.
Создание комплексной системы работы с молодым поколением является сегодня важным направлением социально-экономического развития Российской Федерации и находится в постоянном фокусе внимание органов власти. Инструменты, формы и методы работы с молодежью постоянно совершенствуются в зависимости от поставленных государственных задач.
По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2015/2016 учебного года в Российской Федерации насчитывалось 950 образовательных организаций высшего образования, в которых обучается 5,2 млн студентов. В сегменте программ подготовки специалистов среднего звена функционировало 2 909 образовательных организаций, в которых обучается 2,1 млн студентов [33]. Речь идет о целевой аудитории, насчитывающей свыше 7 млн человек, сконцентрированных в относительно небольшом количестве общественных институтов.
Молодежная политика, безусловно, должна охватывать все сегменты своей целевой аудитории, однако одним из наиболее перспективных направлений деятельности признается работа со студенческой молодежью. Профессиональное образование является важным инструментом социализации молодого поколения, благодаря которому происходит адаптация к современным социально-экономическим условиям, подготовка к осуществлению трудовой деятельности, выработка ключевых личностных установок, которые впоследствии станут определяющими для молодого человека на протяжении всей его жизни.
Социокультурные и социально-экономические изменения в стране, стремление обновить систему высшего образования в соответствии с новыми задачами развития экономики обусловили необходимость обращения науки и практики к проблемам воспитания социальной и гражданской активности молодежи.
Идея воспитания социальной активности молодежи имеет глубокие традиции, в основе которых лежит ценностно-целевое назначение образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одной из основных задач называет «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии».
Социальная активность, как одна из личных, культурных характеристик специалиста является одним из критериев качественного воспитания в системе вузовского образования. Однако, реальность современного образования не всегда «лежит» в плоскости данного культурного и личностного контекста, сохраняется разрыв образования и ценностных ориентаций молодежи.
Проблема формирования социальной активности личности имеет достаточно продолжительную историю своего осознания и разработки в аспекте общественной, культурной и педагогической значимости. Решающим условием формирования социальной активности личности выступает целенаправленная структурно расширяющаяся общественно полезная деятельность молодого человека, его готовность к подобного рода поведению, желание и умение действовать, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность.
Формирование социальной активности обычно относится к этим «скрытым процессам», ввиду этого развитие социальной активности студенческой молодежи чаще происходит фрагментарно. Наше исследование направлено на раскрытие этих «скрытых процессов» с целью их возможного воспроизведения в том случае, если они могут быть фиксированы как
успешные решения программ воспитания, ориентированных на формирование социальной активности студентов. С этих позиций ведущая роль в обществе отводится студенчеству представляющей собой социальную группу, несущую потенциальные возможности будущего, в связи, с чем проблема формирования социальной активности студенческой молодежи приобретет актуальное значение.
В настоящее время в обществе получает все более широкое распространение такая форма гражданской активности личности как социальная инициатива. В различных проявлениях социальная инициатива используется общественными организациями и отдельными гражданами. Также социальная инициатива используется в образовательных учреждениях различных типов и уровней в качестве инструмента гражданского воспитания обучающихся. Как правило, использование социальной инициативы выносилось за рамки процесса обучения в сферу воспитательного процесса или дополнительного образования. Однако в данной интерпретации социальная инициатива никогда не рассматривалась как фактор повышения качества профессиональной подготовки.
Одним из ключевых инструментов реализации государственной молодежной политики в отношении студенческой молодежи выступает студенческое самоуправление. Студенческое самоуправление как категория присутствует в отечественном общественно-политическом дискурсе относительно недавно, однако успело занять в нем значительное место. В современных социально-экономических условиях демократии и рыночной экономики слабая пригодность административно-командных методов в организации воспитательного процесса для студенческой молодежи привела к тому, что студенческое самоуправление стало одним из важнейших механизмов работы со студентами.
Степень научной разработанности проблемы. Заявленная проблема получила импульс к развитию в исследованиях, трудах отечественных педагогов двадцатого столетия, в основном в контексте проблем социального воспитания 20-х годов (И.Н. Жуков, М.А. Крупенина, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий) и развития детских организаций в качестве важнейшего фактора социализации ребенка в 30-40-е годы - Ф.Ф. Королев, В.С. Ханчин, В.Г. Яковлев и др.; в 50-60-е годы - И.Г. Гордин, О.С. Газман, И.С. Кон, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, Н.П. Нечаев; в 70-80-е годы - Н.Ф. Басов, Л.И. Божович, Э.Ш. Камалдинова, В.К. Криворученко, B. А. Кудинов и др.
В последнее десятилетие интенсивно развивается теоретико-методологический и практический поиск новых форм и методов взаимодействия с молодежными инициативами как социальным феноменом.
С одной стороны, усилился интерес и внимание исследователей к истории и практике деятельности крупнейших детских и молодежных организаций советского времени и текущего периода. Проведены исследования, доказывающие эффективность форм детской и молодежной самоорганизации, определены теоретические основы развития многообразного детского движения в современной России (Л.В. Байбородова, А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, В.А. Кудинов, М.И. Рожков, Р.А. Литвак, Т.В. Трухачева, Е.Б. Штейберг); активно изучается такое направление общественных инициатив, как деятельность так называемого «третьего сектора» общества (О.В. Зыков, Б.Л. Рудник, C. В. Шишкин, Н.Л. Хананашвили, Л.И. Якобсон), появились работы, изучающие феномен волонтерства и социальных детских и молодежных инициатив в российских условиях, движение «общественно-активных школ» (С.В. Тетерский).
В рамках научной дискуссии о теории социализации представлен потенциал детских и молодежных организаций как носителей социальной активности молодежи (А.В. Волохов, М.З. Ильчиков, М.С. Комаров, В.Т. Лисовский, А.А. Реан, Б.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, И.И. Фришман).
Противоречиво, адекватно маятнику общественного интереса к проблемам воспитания, развиваются современные концепции воспитания в мире детского объединения, дополнительного образования, продолжаются разработки идей воспитательного пространства (Л.В. Алиева, И.А. Зимняя, B. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Чепурных).
В отечественной науке проблемы социальной поддержки населения, в том числе и молодежи, рассматриваются в контексте обсуждения вопросов социального здоровья, выживания в современных условиях. Необходимо отметить, что сегодня нет единого подхода к пониманию социальной поддержки населения в целом и молодежи как отдельной социально-демографической категории, в частности.
В тоже время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе осуществляется анализ различных аспектов проблем молодежи, в том числе и ее социальной поддержки. В зарубежной научной литературе наиболее популярной темой для изучения являются проблемы социализации молодежи, в частности ее интеграции в общество, технологии поддержки в разных жизненных ситуациях (Ш. Рамон, М. Пейн, Б. Мэнди, Д. Брэндон, К. Хурелман и др.).
В отечественной литературе выделяются, прежде всего, работы, посвященные вопросам методологии изучения молодежи (В.Н. Боряз, И.С. Кон, Ф.И. Минюшева, Н.А. Чистякова, Ф.Р. Филиппов); рассмотрению основных характеристик молодежи, проблем ее внутренней дифференциации (С.В. Алещенок, П.И. Бабочкин, И.В. Бестужев-Лада, И.С. Болотин, Г.С. Ентелис, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, C. Г. Спасибенко, В.Т. Шапко); изучению социальных проблемы молодежи (В.А. Богданов, Т.Ф. Горбей, Б.Ф. Кваша, В.П. Мощняга. Т.В. Пелевин, Н.Э. Петрова, А.В. Ромашов) профессиональному самоопределению молодежи (А.И. Бардакова, А.Н. Буров, Е.А. Климов Е.И. Конаныхина, Н.И. Корниец, В.Я. Рушанин, В.П. Щербакова); содержанию, формированию и пути реализации государственной молодежной политики (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.Н. Келасьева, В.А. Луков, М.А. Медведева, В.В. Нехаев, П.Д. Павленок, В.Н. Сагатовский, Е.Г. Слуцкий, А.В. Федоров, A. В. Шаронов, В.Н. Ярская); специфике, функциям, принципам, формам и моделям социальной поддержки населения, в том числе и молодежи (Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлак, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, B. И. Добреньков, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимняя, Е.И. Комарова, П.Д. Павленок, A.M. Панов, О.Н. Смирнова, Л.В. Топчий, В.И. Филоненко, B. Г. Харчева, Е.И. Холостова, Г.А. Червякова, В.И. Чупров, С.А. Шавель, C. А. Шеденков); механизмам социальной поддержки социально «уязвимых» групп населения, в том числе и молодежи (Б.Е. Бреева, В.И. Волох, А.А. Громова, Г.А. Добровольская, Г.М. Иващенко, Э.Т. Комалдинова, Н.К. Малярова, Л.П. Сидорова, К.П. Хромова, Д.М. Черненко, И.Б. Шабалина, Л.Я. Энтин).
Несмотря на многообразие исследований проблем молодежи, в отечественной науке до сих пор отсутствуют специальные исследования направлений, форм и технологий обеспечения социальной поддержки молодежи как на уровне общества в целом, так и на уровне его отдельных регионов.
Объект исследования - теоретические основы изучения социальных инициатив в системе социальной поддержки студенческой молодежи.
Предмет исследования - студенческое самоуправление как инструмент социальной поддержки социальных инициатив студенческой молодежи.
Цель исследования - рассмотреть социальные инициативы студенческой молодежи и разработать социальный проект, направленный на взаимодействие муниципальных органов по делам молодежи с органами студенческого самоуправления.
Достижение поставленной цели реализуется через постановку и решение следующих задач:
- изучить теоретические основы социальных инициатив в системе социальной поддержки студенческой молодежи;
- произвести диагностику проблем реализации молодежных инициатив в контексте развития студенческого самоуправления;
- разработать и внедрить социальный проект, направленный на взаимодействие муниципальных органов по делам молодежи с органами студенческого самоуправления.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные и частные теории, концепции, рассматривающие проблемы сущностного предназначения человека (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.); деятельности социальных структур в обществе, взаимодействия человека и общества (А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.В. Запорожец, Л.Н. Коган); социализации личности и социального воспитания (Р. Берн, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, AA. Реан);
гуманистических ориентаций в образовании и воспитании (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Ильин, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, И.С. Якиманская); развития социальной педагогики в России (А.Л. Беляев, И.А. Зимняя, В.А. Никитин, B^. Семенов); самореализации личности (Л.И. Антропова, В.И. Муляр, А.В. Шинкин); социальной активности личности, в том числе в рамках общественного движения (А.В. Волохов, В.Т. Лисовский, Н.С. Пряжников, М.И. Рожков).
Для теоретико-методологического анализа особую ценность представляют научные труды в области методологии и теории педагогических исследований (В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, П.Г. Щедровицкий и др.); общей теории систем и системного анализа (И.В. Блауберг, Д.П. Горский, М.С. Каган, Н.И. Лапин, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин); изучения и проектирования педагогических систем и педагогической прогностики (В.П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, Т.А. Дмитренко, С.А. Маврин); теории социального и педагогического управления сложными и динамическими системами (В.Г. Афанасьев, Б.С. Гершунский, П.И. Карташов, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, А.И. Пригожин, О.Г. Хомерики, Т.И. Шамова и др.), а также философско-методологические положения теории социализации молодежи С.П. Иваненкова.
Методы исследования: анализ документов (специальной литературы, периодической печати, нормативно-правовых актов); опрос (экспертное интервью, массовый опрос), анализ статистических материалов.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором работы оперативного исследования «Диагностика проблем реализации молодежных инициатив в контексте развития студенческого самоуправления» в ходе работы в октябре 2015 года в рамках проведения межрегионального образовательного лагеря лидеров студенческого самоуправления Центрального федерального округа «Перспектива - 2015».
Теоретико-практическая значимость
Автором работы был проведен анализ экспертного и общественного мнений по вопросам реализации молодежных инициатив в контексте развития студенческого самоуправления; определены пути совершенствования системы социальной поддержки молодежных инициатив посредством создания единой системы взаимодействия муниципальных органов по делам молодежи с органами студенческого самоуправления на региональном уровне.
Научные результаты, полученные автором, уточняют и развивают существующие разделы теории социальной поддержки молодежных инициатив и дополняют ее в части методики развития и продвижения молодежных инициатив в системе социальной поддержки и практических рекомендаций по созданию единой системы взаимодействия муниципальных органов по делам молодежи с органами студенческого самоуправления на региональном уровне.
Полученные результаты могут быть использованы в работе органов государственной власти; молодежных общественных организаций и объединений; высших учебных заведениях, научных и проектных организациях, непосредственно участвующих или управляющих процессами социальной поддержки студенческой молодёжи.
Апробация результатов исследования. Положения и результаты исследования были апробированы в ходе прохождения производственной и преддипломной практик на базе управлении молодежной политики Белгородской области.
Наиболее значимые выводы, полученные автором, опубликованы в сборнике материалов III Межрегиональной научно-практической интернет- конференции с международным участием «Технологии социальной работы с молодежью» (г. Кострома, 2015). Участник и организатор Международных, Всероссийских, региональных образовательных лагерей и школ актива:
- организатор Межрегионального образовательного лагеря лидеров студенческого самоуправления Центрального федерального округа «Перспектива - 2015» - г.Москва;
- организатор Международного молодёжного форума молодых
промышленников и энергетиков «Форсаж - 2015» - июль, Калужская область;
- организатор третей Международной молодёжной школы проектного управления «Пегас-2014»;
- организатор четвертой Международной молодёжной школы проектного управления «Пегас-2015»;
- организатор I молодёжной школы актива студенческих объединений НИУ «БелГУ» «Стимул 2014»;
- организатор II Межрегиональной молодёжной школы студенческого самоуправления «Стимул-2015»;
- организатор II Международной молодёжной школы «Доброволец - 2015» НИУ «БелГУ»;
- участник Межрегионального образовательного лагеря лидеров студенческого самоуправления Центрального федерального округа «Перспектива-2013» (г. Москва, 2013г.);
- участник Всероссийской школы студенческого самоуправления "Лидер 21 века" - награждён Почётной грамотой за активное участие в школе актива и значком «Лидер 21 века» - Ростов-на-Дону, июль 2014 г.;
- участник Международного семинара «Новое поколение» - март 2015г.;
- участник первого областного форума «Платформа 31» - июнь 2015г.;
- участник Всероссийского молодёжного форума «Территория смыслов» на Клязьме - Владимирская область 2015 г.
- финалист Всероссийской национальной Премии «Студент года - 2015» в номинации «Студенческий лидер» г. Самара;
- лауреат II степени в региональном этапе Российской национальной Премии «Студент года - 2015» в номинации «На передовой».
- участник I областного форума по развитию студенческого самоуправления - март 2015 г. г. Старый Оскол.
Структура дипломного исследования отражает логику поставленных цели и задач; работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.
Создание комплексной системы работы с молодым поколением является сегодня важным направлением социально-экономического развития Российской Федерации и находится в постоянном фокусе внимание органов власти. Инструменты, формы и методы работы с молодежью постоянно совершенствуются в зависимости от поставленных государственных задач.
По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2015/2016 учебного года в Российской Федерации насчитывалось 950 образовательных организаций высшего образования, в которых обучается 5,2 млн студентов. В сегменте программ подготовки специалистов среднего звена функционировало 2 909 образовательных организаций, в которых обучается 2,1 млн студентов [33]. Речь идет о целевой аудитории, насчитывающей свыше 7 млн человек, сконцентрированных в относительно небольшом количестве общественных институтов.
Молодежная политика, безусловно, должна охватывать все сегменты своей целевой аудитории, однако одним из наиболее перспективных направлений деятельности признается работа со студенческой молодежью. Профессиональное образование является важным инструментом социализации молодого поколения, благодаря которому происходит адаптация к современным социально-экономическим условиям, подготовка к осуществлению трудовой деятельности, выработка ключевых личностных установок, которые впоследствии станут определяющими для молодого человека на протяжении всей его жизни.
Социокультурные и социально-экономические изменения в стране, стремление обновить систему высшего образования в соответствии с новыми задачами развития экономики обусловили необходимость обращения науки и практики к проблемам воспитания социальной и гражданской активности молодежи.
Идея воспитания социальной активности молодежи имеет глубокие традиции, в основе которых лежит ценностно-целевое назначение образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одной из основных задач называет «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии».
Социальная активность, как одна из личных, культурных характеристик специалиста является одним из критериев качественного воспитания в системе вузовского образования. Однако, реальность современного образования не всегда «лежит» в плоскости данного культурного и личностного контекста, сохраняется разрыв образования и ценностных ориентаций молодежи.
Проблема формирования социальной активности личности имеет достаточно продолжительную историю своего осознания и разработки в аспекте общественной, культурной и педагогической значимости. Решающим условием формирования социальной активности личности выступает целенаправленная структурно расширяющаяся общественно полезная деятельность молодого человека, его готовность к подобного рода поведению, желание и умение действовать, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность.
Формирование социальной активности обычно относится к этим «скрытым процессам», ввиду этого развитие социальной активности студенческой молодежи чаще происходит фрагментарно. Наше исследование направлено на раскрытие этих «скрытых процессов» с целью их возможного воспроизведения в том случае, если они могут быть фиксированы как
успешные решения программ воспитания, ориентированных на формирование социальной активности студентов. С этих позиций ведущая роль в обществе отводится студенчеству представляющей собой социальную группу, несущую потенциальные возможности будущего, в связи, с чем проблема формирования социальной активности студенческой молодежи приобретет актуальное значение.
В настоящее время в обществе получает все более широкое распространение такая форма гражданской активности личности как социальная инициатива. В различных проявлениях социальная инициатива используется общественными организациями и отдельными гражданами. Также социальная инициатива используется в образовательных учреждениях различных типов и уровней в качестве инструмента гражданского воспитания обучающихся. Как правило, использование социальной инициативы выносилось за рамки процесса обучения в сферу воспитательного процесса или дополнительного образования. Однако в данной интерпретации социальная инициатива никогда не рассматривалась как фактор повышения качества профессиональной подготовки.
Одним из ключевых инструментов реализации государственной молодежной политики в отношении студенческой молодежи выступает студенческое самоуправление. Студенческое самоуправление как категория присутствует в отечественном общественно-политическом дискурсе относительно недавно, однако успело занять в нем значительное место. В современных социально-экономических условиях демократии и рыночной экономики слабая пригодность административно-командных методов в организации воспитательного процесса для студенческой молодежи привела к тому, что студенческое самоуправление стало одним из важнейших механизмов работы со студентами.
Степень научной разработанности проблемы. Заявленная проблема получила импульс к развитию в исследованиях, трудах отечественных педагогов двадцатого столетия, в основном в контексте проблем социального воспитания 20-х годов (И.Н. Жуков, М.А. Крупенина, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий) и развития детских организаций в качестве важнейшего фактора социализации ребенка в 30-40-е годы - Ф.Ф. Королев, В.С. Ханчин, В.Г. Яковлев и др.; в 50-60-е годы - И.Г. Гордин, О.С. Газман, И.С. Кон, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, Н.П. Нечаев; в 70-80-е годы - Н.Ф. Басов, Л.И. Божович, Э.Ш. Камалдинова, В.К. Криворученко, B. А. Кудинов и др.
В последнее десятилетие интенсивно развивается теоретико-методологический и практический поиск новых форм и методов взаимодействия с молодежными инициативами как социальным феноменом.
С одной стороны, усилился интерес и внимание исследователей к истории и практике деятельности крупнейших детских и молодежных организаций советского времени и текущего периода. Проведены исследования, доказывающие эффективность форм детской и молодежной самоорганизации, определены теоретические основы развития многообразного детского движения в современной России (Л.В. Байбородова, А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, В.А. Кудинов, М.И. Рожков, Р.А. Литвак, Т.В. Трухачева, Е.Б. Штейберг); активно изучается такое направление общественных инициатив, как деятельность так называемого «третьего сектора» общества (О.В. Зыков, Б.Л. Рудник, C. В. Шишкин, Н.Л. Хананашвили, Л.И. Якобсон), появились работы, изучающие феномен волонтерства и социальных детских и молодежных инициатив в российских условиях, движение «общественно-активных школ» (С.В. Тетерский).
В рамках научной дискуссии о теории социализации представлен потенциал детских и молодежных организаций как носителей социальной активности молодежи (А.В. Волохов, М.З. Ильчиков, М.С. Комаров, В.Т. Лисовский, А.А. Реан, Б.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, И.И. Фришман).
Противоречиво, адекватно маятнику общественного интереса к проблемам воспитания, развиваются современные концепции воспитания в мире детского объединения, дополнительного образования, продолжаются разработки идей воспитательного пространства (Л.В. Алиева, И.А. Зимняя, B. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Чепурных).
В отечественной науке проблемы социальной поддержки населения, в том числе и молодежи, рассматриваются в контексте обсуждения вопросов социального здоровья, выживания в современных условиях. Необходимо отметить, что сегодня нет единого подхода к пониманию социальной поддержки населения в целом и молодежи как отдельной социально-демографической категории, в частности.
В тоже время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе осуществляется анализ различных аспектов проблем молодежи, в том числе и ее социальной поддержки. В зарубежной научной литературе наиболее популярной темой для изучения являются проблемы социализации молодежи, в частности ее интеграции в общество, технологии поддержки в разных жизненных ситуациях (Ш. Рамон, М. Пейн, Б. Мэнди, Д. Брэндон, К. Хурелман и др.).
В отечественной литературе выделяются, прежде всего, работы, посвященные вопросам методологии изучения молодежи (В.Н. Боряз, И.С. Кон, Ф.И. Минюшева, Н.А. Чистякова, Ф.Р. Филиппов); рассмотрению основных характеристик молодежи, проблем ее внутренней дифференциации (С.В. Алещенок, П.И. Бабочкин, И.В. Бестужев-Лада, И.С. Болотин, Г.С. Ентелис, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, C. Г. Спасибенко, В.Т. Шапко); изучению социальных проблемы молодежи (В.А. Богданов, Т.Ф. Горбей, Б.Ф. Кваша, В.П. Мощняга. Т.В. Пелевин, Н.Э. Петрова, А.В. Ромашов) профессиональному самоопределению молодежи (А.И. Бардакова, А.Н. Буров, Е.А. Климов Е.И. Конаныхина, Н.И. Корниец, В.Я. Рушанин, В.П. Щербакова); содержанию, формированию и пути реализации государственной молодежной политики (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.Н. Келасьева, В.А. Луков, М.А. Медведева, В.В. Нехаев, П.Д. Павленок, В.Н. Сагатовский, Е.Г. Слуцкий, А.В. Федоров, A. В. Шаронов, В.Н. Ярская); специфике, функциям, принципам, формам и моделям социальной поддержки населения, в том числе и молодежи (Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлак, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, B. И. Добреньков, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимняя, Е.И. Комарова, П.Д. Павленок, A.M. Панов, О.Н. Смирнова, Л.В. Топчий, В.И. Филоненко, B. Г. Харчева, Е.И. Холостова, Г.А. Червякова, В.И. Чупров, С.А. Шавель, C. А. Шеденков); механизмам социальной поддержки социально «уязвимых» групп населения, в том числе и молодежи (Б.Е. Бреева, В.И. Волох, А.А. Громова, Г.А. Добровольская, Г.М. Иващенко, Э.Т. Комалдинова, Н.К. Малярова, Л.П. Сидорова, К.П. Хромова, Д.М. Черненко, И.Б. Шабалина, Л.Я. Энтин).
Несмотря на многообразие исследований проблем молодежи, в отечественной науке до сих пор отсутствуют специальные исследования направлений, форм и технологий обеспечения социальной поддержки молодежи как на уровне общества в целом, так и на уровне его отдельных регионов.
Объект исследования - теоретические основы изучения социальных инициатив в системе социальной поддержки студенческой молодежи.
Предмет исследования - студенческое самоуправление как инструмент социальной поддержки социальных инициатив студенческой молодежи.
Цель исследования - рассмотреть социальные инициативы студенческой молодежи и разработать социальный проект, направленный на взаимодействие муниципальных органов по делам молодежи с органами студенческого самоуправления.
Достижение поставленной цели реализуется через постановку и решение следующих задач:
- изучить теоретические основы социальных инициатив в системе социальной поддержки студенческой молодежи;
- произвести диагностику проблем реализации молодежных инициатив в контексте развития студенческого самоуправления;
- разработать и внедрить социальный проект, направленный на взаимодействие муниципальных органов по делам молодежи с органами студенческого самоуправления.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные и частные теории, концепции, рассматривающие проблемы сущностного предназначения человека (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.); деятельности социальных структур в обществе, взаимодействия человека и общества (А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.В. Запорожец, Л.Н. Коган); социализации личности и социального воспитания (Р. Берн, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, AA. Реан);
гуманистических ориентаций в образовании и воспитании (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Ильин, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, И.С. Якиманская); развития социальной педагогики в России (А.Л. Беляев, И.А. Зимняя, В.А. Никитин, B^. Семенов); самореализации личности (Л.И. Антропова, В.И. Муляр, А.В. Шинкин); социальной активности личности, в том числе в рамках общественного движения (А.В. Волохов, В.Т. Лисовский, Н.С. Пряжников, М.И. Рожков).
Для теоретико-методологического анализа особую ценность представляют научные труды в области методологии и теории педагогических исследований (В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, П.Г. Щедровицкий и др.); общей теории систем и системного анализа (И.В. Блауберг, Д.П. Горский, М.С. Каган, Н.И. Лапин, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин); изучения и проектирования педагогических систем и педагогической прогностики (В.П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, Т.А. Дмитренко, С.А. Маврин); теории социального и педагогического управления сложными и динамическими системами (В.Г. Афанасьев, Б.С. Гершунский, П.И. Карташов, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, А.И. Пригожин, О.Г. Хомерики, Т.И. Шамова и др.), а также философско-методологические положения теории социализации молодежи С.П. Иваненкова.
Методы исследования: анализ документов (специальной литературы, периодической печати, нормативно-правовых актов); опрос (экспертное интервью, массовый опрос), анализ статистических материалов.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором работы оперативного исследования «Диагностика проблем реализации молодежных инициатив в контексте развития студенческого самоуправления» в ходе работы в октябре 2015 года в рамках проведения межрегионального образовательного лагеря лидеров студенческого самоуправления Центрального федерального округа «Перспектива - 2015».
Теоретико-практическая значимость
Автором работы был проведен анализ экспертного и общественного мнений по вопросам реализации молодежных инициатив в контексте развития студенческого самоуправления; определены пути совершенствования системы социальной поддержки молодежных инициатив посредством создания единой системы взаимодействия муниципальных органов по делам молодежи с органами студенческого самоуправления на региональном уровне.
Научные результаты, полученные автором, уточняют и развивают существующие разделы теории социальной поддержки молодежных инициатив и дополняют ее в части методики развития и продвижения молодежных инициатив в системе социальной поддержки и практических рекомендаций по созданию единой системы взаимодействия муниципальных органов по делам молодежи с органами студенческого самоуправления на региональном уровне.
Полученные результаты могут быть использованы в работе органов государственной власти; молодежных общественных организаций и объединений; высших учебных заведениях, научных и проектных организациях, непосредственно участвующих или управляющих процессами социальной поддержки студенческой молодёжи.
Апробация результатов исследования. Положения и результаты исследования были апробированы в ходе прохождения производственной и преддипломной практик на базе управлении молодежной политики Белгородской области.
Наиболее значимые выводы, полученные автором, опубликованы в сборнике материалов III Межрегиональной научно-практической интернет- конференции с международным участием «Технологии социальной работы с молодежью» (г. Кострома, 2015). Участник и организатор Международных, Всероссийских, региональных образовательных лагерей и школ актива:
- организатор Межрегионального образовательного лагеря лидеров студенческого самоуправления Центрального федерального округа «Перспектива - 2015» - г.Москва;
- организатор Международного молодёжного форума молодых
промышленников и энергетиков «Форсаж - 2015» - июль, Калужская область;
- организатор третей Международной молодёжной школы проектного управления «Пегас-2014»;
- организатор четвертой Международной молодёжной школы проектного управления «Пегас-2015»;
- организатор I молодёжной школы актива студенческих объединений НИУ «БелГУ» «Стимул 2014»;
- организатор II Межрегиональной молодёжной школы студенческого самоуправления «Стимул-2015»;
- организатор II Международной молодёжной школы «Доброволец - 2015» НИУ «БелГУ»;
- участник Межрегионального образовательного лагеря лидеров студенческого самоуправления Центрального федерального округа «Перспектива-2013» (г. Москва, 2013г.);
- участник Всероссийской школы студенческого самоуправления "Лидер 21 века" - награждён Почётной грамотой за активное участие в школе актива и значком «Лидер 21 века» - Ростов-на-Дону, июль 2014 г.;
- участник Международного семинара «Новое поколение» - март 2015г.;
- участник первого областного форума «Платформа 31» - июнь 2015г.;
- участник Всероссийского молодёжного форума «Территория смыслов» на Клязьме - Владимирская область 2015 г.
- финалист Всероссийской национальной Премии «Студент года - 2015» в номинации «Студенческий лидер» г. Самара;
- лауреат II степени в региональном этапе Российской национальной Премии «Студент года - 2015» в номинации «На передовой».
- участник I областного форума по развитию студенческого самоуправления - март 2015 г. г. Старый Оскол.
Структура дипломного исследования отражает логику поставленных цели и задач; работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.
Последние десятилетия развития российской государственности характеризуются активизацией институтов гражданского общества. Создаваемые в различных организационно-правовых формах общественные объединения занимают различные ниши деятельности, направленной на решение социальных проблем. Накоплен опыт участия «третьего сектора» в выполнении разноплановых, всероссийских и региональных, узкопрофильных и общих задач развития государства. Некоммерческий сектор выступает сегодня одним из драйверов модернизации Российской Федерации по всем направлениям: от ускорения темпов экономического роста до решения задач повышения качества жизни населения.
Преобразование подходов к реализации государственной молодежной политики во многом затронуло и студенческую молодежь, которая все чаще рассматривается как источник инновационных решений, деловой активности и новых кадров для сферы государственного управления. В условиях неблагоприятной внешнеполитической ситуации, ограниченного доступа к зарубежным инвестициям и технологиям особенно важно максимально использовать все имеющиеся в распоряжении ресурсы, в том числе и стратегический ресурс человеческого капитала, базовой матрицей воспроизводства которого была и остается система образования.
Отечественная модель образования остается одной из наиболее сильных в мире, до сих пор выступая эталон для целого ряда государств, демонстрирующих сегодня динамичный рост. Основанная на творческом осмыслении богатого исторического опыта, национальная система образования переживает сегодня период существенных изменений в условиях новых глобальных рисков и вызовов. Остро стоит вопрос тесной увязки обучающей, научной-исследовательской и воспитательной функций высшей школы. Имеются сложности, связанные с падением авторитета высшего образования, несоответствием образовательных программ требованиям рынка труда, слабым уровнем развития общекультурных компетенций обучающихся, недостаточной гибкостью университетов в вопросах обновления инструментария образовательного процесса. Важнейшей задачей остается формирование надлежащей воспитательной и социокультурной среды образовательной организации высшего образования и профессиональной образовательной организации. Остро стоят вопросы с обновлением кадров профессорско-преподавательского состава и увеличением инвестиций в основные фонды, в том числе в новейшее лабораторное оборудование и объекты капитального строительства. Университеты, наконец, должны начать играть значительно большую роль в вопросах гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.
Решение столь масштабной задачи невозможно без активного вовлечения в образовательный процесс студентов. Наиболее заинтересованными в повышении качества образования должны быть именно сами обучающиеся как получатели образовательных услуг. Таким образом, именно мониторинг качества образовательных услуг самими студентами должен лежать в основе оценки общей результативности работы образовательной организации. Потенциал органов студенческого самоуправления, находящихся на стыке решения вопросов государственной молодежной политики и развития системы образования, в вопросе содействия модернизации высшей школы пока еще недостаточно востребован и оценен.
История развития органов студенческого самоуправления в России, имея, в целом, сходные с мировыми практиками черты, имеет ряд уникальных особенностей. Содержательная воспитательная работа со студентами, как правило, чаще всего носила административно-командный характер, была нацелена на сдерживание студенчества как потенциального источника революционных преобразований. Хотя такая политика в значительной степени способствовала сохранению общественного спокойствия и политической стабильности, в условиях современного мира, открытых границ и доступности информации она больше не позволяет обеспечить максимальное раскрытие потенциала студентов.
Произведенный анализ показал, что развитие органов студенческого самоуправления было и остается инициативой самих обучающихся, которая, при создании благоприятных условий, позволяет канализировать энергию студенческого сообщества на решение тех или иных социально значимых вопросов. Прогрессивная стратегия развития государства выдвигает широкий спектр требований к подготовке молодых специалистов. Речь идет о вхождении в трудовую жизнь не просто человека, обладающего набором компетенций, но и ответственного гражданина своей страны. Эффективная государственная молодежная политики в данной ситуации должна быть нацелена на поддержку данного процесса, отбор, тиражирование и трансляцию лучших отечественных и международных практик, обеспечение условий, при которых органы студенческого самоуправления могут максимально полно раскрыть свой потенциал.
Преобразование подходов к реализации государственной молодежной политики во многом затронуло и студенческую молодежь, которая все чаще рассматривается как источник инновационных решений, деловой активности и новых кадров для сферы государственного управления. В условиях неблагоприятной внешнеполитической ситуации, ограниченного доступа к зарубежным инвестициям и технологиям особенно важно максимально использовать все имеющиеся в распоряжении ресурсы, в том числе и стратегический ресурс человеческого капитала, базовой матрицей воспроизводства которого была и остается система образования.
Отечественная модель образования остается одной из наиболее сильных в мире, до сих пор выступая эталон для целого ряда государств, демонстрирующих сегодня динамичный рост. Основанная на творческом осмыслении богатого исторического опыта, национальная система образования переживает сегодня период существенных изменений в условиях новых глобальных рисков и вызовов. Остро стоит вопрос тесной увязки обучающей, научной-исследовательской и воспитательной функций высшей школы. Имеются сложности, связанные с падением авторитета высшего образования, несоответствием образовательных программ требованиям рынка труда, слабым уровнем развития общекультурных компетенций обучающихся, недостаточной гибкостью университетов в вопросах обновления инструментария образовательного процесса. Важнейшей задачей остается формирование надлежащей воспитательной и социокультурной среды образовательной организации высшего образования и профессиональной образовательной организации. Остро стоят вопросы с обновлением кадров профессорско-преподавательского состава и увеличением инвестиций в основные фонды, в том числе в новейшее лабораторное оборудование и объекты капитального строительства. Университеты, наконец, должны начать играть значительно большую роль в вопросах гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.
Решение столь масштабной задачи невозможно без активного вовлечения в образовательный процесс студентов. Наиболее заинтересованными в повышении качества образования должны быть именно сами обучающиеся как получатели образовательных услуг. Таким образом, именно мониторинг качества образовательных услуг самими студентами должен лежать в основе оценки общей результативности работы образовательной организации. Потенциал органов студенческого самоуправления, находящихся на стыке решения вопросов государственной молодежной политики и развития системы образования, в вопросе содействия модернизации высшей школы пока еще недостаточно востребован и оценен.
История развития органов студенческого самоуправления в России, имея, в целом, сходные с мировыми практиками черты, имеет ряд уникальных особенностей. Содержательная воспитательная работа со студентами, как правило, чаще всего носила административно-командный характер, была нацелена на сдерживание студенчества как потенциального источника революционных преобразований. Хотя такая политика в значительной степени способствовала сохранению общественного спокойствия и политической стабильности, в условиях современного мира, открытых границ и доступности информации она больше не позволяет обеспечить максимальное раскрытие потенциала студентов.
Произведенный анализ показал, что развитие органов студенческого самоуправления было и остается инициативой самих обучающихся, которая, при создании благоприятных условий, позволяет канализировать энергию студенческого сообщества на решение тех или иных социально значимых вопросов. Прогрессивная стратегия развития государства выдвигает широкий спектр требований к подготовке молодых специалистов. Речь идет о вхождении в трудовую жизнь не просто человека, обладающего набором компетенций, но и ответственного гражданина своей страны. Эффективная государственная молодежная политики в данной ситуации должна быть нацелена на поддержку данного процесса, отбор, тиражирование и трансляцию лучших отечественных и международных практик, обеспечение условий, при которых органы студенческого самоуправления могут максимально полно раскрыть свой потенциал.



