Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования системы маркетингового планирования 6
1.1 Роль маркетингового планирования в деятельности предприятия 6
1.2 Организация процесса подготовки и основные задачи маркетингового
планирования предприятия 9
1.3 Особенности разработки программы маркетинговой деятельности
медицинского учреждения 14
Глава 2 Разработка маркетингового плана 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика НУЗ «Отделенческая
больница на ст. Белгород ОАО «РЖД» 21
2.2 Маркетинговая политика НУЗ «Отделенческая больница на ст. Белгород
ОАО «РЖД» 30
2.3 Проведение SWOT-анализа НУЗ «Отделенческая больница на ст.
Белгород ОАО «РЖД» 39
2.4 Разработка маркетингового плана 45
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения
Актуальность темы исследования состоит в том, что в постсоветском обществе, в условиях отсутствия системы госзаказов предприятия вынуждены искать новые методы и способы продвижения своих продуктов. Система госзаказов заключалась в разработке плана закупок государством у того или иного предприятия на «поставку» определённого объёма продукции в конкретный срок.
С эпохи развала СССР и укоренения «предпринимательства» система государственных закупок практически утратила свою актуальность. На смену этой системе пришла молодая наука - «маркетинг». Сущность маркетинга заключается в планировании и осуществлении мероприятий, способствующих эффективному продвижению продукта. Однако, не все предприятия заостряют на этом внимание. По этой причине, зачастую, предприятие оказывается в «маркетинговой дыре», т.е. у руководства отсутствует чёткое представление о том, сколько необходимо ресурсов, времени. В целом, без маркетингового планирования, компания будет испытывать информационное «голодание», так как информация, содержащая преимущественные особенности, актуальные проекты конкурентов и т.п. будет практически отсутствовать или потеряет свою актуальность. Маркетинговое планирование направленно на осуществление анализа производственной и сбытовой деятельности, как своей фирмы, так и фирм конкурентов. Определение рамок планирования и схемы организации процессов - тоже одна из его основных задач.
Из этого следует, что процесс маркетингового планирования является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности предприятия. В случае пренебрежением компании, как маркетинговым планированием, так и маркетинга в целом, информация о состоянии актуальных потребительских потребностей и состоянии изучаемой отрасли утратит свою значимость и компании превратится в «слепого кролика», осуществляющего неподготовленные шаги в неизвестном ему направлении.
В целом, говоря о маркетинговой деятельности, основная её цель заключается в трансформации потребностей потенциальных потребителей в возможность финансовой выгоды для предприятия.
Объектом исследования является организация системы здравоохранения, использующие маркетинговые элементы и методы для выявления и удовлетворения потребностей пациентов.
Предмет исследования - маркетинговая деятельность НУЗ «Отделенческая больница на ст. Белгород ОАО «РЖД».
Цель - совершенствование маркетинговой деятельности НУЗ «Отделенческая больница на ст. Белгород ОАО «РЖД».
Для осуществления поставленной цели, необходимо выполнить следующие поставленные задачи:
- анализ теоретических аспектов маркетингового планирования;
- анализ организационной характеристики предприятия;
- анализ и диагностика системы маркетингового планирования НУЗ «Отделенческая больница на ст. Белгород ОАО «РЖД»;
- разработка маркетингового плана для НУЗ «Отделенческая больница на ст. Белгород ОАО «РЖД».
Теоретико-методологическая основа исследования: проблемам формирования системы маркетингового планирования предприятий посвящено много работ, как зарубежных, так и отечественных. В частности, серьезный вклад в развитие системы маркетинга внесли как зарубежные, так и российские исследователи: И. Ф. Брассингтон и С. Петтитт [8], Б.И. Герасимов [11], Ф. Котлер [25], И.А. Дубровин [16], М. Руденко [35].
Мировая и отечественная наука обладает определенными знаниями и практическим опытом в области маркетингового планирования и развитии предприятий. Работы всех выше представленных ученых определяют теоретическую основу стратегического управления.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, такие, как Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38- ФЗ, «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ, информационные документы, такие как устав предприятия, бухгалтерская и финансовая отчетности НУЗ «Отделенческая больница на ст. Белгород ОАО «РЖД».
Методы исследования: монографический анализ, статистический и экономический анализ, факторный анализ, методы сравнений, группировок, экспертных оценок, анкетирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что получен-ные результаты могут быть использованы в дальнейшей работе НУЗ «Отделенческая больница на ст. Белгород ОАО «РЖД».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список литературы, приложения.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что роль системы маркетингового планирования на предприятии заключается в повышении эффективности деятельности маркетинговой службы за счёт минимизации рисков возможных ошибочных допущений в проведении маркетинговых мероприятий.
Маркетинговое планирование на предприятии должно проводиться с учётом каждой «мелкой» детали. А такие качества, как адаптивность планирования и маркетинговой службы в целом, позволят предприятию в кратчайшие сроки реагировать на изменяющиеся условия и потребности внешней среды. Своевременное реагирование на такие условия снижает риск потери прибыли предприятия и способствует укреплению его рыночной позиции.
Медицинский маркетинг - наиболее сложный из всех видов маркетинга. Это связано с тем, что услуги, предоставляемые в медицинских учреждениях, направлены на сохранение здоровья и жизни пациента. Еще одной причиной является ограниченное количество бюджетных средств, выделяемых для продвижения, именно поэтому приходится искать внешние источники финансирования.
Наравне с вышесказанными причинами, следует помнить, что население привыкло получать медицинскую помощь бесплатно, и на сегодняшний день, из-за низкой платежеспособности граждан, платные услуги очень тяжело принимаются населением. Сложность состоит в том, что не все услуги входят в рамки базовой программы страхования, именно их и приходится оплачивать.
НУЗ «Отделенческая больница на ст. Белгород ОАО «РЖД» является одним из лидеров отрасли по оказанию предварительных и периодических осмотров работникам организаций г. Белгорода, г. Старый Оскол и г. Валуйки. Следует отметить, что структурные подразделения имеют потенциальное развитие. На ряду, с выполнением основных задач по обеспечению медицинской составляющей безопасности движения, подразделения участвует в реализации оказания медицинских услуг по другим направлениям финансирования как за счет средств ОМС, так и за счет средств, получаемых на договорной основе от физических и юридических лиц.
В своей деятельности учреждение использует маркетинговую деятельность для продвижения услуг, оказываемых на платной основе. НУЗ «Отделенческая больница на ст. Белгород ОАО «РЖД» старается активно продвигать свои услуги с помощью различных видов рекламы: Интернет, телевидение, печатные СМИ, баннеры, проводит анализ работы учреждения с помощью анкетирования пациентов и др.
После проведения SWOT анализа были сделаны выводы и разработаны предложение и рекомендации:
- направить большую часть рекламных компаний на продвижение отделения медицинской реабилитации, т.к. комплексное отделение на сегодняшний день имеется только в НУЗ;
- усиленно заниматься поиском компаний для прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров;
- переход на новый стиль в соответствии с брендбуком с целью узнавания бренда «РЖД - медицина» на рынках г. Белгорода, г. Старый Оскол и г. Валуйки.
При написании маркетингового плана основной упор был сделан на переход учреждения на новый фирменный стиль и продвижение услуг в сети Интернет и повышение лояльности клиентов.
1. О рекламе [Текст] : федер. закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ // - Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Текст]: федер. закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ // - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Акулич, М.В. Интернет-маркетинг [Текст] : Учебник для бакалавров / М.В. Акулич. - Москва : Дашков и К, 2016. - 352 с.
4. Артемьева, О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика [Текст] : Учебник для магистров / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. - Москва : Юрайт, 2013. - 424 c.
5. Банчева, А.А. К вопросу о маркетинговой политике предприятия (маркетинговая политика в теории и практике) [Текст] : // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 6. - 14-23 с.
6. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. 3-е изд., пер. и доп. [Текст] / И.С. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2012.-383 c.
7. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации [Текст] : курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск : БГТУ, 2012. - 306 с.
8. Брассингтон, Ф., Петтитт, С. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - Москва: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
9. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг [Текст]: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - Москва : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 276 c.
10. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов [Текст] / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая.
- Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 c.
11. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка [Текст]: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - Москва : Форум, 2013. - 336 с.
12. Голова, А.Г. Управление продажами: учеб. для студ. экон. вузов, обуч. по направлению «Экономика» и спец. «Маркетинг», «Реклама» [Текст] / А.Г. Голова. - Москва : Дашков и К, 2013. - 277 с.
13. Голубков, Е.П. Теория и методология маркетинга [Текст]: настоящее и будущее. - Москва : Дело и Сервис, 2008. - 208 с.
14. Горелова, А. Интернет-маркетинг [Текст] // Маркетинг. - 2011. -
№ 3. - 58-68 с.
15. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость [Текст]: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
16. Дубровин, И.А. Маркетинговые исследования [Текст]: Учебное пособие. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2008. - 276 с.
17. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации [Текст]: учебник / В.Н.Еремин. - Москва : КноРУс, 2014. - 648 с.
18. Зайцева, О.С, Чардымский, М.Г. Маркетинговые и психологические аспекты деловых бесед и переговоров [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №6. - 87 - 97 с.
19. Закирова, С.А. Модель цены медицинских услуг [Текст] // Здраво-охранение Российской Федерации, 2006.
20. Исаева, Е.В. Внутрифирменный маркетинг в концепции маркетинга партнерских отношений [Текст] // ЭПОС. - 2010. - № 3. - 38 - 42 с.
21. Каден, Р.Д. Партизанские маркетинговые исследования [Текст] / Р.Д. Каден; Пер. с англ. Ю.В. Рябинина. - Москва : Эксмо, 2012. - 384 с.
22. Кибанов, А.Я., Дураков, И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация [Текст]: Учеб. пособие - Москва: ИНФРА-М 2007. - 301 с.
23. Колонтаевская, И.Ф. Маркетинг и менеджмент. Тесты. [Текст]:
Москва : Альфа-Пресс. 2008. - 592 с.
24. Корчагин, П. Рынок маркетинговых услуг: репутационный менеджмент [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №3. -120-132 с.
25. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е европейское изд. [Текст] / Ф. Котлер, А. Гари. - Москва : Вильямс, 2015. - 752 с.
26. Кудряшова, О.А. Понятие, функции и значение выставочной деятельности [Текст] / Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 5. - 58¬72 с.
27. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно¬
практическое пособие [Текст] / Е.И. Мазилкина. - Москва : Дашков и К, 2012. - 256 с.
28. Маркетинг [Текст] : большой толковый словарь / А.П. Панкрухин и др. Ред. Панкрухин А.П. - Москва : Издательство «Омега-Л» 2008. - 261 с.
29. Маркетинг [Текст]: Краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий и современных терминов. Ред. Перцовский Н.И. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2008. - 140 с.
30. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст]: Учеб. пособие Ред. Нагапетьянц Н.А. - Москва : Вузовский учебник 2007. - 272 с.
31. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Морозов. - Москва : Дашков и К, 2013. - 148 с.
32. Музыкант, В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации [Текст]: Учебное пособие / В.Л. Музыкант. - Москва : ИЦ РИОР, НИЦ ИН- ФРА-М, 2013. - 216 с.
33. Ольков, А. Повышение эффективности маркетинговых коммуникаций [Текст] // Маркетинг. - 2012. - № 3. - 53-66 с.
34. Пичурин, И.И. Основы маркетинга. Теория и практика. Учеб. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» [Текст] / И.И. Пичурин О.В. Обухов, Н.Д Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ, 2013. - 383 с.
35. Руденко, М. Маркетинг взаимодействия: моделирование управления спросом [Текст] // Маркетинг. - 2011. - № 5. - 55-62 с.
36. Руденко, М., Письменников, Д. Маркетинговый потенциал компании [Текст] // Маркетинг. - 2012. - № 3. - 28-43 с.
37. Рукавишников, А.В. Маркетинговые коммуникации и рекламный рынок в России [Текст] // Маркетинг - 2010. - № 4. - 185-191 с.
38. Савчук, Г.А. Управление маркетингом на предприятии, учебное пособие [Текст] / Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., М, 2014. - 220 с.
39. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования [Текст]: Учебное пособие / Н.Б. Сафронова И.Е. Корнеева. - Москва : Дашков и К, 2013. - 296 с.
40. Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / Т.В.Симонян, Т.Г.Кизилова. - Ростов на Дону : Феникс, 2011. - 212 с.
41. Сак, А.В. Журавлев, В.А. Оптимизация маркетинговых решений [Текст] / А.В. Сак В.А. Журавлев. - Москва : Гревцов, 2010. - 302 с.
42. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. [Текст] / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - Москва : Юрайт, 2014. - 652 с.
43. Скотт, Дэвид Мирман. Новые правила маркетинга и PR: как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем [Текст] / Дэвид Мирман Скотт; пер. с англ. [В.Апанасик, Г.Огибин]. - 2-е изд. - Москва : Альпина Паблишерз, 2011. - 347 с.
44. Смирнов, А. Лидовое побоище. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете [Текст] / А. Смирнов, Ю. Суздаль. - Санкт - Петербург : ИГ Весь, 2015. - 176 с.
45. Тихомиров, В.П. Маркетинг в социальных медиа. Интернет- маркетинг коммуникации [Текст]: Учебное пособие / В.П. Тихомиров. - Санкт - Петербург : Питер, 2013. - 288 с.
46. Токарев, О. Непроторенная дорога, или кое-что о медицинском праве [Текст] // Медицинская газета. -17.07.08, №57
47. Харлампиева, С.С. Корпоративная пресса как инструмент маркетинга [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. -2009. - № 3. - 73-77 с.
48. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению подгот. (спец.) «Связи с общественностью» [Текст] / Ф.И.Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр.; Ин-т современных коммуникационных систем и технологий. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2011. - 332 с.
49. Шурчкова, Ю.В. Веб-сайт компании как маркетинг коммуникативный инструмент [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - 66-73 с.
50. Эриашвили, Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг. 5-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф Минобр. науки РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» [Текст] / Н.Д. Эриашвили. - Москва : ЮНИ- ТИ, 2013. - 351 с.