ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ 9
1.1. Сущность и роль института уполномоченных
экономических операторов в международной торговле 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение проведения
таможенных проверок в отношении уполномоченных экономических операторов в ЕАЭС
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ
2.1. Анализ проведения таможенных проверок должностными лицами Белгородской таможни в отношении уполномоченных экономических операторов 31
2.2. Направления совершенствования методики проведения таможенных проверок в отношении уполномоченных экономических операторов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Значительные изменения наблюдаются в области таможенного дела Российской Федерации, причинно - следственной связью является участие России во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС). Если ранее наибольшее значение отводилось таможенному контролю, проводимому до выпуска товара, то в настоящее время акцент действий таможенных органов переходит на последующий таможенный контроль, который осуществляется в течение 3 лет после выпуска товаров.
Основной формой проведения таможенного контроля после выпуска товаров является таможенная проверка, которая проводится должностными лицами таможенного органа в целях проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе и уполномоченными экономическими операторами (далее - УЭО), требований и условий, установленных законодательством ЕАЭС. А учитывая факт вступления с 1 января 2018 года в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС 1, который предусматривает качественно новый подход к регулированию статуса УЭО (в части установления более жестких требований его присвоения, в том числе и к определению финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО) и, соответственно, к повышению указанного статуса (в части объема предоставляемых упрощений и возможности признания статуса не только на территории одного государства-члена ЕАЭС, как это было предусмотрено Таможенным кодексом Таможенного союза, а на всей территории ЕАЭС), следовательно, необходима разработка новых подходов в рамках проведения таможенных проверок в отношении указанной категории лиц.
Важно подчеркнуть, что статус УЭО присваивается только по результатам выездной таможенной проверки, а значит, эффективность в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф». реализации заложенных законодательством ЕАЭС концепций зависит от качества проводимого контроля.
Актуальность исследования заключается в том, что применяемые таможенными органами нормы национального законодательства, в том числе, нормы Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и «Методические рекомендации по проведению таможенного контроля после выпуска товаров в отношении УЭО» , разработанные Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России) еще в 2013 году, действуют лишь в части, не противоречащей Таможенному кодексу ЕАЭС, и, следовательно, не в полной мере соответствуют его нормам, а значит, в условиях быстро меняющихся реалий, очевидно, требуют совершенствования и нового взгляда на положение имеющихся статей.
Анализ степени изученности. Вопросы, касающиеся таможенной проверки после выпуска товара, в последнее время рассматриваются в большом объеме и различных аспектах. Так, формирование и становление института таможенного контроля после выпуска товара, а также особенности организации и проведения освещались в работах таких ученых как: О.Ю. Бакаевой, А.В. Гончаровой, Е.С. Мясоедовой, О.Н. Пановой, К.И. Печенцевой, В.С. Чагиной и других.
Анализом современного состояния процедуры таможенного контроля после выпуска товаров, основных показателей работы таможенных органов подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, а также исследованием возможных перспектив развития данного института, в своих трудах занимались: Н.П. Бондаренко, А.С. Кочнева .
Достаточно много работ, в которых авторы затрагивают разные стороны функционирования института УЭО - это и порядок присвоения статуса, и предоставляемые экономическим операторам специальные упрощения, а также формирование и развитие указанного института. Данная проблематика отражается в статьях: С.А Епифанова, А.А. Зыкова, Н.В. Моцаренко, П.А. Паулова.
Основные проблемы функционирования, перспективы развития, а также комплекс действий по совершенствованию института и повышению статуса УЭО в условиях меняющегося законодательства определены в научных работах таких авторов как: А.Ю. Ким, С.В. Мозера, К.И Мозолева, Н.В. Мозолевой, Д.В. Некрасов.
Однако, учитывая факт вступления нового Таможенного кодекса ЕАЭС, который требует пересмотра и совершенствования прежних версий регламентирующих проведение таможенных проверок документов, аспект совершенствования методики проведения таможенной проверки в отношении УЭО нуждается в доработке. Таким образом, теоретическая и практическая значимость исследования достаточно высоки.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования методики проведения таможенной проверки в отношении УЭО и недостаточной разработанностью методов решения данного вопроса.
Объектом дипломного исследования является проведение должностными лицами таможенного органа таможенных проверок у УЭО.
В качестве предмета исследования выступает методика проведения таможенных проверок в отношении УЭО.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию методики проведения таможенных проверок в отношении УЭО.
Задачи дипломного исследования:
1) изучить теоретические основы проведения таможенной проверки в отношении УЭО;
2) рассмотреть нормативно-правовые основы проведения таможенной проверки в отношении УЭО;
3) проанализировать практику проведения таможенных проверок в отношении УЭО на материалах Белгородской таможни;
4) предложить направления совершенствования методики проведения таможенных проверок в отношении УЭО.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных ученых, специалистов в области таможенного дела, управления рисками. Среди таких исследователей требуют особого внимания Д.В. Некрасов , труд которого позволяет проследить эволюцию института УЭО в рамках ЕАЭС как систему, изменяющуюся в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой.
В основу методологии исследования положен системный подход. При проведении исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез. В ходе исследования также применялся абстрактно - логический метод, аналитический (приемы анализа, сравнения и обобщения результатов). Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством методов математической статистики.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что практические рекомендации по проведению таможенных проверок в отношении УЭО, разработанные на основе выявленных проблем и противоречий при их проведении, позволят повысить эффективность таможенного контроля.
Эмпирическую базу исследования составили: целый ряд Международных соглашений стран - участников ЕАЭС, таможенное законодательство ЕАЭС, а также законодательство Российской Федерации в сфере таможенного дела, различные нормативно - правовые документы, приказы и распоряжения ФТС России, сборники аналитического материала .
В работе также использована информация по теме исследования из доступных и опубликованных средств массовой информации, в том числе из электронных ресурсов , и результаты практической работы отдела таможенного контроля после выпуска товаров Белгородской таможни.
Основные положения и выводы дипломной работы апробированы в публикации автора.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Считается, что становление института УЭО начиналось в ТС, в связи со вступление в силу ТК ТС, который являлся основным документом, регулирующим таможенные вопросы во вновь образованном Союзе стран.
Однако проведя исследование нами было выявлено, что как в России, так и в Казахстане и Белоруссии данному институту предшествовали схожие системы, выражающиеся в предоставлении отдельным лицам специальных упрощений. Но ни образованный в Союзе институт, ни уж тем более действующие ранее в странах-участницах системы не соответствовали международным Рамочным стандартам, о чем свидетельствует выполненный нами анализ правоприменительной практики зарубежных стран.
Детальное рассмотрение системы функционирования института в ведущих странах мира, позволяет сделать вывод, что в большей степени Рамочным стандартам, в вопросах организации института УЭО, соответствует законодательство, действующее в Евросоюзе и США.
Для стран ЕАЭС знаковым в развитии института УЭО является 2018 год, причина - вступивший в законную силу ТК ЕАЭС, который в части, касающейся института УЭО, был усовершенствован на основе Рамочных стандартов, с применением передовой практики зарубежных стран.
Вступление нового наднационального законодательства предусматривает обновление национальных подзаконных актов, однако до выхода новой редакции документа в части непротиворечащей ТК ЕАЭС продолжают действовать существующие статьи.
Институт УЭО имеет свою историю развития, которая состоит из нескольких этапов. Но, несмотря на заимствование успешного опыта у стран, считающимися лучшими в вопросе построения института УЭО, на данном этапе, остаются нерешенные проблемы, которые требуют внимания и дальнейшего развития.
В регионе деятельности Белгородской таможни, вопросы, касающиеся проведения таможенных проверок в отношении УЭО, относятся к компетенции ОТКПВТ, который успешно осуществляет свою деятельность более 20 лет. Данный факт подтверждает проведенный нами анализ на предмет выполнения установленных показателей. Вследствие чего нами было выявлено, что отдел показывает стабильную работу по выполнению и даже перевыполнению плана по показателям «доначисленные таможенные платежи и штрафы», с одновременным уменьшением общего количества проводимых проверок. Данный факт подтверждает повышение эффективности проведения проверок.
В отношении УЭО инспекторами ОТКПВТ проводятся проверки по направлениям: присвоение статуса (проверяется соблюдение установленных для включения в реестр требований), подтверждение статуса (проверяется соблюдение установленных требований, при проведении плановой проверки, либо при внесении изменений в свидетельство), выявление нарушений таможенного законодательства (проверка достоверности сведений, которые были заявлены в декларации).
Все 4 УЭО (ОАО «Белгородский Абразивный завод», ОАО «Завод Железобетонных конструкций №1», АО «Какао-продукт», ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат»), относящиеся к Белгородской таможне, имеют длинную историю развития и являются передовыми предприятиями в своей отрасли не только на территории России и Союза, но так же и на просторах мирового рынка.
Но, несмотря на положительную динамику развития отношений между таможенным органом и УЭО, остаются вопросы, требующие внесения изменений или дополнений, а также разъясняющего материала.
В соответствии с этим, к числу значимых проблем на «переходном» этапе относятся: отсутствие интереса УЭО к вновь появляющимся технологиям, в частности к ПС «Личный кабинет»; жесткие требования к финансовой устойчивости лиц, стремящихся получить статус УЭО; а также отсутствие нового перечня проверочных вопросов (чек-листа) с учетом нововведений ТК ЕАЭС.
Таким образом, наши основные направления совершенствования процедуры проведения таможенного контроля выглядят следующим образом:
- Необходимо ввести в практическую деятельность УЭО, относящихся к региону деятельности Белгородской таможни, ИС «Личный кабинет».
Для выполнения данного пункта следует провести разъяснительные мероприятие для УЭО на базе Белгородской таможни, в ходе которого ответить на возникающие вопросы, обсудить существующие проблемы и (при необходимости) провести обучение пользования данным ресурсом.
Конечно, этап внедрения предусматривает возникновения определенных сложностей. Однако, это позволит значительно сократить время передачи данных до конечного пункта и переориентировать трудовые ресурсы таможенного органа на другие направления.
- либерализовать требования к «финансовой устойчивости» УЭО при его расчете в рамках таможенной проверки.
Данное направление может быть достигнуто путем введения шкалы размеров обеспечения в зависимости от финансовой устойчивости: если предприятие соответствует указанному критерию - необходимо предоставлять обеспечение, предусмотренное законодательством, если нет - то использовать повышающие коэффициенты. Что позволит наряду с гарантией исполнения законодательства расширить спектр фирм, в том числе и среднего бизнеса, для включения в данный реестр УЭО.
- Адаптировать перечень вопросов, применяемых при проведении таможенной проверки у УЭО, к нормам ТК ЕАЭС.
Для этого необходимо систематизировать их с учетом разбивки свидетельств на 3 типа, а также специфики деятельности лиц, которые могут быть в него включены. Данная конкретизация позволит повысить эффективность проводимых проверок путем систематизации данного процесса.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615;
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 27.11.2010) // Российская газета. - 2010. - №5348 (269). - 29 ноября;
4. Об утверждении типового положения о службе таможенного контроля
после выпуска товаров Регионального таможенного управления и типового положения о подразделении таможенного контроля после выпуска товаров таможни [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 7 ноября 2012 г. № 2255 // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд.
«Законодательство».
5. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов [Текст] : приказ ФТС России от 14 сентября 2011 г. № 1877 // Российская газета. - 2011;
6. О направлении методических рекомендаций [Электронный ресурс] : письмо ФТС России от 31 октября 2013 г. № 23-20/49026 // Справочная правовая система «Альта-софт».
7. О включении в реестр уполномоченных экономических операторов и выдаче свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов открытому акционерному обществу «Стойленский горно-обогатительный комбинат» (ОАО «Стойленский ГОК») [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России от 6 декабря 2012 г. № 2463 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. О внесении изменений в реестр уполномоченных экономических операторов и выдаче нового свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов открытому акционерному обществу «Стойленский горно-обогатительный комбинат» (ОАО «Стойленский ГОК») [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России от 16 января 2018 г. № 34 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. О включении в реестр уполномоченных экономических операторов и
выдаче свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов ООО «Какао-продукт» [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России от 30 августа 2012 г. № 1748 //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10.О внесении изменений в реестр уполномоченных экономических операторов и выдаче нового свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов АО «Какао-продукт» [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России от 18 октября 2017 г. № 1658 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11. О включении в реестр уполномоченных экономических операторов и выдаче свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов открытому акционерному обществу «Белгородский абразивный завод» [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России от 16 августа 2012 г. № 1648. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12.0 внесении изменений в реестр уполномоченных экономических операторов и выдаче нового свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов открытому акционерному обществу «Белгородский абразивный завод» (ОАО «БАЗ») [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России от 25 мая 2017 г. № 879 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. О включении в реестр уполномоченных экономических операторов и выдаче свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов ОАО «Завод ЖБК-1» [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России от 13 июля 2012 г. № 1416 // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
14.О внесении изменений в реестр уполномоченных экономических операторов и выдаче нового свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов ОАО «Завод ЖБК -1» [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России от 28 февраля 2018 г. № 288 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
15.Об утверждении порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных эконмических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения этот реестр [Электронный ресурс]: Решение Совета
Евразийской экономической комиссии от 15 сентября 2017 г. № 65 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
16. Бакаева, О.Ю. Таможенный контроль после выпуска товаров: вопросы правоприменения и направления развития [Текст]/ О.Ю. Бакаева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - №3 (110). - С. 243-249;
17. Бондаренко Н.П. Таможенный контроль после выпуска товаров:
современное состояние и перспективы развития [Текст]/ Н.П.
Бондаренко // Наука и образование: хозяйство и экономика;
предпринимательство; право и управление. - 2016. - № 9 (76). - С. 56¬63;
18. Бондаренко Н.П. Таможенный контроль после выпуска товаров - основной вектор деятельности таможенной службы России [Текст] / Н.Б. Бондаренко, А.В. Тихонова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2017. - № 1 (26) - С. 11¬24;
19. Гончарова, А. Особенности и проблемы проведения выездной таможенной проверки в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров [Текст] / А. Гончарова, О. Костюничева // Молодой ученый. - 2016. - № 10-1 (114). - С. 8-11;
20. Епифанов, С. О специальных упрощениях при использовании института уполномоченного экономического оператора [Текст] / С. Епифанов, И. Важенина // Управление инвестициями и инновациями. - 2016. - № 2. - С. 45-48;
21. Зыков, А. Развитие института уполномоченного экономического оператора [Текст] / А. Зыков, А. Котов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: экономика и управление. -
2016. - №2 (17). - С. 59-67;
22. Костякова Ю.В. Институт уполномоченных экономических операторов: исторические аспекты его функционирования [Текст] / Ю.В. Костякова, Е.В. Смирнова, М.Е. Ким // Государство и рынок в условиях глобализации мирового экономического пространства. - 2018. - С. 132.
23. Кочнева А.С., Самусенко К.П. Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров [Текст] / А.С. Кочнева, К.П. Самусенко / Молодой ученый. - 2016. - № 10-1 (114) - С.13-23;
24. Мозер, С.В. Совершенствование института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе [Текст] / С.В. Мозер// Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2016. - № 2 (23). - С. 23-27;
25. Мозолев, К. Актуальные направления совершенствования института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе [Текст] / К. Мозолев, А. Головня //EuropeanScientificConference. - 2017. - С. 147-150;
26. Мозолева Н.В. Перспективы развития института уполномоченного экономического оператора в странах Евразийского экономического союза [Текст] / Н.В. Мозолева // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2016. - №4 (25). - С. 33¬38;
27. Моцаренко Н.В. Институт уполномоченного экономического
оператора в системе таможенного регулирования ВЭД [Текст] / Н.В. Моцаренко // Наука ЮУГРУ. - 2016. - С. 319-324;
28. Мясоедова, Е. Становление института таможенного контроля после выпуска товаров [Текст] / Е. Мясоедова, К. Савенкова // Молодой ученый. - 2016. - № 10-1 (114). - С. 47-50;
29. Некрасов Д.В. Правовые новеллы Таможенного кодекса как современного инструмента модернизации административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в государствах - членах ЕАЭС [Текст] / Д.В. Некрасов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2017. - №3 (28). - С. 64-70;
30. Паулов, П. Уполномоченный экономический оператор как лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела [Текст] / П. Паулов, В.Кроз // Проблемы теории и юридической практики в России. - 2015. - С. 12-15;
31. Панова, О. Формирование института таможенного контроля после выпуска товаров [Текст] / О. Панова, С. Таскаева // Сборник статей региональной научно-практической конференции, посвящённая Дню юриста и Дню Конституции России. - 2016. - С. 95-100;
32. Печенцова, К. Таможенная проверка: организационный и правовой аспекты [Текст] / К. Печенцова, А. Янукович // Молодой ученый. - 2016. - № 10-1 (114). - С. 54-56;
33.Чагина, В.С. К вопросу о повышении эффективности таможенного контроля после выпуска товаров [Текст]/ В.С. Чагина // Региональное измерение Российско-Китайского сотрудничества и взаимодействия в контексте экономического пояса шелкового пути: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 141¬146;
34. Итоги отдела таможенного контроля после выпуска товаров
Белгородской таможни таможне [Электронный ресурс] : официальный сайт ФТС России. Белгородская таможня. URL: http://ctu.customs.ru/(дата обращения 10.01.2018)
35. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли [Электронный ресурс]: виртуальная таможня
URL: http://vch.ru/ramochnye_standarty_bezopasnosti_i_oblegcheniya_mir ovoi_torgovli.html (дата обращения 03.04.2018).
36. Три типа свидетельства УЭО [Электронный ресурс] : электрон.журн.
«Компас экспедитора и перевозчика» 2018. URL:
http://www.baif.by/stati/tri-tipa-svidetelstva-ueo-1/ (дата обращения:
16.04.2018).
37.0 компании «ЖБК-1» [Электронный ресурс]. URL:
https://belbeton.ru/corporation/about-kompan/ (дата обращения
20.04.2018).
38.О Белгородском Абразивном заводе [Электронный ресурс]. URL: https://www.belabraziv.ru/(дата обращения 20.04.2018).
39. О «Какао-продукте» [Электронный ресурс]. URL:
https://slavjanka.ru/about/fabrika-cocoa/(дата обращения 20.04.2018).
40. О группе компаний «Славянка» [Электронный ресурс]. URL: https://slavjanka.ru/about/(дата обращения 20.04.2018).
41. О Стойленском ГОКе [Электронный ресурс]. URL:
https://sgok.nlmk.com/ru/about/(дата обращения 20.04.2018).