Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ОТЦА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ВОСПИТАННЫХ МАТЕРЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Работа №69999

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
429
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 9
1.1. ПОНЯТИЕ «ОБРАЗА Я» В ПСИХОЛОГИИ 9
1.2. ПОНЯТИЕ ОБРАЗА ОТЦА 18
1.2.1. ФИГУРА ОТЦА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ. 18
1.2.2. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
РОЛИ ОТЦА 23
1.2.3. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ОТЦА 28
1.3. РОЛЬ ОТЦА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 30
1.3.1. ОТЕЦ КАК ТРЕТИЙ 30
1.3.2. ОТЕЦ КАК МУЖЧИНА 31
1.3.3. ОТЕЦ КАК МУЖ МАТЕРИ РЕБЕНКА 34
1.3.4 ОТЕЦ КАК РОДНОЙ ЧЕЛОВЕК 37
1.4. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 39
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ 40
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 45
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 47
3.4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 47
3.5. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСНИКА
РАСЩЕПЛЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ 57
ВЫВОДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 77
ПРИЛОЖЕНИЕ К 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 80


За последние 30 лет наблюдается рост интереса исследователей к фигуре отца, что является следствием структурных изменений в современной модели семьи. С тех пор как мужчины и женщины большинства культур стали равны в своих правах, роль отца в воспитании детей, представления о его вовлеченности в этот процесс сильно изменились. Как в российских, так и в зарубежных источниках говорится о том, что ожидания от отца расширили своё содержание от патриархальной главенствующей позиции и «добытчика» семьи до эмоциональной заинтересованности в воспитании детей [Калина О.Г., Robby
D. Harris]. Однако, ни смотря на растущее число научных работ, в которых рассматриваются различные аспекты отцовства, многие исследователи отмечают, что материнство изучено в большей степени [40].
Одним из наиболее распространенных подходов к изучению отцовства является исследование неполных семей. Во главу угла в экспериментальных работах такого рода, чаще ставится личность ребенка, имеющего ограниченный опыт взаимодействия с отцом или не имеющего его совсем. Стоит отметить, что даже при условии отсутствия отца в семье, он продолжает существовать у детей в виде внутреннего объекта [57]. Однако образ отца у ребенка из неполной семьи редко исследуется экспериментально.
Актуальность данной работы формируется на основании трёх факторов. Первый - это пока еще недостаточная изученность темы отцовства в целом, как минимум по сравнению с темой материнства. Второй - всё еще довольно высокая статистика разводов: наблюдается увеличение количества разводов в России на 1 % по сравнению с прошлым годом и уменьшение количества браков на 11.6 % (по данным федеральной службы статистики). Также следует отметить, что на протяжении пяти лет (с 2010 года до 2014) количество зарегистрированных браков за год оставалось стабильным, а с 2015 года этот показатель начал снижаться, в то время как количество разводов остается относительно стабильным до сегодняшнего дня (4.2 развода на 1000 человек) [55]. И третий фактор заключается в том, что в России количество эмпирических исследований отцовства меньше, чем за рубежом. [41].
Научная новизна и практическая значимость данной работы заключается в рассмотрении образа отца как такового и его связи с временной перспективой у юношей и девушек из неполных семей.
Объектом исследования в данной работе являются юноши и девушки в возрасте от 19 до 25 лет, пережившие развод родителей и как следствие уход отца из семьи в возрасте от 3 до 10 лет.
Предметом выступают особенности «образа Я» и образа отца, а также перспектива будущего.
Цель - изучение особенностей «образа Я» и образа отца, а также перспективы будущего юношей и девушек из неполных семей, воспитанных матерями. В задачи проведенного в рамках данной работы исследования входит:
1. Изучить особенности «образа Я» у юношей и девушек из неполных семей в экспериментальной и контрольной группе.
2. Изучить особенности образа отца в обследуемой и контрольной группах.
3. Изучить связь «образа Я» и образа отца в обследуемой и контрольной группах.
4. Изучить связь образа отца с временной перспективой в экспериментальной и контрольной группах.
Гипотезы исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. Существует связь между «образом Я» и образом отца у молодых людей и девушек.
2. Образ отца связан с особенностями временной перспективы.
3. Образ отца девушек, воспитанных матерями отличается от образа отца юношей, воспитанных матерями.
В качестве методов исследования выбраны:
1. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
2. Методика «Кто Я?» (М.Кун, Т. Маркпартлэнд)
3. Модификация методики «Кто Я?» (М.Кун, Т. Маркапртленд) для изучения образа отца
4. Метод мотивационной индукции (Ж. Нюттен, в адаптации Н.Н. Толстых)
5. Сокращенный вариант методики «незаконченные предложения» (Дж. Сакс - С. Леви)
6. Модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн
7. Опросник расщепленности родительских репрезентаций (А.Б. Холмогорова, Е.В. Полкунова)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены основные теоретические представления о фигуре отца и о его роли в развитии личности, а также проведен анализ представлений об отце в разных культурах.
Цель и задачи исследовательской работы были выполнены. Были изучены характеристики «образа Я» и образа отца, а также перспективы будущего юношей и девушек из полных и неполных семей.
Гипотеза о связи «образа Я» и образа отца частично подтвердилась. Принципиальных отличий в структуре «образа Я» респондентов из обеих групп выявлено не было, тогда как образ отца юношей и девушек, воспитанных матерями носит более негативный характер, чем у участников исследования из контрольной группы. В этом нам видится начало перспективной исследовательской деятельности, направленной на дальнейшее изучение образа отца. Гипотеза о связи образа отца и перспективы будущего напротив не подтвердилась, а также не было отмечено принципиальных различий в образах отца юношей и девушек из экспериментальной группы. Однако были выявлены интересные различия в мотивационном содержании перспективы будущего респондентов из обеих групп. На наш взгляд это свидетельствует о том, что тема связи образа отца и перспективы будущего требует дополнительного изучения с применением широкого арсенала методов исследования, а также с расширением выборки. Также углубленного изучения требует механизм компенсации юношами и девушками психологической травматизации в детском возрасте в связи с уходом отца из семьи.
Продолжение исследований в русле темы образа отца может помочь практическим психологам улучшить качество консультативной деятельности, а теоретикам глубже разобраться в построении человеком автобиографии.



1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991. №4. С. 74-82
2. Ассаджоли, Р. Психосинтез/ Р. Ассаджоли. М.: Рефлбук, 1997. 316 с.
3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: «Прогресс», 1986. 424 с
4. Болен Дж. Ш. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин. М.: София, 2008. 400 с.
5. Боулби Д. Привязанность. М.: «Гардарики», 2003. 477 с.
6. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: «Академический проект», 2004. 232 с.
7. Боуэн М. О дифференциации «я» // Московский психотерапевтический журнал, 2005. №2. С. 147-164.
8. Варга А., Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа, 2000. № 2
9. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Московский психотерапевтический журнал, 2005. №2. С. 137 - 147.
10. Васильева Н.Л. Теория и методология современного детского психоанализа. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005.160 с.
11. Винникотт Д. В. Игра в реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 288 с.
12. Волкова Т.Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности. // Современная психология: материалы междунар. заоч. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2012. 94 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в6 т. / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1987.
14. Джемс У.Д. Психология. / Под ред. Л.А. Петровской. М., 1991. 368 с.
15. Дольто Ф. На стороне ребенка. Екатерининбург: У-Фактория, 2003. 672 с.
16. Дональд Вудс Винникотт. Ребенок, семья и внешний мир. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. 256 с.
17. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. 160 с.
18. Жибо А., Россохин А., Психоанализ во Франции, или как научиться жить с неопределенностью // Французская психоаналитическая школа. СПб: Питер, 2005.
19. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность/ под ред. Л.Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004.319 с.
20. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка.М.: Форум, 2011. 112 с.
21. Калина О.Г. Баринцева И.В., Панкова Т.В. Родительские образы и защитные механизмы у юношей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: Электрон. журн., 2011, № 2- URL:www.psyedu.ru(дата обращения: 27.05.2017)
22. Климова С.А. Маляржик Д.А. Калина О.Г. Образ отца и его связь с эмоциональным благополучием и полоролевой идентичностью подростков разного пола и возраста. [электронный ресурс] // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2006. 320с.- URL:http://www.childpsy.ru/lib/authors/id/11852.php(дата обращения: 27.05.2017)
23. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001.С. 512
24. Кляузова Д. П., Мохов В. А. Образ отца у подростков, больных психосоматическими заболеваниями. [Электронный ресурс]// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электрон. науч. журн.- URL: www.humjoumal.rzgmu.ru(дата обращения:27.05.2017)
25. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: ИЦ «Академия», 2003
26. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание/ И.С. Кон. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
27. Кон. И.С. Зачем нужны отцы // Звезда, 2006. № 12. С. 124 - 145
28. Кохут Х. Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002. 368 с.
29. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М.: Знание, 1993. Вып.7
30. Кули. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок/ Ч.Х. Кули. М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. 312 с.
31. Леонард Л. Ш. Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом. М.: Независимая фирма «Класс», 2011. 220 с.
32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
33. Литвинова А.В., Большакова Н.Г. Зависимость ориентировки супругов в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3ч. Ч.2 / под общ. Ред. Д-ра психол. Наук В. К. Шабельникова и канд. Психол. Наук А.Г. Лидерса. М., 2005. С. 318-322
34. Лихтенберг, Дж. Д. Клиническое взаимодействие: Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем/ Дж. Д. Лихтенберг, Ф.М. Лачманн, Дж.Л. Фосседж; пер. с англ. А.М. Боковикова. М.: Когито-Центр, 2003. 368 с.
35. Луиджи З. Отец: Исторический, психологический и культурологический анализ. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 280 с.
36. Малярчук Н.Н., Прокофьева Н.Г. Технократическое мышление как нарушение качества жизни человека // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, май-июнь 2012. №3. 57-64 с.
37. Мид, Дж. Г. Избранное/ Дж. Г. Мид; пер. В.Г. Николаева. М., 2009. 290 с.
38. Млодик И.Ю. Качественное детство и обоюдное «право быть» // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, май-июнь 2012. №3. с. 78-84
39.Орлянский С.А. Трансформация образа мужчины в современной культуре: дис. ... канд. философ. наук:09.00.13 /Орлянский С.А. - Ставрополь, 2004. 146 с.
40.Осинская С.А Кравцова Н.А. Образ отца как детерминанта созависимости. // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 3 (34). C. 122-116
41. Посохова С. Т. Липпо С. В. Образ отца как фактор еамоактуализации у подростков и взрослых. // Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. С. 81-87.
42. Райгородский Д.Я. Психология самосознания. / Ред.- сост. Д.Я. Райгородский // Хрестоматия. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003.303 с.
43. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию Эксмо- Пресс, 2001. 416 с.
44. Россохин А. Всё о моей матери // Психология. 2006.№ 8. С. 100-103.
45. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание/ Мир и человек. СПб.: Питер, 2003. С. 351-356
46. Салливан Г.С. Интерперсональнаятеория в психиатрии. СПб.: Ювента, 1999. 352 с
47. Сокаридес Ч. Значение и содержание отклонений в сексуальном поведении. Вклад психоанализа/ в кн. Энциклопедия глубинной психологии. - Т.1. - М.: MGM-Interna, 1998. C. 729-763.
48. Соловьева А.А. Роль образа родителя в социализации детей, воспитывающихся вне семьи // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3ч. Ч.3 / под общ. Ред. Д-ра психол. Наук В. К. Шабельникова и канд. Психол. Наук А.Г. Лидерса. М., 2005. С. 318-320
49. Спиркин, А.Г. Философия/ А.Г. Спиркин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 832 с.
50. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство МГУ, 1983. 286 с.
51. Столин В.В., Бодалев А.А. Общая психодиагностика. Спб.: Изд. «Речь», 2002. 440 с
52. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитическая теория развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.
53. Узель Д. Бисексуальные аспекты контрпереноса в терапии детей, страдающих психопатическими расстройствами // Контрперенос в психоаналитической терапии детей и подростков. - под ред. Дж. Циантиса, А.М.: Когито-Центр, 2005
54. Усков А.Ф. Извращенность: проблема личности и общества // Московский психотерапевтический журнал, 2000. №4. С. 55-69.
55. Федеральная служба государственной статистики. Демография: браки и
разводы. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#(дата обращения: 24.05.2017)
56. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии, 1983. №5. С. 87-94.
57. Фигдор Гельмут. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). М.: Наука, 1995. 376 с.
58. Филипенко В.В. Папа и дочь. [Электронный ресурс] - URL: http://www.twirpx.com/file/2226647/(дата обращения: 27.05.2017)
59. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Психоанализ и детские неврозы. СПб.: Алетейя, 2000. С. 143 - 277.
60. Фрейд З. Тотем и Табу // Тотем и табу. М.: Аст, 1997.
61. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции/ З. Фрейд; пер. с нем. Г.В. Барышниковой; под ред. Е.Е. Соколовой, Т.В. Родионовой. М.: Азбука- Аттикус, 2011. 480 с
62. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации/ Х. Хартманн; пер. с англ. В.В. Старовойтовой; под ред. М.В. Ромашкевича. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 160 с.
63. Холмогорова А.Б., Полкунова Е.В., Родительские репрезентации у больных депрессивными расстройствами // Актуальные проблемы клинической психологии в современном здравоохранении. Екатеринбург, 2004. С. 342 - 356.
64. Хьелл, Л. Теории личности/ Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
65. Шаллер Д.Л. Потеря и обретение отца. СПб.: Мирт, 1998. 216 с.
66. Шутценбергер А. Синдром предков. М.: Издательство института психотерапии, 2001. 240 с.
67.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон; пер. с англ. А.Д. Андреевой, А.М. Прихожана, В.И. Ривош. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
68. Blos P. The young adolescent: clinical studies. New York: Free press, 1970.
69. Blundell S. Fatherless sons: psychoanalytic psychotherapy with bereaved boys / Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of fathers. Hove: Brunner- Routledge, 2002. P. 172-186.
70. Bretherton I. Bowlby's legacy to developmental psychology // Child Psychiatry and Human Development, 1997. vol. 28. p. 33-43.
71. Britton R. The missing link: parental sexuality in the Oedipus complex // The Oedipus complex today. London: Karnac boks, 2000.
72. Davids M. Fathers in the internal world: from boy to man to father / Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of Fathers. Hove: Brunner - Routledge, 2002. P. 67-93.
73. Diamond M. The shaping of masculinity: revisioning boys turning away from their mothers to construct male gender identity // Int. J. Psychoanal, 2004. vol.85. P. 359 - 381.
74. Emilia Carvalho Coutinho, Joana Gomes Vilaga Cardoso Antunes, Joao Carvalho Duarte, Vitoria Castro Parreira, Claudia Margarida Balula Chaves, Paula Alexandra Batista Nelas. Benefits for the father from their involvement in the labour and birth sequence. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2016. Vol. 217. p. 435 - 442
75. Etchegoyen A. Psychoanalytic ideas about fathers / Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of Fathers. Hove: Brunner - Routledge, 2002. P. 20-43.
76. Grossmann K., Grosmann Kl., Fremmer-Bombik E., Kindler H., Scheuerer- English H., Zimmermann P. The uniquenuess of child-father attachment relationship: fathers' sensitive and challenging play as a pivotal variable in a 16¬year longitudional study // Social Development, 2002. Vol. 11. P. 307-331.
77. Krampe E. The inner father // Fathering, 2003. №6.
78. Lamb M., Lewis C. The development and significance of father-child relationships in two-parent families / Lamb M. (eds). The role of father in child development. New Jersey: Wiley, 2004. P. 272-307.
79. Lamb M., Tamis-Lemonda C. The role of father: introduction / Lamb M. (eds). The role of father in child development. New Jersey: Wiley, 2004. P. 1-32.
80. Lidz T., Cornelison A., Fleck S., Terry D. Intrafamilial environment of the schizophrenic patient.: The father // Psychiatry, 1957. Vol. 20. P. 329 - 342.
81. Marks M. Letting fathers in / Trowell J., Etchegoyen A. (eds) The importance of fathers. Hove: Brunner - Routledge, 2002. P. 93 - 107.
82. McBride B., Brown G., Boast K., Shin N., Vaughn B., Korth B. Paternal identity, maternal gatekeeping, and father involvement // Family Relations. - 2005.Vol. 54. P. 360 - 372.
83. Parke R., Dennis J., Flyr M., Morris K., Killian C., McDowell D., Wild M. Fathering and children's peer ralationships / Lamb M. (eds). The role of the father in child development. New Jersey: Wiley, 2004. P. 307 - 341.
84. Pleck, J.H., Masciadrelli, B. P. Paternal involvement by US. residential fathers: Levels, sources, and consequences. I. M. E. Lamb (Ed.), The role of the father in child development. New York: Wiley, 2004. 4th ed. P. 222-271.
85. Pels T., Muslim families from Morocco: gender dynamics and fathers' roles in context of change // Current Sociology. - Vol.48, № 4. - P. 75 - 93
86. Rohner R. Father love and child development: history and current evidence // Current Directions in Psychological Science,1998. Vol. 7. P. 157 - 161.
87. Target M., Fonagy P., Fathers in modern psychoanalysis and in society: The role of the father in child development / Trowell J., Etchegoyen A. (eds) The importance of fathers. Hove: Brunner - Routledge, 2002. Vol. 35. P. 731 - 745.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ