Введение 3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества 16
§ 1. Развитие законодательства об ответственности за взяточничество
в России X - XX веков 16
§ 2. Общие вопросы ответственности за взяточничество в УК РФ 39
§ 3. Актуальные проблемы квалификации взяточничества 61
Глава 2. Криминологическая характеристика взяточничества 81
§ 1. Состояние и динамика взяточничества 81
§ 2. Характеристика лиц, осужденных за взяточничество 105
§ 3. Детерминанты и профилактика взяточничества 126
Заключение 153
Библиография
161
Формирование Российского правового государства происходит в сложных условиях, связанных с радикальными изменениями экономических, политических, социальных основ жизни общества. Неразвитость институтов гражданского общества, с одной стороны, существенным образом затрудняет процесс построения новых отношений между государством и обществом, а с другой стороны, - возлагает особую ответственность на государственные структуры, призванные, обеспечивая стабильность общественного развития, способствовать становлению нового типа отношений между государством и личностью. В подобных условиях качество работы, профессионализм и законность деятельности государственных чиновников становятся одним из условий эффективности проводимых в стране реформ.
Вместе с тем, как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2002 год, «нынешняя организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции».1 Коррупция, понимаемая как подкуп, продажность должностных лиц и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением, стала серьезным препятствием на пути нормализации обстановки в обществе, реальной угрозой национальной безопасности. Как отмечалось в первом в новейшей истории России нормативном документе, специально посвященном проблеме предупреждения коррупции - Указе Президента РФ № 361 от 04. 04. 1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ.
Одной из самых распространенных и опасных форм проявления коррупции, имеющей в России глубокие исторические корни, является
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2002.
4
взяточничество. Оно проникло практически во все поры государственного механизма, вызывая у граждан, с одной стороны, недоверие к органам власти и управления, к правоохранительной функции государства, убежденность в декларативности демократических прав и свобод и бесполезности проводимых реформ, а с другой стороны - формируя у них терпимое отношение к взяточничеству, как к эффективному способу решения личных, бытовых, производственных и иных проблем, что самым негативным образом сказывается на состоянии морального здоровья нации и способности общества противостоять данному негативном явлению.
Официальные данные о состоянии преступности в Российской Федерации свидетельствуют о постепенном возрастании фактов взяточничества в стране. Тенденция роста взяточничества берет свое начало с 1990 года, то есть задолго о принятия УК РФ 1996 года. Вступление УК в силу не смогло остановить данной тенденции. В целом, взяточничество в структуре преступности в целом занимает весьма скромное место. Среднее значение удельного веса взяточничества в общем числе зарегистрированных преступлений в период с 1997 по 2003 год составляет всего 0,25. Однако общая тенденция увеличения удельного веса взяточничества в структуре преступности, начавшаяся в 1993 году, очевидна: если в 1992 году удельный вес взяточничества в структуре преступности составлял 0,1%, то в 2003 -
0, 3%. В то же время необходимо обратить внимание на то, что в структуре должностных преступлений взяточничество занимает значительное место. Среднее значение удельного веса взяточничества в общем числе должностных преступлений в период с 1997 по 2003 год составляет 29,02%, таким образом каждое третье должностное преступление - взяточничество.
Являясь исконной проблемой российской государственности, взяточничество и коррупция постоянно привлекают внимание научной общественности. Проблемам квалификации данного преступления, изучению его детерминант и определению возможных мер профилактики посвятила свои исследования целая плеяда видных отечественных юристов: А. А.
5
Аслаханов, Р. М. Асланов, Б. В. Волженкин, П. И. Гришаев, А. И. Долгова, А. А. Жижиленко, Б. В. Здравомыслов, Н. Ф. Кузнецова, А. К. Квициния, М.Д. Лысов, А. Я. Светлов и др. В них содержится ценный материал, составляющий фундамент современного учения о взяточничестве и положенный в основу законодательных решений о борьбе с ним. Вместе с тем, последовательное развитие социально-правовой ситуации, изменения в системе управления, обновление российского служебного и уголовного законодательства, формирование новой идеологии, усложнение криминальной ситуации в стране существенным образом модифицируют взяточничество как социальное явление и требуют обращения к проблемам его предупреждения вновь.
Имеющиеся на сегодняшний день современные теоретические разработки проблем борьбы с взяточничеством не затрагивают многих актуальных проблем. В большей степени в науке разрабатываются общие вопросы борьбы с коррупций, взаимосвязь коррупции с экономической и организованной преступностью, а также частные проблемы понятия должностного и коррупционного преступления, отнесения тех или иных лиц к категории должностных и т.д. В тоже время вне поля исследований остаются вопросы, связанные с разработкой объекта должностных преступлений, системы субъектов преступлений против интересов службы, проблем дифференциации ответственности за взяточничество, а также ряд важнейших вопросов криминологической характеристики взяточничества: его статистико-криминологические показатели, детерминанты, характеристика личности, возможные меры профилактики.
Взяточничество является непреходящей проблемой любого современного государства. Специфика же взяточничества в России состоит, с одной стороны, в его исторической предопределенности и чрезвычайной распространенности, а с другой - в особом психологическом отношении - толерантности большей части населения страны к взяточничеству. В подобных условиях уголовная политика предупреждения взяточничества должна учитывать как стратегические задачи государства по минимизации данного явления всеми доступными средствами, так и потребности и мнение населения страны, решающего за взятки большую часть своих каждодневных проблем.
Проведенное нами исследование историко-правовых, сравнительно¬правовых, уголовно-правовых и криминологических проблем установления и реализации уголовной ответственности за дачу и получение взятки позволило сформулировать следующие основные выводы и предложения.
1. Взяточничество сопровождает государственный аппарат любого государства на любом участке его исторического развития. В зависимости от особенностей политического режима, государственного управления и избранной стратегии борьбы с коррупцией выделяется несколько моделей борьбы с ней и взяточничеством: тоталитарная, авторитарная, олигархическая, либеральная. Для уголовного законодательства России характерно постоянно повышенное внимание к проблеме взяточничества, которое находило свое воплощение в установлении соответствующего запрета, постоянном реформировании круга ответственных за взяточничество лиц, совершенствовании набора оснований для дифференциации ответственности за взяточничество и усилении санкций за его совершение.
2. Дача и получение взятки - это сложное, единое двустороннее преступление, посягающее на один объект. Родовым объектом взяточничества в современных условиях являются общественные отношения,
154
возникающие в связи с выполнением должностным лицом, а равно государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, своего служебного долга в процессе осуществления государственной или муниципальной службы. Видовым объектом взяточничества являются общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения такой составляющей служебного долга должностного лица, как запрет получать вознаграждение от юридических и физических лиц в связи с исполнением служебных обязанностей.
3. На государственную власть, как на способность государства управлять, не может посягать ни одно из предусмотренных в УК РФ деяний; эта способность предопределена самим свойством государства, его природой. Возможны посягательства лишь на порядок осуществления государственной власти, который включает в себя, с одной стороны, внутренний распорядок функционирования самих государственных органов, а с другой - порядок сношений этих органов с объектами государственного управления. В первом случае следует вести речь о государственной службе, во втором - о порядке управления. В силу этого, указание на государственную власть должно быть изъято из наименования главы 30 УК РФ, а оптимальным названием главы 30 УК РФ должно стать «Преступления против интересов государственной и муниципальной службы».
4. Вопрос о разграничении подарка и взятки может возникать только в ситуации получения «неофициального» подарка на сумму до пяти минимальных размеров оплаты труда, поскольку в ситуации принятия подарка в процессе официальных мероприятий следует вести речь о присвоении государственного имущества в связи с занимаемой должностью, а в ситуации принятия неофициального подарка на сумму свыше пяти минимальных размеров оплаты труда, при отсутствии признаков взяточничества, - о должностном проступке.
5. Общественная опасность взяточничества не может быть обусловлена размером передаваемого должностному лицу вознаграждения. Размер
155
полученного вознаграждения может иметь уголовно-правовое значение лишь в случае, если он отражает многократную преступную деятельность взяткополучателя; но для оценки таких ситуаций существует институт множественности преступлений. В силу чего, мы считаем, что размер предмета взятки не должен иметь ни криминализирующего, ни дифференцирующего значения, в связи с чем предлагаем п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ исключить.
6. Система специальных субъектов - служащих включает в себя: а) государственных и муниципальных служащих, которые представлены двумя группами субъектов: должностными лицами, в том числе лицами, замещающими государственные должности РФ или субъектов РФ, и государственными и муниципальными служащими, не являющимися должностными лицами; б) служащих коммерческих или иных организаций, которые представлены двумя группами субъектов: лицами, выполняющими управленческие функции в этих организациях и иными служащими.
7. Анализ проблемы подкупа служащих через призму созданной системы специальных субъектов - служащих свидетельствует об отсутствии в УК РФ норм об ответственности за «взяточничество» государственных и муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами. Учитывая имеющийся отечественный и зарубежный опыт, считаем, что законодателю следует предусмотреть в УК РФ вслед за ст. 291 самостоятельный состав получения незаконного вознаграждения государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, и состав передачи незаконного вознаграждения государственному или муниципальному служащему, не являющемуся должностным лицом.
1. Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (1999) // Чистые руки. 1999. № 3.
2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979). - В сб.: Международные акты о правах человека. М., 2000.
3. Конституция РФ (1993). М., 2004.
4. УК РФ (1996). М., 2004.
5. Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
6. Закон РФ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1998) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 224.
7. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1998) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
8. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003) // Собрание законодательства РФ. 2003 № 40. Ст. 3822.
9. Закон РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
10. Закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
11. Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (1992) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 17.
12. Указ Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации» (1995) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 173.
13. Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ (1997) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 52. Ст. 5909; 2000. № 2. Ст. 170.
162
14. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о взяточничестве» (1977) // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1977. № 6.
15. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество и ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» (1979) // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1980. № 1.
16. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о взяточничестве» (1990) // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 1.
17. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» (1990) // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.
19. Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 1. М., 1984.
20. Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т.2. М., 1988.
21. Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т.3. М., 1988.
22. Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т.4. М., 1986..
23. Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т.6. М., 1988.
24. Соборное Уложение 1649 года. Текст. Комментарии. Л., 1987.
25. Полный свод законов Российской империи. Первое собрание. СПб.,
1830.
26. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб., 1845.
27. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Издано Н. С. Таганцевым. Изд. 17, пересм. и доп. СПб., 1913.
163
28. Уголовное Уложение, Высочайше утвержденное 22 марта 1903 года. СПб., 1903.
29. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1956.
30. Уголовный кодекс РСФР. М., 1960.
31. Уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик. В 2 т. М., 1963.
32. Модельный Уголовный Кодекс для стран СНГ // Известия вузов. Правоведение. 1996. № 1.
33. Уголовный кодекс Австрии. М., 2001.
34. Уголовный кодекс Грузии. СПб., 2002.
35. Уголовный кодекс Республики Узбекистан. СПб., 2001.
36. УК Азербайджанской Республики. СПб., 2001.
37. УК Испании. М., 1998.
38. УК Латвийской Республики. СПб., 2001.
39. УК Республики Сан-Марино. СПб., 2002.
40. УК ФРГ. М., 2001.
41. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2001.
42. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2002.
43. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2003.
44. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2004.
МОНОГРАФИИ, НАУНЫЕ СТАТЬИ
45. Алексеев А. И. Криминология. М., 1999.
46. Аникин А. Ответственность за взяточничество по новому УК // Законность 1997. № 6.