Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Работа №69979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие связной речи 7
1.2. Особенности развития связной речи у детей в норме и при общем
недоразвитии речи 11
1.3. Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 18
1.4. Организация работы учителя-логопеда с родителями младших школьников с общим недоразвитием речи в аспекте развития
связной речи 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 28
2.1. Организация и методы исследования связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи 33
2.3. Содержание логопедической работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи на основе взаимодействия учителя-логопеда с родителями 43
2.4. Оценка эффективности логопедической работы по формированию
связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

В современном мире является актуальной проблема развития связной речи. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как К.Д Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич и другие.
Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического,
лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие).
К числу важнейших задач логопедической работы со школьниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Для полноценного формирования данного навыка работа должна вестись комплексно: учителем-логопедом, преподавателями, родителями.
Проблемой формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи занимались В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко и другие.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, педагогов, родителей и ребенка.
Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи на основе взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Цель исследования: разработка комплекса домашних заданий для развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи, а также рекомендаций для родителей по их использованию.
Объект исследования: состояние связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-методические аспекты развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи на основе взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи на основе взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
2. В ходе эмпирического исследования выявить и проанализировать особенности развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать комплекс домашних заданий для развития связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, а также методические рекомендации для родителей по их выполнению.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективна при условии учета особенностей когнитивного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи, а также при условии привлечения родителей к процессу речевого развития детей.
В нашей работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности (анализ устной речи, пересказов, ответов на вопросы по прочитанному и т.п.); анкетирование родителей; статистические: количественная и качественная обработка результатов.
Методологическую основу исследования составили: концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, В.К. Воробьева, В.П. Глухов); учение о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский); фундаментальные труды в области изучения нарушений связной речи, обусловленные структурой речевого дефекта и особенностями когнитивного развития детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, В.К. Воробьева, В.П. Глухов).
База исследования: муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Лицей №10» города Белгорода.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование показало, что проблема формирования связной речи является одной из самых актуальных в логопедии.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Целью исследования быларазработка комплекса домашних заданий для развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи, а также рекомендаций для родителей по их использованию.
Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с речевым недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Проведенная практическая работа позволила сделать некоторые выводы:
-В работе необходимо уделять внимание овладению детьми навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа.
- К более эффективным результатам коррекционно-развивающей работы приведет комплексное взаимодействие не только специалистов, преподавателей общеобразовательного учреждения, но и родителей.
В первой главе нашего исследования мы провели анализ педагогической, научной и специальной литературы по теме нашего исследования и изучили теоретические аспекты понятия «связная речь», особенности развития у детей с общим недоразвитием речи и в норме, а также рассмотрели основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у обучающихся с общим недоразвитием речи, используемые в общеобразовательных учреждениях.
Во второй главе нашего эмпирического исследования мы провели анализ особенностей развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и в норме. Анализ результатов показал, что дети с общим недоразвитием речи по всем показателям испытывают затруднения и им требуется целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи.
После проведенного формирующего эксперимента, абсолютно по всем видам заданий обучающиеся с общим недоразвитием речи к концу года повысили уровень развития связной речи. При этом, необходимо отметить, что качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и родителей.
Предложенный комплекс домашних заданий способствует успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, цель нашего исследованиядостигнута, гипотеза, основанная на предположении, что логопедическая работа по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективна при условии учета особенностей когнитивного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи, а также при условии привлечения родителей к процессу речевого развития детей с помощью соблюдения методических рекомендаций, подтвердилась.



1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям [Текст] / З.Е. Агранович. - СПб: Детство-пресс, 2014. - 236 с.
2. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 197. - 250 с.
3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст]: учебн.-метод. пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс,2003. -144 с.
4. Волкова, Л.С., Логопедия [Текст]: 3-е изд. / Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2005. - 491 с.
5. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т.В. Волосовец. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 238 с.
6. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение,1996. -420 с.
7. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.М. Гвоздев. - М.: Издательство «Академия», 1991. - 211 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: библиотека практикующего логопеда / В.П. Глухов., М.: АРКТИ, 2002,- 144 с.
9. Ефименкова, Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 336 с.
10. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] / Н.С.Жукова. - М.: Просвещение, 2011. - 328 с.
11. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи [Текст] / Н.Д.Зарубина. - М.: Изд-во «Русский язык», 1997. - 308 с.
12. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений [Текст]: учебн. пособие для студентов высших педагогич-х учебных заведений / А.Г. Зикеев.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 200 с.
13. Кольцова, М.Н. Ребенок учится говорить [Текст]/ М.Н.Кольцова. - М.: Просвещение, 2007. - 218 с.
14. Коноваленко, В.В., Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима», «Весна, «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ООО «Издательство ГНОМ иД», 2015. - 382 с.
15. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление [Текст]/ Г.М. Кучинский. - Минск: Изд-во БГУ, 2014. - 190с.
16. Ладыженская, Т.А. Живое слово [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М.: изд-во Педагогика, 2010. -191 с.
17. Левина, Р.Е.Характеристика ОНР у детей [Текст]: Основы теории и практики логопедии/ Р.Е.Левина, Н.А.Никашина. - М.: Просвещение, 1968. -С. 67-85
18. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: изд-во Смысл, 2008. - 368с.
19. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А.Леонтьев. - М.: Просвещение, 1985. - 214 с.
20. Лисицина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисицина. - СПб: Питер, 2009. - 320 с.
21. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей[Текст]: сборник методических рекомендаций. - СПб., М.: САГА: Форум, 2006. - 272 с.
22. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2008. - 264 с.
23. Немов, Р.С. Психология. Том 2 [Текст]/ Р.С. Немов. - М.: АРКТИ, 1998. - 387 с.
24. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития [Текст] / Н.В. Новотворцева. - Росмэн, 2008. - 192 с.
25. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А.Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 448 с.
26. Розенгард-Пупко, Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Л. Розенкарт-Пупко. - М.: Просвещение, 1963. - 314 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи [Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 560с.
28. Синцова, А.А. Занятия по развитию речи [Текст]/ А.А. Синцова. - М.: Чистые пруды, 2011. - 359 с.
29. Смирнова, А.А, Леонтьева, А.Н., Рубинштейн, С.Л. Психология [Текст] /А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1962. - 412 с.
30. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс Стиль, 2008. - 124 с.
31. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст]/ Т.А.Ткаченко. - СПб: Детство-пресс, 2007. - 215 с.
32. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст]: Логопедическая тетрадь (Худ. И.Н. Ржевцева) / Т.А. Ткаченко, - СПб.: Детство-пресс, 2006. - 57 с.
33. Федеральный Государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Текст]: утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской
Федерации. - Москва: 2013
34. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
35. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]/ М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2002. - 324 с.
36. Чиркина, Г.Ф. Методы обследования речи детей[Текст]: пособ. по диагностике речевых нарушений / Г.Ф.Чиркина. - М.: АРКТИ, 2009. - 240 с.
37. Швайко, С.Н. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / С.Н. Швайко. - М.: Просвещение, 2007. - 124 с.
38. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 324 с.
39. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его
функционирование [Текст] / Л.П. Якубинский. - М., 1986. - 147с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ