Введение 4
1. Теоретические основы оценки уровня качества и конкурентоспособности льняных тканей 6
1.1. Качество товаров как критерий конкурентоспособности, мера качества жизни и прибыли торговых предприятий 6
1.2. Современное состояние, тенденции и перспективы развития производства льняных тканей 11
1.3. Характеристика ассортимента и потребительских свойств льняных
тканей 15
1.4. Требования к качеству льняных тканей, виды и характеристика дефектов, причины их возникновения 24
1.5. Виды экспертиз и методы оценки качества льняных тканей 31
1.6. Методы оценки конкурентоспособности льняных тканей 36
2. Разработка направлений совершенствования оценки уровня качества и
конкурентоспособности льняных тканей 41
2.1. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина ИП Сидоров А.О 41
2.2. Исследование рынка льняных тканей в г. Белгороде 50
2.3. Оценка потребительских предпочтений при выборе льняных тканей 53
2.4. Сравнительный анализ свойств льняных тканей, реализуемых в торговой сети г. Белгорода 58
2.4.1. Гигиенические свойства льняных тканей 58
2.4.2. Технологические и эксплуатационные свойства льняных тканей 59
2.4.3. Эргономические и эстетические свойства льняных тканей 60
2.5. Экспертиза качества льняных тканей 62
2.6. Оценка конкурентоспособности льняных тканей различных производителей 71
2.6.1. Факторы конкурентоспособности льняных тканей 71
2.6.2. Критерии и методы оценки конкурентоспособности льняных
тканей 73
2.7. Направления совершенствования методологии оценки уровня качества и конкурентоспособности льняных тканей 77
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложения
В связи с интенсивным развитием в России рынка промышленных и потребительских товаров все острее перед отечественными предприятиями встают проблемы повышения конкурентоспособности продукции. Проблема повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции в настоящее время особенно актуальна для текстильных предприятий Российской Федерации.
Основные вопросы конкурентоспособности и эффективности функционирования предприятий легкой промышленности рассмотрены в работах многих признанных ученых и практиков. Однако вступление России во Всемирную торговую организацию, внешнеэкономическое давление и обострение конкуренции на мировом рынке льняной продукции требуют проведения новых исследований факторов ее конкурентоспособности.
Тема дипломной работы сегодня весьма актуальна. Изучив спрос и потребности населения в льняных тканях, можно сделать вывод об их конкурентоспособности. На основе исследований производители могут улучшить качество и свойства своего товара, переоценить его себестоимость и т.д.
На долю льняных тканей приходится всего около 6-7% общего объема производства тканей. Однако эти ткани имеют большое народнохозяйственное значение благодаря ценным потребительским свойствам. Отличаются они самым разнообразным оформлением в результате применения различных видов отделки, в том числе заключительной. Большую часть тканей вырабатывают из чистого льна, а остальные - с применением различных волокон.
Основные задачи, стоящие перед производителями льняного сектора России сохранить и увеличить объемы выпуска льняных тканей, а для поставщиков сырья - сохранить рынок сбыта льноволокна. Это две взаимосвязанные проблемы, решение которых ставит одинаковые проблемы и задачи, как перед льняной отраслью, так и перед поставщиками сырья.
Решение данных задач позволит добиться сохранения положительных темпов роста объемов производства. Даже сегодня на примере успешно ра-ботающих предприятий можно с уверенностью заявить, что эффективная, стабильная и прибыльная предпринимательская деятельность в российском текстиле вполне возможна.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование потребительских свойств льняных тканей, а также проведение оценки качества и конкурентоспособности льняных тканей.
Для достижения указанных целей были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение состояния отечественного рынка льняных тканей;
- изучение ассортимента льняных тканей;
- анализ организационно-хозяйственной деятельности организации;
- анализ потребительских свойств льняных тканей;
- проведение экспертизы качества товаров, поступающих в исследуемый магазин;
- оценка конкурентоспособности льняных тканей различных производителей;
- изучение факторов, влияющих на качество и конкурентоспособность льняных тканей;
- рассмотреть возможности улучшения оценки уровня качества и конкурентоспособности льняных тканей.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ИП Сидоров А.О. магазин «Карнавал».
Предметом исследования являются процессы изучения потребительских свойств, методология оценки качества и конкурентоспособности льняных тканей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, таблиц, рисунков, заключения, приложения.
Благодаря уникальным свойствам, лен использовали много сотен лет назад. И сегодня, несмотря на грандиозное развитие химической промышленности по изготовлению различных искусственных волокон и синтетических материалов, выращивание льна и производство из него тканей и нитей не уменьшилось. Лен остается популярным, как и многие тысячи лет назад.
В советское время наиболее крупным производителем льна были Тверская и Смоленская области, чуть менее значимыми - Костромская, Ярославская и Ивановская области. На сегодняшний день крупным регионом возделывания этой культуры становится Западная Сибирь - Новосибирская и Томская области и Алтайский край.
Доля льняных тканей на отечественном рынке очень мала. Около трети продукции льноводства идет на экспорт, где высокий уровень доходов населения позволяет им приобретать изделия из более дорогих натуральных волокон.
Большая часть российского экспорта льнопродукции приходится на полотна-полуфабрикаты - неотбеленный лен. Доля России в мировом экспорте льняных тканей составляет около 15%. Текстильная продукция из российского льна цениться на внешних рынках за экологичность и дешевизну.
В настоящее время осуществляется целевая госпрограмма «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Значительные средства идут на поддержку льняной отрасли. По новой программе, кроме федерального бюджета, в субсидировании производителей льна участвуют и регионы. Полноценная реализация программы должна вывести Россию в мировые лидеры по производству льна.
К качеству льняных тканей, как и к любому потребительскому товару, предъявляются определенные требования. Для оценки качества льняных тканей разработано множество методик, изложенных в нормативно -технической документации.
Проблема качества и конкурентоспособности льняных тканей, как и других товаров, носит в современном мире универсальный характер. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны. Стратегия повышения качества льняных тканей является важнейшей составной частью стратегии фирмы.
Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка постоянно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью производимых тканей, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности. Любая льняная ткань, находящаяся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает ту, которая максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - те, которые наиболее полно соответствует общественным потребностям.
Конкурентоспособность льняных тканей зависит от ряда факторов, влияющих на их предпочтительность и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является магазин текстильных товаров «Карнавал». Изучив организационно-экономическую деятельность торговой организации, можно сделать вывод о том, что она является высокодоходной. О данном заключении свидетельствует анализ основных финансово-экономических показателей.
Для анализа состояния рынка льняных тканей г. Белгорода необходимо было изучить основных производителей льняных тканей, их стоимость и потребительский спрос на них. В торговых организациях города реализуются льняные ткани как российского, так и зарубежного производства. Проведя опрос среди потребителей, было выяснено, что льняные ткани пользуются спросом у населения города. При выборе льняных тканей потребители обращают большое внимание на их качество и стоимость.
Так же была проведена экспертиза качества отобранных образцов льняной ткани. Для оценки качества применялись органолептические и физико-химические методы исследования. По завершению всех исследований пришли к выводу, что все образцы соответствуют требованиям ГОСТ 15968¬2014 «Ткани чистольняные, льняные и полульняные одежные. Общие технические условия». Проведя оценку конкурентоспособности отобранных образцов, было выявлено, что образец № 2 (льняная ткань производства Италии) является наиболее конкурентоспособным.
В связи с целью выпускной квалификационной работы были изучены требования к качеству льняных тканей, правила проведения экспертизы, методы и способы оценки конкурентоспособности. Так же была разработана методика оценки качества и конкурентоспособности льняных тканей. Для этого разработали групповой показатель для оценки данных параметров и установили весомость каждого единичного показателя в общей оценке качества и конкурентоспособности льняных тканей.
По предложенным методикам провели оценку конкурентоспособности и уровня качества образцов льняных тканей. Подведя итоги, наибольшее количество баллов набрал образец № 2 (льняная ткань производства Италии). Следовательно, данный образец соответствует как требованиям технической документации, так и желаниям и потребностям покупателей. Так же эта ткань является наиболее конкурентоспособной среди аналогичных товаров различного производства.
Одним из важнейших факторов роста эффективности производственных и торговых организаций является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Представление о качестве постоянно изменяется. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Чтобы продукция была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества и ее систематическому контролю. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон РФ. Части 1, 2, 3, 4: официальный текст // Консультант плюс. Раздел «Законодательство».
2. Таможенный кодекс Таможенного союза [Текст] : Федеральный закон РФ: официальный текст // Консультант плюс. Раздел «Законодательство».
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Текст] : Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 // Консультант плюс. Раздел «Законодательство».
4. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 718 // Консультант плюс. Раздел «Законодательство».
5. Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации [Текст] : Приказ Минпромторга РФ от 24 сентября 2009 года № 853 // Консультант плюс. Раздел «Законодательство».
6. Материалы текстильные. Первичная маркировка [Текст] : ГОСТ 30084-93. - Введ. 1995-01-01. - М. : ИПК Издательство стандартов, 1999.
7. Материалы текстильные. Ткани, нетканые полотна и штучные изделия. Методы определения линейных размеров, линейной и поверхностной
плотностей [Текст] : ГОСТ 3811-72. - Введ. 1973-01-01. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2003.
8. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст] : ГОСТ Р ИСО 9000-2015. - Введ. 2015-11-01. - М. : Стандартинформ, 2015.
9. Ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные. Методы химических испытаний [Текст] : ГОСТ 25617-2014. - Введ. 2016-01-01. - М. : Стандартинформ, 2015.
10. Ткани и штучные изделия текстильные. Правила приемки и метод отбора проб [Текст] : ГОСТ 20566-75. - Введ. 1976-07-01. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2003.
11. Ткани чистольняные, льняные и полульняные одежные. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 15968-2014. - Введ. 2016-01-01. - М. : Стандартинформ, 2015.
12. Торговля. Термины и определения [Текст] : ГОСТ Р 51303-2013. - Введ. 2014-04-01. - М. : Стандартинформ, 2014.
13. Балаева, С. И. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров [Текст] : учебник / С. И. Балаева. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 552 с.
14. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации [Текст] : учеб. пособие / А. С. Головачев. - Мн. : Выш. шк., 2012. - 319 с.
15. Давыдов, А. Ф. Техническая экспертиза продукции текстильной и
легкой промышленности [Текст] : учебное пособие / А. Ф. Давыдов,
Ю. С. Шустов и др. - М. : Форум, 2014. - 384 с.
16. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли [Текст] : учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 696 с.
17. Дерябина, Л. И. Товароведение текстильных товаров и одежды [Текст] : учеб. для товаровед. / Л. И. Дерябина, Р. Н. Шманева. - М. : Экономикс, 2015. -271 с.
18. Дзахмишева, И. Ш. Товароведение и экспертиза швейных, трикотажных и текстильных товаров [Текст] : уч. пособие / И. Ш. Дзахмишева, С. И. Балаева, М. В. Блиева, Р. М. Алагирова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 346 с.
19. Додонкин, Ю. В. Ассортимент, свойства и оценка качества тканей [Текст] : учебник / Ю. В. Додонкин, С. М. Кирюхин. - М. : Легкая индустрия, 2011. - 192 с.
20. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] : учебник / Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев. - М. : КолосС, 2012. - 192 с.
21. Ермилова, И. А. Товароведение текстильных товаров [Текст] : учеб. пособие / И. А. Ермилова. - СПб. : Гиорд, 2012. - 414 с.
22. Кирюхин, С. М. Качество и спрос [Текст] / С. М. Кирюхин // Технология текстильной промышленности. - 2014. - № 5. - С. 95-97.
23. Кукин, Г. Н. Текстильное материаловедение (текстильные полотна и изделия) [Текст] : учеб. для вузов / Г. Н. Кукин, А. Н. Соловьев, А. И. Кобляков. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Легпромбытиздат, 2012. - 272 с.
24. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] : учеб. для бакалавров / И. М. Лифиц. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт,
2013. - 438 с.
25. Маклахов, А. В. Состояние и перспективы развития льняного комплекса Российской Федерации [Текст] / А. В. Маклахов, В. В. Живетин // Проблемы развития территории. - 2015. - № 3(77). - С. 53-57.
26. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала [Текст] / К. Маркс. - М. : Директ-Медиа,2014.- 907 с.
27. Неверов, А. Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами [Текст] : учебник / А. Н. Неверов, Т. И. Чалых. - М. : ПрофОбрИздат, 2011. - 464 с.
28. Николаева, М. А. Теоретические основы товароведения [Текст] : учебник / М. А. Николаева. - М. : Норма, 2012. - 448 с.
29. Орленко, Л. В. Ассортимент, товароведение и экспертиза [Текст] :
учеб. пособие / Л. В. Орленко. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2011. - 271 с.
30. Петрище, Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров [Текст] : учебник / Ф. А. Петрище. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 510 с.
31. Склянников, В. П. Потребительские свойства текстильных товаров
[Текст] : учебное пособие / В. П. Склянников. - М. : Экономикс, 2011. - 157 с.
32. Соловьев, А. Н. Оценка и прогнозирование качества текстильных материалов [Текст] / А. Н. Соловьев, С. М. Кирюхин. - М. : Легкая индустрия, 2010. - 215 с.
33. Темнова, Н. К. Экономическая динамика текстильного промышленного комплекса [Текст] / Н. К. Темнова // Технология текстильной промышленности. - 2006. - № 4. - С. 19-22.
34. Титова, Н. А. Формирование и оценка конкурентоспособности предприятия розничной торговли [Текст] : учебное пособие / Н. А. Титова, В. В. Колочева. - Новосибирск : НГТУ, 2013. - 100 с.
35. Ткаченко, Г. И. Качество продукции как важнейший критерий обеспечения ее конкурентоспособности [Текст] / Г. И. Ткаченко, А. И. Никитин // Управление качеством в современной организации. - 2011. - № 2. - С. 101-103.
36. Ходыкин, А. П. Товароведение непродовольственных товаров [Текст] : учебник / А. П. Ходыкин, А. А. Ляшко, Н. И. Волошко. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 540 с.
37. Цветкова, Н. Н. Текстильное материаловедение [Текст] : учебное пособие / Н. Н. Цветкова. - СПб. : Издательство «СПбКО», 2011. - 72 с.