ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 8
1.1. Звуко-слоговая структура слова и её развитие в онтогенезе 8
1.2. Особенности звуко-слоговой структуры слова дошкольников со стёртой
дизартрией 16
1.3. Возможности использования логопедической ритмики в формировании
звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стертой дизартрией 21
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ .... 33
2.1. Изучение звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со
стёртой дизартрией 33
2.2. Методические рекомендации по формированию звуко-слоговой
структуры у младших дошкольников средствами логопедической ритмики 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
В системе языка звуко-слоговая структура слова занимает особое место. Усвоение звуко-слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Таким образом, выбранная тема является актуальной и значимой в настоящее, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения звуко-слоговой структуры речи существенно задерживают его.
В младшем дошкольном возрасте многие дети имеют выраженные отклонения в речевом развитии. В большинстве случаев у детей не сформирована звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в их искажении и заменах.
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является стёртая дизартрия, основным проявлением которой выступает нарушение звуко-слоговой структуры слова.
Вопросами изучения звуко-слоговой структуры слова у детей с нарушением речи занимались З.Е. Агранович, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, О.Н. Усанова и др.
Изучению звуко-слоговой структуры слова у детей с дизартрией посвящены работы Е.Ф. Архиповой, И.Б. Карелиной, Л.В. Лопатиной и др.
А.Н. Гвоздев определил последовательность овладения ребенком структуры слога в онтогенезе. Р.Е. Левина определила три уровня речевого развития детей и, давая характеристику каждому уровню, подробно описала нарушения слоговой структуры слова на каждом этапе речевого развития. А.К. Маркова описала виды нарушения слоговой структуры слова, а также провела специальное исследование по особенностям овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи, и предложила методику коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. З.Е. Агранович разработала систему логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.
Изучением дизартрии и преодолением дизартрических расстройств в разные годы занимались Г.В. Гуровец, И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Е.Н. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская. Е.Ф. Соботович дифференцировала понятие стертая дизартрия от дизартрий присущих ДЦП, различая их по симптоматики проявлений.
О значении логоритмики для коррекции речи детей со стёртой формой дизартрии писали Н.А. Власова, В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Логоритмика для детей с дизартрией имеет особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов.
При работе с дошкольниками со стёртой дизартрией первостепенно обращается внимание на развитие общих движений рук, ног, туловища, развитие мелкой моторики пальцев рук, мимических мышц лица, различных видов внимания (слухового, зрительного), памяти, коррекцию просодической стороны речи, формирование нормального двигательного навыка.
Применение логопедической ритмики является одним из наиболее успешных способов формирования звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией.
В силу того, что звуко-слоговая структура речи формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием всё более полного овладения ребёнком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его коррекции.
В связи с вышесказанным, выбранная тема «Формирование звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией средствами логопедической ритмики» является актуальной.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией.
Цель исследования - определить методические аспекты формирования звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией средствами логопедической ритмики.
Объект исследования - особенности звуко-слоговой структуры слова дошкольников со стёртой дизартрией.
Предмет исследования - методические аспекты формирования звуко-слоговой структуры у младших дошкольников со стёртой дизартрией средствами логопедической ритмики.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
• на основе анализа научно-методической литературы, обосновать проблему исследования;
• изучить состояние звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией;
• разработать методические рекомендации по формированию звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией средствами логопедической ритмики.
Гипотеза исследования: формирование звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией будет осуществляться более эффективно, если в системе работы использовать логоритмические упражнения, которые должны быть направлены на: формирование темпо-ритмической организации движений, психофизиологической базы речевых движений, звуко-слоговой структуры слова на речевом материале. Логоритмические упражнения должны быть включены в структуру логопедического занятия, реализовываться целенаправленно и систематически. Также эти упражнения должны соответствовать возрасту и речевому развитию детей, они могут быть использованы не только логопедом или воспитателем, но и родителями.
В процессе исследования использовались следующие методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы;
• эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей;
• количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- работы в области изучения развития детской речи, представления о формировании звуко-слоговой структуры слова (З.Е. Агранович, Э.А. Арутюнян, Е.Ф. Архипова, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, А.К. Маркова и др.);
- работы в области изучения дизартрии и преодоление дизартрических расстройств (Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, И.И. Данченко, И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, К.А. Семенова, Е.Н. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева и др.);
- работы в области изучения звуко-слоговой структуры слова у детей с дизартрией (Е.Ф. Архипова, И.Б Карелина, Л.В. Лопатина и др.);
- работы, посвященные использованию логоритмики в коррекции логопедических нарушений речи (Е.А. Алябьева, Р.Л. Бабушкина, Н.А. Власова, Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Д.С. Озерецковский, Н.С. Самойленко, Ю.А. Флоренская и др.);
- работы, посвященные применению логоритмики в системе коррекционной работы по формированию звуко-слоговой структуры слова (Е.К. Бутенко, А.Е. Воронова, Г.В. Дедюхина, М.Ю. Картушина, Н.Ш. Маркова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова и др.).
База исследования: исследование проводилось в МБДОУ д/с компенсирующего вида №12, МБДОУ д/с компенсирующего вида №15 «Дружная семейка», МБДОУ д/с общеразвивающего вида №27, МАДОУ д/с общеразвивающего вида №2, МБДОУ д/с № 40.
Структура ВКР: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретический анализ данной проблемы показал, что в младшем дошкольном возрасте многие дети имеют выраженные отклонения в речевом развитии. В большинстве случаев у детей не сформирована звуко-слоговая сторона речи.
Звуко-слоговая структура слова - это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Она развивается поэтапно и особое место в становлении звуко-слоговой структуры слова отводится формированию фонематического слуха.
У детей с дизартрией в той или иной степени присутствуют искажения звуко-слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими нарушениями в структуре речевого дефекта.
При стёртой дизартрии выделяют некоторые особенности овладения звуко-слоговой структурой слова:
- нарушение количества слогов и их последовательности, перестановки слогов;
- нарушение структуры одного слога, за счёт упрощения стечений согласных звуков.
Проведя анализ исследования состояния звуко-слоговой структуры, мы выяснили, что у младших дошкольников со стёртой дизартрией, основной тип нарушения звуко-слоговой структуры - искажение структуры слога (выявлено у 100% испытуемых). Это происходит из-за трудностей перехода от одной артикулемы к другой, что свойственно детям со стёртой дизартрией. Вследствие этого, у данной категории детей происходит нарушение звуконаполняемости слова.
Так же отмечается нарушение последовательности слогов в слове (выявлено у 80% детей), антиципации и элизии (выявлены у 60% детей), итерации (выявлены у 50% исследуемой группы детей), персеверации (выявлены у 30% обследованных младших дошкольников).
Кроме того, стоит отметить, что нарушение слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией встречается чаще, чем нарушение звукопроизношения 59%, так как нарушение звукопроизношения встречается лишь в 28% случаев, а одновременное нарушение и звуковой и слоговой структуры слова встречается в 32% случаев из 100.
Также, отмечается нарушение темпо-ритмической организации речи и в 100% случаев отмечаются замены схожих звуков при произнесении слов. Эти показатели свидетельствуют о сниженных возможностях восприятия и воспроизведения неречевых ритмических стимулов, как нарушения организации моторной и речевой деятельности.
Проанализировав научно-методическую литературу и полученные данные обследования, мы выделили 3 основных блока, соответствующих направлениям коррекционной работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией, каждый блок решает следующие задачи:
1 блок. Формирование темпо-ритмической организации движений:
• развитие общей произвольной моторики;
• развитие мышечного тонуса;
• развитие физиологического и речевого дыхания;
• развитие темпа речи;
• развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур.
2 блок. Формирования психофизиологической базы речевых движений:
• активизация внимания и памяти;
• развитие моторики артикуляционного аппарата;
• развитие мимической моторики;
• развитие фонематического слуха;
• развитие фонематического восприятия.
3 блок. Формирование звуко-слоговой структуры слова на речевом материале:
• формирование интонационной выразительности речи;
• развитие ритмической организации высказывания;
• развитие длительности речевого высказывания на одном выдохе;
• развития умения произносить слова сложной звуко-слоговой структуры.
В качестве эффективного средства работы по формированию звуко¬слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией, мы определили логопедическую ритмику, так как логоритмика способствует нормализации двигательных функций и речи, дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Нами был сформирован кейс логоритмических упражнений для работы над формированием звуко-слоговой структуры слова. Задания были систематизированы в соответствии с выделенными направлениями коррекционной работы.
Также нами были определены основные условия использования логоритмики в работе с детьми со стёртой формой дизартрии:
• постепенное, систематичное включение элементов логоритмики в структуру индивидуальных и групповых логопедических занятий;
• регулярное проведение логопедической работы, по всем коррекционным этапам и направлениям работы;
• соответствие логоритмические упражнений возрасту, физическому и речевому развитию ребёнка;
• разучивание логоритмических упражнений с детьми поэтапно (движения, текст, всё вместе), в игровой форме. Последовательное усложнение предлагаемого дидактического материала;
• контроль за правильность, чёткостью и точностью выполнения упражнений ребёнком;
• использование красочного наглядного материала на занятиях (масок, костюмов зверей и птиц, детских игрушек, музыкальных инструментов, иллюстраций);
• создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы на занятиях;
• мотивация. Создание на каждом занятии "Ситуации успеха" (Самые сложные занятия даются детям в середине занятия, а лёгкие в конце);
• закрепление результата, полученного на логопедическом занятии, воспитателем в течение дня и родителями дома;
• проведение консультативной и просветительской работы с родителями и педагогами на тему формирования звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией с применение логоритмики.
Мы предполагаем, что наши методические рекомендации будут эффективны на практике. Кроме того, мы надеемся, что они будут полезны и востребованы при работе над формированием звуко-слоговой структуры слова у младших дошкольников со стёртой дизартрией.
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей [Текст]: пособие для
логопеда / З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Алябьеева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст]: методическое пособие / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера,
2006. - 64 с.
4. Арутюнян, Э.А. О физиологических механизмах реализации логических ударений [Текст] / Э.А. Арутюнян // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. - М.: Наука, 1966. - С. 18-22
5. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф Архипова. - М.: АСТ, 2007. - 360 с.
6. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста [Текст]. дис. кпн / Р.Л. Бабушкина - СПб., 2011. - 173 с.
7. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей [Текст]: методическое пособие / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера,
2007. - 96 с.
8. Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О.С. Боромыкова. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. - 64 с.
9. Бутенко, Е.К. Логоритмические и музыкально-ритмические средства для детей с дизартрией [Текст] / Е.К Бутенко // Логопед - 2015. - № 9. - С. 16.
10. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 89 с.
11. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / Г.А. Волкова. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272с.
12. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: программы
педагогических институтов / Г.А. Волкова. - М., 1990 - С. 56 - 58.
13. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова. - М.: Просвещение, 2004. - 528 с.
14. Гавришева, Л. Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры [Текст]: пособие для логопеда / Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2005 - С. 9 - 12.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: / А.Н. Гвоздев.
- СПб.: Детство-Пресс, 2007 - 472 с.
16. Гринер, В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников [Текст]: пособие для работников логопедических учреждений . 2-ое изд. / В.А. Гринер. - М.: Учпедгиз, 1958 - С. 71 - 84.
17. Давыдова, М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией [Текст] / М.П. Давыдова. - М., 1991. С. 45-49.
18. Дедюхина, Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике [Текст] / Г.В. Дедюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 70 с.
19. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин - М.: АПН, 1978 - С. 23 - 26.
20. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин
- М.: Наука, 1982. - С. 14-17.
21. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2000. - 146 с.
22. Карелина, И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: дис. кпн / И.Б. Карелина - М.: 2000. - 172 с.
23. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. [Текст]: методическое пособие / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с.
24. Ковригина, Л.В., Психофизиологические механизмы онтогенеза слоговой структуры [Текст]: / Л.В. Ковригина // Логопед - 2013. - № 5. - С. 19 - 23
25. Лалаева, Р.И. Логопатопсихология [Текст]: учебное пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. М.: ВЛАДОС, 2011. - 235 с.
26. Лалаева, Р.И. Дипломные работы по логопедии [Текст]: учеб.-метод. пособие / Р.И. Лалаева. - СПб. Лгу им. А.С. Пушкина, 2009. - 208с.
27. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: учебное пособие / Л.В. Лопатина. - СПб.: Союз, 2005. - 192 с.
28. Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение [Текст]: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. - СПб.: Дельта, 1997. - 97 с.
29. Ляпидевский, С.С. Анатомо-физиологические механизмы речи [Текст] / С.С. Ляпидевский. М., 1969. - С. 69-73.
30. Макарова, Н. Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики [Текст]: учебное пособие / Н.Ш. Макарова.- СПб.: Детство-Пресс, 2009 - 80 с.
31. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей страдающих алалией [Текст]: / А.К. Маркова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Под ред. Р.Е. Левиной - М., 1961. - С. 59-70
32. Микляева, Н. В. фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Рдионова - 3 изд. - М.: Айрис-пресс, 2006 - 112с.
33. Новиковская, О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст]: практическое пособие для педагогов и родителей / О.А. Новикова. -СПб.: Корона- принт, 2012. - 270 с.
34. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]: / О.В. Правдина. - М.:
Просвещение, 1973. - 272 с.
35. Румянцева, Е.Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом [Текст]: / Е.Ю. Румянцева. - СПб., 1994. - С. 52 - 60.
36. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика [Текст]: / Н.А. Рычкова. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 36с.
37. Савина, В.К. Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции [Текст]: / В.К Савина. // Логопед - 2014. - № 7. - С. 13 - 17.
38. Сикорский, И.А. Развитие речи у детей [Текст] / И.А. Сикорский // Сб. научно - литературных статей. - СПб., 1989. - С. 59 - 92.
39. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]: учебное пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. - СПб.: Детство пресс, 2007. - 320 с.
40. Соботович, Е.Ф Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Собатович, А.Ф. Чернопольская - М., 1974. 159 с.
41. Токарева, О.А. Дизартрии - расстройства речи у детей и подростков.- [Текст]: / О.А. Токарева. - М., 1969. - С. 7 - 11.
42. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
43. Фуреева, Е. П. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР [Текст]: / Е.П. Фуреева // Логопед - 2009. - №5. - С. 12 - 15.
44. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
45. Швачкин, Н.Х. Вопросы фонетики русского букваря [Текст]: / Н.Х. Швачкин. // Советская педагогика - 1968. - № 1. - С. 18 - 25.
46. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Наука, 1961. - 289 с.
47. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин; под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.