Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к изучению стратегии конкурентоспособности промышленного предприятия 6
1.1 Понятие, особенности развития и виды конкурентных стратегий 6
1.2 Алгоритм разработки конкурентной стратегии промышленных
предприятий 15
Глава 2 Анализ конкурентоспособности ООО «Оконниковъ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Разработка стратегии конкурентоспособности ООО «Оконниковъ» 41
2.3 Оценка эффективности предполагаемых мероприятий 47
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Развитие конкуренции в настоящее время является стратегическим приоритетом развития национальной экономики России. Предполагается, что конкуренция относится к числу объективных закономерностей функционирования предприятий в рыночной модели хозяйствования и представляет собой достаточно универсальный механизм, обеспечивающий повышение эффективности экономической системы. Рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентным такой системе.
В современной экономической науке в части теории и практики конкуренции нет единого мнения относительно полного списка всех ее эффектов от влияния на деятельность современных российских промышленных предприятий. Теоретические доводы о необходимости как можно большей либерализации промышленных рынков и эффективности конкуренции, как инструмента развития, не соответствуют данным эмпирических исследований, характеризующих неуправляемые процессы конкуренции как разрушительные, препятствующие организации нормального и расширенного воспроизводственных циклов, способствующие проявлениям наиболее хищнических и недобросовестных форм конкуренции. Вместе с тем, современная теория конкуренции характеризуется недостаточным уровнем исследования влияния процессов конкуренции на уровень неопределенности хозяйственной деятельности промышленных предприятий, которое требует реализации стратегического подхода, выраженного в разработке и реализации соответствующей конкурентной стратегии.
Не претендуя на полноту и фундаментальность оценки возможного влияния конкуренции на деятельность и результаты работы промышленных предприятий, отметим, что одним из наименее исследованных в отечественной и мировой теории конкуренции аспектов ведения конкурентной борьбы является исследование особенностей разработки конкуренции как фактора стратегической деятельности промышленных предприятий.
Между тем неопределенность, как специфическая характеристика процесса принятия управленческих решений и ее источники, к числу которых относится и конкуренция, является базовым детерминантом, напрямую определяющим итоговую конкурентоспособность и экономическую эффективность промышленных предприятий. Все вышеназванное говорит об актуальности выбранной темы исследования.
Объектом исследования является организационно-экономическая деятельность ООО «Оконниковъ».
Предмет исследования - конкурентная стратегия промышленного предприятия ООО «Оконниковъ».
Цель выпускной квалификационной работы - разработать новую конкурентоспособную стратегию в ООО «Оконниковъ», а также обосновать эффективность предложенной стратегии.
Содержание обозначенной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
- изучить понятие, особенности развития и виды конкурентных стратегий;
- исследовать алгоритм разработки конкурентной стратегии промышленных предприятий;
- провести организационно-экономическую характеристику ООО «Оконниковъ»;
- разработать конкурентоспособную стратегию в ООО «Оконниковъ»;
- обосновать эффективность конкурентной стратегии.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области стратегического менеджмента и маркетинга, а также периодическая литература, данные международных исследований, освещающих вопросы особенностей развития конкурентоспособности предприятия.
Наибольший вклад в исследования факторов конкурентоспособности внесли работы Е.Н. Александровой, М.М. Амирханова, А.Г. Бурутина, В.И. Васильева, В.В. Глинского, В.Л. Журавлевой, О. Кобак, Е.П. Корчагина, Э.Н. Латыповой, А.Н. Полухиной, И.Е. Смирнова, О.А. Толпегина и др.
Эмпирической базой исследования являются: теоретические
разработки и другие исследования в области конкуренции и менеджмента, данные первичного финансового учета предприятия, нормативно-правовые акты, а также обзорно-аналитическая информация, опубликованная в отечественных и зарубежных СМИ.
Методологическая основа исследования состояла в системном подходе к анализу конкурентоспособности предприятия, а также существующих теоретических разработок в этой области. В работе используются следующие методы исследования анализ; синтез, прогнозирование, экономико - математические методы, метод сравнения и аналогий, нормативный, прогнозирование, расчет показателей.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что разработанная стратегия по повышению конкурентоспособности на предприятии продукции ООО «Оконниковъ» сможет использовать для непосредственного внедрения с целью повышения своей эффективности.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты исследования были представлены руководителю предприятия ООО «Оконниковъ». В дальнейшем разработанные рекомендации могут быть применены на практике работы данного предприятия.
Конкурентоспособность - свойство объекта, отражающее степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Движущие силы конкуренции - это факторы, вызывающие значительные изменения в деятельности предприятия: развитие интернет- и электронной коммерции; изменения долгосрочных экономических тенденции предприятия - важный фактор; внедрение новых товаров; развитие технологий; маркетинговые инновации и др.
Выделяют следующие конкурентные стратегии: стратегию постоянного наступления; стратегию обороны и укрепления; стратегию конкурентного давления на последователей лидера и др.
Процедура разработки и реализации конкурентной стратегии состоит из следующих этапов: постановка технического задания; осуществление мониторинговых процедур; отбор и обработка мониторинговых данных, формирование массива мониторинговой информации для целей анализа; формирование массива данных для разработки конкурентной стратегии; планирование и реализация мероприятий в части формирования и актуализации конкурентного потенциала предприятия; актуализация информации о состоянии конкурентного потенциала предприятия; планирование мероприятий в части конкурентной борьбы; реализация мероприятий конкурентной борьбы; контроль результативности и экономической эффективности мероприятий.
Предметом нашего исследования стало общество с ограниченной ответственностью «Оконниковъ». Основные направления деятельности ООО «Оконниковъ» являются: розничная и оптовая торговля пластиковыми окнами металлическими и межкомнатными дверями; производство пластиковых окон межкомнатных и металлических дверей; розничная и оптовая торговля комплектующими к пластиковым окнам и дверям и др.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Оконниковъ» за 2014-2016 гг. был nрeдстaвлeн оценкой пoкaзaтeлeй финансово- хoзяйствeннoй дeятeльнoсти прeдприятия и оценкой рeнтaбeльнoсти. По экoнoмичeским пoкaзaтeлям дeятeльнoсти прeдприятия прoслeживaeтся устoйчивoe финaнсoвoe рaзвитиe oргaнизaции в 2014-2016 гг.
Основной деятельностью производственной компании ООО «Оконниковъ» является изготовление и монтаж светопрозрачных
конструкций из ПВХ.
В настоящее время основной продукцией компании ООО «Оконниковъ» являются окна и двери из поливинилхлоридных профилей производства известных германских фирм REHAU и KBE с фурнитурой ROTO FRANK.
ООО «Оконниковъ» является лидером в производстве пластиковых окон в Белгородской области. Продукция ООО «Оконниковъ» соответствует всем маркетинговым, качественным показателям: внешний вид,
теплоизоляция, звукоизоляция. Однако в настоящее время производство и технологии меняются, что заставляет ООО «Оконников» разрабатывать и внедрять новые технологии, в частности изготовление светопрозрачных конструкций из ПВХ.
ООО «Оконниковъ» возникла необходимость реконструкции технологической линии по изготовлению светопрозрачных конструкций из ПВХ. Наиболее приемлемым вариантом новшества станет - привлечение высококвалифицированных специалистов ООО «Беккер-Систем», специализирующих на реконструкции производства.
По финансовому характеру проект будет обладать следующими преимуществами: представлять собой новейшую разработку в сфере выпуска пластиковых окон; полностью автоматизированный процесс; быстрая окупаемость проекта; отсутствие потребности в трудоемких фундаментных работах.
Инвестиционные затраты предприятия составят 5 201 000 рублей. Однако данный инвестиционный проект даст возможность предприятию занять выгодное место на рынке, быть продолжительное время конкурентоспособным, приведет экономические показатели организации на высокий уровень. Точный срок окупаемости инвестиционного проекта составит 4 месяца.