РАЗРАБОТКА МАКЕТА АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА И
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ К НЕМУ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СЧЕТУ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧИСЛОВОЙ ЛИНИИ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО
ХАРАКТЕРИСТИК
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВОПЛОЩЕННОГО ЧИСЛОВОГО ПОЗНАНИЯ 6
1.1 Воплощенное числовое познание 6
1.2 Пространственно-числовые представления 8
1.3 Влияние социального взаимодействия с роботами на обучении детей . 11
ГЛАВА 2 ПРОСТРАНСТВЕННО-ЧИСЛОВЫЕ ТРЕНИНГИ КАК
ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 16
2.1 Пространственно-числовые тренинги как результативный метод
усовершенствования арифметических способностей у детей 16
2.2 Пример пространственно-числового тренинга 19
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ МАКЕТА ПРОГРАММНО АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА ЧИСЛОВАЯ ЛИНИЯ 21
3.1 Разработка структурной схемы программно-аппаратного комплекса 21
3.2 Построение и исследование математической модели 23
3.3 Описание основных фрагментов программного обеспечения 27
3.4 Проектирование и изготовление электронной части макета 28
3.4 Проектирование и изготовление несущей робота 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Математика является неотъемлемой частью повседневной жизни и играет важную роль в современном обществе на всех уровнях. Приобретение математических способностей имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом[1]. Отсутствие или недостаточная сформированность основных математических навыков и понимания числовых величин может вызвать трудности в решении даже простых повседневных задачи, таких как, например, покупка товаров в магазине. В последствие отсутствие нужных математических компетенций может привести к проблемам в карьерном росте, к снижению качества жизни в целом. Этот факт был подтвержден исследованием, проведенным в Великобритании. Результаты говорят о том, что люди, испытывающие серьезные трудности с арифметикой, меньше зарабатывают, чаще болеют и чаще нарушают законы. Социологи выяснили, при условии того, что удалось бы подтянуть 20% самых «математически отсталых» американцев до минимально приемлемого уровня по стандарту «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (см.: PISA), это обеспечило бы дополнительный прирост ВВП на 0,74% в год.
Сегодня у многих взрослых и детей наблюдается боязнь математики. Ученые считают это полноценной фобией (math anxiety) в современном обществе [2], проявляющейся как сильно выраженный навязчивый страх, не поддающийся полному логическому объяснению и обостряющийся в ситуациях необходимости решать математические задачи. Математическая фобия начинается с непонимания основ математики, с отсутствия интереса к сложным абстрактным понятиям. В дальнейшем тревога усиливается, перерастая в стресс, и человек начинает избегать объектов, видов деятельности или ситуаций, связанных с оперированием математическими понятиями. Математика не представляет собой реальную угрозу, но проявления математической фобии вызывают совершенно реальную
физическую реакцию, сопровождающуюся выбросом гормонов стресса, например кортизола, что характерно для таких реакций, как "бей или беги".
Предотвратить возникновение и развитие, а также скорректировать уже начавшую формироваться математическую фобию в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте помогают специально организованные развивающие занятия, которые в увлекательной игровой форме позволяют научить ребенка выполнять сравнение числовых величин, определять позицию числа на числовой линии, производить простейшие арифметические вычисления с одно- и двузначными числами. В настоящее время существуют пространственно-числовые тренинги и развивающие компьютерные игры, например, "Числовая гонка" и "Спасение Калькуляриса"; числовые настольные игры (линейные настольные игры).
Однако более перспективным, на наш взгляд, является применение тренинга на основе воплощенного числового познания в форме игры с элементами социального взаимодействия. Основная идея воплощенного числового познания основана на предположении, что двигательная система не только контролирует и отслеживает действия, но также оказывает влияние на формирование мысленных представлений о числах [3]. Ярким примером воплощенного числового познания на практике является использование детьми пальцев рук для счета, которое представляет собой универсальный этап в развитии математических компетенций у детей.
Двигательная активность всего тела, используемая в пространственно - числовых тренингах на основе воплощенного числового познания с использованием числовой прямой, является очень эффективной и перспективной стратегией развитии различных математических навыков [3]. Дети во время движения слева направо вдоль числовой линии усваивают на сенсорном уровне, что большие числа требуют перемещения на большие дистанции по сравнению с малыми числами, когда достаточно сделать несколько шагов и достичь цели. Различные типы систематических движений тела вдоль числовой линии в соответствие с ориентацией слева направо могут быть использованы для усовершенствования арифметических навыков и точности при определении положения числа на линии. Включение в тренинг элементов соревнования с другими детьми или даже социальными роботами в качестве партнеров по социальному взаимодействию позволит сделать его более продуктивным достичь более значимых результатов в развитии математических навыков.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка программно-аппаратного комплекса «Числовая линия». Для достижения данной цели решались следующие задачи: создание блока управления робота;
создание программного обеспечения;
создание трехмерной модели макета и его изготовление.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты: создание блока управления робота;
создание программного обеспечения;
создание трехмерной модели макета и его изготовление.
Предложенные решения могут быть использованы при изготовлении опытного образца программно-аппаратного комплекса.
Мы ожидаем, что решение пространственных числовых задач в сочетании с движением всего тела вдоль числовой линии и взаимодействие с роботом или другим ребенком в качестве партнера в форме соревнования во время тренинга позволит получить значительные образовательные результаты, подтверждая функциональное преимущество использования телесного опыта в развитии математических способностей и навыков.
1. Shalev R.S., in Why Is Math So Hard for Some Children? The Nature and Origins of Mathematical Learning Difficulties and Disabilities, D. B. Berch, M. M. M. Mazzocco, Eds. (Paul H. Brookes Publishing, Baltimore, MD, 2007), pp. 49¬60.
2. Artemenko C., Daroczy G., Nuerk H.-C. (2015). Neural correlates of math anxiety - an overview and implications. Front. Psychol., 01 September 2015
3. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Dyscalculia
4. Science. Dyscalculia: From Brain to Education [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http: //science.sciencemag.org/content/332/6033/1049.abstract
5. Kucian, K., Grond, U., Rotzer, S., Henzi, B., Schonmann, C., Plangger, F, et al. (2011). Mental number line training in children with developmental dyscalculia. NeuroImage 57:782-95.
6. Siegler, R.S., and Ramani, G.B. (2008). Playing linear numerical board games promotes low income children's numerical development. Developmental Science, Special Issue on Mathematical Cognition 11:655-61.
7. Wilson, A.J., Revkin, S.K., Cohen, D., Cohen, L., Dehaene, S. (2006). An open trial assessment of "The Number Race", an adaptive computer game for remediation of dyscalculia. Behav. Brain Funct. 2:20.
8. Domahs F, Moeller K, Huber S, Willmes K, Nuerk H-C (2010) Embodied numerosity: implicit hand-based representations influence symbolic number processing across cultures. Cognition 116:251-266.
9. Hudson C, Price D, Gross J (2009) The long-term costs of numeracy difficulties. London, UK: Every Child a Chance Trust. 55 p.
10. Link, T., Moeller, K., Huber, S., Fischer, U., Nuerk, H.C. (2013). Walk the number line - An embodied training of numerical concepts, Trends in Neuroscience and Education, Vol. 2, Nr. 2, 74-84. doi:10.1016/j.tine.2013.06.005
11. Link, T., Nuerk, H.C., Moeller, K. (2014). On the relation between the
mental number line and arithmetic competencies, The quarterly journal of experimental psychology, Vol. 67, Nr. 8, 1597-1613.
doi:10.1080/17470218.2014.892517
12. Fischer, U., Link, T., Cress, U., Nuerk, H.-C., Moeller, K. (2015). Math with the dance mat: On the benefits of embodied numerical training approaches, In: Lee V, editor, Learning Technologies and the Body: Integration and Implementation in Formal and Informal Learning Environments, New York: Routledge, p. 149-163