Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Работа №69918

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1. Особенности развития предикативного словаря в онтогенезе 8
1.2. Развитие предикативного словаря у младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью 17
1.3. Анализ методических подходов к развитию предикативного словаря у
младших школьников с интеллектуальной
недостаточностью 26
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1. Организация и проведение исследования уровня развития предикативного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 37
2.2. Методические рекомендации по активизации предикативного словаря у младших школьников с интеллектуальной
недостаточностью 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ


Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти других психических процессов. В свою очередь лексическая система речи оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно значение слова, по мнению Л.С. Выготского, является единицей речевого мышления. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений об окружающей действительности. Расширение представлений ребенка об окружающем мире происходит при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, а также посредством общения с взрослыми. Речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком является важнейшим условием его психического развития. Кроме того, одним из значимых факторов успешности речевого общения является сформированность лексики.
Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи.
Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является развитие речи и речевых форм общения. Вербальными средствами передается значительная доля информации, и успех человека в обществе зависит от того, насколько он владеет словом. Но о сформированности лексического навыка можно говорить
только тогда, когда слова активно используются в самостоятельных высказываниях, активизируются в деятельности.
Поскольку базисом речевой организации человека является лексикон, то различные недостатки его функционирования значительно затрудняют процесс коммуникации и социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с нарушением интеллекта ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к дефицитарности социально¬бытовой ориентировки.
Отечественные и зарубежные лингвисты отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир и др.). Определено значение предиката как термина логики и языкознания, обозначающего конститутивный член суждения, то есть то, что высказывается, утверждается или отрицается о субъекте.
Психолингвистические исследования свидетельствуют о том, что центральной категорией развития синтаксиса детской речи является психологическая предикативность как соотнесение содержания высказывания с действительностью (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.В. Сахарный, А.М. Шахнарович и др.).
Анализ речевой продукции школьников с интеллектуальной недостаточностью различного генеза свидетельствует о значительных трудностях в использовании лексических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме. Специфика нарушений лексики определяется структурой речевого дефекта, возрастом, социально-культурными факторами и др.
Именно по этой причине проблема изучения особенностей развития предикативного словаря школьников с нарушениями интеллекта и определения педагогических условий, обеспечивающих формирование предикативной лексики у данной возрастной категории детей, приобретает особую остроту.
Проблема исследования — совершенствование системы логопедической работы по развитию предикативного словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель работы - разработка методических рекомендаций по активизации предикативного словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования - процесс активизации предикативного словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования - методические рекомендации по активизации предикативного словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования - активизация предикативного словаря у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью будет эффективной, если:
- будет проводится систематическая работа по активизации предикативного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с учетом уровня развития речевой и когнитивной системы;
- будут использоваться дидактические игры как средство стимулирования в процессе активизации предикативного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
обосновать проблему исследования.
2. Организовать и провести исследование уровня развития предикативного словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Разработать методические рекомендации по активизации предикативного словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Теоретико-методологическая основа исследования. В своем исследовании мы опирались на положения современной психологии, лингвистики, психолингвистики, педагогики и дефектологии,
рассматривающие речь как особый вид деятельности и как важнейшее средство общения, которое играет главную роль в психическом, умственном, нравственном развитии ребенка, в его социальной адаптации (JI.C. Выготский, Л.В. Занков, H.H. Малофеев, СЛ. Рубинштейн и др.); положения о системной организации высших психических функций (A.A. Залевская, A.A. Леонтьев,
A. Р. Лурия, Л.С. Цветкова); о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); о сложной структуре речевой деятельности, о лексических операциях в структуре процесса продуцирования речевого высказывания (Ю.Д. Апресян, Т.Г. Аркадьева, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия); лингвистические и психолингвистические представления о процессе развития лексики (O.E. Громова, М.Б. Елисеева, A.A. Залевская, A.B. Захарова, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, С.Н. Цейтлин, С.Н. Шаховская и др.); положения об опережающем развитии семантики по сравнению с развитием формально-языковых средств (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, Л.Б. Халилова и др.); положения о единстве и общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, В .И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.); положения о симптоматике и структуре речевого дефекта у детей с умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Р.И. Лалаева,
B. И. Липакова, С.Я. Рубинштейн); положениям ведущей роли-специального (коррекционного) обучения в социализации детей разного возраста с проблемами в развитии, о значимости коммуникативно-прагматического подхода при исследовании и коррекции нарушений речи (Л.Б. Баряева, Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Исаева, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.Т. Логинова, H.H. Малофеев, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева, H.H. Яковлева и др.); положения об использовании дидактической игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, К.Д. Ушинский, З.М. Истомина, Р.И. Жуковская).
В работе используются следующие методы исследования:
теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №30» г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ результатов работы показал, что предикат играет главную роль в организации предложений, составляющих основу речевой коммуникации. Формирование глагольной лексики в онтогенезе это сложный, многоступенчатый процесс, который зависит от сформированности психической базы, артикуляционных возможностей, уровни развития слоговой структуры и связной речи.
В результате анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что формирование лексического строя в онтогенезе определяется, прежде всего, зрелостью мозговых структур, уровнем интеллектуального развития ребенка, тесно связано с состоянием высших психических функций, таких как мышление, восприятие, память, внимание, а также развитием представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях в процессе речевой и неречевой деятельности. При нормальном развитии речи в возрасте 1 года 10 месяцев - 2 лет начинается процесс вычленения ребёнком морфологических элементов в воспринимаемом им языковом материале. У глаголов дети начинают употреблять окончания 2-го лица повелительного наклонения, 3-го лица настоящего времени, инфинитив. С 2-х лет ребенком усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам, настоящее и прошедшее время. С 2-х лет 6 месяцев усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, но на месте общих приставок иногда употребляются другие, «унификация» приставок. С 3 до 4-х лет в глагольной лексике отмечается частые нарушения в основах, частицы не опускаются, возникают неологизмы с использованием приставок. С 4 до 6-и лет нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм.
В результате анализа психолого-дефектологической литературы можно сделать вывод, что у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение понимания и употребления глаголов. Глагол как важнейшая лексико-грамматическая группа в словаре несет две функции — называние действий и организация предложения. При нарушении интеллекта часто искаженно развивается и та и другая его функция.
В глагольном словаре младших школьников с нарушением интеллекта преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Большую сложность представляют для детей- олигофренов усвоение и использование глаголов с приставками. Также отмечается неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения. Наблюдаются также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний животных.
Также, нами были проанализированы методические разработки по активизации предикативного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью Р.И. Лалаевой, Т.Ю. Васильевой, А.Г. Зикеева, А.В. Егоровой.
Нами было организовано экспериментальное исследование в экспериментальной группе, в ходе которого были получены следующие результаты: 7 учащихся (70%) находятся на низком уровне развития
предикативного словаря. Для них характерны ограниченность использования глаголов в активном словаре, применением узкого круга хорошо знакомых слов, значение которых при этом неоправданно расширяется или сужается, многочисленные семантические замены. Очень низкий уровень развития показали 3 детей (30%). Для них характерны бедность предикативного словаря, расплывчатость семантики слов, применением ограниченного количества хорошо знакомых слов, трудности образования и изменения глаголов по заданию.
На основе экспериментального исследования были разработаны методические рекомендации по активизации предикативного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, состоящая из трех этапов.
Первый этап - подготовительный, направленный на развитие навыков восприятия и воспроизведения ритмов, фонематических процессов.
Второй этап- основной, направленный на пополнение и актуализацию предикативного словаря. Включает несколько направлений работы.
Третий этап - заключительный. Цель данного этапа учить детей применять полученные знания на практике.



1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст]: Учебное пособие/ В.М. Астапов. - М.:Междунар. пед. академия, 1994. - 214 с.
2. Борозинец Н.М. Логопедические технологии [Текст]: Учебно¬
методическое пособие/ Н.М. Борозинец, Т .С. Шеховцова. - Ставрополь,
2008. - 224 с.
3. Васильева Т.Ю. Программа «Словарик» [Текст]: программа по
формированию активного словаря у детей с ограниченными возможностями путем развития понимания лексического значения слов/ Т.Ю. Васильева. - Инрим, 2009. - 19 с.
4. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ В.П. Вахтеров. - М.:Педагогика, 1987. - 400 с.
5. Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии [Текст]/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
6. Волкова JI.C. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью [Текст]/ JI.C. Волкова, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, Л.В. Лопатина. - СПб.: Образование, 1996. - 106 с.
7. Волкова Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 144 с.
8. Выготский JI.C. К психологии и педагогике детской дефективности
[Текст]: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ JI.C. Выготский. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 24-36.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст]: Собр. соч., т.4/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь[Текст]: Собр. соч. в 6-ти т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.-Т.2. - 361 с.
11. Гамезо М.В. Общая психология [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471 с.
13. Гнездилов М.Ф. Развитие речи умственно отсталых учащихся в процессе обучения [Текст]/ Труды научной сессии по дефектологии/ М.Ф. Гнездилов. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.-с. 87-92.
14. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ О.Е. Громова. - Москва, 2003. - 234 с.
15. Дмитриева Л.И. Формирование словаря у учащихся специальных
(коррекционных) школ VIII вида (начальные классы) [Текст]: Учебное пособие./ Л.И. Дмитриева. - М.: Московский психолого-социальный
институт, 2002. - 128 с.
16. Егорова А.В. Логопедическая работа по актуализации словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03/ А.В. Егорова. - Санкт-Петербург, 2011. - 230 с.
17. Елисеева М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста [Текст]/ Под ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: Изд-во ЗАО «Издательский цех «Балтика», 2000. - С. 15¬33.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи[Текст]/ Н.И. Жинкин. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
19. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: Учеб.- метод.пособие / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
20. Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических исследованиях [Текст]/ А.А. Залевская. - Калинин: Изд- во Калининского гос. ун-та, 1978. - 206 с.
21. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Г. Зикеев. - М. Издательский центр «Академия», 2002 - 176 с.
22. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. [Текст]/ О.Б. Иншакова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
23. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]: Руководство/ Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003.-391 с.
24. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста[Текст]/ В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 1995. - 558 с.
25. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга у ребенка [Текст]/ М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 1973. - 142 с.
26. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи[Текст]: Монография/ И.Ю. Кондратенко. - СПб.: КАРО, 2006.-240 с.
27. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: Кн. для логопеда/ Р.И. Лалаева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с
28. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе [Текст]: Дисс. д-ра пед. наук: 13.00.03 / Р.И. Лалаева. - Москва, 1989. - 421 с.
29. Леонтьев A.A. Психофизиологические механизмы речи [Текст]/ Общее языкознание: формы существования, функции, история языка. - М.: Наука, 1970. - С. 96-139.
30. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст]/ В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
31. Лурия А.Р. Объективные исследования динамики семантических систем [Текст]/ Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования/ А.Р. Лурия, О.С. Виноградова. - М.: Наука, 1974. - С. 27-63.
32. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов [Текст]/ А.Р. Лурия, Ф.Л. Юдович. - М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 94 с.
33. Лурия А.Р. Язык и сознание [Текст]/ Под ред. Е.Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
34. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция[Текст]/ Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
35. Певзнер М.С. Дети-олигофрены [Текст]/ М.С. Певзнер. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 486с.
36. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]/ В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Academia, 2002. - 160 с.
37. Петрова В.Г. Развитие и познавательная деятельность умственно отсталых школьников [Текст]: Дисс. ...д-ра пед. наук: 19.00.10/ В.Г. Петрова. - М., 1975. - 357 с.
38. Розенгард-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте [Текст]/ Г.Л. Розенгард-Пупко. - М.: Изд-во АМН СССР, 1948. - 200 с.
39. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АПН СССР, 1958. - 147 с.
40. Соботович Е.Ф. Структура нарушений речевого развития у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: Изучение и коррекция речевых расстройств/ Е.Ф. Соботович, Н.П. Ушкалова. - Л.: ЛГИИ им. А.И. Герцена, 1986.-С. 113-124.
41. Современный русский литературный язык. Лексикология [Текст]: Хрестоматия/ Сост. И.И. Степанченко. - Киев: «Украшське видавництво»,
2009. - 60 с.
42. Тарасенко Н.В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы именами прилагательными [Текст]: Дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.03/ Н.В. Тарасенко. - М., 1973.-174 с.
43. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития [Текст]/ О.Н. Усанова. - М.: НПЦ «Коррекция»,1995. - 208 с.
44. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении [Текст]/ Т.Н. Ушакова. - М.: Наука, 1989. - 192 с.
45. Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст]: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
46. Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии [Текст]: Электрофизиологическое исследование/ М.Н. Фишман. - М.: Педагогика, 1989.- 144 с.
47. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок [Текст]: Лингвистика детской речи / Под ред. С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
48. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст]: Психолингвистика и современная логопедия/ С.Н. Шаховская. - М.: Экономика, 1997. - С. 240-250.
49. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника [Текст]: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Н.Х. Швачкин. - М.- Л.:Изд-во АПН РСФСР, 1948. - С. 97-127.
50. Шиф Ж.И. Психологические вопросы обучения аномальных детей [Текст]/ Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965.- С. 139-153.
51. Шмелев Д.Н.Современный русский язык. Лексика. [Текст]/ Д.Н. Шмелев. - М.:Просвещение, 1977. 335с.
52. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ