ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДВИГАТЕЛЬНОЙ 8
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятий «творчество» и «творческие
способности» 8
1.2. Механизмы формирования творческих способностей
старших дошкольников в двигательной деятельности 15
1.3. Педагогические условия формирования творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Анализ результатов диагностики творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента 43
2.2. Методические рекомендации по формированию
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДВИГАТЕЛЬНОЙ 8
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятий «творчество» и «творческие
способности» 8
1.2. Механизмы формирования творческих способностей
старших дошкольников в двигательной деятельности 15
1.3. Педагогические условия формирования творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Анализ результатов диагностики творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента 43
2.2. Методические рекомендации по формированию
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
В условиях стандартизации дошкольное образование провозглашает деятельностный подход как один из ведущих и определяющих его стратегию, основанной на «поддержке инициативы детей в различных видах деятельности». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рекомендует организацию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в игровой форме, познавательной и исследовательской деятельности, то есть в форме творческой активности, обеспечивающей развитие личности дошкольника.
Однако, в настоящее время, как отражено в ряде исследований (А.В. Кулемзиной, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна) отмечается снижение творческой активности детей дошкольного возраста в деятельности. Уровень творческой активности дошкольников заметно падает (Ю.А. Большаков, А.А. Мелик-Пашаев, С.В. Максимова, Е.Е. Туник), поскольку невостребованным оказывается развитие воображения детей. В связи с этим возникает необходимость создания условий для становления и развития творческой деятельности в дошкольный период детства.
Двигательная деятельность ребенка выступает одним из условий формирования его творческой личности. Двигательная деятельность как неотъемлемая часть общей культуры общества предполагает творческое преобразование человеком своей природы. В движении заложены огромные возможности развития творческого, художественного потенциала личности. В. В. Гориневский большое значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Двигательное творчество влияет на нравственную сферу деятельности человека. Медлительность, неловкость в движениях вызывает насмешки сверстников, порождает комплекс неполноценности, неуверенность в своих возможностях. Поэтому богатство и бедность движений ребенка является характеристикой его познавательного развития, творческого воображения.
Основу физической культуры дошкольника составляет подвижная игра. Она всегда является творческой деятельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Подвижная творческая игра наиболее полно способствует становлению личности ребенка, поэтому является важным средством воспитания. У дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики.
На современном этапе проблемы формирования творческого потенциала дошкольников в двигательной деятельности рассматриваются рядом ученых (В.Т. Кудрявцевым, Б.Б. Егоровым и др.) Они считают, что сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развитие двигательной активности, ни, тем более, формированию двигательного творчества дошкольников. В семье и детском саду наблюдается скованность детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Таким образом, двигательное творчество представляет широкие возможности для расширения и обогащения двигательного опыта детей и служит эффективным средством воспитания дошкольников.
Анализ литературы по формированию творческих способностей в двигательной деятельности дошкольников показал, что результаты исследования творческого и двигательного потенциала освещены, однако требуют дальнейшей разработки технологии, обусловливающие интегрированный подход к их формированию. Актуальность исследования определяется несоответствием между необходимостью удовлетворения естественной потребности ребенка в творчестве и движении для развития собственного потенциала здоровья и недостаточной возможностью организации, обусловливающие интегрированный подход к их формированию в условиях современных дошкольных образовательных учреждениях. Этим объясняется выбор темы нашего исследования: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в двигательной деятельности».
Проблема исследования заключается в поиске педагогических условий формирования творческих способностей дошкольников в двигательной деятельности. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: педагогический процесс, направленный на формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования творчества в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование творчества в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста буте эффективным, если:
- стимулировать развитие детского воображения при помощи приема имитации;
- создавать возможности в двигательной деятельности для самореализации детей;
- организовывать взаимодействие педагогов и родителей в организации педагогической поддержки формирования творчества дошкольников в дошкольном учреждении и семье.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «творчество» и «творческие способности» в современной педагогике и психологи.
2. Охарактеризовать механизмы формирования творческих способностей старших дошкольников в двигательной деятельности.
3. Обосновать педагогические условия формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности
4. Подобрать диагностический материал для определения уровня сформированости творческих способностей старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение, беседа,
педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области».
Однако, в настоящее время, как отражено в ряде исследований (А.В. Кулемзиной, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна) отмечается снижение творческой активности детей дошкольного возраста в деятельности. Уровень творческой активности дошкольников заметно падает (Ю.А. Большаков, А.А. Мелик-Пашаев, С.В. Максимова, Е.Е. Туник), поскольку невостребованным оказывается развитие воображения детей. В связи с этим возникает необходимость создания условий для становления и развития творческой деятельности в дошкольный период детства.
Двигательная деятельность ребенка выступает одним из условий формирования его творческой личности. Двигательная деятельность как неотъемлемая часть общей культуры общества предполагает творческое преобразование человеком своей природы. В движении заложены огромные возможности развития творческого, художественного потенциала личности. В. В. Гориневский большое значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Двигательное творчество влияет на нравственную сферу деятельности человека. Медлительность, неловкость в движениях вызывает насмешки сверстников, порождает комплекс неполноценности, неуверенность в своих возможностях. Поэтому богатство и бедность движений ребенка является характеристикой его познавательного развития, творческого воображения.
Основу физической культуры дошкольника составляет подвижная игра. Она всегда является творческой деятельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Подвижная творческая игра наиболее полно способствует становлению личности ребенка, поэтому является важным средством воспитания. У дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики.
На современном этапе проблемы формирования творческого потенциала дошкольников в двигательной деятельности рассматриваются рядом ученых (В.Т. Кудрявцевым, Б.Б. Егоровым и др.) Они считают, что сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развитие двигательной активности, ни, тем более, формированию двигательного творчества дошкольников. В семье и детском саду наблюдается скованность детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Таким образом, двигательное творчество представляет широкие возможности для расширения и обогащения двигательного опыта детей и служит эффективным средством воспитания дошкольников.
Анализ литературы по формированию творческих способностей в двигательной деятельности дошкольников показал, что результаты исследования творческого и двигательного потенциала освещены, однако требуют дальнейшей разработки технологии, обусловливающие интегрированный подход к их формированию. Актуальность исследования определяется несоответствием между необходимостью удовлетворения естественной потребности ребенка в творчестве и движении для развития собственного потенциала здоровья и недостаточной возможностью организации, обусловливающие интегрированный подход к их формированию в условиях современных дошкольных образовательных учреждениях. Этим объясняется выбор темы нашего исследования: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в двигательной деятельности».
Проблема исследования заключается в поиске педагогических условий формирования творческих способностей дошкольников в двигательной деятельности. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: педагогический процесс, направленный на формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования творчества в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование творчества в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста буте эффективным, если:
- стимулировать развитие детского воображения при помощи приема имитации;
- создавать возможности в двигательной деятельности для самореализации детей;
- организовывать взаимодействие педагогов и родителей в организации педагогической поддержки формирования творчества дошкольников в дошкольном учреждении и семье.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «творчество» и «творческие способности» в современной педагогике и психологи.
2. Охарактеризовать механизмы формирования творческих способностей старших дошкольников в двигательной деятельности.
3. Обосновать педагогические условия формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности
4. Подобрать диагностический материал для определения уровня сформированости творческих способностей старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение, беседа,
педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области».
Наше исследование подтвердило актуальность рассмотренной темы, вызванное растущим беспокойством общества в связи со снижением творческой активности дошкольников, ухудшением их здоровья и физического развития.
В теоретическом исследовании о развитии творческих способностей старших дошкольников в двигательной деятельности мы опирались на следующие положения: креативность связана с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника в двигательной деятельности.
В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Как показал анализ психолого-педагогической литературы основными направлениями развития творческих способностей в двигательной деятельности в дошкольном возрасте являются:
- развитие продуктивного творческого воображения в двигательной деятельности, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность;
- развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
К сожалению, традиционная система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей в двигательной деятельности. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили на констатирующем этапе результаты диагностики творческих способностей старших дошкольников на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 66 «Центр развития ребенка «Теремок» г. Белгорода.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей в двигательной деятельности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Для формирования творческих способностей в двигательной деятельности были разработаны методические рекомендации, где были учтены условия, благоприятствующие их формированию.
Таким образом, все изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что поставленная цель исследования нами была достигнута, задачи решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
В теоретическом исследовании о развитии творческих способностей старших дошкольников в двигательной деятельности мы опирались на следующие положения: креативность связана с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника в двигательной деятельности.
В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Как показал анализ психолого-педагогической литературы основными направлениями развития творческих способностей в двигательной деятельности в дошкольном возрасте являются:
- развитие продуктивного творческого воображения в двигательной деятельности, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность;
- развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
К сожалению, традиционная система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей в двигательной деятельности. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили на констатирующем этапе результаты диагностики творческих способностей старших дошкольников на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 66 «Центр развития ребенка «Теремок» г. Белгорода.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей в двигательной деятельности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Для формирования творческих способностей в двигательной деятельности были разработаны методические рекомендации, где были учтены условия, благоприятствующие их формированию.
Таким образом, все изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что поставленная цель исследования нами была достигнута, задачи решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ В ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Методика формирования двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



