Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АЭРОМЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ, РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Работа №69894

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Аэрометоды в науке и практике 18
1.1. Полёты как зрелище и развлечение 18
1.2. Аэрометоды на службе естествознания 30
1.3 Аэрометоды на службе гуманитарных наук 46
2 Использование аэрометодов в музейной деятельности 54
2.1 Аэрометоды в изучении культурного наследия 54
2.2 Аэрометоды в репрезентации культурного наследия 62
2.3 Аэрометоды в сохранении культурного наследия 74
Заключение 81
Список использованных источников и литературы:

Уже на самой заре своей истории человек начал сохранять память о предках, о событиях прошлого, и тогда же зародилась его мечта о полётах. Со временем, человечество выработало огромное количество и форм сохранения памяти о прошлом, и типов летательных аппаратов. Последние, устаревая, сами сегодня нередко становятся объектами наследия: в профильной группе научно-технических музеев уже выделилась устойчивая подгруппа авиационных и аэрокосмических музеев.
Аэронавтика, парашютное дело, планеризм, авиация и космонавтика непрерывно эволюционируют. Это означает, что эволюционируют цели и задачи, которые решаются с их помощью. Сегодня трудно найти научную или хозяйственную область человеческой практики, в которой не нашли бы своего применения аэрометоды. Под аэрометодами следует понимать совокупность инструментов для наблюдения и изучения земной (водной) поверхности, атмосферы или космического пространства, применение которых строится на полётах разнотипных летательных аппаратов. К аэрометодам относятся: визуальная воздушная разведка, аэрофото- и аэровидеосъёмка, дистанционное зондирование земли (мультиспектральная аэросъёмка), а также использование летательных аппаратов в качестве носителей любых контрольно-измерительных приборов.
Актуальность нашего исследования обуславливается, во-первых, пребыванием современных музеев в перманентном поиске новых методов изучения, репрезентации, сохранения и актуализации наследия, новых форм музейной коммуникации, а во-вторых, недостаточным вниманием, которое до сих пор уделяется музеями использованию аэрометодов для решения своих задач.
Степень изученности темы. Работы, посвящённые комплексному рассмотрению использования аэрометодов в музейной практике, на сегодняшний день, отсутствуют. Данное исследование призвано внести вклад в разработку этого вопроса. Тема нашей работы довольно близка к таким исследовательским областям, как воздушная археология и археологическая геоинформатика. Кроме того, появление современных типов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сделало возможным широкое применение аэрометодов в различных естествоведческих областях, в связи с чем, появились и работы, рассматривающие различные аспекты использования аэрометодов для исследований в рамках этих конкретных научных направлений. Исходя из этого, представляется целесообразным разделить всю литературу на две группы.
Первая группа - это публикации, в которых рассматриваются проблемы использования аэрометодов в археологических исследованиях: в поиске и изучении археологических памятников. В эту же группу мы включили ещё две публикации: первая посвящена поиску с воздуха потерпевших аварию и совершивших вынужденную посадку самолётов, которые были переданы затем для экспонирования в авиамузеи, а вторая использованию БПЛА в сохранении памятников сирийской Пальмиры.
Во второй группе собрана литература, в которой рассматриваются отдельные аспекты использования аэрометодов в различных естествоведческих направлениях исследований, а также в некоторых хозяйственных областях. Данные публикации помогут нам понять, как аэрометоды могут быть перенесены в область изучения, репрезентации и сохранения наследия.
Обратимся к рассмотрению первой группы литературы. Впервые фотоснимок с воздушного шара, т. е. аэрофотоснимок, сделал в 1858 г. парижский журналист, энтузиаст фотографии и воздухоплавания Гаспар Турнашон, более известный, как Надар, а в самом начале XX в., при выполнении обычного тренировочного полёта на военном аэростате, британский лейтенант П.Х. Шарп сфотографировал археологический памятник - знаменитые мегалиты Стоунхенджа1.
Около 1911 г. итальянские инженеры фотографировали с воздуха памятники в Риме и древний порт Остию, а Г. Уеллком использует в это же время воздушные змеи для фотографирования с археологическими целями в Судан . Двумя качественными скачками в своём дальнейшем развитии, воздушная археология обязана мировым войнам. Первые значимые работы в этой области принадлежат тем практикам, которые были одновременно либо профессиональными лётчиками и археологами-любителями, либо наоборот.
Пионером среди таковых выступил Осберт Гай Кроуфорд - британский военный лётчик и археолог, заложивший методологические основы воздушной археологии и основавший в 1927 г. журнал «Antiquity», где печатался сам и печатал статьи коллег. Многие из этих материалов были посвящены воздушному поиску археологических памятников. Журнал существует до сих пор и является обзором происходящего в мировой археологии.
Много времени и сил отдал этот исследователь разработке терминологического аппарата воздушной археологии и закладке её основ, как самостоятельной дисциплины со своими целями и методами. В 1928 г. вышла первая научная монография в этой сфере - книга О.Г. Кроуфорда в соавторстве с А. Кейлером «Уэссекс с воздуха». Помимо обобщения сложившегося на тот момент опыта молодой отрасли археологии и результатов своих воздушно¬археологических исследований, в ней была изложена методика использования аэронаблюдений для систематического археологического поиска. В частности, в книге анализировались те условия (время суток, освещение, высота, географическая широта, метеоэлементы, растительность, тени, микрорельеф, почвенные и растительные приметы), при которых визуальная воздушная разведка и аэрофотосъёмка могут быть наиболее плодотворны.
Один из пионеров воздушного фотографирования в инфракрасном диапазоне, французский миссионер, лётчик и археолог Антуан Пуадебар, исследовал с воздуха Ближний Восток. За его авторством были напечатаны несколько статей об аэрофотосъёмке в археологических журналах, но наиболее выдающейся его работой, обобщающей опыт нескольких лет воздушных исследований, является двухтомник «Следы Рима в Сирийской пустыне. Лимес Траяна до арабского завоевания. Воздушные исследования 1925-1932» . Достоинство и этого труда, помимо прочего, в методологической разработке археологических воздушных наблюдений. Пуадебар долго не знал об исследовательских полётах Кроуфорда и разрабатывал собственную методику их выполнения, при этом, в климатических и метеорологических условиях, отличных от европейских.
К 1930-м годам относится появление первой отечественной воздушно-археологической публикации - статьи С.П. Павлова «Применение аэросъёмки в археологии»1. Автор, инженер по образованию и роду деятельности, даёт методические рекомендации для воздушных исследований.
В основу работы отставного английского военлёта Дж. Брэдфорда «Древние ландшафты», легли его лекции по воздушной археологии, базировавшиеся, в свою очередь, на исследованиях в Южной Европе и Ближнем Востоке. Важность этой работы также заключена в методических разработках изучения аэрофотоснимков, их грамотной дешифровки. Брэдфорд полагал, что демаскирующие признаки на местности мало что скажут воздушному наблюдателю, если он предварительно не проанализирует весь исследуемый ландшафт: его физическую географию, историю и даже современное хозяйственное использование.
В июне 1947 г. в журнале «Antiquuity» была опубликована статья Брэдфорда «Этрурия с птичьего полёта», которая считается важной вехой в этрускологии. Руководствуясь целью, выходившей за рамки прежней археологии (впрочем, в той или иной степени это можно сказать обо всех пионерах воздушной археологии), Брэдфорд стремился выявить и картографировать весь древний этрусский ландшафт в целом. Особое внимание им уделялось созданию при помощи аэрофотосъёмки и визуальной воздушной разведки подробных карт некрополей для дальнейшего сравнительного изучения их между собой, а также сопоставления с городами этрусков.
В 1962 г. в журнале «Советская археология» была напечатана статья С.П. Толстова, Б.В. Андрианова и Н.И. Игонина «Использование аэрометодов в археологических исследованиях» . Авторы статьи - участники многолетней советской археолого-этнографической Хорезмской экспедиции, анализировали накапливавшийся с 1934 г. опыт использования авиации в комплексных исследованиях огромных территорий советской Средней Азии. Статья содержит краткий обзор мирового опыта авиаархеологических работ, рекомендации по использованию аэрометодов в интересах археологии в условиях пустыни, способы дешифровки фотоизображений, отснятых с воздуха. Ценнейший в научном отношении архив аэрофотосъёмки этой уникальной экспедиции (около 3000 фотографий), технически наиболее оснащённой из всех подобных советских экспедиций, хранится в Институте этнологии и антропологии РАН и изучается до сих пор.
В 1963 г. Н.И. Игонин и Б.В. Андрианов участвовали во Всесоюзном совещании по применению в археологии методов исследования естественных и технических наук, организованном Институтом археологии АН СССР, где выступили с докладами о применении аэрометодов при изучении археологических памятников.
В 1979 г. на русском языке вышла книга итальянского историка и популяризатора археологии Лео Дойеля «Полёт в прошлое» . Впервые книга была издана на английском языке десятью годами ранее. Научно-популярный очерк истории воздушной археологии, её становления, открытий, кратких биографий её пионеров - Т. Виганда, Г.А. Бизлея, О.Г. Кроуфорда, Дж. Брэдфорда, И. Школляра, Дж.С. Инсолла, Дж. Аллена, Сент Джозефа, Пуадебара и др. содержит, вместе с тем, основные сведения о демаскирующих признаках археологических памятников, и основах методики исследовательских полётов. Несомненным достоинством книги является подробная библиография работ по воздушной археологии, написанных на английском, французском, немецком языках. К сожалению, автор обошёл вниманием воздушную археологию СССР, стран Центрально-Восточной Европы, Азии и Австралии.
В 1985 г. в № 1 журнала «Советский музей», был опубликован небольшой очерк о создававшемся в то время музее гражданской авиации в Ульяновске. В статусе головного, он объединял, существовавшие до этого при авиационных предприятиях и учебных заведениях, отраслевые музеи. Автор - О. Калинцев, корреспондент газеты «Воздушный транспорт», приводил любопытные сведения о случайно найденных лётчиками или целенаправленных поисках с воздуха, образцов авиационной техники, давно вышедшей из эксплуатации. В статье был описан также опыт работы организованной «Воздушным транспортом» экспедиции по поиску старых самолётов, которые в качестве музейных предметов пополнили коллекции авиамузеев Монино и Ульяновска.
Появление больших компьютерных мощностей, космической фотосъёмки и методов дистанционного зондирования земли в различных участках спектра по- настоящему революционизировали изучение археологических памятников. С одной стороны, качественно улучшился их поиск. К примеру, лазерное сканирование земной поверхности с воздуха (технология LIDAR)позволила учёным выявить истинные масштабы средневековой столицы Кхмерского царства- города Ангкор1. Эта агломерация была скрыта густыми джунглями. Лазерное зондирование дало возможность, не уничтожая их, проводить полноценные археологические исследования. С другой стороны, появились возможности для создания качественных археологических геоинформационных систем (ГИС) и археологического компьютерного трёхмерного моделирования.
В 2002 г. в Институте археологии РАН была создана группа археолого-географических информационных систем (АГИС). С 2003 г. группой регулярно проводились круглые столы «Археология и геоинформатика», в 2005-2006 гг. были организованы также «Школы археологической аэрофотосъемки и археологической геофизики», а в 2012 г. - Первая международная конференция «Археология и геоинформатика». Материалы этих мероприятий публикуются в электронных сборниках, их тематика разнообразна: виртуальная археология, визуализация, компьютерное моделирование и реконструкция археологических памятников, исследования культурных ландшафтов. Многие из этих публикаций опираются на аэрометоды .
Археологом Д.С. Коробовым, сотрудником группы АГИС, для студентов и аспирантов МГУ им. М.В. Ломоносова читается спецкурс «Основы геоинформатики в археологии», который был оформлен автором в одноимённое учебное пособие . В пособии рассматриваются различные методы дистанционного зондирования в археологии, в т. ч. и аэрометоды.
Любопытен опыт трёхмерного моделирования ранних буддистских памятников, обобщённый китайскими археологами из Института археологии Китайской академии общественных наук (г. Пекин)1. По мнению исследователей, фотографирование с земли и низковысотная съёмка с БПЛА предоставляют для специалистов «техническую базу при исследовании, защите и изображении буддистского культурного наследия». БПЛА и основанное на фотограмметрии моделирование, позволяет успешно преодолевать трудности, возникающие из-за неровностей ландшафта, при обмерах и составлении чертежей монастырских зданий, пещер, высеченных наскальных надписей. БПЛА оказываются незаменимыми при фотофиксации с разных ракурсов и составлении цифровых моделей высоких сооружений, например, одиннадцатиэтажных кирпичных башен - храмовых пагод.
С дистанционным зондированием и использованием аэрометодов было связано ускорение в развитии, сложившейся ещё вначале XX в., концепции охранной археологии. В статье омского исследователя И.В. Шмидта освещаются основные этапы истории укоренения этой концепции в Германии. В частности, И.В. Шмидт анализирует опыт создания археологической ГИС в Саксонии, аккумулирующей в себе разноплановую информацию по археологическим памятникам, в т. ч. и результаты космической, LIDAR-нотл и аэрофотосъёмки, и даже их интерпретации. В контексте темы нашего исследования, важно отметить два момента: институционально охранно-археологические практики воспроизводятся зачастую музеями, т. е. это не что иное, как работа по сохранению наследия - традиционная «вотчина» музейщиков; саксонская охранно-археологическая ГИС не зациклена только лишь на археологической информации, в неё инкорпорированы различные информационные пласты: палинологические, геоморфологические, палеогеографические, даже искусствоведческие и др., и здесь будет уместно вспомнить, что работа музеев и учреждений музейного типа также складывается из сотрудничества исследователей самых разных специальностей. Автор, работающий над созданием археологической ГИС Омска и прилегающих территорий, пройдя стажировку в Саксонии, пишет, что сегодня «развитие охранной археологии вне археологической ГИС наши саксонские коллеги справедливо считают невозможным».
И.В. Шмидт отмечает следующие преимущества в работе с археологическими ГИС: 1) экономия времени на сбор и подготовку документальной базы по планируемым работам; 2) комплексность и оперативность информации, требующейся для планирования работ; 3) регулярность обновления и актуализации содержащейся в ГИС информации; 4) контроль за спецификой активности на охраняемых и прилегающих к ним территориях; 5) сокращение времени на подготовку итоговой отчётности; 6) визуализация результатов охранной и исследовательской деятельности; 7) информационный ресурс для составления любой сложности презентаций, карт, сборников, подготовки выставок и т. д. для просветительской и образовательной деятельности .
Очевидно, что все эти качественные характеристики ГИС очень актуальны для музейной практики, а значит, актуальны и аэрометоды, как инструмент для их создания.
В России сложился определённый опыт трёхмерного компьютерного моделирования, реконструирующего отдельные памятники или большие археологические комплексы. Такие модели интегрированы с реальным ландшафтом и выполняются на основе низковысотной аэрофотосъёмки. В их создании задействуются, помимо археологических и ландшафтных, также этнографические, архивные и художественные (фольклор, живопись, литература) данные. Эти работы укладываются в поле виртуальной археологии - междисциплинарной области, оформившейся к началу 2000-х гг., и отвечающей требованиям поворота к охранным, неразрушающим методам.
В январе 2015 г. начала работу международная исследовательская группа EAMENA (Endengered Archaeology in the Middle East and North Africa), в которую входит ряд европейских университетов . Главной целью усилий этой группы является выработка мер по сохранению археологического наследия на Ближнем Востоке и в Северной Африке, находящегося под угрозой из-за вооружённых конфликтов, мародёрства, незаконной застройки и эрозии. В своей деятельности учёные опираются во многом и на аэрометоды. Для решения своих задач, ими также активно привлекается спутниковая съёмка. С данным проектом тесно связана другая международная программа, которая начала реализовываться ещё раньше: создание цифрового архива аэрофотосъёмки Ближнего Востока1. Любопытно, что участникам проекта удалось наладить сотрудничество с Военно- воздушными силами королевства Иордания: совместно с военлётами с 1997 г. ежегодно производятся исследовательские полёты по программе «Воздушная археология в Иордании». Сайты обоих проектов содержат оцифрованные подборки публикаций и библиографию по воздушной и ландшафтной археологии, дешифровке аэрофотосъёмки и спутниковой съёмки, преимущественно, в указанном регионе.
В 2016 г. в Сирийскую арабскую республику отправились специалисты Музея Востока, Государственного Эрмитажа, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Грабаря и Института археологии РАН. Своей целью они видели создание ГИС «Пальмира во времени и пространстве», на базе которой в мирное время можно было бы планировать восстановительные работы, реставрацию и управление культурным наследием. В статье Н.Ф. Соловьевой, С.Л. Соловьева, Е.К. Блохина «Пальмира во времени и пространстве» , освещаются предварительные результаты реализации проекта этой ГИС, во многом достигнутые благодаря применению БИЛА. В контексте нашего исследования, статья привлекает внимание, как свежий пример использования аэрометодов для сохранения культурного наследия, оказавшегося в зоне боевых действий.
Перейдём к рассмотрению второй группы литературы. Исторический путь аэрофотосъёмочных работ в России в период с 1880-х по 1950-е гг. исследовала И.А. Бычкова . Эпизодические до 1917 г., аэрометоды в Советской России активно начали внедряться в различные сферы науки и практики, и в первую очередь в область геологии, гидрологии и лесоводства. Особое внимание исследовательница уделяет деятельности научных учреждений, занимавшихся проблемами использования аэрометодов: НИИ Аэросъёмки, Постоянной комиссии АН СССР по применению аэросъёмки, Лаборатории аэрометодов АН СССР.
В 2011 г. была издана книга Л.М. Матиясевич «Аэрофоторазведка. Прошлое-настоящее-будущее», сочетающая в себе элементы исторического исследования и воспоминаний . Автор проследил становление аэрофотосъёмки, а в дальнейшем и космической съёмки, как мощного инструмента, применимого для нужд разведки, науки и хозяйства. Написанная не историком (Л.М. Матиясевич - инженер-картограф, доктор технических наук), работа ценна и в плане хронологии укоренения аэрометодов в Российской Империи и СССР: сообщаются малоизвестные сведения об энтузиастах, конструкторах, воздухоплавателях и лётчиках, осваивавших воздушное фотографирование, и в мемуарной своей части: автором - участником ВОВ, подробно рассмотрены вопросы кадрового обеспечения, структуры и материального обеспечения аэрофотослужб разведывательных авиаполков времён ВОВ, методики выполнения полётов на аэрофоторазведку, приводятся данные о боевом пути некоторых авиаполков воздушной разведки и даже конкретных лётчиков. После войны Л.М. Матиясевич продолжил деятельность в области аэрофотосъёмки на преподавательских и научных должностях в вузах, НИИ, КБ, и стоял у истоков отечественной космической съёмки. Книга подводит к некоторым важным проблемам. В частности, к пагубной межведомственной разобщённости, исторически сложившейся в нашей стране. Колоссальный массив аэрофотографического материала, накопленного за годы ВОВ, не дал взрывного роста отечественной воздушной археологии, который при схожих условиях, наблюдался в Англии и Франции ещё даже после Первой мировой войны - в этих странах конструктивный диалог между научной общественностью и командованием военно-воздушных сил оказался возможен.
Сегодня всё чаще появляются работы о разноцелевом и узконаправленном использовании «беспилотников». Применению БИЛА - мультикоптеров в изучении памятников архитектуры и их реставрации посвящена статья Д.В. Литвинова. По мнению автора, «беспилотники» незаменимы для предварительной фотофиксации состояния архитектурного памятника, поскольку обладают следующими преимуществами: а) доступность (широкий выбор аппаратов разных по цене); б) безопасность (дистанционное управление с земли); в) оперативность (аппарат легко можно доставить в место проведения съёмок); г) мобильность (всё оборудование легко разбирается и собирается); д) манёвренность (точное определение расстояния между зданиями, деревьями и т. д.)
Применению БПЛА в научном лесоводстве посвящена статья географов из ПГНИУ (г. Пермь) С.А. Бузмакова, Д.Н. Андреева и П.Ю. Санникова . Ценность первой части их работы заключается в классификации иностранной литературы по темам использования дронов в дендрологии, фитопатологии и техногенного воздействия на лесные экосистемы. В другой части статьи, учёные освещают опыт собственных исследований лесов с БПЛА, создания цифровых моделей рельефа (ЦМР). По мнению исследователей, применение для изучения лесов аэрофотосъёмки с БПЛА, имеет преимущество перед спутниковыми изображениями: более высокое пространственное разрешение, меньшая зависимость от облачности, оперативность и периодичность съёмки. Вместе с тем, авторы отмечают и недостатки этого аэрометода, которые характерны и для любых других исследований с применением БПЛА: возможные ошибки оператора, зависимость от метеоусловий, сложности с дальнейшей фотограмметрической обработкой полученных фотоизображений, а также несовершенство отечественного законодательства в сфере авиации.
В другой работе П.Ю. Санникова кратко освещён опыт использования БПЛА для экологических исследований ландшафтного заказника «Предуралье», и в частности, для решения задачи инвентаризации рекреационной нагрузки на него.
Статья Р.А. Зиганшина посвящена истории ландшафтных исследований на базе Института леса им. В.П. Сукачева СО РАН, начиная с 1963 г. В статье приводится подробный библиографический список работ лесоустроителей, к тому же, узкотематически расклассифицированный. Прикладная ориентация этих работ может оказаться полезной для переноса «лесного» опыта в музейное дело, в частности для охранных мероприятий в музейных комплексах под открытым небом: в скансенах, национальных парках, резерватах, дворцово-парковых и усадебных комплексах, музеях-заповедниках и т. д.
Представляется важным обратить внимание на работы, рассматривающие и другие аспекты применения аэрометодов в естествознании: изучение архива материалов авиаучёта копытных в Красноярском крае для сравнения с текущей ситуацией1, прогноз паводковой ситуации на реке Есиль (Ишим) в Казахстане, фиксацию эрозионных потерь почвы, использование БИЛА в системах точного 4 земледелия, и в целом, перспективы экологического мониторинга сельскохозяйственных угодий. Будучи творчески переработан, этот опыт может быть перенесён в музейную практику.
Основной целью нашего исследования является выявление потенциала использования аэрометодов в деле изучения, репрезентации и сохранения культурного наследия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть практику применения аэрометодов в естествознании и гуманитаристике;
- проанализировать варианты и возможности применения аэрометодов для изучения, репрезентации и сохранения культурного наследия.
Объектом нашего исследования выступают визуальные и инструментальные аэрометоды, основанные на производстве полётов пилотируемой и беспилотной авиацией, а также другими типами летательных аппаратов.
Предметом исследования является потенциал использования аэрометодов в музейной практике: в деле изучения, репрезентации и сохранения объектов культурного наследия.
В ходе выполнения нашей работы применялись следующие методы научного исследования:
- методы анализа и синтеза. Они применялись на протяжении всего исследования, например, для выявления общего и специфического в целях и задачах воздухоплавательных и аэродинамических полётов или в использовании аэрометодов в естествознании и гуманитарных науках;
- методы дедукции и индукции. Они также использовались на протяжении всей работы, позволяя делать выводы о сути изучаемых нами явлений;
- метод моделирования. Он позволяет прогнозировать явления, интересующие исследователя, и применялся нами, например, для прогнозирования возможных вариантов использования аэрометодов в репрезентации или сохранении культурного наследия;
- сравнительно-исторический метод. Он применялся для сопоставления форм бытования новых сфер человеческой деятельности - авиации и, ранее - аэронавтики, в России и других странах мира.
Основными источниками для исследования послужили опубликованные материалы и документы:
1) законы и нормативные акты, регламентирующие производство полётов и использование воздушного пространства РФ, перемещение в атмосфере пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, деятельность в области авиации1;
2) материалы периодической печати - статьи двух выпусков международного журнала Museum (№ 1 (№137) за 1983 г. и № 1 (№ 195) за 1998 г.). Первый выпуск целиком посвящён связям подводной археологии с музейным миром, а значительная часть второго - мировым авиакосмическим музеям ;
3) фотодокументы - аэрофотоснимки (в том числе отбиравшиеся для участия в музейных выставках и имеющие музеографические справки в описании) с сайта швейцарского фотожурналиста и воздушного археолога Георга Герстера1; оцифрованные аэрофотоархивы воздушных археологов Клауса Лейдорфа (Германия) и Рожера Агаша (Франция)
4) документы личного происхождения: носящее во многом характер мемуаров, исследование Л.М. Матиясевич «Аэрофоторазведка. Прошлое- настоящее-будущее»; дневник Евгении Рудневой - Героя Советского Союза, штурмана 46 ночного гвардейского бомбардировочного полка, в историографии известного также под наименованием «ночные ведьмы» ; документальная книга «Повесть о Жене Рудневой», сочетающая в себе элементы научной биографии и воспоминаний, и написанная лётчицей М. Чечневой, во время войны - командира эскадрильи 46 ночного гвардейского бомбардировочного полка ; записки, являющиеся одновременно мемуарами, лётчика-испытателя Марка Галлая, составившие две книги «Через невидимые барьеры» и «Испытано в небе».
Научная новизна работы заключается в том, что данное исследование является первым, где применение аэрометодов в сохранении, изучении и репрезентации культурного наследия изучены в комплексе с привлечением разнообразных источников.
Практическая значимость исследования заключена в возможности применения предложенных вариантов использования аэрометодов для изучения, репрезентации и сохранения культурного наследия в музейной практике, а также для подготовки лекционного материала по прикладному музееведению.
Магистерская работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения, списка источников и литературы. Во введении обоснована актуальность работы, сформулирована её цель и задачи, дан краткий обзор литературы, затрагивающей различные аспекты применения аэрометодов, а также использованных источников. В первой главе освещено явление, характеризующееся тем, что воздухоплавание и авиация поначалу тяготели, скорее, к области досуга, спорта и зрелища, нежели к другим сферам человеческой деятельности. Здесь же рассмотрено укоренение аэрометодов, как инструмента научных исследований. Во второй главе обозреваются уже сложившиеся практики применения аэрометодов для достижения специфических музейных целей, а также предпринимается попытка выявления потенциала использования аэрометодов для изучения, репрезентации и сохранения культурного наследия. В заключении сформулированы выводы исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Производство полётов, на котором основано использование аэрометодов, на первый взгляд - сугубо техническая сфера человеческой деятельности. Действительно, полёты невозможны без аэронавигационных, аэродинамических, метеорологических и других физико-математических знаний у людей, вовлечённых в их выполнение и обеспечение. Современный этап развития цивилизации характеризуется также тем, что зачастую авиация - это грозное оружие. Среди всей производящейся в мире авиационной техники, существенную часть составляют самолёты, вертолёты и БПЛА военного либо полицейского назначения.
Так было не всегда, и летательные аппараты, как и всё созданное человеком, могут служить разным целям, решать разнообразный круг задач. Наш краткий, не претендующий на всеохватность, обзор первых реальных и успешных шагов в деле покорения неба, показывает, что на заре своего появления и аэронавтика, и авиация с одной стороны, тяготели к области человеческого досуга и развлечения, являясь своеобразным видом искусства и спорта одновременно, а с другой стороны, являли собой мощный инструмент научного познания, сначала в области естествознания, а в дальнейшем, и в гуманитаристике.
Немалую долю среди выпускаемой мировыми авиазаводами продукции составляют также транспортные и пассажирские воздушные суда. Это обстоятельство демонстрирует, что авиация и сфера человеческой культуры не разошлись навсегда. Как ничто другое, воздушный транспорт интенсифицировал гуманитарную коммуникацию в мире: проявления этого и в доступности тропических пляжей для жителей Севера, и в возможности для людей науки с разных континентов собраться на международной конференции, даже если место её проведения - остров в Полинезии.
Воздушный пассажирский транспорт создал условия для настоящего туристического бума, и музеи, как звенья культурно-туристических маршрутов, оказались здесь в серьёзном выигрыше. Это опосредованное влияние авиации на музейный мир может сочетаться и с интенсивным внедрением аэрометодов в свои практики самими музеями. На этом пути возможно качественное обогащение буквально всех стратегий профессиональной музейной деятельности, всех аспектов миссии музея.
Аэрометоды представляются превосходным набором инструментов для исследователей культурного наследия. Блестящие успехи воздушной археологии в XX в. и результативное применение LIDAR-ных технологий, подталкивают к активному внедрению в работу музеев визуальной и инструментальной воздушной разведки, и аэрофотсъёмки в различных участках спектра. Научно- исследовательская деятельность музеев, всё больше опирается сегодня на информационные системы, которые, в свою очередь, имеют тенденцию к расширению, информационной многослойности, и включению в себя З-D моделей. Создание таких сложных информационных систем требует не только качественных компьютерных программ, но нередко и применения БПЛА.
«Дроны» или аэростаты могут служить также для изучения и демонстрации некоторых проявлений нематериального культурного наследия - театральных действ, карнавальных шествий, спортивно-игровых состязаний и традиционных производственных процессов.
Помогая добывать новое знание, аэрометоды способны привнести особое качество в область репрезентации культурного наследия. В человеческой культуре уже давно укоренился воздушный ракурс трансляции памятников и ландшафтов. Музеографическая продукция, сайты музеев и учреждений музейного типа сегодня активно наполняются такими воздушными фотообразами. Логичным представляется движение дальше - постановка на научную основу, сложившихся стихийных практик экскурсионных полётов. Одна из главных задач музеев - просветительская, научно-популяризаторская, решается здесь наилучшим способом: для музейной аудитории воздушная лекция и наблюдение с воздуха памятника истории, культуры или природы, может оказаться одним из самых ярких жизненных впечатлений.
Множество авиамузеев мира располагаются на бывших или даже действующих аэродромах. Демонстрация с воздуха самой воздушной гавани и музейной коллекции авиационной техники, представляется наиболее уместным методом репрезентации коллекций. Аэрометоды могут оказаться вообще единственно приемлемым вариантом репрезентации наследия, если речь идёт о сакральных ландшафтах, индустриальных памятниках, представляющих опасность для человека или памятниках природы, для которых представляет опасность антропогенное воздействие.
Огромный потенциал заложен в применении аэрометодов для целей сохранения культурного наследия. Уже сегодня трудно представить работу по виртуальной реконструкции любых руинированных объектов без использования БПЛА. Применяются «дроны» и для восстановления архитектурных памятников. Ещё первыми воздушными археологами отмечалось преимущество высотного ракурса для получения общего плана исследуемого объекта в контексте окружающего ландшафта, недоступного земному наблюдателю. Это обстоятельство делает аэрометоды эффективным инструментом при выполнении мероприятий по музеефикации историко-культурных и природных объектов. Трудно переоценить эффективность аэрометодов и в сфере музейной безопасности, особенно если речь идёт о таких сильно протяжённых в пространстве территориях, как национальные парки и музеи-заповедники.
Сложная деятельность по сохранению наследия включает также работу по включению его объектов в современную культуру. Аэрошоу, организованные вблизи (или на территории) музеев - от фестиваля воздушных змеев из бумаги до выступления пилотажных групп - несомненно, помогают решать эту задачу.
Широкий простор открыт здесь для музейно-педагогической работы, для создания студий авиа- и ракетомоделирования при музеях науки и техники и мемориальных музеях персоналий авиакосмической отрасли, кружков естествознания при краеведческих музеях, использующих воздушные змеи, шары- пилоты и метеоракеты для метеорологических наблюдений. Наконец, в стенах разнопрофильных музеев хорошо будут чувствовать себя лаборатории аэрофотосъёмки и эксплуатации БПЛА.
Не ждёт ли авиацию вновь, на очередном диалектическом витке человеческой истории, крен в область человеческого развития, досуга и культуры? И не ждёт ли научное применение авиации расширение и углубление по всем направлениям? Рано или поздно должны быть созданы условия для появления настоящей музейной авиации, как пилотируемой, так и беспилотной. Главное её назначение видится в неразрывной смычке с целями науки о музеях: изучение, репрезентация и сохранение природного и культурного наследия.



1. Федеральные авиационные правила производства полётов Государственной авиации, Федеральные авиационные правила полётов (ФАППП ГА, ФАПП) [Электронный ресурс]: Авиационные документы на сайте Авиаклуба «Сварожич». - URL: http://www.svarogich26.ru/index.php/dokumenty(дата обращения: 05.06.2019).
Периодическая печать:
1. Аэрокосмические музеи // Museum. Международный журнал. - 1998. - № 1. (№ 195).
2. Музеи и подводная археология // Museum. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. - 1983. - № 1 (№137).
Фотодокументы:
1. Georg Gerster Air Photography [Электронный ресурс]: Сайт и цифровой
архив аэрофотографии Георга Герстера, 2017. - URL:
https://www.georggerster.com/en(дата обращения: 05.06.2019).
2. Klaus Leidorf Luftbilddokumentation [Электронный ресурс]: Онлайн- база аэрофотографии Клауса Лейдорфа, 2019. - URL: http://www.leidorf.de/(дата обращения: 05.06.2019).
3. Архив аэрофотографии Рожера Агаша [Электронный ресурс]: База данных MEMOIRE министерства культуры Франции. - URL: http://www2. culture.gouv.fr/public/mistral/memoire_fr? ACTION=CHERCHER&FIELD _4=AUTP&VALUE_4=agache (дата обращения: 05.06.2019).
Документы личного происхождения:
1. Галлай М.Л. Через невидимые барьеры. Испытано в небе. (Записки летчика-испытателя) / М.Л. Галлай. - М., 1969. - 512 с.
2. Матиясевич Л.М. Аэрофоторазведка. Прошлое-настоящее-будущее / Л.М. Матиясевич. - Казань, 2011. - 159 с.
3. Руднева Ж. Пока стучит сердце // Из дневников современников. - М., 1965.-С. 310-333.
4. Чечнева М.П. Повесть о Жене Рудневой / М.П. Чечнева. - М., 1978. - 288 с.
Литература
1. Акинчин А.В., Левшаков Л.В., Линков С.А., Ким В.В., Горбунов В.В. Информационные технологии в системе точного земледелия // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 9. - С. 16-21.
2. Алябьева Л. Воздушный шар как развлечение: из истории английской «воздухоплавательной лихорадки» // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 6. -С. 101-125.
3. Андрианов Б.В. Дешифрирование аэрофотоснимков при изучении древних оросительных систем // Археология и естественные науки: сб. ст. - М., 1965.-С. 261-267.
4. Андронников В.Л. Аэрометоды изучения эрозии почв // Вестник сельскохозяйственной науки. - 1968. - № 2. - С. 55-58.
5. Аржанцева И.А. Имперская археология и археологические империи: советская Хорезмская археологическая экспедиция // Этнографическое обозрение. -2013,-№4.-С. 65-87.
6. Археология и естественные науки : сб. ст. / под общ. ред. Б. А. Колчина. - М., 1965. - 347 с.
7. Ассовская А.С. Командируется в стратосферу / А.С. Ассовская. - Л., 1983.- 128 с.
8. Бабич В.К. Авиация в локальных войнах. - М., 1988. - 207 с.
9. Базанин И.В., Борисов Ю.А., Волоков В.В., Дмитриев В.К., Живоглотов Д.Н., Макоско А.А., Струнин А.М., Струнин М.А. Бортовые комплексы само лёта-лаборатории нового поколения ЯК-42 Д «РОСГИДРОМЕТ» для измерения и регистрации навигационных параметров и термодинамических параметров атмосферы // Метеорология и гидрология. - 2014. - № 11. - С. 83-102.
10. Барт Р. Мифологии / Р. Барт пер. с фр. С. Зенкина - М., 2017. - 351 с.
11. Беляновский А. В схватке с воздушным океаном... К 100-летию Первой международной воздухоплавательной выставки в Петербурге // ЭКСПО Ведомости. - 2011. - № 5-6. - С. 30-35.
12. Бобков А.Е., Пуртов И.С., Шуров А.П., Щербинин Д.Ю. Виртуальная реконструкция истории космических полетов советских/ российских пилотируемых кораблей // Вопросы истории естествознания и техники. - 2013. - Т. 34. №4.-С. 138-144.
13. Бузмаков С.А., Андреев Д.Н., Санников П.Ю. Применение беспилотного летательного аппарата при обследовании состояния лесов // Геология, география и глобальная энергия. - 2015. - № 4. - С. 60-69.
14. Бычков В.Н. Летопись авиации и воздухоплавания / В.Н. Бычков. - М., 2006.-816 с.
15. Бычкова И.А. История развития аэрометодов в России в 1880-Х-1950- х гг. // Метеорологический вестник. - 2010. - Т. 3. № 1-1 (6). - С. 54-68.
16. Войтик Е.А. Спортивный медиатекст: зарождение и развитие (на материале периодических изданий XVIII- XIX вв.) / Е. А. Войтик. - Томск, 2017. - 288 с.
17. Волков А. «Видеть сквозь землю» - это время пришло! // Знание - сила. - 2015. - № 2. - С. 4-13.
18. Вторый В.Ф., Вторый С.В. Перспективы экологического мониторинга сельскохозяйственных объектов с использованием беспилотных летательных аппаратов // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства. - 2017. - № 92. - С. 158-166.
19. Гафуров А.М. Возможности использования беспилотного летательного аппарата для оценки почвенной и овражной эрозии // Ученые записки Казанского университета. Серия: Естественные науки. - 2017. - Т. 159., кн. 4. - С. 654-667.
20. Герлах А. Первые воздухоплаватели / А. Герлах; пер. и обраб. Н.Д. Шаховской. - М., 1929. 79 с.
21. Городецкий В., Шишанов В.А. К истории трофейных аэрофотоснимков Витебска 1941 г. из Национальной администрации архивов США // Актуальные проблемы источниковедения. Материалы IV Международной научно-практической конференции к 420-летию дарования городу Витебску магдебургского права, Витебск, 20-21 апреля 2017 г. - Витебск. 2017. - С. 103-107.
22. Гусев А.М. В снегах Антарктиды. / А.М. Гусев - М., 1961. - 192 с.
23. Дойель Лео Полет в прошлое / Лео Дойель. - М., 1979. - 296 с.
24. Зиганшин Р.А. К истории ландшафтных исследований в институте леса им. В.Н. Сукачева СО РАН // Лесная таксация и лесоустройство. - 2011. - № 1-2 (4546). - С. 94-104.
25. Игонин Н.И. Применение аэрофотосъёмки при изучении археологических памятников // Археология и естественные науки: сб. ст. - М., 1965.-С. 256-260.
26. Калинцев О. Ищу самолёт // Советский музей. - 1985. - № 1. - С. 49- 58.
27. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России / М.Е. Каулен. - М., 2012. - 432 с.
28. Козлов В. П., Казашвили В. Г. Авиация России / В. П. Козлов, В. Г. Казашвили. - М., 2000. - 30 с.
29. Коробов Д.С. Основы геоинформатики в археологии : учеб, пособие / Д.С. Коробов. - М., 2011. - 224 с.
30. Лисов И.П. Свободный полёт / И.П. Лисов. - М., 1979. - 223 с.
31. Литвиненко М.Ю., Маховых И.А., Крючков В.Н., Немилостев Н.Д., Сартин С.А. Данные с БПЛА для построения цифровой модели бассейна реки Есиль (Ишим) // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 19-23.
32. Литвинов Д.В. Современные методы аэрофотосъёмки с беспилотных летательных аппаратов при обследовании и реставрации памятников архитектуры // Приволжский научный журнал. - 2015. - № 4. - С. 113-117.
33. Лысакова Е.Н. История и методология отечественной авиационной психологии // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1-1. - С. 235-239.
34. Маллер О.Н., Савченко И.А., Емельянов В.И., Путинцев А.В. Авиаучет копытных на территории Канскоой группы районов Красноярского края // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 2. - № 1. - С. 66-70.
35. Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования / А. И. Мартынов, Я. А. Шер. - М., 1989. - 223 с.
36. Матиясевич Л.М. Аэрофоторазведка. Прошлое-настоящее-будущее / Л. М. Матиясевич. - Казань, 2011. - 159 с.
37. Никифорова Н.В., Сидорчук И.В. Культурная история электричества в России XIX века: электрический свет как спектакль и развлечение // Вопросы истории естествознания и техники. -2О17.-Т.38.-№3.-С. 448-469.
38. Обручев С.В. Визуальная съемка с самолета пустынь центральной Австралии // Известия государственного географического общества. - 1937. - Т. 69, вып. 1.-С. 172-174.
39. Павлов С.П. Применение аэросъемки в археологии // Проблемы истории докапиталистических обществ. - М-Л., 1934. - № 11-12. - С. 61-70.
40. Пале С.Е. Традиции и современность в странах Океании в XXI в. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2015. -№ 27. - С. 115-133.
41. Постельных Т.В., Постельных К.А., Посаченко Г.В., Кашенцева Т.А. Подготовка птенцов стерха с использованием сверхлегкой авиации для выпуска в природу // Журавли Евразии: биология, охрана, управление. Сб. трудов IV международной научной конференции «Журавли палеарктики: биология, охрана, управление». - 2015. - 504 с.
42. Почтарев А.П., Горбунова Л.И. Полярная авиация России 1914-1945 гг. Кн. 1 / А.П. Почтарев, Л.И. Горбунова - М., 2011. -592 с.
43. Пронин А. Русская авиатрисса // Братишка. Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. - 2008. - № 11. - С. 72-75.
44. Пфейфер Ф. Погода интересует всех / Ф. Пфейфер. - Л., 1966. - 268 с.
45. Санников П.Ю. Опыт применения беспилотного летательного аппарата для исследований ландшафтного заказника «Предуралье» // Антропогенная трансформация природной среды. - 2015. - № 1. - С. 255-259.
46. Сократова П.П. Антарктические оазисы: история открытий // Вопросы истории естествознания и техники. - Т.30.-№4,- 2009. - С. 58-76.
47. Соллингер Г. Авиация в Риге: первые шаги (1908-1914) // Вопросы истории естествознания и техники. - 2017. - Т. 38. - № 4. - С. 662-684.
48. Соллингер Гюнтер С.А. Андрэ - на аэростате к северному полюсу // Вопросы истории естествознания и техники. - 2004. - № 3. - С. 43-77.
49. Соловьева П.Ф., Соловьев С.Л., Блохин Е.К. Пальмира во времени и пространстве // Бюллетень института истории материальной культуры российской академии наук. - СПб., 2017. - Т. 6. - С. 275-284.
50. Справочник летчика и штурмана / под ред. М.В. Лавского. - М. 1974. - 504 с.
51. Толстов С.П., Андрианов Б.В., Игонин П.П. Использование аэрометодов в археологических исследованиях // Советская археология. - 1962. - № Г-С. 3-15.
52. Томилин М.Г. Над линиями Паска: полет и размышления // Латинская Америка. - 2013. - № Г- С. 74-89.
53. Усова Н.В., Чугреев И.Г., Владимирова М.Р. Использование новейших технических достижений при обмерах и исследовании памятников архитектуры как ценный ресурс сохранения культурного наследия страны // Сб. ст. Материалы международной научно-практической конференции Наука, образование и экспериментальное проектирование, Москва 06-10 апреля 2015 г. - М., 2015. - С. 244-247.
54. Фальк-Рённе Арне Путешествие в каменный век. Среди племён Новой Гвинеи / Арне Фальк-Рённе - М., 1986. - 197 с.
55. Фигье Л. Важнейшие открытия и изобретения по части наук и промышленности: со многими политипажами / Л. Фигье. - СПб., 1862. - 373 с.
56. Цзяньго Лю, Дэсинь Цун Применение технологии трехмерного моделирования при изучении буддистских памятников // Universum Humanitarium. -2017. -№ l.-C. 92-108.
57. Чернов А.А. Путешествия на воздушном шаре / А. А. Чернов. - Л., 1976.-232 с.
58. Шмидт И.В. Охранная археология в Германии. Часть вторая - тезисы о сложении новой культуры научного исследования и становления археологической ГИС Саксонии // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. -2017,-№4(16).-С. 235-241.
59. Шмидт И.В. Охранная археология в Германии: тезисы о начале и принципах развития // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2016. - № 2 (10). - С. 130-136.
60. Эттингер И.Л. Город не горит // Химия и жизнь. Ежемесячный научно-популярный журнал Академии Наук СССР. - 1984. - № 1. - С. 32-36.
61. Язев С.А. Геоглифы пустыни Наска: вопросы и ответы // Земля и Вселенная. - 2011. - № 6. - С. 84-93.
62. Язев С.А. Мифы минувшего века / С.А. Язев - Новосибирск, 2003. - 341 с.
63. Aveni Anthony F. Between the lines: the mystery of the giant ground drawings of ancient Nasca, Peru / Anthony F. Aveni University of Texas, Austin. - 2000. -258p.
64. Boase Wendy The Sky's the limit. Women Pioneers in Aviation / Wendy Boase. - New York, 1979. - 223 p.
65. Bradford John S.P. Ancient Landscapes. Studies in Field Archaeology / John S.P. Bradford. - L., 1957.
66. Bradford John S.P. Etruria from the Air // Antiquuity Journal. - 1947. - №
6. -C. 74-83.
67. Crawford O.G.S. and Alexander Keiller. Wessex from the Air / O.G.S. Crawford and Alexander Keiller. - Ox., 1928. - 263 c.
68. Poidebar Antoine. La Trace de Rome dans le desert de Syrie. Le limes de Trajan a conquete arabe. Recherches aeriennes / Antoine Poidebar. 2 vols. - P., 1934.
69. Welch Rosanne Encyclopedia of Women in Aviation and Space / Rosanne Welch. - Santa-Barbara, California, 1998. - 292 p.
Ресурсы Internet
1. Аэроэкспедиция «Русский Север - 2018» [Электронный ресурс] / Сайт
Русского географического общества. - URL:
https ://www.rgo.ru/ru/event/aeroekspediciya-russkiy-sever-2018 (дата обращения 06.06.2019).
2. В рамках всероссийской акции "Живи, лес!" на Вологодчине был создан новый природный объект - геоглиф из кедров [Электронный ресурс] / Первый лесопромышленный портал. - URL: http://www.wood.ru/ru/lonewsid- 65490.html(дата обращения 05.06.2019).
3. Геоглиф «Ленин» в Вытегорском районе включили в перечень объектов культурного наследия [Электронный ресурс] / Портал города Череповец. - URL: https://cherinfo.ru/news/99698-geoglif-lenin-v-vytegorskom-rajone-vklucili-v- perecen-obektov-kultumogo-nasledia(дата обращения 05.06.2019).
4. Заклинатели ветров: интервью с пилотом воздушного шара [Электронный ресурс] / Сайт научно-популярного журнала «Вокруг света» - URL: http://www.vokrugsveta.ru/article/292592/(дата обращения 05.06.2019).
5. Информация о выставке «Прошлое сверху: в призме Георга Герстера»
[Электронный ресурс] / Сайт Британского музея. 2019. - URL:
https://www.britishmuseum.org/the_museum/london_exhibition_archive/archive_past_fr om above.aspx (дата обращения 06.06.2019).
6. Информация об альбомах аэрофотографии [Электронный ресурс] /
Интернет-архив (некоммерческая библиотека - коллекция книг, фильмов, программного обеспечения). - URL: https://archive.org/search.php?query=subject%3A%22aerial+photographs%22(дата обращения 05.06.2019).
7. Информация об архиве воздушной съёмки Германии [Электронный ресурс] / Сайт Государственного управления по сохранению памятников Баден- Вюртемберга. - URL: https://www.denkmalpflege-bw.de/service/bild-und- planarchive/luftbildarchiv.html(дата обращения 06.06.2019).
8. Исследование поселений с симметричной планировкой в Кисловодской котловине [Электронный ресурс] / Портал Института Археологии РАН 2006-2019. - URL: http://www.archaeolog.ru/7idM72(дата обращения 06.06.2019).
9. История полётов: [Электронный ресурс] / Интернет-журнал об авиации и авиаторах. Historic Wings. 1997-2018. - URL: http://fly.historicwings.com/(дата обращения 05.06.2019).
10. Картина Ван Гога площадью в полгектара появилась в Миннеаполисе [Электронный ресурс] / Портал Компании Мирум - URL: http://mirum.ru/news/world_trend/raznoe/kartina_van_goga_ploshchadyu_v_polgektara_ poyavilas v minneapolise/ (дата обращения 05.06.2019).
11. Макаров О. Як-42: метеорологический самолёт нового поколения
[Электронный ресурс]: Сайт научно-популярного журнала «Популярная механика». - URL: https://www.popmech.ru/technologies/15335-yak-42d-
meteorologicheskiy-samolyet-novogo-pokoleniya/ (дата обращения: 05.06.2019).
12. Музей воздушных змеев [Электронный ресурс] / Портал wMuseum.ru- Музеи мира. Worlds Museums. 2011-2016. - URL: https://wmuseum.ru/aziya/234- muzey-vozdushnyh-zmeev.html(дата обращения 05.06.2019).
13. Музейно-выставочный центр Росфото [Электронный ресурс] / Росфото - URL: https://rosphoto.org/(дата обращения 06.06.2019).
14. Мясищев М-55 «Геофизика» [Электронный ресурс]: Большая авиационная энциклопедия Уголок Неба - URL: http://www.airwar.ru/enc/spy/m55.html(дата обращения 06.06.2019).
15. ОАК: [Электронный ресурс] / Сайт Объединённой авиастроительной корпорации. - URL: https://www.uacrussia.ru/ru/(дата обращения 05.06.2019).
16. Первые русские летчики. Интернет-музей российской авиации: [Электронный ресурс] / Портал, посвящённый отечественным учёным, инженерам, конструкторам, лётчикам, внёсшим вклад в развитие мировой авиации. - URL: http://авиару.рф/ау1атuseum/aviatory/letchiki/rossijskaya-imperiya-2/ (дата обращения 05.06.2019).
17. Пролетая над Кенозерьем [Электронный ресурс] / Сайт ФГБУ "Национальный парк "Кенозерский" - URL: http://www.kenozero.ru/o- parke/materialy/mediagalereya/video/proletaya-nad-kenozerem/(дата обращения 06.06.2019).
18. Самолет-лаборатория «Оптик» [Электронный ресурс]: Сайт ФГБУН Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН - URL: https://www.iao.ru/ru/structure/juc/plane(дата обращения 06.06.2019).
19. Создание базы данных по культурным ландшафтам дельтовых областей Приаралья по материалам аэрофотосъемок Хорезмской экспедиции 1940- х-1970-х годов [Электронный ресурс] / Сайт Российского фонда фундаментальных исследований, 1992-2019. - URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/project_search/o_283533(дата обращения 06.06.2019).
20. Сорокина И. Действующую модель самолета конструкции Александра Можайского представили в Вологодском музее-заповеднике [Электронный ресурс] / Портал о культуре Вологодской области - URL: http://cultinfo.ru/news/2019/3/the- current-model-aircraft-construction-alexander-m(дата обращения: 06.06.2019).
21. Страница Группы археолого-географических информационных систем (АГИС) отдела охранных раскопок [Электронный ресурс] / Портал Института археологии РАН, 2006-2019. - URL: http://www.archaeolog.ru/?id=53(дата обращения 06.06.2019).
22. Туроператор Коми запустил вертолётные туры Маньпупунёр [Электронный ресурс] /Сайт Федерального агентства по туризму. - URL: https://www.russiatourism.ru/regions/?fedok=108&freg=234&article=15829(дата обращения 05.06.2019).
23. Услуги парка: Вертолётная экскурсия [Электронный ресурс] / Сайт Национального парка Югыд-Ва. - URL: https://yugyd-va.ru/Turizm-i-otdih/Uslugi- parka(дата обращения 05.06.2019).
24. Antiquity Journal. Review of world archaeology [Электронный ресурс] / Сайт научного журнала Antiquity, 2017. - URL: https://antiquity.ac.uk/latest(дата обращения 06.06.2019).
25. APAAME. Aerial Photographic Archive for Archaeology in the Middle East [Электронный ресурс] / Онлайн-архив археологической аэрофотосъёмки Ближнего Востока. - URL: http://www.apaame.org/(дата обращения: 06.06.2019).
26. EAMENA. Endengered Archaeology in the Middle East and North Africa [Электронный ресурс] / Сайт международного проекта EAMENA. 2016. - URL: http://eamena.arch.ox.ac.uk/(дата обращения: 06.06.2019).
27. iWOAW: [Электронный ресурс] / Портал Всемирного института женской авиации. iWOAW. - URL: https://www.iwoaw.org/(дата обращения 05.06.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ