Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа №69893

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
637
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного
мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего
школьного возраста
1.1. Изучение наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Особенности наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста
1.3. Возможности развития наглядно-образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью
2.1. Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3. Психологическая коррекция наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью и анализ ее эффективности
Заключение
Список литературы
Приложение

Мышление является наивысшим и наиболее сложным познавательным процессом. Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимно дополняют и развиваются на всем протяжении его жизни.
В последнее время увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с интеллектуальной недостаточностью. У детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Особенно большие трудности вызывает у учащихся начальных классов использование наглядно-образного мышления, поскольку дети не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно.
Проблема исследования наглядно-образного мышления в процессе развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников занимает большое место в специальной психологии. Прямо или косвенно она затрагивается во многих исследованиях В.Г. Петровой, С.Л. Новоселова, Ж.И. Шиф, И.А. Грошенкова, С.Я. Рубинштейн и др.
В.Г. Петрова пишет, что мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Их мышление характеризуется конкретностью и слабостью обобщений.
Согласно С.Л. Новоселовой, весь путь развития наглядно-образного мышления ребенка связан с процессом формирования предметности его деятельности. У ребенка становление предметности идет путем присвоения им человеческих способов и мотивов реализации деятельности. Отличительной особенностью отражательной деятельности ребенка с таким типом ограниченных возможностей здоровья, как интеллектуальная
недостаточность является нарушение его познавательной деятельности, прежде всего, это нарушение обобщенного и опосредованного познания.
По данным Ж.И. Шиф, основной характеристикой наглядно-образного мышления является способность решать мыслительные задачи в результате умственных действий с образами, представлениями. При этом, оперирование образами предметов реального мира осуществляется во внутреннем умственном плане, посредством внутренней речи. Согласно результатам исследования Ж.И. Шиф, что для умственно отсталых школьников характерно недоразвитие анализа и синтеза воспринимаемых и представляемых предметов. Их внимание привлекают не существенные свойства предметов, а отчетливо выступающие внешние-зрительно воспринимаемые признаки. У детей специальных школ наблюдаются трудности представления отдельных предметов и предметных ситуаций по словесному описанию. Данная категория детей, сопоставляя хорошо знакомые им предметы, оказываются не в состоянии выделить их главные, общие свойства. Они не понимают саму задачу сравнения по представлению. Дети не могут свободно использовать слово как средство осмысления ситуации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка, усвоение новых знаний и новых представлений об окружающем мире, а знание всех особенностей данного вида мышления, будет способствовать наиболее благоприятным условиям обучения, соответствующим реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития.
Сравнительно низкий уровень разработанности проблемы развития наглядно-образного мышления в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью дают основания считать исследования нарушений в области мышления и определение путей его коррекции у детей данной категории одним из актуальных вопросов специальной психологии.
Проблема исследования: каковы особенности развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста с таким типом ограниченных возможностей здоровья, как интеллектуальная недостаточность?
Объект исследования: наглядно-образное мышление у младших школьников.
Предмет: наглядно-образное мышление у детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) младшего школьного возраста.
Цель исследования: определить возможности развития наглядно-образного мышления в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраст, а именно с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза. У детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) обнаруживается неразвитость высших мыслительных операций (обобщение, абстрагирование). Развитие данных мыслительных операций способствует повышению уровня их наглядно-образного мышления.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста с таким типом ограниченных возможностей здоровья, как интеллектуальная недостаточность.
2. Выявить особенности наглядно-образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
3. Обосновать коррекционную программу по развитию наглядно-образного мышления и провести формирующий эксперимент по коррекции уровня наглядно-образного мышления.
4. Осуществить анализ эффективности коррекционной программы по развитию наглядно-образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции отечественных и зарубежных учёных: В.Г. Петровой, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, И.А. Грошенкова, С.Я. Рубинштейн, в которых прямо или косвенно затрагивается проблема исследования наглядно-образного мышления в процессе развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись: теоретический анализ научно-методической литературы; методы опроса; беседа; экспериментальные методы исследования (констатирующий и формирующий эксперимент); методы количественного и качественного анализа результатов исследования (математическая обработка данных проведена на основе критерия Т-Вилкоксона и критерия Фишера расчет углового преобразования, математическая обработка данных проводилась с помощью SPSS 22); методы интерпретации.
Методики исследования:
1. Методика Л.А. Венгер «Лабиринт».
2. Методика А.Н. Бернштейн «Установление последовательности событий».
3. Методика С.Д. Забрамная «Исключение неподходящей картинки».
База исследования. Исследование проводилось на базе «Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная школа №23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Белгородская область, город Старый Оскол. Выборку составили 8 детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы (включая 78 источников), заключения, приложения, из шести рисунков и четырех таблиц. Объём работы составляет 59 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования, нами было изучено понятие наглядно-образного мышления в психологии, были рассмотрены основные модели данной категории. Анализ изученной нами литературы позволил нам раскрыть общее понятие наглядно-образного мышления. Наглядно-образное мышление является видом мышления, в рамках которого человек оперирует образами и представлениями. Мысли и обобщения человека воплощаются в конкретных образах.
Мы более широко рассмотрели понятие интеллектуальной недостаточности. Интеллектуальная недостаточность - это совокупность этиологически различных наследственных, врождённых или рано приобретённых стойких не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющейся в затруднении социальной адаптации, из-за преобладающего интеллектуального дефекта. Также мы рассмотрели определение детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста, у которых отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Особенно большие трудности вызывает у учащихся начальных классов использование наглядно-образного мышления, поскольку дети не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно. Во многих исследованиях затрагиваются темы изучения интеллектуальной недостаточности детей младшего школьного возраста и нарушение наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. Актуальность исследования обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка, усвоение новых знаний и новых представлений об окружающем мире, а знание всех особенностей данного вида мышления, будет способствовать наиболее благоприятным условиям обучения, соответствующим реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития.
При первичной диагностики мы обнаружили нарушения наглядно- образного мышления детей младшего школьного возраста. В ходе исследования была разработана психокоррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления.
Полученные в результате итоговой диагностики данные свидетельствуют об улучшении уровня наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. По результатам психокоррекционной работы, наметилась положительная динамика в развитии наглядно-образного мышления. Хотя не было выявлено детей с высоким уровнем наглядно-образного мышления, однако показатели имеют тенденцию к улучшению. Это мы видим исходя из полученного нами уровня значимости р<0,01, показывающего нам, что между первым и вторым срезом есть существенные различия, после проведения психокоррекционной программы.
Индивидуальные занятия оказали влияние на повышение уровня наглядно-образного мышления, а именно улучшились полные и расчлененные пространственные представления, это говорит о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью стали лучше понимать пространственные свойства, такие как величина, форма, условное размещение объектов. Также коррекционная программа посодействовала раскрытию детям большего количества пространственных черт объективного мира. Это форма, объём, протяжность объектов в длину, ширину и вышину, их положение в месте, пространственные отношения и расстояния между вещами.
Данные, полученные нами при изучении уровня сообразительности, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, свидетельствуют о наличии статистически значимых различий при первом и втором срезе. Большинство детей улучшили уровень сообразительности, это говорит о том, что с каждым занятием они стали быстрее находить решения в той или иной ситуации. Они научились связывать события, строить последовательные умозаключения, то есть у них начал выстраиваться мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, вводилось новое суждение, называемое заключением. Что касается речи детей с интеллектуальной недостаточностью, то улучшится она не могла, так как мы не занимались развитием речи, но можно сказать о том, что с каждым занятием дети пополняли свой словарный запас, а именно, они запоминали новые слова, сказанные на занятиях и с легкостью, воспроизводили эти слова на последующих занятиях.
Благодаря проведению психокоррекционной программы большинство детей стали быстрее понимать и улавливать цель задания, они стали самостоятельно выделять признак, который отличал фигуру от остальных. И с каждым занятием у них все больше и больше получалось давать речевое обоснование принципа выделения фигуры. К концу психокоррекционной программы, а именно к 6-7занятию, в работе с картинками дети производили самостоятельное обобщение и обосновывали выделение неподходящей картинки. Если же возникал момент, в котором дети застревали, то наводящие вопросы хорошо воспринимались и способствовали правильному выполнению дальнейшей работы.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. У детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) обнаруживается неразвитость высших мыслительных операций (обобщение, абстрагирование). Развитие данных мыслительных операций способствует повышению уровня их наглядно-образного мышления.



1. Алексеева, О.В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике / О.В. Алексеева. - М.: Феникс, 2007. - 192 с.
2. Александрова, С.С. Психологические особенности младшего школьника /С.С. Александрова // Психолог в школе. - 2010. - № 5. - С. 78.
3. Бгажнокова, И. М. Мыслительные операции умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1975. - № 3.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 2007. - 192 с.
5. Боно, Э. Нестандартное мышление / Э. Боно. - М., ООО «Попурри», 2000. - 224 с.
6. Васильева, Н.Н., Развивающие игры для дошкольников. / Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 208 с.
7. Веденов, А.А. Моделирование элементов мышления / А.А. Веденов. - М., Наука, 1988. - 160с.
8. Венгер, Л.А. Домашняя школа мышления. / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.Знание, 1985. - 80 с.
9. Виноградова, А.Д. Особенности образного мышления умственно отсталых детей / А.Д. Виноградова, С.А. Клих // Дефектология. - 1988. - № 3. - с. 59-64.
10. Волчек, Г.А. Мышление и его основные характеристики / Г.А. Волчек. - 1998. - № 8. - с. 47-52.
11. Вохмянина, А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена / А.Е. Вохмянина. - Магнитогорск: ИНТОР, 2008. - 263 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Питер: Союз, 2007. - 568 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: 1996.
14. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии /Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1998. - 527 с.
15. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1988, - 500с.
16. Гозова, А.П. Изучение психического развития аномальных детей / А.П. Гозова, Ю.А. Кулагин, И.В. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова // Дефектология. - 1983. -№6. - С. 13-16.
17. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.А. Грошенков. - М.: Издат. Центр: "Академия”, 2002 - 205 с.
18. Гуревич, К.М. Индивидуально - психологические особенности школьников / К.М. Гуревич [электронный pecypc]//URL: http://www.gogolevka.ru/catalog/info/elkatl4/101525(дата обращения - 29.12.2016)
19. Давыдов, В.В. Избранные психологические труды / Давыдов В.В., Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика -1989. -560 с: ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
20. Зоолшоева, Б.З. Теоретико-процессуальный аспект нестандартных уроков, направленных на формирование элементов системного мышления младших школьников (на примере школ ГБ АО): автореферат диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Б.З. Зоолшоева. - Душанбе, 2013.
21. Зоолишоева Б. Теоретико-процессуальный аспект нестандартных уроков, направленных на формирование элементов системного мышления младших школьников (на примере школ ГБ АО): автореферат диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Б. Зоолшоева. - Душанбе, 2012. - 26с.
22. Егорова, Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей / Т.В. Егорова, В.А. Лонина, Т.В. Розанова // Дефектология. - 1975. - № 4.
23. Екжанова, Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — № 3. — С. 66—78.
24. Ермаков С.С. Соотношение динамики развития теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных младших школьников: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / С.С. Ермаков. - Москва, 2016. - 201 с.
25. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. М.: Знание. 2007. -268 с.
26. Жинеренко, И.К. Логическое мышление детей 7-10 лет и его развитие / И.К. Жинеренко // Вестник Омского университета. 2007. - № 2. - 163 с.
27. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: [Для деф. ф-тов] / С.Д. Забрамная. М.: Просвещение, 2014. - 211 с.
28. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети / Х.С. Замский - НПО, Образование, 1995.
29. Запорожец, А.В. Развитие мышления / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б.Эльконина. -М., 1964.
30. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка / Л.В. Занков. - М., 1988.
31. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: Путь, 1996. -322 с.
32. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Феникс, 2011. -568с.
33. Инденбаум, Е.Л. Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи / Е.Л. Инденбаум // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 3-10.
34. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. СПб.: Речь, 2013.-391 с.
35. Кандыбей, П.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / П.Н. Кандыбей,- Москва, 2015. - 144 с.
36. Косма, Т.В. Мышление младшего школьника автореферат диссертации ... кандидата психол. Наук / Т.В. Косма. - Киев, 2008. 48 с.
37. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Знание, 2007. - 168 с.
38. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 234 с.
39. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд.-во УРАО, 2008. -328 с.
40. Лебединский, В.В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте / В.В. Лебединский //В кн.: О диагностике психического развития личности.
41. Ленкова, А.А. Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / А.А. Ленкова. - Челябинск, 2011. - 200с.
42. Леонтьев, А.Н.Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I /
A. Н. Леонтьев. -М., 1983.
43. Липкина, А.И. Анализ и синтез при познании предметов учащимися вспомогательной школы /А.И. Липкина // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/ под ред. И.М.Соловьева. - М.: АПН РСФСР, 1953.
44. Лубовский, В.И. Обучение детей с задержкой психического развития /
B. И. Лубовский. - Смоленск, 1994. - 415 с.
45. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И . Мамайчук, М.Н. Ильина. - СПБ.: Речь, 2004. - 363 с.
46. Марсунов С.Н. Методика формирования логического мышления юных шахматистов в условиях спортивно-ориентированного физического воспитания младших школьников (на примере Республики Калмыкия): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / С.Н. Марсунов. - Волгоград, 2014. - 201 с.
47. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А.К. Маркова, А.Г. Лидере. - Петрозаводск: Карельский НМЦПКПК, 1992.
48. Мастюкова, Е.М. Дети с нарушением умственного развития / Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, В.А. Пермякова - Иркутск: ИГПИ, 1992, - 159 с.
49. Матасов, Ю.Т. Некоторые особенности мышления учащихся вспомогательной школы / Ю.Т. Матасова // Дефектология. - 1989. - № 5.
50. Матюгин, И.Ю. Зрительная память / И.Ю. Матюгин. - М., 2001. -287 с.
51. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М., 2007, -277 с.
52. Нестеренко, Т.Ю. Развитие образно-пластического мышления младших школьников на основе традиций народного гончарного искусства: на примере дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Т.Ю. Нестеренко. - Курск, 2012. - 344 с.
53. Новоселова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте / С.Л. Новоселова. -М.: Детство-Пресс, 2008. - 185 с.
54. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Издательство ООО «ЦВВР», 2000 -526 с.
55. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М., 2005. - 412 с.
56. Основы специальной психологии: Учеб, пособие для студентов сред, пед. учеб, заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -218 с.
57. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология) / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 1996.
58. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский. - М.: Издательство: АПН РСФСР, 1962.
59. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. - М., 2007. -312 с.
60. Процко, Т.В. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом / Т.В. Процко // Дефектология. - 1992. - № 2-3. - С. 26-32.
61. Пузанов, Б.П., Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова.— М.: Издательский центр «Академия», 2001.— с.272
62. Разумова, Г.В. Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии. Коррекционная педагогика / Г.В. Разумова. - 2006. - № 1. С. 36-43.
63. Ратанова, Т.А. Диагностика умственных способностей детей /Т.А. Ратанова-М.: Флинта, 2003. - 168 с.
64. Розанова, Т.В. Психология глухих детей / Т.В. Розанова, И.М. Соловьева. - М.: Просвещение, 2001.
65. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова. -М., 1978. Гл. 5.
66. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1986, - 190 с.
67. Рубинштейн, С.Л. Мышление Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Спб. : Питер, 2000 -218 с.
68. Савицкая, Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению / Д.В. Савицкая // Начальная школа. 2001. №3. С.61-62.
69. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2013. -421 с.
70. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев. — М.: Просвещение, 1966.
71. Стадненко, Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы / Н.М. Стадненко. — Киев: Рад. Школа, 1980.
72. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. -328 с.
73. Шевандин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандин. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999, -512 с.
74. Шиф, Ж.И. Мышление умственно отсталых школьников / Ж.И. Шиф, В.Г. Петрова // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/ под ред.Ж.И.Шиф. - М.: Просвещение, 1965.
75. Эльконин, Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д.Б. Эльконин. - М.: Учпедгиз, 2006. - 456 с.
76. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 416 с.
77. Яковлева, Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.А. Яковлева. - М., 2008. - 382 с.
78. Якиманская, И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И.С. Якиминская. - М.: Педагогика, 1989.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ