Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВИЯ

Работа №69873

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 10
1.1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
личности 10
1.2. Анализ основных направлений духовно-нравственного
воспитания личности 20
2. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ
КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 37
2.1. Психолого-педагогический потенциал православной культуры
для формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков 37
2.2. Роль образовательных учреждений в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность. Изменение ценностных ориентиров и приоритетов современного российского общества, а также поиск духовных основ жизни людей в обществе способствовали изменению социокультурного пространства современной России. Сегодня в общественной жизни все более очевидным становится процесс восстановление религиозного мировоззрения, формирования на его основе нового уклада жизни многих семей, где начинается первый этап духовного воспитания. Следом идет создание детских садов, православных гимназий и школ, ориентированных на православное образование и наконец, государственных и негосударственных конфессионально-ориентированных учреждений. В связи с этими процессами особое значение приобретает обращение к морально-этическим традициям религиозных культур в воспитании подрастающего поколения.
В «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации», утвержденной в 2000г., подчеркивается задача обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры в системе образования. Этнокультурное образование обладает широкими возможностями для формирования духовно-нравственной личности средствами традиционной отечественной культуры.
Пропаганда средствами массовой информации и другими информационными источниками несвойственных исторической психологии российского сознания ценностей и идеалов представляет серьезную опасность для судьбы России и нового поколения. Размывание культурно - исторических и морально-этических традиций становиться серьезным фактором духовной деградации общества. В связи с этим усиливаются негативные тенденции в социокультурной сфере
С развитием образования связано решение другой важнейшей проблемы социокультурной сферы - создание и сохранение целостного культурного пространства России, в котором бы получили равные возможности для развития своих лучших национально-культурных традиций каждый из народов. Сегодня без развития знаний о культуре, истории России невозможно возрождение России.
В этом исследовании специальное внимание обращается на роль православного образования как фактора совершенствования деятельности социально-культурных учреждений на основе национально-культурных традиций.
Степень научной разработанности проблемы. Истоки разработки проблем духовно-нравственного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего в трудах Платона, Сократа, Аристотеля; в трудах римских стоиков: Сенеки, Марка Аврелия, мыслителей Т. Кампанеллы, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо и др. В своих педагогических концепциях Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо подчеркивали значение народных основ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В России в XIX - XX веках пристальное внимание вопросам поиска нравственности и духовности, выработке национального самосознания народа было уделено в теоретическом наследии К.С. Аксакова и И.С. Аксакова, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, СИ. Булгакова, П.Я. Данилевского, Н.А. Ильина, А.Ф. Лосешк, Н.О. Лосского, ВВ. Розанова, , B.C. Соловьева. F..H. Трубецкого, Г.П. Федотова, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Л.И. Шестова и других. Они пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, определить ведущие черты русского духовного характера, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.
Огромное влияние на создание гуманистической направленности в отечественном образовании оказали психолого-педагогические теории, разработанные в грудах российских ученых. Развитие культуры личности в национальной онтологии обращено к постижению духовных основ традиционной русской культуры, начиная с педагогических трудов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.В. Розанова, И.А. Ильина, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева, СТ. Шацкого, Н.Н. Блонского и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему духовно-нравственного развития личности с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и русского характера, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и морально-этические православные идеалы и ценности.
К проблемам, связанным с выявлением природы духовно-нравственных идеалов и морально-этических традиций на основе православной культуры, обращались такие современные исследователи, как Шестун Е. (прот.), Л.С. Зорилова, Н.И. Воронина, В.Н. Духанина, Г.Ф. Карпова, А.В. Кезина, С.Ю. Дивногорцева и другие.
Эти проблемы в контексте культурно-исторической психологии сознания рассматриваются в трудах выдающихся психолого» Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д. Бэльконина.
В работах Т.И. Баклановой особое внимание уделено теоретическому обоснованию роли традиционной русской культуры в духовно-нравственном воспитании, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, а также её недостаточная теоретическая и методическая разработанность дали основание для выбора темы дипломного исследования.
Объект исследования - духовно-нравственные ценностные ориентации личности на морально-этических традициях православия.
Предмет исследования - процесс формирования духовно - нравственных ценностных ориентаций подростков на морально -этических традициях православия.
Цель исследования: проанализировать и обосновать формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях православия.
Задачи исследования:
1. Осмыслить философско-культурологические проблемы духовно-нравственного воспитания личности, их теоретические основы и основные направления.
2. Осуществить анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственного развития личности подростков на основе традиций православной культуры.
3. Раскрыть психолого-педагогический потенциал православной культуры для формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков.
4. Проанализировать роль образовательных учреждений в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков.
Источниковая база исследования содержит труды святых отцов и учителей Православной церкви, представителей отечественной дореволюционной педагогики и русского зарубежья и исследования о них, литературу по истории России, Русской православной церкви, в которой нашли отражение проблемы взаимодействия субъектов педагогической деятельности в контексте православной культуры, сочинения русских религиозных философов, историко-педагогическую литературу, исследования по православной антропологии и психологии, культурологии.
Научная новизна:
1. Раскрыты философско - культурологические проблемы духовно - нравственного воспитания личности, их теоретические основы и основные направления. Основными сферами жизни человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и школа. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции, на основе которых и происходит процесс духовно-нравственного становления личности.
2. Осуществлен анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственного развития личности подростков на основе традиций православной культуры. Проанализированы основные направления духовно-нравственного воспитания личности, где имеется множество противоречий причиной которых является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого неразрывно совершающегося процесса в различных сферах жизнедеятельности. Требуемое обоснование становится возможным при рассмотрении этого процесса, как системы, с вычленением элементов этой системы. Системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, его культурное наследие.
3. Раскрыт педагогический потенциал православной культуры в современных условиях, ее роль в формировании и развитии художественной культуры личности, экологическом воспитании и оздоровлении личности через освоение ею лучших духовно-нравственных морально-этических ценностей и идеалов русского народа.
4. Изучена практика работы образовательных учреждений по духовно-нравственному развитию личности на основе традиций православной культуры.
Теоретико-методологические основы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы философского исследования: сравнительно-исторический, культурно-цивилизационный, культурно-антропологический, позволяющие проанализировать методологические основания духовного наследия святых отцов, показать их значение для развития русской православной культурной традиции, а также проследить влияние их педагогических идей в современном воспитательном процессе, берущим за основу традиционные ценности православия.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов для подготовки вузовских курсов лекций и учебно-методических комплексов дисциплин «Православная педагогика», «Методика преподавания теологических дисциплин», «История религий», «Практикум специалиста теолога», «Актуальные проблемы преподавания теологии», а так же в воспитательной работе с молодежью, в разработке различных прикладных культурных и социальных программ с молодежью на региональном уровне.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам данной дипломной работы можно сказать, что были разработаны и обоснованы педагогические основы духовно-нравственного развития личности в процессе освоения русской народной и православной культуры в современных социокультурных условиях.
Существуют философско-культурологические проблемы духовно-нравственного формирования личности, которые мы определили и выделили их теоретические основы и основные направления. Анализ трудов русских философов XIX-XX века - Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, В. В. Розанова и других отечественных философов - просветителей показывает, что, не смотря на некоторые различия во взглядах о роли традиционной культуры в духовно-нравственном становлении народа, развитие духовных потенций русского народа исторически строилось на основополагающих морально-этических ценностях и православных идеалах отечественной культуры.
В результате исследования проведен анализ состояния теории и практики духовно-нравственного развития личности на морально-этических традициях православной культуры. Мы выяснили, что духовно-нравственное воспитание должно быть целеустремленным, оно должно восстанавливать целостность человека, развивать все его силы, стороны и соблюдать при этом иерархический принцип устроения человека, при котором образ Божий в нем мог бы раскрыться во всей силе и полноте.
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.
Выяснили, что православная культура обладает огромным педагогическим потенциалом, который заключается в лучших духовно-нравственных ценностях и идеалах русского народа. Сегодня без развития знаний о культуре, истории России невозможно возрождение России. Наука без Православия становится, бездуховной, безнравственной и антигуманной. Из этого понимания определяется роль церкви как морального посредника, способного помочь развитию будущих специалистов, и нахождению истины в научной работе и духовного обогащения Православного наследия.
Выявили педагогические технологии внедрения аксиологической модели образования на основе ценностей народной и православной культуры.
Целью православно ориентированного духовно-нравственного воспитания является духовное обновление ребенка, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности, формирующееся благодаря совместному действию благодати Святого Духа и внутренней активности личности, обусловленной присутствием образа Божия в душе человека. Духовно-нравственное воспитание осуществляется особыми методами и средствами. Их существенная черта - одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей души (ума, воли, чувств). Духовно-нравственное воспитание должно быть не просто содействием усвоению некоторых сведений нравственного характера и упражнениями в нравственном поведении. Оно должно закладывать основу развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое органично включается душа ребенка. Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям, не внешне, не механически закреплялись в личности, а связывались с ее внутренним содержанием, с ее внутренней жизнью. Извне навязанное должно через воспитание стать свободно принятым и внутренне необходимым.
Поэтому основным средством христианского духовно-нравственного воспитания является создание особой среды, которая бы духовно обновляла и формировала личность. В данной среде должна быть представлена православная иерархия целей и ценностей жизни человека, а также необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности как христианина
Внесли научно-методические рекомендации по внедрению аксиологической модели в учреждениях образования социально-культурной сферы. Итак, усилия школы должны быть направлены на раскрытие и развитие личности ребенка, которая развивается не «сама собой», а постепенно, общаясь с миром других личностей, с обществом, с природой. Здесь важно не упустить такой момент: рядом с понятием «личности» неизменно встает понятие «свободы». Вопрос о том, что означает она в воспитании ребенка, насколько допустимо или вовсе недопустимо ограничение свободного проявления индивидуальности в ребенке рассматривался нами выше. С позиций православия говорят, что свобода в натуральном порядке дана каждому. Однако она не имеет самого ценного - внутренней связи с добром. Свобода человека есть свобода и к добру, и к злу, она есть самоопределение личности по отношению к этим понятиям. С этой точки зрения смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении зла (греха) и в обращении к добродетели. Преступая границы нравственно недозволенного, человек теряет дар духовной свободы и становится рабом страстей.
Как связать свободу с добром? Может быть, просто оградиться от этой темы? Но в таком случае, сможем ли мы себя назвать педагогами, если мы освобождаем себя от самого существенного в жизни ученика, если нам безразлично, по какому пути пойдет наш воспитанник после окончания школы. Таким образом, мы должны констатировать, что тема воспитания свободного выбора в сторону добра есть основная тема воспитания. И именно на это должна быть направлена деятельность школы: не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра. Поэтому школа может и должна стать полноценным институтом духовно-нравственного воспитания.
Итак, в данной дипломной работе исследована теория и практика духовно-нравственного воспитания личности с точки зрения православной культуры, проанализировали реальное состояние данной теории, а также предположили дальнейшие пути ее развития.



1. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию / А.И. Арнольдов,- М.,1993.- 256с.
2. Бабосов, Е.М. Нравственная культура личности / Е. М. Бабосов. - М.: Просвещение.-1985. - 457 с.
3. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 382 с.
4. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Н.А. Бердяев; ред.-сост. Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. - М.: Моск. психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.
5. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1991.-1371 с.
6. Булгаков, С.Н. Нация и человечество / С.Н. Булгаков // Новый Град. — 1934. — № 8. — С. 28-38
7. Василий Великий (свт.). Творения / Василий Великий. - Ч. 3. М., 1846. - 523с.
8. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. - М.: Педагогика,1988.-346 с.
9. Виноградов, Г.С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства / Г.С. Виноградов. - СПб.,1999.-278 с.
10. Врублевская, Е.С. Духовно-нравственное становление будущего
учителя / Е. С. Врублевская // - Высшее образование в России- № 12.¬ 2004. с 10-15
11. Выжилов, Г.П. Ценности российской духовности: кризис и
возрождение / Выжилов Г. П. //- человек и духовная культура.- №14.¬2005. с. 21-24
12. Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические сочинения / Гербарт И. Ф.- М., 1989. - 345с.
13. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика / Дивногородцева С. Ю.- М., 2004. - 193с.
14. Еремкин А.И. Школа и христианство / Еремкин А.И.- Белгород. 2005. - 230с.
15.Закон божий для семьи и школы / сост. Протоирей Серафим Слободской. 1967. - 723.
16. Зеньковский, В. (прот.) Педагогика / Зеньковский В. (прот.) - М., 1996.
- 154с.
17. Зеньковский, В. (прот.). На пороге зрелости / Зеньковский В. (прот.)- М., 1991. - 48с.
18. Зеньковский, В. (прот.). Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Зеньковский В.(прот.) - М., 1996. - 272с.
19. Зеньковский, В. (прот.). Психология детства / Зеньковский В.(прот.).
- Екатеринбург, 1995. - 195с.
20.Зинченко, В.П.. Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б Моргунов. - М.: Просвещение. 1994.- 347 с.
21.Зосима (Шевчук), архимандрит. Религиозное образование и воспитание в Ивановской епархии/Зосима, архимандрит// Сборник докладов VI-x Международных Рождественских чтений. М.: Изд-во Московского Патриархата, 1998. С. 171-186.
22. Ильин, И.А. Путь к очевидности / Ильин И. А. - М., 1993. - 261с.
23. Ильминский, Н.И. Беседы о народной школе / Ильминский Н.И.- СПб., 1889. - 215с.
24. Иоанн Златоуст (свт.). Полное собрание творений. Т. 1, кн. 1. / Иоанн Златоуст (свт.) - М., 1995.-216с.
25. Каледа, Г. (прот.). Домашняя церковь / Каледа Г.(прот.) - М., 2001. - 284с.
26. Каледа, Г. (прот.). Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях. Отцы, матери, дети / Каледа Г.(прот.) - М.: Подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 2001.- 347 с.
27. Каптерев П.Ф. История русской педагогики / Каптерев П. Ф. - С.П.б.,
1999. - 231 с.
28. Караковский, В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М., 1999. - 264с.
29. Киселев, А.Ф. Великие духовные пастыри России / под ред. А.Ф.Киселева. - М., 1999.-328 с.
30. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси / А.И.
Клибанов - М., 1994.- 431 с.
31. Климент Александрийский. Педагог / Климент Александрийский - М., 1996. - 241с.
32. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 /
Коменский А. Я. - М., 1982. - 162с.
33. Крыжановская, А.В. Детерминация особенностей русской философии : историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты : автореф. диссер к.филос.н.,Тюмень, 2009. - 149 с.
34. Куломзина, С.С. Наша Церковь и наши дети / С.С. Куломзина - М.,
1994. - 160с.
35. Куломзина, С.С. Что значит молиться Богу? / Куломзина С. С. - М., 2002. - 318с.
36. Кураев, А. (диак.). Школьное богословие / (диак.) А. Кураев СПб.,
2000. - 371с.
37. Лосев, А.Ф. О методах религиозного воспитания / А.Ф. Лосев// Вестник РСХД С. 63 - 67
38. Лосский, В.Н. По образу и подобию / В.Н Лосской. - М., 1995. - 184с.
39. Лука, (Войно-Ясенецкий, свт.). Наука и религия / Лука (Войно- Ясенецкий.- М., 2002. - 182с.
40. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати. М., 1990.
«Прометей». Т. 16.13. «Слово о Законе и Благодати» // Златоструй. Древняя Русь XI -XIII. М., 1990.
41. Нестеренко, А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2001 186 с.
42. Никитич, Л.А. Культурология / Никитич Л. А. - М., 2005. - 556с.
43. Орлинский, Е. (еп. Могилевский). О воспитании детей в
духехристианского благочестия / Орлинский Е. - М., 1994. - 400с.
44.Орнатская, Т.И. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Воспоминания самовидцев. / Т.И. Орнатская, Ю.В. Балакшина, Т.Б. Ильинская, Б.Ф Споров / М.: Издательство «Отчий дом»., 2004. - 783 с.
45.Осипов Ю.С. Вера и знание/Ю.С. Осипов//Соборные слушания
Всемирного Русского Народного Собора. 18-20 марта 1998 г. Саров, 2000. - 504 с.
46. Пестов, Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей / Пестов Н. Е. - Клин, 2002. - 175с. 
47. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Петракова Т. И. - М., 1997. - 97с.
48. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / Подласый И. П. - М., 2000. - 400с.
49. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. кн. 2 Процесс воспитания / Подласый И. П. - М., 1999. - 256с.
50. Рачинский, С.А. Сельская школа / Рачинский С. А. - М., 1991. - 87с.
51. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. - М., 1999. - 546 с.
52. Рубинштейн, С.Л. Бытие и самосознание / Рубинштейн С. Л. - М.: Просвещение. -1987. - 339с.
53. Руссо, Ж. Ж. Педагогические сочинения. Т. 2 / Руссо Ж. Ж. - М., 1981.
- 246 с.
54. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. - 336с.
55. Соколов, А.С. Духовное развитие личности- сфера общей
ответственности церкви и государства // А.С. Соколов - Встреча-2006.
- №4.-2006. - с 13 - 15
56. Сурова, JI.B. Православная школа сегодня: книга для учащихся и учащих: методика православной педагогики/JI.B. Сурова. - Клин: Изд- во Владимирской епархии, 2002. - 202 с.
57. Сурова, Л.В. Методика православной педагогики. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек / Л. В. Сурова - Клин., 2002. - 64с.
58. Сурова, Л.В. Православная школа сегодня / Л.В. Сурова- Владимир., 1996. - 92с.
59. Творения св. отца нашего Иоанна Константинопольского. СПб., 1905. Т. 11. - 960 с.

Ушинского/В.Б.Успенский// 0 педагогическом наследии К.Д.
Ушинского: международный сборник научных трудов. Ярославль: Изд- во ЯГПИ, 1972.- С.37-45.
61. Ушинский, К.Д. и русская школа: беседы о великом педагоге /под ред. Е.П. Белозерцева. - М.: Роман газета, 1994. - 192с.
62. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т./К.Д. Ушинский. М.- H.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. 1948. - 656 с.
63. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Ушинский К.Д.- СПб., 1894. - 75с.
64. Феофан Затворник (свт.). Основы православного воспитания / Феофан Затворник (свт.) - Киев, 2002. - 72с.
65. Феофан Затворник (свт.). Путь ко спасению / Феофан Затворник (свт.) - М., 1899. - 274с.
66. Филарет (Дроздов, свт.). Слова и речи. Т. 2 / Филарет (Дроздов, свт.) - М., 1848. - 89с.
67. Философский энциклопедический словарь. М., 2000. - 987 с.
68. Харламов, И.Ф. Педагогика: Компакт. учеб. Курс / Харламов И. Ф. - Мн., 2001. - 272с.
69. Христианство и культура. Научно - богословский сборник. / под ред. Проф. Римского В.П. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 346 с.
70.Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории / Чистов К. В. - М.,1989. - 215 с.
71. Шевченко, Н.И. Возрождение духовностью / Н.И Шевченко. -
Белгород. Изд БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. - 146 с.
72. Шестун Е. (прот.). Православная педагогика / Шестун Е. (прот.) - М.,2001.- 560с.
73. Шестун, Е. (прот.), Огудина Н. Православная семья / Е. (прот.) Шестун - Самара, 2001. - 272с.
74. Шестун, Е. (прот.). Основные проблемы современной школы / Е. (прот.) Шестун - Самара, 2001. - 52с.
75. Шмаков, С.А. Уроки детского досуга / С.А. Шмаков - М., 1992. - 63с.
76. Энциклопедический словарь. Т.23. - СПб.: Брокгауз и Ефрон., 1998.¬678 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ