Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конструирование как средство сенсорного развития детей 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №69861

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №2 «Дюймовочка» г. Заринска (Алтайский край). В исследовании принимали участие 20 детей 4-5 лет, 2 педагога.
Есть приложение (методические материалы ).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста в ДОУ средствами конструирования 7
1.1. Проблема сенсорного развития детей в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Конструирование в системе средств сенсорного развития детей 4-5 лет в дошкольном учреждении 12
1.3 Педагогические возможности конструирования в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста 21
Глава 2 Экспериментальное исследование уровня сенсорного развития детей 4-5 лет 29
2.1 Анализ организации процесса сенсорного развития дошкольников среднего возраста в ДОУ 29
2.2 Организация педагогической работы по применению конструктора как средства сенсорного развития дошкольников среднего возраста в ДОУ 39
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложения 58


Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами, необходим новый подход. Совершенствование образовательного процесса ДОО направлено главным образом на развитие всесторонней личности ребёнка, которое невозможно без сенсорного развития.
Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста раскрыта в ряде научных трудов зарубежных и отечественных ученых таких, как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, П.П. Поддъяков, М. Монтессори и др. Средства сенсорного развития детей 4-5 лет в условиях дошкольной образовательной организации описаны в работах Э.Г. Пилюгиной, Н.П. Саккулиной и др. Методы и приемы сенсорного развития детей 4-5 лет проанализированы в исследованиях Н.В. Шараповой, Р.О. Юрчик и др. Педагогические условия использования средств конструирования в сенсорном развитии детей 4-5 лет обоснованы в научных трудах В.Н. Аванесовой, А.А. Никольской, Н.Е. Щурковой и др.
Между тем, значимость сенсорного развития детей в дошкольный период не всегда выходит на уровень практических задач, которые ставит педагог в образовательном процессе ДОО. Возникает противоречие между значимостью сенсорного развития детей 4-5 лет и недостаточным использованием педагогами ДОУ в сенсорном развитии детей 4-5 лет средств конструирования.
Анализируя все выше сказанное, мы определили цель нашего исследования – выявить и обосновать содержание и формы работы по сенсорному развитию детей 4-5 лет средствами конструирования в ДОО.
Объект исследования – процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – конструирование как средство сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Объект, предмет и цель исследования определили круг задач исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретическую и практическую психолого-педагогическую литературу по проблеме сенсорного развития детей дошкольного возраста.
2. Определить место конструирования в системе средств сенсорного развития детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать организацию процесса сенсорного развития в детском саду с использованием конструирования.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по сенсорному развитию детей 4-5 лет с использованием конструирования.
Гипотеза исследования – если в работе с детьми среднего дошкольного возраста в системе и целенаправленно использовать средства конструирования с использованием традиционных конструкторов и конструкторов нового поколения, то это будет способствовать наиболее успешному сенсорному развитию детей 4-5 лет в ДОО.
Методологические основу исследования составили:
­ исследования, раскрывающие методы и приемы сенсорного развития детей 4-5 лет (Н.В. Шарапова, Р.О. Юрчик и др.)
­ теории раскрывающие педагогические условия использования средств конструирования в сенсорном развитии детей 4-5 лет (В.Н. Аванесова, А.А. Никольская, Н.Е. Щуркова и др.)
­ исследования, раскрывающие средства сенсорного развития детей 4-5 лет в условиях дошкольной образовательной организации (Э.Г. Пилюгина, Н.П. Саккулина и др.)
Методы исследования: теоретические – изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно – экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №2 «Дюймовочка» г. Заринска (Алтайский край). В исследовании принимали участие 20 детей 4-5 лет, 2 педагога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в процессе проведения педагогического исследования программа кружка по конструированию «Конструктор Плюс» может найти свое конкретное применение в работе по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста, проводимой воспитателями и студентами, проходящими педагогическую практику.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
Во введении разработан научный аппарат исследования – определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе исследования на основе изучения научной литературы раскрыты теоретические основы сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста в ДОУ средствами конструирования.
Во второй главе представлены результаты экспериментального изучения уровня сенсорного развития детей 4-5 лет, разработана программа кружка по конструированию, направленного на сенсорное развитие детей 4-5 лет в ДОУ.
В заключении сформулированы основные выводы по теоретической и практической части исследования в соответствии с поставленными задачами.
В приложении размещены индивидуальные результаты детей, полученные в ходе применения диагностических методик.
Этапы исследования:
1 этап – теоретико-аналитический – проведён анализ литературных источников по проблеме, определены объект, предмет, цели и задачи, гипотеза исследовательской работы, на основе изучения научной литературы раскрыты теоретические основы сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста в ДОУ средствами конструирования.
2 этап – опытно-экспериментальный – были выдвинуты и сформулированы задачи, содержание и методика опытно-экспериментальной работы.
3 этап – описательно-итоговый – представлены результаты экспериментального изучения уровня сенсорного развития детей 4-5 лет, разработана программа кружка по конструированию, направленного на сенсорное развитие детей 4-5 лет в ДОУ, завершено литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Курсовая работа составляет 57 страниц машинописного текста, 1 приложения. Список литературы представлен 30 источниками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Освоение сенсорных эталонных значений проходит в несколько этапов, где первым и очень важным является период раннего возраста. В период первых трех лет обогащается сенсорный опыт посредством сознания, тактильного чувства, зрения, слуха, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета, совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире. Основная задача формирования сенсорных эталонов у детей 4-5 лет – создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени для познания окружающей действительности.
Сенсорное развитие представляет собой процесс усвоения различных эталонов (цвета, формы, величины, мер и весов и др.). Оно тесным образом связано с умственным развитием и органично переплетается с сенсорным воспитанием ребенка. Усвоение сенсорных эталонов приходится на дошкольное детство, на каждом его этапе происходит развитие определенных сенсорных навыков ребенка, а также у него складывается ценностно-значимое отношение к окружающему миру.
Конструирование является важнейшим средством сенсорного развития для детей младшего возраста. Конструирование помогает знакомить ребенка с сенсорными эталонами, такими, как цвет, форма, размер. Конструирование помогает ребенку в развитии пространственного мышления и в развитие зачатков логического мышления, так как при выполнении построек ребенок учится анализировать, сопоставлять и представлять.
Для того, чтобы сенсорное развитие с использованием конструктора было успешным, необходимо выполнение трех условий. Первое условие – организация целенаправленной системы обучения. Второе условие – использование в обучении конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные. Третье условие – организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, и прежде всего с игрой.
Проведенное диагностическое обследование детей 4-5 лет позволило констатировать, что дети достаточно успешно ориентируются в вертикальном и фронтальном направлениях, но испытывают затруднения при ориентировке в пространстве в саггитальном направлении, что обусловлено недостаточной сформированностью у них умения различать правую и левую руку. Для детей 4-5 характерно отклонение в развитии пространственной ориентировки. В основном пространственная ориентировка у детей 4-5 сформирована на среднем уровне (12 детей – 60%). У детей 4-5 лет восприятие формы предметов сформировано в основном на среднем (10 детей – 50%) и низком (5 детей – 25%) уровнях, для детей 4-5 характерно отклонение в развитии пространственной ориентировки.
С целью сенсорного развития детей 4-5 лет была разработана рабочая программа кружка по конструированию «Конструктор Плюс». Цель – сенсорное развитие детей 4-5 лет средствами конструирования. Программа рассчитана на 1 год (36 часов), 1 занятие в неделю по 20 минут. В процессе реализации программы кружка используются традиционные конструкторы и конструкторы нового поколения. На первых занятиях (4 занятия)воспитатель знакомит дошкольников с разными видами конструкторов, формирует навыки восприятия цвета, формы и признаком предмета. На основном этапе (28 занятий) посредством использования конструкторов нового поколения воспитатель развивает у дошкольников варьировать форму предмета, оперировать понятиями, входящими в пространственную ориентировку и т.д. На заключительном этапе (4 занятия) воспитатель закрепляет у дошкольников навыки пространственного ориентирования, восприятия формы и цвета предметов и т.д.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. – Москва : Просвещение, 2015 – 176 с.
2. Акшонина, А. Я. Развитие сенсорных эталонов у дошкольников / А.Я. Акшонина, Г. В. Васина. – Москва : ООО « ИПТК «Логос» ВОС», 2014. – 356 с.
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер. – Москва : АСТ, 2011. – 356 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – Москва: Педагогика – Пресс, 2009. – 474 с.
5. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников / А. В. Запорожец. – Москва : Академия, 2014. – 98 с.
6. Казакова, Т. Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Т. Г. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – С. 26-32.
7. Курашова, Р. А. Сенсорное развитие дошкольников / Р.А. Курашова. – Москва : Новое знание, 2016. – 345 с.
8. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени / Е. Н. Лебеденко. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 75 с.
9. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 457 с.
10. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. – Москва : Карапуз, 2010. – 272 с.
11. Моргачева, И. Н. Ребенок в пространстве. Методическое пособие / И. Н. Моргачева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 212 с.
12. Морозова, О. Е. Дошкольный возраст : сенсорное развитие и воспитание / О. Е. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №5. – С. 54-55.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2013. – 412 с.
14. Нечаев И. Ю. Система сенсорного развития детей / И. Ю. Нечаев // Справочник старшего воспитателя. – №1. – 2010. – С. 58-61.
15. Никольская, А. А. Сенсорное воспитание в детском саду / А. А. Никольская // Дошкольное воспитание. – 2016. – №2. – С. 33-41.
16. Окунева, Г. И. Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников / Г. И. Окунева // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 41-44.
17. Павлова, И. И. Сенсорное воспитание / И. И. Павлова. – Москва : ТЦ сфера, 2014. – 458 с.
18. Парамонова, Л. Г. Сенсорное воспитание дошкольников / Л. Г. Парамонова // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 115-117.
19. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша: развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет / Э. Г. Пилюгина. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 115 с.
20. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности / Н. Н. Поддъяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – Москва : Просвещение, 2001. – 456 с.
21. Саккулина, Н. П. Индивидуальные различия в сенсорном развитии и воспитании детей / Н. П. Саккулина // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2 – С. 52-59.
22. Соколова, Е. Н. Развитие сенсорных эталонов у дошкольников / Е. Н. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 52-56.
23. Шарапова, Н .В. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. В. Шарапова // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 63-66.
24. Щуркова, Н. Е. Педагогика / Н. Е. Щуркова. – Москва : Академия, 2015. – 623 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
26. Федорова, И. И. Качество дошкольного образования / И. И. Федорова // Менеджмент в образовании. – 2016. – №4. – С. 72-77.
27. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста : Учеб.-метод. / Ю. М. Хохрякова. – Москва : ТЦ Сфера, 2014 – 128 с.
28. Юрчик, Р. О. Педагогический мониторинг в ДОУ / Р. О. Юрчик // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 45-51.
29. Яковлева, Н. Г. Педагогика и психология / Н. Г. Яковлева. – Москва : АСТ, 2014. – 478 с.
30. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей в конструктивной деятельности / Е. А. Янушко. – Москва : Мозаика- синтез, 2015. – 72 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ