Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы развития координационных способностей 7
1.1 .Характеристика координационных способностей 7
1.2. Особенности технико-тактической подготовки спортсменов с использованием критериев координационных способностей 12
1.3. Оценка координационной сложности специализированных нагрузок в
футболе 19
Глава 2. Методы и организация исследования 26
2.2. Методы исследования 26
2.3. Организация исследования 29
Глава 3.Анализ эффективности экспериментальной методикиразвития координационных способностей юных футболистов 32
3.1. Характеристика методики развития координационных способностей
футболистов 11-12 лет 3 2
3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 37
Выводы 42
Практические рекомендации 44
Список использованной литературы 46
В отличие от видов спорта с заранее запрограммированной и отработанной в строгой последовательности структурой двигательных актов (гимнастика, штанга, фигурное катание и др.) в спортивных играх, в частности в футболе, любое движение диктуется ситуацией, которая в процессе игры постоянно изменяется (9). При этом координационная сложность технических приемов существенно различается, что непосредственно отражается на эффективности их выполнения. Так, к примеру, передачи мяча на удобной скорости движения (как правило, невысокой) заметно отличаются по сложности реализации двигательной задачи от передач на высокой скорости бега, не говоря уже о выполнении этого технического приема в условиях единоборств с соперником.
Координационные способности - важнейшая предпосылка изучения и совершенствования спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в тех видах спорта, где необходимо умение приспосабливаться к изменяющейся ситуации. В этом координационные способности проявляются в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и в сознательном координировании движений (10).
Работ, посвященных исследованию соотношения и эффективности технико-тактических действий в различных ситуационных условиях их выполнения, крайне мало, что обусловлено недостаточной систематизированностью таких условий в игровой деятельности футболистов (14).
В футболе, как в любой спортивной игре, регламентированной правилами, устойчивость к экзогенным сбивающим факторам игры (скорость передвижения, противоборство соперника), являясь важнейшей составляющей надежности действий футболиста, в значительной степени характеризует уровень его мастерства (18).
К сожалению, умение действовать в сложных игровых условиях не является сильной стороной подготовленности наших мастеров футбола, что наиболее ярко проявляется на крупных чемпионатах в игре сборной команды России. Еще более заметное отставание от своих зарубежных сверстников в этих компонентах игры наблюдается у наших юных футболистов, о чем неоднократно подчеркивалось в высказываниях и публикациях специалистов (15).
Выпускники спортивных школ, приглашенные в команды мастеров, сталкиваются с необходимостью умения действовать с мячом на более высоких скоростях, в условиях жесткой опеки соперника. Успешно играть в обстановке постоянного напряжения, в условиях дефицита времени и пространства, разумеется, под силу далеко не каждому выпускнику спортивной школы. Поэтому из многих тысяч специально отобранных юных футболистов, прошедших полный курс обучения в ДЮСШ, лишь единицы достигают уровня мастеров.
Сложившееся положение видится, прежде всего, в недостаточно эффективной методике специальной подготовки юных футболистов, с акцентом на развитие координационных способностей(20).
В соревновательной деятельности футболистов разносторонность и надежность используемых технико-тактических действий с приобретением игрового опыта значительно повышаются, что связано с адаптацией к напряженным условиям спортивной борьбы (27).
Наиболее трудный период адаптации к особенностям игры команд мастеров выпадает на долю юных спортсменов. Именно в этом возрасте формируются основные умения и качества, необходимые для игры на более высоком техническом уровне(26).
Поэтому разработка научно-обоснованной методики, способствующей развитию координационных способностей, является чрезвычайно актуальной для решения вопросов подготовки квалифицированного резерва в футболе.
Субъективность суждений в вопросе развития координационных способностей приводит к различного рода противоречиям, как в вопросах описания проявления координационных способностей в футболе, так и в вопросах методики развития координационных способностей у юных футболистов. Возникает необходимость поиска новых подходов и решений, способных качественно обновить сложившиеся представления о средствах и методах развития координационных способностей юных футболистов. В связи с этим возникает проблема и особую актуальность приобретает разработка специального комплекса упражнений направленного на развитие координационных способностей у футболистов 11-12 лет.
Объект исследования. Процесс развития физических качеств у футболистов 11-12 лет.
Предмет исследования. Структура и содержание специализированных упражнений, направленных на повышение координационной сложности и технического мастерства юных футболистов.
Цель исследования. Заключалась в теоретической разработке и экспериментальном обосновании комплекса упражнений различной
координационной сложности, направленного на развитие координационных способностей у юных футболистов.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что применение упражнений различной координационной сложности, позволит улучшить показатели развития координационных способностей у футболистов 11-12 лет, а так же повысить их техническое мастерство.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить основные характеристики координационных способностей, проанализировать координационные сложности специализированных нагрузок в футболе, а так же рассмотреть особенности технико-тактической подготовки футболистов.
2. Разработать экспериментальный комплекс упражнений различной координационной сложности для футболистов 11-12 лет.
3. Выявить эффективность экспериментального комплекса упражнений направленного на развитие координационных способностей футболистов 11¬12 лет.
Для решения поставленных нами задач мы применили следующие методы
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольное тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5 .Математико-статистические методы.
Новизна исследования состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента был разработан специальный комплекс упражнений различной координационной сложности, направленный на развитие координационных способностей у футболистов 11-12 лет.
Практическая значимость. Фактические материалы, практические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы тренерами при подготовке юных футболистов.
1. Система по развитию координационных способностей у юных футболистов предполагает построение занятий с использованием программы в целом или отдельных ее комплексов в сенситивный (наиболее благоприятный) период.
2. В процессе выполнения предложенной программы возможно применение упражнений различной координационной сложности, а так же использование гибкой системы варьирования упражнений, применение различной по величине нагрузки и дозировки упражнений с учетом возрастных особенностей футболистов.
3. Планируя работу с юными футболистами рекомендуется строгое соблюдение принципа поспешности и чередования нагрузок, переходя от простых упражнений к более сложным, вводя упражнения на правую и левую стороны, усиливая противодействия занимающихся в парных и групповых упражнениях.
4. Следует учитывать, что выполнение упражнений на координацию требует большой четкости мышечных ощущений и при наступлении, у занимающихся утомления, дает малый эффект.
5. При выполнении упражнений на координацию необходимо использовать интервалы отдыха, достаточные для восстановления.
6. В целом также упражнения рекомендуется выполнять тогда, когда у занимающихся отсутствуют следы утомления от предшествующих нагрузок.
7. Занятия с юными футболистами на ловкость следует проводитьтолько после предварительной разминки, когда их организм еще не проявилпризнаков утомления. При этом в одном занятии не рекомендуетсяпланировать слишком много упражнений на ловкость.
8. Для расширения у футболистов объема двигательных навыковважно
применять средства развития общей координации (акробатическиеи гимнастические упражнения, подвижные и спортивные игры,
эстафеты,легкоатлетические упражнения и элементы борьбы).
9. Развитие общей координации также способствует выполнениеюными футболистами знакомых упражнений в непривычных условиях (иноепокрытие площадки, иное расположение препятствий и т.д.), а так же зеркальное выполнение упражнений.
10. Для развития у юных футболистов специальной координации рекомендуется использовать, те же средства, которые дадут им возможность применять освоенные двигательные навыки непосредственно в игровой деятельности.
11. Основными средствами развития специальной координации являются имитационные и основные упражнения по технике футбола, различные эстафеты, акробатические упражнения и их сочетания, выполняя которые занимающиеся должны выходить из неожиданно сложившихся ситуаций с помощью находчивых и быстрых действий.
1. Андреев С.Н. Играй в футбол [Текст] / Андреев С. Н.-М.: ПОМАТУР, 1999. - 140 с.
2. Андреев, С.Н. «Мини-футбол». Методическое пособие [Текст] / С.Н. Андреев, В.С. Левин. - Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004.-496 с.
3. Андреев С.Н. Мини-футбол в школе [Текст] / С. Н. Андреев, Э. Г. Алиев. - Москва: Советский спорт, 2006. - 221 с.
4. Аркадьев Б.А. Игра без приоритетов (Индивидуальная игра и коллективная тактика в наступлении каманды) [Текст]/ Б.А. Аркадьев// Тренерское наследие. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - С. 194-315.
5. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст]/ Н.А. Бернштейн - М., Медицина, 1966. - 349 с.
6. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии: Учеб. Пособие[Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]/Ю.В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
8. Галкин М. Б. Мини-футбол в вузе: тактическая подготовка женской команды [Электронный ресурс]: сост. М. Б. Галкин. - Ульяновск: УлГТУ,
2012.
9. Голиков В. Г. Практикум для начинающих тренеров по футболу. [Текст] /В.Г. Голиков - Белгород: крестьянское дело, 2002. - 80 с.
10. Голомазов С. В. Теория и практика футбола. [Текст] /С.В. Голомазов - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 126 с.
11. Голомазов С.В. Футбол. Методика тренировки "техники реализации стандартных положений" [Текст] / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 115 с.
12. Дементьев П. Т. Пека о себе, или футбол начинается в детстве [Текст] / П.
Т. Дементьев. - М.: Известия, 1995. - 109с.
13.Зациорский, В.М. Методика воспитания ловкости, гибкости и других качеств: Учеб. Пособие[Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 159 с.
14.Заваров А.И. Футбол для начинающих [Текст] / А.И. Заваров. - Питер,
2013. - 190 с.
15. Иванов В.В. Методические аспекты оценки и совершенствования подготовленности футболистов. [Текст] / В. В. Иванов, С. Ю. Тюленьков, В. С. Левин. - М. : Изд-во Рос.ун-та дружбы народов, 1998. - 64 с.
16. Каражанов Б. К. Моторная адаптация человека (теория, содержание, тренировка): Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1992. - 71 с.
17. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. [Текст] / Ю.Ф. Курамшин - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
18. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации. [Текст] / Г.С. Лалаков - Омск: Сиб. гос. акад. физ. культуры, 2000. - 83 с.
19. Люкшинов Н. М. Состояние и тенденции развития современного футбола [Текст] / Н.М. Люкшинов // Футбол. Ежегодник, - М., 2003. - С. 20-24.
20. Максименко И. Г. Структура тренировочных нагрузок, физической,
технической и игровой подготовленности юных футболистов на этапе специализированной базовой подготовки.: [Текст]/ И.Г. Максименко
автореф. дис.канд.пед.наук. - М.: 2001. - 19 с.
21. Лях, В.И. Координационные способности школьников: Учеб. пособие [Текст] / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 159 с.
22. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей: Теория и практика физической культуры[Текст] / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 172 с.
23. Малькольм К. 101 упражнение юных футболистов. [Текст] /К. Малькольм -М.: Издательство Астрель», 2003. - 96 с.
24. Малькольм К. Самый популярный учебник футбола: тренировочные программы и упражнения от ведущих тренеров мира : [перевод с английского] [Текст] / К. Малькольм и Д. Шоулдер - Москва: АСТ : Астрель, 2008. - 124 с.
25. Малофеев Э. Футбол!: Вправо, влево и в ворота [Текст] / Э. Малофеев. - М.: ОЛМА-Пресс, 2001. - 318 с.
26. Методические указания по организации и планированию учебно- тренировочного процесса в командах мастеров (1973-1974 гг.), ГИФК им. П.Ф. Лесгафта и ВНИИФК. - М., 1972. - 100 с.
27. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. [Текст] / Г.В. Монаков - М.: Советский спорт, 2005. - 288с.
28. Монаков Г.В. Подготовка футболистов [Текст] / Г. В. Монаков. - Великие Луки: ООО "Великолукская гор. тип.", 2009. - 196 с.
29. Мусралиев К.И. Критерии сложности тренировочных нагрузок. Тез.докл. III респ. научно-практ. конф. по пробл. детско-юношеского футбола, посвящ. 40-летию Победы сов.народа в Великой Отечественной войне. - Фрунзе, 1985. - С. 66-67.
30. Нилин А. Век футбола [Текст] / А. Нилин. - М.: Терра. Спорт и др., 1998. - 222 с.
31. Петько С.Н. Теория и методика обучения футболу : учебное пособие для студентов [Текст] / С. Н. Петько - Воронеж : ВГПУ, 2008. - 188 с.
32. Петухов А. В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов: [Текст] / А.В. Петухов/ автореф. дс.. .канд. пед. наук. - М., 1990 - 22 с.
33. Полишкис М. С. Футбол [Текст] /М.С. Полишкис, В.А Выжгин - М.: Физкультура, образование и наука, 1999 - 254 с.
34. Семин Ю.П. "Я всегда хотел невозможного". Интервью газете: Московский комсомолец от 13.04.96. (кор.И. Рассказова). - № 71 (17.333). - С.
4.
35. Сергеев Г.В. Футбол: Учеб.-метод. пособие: (Электив. курс физ. воспитания в вузе) [Текст] / Г.В. Сергеев, М.М. Чубаров; М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. индустр. ун-т. - М. : МГИУ, 2000. - 116 с.
36. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная.
[Текст] /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб - М.: Терра-Спорт, Олимпия
Пресс,2001. - 520с.
37. Топышев О.П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. дисс. докт. пед. наук.[Текст]/О.П. Топышев - М., 1989. - 49 с.
38. Тюленьков С. Ю. Управление подготовкой футболистов высокой квалификации (теоретико - методические аспекты). [Текст] / С.Ю. Тюленьков - М., 1998. - 290 с.
39. Фомин, В.А. Возрастные основы физического воспитания: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Фомин. В.П. Филин, - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 256 с.
40. Ходукин В.М. Техника выполнения остановок мяча в футболе и методы их совершенствования: Автореф. дисс. канд. пед. наук.[Текст]/ В.М. Ходукин - Киев, 1989. - 24 с.
41. Шамардин А.А. Комплексная функциональная подготовка юных
футболистов [Текст] / А. А. Шамардин. - Саратов: Науч. кн., 2008. - 239 с.
42. Шамонин А.В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет [Текст] /автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / А.В. Шамонин - Екатеринбург, 2010. - 22 с.