МЕДИАКРИТИКА В «НОВЫХ» МЕДИА (на примере деятельности блогера Анатолия Шария)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ МЕДИАКРИТИКА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ «НОВЫХ» МЕДИА 6
1.1. Медиакритика: определение, свойства, функции 6
1.2 Потенциал «новых» медиа как платформы реализации
медиакритической деятельности 11
1.3 Блог как площадка для выражения гражданской позиции 20
Выводы к Главе I 27
ГЛАВА 2. МЕДИАКРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УКРАИНСКОГО
ЖУРНАЛИСТА А. ШАРИЯ В «НОВЫХ» МЕДИА 28
2.1 Профессиональный путь украинского журналиста и медиаэксперта А.
Шария 28
2.2. YouTube-канал Анатолия Шария: специфика контента и стиля 34
2.3 Медиакритическая составляющая на YouTube-канале Анатолия Шария 46
Выводы к Главе II 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ МЕДИАКРИТИКА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ «НОВЫХ» МЕДИА 6
1.1. Медиакритика: определение, свойства, функции 6
1.2 Потенциал «новых» медиа как платформы реализации
медиакритической деятельности 11
1.3 Блог как площадка для выражения гражданской позиции 20
Выводы к Главе I 27
ГЛАВА 2. МЕДИАКРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УКРАИНСКОГО
ЖУРНАЛИСТА А. ШАРИЯ В «НОВЫХ» МЕДИА 28
2.1 Профессиональный путь украинского журналиста и медиаэксперта А.
Шария 28
2.2. YouTube-канал Анатолия Шария: специфика контента и стиля 34
2.3 Медиакритическая составляющая на YouTube-канале Анатолия Шария 46
Выводы к Главе II 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Медиакритика является областью современной журналистики, осуществляющей критическое познание и оценку социально значимых, актуальных аспектов информационного производства в средствах массовой информации. По утверждению А.П Короченского, познавая и оценивая медиатексты, журналистская критика средств массовой информации оказывает влияние на восприятие медийного содержания как его потребителями, так и самими производителями. Медиакритика изучает и оценивает подвижный комплекс многообразных взаимоотношений печатной и электронной прессы с аудиторией СМИ и обществом в целом, способствует внесению социальных и профессиональных корректив в деятельность печатной и электронной прессы.
Современная медиакритика охватывает не только аспекты функционирования печатной и электронной прессы, связанные с журналистикой, с деятельностью журналистских коллективов и редакционной политикой, но вторгается в широкий круг проблем, постановка которых предполагает изучение и оценку медийного контента, взаимоотношений средств массовой информации и их аудитории, СМИ и общества в целом.
Сегодня в пространстве интернета наиболее эффективна массовая критика СМИ. Авторы медиакритических блогов в качестве основной задачи ставят фиксацию и анализ материалов, не соответствующих принятым журналистским стандартам, имеющих недоброкачественное и этически сомни-тельное содержание.
Медиакритические блоги в новых медиа становятся площадкой для дискуссии, где обсуждаются проблемы влияния средств массовой информации на общество и роли СМИ в этом обществе. Стремясь повысить качество журналистики в целом, медиакритики и медиаэксперты обсуждают недостатки и достоинства конкретных журналистских публикаций, опираясь как на собственный анализ и опыт, так и на опыт медиасообщества.
Деятельность украинского журналиста А.Шария является одним из ярких примеров того, как современные информационные технологии позволяют профессионалу и гражданину не только декларировать свою политическую позицию, но и, используя «новые» медиа, заметно влиять на широкую аудиторию.
Актуальность исследования связана с тем, что сегодня «новые» медиа являются не только площадкой для современной журналистики, но и платформой для деятельности медиакритиков. Сетевая критика во многих странах, в том числе в России, сегодня переживает активную фазу развития и становится более популярной не только в профессиональных кругах, но и среди пользователей интернета, поэтому изучение такого опыта позволяет глубже понять те возможности, которые она может обеспечить.
Объектом настоящего исследования является медиакритика на платформе YouTube.
Предмет исследования — медиакритическая деятельность А. Шария, реализованная в его видеоблоге на платформе YouTube.
Целью работы является выявление возможностей «новых» медиа и цифровых технологий применительно к медиакритике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные исследовательские задачи:
—на основе теоретических работ определить основные характеристики медиакритики как области современной журналистики, её особенности и функции;
—выявить особенности «новых» медиа;
—исследовать возможности и роль медиакритики, обусловленные «новыми» медиа;
—выявить общие и специфические особенности медиакритической деятельности в «новых» медиа на основе анализа контента видеоблогов А. Шария.
Теоретическую основу исследования составили работы как отечественных, так и зарубежных авторов:
—проблемы медиаобразования, медиапросвещения и медиакритики рассматриваются и обобщаются на основе работ Р. П. Баканова, А.П. Короченского, Я.И. Тяжлова, А.В. Фёдорова;
—базовыми исследованиями в области «новых» медиа и цифровых технологий стали работы, Е.Л. Вартановой, И.И. Карпенко, В. Кросби Л. Мановича,;
—исследованиям в области интернет-пространства и блогосферы посвящены работы Н.А. Гасанова, А.А Гнедаша, Н.А Рябченко.
Методологическую базу исследования составляют такие методы, как метод теоретического обобщения, описательный метод, основанный на систематизации, обобщении и интерпретации данных в соответствии с характером эмпирического материала.
Эмпирической базой исследования послужили медиакритические видеоролики украинского журналиста и медиаэксперта Анатолия Шария, опубликованные в период 2014-2017 гг. на видеохостинге YouTube.
Теоретическая значимость данной работы определяется её вкладом в дальнейшее изучение вопросов, связанных с изучением текущего состояния медиакритики в пространстве «новых» медиа.
Апробация результатов. По теме исследования на Научной сессии НИУ «БелГУ» был представлен доклад «А. Шарий как медиакритик эпохи цифровых технологий» (11-18 апреля 2018 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя Введение, основную часть, состоящую из двух глав, Заключение, Список источников, Библиографический список использованной литературы и Приложения.
Современная медиакритика охватывает не только аспекты функционирования печатной и электронной прессы, связанные с журналистикой, с деятельностью журналистских коллективов и редакционной политикой, но вторгается в широкий круг проблем, постановка которых предполагает изучение и оценку медийного контента, взаимоотношений средств массовой информации и их аудитории, СМИ и общества в целом.
Сегодня в пространстве интернета наиболее эффективна массовая критика СМИ. Авторы медиакритических блогов в качестве основной задачи ставят фиксацию и анализ материалов, не соответствующих принятым журналистским стандартам, имеющих недоброкачественное и этически сомни-тельное содержание.
Медиакритические блоги в новых медиа становятся площадкой для дискуссии, где обсуждаются проблемы влияния средств массовой информации на общество и роли СМИ в этом обществе. Стремясь повысить качество журналистики в целом, медиакритики и медиаэксперты обсуждают недостатки и достоинства конкретных журналистских публикаций, опираясь как на собственный анализ и опыт, так и на опыт медиасообщества.
Деятельность украинского журналиста А.Шария является одним из ярких примеров того, как современные информационные технологии позволяют профессионалу и гражданину не только декларировать свою политическую позицию, но и, используя «новые» медиа, заметно влиять на широкую аудиторию.
Актуальность исследования связана с тем, что сегодня «новые» медиа являются не только площадкой для современной журналистики, но и платформой для деятельности медиакритиков. Сетевая критика во многих странах, в том числе в России, сегодня переживает активную фазу развития и становится более популярной не только в профессиональных кругах, но и среди пользователей интернета, поэтому изучение такого опыта позволяет глубже понять те возможности, которые она может обеспечить.
Объектом настоящего исследования является медиакритика на платформе YouTube.
Предмет исследования — медиакритическая деятельность А. Шария, реализованная в его видеоблоге на платформе YouTube.
Целью работы является выявление возможностей «новых» медиа и цифровых технологий применительно к медиакритике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные исследовательские задачи:
—на основе теоретических работ определить основные характеристики медиакритики как области современной журналистики, её особенности и функции;
—выявить особенности «новых» медиа;
—исследовать возможности и роль медиакритики, обусловленные «новыми» медиа;
—выявить общие и специфические особенности медиакритической деятельности в «новых» медиа на основе анализа контента видеоблогов А. Шария.
Теоретическую основу исследования составили работы как отечественных, так и зарубежных авторов:
—проблемы медиаобразования, медиапросвещения и медиакритики рассматриваются и обобщаются на основе работ Р. П. Баканова, А.П. Короченского, Я.И. Тяжлова, А.В. Фёдорова;
—базовыми исследованиями в области «новых» медиа и цифровых технологий стали работы, Е.Л. Вартановой, И.И. Карпенко, В. Кросби Л. Мановича,;
—исследованиям в области интернет-пространства и блогосферы посвящены работы Н.А. Гасанова, А.А Гнедаша, Н.А Рябченко.
Методологическую базу исследования составляют такие методы, как метод теоретического обобщения, описательный метод, основанный на систематизации, обобщении и интерпретации данных в соответствии с характером эмпирического материала.
Эмпирической базой исследования послужили медиакритические видеоролики украинского журналиста и медиаэксперта Анатолия Шария, опубликованные в период 2014-2017 гг. на видеохостинге YouTube.
Теоретическая значимость данной работы определяется её вкладом в дальнейшее изучение вопросов, связанных с изучением текущего состояния медиакритики в пространстве «новых» медиа.
Апробация результатов. По теме исследования на Научной сессии НИУ «БелГУ» был представлен доклад «А. Шарий как медиакритик эпохи цифровых технологий» (11-18 апреля 2018 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя Введение, основную часть, состоящую из двух глав, Заключение, Список источников, Библиографический список использованной литературы и Приложения.
Развитие современных технологий обусловливает увеличение экономического, политического, интеллектуального потенциала человечества за счёт изменения видов и способов межличностного и межгруппового взаимодействия. Увеличение интереса к феномену «новых медиа» и, как к частному их виду, социальным сетям в последние годы становится все более заметным и привносит новые темы для исследований на различных уровнях.
Современное общество достигло выдающихся результатов в развитии области телекоммуникационных технологий, обеспечив тем самым возможность любому индивидууму, не связывая себя условностями границ, исполнением норм государственного регламентирования деятельности средств массовой информации и лишь руководствуясь собственными желанием и моральными нормами, распространять информацию для всех, имеющих доступ к интернету. В таких условиях человек, сумевший заинтересовать своим мнением или способом освещения разного рода аспектов жизни общества, способен оказывать с помощью «новых медиа» значительное влияние на индивидуальное и общественное сознание.
Одним из видов информационной деятельности на платформах «новых» медиа является в настоящее время сетевая критика, которая во многих странах, в том числе и в России, переживает активную фазу развития и становится более популярной не только в профессиональных кругах, но и среди пользователей интернета.
Цифровая эпоха даёт новые возможности для развития разных аспектов журналистской деятельности, в том числе медиакритической и расследовательской. Цифровые технологии позволяют медиакритической деятельности быть максимально продуктивной и эффективной.
Авторы медиакритических блогов ставят основную задачу фиксировать и анализировать материалы, не соответствующие профессиональным стандартам, имеющие недоброкачественное и этически сомнительное содержание.
Медиакритические блоги в новых медиа могут стать площадкой для дискуссии, где обсуждаются проблемы влияния средств массовой информации на обществе и в целом роли СМИ в этом обществе. Стремясь повысить качество журналистики в целом, медиакритики и медиэксперты обсуждают недостатки и достоинства конкретных журналистских публикаций, опираясь на собственный анализ и опыт.
Цифровые технологии позволяют проводить различного рода расследования, анализировать информацию в короткие сроки, а также охватывать широкий круг источников информации. Цифровые технологии стирают пространственно-временные границы, поскольку на сегодняшний день всё можно решить посредством интернета.
На примере деятельности украинского медиакритика Анатолия Шария мы проследили, как благодаря цифровым технологиям можно ввести журналистскую и медиакритическую деятельность в сети интернет и быть востребованным у аудитории.
Медиакритическая деятельность А. Шария связана с разоблачением недостоверной и некачественной информации, которая распространяется в украинских СМИ. Помимо медиакритической составляющей, деятельность А. Шария направлена на медиапросвещение аудитории с целью формирования медиакомпетентности.
А. Шарий взял на себя обязательство разоблачать фейковую деятельность украинских СМИ и обеспечивать аудиторию проверенной информацией. Осуществляя медиакритический анализ, он не требует от украинских СМИ выполнения «сверхъестественных» или личных и субъективных задач. Он настаивает на исполнении базовых принципов и ценностей не только отечественной, но и мировой журналистики. Медиаметрические показатели ка¬
нала А.Шария на YouTube доказывают необходимость профессиональной медиакритической информации.
Благодаря медиакритической деятельности А.Шария на платформе YouTube у пользователей появляется возможность повысить собственную медиакомпетентность, оценить повестку дня, какую информацию он прочёл из СМИ, становится интересно разбираться в повестке дня, анализируя поток получаемой информации не только с эмоциональной точки зрения, но анализируя исполнения базовых журналистских ценностей — точность, достоверность, новизна.
Украинский журналист, является одним из ярких примеров того, как современные информационные технологии позволяют гражданину не только декларировать свою политическую позицию, но и, используя «новые» медиа, заметно влиять посредством распространения своих взглядов на широкий круг людей.
Современное общество достигло выдающихся результатов в развитии области телекоммуникационных технологий, обеспечив тем самым возможность любому индивидууму, не связывая себя условностями границ, исполнением норм государственного регламентирования деятельности средств массовой информации и лишь руководствуясь собственными желанием и моральными нормами, распространять информацию для всех, имеющих доступ к интернету. В таких условиях человек, сумевший заинтересовать своим мнением или способом освещения разного рода аспектов жизни общества, способен оказывать с помощью «новых медиа» значительное влияние на индивидуальное и общественное сознание.
Одним из видов информационной деятельности на платформах «новых» медиа является в настоящее время сетевая критика, которая во многих странах, в том числе и в России, переживает активную фазу развития и становится более популярной не только в профессиональных кругах, но и среди пользователей интернета.
Цифровая эпоха даёт новые возможности для развития разных аспектов журналистской деятельности, в том числе медиакритической и расследовательской. Цифровые технологии позволяют медиакритической деятельности быть максимально продуктивной и эффективной.
Авторы медиакритических блогов ставят основную задачу фиксировать и анализировать материалы, не соответствующие профессиональным стандартам, имеющие недоброкачественное и этически сомнительное содержание.
Медиакритические блоги в новых медиа могут стать площадкой для дискуссии, где обсуждаются проблемы влияния средств массовой информации на обществе и в целом роли СМИ в этом обществе. Стремясь повысить качество журналистики в целом, медиакритики и медиэксперты обсуждают недостатки и достоинства конкретных журналистских публикаций, опираясь на собственный анализ и опыт.
Цифровые технологии позволяют проводить различного рода расследования, анализировать информацию в короткие сроки, а также охватывать широкий круг источников информации. Цифровые технологии стирают пространственно-временные границы, поскольку на сегодняшний день всё можно решить посредством интернета.
На примере деятельности украинского медиакритика Анатолия Шария мы проследили, как благодаря цифровым технологиям можно ввести журналистскую и медиакритическую деятельность в сети интернет и быть востребованным у аудитории.
Медиакритическая деятельность А. Шария связана с разоблачением недостоверной и некачественной информации, которая распространяется в украинских СМИ. Помимо медиакритической составляющей, деятельность А. Шария направлена на медиапросвещение аудитории с целью формирования медиакомпетентности.
А. Шарий взял на себя обязательство разоблачать фейковую деятельность украинских СМИ и обеспечивать аудиторию проверенной информацией. Осуществляя медиакритический анализ, он не требует от украинских СМИ выполнения «сверхъестественных» или личных и субъективных задач. Он настаивает на исполнении базовых принципов и ценностей не только отечественной, но и мировой журналистики. Медиаметрические показатели ка¬
нала А.Шария на YouTube доказывают необходимость профессиональной медиакритической информации.
Благодаря медиакритической деятельности А.Шария на платформе YouTube у пользователей появляется возможность повысить собственную медиакомпетентность, оценить повестку дня, какую информацию он прочёл из СМИ, становится интересно разбираться в повестке дня, анализируя поток получаемой информации не только с эмоциональной точки зрения, но анализируя исполнения базовых журналистских ценностей — точность, достоверность, новизна.
Украинский журналист, является одним из ярких примеров того, как современные информационные технологии позволяют гражданину не только декларировать свою политическую позицию, но и, используя «новые» медиа, заметно влиять посредством распространения своих взглядов на широкий круг людей.
Подобные работы
- Новые медиа США: информационная повестка в условиях модернизации форм
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Становление медиакритики в постсоветских республиках (на примере России, Украины и Казахстана)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019



