Введение 3
1. Современные тенденции рынка загородного отдыха 7
1.1. Загородный отдых как вид туризма 7
1.2. Загородные зоны массового отдыха 14
1.3. Тенденции в сфере дополнительных услуг 21
2. Экономический анализ деятельности ООО «Тет-а-Тет» база отдыха
«Аркадия» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 43
2.3. Оценка потребительской удовлетворенности и качества обслуживания
потребителей 58
3. Разработка проекта по организации дополнительных услуг в сегменте
рынка загородного отдыха 69
3.1. Организационный план открытия пейнтбольного клуба на базе отдыха
«Аркадия» 69
3.2. Финансовое обоснование проекта 79
3.3. Оценка экономической эффективности от внедрения проекта 87
Заключение 92
Список использованных источников 96
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
С выходом туристского сектора в лидеры мировой экономики тема создания и реализации туристских продуктов, особенностей их экономической природы привлекает к себе все большее внимание исследователей. Многие регионы сейчас активно развивают туристическое направление. Появляются базы отдыха, санатории, загородные поселки, горнолыжные базы и т.д. Туризм приносит стабильный доход, как для предпринимателей, так и для регионального бюджета.
Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные ландшафты, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы размещения.
Сегодня самым доступным видом туризма для граждан России является загородный отдых. Существует огромное количество туроператоров, которые уже давно и успешно работают в туристическом бизнесе.
К загородному туризму можно отнести довольно широкий спектр деятельности: научные и познавательные (орнитологические, ботанические, археологические, этнографические), приключенческие туры (пешие, велосипедные, водные, конные прогулки и маршруты), летние лагеря, базы и программы для школьников и студентов на природе, поездки выходного дня за город. Он включает в себя любые виды туризма вне городских условий, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране при-роды и улучшению благосостояния местного населения.
Для организации загородных туров предполагается функционирование целой инфраструктуры. Она включает хорошее транспортное сообщение между населенными пунктами, места проведения культурного досуга, наличие служб, оказывающих различные услуги по предоставлению информации и обслуживанию, маленькие ресторанчики, кафе и трактиры.
В России в 2014 году насчитывалось около 1600 турбаз. По прогнозам экспертов в 2016 году это число будет увеличиваться, из-за увеличения потока внутренних туристов. Наибольшее количество баз отдыха сосредоточено в Астраханской области (10,24% от общего количества), Краснодарском крае (6,26%), Самарской области (5,66%).
Загородный туризм по цели имеет социальную направленность, а не чисто коммерческую. Особо важным является то, что загородный туризм не требует таких больших государственных капиталовложений, как другие виды туризма. Пока он довольствуется использованием существующего потенциала сельских регионов: уникальных природных ресурсов и объектов историко-культурного значения; частного жилого фонда на селе; производимых в личных хозяйствах продуктов питания и т. п.
Наряду с привлекательностью загородного туризма имеется ряд потенциальных факторов опасности. Чрезмерное число туристов, их машины и оборудование могут заполнить малые города и деревни. Их культура может оказаться чуждой и враждебной для местных жителей. Их стремление к раз-влечениям может исказить и ухудшить местную культуру. Бесцельное и бес-контрольное развитие загородного туризма в большом масштабе может оказаться разрушительным для местных ландшафтов и экосистем. Во избежание подобных опасностей требуется разумная политика землепользования, грамотное руководство программами по организации местного туризма.
Учитывая вышеизложенное, выбранная тема является весьма актуальной. Ориентация на здоровый образ жизни, необходимость поддержки внутреннего туризма подтверждают тот факт, что будущее любой территории, в том числе Белгородской области, тесно связано с загородным туризмом.
Поскольку активный отдых начинает развиваться, и еще плохо налажен в России, то барьеры входа на данный рынок не высоки. Основным аспектом в организации загородного туризма является определение целевого сегмента, потребительского профиля клиента. В сфере услуг это очень важный элемент, требующий особого внимания. Качество услуг и лояльность к клиенту - это то, что позволяет формировать положительный имидж.
Дополнительные продукты загородных баз отдыха позволяют получать дополнительную выгоду наряду с выгодой от реализации основного продукта, а так же помогают отличить основной продукт от продуктов-конкурентов. Фактор профессионального предложения дополнительных услуг является немаловажным, поскольку непрофессиональное внедрение дополнительных гостиничных услуг подчас может принести предприятию больше вреда, нежели пользы.
Объектом данного исследования выступает ООО «Тет-а-Тет», база отдыха «Аркадия».
Предмет исследования - загородный отдых и возможности для его организации.
Целью данного исследования является разработка и экономическое обоснование проекта по организации дополнительных услуг в сегменте рынка загородного отдыха.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить виды загородного отдыха, рынок загородного отдыха в России;
- рассмотреть зоны массового отдыха;
- изучить основные тенденции в сфере дополнительных услуг в туризме;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность;
- дать оценку потребительской удовлетворенности относительно предоставляемых услуг;
- разработать проект по организации дополнительных услуг;
- представить организационный план и финансовое обоснование проектных мероприятий;
- оценить эффективность проектных мероприятий.
Теоретической и методологической основой исследования послужили специальная зарубежная и отечественная литература по рассматриваемой тематике, аналитические обзоры, статьи отраслевых журналов.
Методика исследования основывалась на системном использовании методов социологического, социально-психологического, экономического и математического анализа. При решении конкретных задач в работе использовались методы прямого и включенного наблюдения, анализ статистических данных и бухгалтерской отчетности. В качестве основного метода настоящего исследования выступает комплексный метод, представляющий собой совокупность теоретического анализа и синтеза, изучение и обобщение опыта работы предприятий России.
Информационной базой исследования послужили нормативные документы, относящиеся к тематике исследования, монографии и публикации зарубежных и современных российских ученых в периодической печати, мате-риалы конференций и семинаров, данные общедоступных источников статистической и аналитической информации, правовые и нормативные акты Российской федерации.
Практическая значимость исследования представляет собой возможность использования материалов дипломного проекта в деятельности пред-приятия, возможности реализации предлагаемого проекта в рамках развития загородного отдыха и создания дополнительных конкурентных преимуществ.
Структура дипломного проекта определялась логикой исследования и включает введение, три основных раздела, заключение, список использованных источников и приложения.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что будущее любой территории, в том числе Белгородской области, тесно связано с загородным туризмом. Многие регионы сейчас активно развивают туристическое направление. Появляются базы отдыха, санатории, загородные поселки, горнолыжные базы и т.д.
Одной из баз отдыха Белгородской области является база отдыха «Аркадия», расположенная в лесном массиве с хвойными деревьями в Шебекинском районе на берегу водоема. В настоящее время база отдыха «Аркадия» - одно из наиболее популярных мест для комфортного, здорового и активного отдыха всей семьей, маленьких и больших компаний. Чистый свежий воздух, современная инфраструктура, использование экологически чистых материалов (дерева и стекла) при строительстве базы отдыха - являются безусловными преимуществами данного предприятия.
В инфраструктуре базы отдыха комфортабельные гостиничные номера, коттеджи, ресторан, банкетный зал, площадки для активного отдыха.
Услуги базы отдыха «Аркадия» набирают популярность среди жителей нашего региона, что способствует стабильности положения предприятия на рынке. На конец 2015 года предприятием была получена выручка в размере 37649 тыс. руб. Опережение темпа роста доходов над темпами роста расходов привело к получению чистой прибыли в 2015 году - 627 тыс. руб.
В период за 2013-2015 года наблюдается увеличение валюты баланса на 14091 тыс. руб. (на 102%). Это связано, прежде всего, увеличением внеоборотных активов на конец отчетного периода на 16211 тыс. руб., а также с увеличением денежных средств на 4473 тыс. руб. Рост необоротных активов с 1460 тыс. руб. до 17671 тыс. руб. говорит о повышении инвестиционной активности предприятия.
Собственный капитал предприятия к концу рассматриваемого периода увеличился на 1534 тыс. руб. или на 34,94%. В тоже время краткосрочные обязательства увеличились на 7807 тыс. руб. и составили к концу 2015 года 16113 тыс. руб. против 8306 тыс. руб. на начало 2013 года.
Наибольший удельный вес в выручке от продаж занимает себестоимость услуг, в 2015 году она составила 94,44%. Следует отметить. Что удельный вес чистой прибыли в период с 2013-2015 гг. увеличился с 0,25 до 1,67% (рост составил более 6 раз), что является положительным в деятельности анализируемого предприятия.
Таким образом, на сегодняшний день организация повышает свой экономический потенциал, имеет положительную структуру бухгалтерского баланса и достаточно эффективно функционирует.
Спрос на рекреационные услуги связан в основном с различными формами отдыха на природе. В целях изучения основных предпочтений отдыхающих на базах отдыха был проведен опрос потребителей.
Респондентами выступили жители Белгородского и Шебекинского районов в возрастной группе старше 20 лет. Площадкой для проведения опроса явились социальные сети. Анализ показал, что основной части респондентов (59%) хорошо знакома база отдыха «Аркадия».
В ходе изучения потребительских предпочтений отмечена важность развития сервисных направлений. При проведении опроса абсолютное большинство потребителей отметили важность данного компонента. Можно с уверенностью заявить о том, что организация дополнительных услуг, повышение качества обслуживания и должно стать тем локомотивом обеспечения стабильного преимущества перед другими конкурентами. Основными конку-рентами являются база отдыха «Нежеголь НИУ БелгУ» и загородный комплекс «Две реки».
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что база отдыха «Аркадия» является конкурентоспособным предприятием, о чем свидетельствуют как экономические показатели деятельности, так и сравнительный конкурентов.
Несмотря на сильные конкурентные позиции, положение любого предприятия нельзя считать постоянно устойчивым, прежде всего по причине активного наступления конкурентов, поэтому необходимо разрабатывать раз-личные мероприятия, направленные на удержание конкурентных позиций.
Удовлетворение потребностей в качественном и доступном загородном отдыхе основывается на постоянном внедрении дополнительных услуг и реализации различных проектов, что задает новые качественные стандарты для развития всей отрасли региона и позволяет приблизить рынок загородного отдыха, по качеству предложения, к ведущим европейским рынкам.
Одним из активных и интересных видов развлечений является тактический пейнтбол, целевое развитие которого пришлось на сферу обслуживания обычного населения. Сегодня это один из самых распространенных видов развлечений, ориентированный на различные группы потребителей.
Руководством ООО «Тет-а-Тет» было принято решение об организации пейнтбольного клуба на территории базы отдыха «Аркадия» и дальнейшего его функционирования.
Учитывая растущую тенденцию роста спроса на активный отдых по проекту предполагается приобретение 25 комплектов оборудования для взрослого пейнтбола и 25 комплектов для детского пейнтбола.
Общая сумма инвестиционных затрат на организацию пейнтбольного клуба составит 937,02 тыс. рублей. Источниками инвестирования в проект будут собственные средства предприятия.
Прогноз продаж строился из сложившейся на рынке динамики активного загородного отдыха, популярности игры, разнообразия сценариев, входных барьер, отсутствия сильных конкурентов. Как уже отмечалось, основное время для игры в пейнтбол - теплое время года. В основном это весна и осень, лето, когда не очень жарко. В это время официально действует пейнтбольный сезон. Традиционные майские выезды. Предусмотрены и зим-
97 ние игры, а также празднования дня рождений, корпоративные мероприятия и team building.
По проекту планируется реализация в год игр на сумму 2381000 руб. В качестве главных критериев успешной работы организации можно выделить:
- собственная игровая площадка, интересная и безопасная;
- удобное расположение игровой площадки;
- современные игровые комплекты для пейнтбола;
- обустроенная зона отдыха для игроков (раздевалка, беседки);
- возможность заказать еду и напитки;
- разнообразие игровых сценариев, опытные и грамотные инструкторы.
Согласно поставленным в дипломном проекте задачам была определена эффективность инвестиционного проекта и его влияние на деятельность предприятия в целом, исходя из прогноза расходов и доходов по годам на весь срок реализации проекта с учетом временного фактора.
Чистая дисконтированная стоимость по проекту равна 1102,36 тыс. руб. Следовательно, предприятие может вкладывать средства в данный инвестиционный проект. Индекс рентабельности составил 1,18. Это означает, что на 1 рубль вложенных средств приходится 18 копеек прибыли или 1,18 руб. возврата средств. Полученный индекс рентабельности больше 1, что подтверждает экономическую эффективность проекта.
Внутренняя норма доходности подтверждает эффективность проекта, т.к. IRR = 66,50% , что выше ставки дисконта денежного потока по проекту. Дисконтированный срок окупаемости проекта 2 года.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 1 февр. 2011 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2011. - 480 с. - (Правовая б-ка).
2. Российская Федерация. Государственная Дума. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 12 февр. 2011 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. :Юрайт, 2011. - 524 с. - (Правовая б-ка).
3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 30, ч. II. - Ст. 3127.
4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 4 декабря 2007 г. №329 // Режим доступа:http: //base.garant.ru/12157560/
5. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст] : постановление правительства Белгородской области : от 25 янв. 2010 года № 27 - пп. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
6. ГОСТ 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов [Текст]. - Введ. 1994-07-01. - М. : Изд-во стандартов, 2004. - 96 c.
7. Азоев, Г. Л. Управление организацией [Текст] : учебник для вузов / Г. Л. Азоев. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 234 с.
8. Акимов, А. С. Маркетинг физкультурно-спортивных услуг крупного стадиона [Текст] / А. С. Акимов // Физическая культура. - 2013. - № 9. - С. 55-59.
9. Аминова, Р. К. Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма [Текст] : автореф. дис...канд. экон. наук / Р.К. Аминова. - Махачкала, 2010. - 22 с.
10. Арабян, К. К. Видовая структура оздоровительного туризма [Текст] / К. К. Арабян // Креативная экономика. - 2011. - № 12 (215). - С. 74-79.
11. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 464 с.
12. Аналитический отчет по маркетинговому исследованию базы отдыха Московского региона [Электронный ресурс]: Маркетинговое Агентство Step by Step / Режим доступа: http://www.step-by-step.ru/trade/
demofile/dem0_179.pdf - 40 с.
13. Анализ показателей рынка внутреннего туризма в России. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/ryinok-
zagorodnogo-otdyiha/
14. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст] : учеб. пособие /
А. В. Бабкин. - Ростов-на/Д., 2014. - 119 с.
15. Бариленко, В. И. Анализ финансовой отчетности [Текст] : учеб. пособие / В. И. Бариленко, С. И. Кузнецов, Л. К. Плотникова, О. В. Кайро; под общей редакцией В. И. Бариленко. - 2-е изд., переработанное - М. : КНО- РУС, 2010. - 416 с.
16. Баринов, В. А. Особенности развития спортивно-оздоровительного туризма в регионе [Текст] / В. А. Баринов, В. Л. Харченко // Российское предпринимательство. - 2012. - № 14 (421). - С. 237-239.
17. Баранова, А. Ю. Финансирование инновационной деятельности индустрии гостеприимства в Российской Федерации [Текст] : автореф. дис. ... д. экон. наук / А. Ю. Баранова. - СПб. : СПбГЭУ, 2014. - 39 с.
18. Богомолова, Е. С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона [Текст] : дисс. . д. экон. наук / Е. С. Богомолова. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2010. - 36 с.
19. Богинский, К. А. Использование потенциала спортивного туризма в формировании комплексного туристского продукта дестинации [Текст] : автореф. дисс. .уч. ст. канд. экон. наук / К. А. Богинский. - Санкт- Петербург, 2011. - 22 с.
20. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия [Текст] :иучеб. пособие /
Т. Б. Бердникова. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 215 с.
21. Бурменко, Т. Д. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг [Текст] : учеб. пособие / Т. Д. Бурменко. - Ростов-на-Дону : КноРус, 2010. - 422 с.
22. Быстров, С. А. Организация туристской деятельности [Текст] : учеб. пособие / С. А. Быстров. - М . : Форум, 2015. - 400 с.
23. Веснин, В. Р. Менеджмент [Текст] : учебник / В. Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2013. - 512 с.
24. Виханский, О. С. Стратегическое управление [Текст] : учеб. посо¬бие / О. С. Виханский. - М. : Гардарика, 2011. - 569 с.
25. Волков, А.В. Развитие спортивного туризма за рубежом [Текст] / А.
B. Волков, С. В. Черемшанов // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 4 (22). - С. 30-36.
26. Галева, Р.Б. Маркетинговый подход к развитию спорта в регионе / Р.Б. Галеева // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 4. -C.63-67.
27. Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента: Учебник [Текст] / Г. Я. Гольдштейн. - М. : ООО «Издательство ЭЛИТ», 2014. - 618 с.
28. Грачев, А. В. Развитие регионального туризма в современных условиях [Текст]: учеб.-практическое пособие / А. В. Грачев. - М. : Дело и Сервис, 2013. - 192 с.
29. Дугельный, А. П. Управление на предприятиях туризма [Текст] : учебно-практическое пособие для студентов и преподавателей экономических вузов / А. П. Дугельный, В. Ф. Комаров. - М. : Дело, 2014 - 332 с.
30. Евреинов, О.Б. Комплексное развитие и совершенствование инфраструктуры туризма в регионе (на примере Санкт-Петербурга) [Текст] : автореф. дис.канд. экон. наук / О. Б. Евреинов. - СПБ. : НОУ ВПО Балтийская академия туризма и предпринимательства, 2012. - 23 с.
31. Ехина, М. Организация обслуживания в гостиницах [Текст] : учеб. пособие / М. Ехина. - М. : Академия, 2014. - 208 с.
32. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации [Текст] : учебник / М. А. Жукова. - М. : КНОРУС, 2014. - 192 с.
33. Загородные зоны массового отдыха [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://landscape.totalarch.com/node/72
34. Каранович, М. К. Основные индикаторы конкурентоспособности предприятий сферы услуг [Текст] / М. К. Каранович // Известия Сочинского государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 54-58.
35. Кабушкин, Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов [Текст] : учебник / Н. И. Кабушкин, Г. А. Бондаренко. - Мн. : Новое знание, 2013. - 368 с.
36. Как открыть пейнтбольный клуб [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //moneymakerfactory.ru/rabotaj uwij -biznes/pej ntbol-klub
37. Квартальнов, В. А. Туризм [Текст] : учебник / В. А. Квартальнов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 265 с.
38. Кондрашев, В. М. Управление продажами [Текст] : учеб. пособие / В. М. Кондрашев. - М. : Юнити-Дана, 2013. - 265 с.
39. Коновалов, А. В. Оценка социально-экономической эффективности развития спортивно-событийного туризма [Текст] / А. В. Коновалов // Проблемы современной экономики.- 2014.- №2. - С. 123-127.
40. Лазарев, Г.И. Инновационное развитие региона: сервисный аспект и роль вузов / Г. И. Лазарев //Территория новых возможностей: Вестник ВГУЭС. - 2014. - № 3 (7). - С. 98-105.
41. Лаврова, Т. А. Туристская индустрия и ее значение в отраслевой структуре экономики России [Текст] / Т. А. Лаврова // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 4 (8). - С. 94 - 97.
42. Лендел, А.В. Специфические характеристики загородного туризма
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://sociosphera.com/publication/conference/2013/185/specificheskie_harakterist iki_zagorodnogo_turizma/
43. Маркетинговое исследование рынка загородного отдыха Псковской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.bespalov- group.ru/assets/content/portfolio/files/market-research-pskov-recreations.pdf
44. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент [Текст] : курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова - М. : ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
45. Марков, Д. Н. Экономическая оценка туристской деятельности на региональном уровне [Текст]: автореф. дис.канд. экон. наук / Д. Н. Марков. - Владивосток : ДФУ., 2013. - 24 с.
46. Морозов, В. А. Программно-целевой подход в обосновании перспектив развития индустрии туризма [Текст] / В. А. Морозов // Российское предпринимательство. - 2011. - № 9 (57). - С. 103-106.
47. Морозова, Н. С. Теория и методология формирования и развития конкуренции в туризме [Текст] : автореф. дис. . д. экон. наук / Н. С. Морозова. - Сочи: Сочинский государственный университет, 2012. 46 с.
48.Отдых в коттеджах [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kauppatie.com/2007/04-2007/20.htm
49. Пендюрин Е. А. Экологический туризм на Белгородчине // Социо-культурное пространство России: проблемы и перспективы развития : сб. докл. III Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (Белгород, 27-28 января 2011 г.). - Белгород, 2011. - Т. 2. - С. 307-310.
50. Пшеничных, Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Пшеничных, А. Э. Саак. - Спб.: Питер, 2015. - 512 с.
51. Проурзин, Л. Ю. Туризм как экономический приоритет [Текст] / Л.Ю. Проурзин. - М. : Новый век, 2014. - 216 с.
52. Пузакова, Е. П. Международный туристический бизнес [Текст] / Е. П. Пузакова, В. А. Честникова. - М. : «Экспертное бюро», - 2012. - 176 с.
53. Пейнтбол - оборудование [Электронный ресурс] / Режим доступа : http: //www.paintium. ru/catalog/rubric/peyntbol
54. Распределение баз отдыха по регионам России в 2014 году. [Электронный ресурс] : Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/rus14.pdf
55. Рубцова, Н.В. Методологические аспекты исследования эффективности туристской деятельности [Электронный ресурс] / Н.В. Рубцова // Известия ИГЭА (Байкальский государственный университет экономики и права) - 2013. -№4.- Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/
article.aspx?id=17625
56. Рубцова, Н. В. Эффективность сервисной деятельности [Текст] / Н. В. Рубцова. - Иркутск : БГУЭП, 2011. - 214 с.
57. Самарский, В. И. Методические подходы к развитию предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы [Текст автореф. дис.канд. экон. наук / В.И. Самарский. - Сочи: Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, 2011. - 23 с.
58. Салеева, Т. В. Повышение конкурентоспособности курорта Сочи с учетом Олимпийского наследия [Текст] / Т. В. Салеева // // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 1 (34). - С. 172-178.
59. Сущинская, С. Д. Россия на туристском пространстве СНГ [Текст] /
С.Д. Сущинская // Известия Сочинского государственного университета. -
2013. - № 4 (27). - С. 181-185.
60. Темный, Ю. В. Экономика туризма [Текст] / Ю. В. Темный, Л. Р.
Темная. - М. : Инфра-М, 2015. - 218 с.
61. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст] : учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - 2-е изд. - М. : Эксмо,2014.- 544 с.
62. Чудновский, А. Д. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта : учебное пособие / А. Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 304 с.
63. Чудновский, А. Д. Теория и методология социально¬
экономических исследований в туристской индустрии: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М. : КноРус, 2013. - 360 с.
64.Чикурова, Т. Ю. Социально-экономическая эффективность туристской деятельности в малых и средних городах [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Т. Ю. Чикурова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УрГЭУ., 2011. - 25 с.
65. Шматько, Л. П. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст] : учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИКЦ «МарТ», 2012. - 352 с.