Введение
Глава 1.Теоретические основы системы нематериального стимулирования персонала в организации
1.1 Определение понятий: «стимулирование» и «нематериальное
стимулирование» труда персонала в организации
1.2 Цели и принципы нематериального стимулирования персонала
1.3 Виды и формы нематериального стимулирования персонала
Глава 2. Современное состояние системы нематериального стимулирования персонала в ЗАО Агрофирма «Русь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ системы управления персоналом в организации
2.3 Актуальное состояние системы нематериального стимулирования
персонала в организации
Глава 3. Организационно-экономическое обоснование совершенствования системы нематериального стимулирования персонала в организации
3.1 Разработка проекта по совершенствованию системы нематериального
стимулирования персонала в организации
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность исследования. Проблема стимулирования персонала имеет свою историю в нашей стране и является одной из самых острых проблем, стоящих перед современными организациями в настоящее время. Как правило, современные руководители рассматривают систему стимулирования как инструмент, базирующийся на персональных выплатах работнику.
Изменения, происходящие в экономическом устройстве современных организаций, обусловившие реформирование экономической сферы, предполагают изменения в системе управления персоналом. Потребность управления и стимулирования труда как системы приводит к необходимости смены его целевых ориентиров, которые связаны с рядом факторов:
Во-первых, при регулярной выплате комиссионных и премий ценность и стимулирующее воздействие резко снижается - работник привыкает к ним, расценивает их как форму заработной платы, и любое снижение таких, по сути дополнительных выплат, воспринимается как унижение со стороны работодателя.
Во-вторых, начальное стимулирующее воздействие переменной части оплаты труда, как правило, стимулирует творческое начало работника. Но, на практике, активное творчество работодателем практически никогда не требуется. Творчество воспринимается как досадное недоразумение, мешающее текущей регулярной работе.
Снижение эффективности стимулирования персонала вынуждает работодателя искать новые методы работы с персоналом. Единственным моральным методом стимулирования, традиционно применяемым в России, является метод личного общения. Таким образом, основной моральный фактор - личное общение.
Выделение этих групп факторов и соответствующей им программы деятельности на местах означает, что сама система управления предполагает свою особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления целостной системы экономике России.
В этой связи во многих организациях идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и методы управления.
Система стимулирования трудовой деятельности всегда зависит от политики организации в области управления персоналом.
Стимулирование труда персонала - это залог успешной работы и поступательного движения организации для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Система стимулирования в каждой организации должна разрабатываться с учетом его специфики и особенностей персонала. Поэтому стимулирование труда персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков в управлении человеческими ресурсами.
Преимущество материального стимулирования состоит в том, что в отличие от нематериальных бонусов, оно исключительно необходимо для привлечения профессионалов, кроме того, всех волнует материальная выгода, то есть такой элемент стимулирования не требует дополнительного анализа и расчета своевременности.
Нематериальное стимулирование, также, является самым надёжным. Ведь высокий уровень именно такого вида стимулирования позволяет организации удерживать высококлассных специалистов в ситуации кадрового дефицита и стремительного роста зарплат на рынке труда, а также получать поддержку сотрудников в кризисной ситуации, когда финансовое стимулирование становится невозможным. Оно выстраивает отношения внутри коллектива на основе общих ценностей и корпоративных целей, формирует эмоциональную привязанность организации, следствием чего является увлечённая и продуктивная работа всего коллектива; гарантирует стабильное и успешное развитие организации.
К нематериальным стимулам обычно относят благодарности, пакет социальных льгот, повышение статуса и квалификации сотрудника.
Следует отметить, что долгосрочный эффект нематериального стимулирования возможен исключительно при условии наличия в организации условий для нормальной работы (достойный уровень заработной платы, эффективная организационная структура и порядок, разумная нагрузка на персонал).
Однако, разделение стимулирующих факторов на материальные и нематериальные весьма условно. Многие специалисты сходятся во мнении, что в конечном итоге все методы стимулирования материальны. Разумное сочетание и умелое использование различных методов стимулирования в организации может принести впечатляющие бизнес-результаты.
Сочетание материального и нематериального стимулирования работников периодически изменяется в соответствии с условиями рынка труда, стратегий компании и ростом численности. Поэтому очень важен постоянный анализ и контроль мотивационных программ в организации.
Практическая значимость исследования заключается в необходимости совершенствования существующей системы стимулирования персонала в организации, а также в разработке методических рекомендаций, критерий оценки трудовой деятельности, способствующих повышению заинтересованности и профессионализма персонала в ЗАО Агрофирма «Русь», а также предложить дополнительные мероприятия по стимулированию профессиональной деятельности персонала в организации.
Объект исследования - ЗАО Агрофирма «Русь».
Предмет исследования - система нематериального стимулирования персонала в ЗАО Агрофирма «Русь».
Цель исследования- разработка рекомендаций по совершенствованию системы нематериального стимулирования персонала в ЗАО Агрофирма «Русь».
Для реализации поставленной цели в исследовании ставится ряд следующих задач:
1. Изучить теоретические основы системы нематериального стимулирования персонала, а также виды и формы стимулирования персонала в современной организации.
2. Проанализировать организационно-экономическую характеристику ЗАО Агрофирма «Русь».
3. Проанализировать систему управления персоналом в ЗАО Агрофирма «Русь».
4. Проанализировать актуальное состояние системы нематериального стимулирования персонала в организации
5. Разработать рекомендации по совершенствованию системы нематериального стимулирования персонала в ЗАО Агрофирма «Русь».
Научные методы исследования. Изучение различных теорий системы стимулирования и их влияние на работника отражены в научных трудах как российских, так и зарубежных ученых С.А. Агапцова, М. Армстронга, О.С. Виханского, Г.Джонсона, А.Т. Зуб, А.И. Наумова и др. ученых, а также в материалах научно-практических конференций, периодической печати и др.
Информационной базой исследования послужили статистические источники, информационно-аналитические материалы СМИ, Интернет, официальные нормативно-правовые документы Российской Федерации, отчеты, а также, результаты исследования, полученного в ходе практики в ЗАО Агрофирма «Русь».
В современном мире жесткой конкуренции в бизнесе очень непросто удержать работника от перехода на другую работу, поэтому в настоящее время для ООО «Стройпортал» жизненно важным стал вопрос нахождения таких новаторских способов поддержки и поощрения сотрудников, которые убеждали бы их не увольняться. При этом для нас особенно важно сейчас не только сохранить тех, с кем работаем, но и привлечь в организацию новые таланты.
Анализ теорий трудовой мотивации и стимулирования на первом этапе проекта показал, что они в основном не противоречат, а взаимодополняют друг друга, отражая многогранность, нестандартность самого процесса мотивации и стимулирования и предопределяют необходимость комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.
Проведенные в ходе исследования интервью с руководством и сотрудниками ООО «Стройпортал» подтвердили необходимость организации совместного досуга работников, помогли выявить высоко- и низкоэффективные методы нематериального стимулирования персонала.
Изучение нормативных документов, связанных с персоналом, анализ практического применения теорий мотивации и стимулирования в практике российских и зарубежных организаций, общей структуры управления ООО «Стройпортал» и анализ управления персоналом послужили основой для принятия решения о выборе подходящих методов стимулирования труда сотрудников.
В выпускной аттестационной работе подробно рассмотрена действующая система стимулирования, изучен количественный и качественный состав персонала, способы экономического стимулирования различных групп сотрудников, обозначены слабые места в системе нематериального стимулирования и выявлены желательные формы нематериальной мотивации для работников.
Проведенная диагностика по методу Ю.К.Балашова и А.Г.Коваля идентифицировала типы трудовой мотивации работников ООО «Стройпортал», на ее основе был построен график мотивационного профиля персонала организации и предложены мероприятия по нематериальному стимулированию персонала ООО «Стройпортал».
Ввиду того, что управление персоналом в ООО «Стройпортал» базируется на пяти ключевых зонах ответственности (подбор персонала, адаптация сотрудников, организация обучения и развития персонала, оценка уровня квалификации сотрудников, мотивация персонала), проект внедрения совершенствования системы нематериального стимулирования труда персонала (третий этап выпускной аттестационной работы) был выстроен по соответствующим направлениям:
- корректировка существующей системы подбора персонала,
- совершенствование системы адаптации персонала,
- планирование карьеры сотрудников на этапе обучения и развития,
- оценка уровня квалификации, компетенций руководителей по системе ключевых показателей эффективности деятельности (Key Performance Indicator),
- анализ и диагностика системы нематериального стимулирования труда персонала ООО «Стройпортал».
В целях осуществления корректного планирования внедрения проекта мы разработали маршрутный график этого процесса, рассмотрели эффективность каждого мероприятия по совершенствованию системы нематериального стимулирования труда персонала в ООО «Стройпортал».
Результаты диагностических процедур легли в основу для разработки системы обучения, формирования программ профессионального и личностного развития, оптимизации расстановки кадров. Анализ результатов анкетирования руководителей подразделений позволил определить направления дальнейшего формирования системы нематериального стимулирования сотрудников руководящего звена, пути развития корпоративной культуры организации.
Стоимость проекта по основным направлениям его внедрения (совершенствование процедур подбора, адаптации, оценки и планирование карьеры сотрудников на этапе обучения) осуществляется в основном в рамках предусмотренного бюджета по ним или заработной платы (экономия финансовых средств во многом достигается за счет отсутствия потребности в использовании услуг сторонних организаций).
Дополнительные расходы в сумме 741 000 рулей потребовались на внедрение новых форм нематериального стимулирования персонала.
Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они приносят, значительно больше.
Экономическая эффективность, определенная по результатам опроса сотрудников о готовности увеличить производительность труда составит 800 000 рублей. Социальная эффективность проекта помимо конкретных показателей для каждого мероприятия заключается в повышение уровня лояльности и мотивации персонала, а также в формирование более социально-направленного имиджа организации.
Рассмотренная в выпускной аттестационной работе система совершенствования нематериального стимулирования труда персонала в ООО «Стройпортал» имеет огромное значение в системе управления персоналом предприятия, поскольку в описываемый период руководство организации затеяло глубокие преобразования, направленные на повышение регулярности и предсказуемости бизнеса.
Проведенный анализ системы нематериального стимулирования труда персонала ООО «Стройпортал» и предложенный проект мероприятий по ее совершенствованию приведет к повышению эффективности организации, мотивирует персонал на постоянное развитие и рост, достижение стратегических целей.
1. Бакирова, Б.Х. Психология развития и мотивации персонала [Текст] /Б.Х. Бакирова. - Изд.: Юнити-Дана, 2009. - 440 с
2. Балашов, Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования [Текст] / Ю.К. Балашов, А.Г. Коваль// «Маркетинг в России и за рубежом», № 7, 2002 г.
3. Волгин, Н.А. Доходы работника и результативность производства: (Проблемы, реалии, перспективы) [Текст] / Н.А. Волгин, С.В. Николаев. - М.: Универсум, 2002. - 274с.
4. Гущина, И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда [Текст] /И. Гущина // Общество и экономика. - 2010 - №1.- с.24
5. Дороти Бергер, Ланс Бергер «Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда. Подходы, методы, рекомендации» [Текст] / Дороти Бергер, Ланс Бергер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 761 с.
6. Дырин, С.П. Введение в теорию организации [Текст]/ С.П. Дырин. - Набережные Челны, 2003.
7. Дятлов, В.А. Управление персоналом [Текст] /В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, Ю.Г. Одегов, В.Т. Пихало. - М.: Изд. центр "Академия", 2010. - 736с.
8. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст]/ А.П. Егоршин. - Нижний Новгород: НИМБ, 1999.
9. Забелин, П.В. Основы стратегического управления [Текст]/ П.В.Забелин, Н.К.Моисеева.- М., 2010.
10. Занюк, С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг [Текст]/ С. Занюк. Серия: Новейшая психология Издательства: Ника-Центр, Эльга-Н , 2010. - 352 стр.
11. Иванова, С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час[Текст] / С.В. Иванова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. - 160 с.
12. Иванова, С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? [Текст]/ С.В. Иванова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. - 288 с.
13. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]/ Е.П. Ильин. - СПб: Питер, - 2010. - 259с.
14. Карданская, Н.Л. Основы принятия управленческих решений [Текст] / Н.Л. Карданская. - М.: Рус. делов. лит., 2008. 288 с.
15. Кардашов, В. Мотивация персонала: теория и практика [Текст]/ В. Кардашов. // Человек и труд. - 2011 - №10.-С.45-46
16. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]/ В.И. Кнорринг. - М: НОРМА - ИНФРА, 2008. - 456с.
17. Кобьёлл Клаус «Мотивация в стиле экшн. Восторг заразителен!»: Альпина Бизнес Букс /К. Кобьелл. - М. - 2006. - 178 с.
18. Лютенс, Ф. Организационное поведение [Текст]/Ф. Лютенс. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2010. - 692 с.
19. Магура, М.И. Современные персонал-технологии [Текст]/ М.И.
Магура, М.Б. Курбатова. ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2010. - 376 с.
20. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст]/ Е.В. Маслов. Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2010. - 312с.
21. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст]/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. Пер. с англ. М.: Дело, 1992. - 702 с.
22. Научная организация труда в управлении производственным коллективом: Общеотраслевые научно-методические рекомендации. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2010. - 286с.
23. Нельсон, Б., Экономи, П. Умение управлять для "чайников" [Текст]/ Б. Нельсон, П. Экономии. Пер. с англ. М.: Изд. дом "Вильямс", 2010. - 208 с.
24. Переверзев, М.П. Менеджмент [Текст]/ М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2010, 287с.
25. Попов, С.А. Стратегическое управление [Текст]/ С.А. Попов. - М.:ЮНИТИ, 2010.
26. Ричи, Ш., Мартин, П. Управление мотивацией [Текст]/ Ш.Ричи, П. Мартин. Пер. с англ, под ред. проф. Е.А. Климова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 399 с.
27. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст]/ В.А. Спивак. - СПб: Питер, 2010. - 416 с.
28. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент [Текст]/ Э.А. Уткин. - М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС, 2011. - 255с.
29. Чижов, Н.А. Кадровые технологии [Текст]/ Н.А. Чижов. - М.: Экзамен, 2010. - 352 с.
30. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала [Текст]/ С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2010. - 224 с.
31. Щегин, Г.В. Как работают с людьми за рубежом [Текст] / Г.В. Щегин. - Киев.: Альтерпресс, 2012. - 233 с.
32. Сбалансированная система показателей в действии [Текст]//
Справочник по управлению персоналом. - №7. - 2011.
33. Система мотивации без шаблонов [Текст]// Справочник по управлению персоналом. -№ 9. - 2011.
34. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие [Текст] / Под ред. Е.Б. Моргунова. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2011. 464 с. (Б-ка журнала "Управление персоналом").
35. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2011. —560 с.
36. Управление персоналом на предприятии. Новое в работе с кадрами Кол.авт. [Текст]. - М.: «Информцентр директор» газеты «Экономика и жизнь». ПИИ труда, 2014. - 338 с.
37. Управление персоналом организации. Учебное пособие [Текст] / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., пераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 365 с.
38. Халин, Е.В. Информационная технология обеспечения безопасности производства [Текст] / Е.В. Халин. - М., 2009. - 290 с.
39. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент [Текст]/ В.М. Цветаев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 160 с.
40. Чашина, О. Научная организация труда в системе управления персоналом компании [Текст] / О. Чашина // «Управление персоналом», № 12, - 2013. - 172 с.
41. Чижов, Н.А. Управление корпоративными кадрами[Текст]/ Н.А. Чижов. - СПб: Питер, 2014. -334с.
42. Фатхутдинов, Р. А. Организация производства [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 672 с.
43. Фильев, В. И. Организация труда на предприятиях Российской Федерации [Текст] / В. И. Фильев. - М.: Журнал «Управление персоналом», 2013. - 317с.
44. Шекшня, С. В. Управление персоналом. Учебно-практическое пособие [Текст]. - М.: Бизнес - школа "Интел- Синтез", 2012.
45. Шейл, Питер. Руководство по развитию персонала[Текст]/ Пер. с англ. Питер, Шейл.- СПб: Питер: Питер принт,2014. - 239с.
46. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст] / С.В. Шекшня. - М.: Интел-Синтез, 2010. - 223 с.
47. Ширшков, А.И. Трудоохранный менеджмент [Текст] / А.И. Ширшков - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2009. - 183 с.
48. Шубенкова, Е.В. Организация и нормирование труда: учебник для вузов [Текст] / Шубенкова Е.В. - М.: Экзамен, 2012. - 463 с.
49. Экономика и социология труда: Учеб.пособие [Текст] / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и В.А. Чуланова. - Р-н/Д.: Феникс, 2013. - 238 с.
50. Янович, А.Н. Стимулирование труда [Текст] / А. Н. Янович, А. А. Бусурин. - М.: Недра, 2010. - 317 с.
51. Янович, А.Н. Научно-экономическое обеспечение системы труда [Текст] / А. Н. Яновия, Н. Кульбовская, А. Соловьев // Условия труда и социальное страхование. - 2010. - №2. - С. 2.