ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СЖТ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 12
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 18
2.1. Женский журнал: история издания 18
2.2. Типологическое разнообразие современных женских журналов 24
2.3. Типологии ценностей, репрезентируемых в женском издании 37
ГЛАВА 3. АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВЕТСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 44
3.1. История журналов «Работница» и «Cosmopolitan» 44
3.2. Отражение социально значимых идеалов в структуре персонажа
журналистского текста 50
3.2.1. Структура персонажа в журнале «Работница» 53
3.2.2. Структура персонажа в журнале «Cosmopolitan» 64
3.3. Аксиологическое содержание понятия «концепт» 68
3.3.1. Концептосфера журнала «Работница» 72
3.3.2. Концептосфера журнала «Cosmopolitan» 81
3.4. Паралингвистические компоненты СЖТ как ретрансляторы
ценностных представлений 88
3.4.1. Паралингвистические компоненты СЖТ «Работницы» 92
3.4.2. Паралингвистические компоненты СЖТ «Cosmopolitan» 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЯ
В настоящее время в России издается более 50 гендерных журналов, при этом на долю женских средств массовой информации приходится две трети изданий данного типа, что позволяет сделать вывод о высоком уровне популярности такой печатной продукции среди российских потребителей 1. Регулярное появление новых женских изданий со своей тематикой и речевой концепцией говорит об их актуальности на рынке и востребованности целевыми аудиториями.
Необходимо отметить и то, что в настоящее время женская целевая аудитория является значимым участником общественной жизни и серьезным потребителем медийного контента. Современные женские журналы репрезентируют один из наиболее значимых сегментов медийного дискурса, поскольку, помимо развлечения и информирования, в их функции входит разработка и представление эталонов и ценностей образа жизни в современном обществе, внедряемых в сознание потребителя медиаконтента. Характерная особенность массовой аудитории гендерных журналов, в том числе, женской, заключается в том, что она не просто воспринимает информацию, содержащуюся в рекламных и журналистских текстах, но и реконструирует концептуальную картину мира под воздействием журналов. Моделируя сознание читательниц, женские журналы создают определенные гендерные стереотипы и проповедуют стиль жизни с определенными ценностными доминантами.
Ценностный аспект является важным для аудитории печатных средств массовой информации, поскольку система транслируемых в журнале и газете ценностей во многом влияет на содержание издания и определяет его концепцию, от которой зависит выбор данного издания читателем. Именно СМИ являются основными каналами коммуникации, которые в массовом порядке, но на индивидуальном уровне доводят до сознания человека утверждаемые ценности, рефлексируют по поводу их интерпретации и обновлении со стороны общества. Происходящие события адресат воспринимает через призму системы ценностей, рассматривая их как возможности для удовлетворения своих ведущих социальных потребностей. Ценностные ориентиры, транслируемые медиа, оказываются более продуктивными и удобными для жизненной реализации, нежели система ценностей, формируемая институтами семьи, школы, религии, искусства.
Женские средства массовой информации создают и транслируют идеи, ценности, представления, знания об обществе, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуя в процессах формирования социальной реальности, репрезентации культурно-идеологических ценностей и распространению нормативных гендерных образцов, которые затем воспроизводятся индивидами в повседневной жизни.
Создание и трансляция ценностных ориентиров, идей, представлений и знаний об обществе в издании для женщин происходит с помощью определенных речевых средств, которые формируют в журнале образ женщины, затем воспроизводящийся аудиторией в повседневной жизни.
Все это позволяет говорить об актуальности научного описания системы речевых средств, с помощью которых в журналах транслируются ценностные доминанты, образцы и модели поведения в обществе для современного поколения женщин.
Целью данной работы является выявление специфики речевой репрезентации аксиологического содержания журналистских текстов, публикуемых в женских печатных изданиях.
Для осуществления этой цели нами были поставлены следующие задачи:
1) создать терминологическую базу исследования;
2) описать основные этапы истории формирования феноменальных характеристик российского женского журнала;
3) выявить аксиологические константы текстов, публикуемых в российских женских журналах;
4) выявить способы и средства речевой и текстовой репрезентации аксиологических доминант в материалах, опубликованных в советском и современном женском журнале;
5) определить степень и характер исторической обусловленности аксиологически константного содержания женского периодического издания;
6) проанализировать специфику функционирования
паралингвистических компонентов публикаций, составляющих разные совокупные журнальные тексты;
7) на основании сравнительной характеристики изданий выявить специфику эволюции текстовой репрезентации аксиологического содержания публикаций в российских журналах разных исторических периодов и факторы, ее определяющие.
Объект исследования - совокупные журнальные тексты современного женского журнала «Cosmopoitan» и советского женского издания «Работница».
Предметом исследования является речевая репрезентация ценностного содержания публикаций, составляющих совокупный текст женского журнала.
Эмпирической базой исследования послужили российские и интернациональные семейно-бытовые и элитарные женские журналы (номера «Работницы» за 1925, 1931-1933, 1949-2017 годы, номера «Cosmopolitan» за 1994-2017 годы).
При обработке материала использовались следующие методы: реферирование научной литературы, анализ нормативно-правовой документации по теме диссертационной работы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практик текстопорождения, интенционально-стилистический анализ медиатекста, сравнение, теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, классификация, обобщение, прогнозирование.
В основу методологической базы исследования положены общенаучные принципы объективности и системности. Ведущим в исследовании стал описательный метод, позволяющий интерпретировать значительные массивы эмпирического материала.
Для изучения истории женской журналистики и динамики ее развития были использованы методы аналитического реферирования литературы, мониторинга массовой и специализированной прессы.
Для работы с конкретными фрагментами медиатекстов разных эпох мы использовали метод сравнения. Его результаты стали важным условием анализа существенных свойств, ключевых характеристик и связей между женскими журналами «Работница» и «Cosmopolitan» и послужили основанием для определения закономерностей их развития.
Теоретическая и методологическая основа сложилась под воздействием трудов исследователей журналистики, формировавших отдельные аспекты аксиологии журналистики: С.С. Ильченко, А.П. Короченского, Г.Н. Лазутиной, А.В. Марачевой, Л.Г. Свитич, В.А. Сидорова, а также работ ведущих исследователей женских журналов: Н.Л. Азизбековой, М.Ю. Гудовой, А.В. Жуковой, Т.Ф. Пирожковой, И.Д. Ракиповой, Е.А. Самотуги, В.В. Смеюхи, А. Г. Шилиной, Р.М. Ямпольской и других.
Формировании аксиологического подхода к анализу медиа, востребованного с учетом новой информационной ситуации «коммуникационного изобилия» и повышения уровня требований к осмыслению теории медиасферы, были использованы идеи В.А. Сидорова, С. С. Ильченко, К. Р. Нигматуллиной [Сидоров В. А., Ильченко С. С., Нигматуллина К. Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины. СПб., 2009:10]. Вслед за В.А. Сидоровым мы определяем аксиологию журналистики как научную дисциплину, изучающую журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии, а также собственно журналистику как социальную ценность, исследующую принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность и методы их репрезентации в аудитории средств массовой информации [Сидоров В.А., Аксиология журналистики: учебное пособие. СПб, 2016].
При описании системы средств речевой репрезентации аксиологического содержания разных типов женских изданий мы опирались на лингвостилистическое исследование женской журналистики А.Г. Шилиной, рассматривавшей женские журналы как новую и неизученную сферу функционирования современного русского литературного языка [Шилина А.Г. Русскоязычный женский журнал Украины в аспекте теории текста (синергетический анализ). Симферополь, 2012]. А.Г. Шилина исследовала женский журнал с точки зрения жанроведения, теории текста и сверхтекста, используя синергетический подход.
При создании аналитического алгоритма текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания мы опирались на работу А. Н. Потсар «Речевая структура персонажа в массовом тексте», в которой автор выявила основополагающие типологические характеристики персонажа медиатекста: внешний облик, психологический портрет, статусные характеристики и общественно-политические взгляды героя.
При анализе смысловой структуры использовалась методика анализа смысловой структуры медиатекста, разработанная Л. Р. Дускаевой и Н. С. Цветовой (статья «Феноменология газетного медиатекста»), основанная на убежденности в том, что целостность стилистико-речевой концепции медийного продукта влияет на формирование и поддержку ценностных ориентиров читателя, на его поведенческую активность и эмоциональное состояние.
При описании паралингвистических компонентов совокупного журнального текста женских изданий мы опирались на концепцию Е.Е. Анисимовой, выделявшей креолизованные тексты как особую группу паралингвистических активных текстов, в которых вербальный и невербальный компоненты обеспечивают комплексное прагматическое воздействие на адресата.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи, описана методология исследования.
В первой главе «Лингвоаксиологический анализ специализированного СЖТ: постановка проблемы» исследуется содержание, структура и функции аксиологии журналистики, переживающей сегодня этап становления.
Во второй главе «Женский журнал как аксиологический феномен» описывается история трансляции ценностного содержания совокупного журнального текста в России и в мир, рассматривается женский журнал как медийный феномен, выявляются типологические характеристики
современных женских изданий, исследуются актуальная для женского журнала система ценностей, описывается аксиологический статус типа издания, ставшего объектом нашего исследования.
В третьей главе «Аксиологическое содержание советского и современного женских журналов: сравнительный аспект» исследуется эволюция трансляции ценностного содержания публикаций в советском женском журнале «Работница» и современном женском журнале «Cosmopolitan» и предпринимается попытка создания аналитического алгоритма текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания материалов изданий: выделяются важнейшие типологические характеристики персонажей анализируемого медиатекста, ключевые лексико-семантические поля и концепты и используемые в совокупном журнальном тексте паралингвистические средства. По итогам сравнительного анализа выявляется зависимость смысловой структуры и речевой формы материалов от изменения основной задачи женского журнала.
В заключении мы выявляем специфику речевой репрезентации аксиологического содержания журналистских текстов, публикуемых в женских печатных изданиях, определяем направление эволюции текстовой репрезентации системы ценностей в женских изданиях в зависимости от трансформации их задачи, фиксируем разницу в определяющей мировосприятие женщин системе ценностей в «Работнице» и «Cosmopolitan».
Теоретическая значимость работы состоит в выработке аналитического алгоритма текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания женской прессы разных эпох и выявлении способов и средств текстовой репрезентации аксиологических доминант в изданиях для женщин, позволившего установить зависимость структуры образа героини от актуализации пропагандируемых в обществе моделей поведения.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности применения ее материалов и выводов в ходе дальнейших исследований речевой и текстовой репрезентации ценностного содержания в разных форматах прессы. Кроме того, описанные нами системы средств и способов трансляции аксиологических доминант могут быть использованы при формировании профессиональной речевой компетентности журналиста, позволяющей эффективно определять состав и организацию журналистского текста при ориентации на женскую аудиторию.
Следовательно, данная работа может быть полезна профессионалам, работающим в печатных СМИ, студентам, обучающимся по специальности «журналистика», исследователям аксиологии журналистики и гендерной прессы.
Магистерская диссертация прошла апробацию научных результатов на конференциях «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в Санкт-Петербурге в 2016 и 2017 годах, «Ломоносов-2016» и «Ломоносов- 2017» в Москве, «Слово и текст в культурном и политическом пространстве» в 2017 году в Сыктывкаре, на конкурсе научных работ по направлению «Журналистика» в рамках конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в Санкт-Петербурге в 2017 году. Основные результаты исследования отражены в научных статьях «Аксиологический статус публикаций в женском журнале (на примере советского женского издания «Работница»)» (Материалы конференции «Слово и текст в культурном и политическом пространстве» в 2017 году, в печати), «Аксиологический статус публикаций в женском журнале (на примере советского женского издания «Работница»)» («Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей. Выпуск 17», в печати), «Эволюция образа женщины в специализированном издании» (Материалы 16-и международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи»), «Эволюция образа женщины в специализированном издании» (Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2017)», «Советский женский журнал «Работница»: феноменология издания» (Материалы 15-и международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи»), «Феноменология образа женщины (на материалах советского женского журнала «Работница»)» (Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2017)».
Первая глава работы была посвящена исследованию базовых понятий аксиологии журналистики как научной дисциплины, переживающей сегодня этап становления. Мы выяснили, что медийная оценка задана автором, который формирует ее исходя из объективной значимости события и личного социального опыта, и влияет на аксиологические представления аудитории.
Во второй главе исследовалось ценностное содержание совокупного журнального текста в женском журнале: представлена история трансляции ценностного содержания СЖТ в России и в мире, рассмотрен современный женский журнал как медийный феномен, выявлены типологические характеристики современных женских изданий, описаны ключевые системы ценностей, выделены репрезентируемые в женских журналах и описан аксиологический статус типа издания, ставшего объектом нашего исследования.
Учитывая специфику рассматриваемого дискурса и используя теоретические установки М.С. Кагана, мы сделали вывод о том, что в женских журналах транслируются, преимущественно, этические и эстетические ценности. Как базовую мы выбрали систему ценностей М. Рокича, поскольку выделенное им разделение ценностей на конечные (интересная жизнь, любовь, понимание красоты) и инструментальные (самодостаточность, способность любить, амбициозность) дает нам возможность рассмотреть их взаимосвязь в текстах женских изданий и изучить, как наличие инструментальных ценностей у женщины помогает ей достичь конечных.
При формировании алгоритма текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания мы использовали типологические характеристики персонажа, предложенные А. Н. Потсар, в том числе, внешний облик, психологический портрет, статусные характеристики и общественно - политические взгляды героя. При анализе смысловой структуры медиатекста мы рассмотрели его специфические содержательно-стилистические особенности, целостность которых, по мнению Л. Р. Дускаевой и Н. С. Цветовой, обеспечивает формирование и поддержку ценностных ориентиров читателя. При анализе паралингвистических компонентов публикаций, составляющих совокупный журнальный текст советского и современного издания для женщин, мы исследовали разные типы комбинирования ценностных установок СЖТ и конкретных публикаций.
В третьей главе была предпринята попытка создания аналитического алгоритма текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания современного женского журнала «Cosmopolitan» и одного из самых популярных изданий советского «Работница». Объектом нашего исследования стали аксиологически значимые тексты, публикуемые в таких типах современных женских журналов, как семейно-бытовые и элитарные, поскольку, по мнению специалистов, эти издания преобладают на современном этапе развития женской прессы и адресованы широкой читательской аудитории.
Изучение эволюции «Работницы» от издания, сверхзадачей которого является идейно-политическое воспитание советских женщин, до современного семейно-бытового издания, позволило нам приблизиться к пониманию закономерностей динамики специфики текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания журнала на всем протяжении его существования.
В настоящее время основными тенденциями развития отечественной женской прессы являются информационная глобализация, коммерциализация СМИ, совершенствование информационных технологий, специализирующиеся на выпуске массовой прессы. Описание аксиологических доминант, способов и средств их текстовой репрезентации в издании «Cosmopolitan», на наш взгляд, позволяет выявить особенности создания образа современной женщины, зависящие от актуализации тех или иных ценностных установок и потребностей, пропагандируемых сегодня обществом.
Так, если в самом популярном на сегодняшний день женском журнале «Cosmopolitan» транслируется образ красивой и успешной женщины, которая существует для себя и наслаждается всеми жизненными удовольствиями, то в наиболее читаемом в советское время «Работница» женщина предстает как героиня, строящая коммунизм, активно участвующая в государственной и общественной жизни, совмещающая в себе функции труженицы и матери.
Вместо «симпатичных» и «хорошеньких» героинь советского издания приходят «роскошные», «красивые», «лучшие» девушки. Авторы используют языковые средства с ярко выраженной коннотацией (прежде всего, слова с ненулевым стилистическим значением - высокочастотные качественные прилагательные в простой и превосходной степени) для выражения положительной оценки и трансляции одобряемой обществом структуры персонажа.
Анализ текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания советского и современного женских журналов позволяет зафиксировать разницу в системе ценностей, которая определяет поступки и поведение женщин, влияет на их мировосприятие. Социальная роль женщин теперь не интересует общественность и не представляется важной, в журналах транслируется образ красивой и успешной героини, которая существует для себя и своего мужчины. Ценности советского издания, такие как участие в общественной жизни, превосходство внутреннего мира над внешним, заменило стремление к наслаждению всеми жизненными удовольствиями и повышенное внимание к личным, а не общественным интересам героини.
Героини как современного, так и советского изданий успешны и благополучны во всем: они успевают работать, следить за собой, создавать семью, обустраивать дом, иметь хобби, развивать внутренний мир. Однако героиня «Работницы» выполняет все эти функции, чтобы принести общественную пользу, служить общей цели и стать полноценным, сильным и патриотичным жителем своей страны, тогда как героиня «Cosmopolitan» делает все это ради себя, самостоятельно формирует круг своих интересов из предложенного в издании многообразия, сама выбирает, какие социальные роли ей подходят.
Однако несмотря на то, что современная женщина сама выбирает своей жизненный путь, который ей не навязывает правящая партия или какая-либо государственная или общественная структура, организация, она по-прежнему остается под влиянием общественных взглядов и принятых поведенческих схем. Но если героиня советского женского журнала зависела от общественно-политической системы и выполняла поставленную ей государством задачу, то персонаж современного издания существует под влиянием транслируемых СМИ стереотипных образов «идеальных женщин». Героини издания выглядят и ведут себя так, как принято в обществе, чтобы понравиться в первую очередь не себе, а произвести впечатление на окружающих и привлечь внимание мужчины. И несмотря на возникшую в последние годы тенденцию к женской независимости и самостоятельности, задача подобрать себе подходящего партнера и «удержать» его рядом с собой остается для героини массмедиа приоритетной.
Одним из наиболее важных средств трансляции ценностных ориентиров является креолизованный текст. Через портреты сильных и мужественных работниц, картины с изображениями счастливой жизни в Советском Союзе, сатирические иллюстрации в «Работнице» и изображения красивой и успешной героини, окруженной дорогими вещами в «Cosmopolitan» в женских изданиях осуществляется эмоционально-психологическое на аудиторию и формируется идеальный образ жизни героини, который читательницы стремятся воспроизвести в жизни.
Исследование позволило нам убедиться в том, что одна из ключевых функций заинтересовавших нас женских журналов заключается в формировании ценностных доминант, образцов и моделей поведения для современного поколения женщин, провоцируемых аксиологической системой общества потребления. Изменение принятых в обществе ценностных установок, потребностей, их эволюция влияют на структуру персонажей издания и по-новому формируют образы женщин, чье поведение представляется массовой аудитории образцом для подражания. Транслируемые в издании ценности находят отражение в стиле общения автора издания с адресатом, который также меняется с «поучительного» на «дружеский», и используемых лингвистических средств. На место обилию литературно-художественных элементов, максимально приближающий журналистский текст советского периода к литературно-художественному, приходит предельно простой, граничащий с разговорным язык общения с читателем.
Побудительность, представленную в «Работнице» в строгих и недвусмысленных инструкциях по поведению, одобряемому советским обществом, заменили рекомендации авторов «Cosmopolitan», которые аналогично навязывают читательнице определенный стиль поведения, но делают это в форме советов, полученных при имитации дружеского диалога. Речевой облик этих советов позволяет говорить об активном использовании при их вербализации не просто речевых воздействующих средств, но средств речевого манипулирования.
Алгоритм текстовой и речевой репрезентации ценностного содержания вооружает практиков журналистики конкретными примерами использования лингвистических и паралингвистических средств для формирования структуры персонажа и трансляции ценностных ориентиров, актуальных в обществе в современную эпоху.
1. Азизбекова Н. С. Женская пресса: типология, становление, развитие // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. № 3 (33): в 2-х ч. Ч. 1. С. 13-15.
2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. М., 2003. 128 с.
3. Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. № 1. С. 71-79.
4. Басова Л.В. Концепт «труд» в русском языке: На материале пословиц и поговорок. Тюмень, 2004.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
6. Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник. Красноярск, 2000. Вып. 3 (11) С. 104-110.
7. Вавилина В.С. «Работница» // Большая Советская Энциклопедия, 1969-1978, том 21. C. 33.
8. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. 152 с.
9. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. 140 с.
10. Гамелько Е. В. Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» за 1940 - 1953 гг. // Молодой ученый. 2009. №7.
11. Геттингер И.Ю., Плотникова О.А. Лингвистические средства формирования образа современной женщины в глянцевых журналах // Диалог Поколений - II. Труды по филологии и медиакоммуникациям. Омск, 2013. С. 79-82.
12. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск, 1999.
13. Громова Н.С. Креолизация текстов печатных СМИ как способ манипуляции адресатом // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. №8-1 (38). С. 59-63.
14. Гудова М.Ю, Ракипова И.Д. Женские глянцевые журналы: хронотоп воображаемой повседневности. Екатеринбург, 2010.
15. Досуговая журналистика в России / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб, 2009.
16. Дускаева Л.Р., Цветова Н.С. Досуговое направление в российской журналистике: проблемы подготовки специалистов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2011. № 6.
17. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь, 2004.
18. Дускаева Л. Р. Интенциональность медиаречи: онтология и структура // Медиатекст как полиинтенциональная система. Медиатекст как полиинтенциональная система. СПб., 2012.
19. Дускаева Л.Р., Цветова Н.С. Феноменология газетного текста // Стереотипность и творчество в тексте. Вып. 15. Пермь, 2011.
20. Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности. СПб., 1999.
21. Журналистика сферы досуга (учеб. пособие) под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012. 304 с.
22. Захарченко Н.А. Телевидение и псевдоценностные ориентиры личности // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации. 2011.
23. История женских журналов в России: журналистика советского периода // Энциклопедия моды. URL: https://wiki.wildberries.ru/%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B5%D1%86/%D0%B8%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D 1 %8F-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-
%D0%B6%D 1 %83%D 1 %80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B8%D0%B8-%D0%B6%D 1 %83%D 1 %80-2(дата обращения: 15.12.2015).
24. История русских медиа 1989—2011 // Афиша. URL:
http://www.afisha.ru/article/mediahistory/page12/(дата обращения: 15.12.2015).
25. История русской журналистики XYIII-XIX вв. / под ред. проф. Л. П. Громовой. СПб., 2005.
26. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 205 с.
27. Каменская О. Л. Лингвистика на пороге XXI века // Лингвистические маргиналии. Сборник научных трудов МГЛУ. Вып. 432. М., 1996. C. 13-21.
28. Кирьянова О.Г. Американские женские журналы как тип массовых пропагандистских изданий. М., 1978.
29. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000. C. 82
30. Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка 2-е изд., испр. и доп. М., 2006. 696 с.
31. Коломийцева Е. Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков: история развития и типологические особенности. Краснодар, 2008. С. 67.
32. Коньков В. И., Потсар А. Н. Лингвостилистический анализ текста. СПб, 2006.
33. Коньков В. И. Стилистические явления в речевой практике СМИ // Вестник Пермского гос. ун-та. Русская и зарубежная филология. Вып. 6. 2009.
34. Коньков В. И. Элитный журнал как речевая структура (на примере журнала “Vogue”) // Средства массовой информации в современном мире: тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 168.
35. Красных В.В. Структура коммуникации в свете лингвокогнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст). М., 1999. С. 202.
36. Крюков В. В., Данилкова М. П. Основные концепции теории ценностей': учебное пособие. 2003.
37. Кудинова Е.А. Концепт и его соотнесение с лексико-семантическим полем. Тамбов, 2008.
38. Кучеренко О. Ф. О соотношении понятий «картина мира», «языковая картина мира» и «концепт» // http://www.rusnauka.com
[Электронный ресурс].
URL: http://www.rusnauka.com/1_NIO_2008/Philologia/25451.doc.htm. (дата обращения 14.10.2016).
39. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов. М., 2011.
40. Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. М., 1998.
41. Маевская А.Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации масс- медиа. СПб., 2015. С. 49-50.
42. Мансурова М. В. Лексико-семантические поля «Чувство» и «Le Sentiment» в русском и французском языках // www.nsu.ru[Электронный ресурс].
URL: http://www.nsu.ru:8080/xmlui/bitstream/handle/nsu/9192/%20%20_%20%20%20%20%20%20%20_%20%20%20%20%20%20_%20_%20%20%20%20%20 %20%20%20_%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20_%20%20%20% 20%20%20%20%20%20.pdf;jsessionid=1733616F949F55EEBBA4F748C5991E9 F?sequence=1 (дата обращения 16.10.2016).
43. Минаева О.Д. Борьба журнала «Работница» за аудиторию и тиражи в 1920-1930-е гг. // Вестник Московского университета. Сер.10, Журналистика. 2013. №5. С. 7-24.
44. Минаева О.Д. Приемы производственной пропаганды для женщин в годы индустриализации (по материалам журнала «Работница») // Вестник Московского университета. Сер.10, Журналистика. 2014. №4. С. 148-161.
45. Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета. 1779. Ч. I.
46. Нерсесова Т. Е. Аксиологическая основа медиаконтента как способ формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки // Медиаскоп. 2011. Вып. 2. URL: mediascope.ru/node/835(дата обращения: 01.03.2017).
47. Объединенный каталог «Пресса России». URL:http://www.pressa- rf.ru/(дата обращения 12.11.2016).
48. Пирожкова Т. Ф. Журнал для «прекрасного пола // Вест. Моск. ун¬та. Сер.10. Журналистика, 1994. № 6.
49. Потсар А.Н. Речевая структура персонажа в массовом тексте. URL:
http://potsar.ru/files/library/rechevaya_structura.pdf. (дата обращения:
01.03.2017).
50. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Москва, 1998.
51. «Работница» (1925 - 2017).
52. Рокич М. Верования, отношения, ценности. М., 1968.
53. Рокич М. Природа человеческих ценностей. М., 1973.
54. Русская речь в средствах массовой информации: стилистический аспект / Под ред. В. И. Конькова. СПб, 2007. 272 с.
55. Самотуга Е.И. Особенности дискурсивного пространства «глянцевых» журналов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 3. С. 43-45.
56. Сидоров В. А., Ильченко С. С., Нигматуллина К. Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины. СПб., 2009.
57. Сидоров В.А., Аксиология журналистики: учебное пособие. СПб, 2016.
58. Система средств массовой информации России. М., 2001.
59. Сляднева О.В. Очерки истории российской рекламы: учебное пособие. СПб, 2007.
60. Смеюха В.В. Женские сетевые журналы: теоретико-типологическая характеристика // Вестник Адыгейского государственного университета 2011. № 4. С. 95-101.
61. Смеюха В.В. Отечественные женские журналы. Историко-типологический аспект: Монография. Ростов-на-Дону, 2011. 188 с.
62. Смеюха В.В. Процессы идентификации и женская пресса. Ростов- на-Дону, 2012. 318 с.
63. Смеюха В.В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГУ. 2000, №2. С. 50-56.
64. Смеюха В. В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве. Краснодар, 2012. 48 с.
65. Текст: теоретические основания и принципы анализа / Под ред. К. А. Роговой. СПб., 2011. 464 с.
66. Удод Д. А. Креолизованный текст как особый вид паралингвистически активного текста [Текст] // Современная филология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). Уфа, 2013. С. 97-99.
68. Философский словарь под редакцией И.Т. Флорова. М., 2001.
69. Ховалыг Д. В. Трансформация ценностных ориентации российского общества в средствах массовой информации. М., 2007.
70. Цветова Н. С. Дискурс искусства в современной российской журналистике // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012, № 1.
71. Чейф У. Л. Данность, контрастивность, определенность, подлежащее, топики и точка зрения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1983. Вып. 11. С. 277-316.
72. Черменская С. М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России. М., 2006.
73. Шарончикова Л.В. Печать Франции (80-90-е гг). М., 1999.
74. Шелястина, В.О. Женские журналы Франции 80х годов // Вест. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. 1986, №1.
75. Шилина А.Г. Русскоязычный женский журнал Украины в аспекте теории текста (синергетический анализ). Симферополь, 2012.
76. Этимологический словарь русского языка. М. Р. Фрасмера. М., 1986. Том 2. С. 346.
77. Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. М., 2008. 232 с.
78. Ямпольская Р.М. Женская пресса: ее типологические особенности // Вестник Московского университета. Сер. 10. «Журналистика» 1995, №1. С.15-25.
79. «Cosmopolitan» (1994 - 2017).